Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Практика на Будду Амитабу


 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-07-14

Практика на Будду Амитабу

Манфред Зегерс


Ученики исторического Будды Шакьямуни были очень разными. Поэтому, хотя Будда и давал поучения об одном-единственном пути к Просветлению, они разделялись в зависимости от способностей учеников на так называемые колесницы. В принципе учения Будды делятся на две колесницы - "Сутра" и "Тантра".

Сутра по-другому называется "Колесницей Причины", поскольку здесь речь идёт о создании причин для Просветления. В Тантре, "Колеснице Обретения Плода", главным является отождествление с плодом или различными аспектами Просветления.

Создать причины для просветления означает устранить все причины страданий и практиковать путь, ведущий к прекращению всех страданий и бесконечному счастью.

Цель Малой Колесницы (Хинаяны) - Освобождение, при котором растворяется иллюзия существования чего-то вроде самости или личности, а также тяжёлые завесы (мешающие чувства). Цель Великой Колесницы - достижение полного Просветления. На основе желания освободить всех существ от страданий спадают даже самые тонкие завесы неведения и постигается состояние высшей мудрости, полного всеведения. Эта высшая мудрость есть истинная природа нашего ума. Если глубоко доверять истинной природе ума, можно отождествляться непосредственно с плодом, с различными качествами Просветления, которые изначально ей свойственны. Основываясь на поучениях о Будда-природе присущей каждому живому существу, тантрические методы Алмазного Пути дают очень быстрые результаты. Говорят, что, практикуя Алмазный Путь, человек с наивысшими способностями, может достичь Просветления в течение одной-единственной жизни. Это потрясающе быстро, особенно если сравнивать с подходом Сутры, где Просветления можно достичь только за несколько мировых эпох. Но не каждый практикующий способен использовать столь мощные методы. Большинство направлений Махаяны основывается на подходе Сутры. И только тибетский буддизм использует и передаёт все тантрические методы, данные Буддой.

Просветление проявляется в различных формах.

Все Будда-аспекты, о которых говорил Будда Шакьямуни, объединены в пять Будда-семейств. Как суть всех пяти семейств можно рассматривать Ваджрадхару (тиб.: Дордже Чанг) - тантрическую форму самого Будды Шакьямуни. Все Будды десяти направлений, а также высшие Бодхисаттвы проявляют вокруг себя силовые поля, свои Чистые Страны. Будда Шакьямуни подробно описал качества таких Чистых Стран. Он учил различным способам установления контакта с Буддами и их силовыми полями, потому что по сравнению с другими методами медитация на Чистую Страну представляет собой лёгкий путь к просветлению.

В кругу пяти Будда-семейств Будда Амитаба (тиб.: «Опаме», рус.: «Будда Безграничного Света») является Буддой западного направления. Его имя звучит так потому, что свет, который излучается из его тела, пронизывает все Чистые Страны всех Будд десяти направлений. Давным-давно, много мировых эпох тому назад, тогда ещё под именем Дхармакара, он связал со своим Обещанием Боддхисаттвы невероятной силы пожелание создать Чистую Страну, которая соединяла бы в себе качества всех Чистых Стран и где существа могли бы легко перерождаться - достаточно было бы очень этого захотеть. В результате этих сильных пожеланий после достижения состояния Будды Амитаба создал Чистую Страну "Великая Радость" (санск.: Сукха-вати, тиб.: Девачен).

Объяснения свойств Будды Амитабы и его Чистой Страны можно прежде всего найти в короткой и длинной версии Сукхавати-Вьюха, то есть в коротком и длинном описании Чистой Страны Великой Радости (I-II век н.э.), и в Амитайур-Дхьяна-Сутра, сутре о медитации на Будду Безграничного Света (III век н.э.). Дополнительно к этим трём, методы установления контакта с Чистыми странами и способы перерождения там прославляются в очень многих сутрах Махаяны. Кроме того, сюда же относятся ещё около двухсот сутр и комментариев, таких как Аватамсака-Сутра, Сурангама-Сутра, Сутра Лотоса и Праджня-Парамита-Сутра. Также эту практику очень доходчиво объясняет Ашвагхоша в "Трактате о пробуждении доверия".

В общем, существует четыре причины рождения в Чистой Стране Великой Радости. Первой и самой важной является желание родиться в ней. Вторая причина - представлять в своём уме Будду и его Чистую Страну как можно более ясно. Третья причина - избегать негативных поступков и совершать позитивные. Наконец, четвёртая причина состоит в развитии Просветлённого Настроя, основывающегося на любви и сочувствии, желании достичь Просветления на благо всех существ. И на основе этих общих разъяснений Будда, ориентируясь на способности своих учеников, дал много разных уровней практики. Их можно разделить по принципу Сутры и Тантры. Далее следует их краткое объяснение.

Уровень Сутры в практике на Амитабу образует основу для «Школы Чистой Страны», у которой более ста миллионов последователей. Это крупнейшая буддийская школа в мире. Здесь основная практика - произнесение имени Будды Амитабы, не считая трёх видов накопления.

Первое накопление - это доверие к западной Чистой Стране и к обещанию Будды Амитабы спасти всех, кто произносит его имя, а также доверие к своей собственной природе - такой же, как у Будды. Произносить имя Будды - это то же самое, что "изрекать" чистую природу ума.

Второе накопление - это желание, стремление родиться в Чистой Стране, в собственном чистом уме, чтобы там стать способными освободить от всех страданий себя и других.

Третье накопление - это медитация. В контексте этой школы медитация прежде всего означает держать в уме Будду Амитабу. При этом имя Будды произносится до тех пор, пока собственный ум и ум Будды Амитабы не сольются воедино. Так достигается стабильная медитация и проникающее видение. Но помимо того, чтобы представлять Будду Амитабу, необходимо также изучать сутры Махаяны и совершать как можно больше позитивных действий. Следуя этим принципам, можно "перекинуть мостик" в Чистую Страну Девачен.

Также можно сказать, что эти три аспекта - доверие, желание и медитация - по своей сути неотделимы друг от друга, потому что каждый из них подразумевает остальные и все вместе они содержатся в каждом.

Основная практика "Школы Чистой Страны" состоит в произнесении имени Будды Амитабы, хотя кроме этого существует ещё три способа медитации. По одному из них, нужно призывать Будду, глядя на его статую или изображение. Согласно другому - нужно представлять Будду в уме, а третий заключается в том, чтобы медитировать на истинную природу ума. Произнесение имени Будды даёт тот же результат, что и начитывание его мантры. Это объединяет названный метод с тантрическими, или эзотерическими, школами. Буддийские мастера различных традиций говорят: "Метод произнесения имени Будды объединяет медитацию (Дзен), изучение сутр, дисциплину (Винайя) и эзотерические школы". Это объясняется тем, что произнесение имени Будды освобождает от всех завес, привязанностей и желаний, что означает Дзен. Священные слова "Будда Амитаба" содержат бесчисленные высшие поучения: они скрыты в этих словах и следуют из них, и этот взгляд соответствует школе изучения сутр. Произнесение имени Будды очищает и устраняет на очень глубоком уровне три вида кармы - тела, речи и ума, что соответствует школе диспиплины. Наконец, эзотерическая школа будет прокомментирована в связи с тантрическим уровнем.

Формальное название Школы Чистой Страны в Китае - «Чинг-ту Цунг». В японском буддизме ей соответствует «Йодо Шу».

Преданность к Будде Амитабе поначалу была одной из возможных практик в буддизме. Хуи Юань (334-416 гг.) выделил эту практику и организовал на её основе буддийскую школу, учредив в 402 году общество Белого Лотоса. Он подчёркивал обещание Будды Амитабы о том, что все существа, у которых есть большое доверие, могут переродиться в его Чистой стране, и сосредоточил практику на повторении формулы «На-мо А-ми-то Фо», известной под названием «Ньен-фо». Буквальное значение этой мантры: «Почтение Будде Амитабе». Эта практика применяется также и в японской версии Школы Чистой Страны, где её называют «Нембуцу» (Намо Амида Буцу).

Выдающийся мастер Дзен XVI века Чусанг Хунг говорил: «Она (Чистая Страна) чрезвычайно важна, трудноуловима и прекрасна. Кроме того, она очень проста. Поскольку она так проста, особо умные не замечают её. Рождение и смерть неотделимы от одного-единственного момента осознавания. Поэтому все мириады мирских учений, а также учений, выходящих за пределы мирского, неотделимы от одного момента осознавания. Улови этот самый миг осознавания и осознавай Будд, помни о Будде, произноси имя Будды. Как близко и пронзительно! Что за чистая, сущностная сила, такая явная, присутствующая! Если ты прозришь, где берёт начало это осознавание, ты увидишь, что это Амитаба нашей собственной неотъемлемой природы. Это суть патриарха, пришедшего с Запада (суть Дзен)».

В Дзен-буддизме необходимо понять истинность собственной Амитаба-природы - Чистую Страну Только-Ума. Как это объясняется в Вималакирти-Нирдеша-Сутре, если чист ум, чиста Будда-Страна. Перерождение в Чистой Стране - это, по сути дела, перерождение в нашем Чистом Уме. Этому высшему уровню Чистой Страны следуют практики с глубокими духовными способностями: «Если чист ум, чиста Будда-Страна... Произнесение имени Будды тождественно произнесению природы ума». На этом уровне Чистая Страна и Дзен имеют одну и ту же сущность.

На уровне Тантры или Алмазного Пути существуют, опять-таки, различные формы практики. Самый главный метод Алмазного Пути - отождествление: вести себя как Будда, пока не станешь им. Здесь можно выполнять практику без особенных предварительных условий, поскольку Будда Амитаба невероятно сильно желал открыть для существ путь в Чистую Страну. Но практика будет ещё более эффективной, если получить подлинную передачу от своего учителя. Эта передача состоит из посвящения на Будду Амитабу (тиб.: ванг), устной передачи или разрешения делать эту практику (тиб.: лунг) и точных разъяснений техники медитации (тиб.: тхри).

Каждая тантрическая практика делится на две или три части. Две части - это фаза построения, в которой мы представляем определённые вещи, и фаза завершения, в которой растворяется всё то, что было построено в первой фазе медитации, и ум покоится в своей собственной природе. Если же медитация делится на три части, то её аспекты называются на санскрите «мудра, мантра и самадхи». Фаза произнесения мантры отделяется в этом случае от фазы построения. Первая часть, мудра - подробное построение в уме формы Будд - действует в двух направлениях: мы очищаемся от омрачений тела и, как результат, создаётся чистый аспект тела, или Тело Излучения Будды (санск.: Нирманакайя). Произнесение мантр служит цели очистить от омрачений речь, чтобы создать чистый аспект речи, а именно - Тело Радости Будды (санск.: Самбхогакайя). Наконец, функция фазы растворения, или завершения (самадхи), - очиститься от всех омрачений, связанных с умом, чтобы проявить состояние истины, или Тело Явлений Будды (санск.: Дхармакайя). Эти функции фаз медитации по существу неизменны, независимо от применения короткой, средней или подробной формы медитации на Амитабу. Самые подробные формы могут занимать целый день или больше: они содержат множество различных ритуалов, таких как подношения и т.п. Но так как значение этих практик очень глубоко, в данном контексте невозможно рассказать обо всех деталях.

Алмазный путь содержит также совершенно особенный вид практики - одно из самых глубоких поучений, данных Буддой. Это так называемое «Перенесение Сознания» (тиб: Пхова) или «Осознанное Умирание». В традиции Карма Кагью тибетского буддизма эта медитация выполняется в контексте «Шести Поучений Наропы». Также её практикуют в традиции Ньингма как часть тантрических поучений, переданных великим индийским мастером Падмасамбхавой - важнейшим основателем буддизма в Тибете.

Цель практики Пхова - научиться направлять ум на Будду Амитабу и переносить сознание в Чистую Страну Великой Радости. Благодаря этому становится возможным установить контакт с Буддой Амитабой и достичь этого необыкновенно чистого и радостного состояния. Это особенно полезно во время смерти. Минуя испытания промежуточного состояния (тиб.: бардо), в котором формируется новое рождение в циклическом существовании, можно попасть напрямую в состояние высшего блаженства, где мы свободны выбирать, вернуться для блага других или остаться. Находясь в поле самого Будды, можно получать дальнейшие поучения и очень быстро развиваться до уровня полного Просветления. На самом деле, с помощью этой практики возможно всё более глубокое понимание истинной природы собственного ума, что означает проявление Чистой Страны здесь и сейчас. В этом случае нет необходимости переносить сознание в Чистую Страну и не нужно ждать конечного результата, если уже созданы соответствующие причины. Взамен можно уже в течение этой жизни развивать выдающиеся способности помогать другим и освобождать существ от страданий. В этом и заключается смысл практики Пхова.

Это - большой подарок, самый эффективный по сравнению с различными практиками на Будду Амитабу.


Первоисточники:
* Поучения о Будде Амитабе от Кюнзиг Шамара Ринпоче, Калу Ринпоче, Лопён Цечу Ринпоче, Тенги Ринпоче и Ламы Оле Нидала в связи с различными посвящениями и курсами Пховы
* Поучения о практике Ваджраяны от Кхенпо Ламы Тхубтена, 1987 год
* Лекция о буддийской Школе Чистой Страны, прочитанная китаянкой Анилой Йи Сиу, настоятельницы женского монастыря в Малайзии; перевод - мистер Ванг, Институт имени Кармапы, Нью-Дели, 1995 год
* «Сутра и Тантра», Тенга Ринпоче
* Различные книги о Чистой Стране и Дзене, переведённые переводческим комитетом «Сутра» в США и Канаде


Об авторе:
Манфред Зегерс стал полномочным буддийским учителем после пяти лет изучения под руководством Кхенпо Ламы Тубтена. Он учился и преподавал в буддийском университете - Международном Буддийском Институте имени Кармапы в Нью-Дели, Индии. По поручению Кюнзиг Шамара Ринпоче и Ламы Оле Нидала проводит лекции и семинары во многих европейских странах.

Перевод с немецкого - Татьяна Юнгблют.

 Рассылка 'Буддизм сегодня'


Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com 
 


В избранное