Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Буддизм сегодня - Главная цель — реализовать самого себя


Главная цель — реализовать самого себя Интервью с Кирсаном Илюмжиновым

 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2010-03-04

Главная цель — реализовать самого себя

Интервью с Кирсаном Илюмжиновым

 

Кирсан Николаевич, недавно Калмыкию посетил Семнадцатый Кармапа. Каковы ваши впечатления от этого визита?

— Мы год целый готовились к этому визиту. Для нас это было очень интересно и важно, потому что сейчас в Калмыкии мы возрождаем традиционный буддизм. Десять лет назад в республике не было ни буддийских храмов, ни лам, ни учителей, ни учеников — ничего. Тогда мы начали отправлять наших ребят учиться в Индию. Иконечно, визит Его Святейшества Семнадцатого Кармапы сыграл огромную роль для популяризации буддизма в нашей республике, тем более, что он ни разу не был в России. Для меня было очень приятно и почетно, что именно Калмыкия имела честь пригласить его и принимать у нас в республике. Те обряды, которые он совершал, поучения, которые давал, — все это пошло на создание позитивной кармы для Республики Калмыкия и для ее народа.

Я предоставил Кармапе особняк и сказал: «Считайте, что здесь Ваша резиденция». В любое время он может приезжать, жить, давать поучения. В этом году он был у нас в День России — 12 июня. И я предложил ему каждый год в этот день приезжать в Россию и давать благословение России и российскому народу.

 

А какие ощущения остались у вас от самого Кармапы?

— Мы общались с ним, он был гостем у меня дома, у моих родителей. Дом, в котором я родился и жил, уже два святейших посещало. И Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй был у нас (мама готовила булмык — национальную калмыцкую еду). И на том же стуле, на котором сидел и обедал Патриарх Московский, 1 декабря 2004 года сидел Его Святейшество XIV Далай-лама — папа даже таблички сделал. И на том же стуле сидел Его Святейшество XVII Кармапа. И приятно было просто принимать его у себя дома — очень прогрессивного молодого человека, не по годам мудрого, очень доброго и проницательного, очень лаконичного. Действительно, тот сан, который он носит, и те поучения, которые он дает как Святейший, соответствуют всему его облику и внутреннему состоянию. Он очень умный человек.


Как вы считаете, каковы перспективы буддизма в России? Насколько благоприятна нынешняя ситуация для его развития?

— Ситуация улучшается. Сейчас во многих магазинах продаются книги о буддизме. Хоть и не часто, но появляются на различных телевизионных каналах передачи о буддизме. Это важно, поскольку у людей мало знаний в этом вопросе. В нынешнем году один влиятельный предприниматель подарил мне на день рождения «Будду». Говорит: «Сейчас машина придет, привезут подарок». Ну и привезли Хоттэя — это японский бог, считается, что ему нужно живот чесать для привлечения удачи. Я звоню этому бизнесмену, он меня спрашивает: «Ну, как Будда?» А я ему отвечаю: «Так это же не Будда». А он: «Как не Будда?! Я в магазине выбирал, мне сказали — Будда!» Разумеется, он хотел мне приятное сделать. А подарил китайскую игрушку. И у многих общее представление о буддизме совсем неправильное. К тому же у нас сейчас много шаманизма, кришнаитов и так далее. И понятие о буддизме у всех весьма отдаленное. Даже многие уважаемые люди не знают, кто такой Будда Шакьямуни, когда он родился и так далее. Но то, что буддизм в последнее время набирает обороты, очевидно: президент России Дмитрий Анатольевич Медведев две недели назад посетил дацан в Бурятии в Улан-Удэ, встречался с ламами. Владимир Владимирович Путин тоже посещал этот храм, встречался с ламами, долго беседовал. То есть первые лица уделяют внимание буддизму. Но для большинства в России привычнее православие и ислам. Хотя еще Елизавета II издала указ о четырех традиционных для России религиях — православие, ислам, буддизм и иудаизм.

И все-таки процесс распространения буддизма идет, к нам приезжают учителя, Лама Оле Нидал, например. Вообще-то, я к религии отношусь как к части развития нашей человеческой цивилизации. Я буддист настолько же, насколько я православный или мусульманин.


Вас же в детстве, насколько я знаю, бабушка обучала буддийским обрядам?

— Я в детский садик не ходил, оставался дома с бабушкой. И когда родители на работу уходили, она дверь на крючок закрывала — у нас маленький домик такой был. Думала ли тогда бабушка, что в этот дом будут заходить святейшие Патриарх Московский, Далай-лама, Кармапа... Она закрывала шторки, из сундука, пахнущего нафталином, доставала статую Будды, тханку, ставила их и начинала молиться. Она была безграмотная, но знала мантры. И я вместе с ней «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» повторял. Потом, когда чуть-чуть подрос (лет 5–6 было, уже в шахматы научился играть), она шторы закрывает, а я иду и открываю. Она говорит: «Закрой!» Я спрашиваю: «А кого бояться?» А она: «Нет, сейчас придут, накажут...» Это был семидесятые годы. Ведь в 1943 году калмыков выслали в Сибирь до 1956 года, и все буддийские храмы были уничтожены. Я когда стал президентом в 1993 году, ни одного храма не было — ни буддийского, ни православного — никакого вообще.

 

И как же тогда сохраняли религию?

— Вот бабушки и сохраняли. Я тогда стал возмущаться — первое проявление демократии в семье — как же так, пусть люди видят, что мы молимся. Она говорит: «Нельзя. Вот вырастешь, построишь храм, и будут люди ходить туда». Она как будто вперед смотрела тогда. На той улице, где мы с бабушкой молились, я построил самый большой в Европе буддийский храм. Золотая Обитель Будды Шакьямуни — такое название дал ему Далай-лама. Мы в республике построили 45 буддийских храмов, 22 православные церкви — все за эти десять лет. На это я жертвовал свои деньги, деньги своей семьи, друзей. Мы дарили их буддийской общине, православной церкви. Бабушка вперед смотрела — действительно, храм я построил, всех святейших пригласил. Если бы она была сейчас жива, он была бы довольна.


Когда вы стали старше, вы перестали интересоваться буддизмом?

— Почему же? Вот только сегодня утром я беседовал на тему буддизма с одним высокопоставленным чиновником из Кремля. Он даже попросил книги о буддизме. Еще я обещал книги одному из помощников президента России, сегодня завезу их ему.

Вообще, мне доставляет удовольствие встречаться с иерархами той или иной конфессии. На прошлой неделе я совершил двухдневное паломничество в Инкерманский монастырь под Севастополем, в Балаклаве. Я пожил там с монахами. А перед этим совершал паломничество в монастырь Святого Великомученика Пантелеймона, на греческий остров Афон. У Папы Римского был в келье, у Далай-ламы в Тибете, в Лхасе. Мне просто интересно, потому что религия — это философия. Особенно буддизм, ведь он зародился 2550 лет назад. Иногда я читаю книги и лекции — мне очень интересно.


Вы медитируете?

— Периодически.


Делаете какие-то определенные практики?

— Я бы не сказал, что являюсь твердым последователем какой-то школы и знаю какие-то практики. Но то, что я беру из бесед и из книг, то, что приходит по наитию, — использую.


Вы не хотели бы посетить какой-нибудь медитационный курс, с Ламой Оле Нидалом, например?

— Ну конечно, он все время меня приглашает. В этом году два раза приглашал — в Германию и в Испанию. Но у меня времени нет — я через день в самолете. А так, конечно, хотел бы — две-три недели посидеть, позаниматься. Это очень здорово.


Медитация как-то помогает вам в работе, в жизни?

— Безусловно. Любой человек должен сохранять душевное равновесие. Не важно, на какой должности он находится. Будь он тем же комбайнером, менеджером в банке или журналистом, министром, депутатом. Будда учил, что нельзя ни к чему привыкать, даже к собственной жизни. Когда ты действительно ощущаешь, не просто знаешь, а воспринимаешь подкоркой, что все приходящее и уходящее, тогда и решения получаются продуманные.


Я читала об этой удивительной десятой статье в «Степном Уложении» Калмыкии, о том, что народ Калмыкии несет ответственность за все, происходящее в мире. Думаю, что нигде подобных государственных документов нет. Как вы считаете, это воздействует на психологию, на умы калмыков?

— Да, это же откладывается на уровне подсознания, — мысль, что мы не одни здесь. Это воздействие рассчитано на подрастающее поколение. Наша конституция — единственная в мире, где есть такая конституционная норма — «ты в ответе за все, что делаешь». В конституции Франции, Америки, России — нигде вы не найдете такого. Я вписал эту статью, чтобы каждый ребенок понимал, что он является землянином — ребенком этой вселенной, которая не ограничена Россией или Европой. Что те проблемы, которые есть в Африке, или глобальное потепление, или исчезновение белых медведей — все это тоже его касается. Что он один из участников этой экосистемы. И чем больше человек думает, что он одно целое с окружающей природой, тем меньше он будет совершать вредных поступков, понимая, что может получить ответный удар. Когда человек научится это осознавать, тогда, наверное, меньше войн будет и больше порядка на земле.

Так что эта статья, десятая — как глас вопиющего в пустыне. Раньше на нее никто не обращал внимания, я и не рассчитывал на это особо. Но сейчас все больше и больше людей, политиков обращаются ко мне насчет этой статьи. Значит, время подходит. Тем более, что планета так загрязнилась. И это выражается не только в том, что кругом так много мусора и оружия, но и в том, что человечество стало очень эгоистичным. Общество потребления...


Сейчас в России детям в школе собираются преподавать основы религии. Как в Калмыкии решен этот вопрос?

— У нас религия преподается с 1993 года. По телевидению часто выступают и православные, и буддисты, и мусульмане. В прошлом году мы открыли первую национальную русскую гимназию, при университете основали буддийский факультет, школу. Достраиваем первый международный буддийский университет. Там будут преподавать религиоведение, проводить практики. Когда в следующем году приедет Лама Оле Нидал или Его Святейшество Кармапа — они смогут там выступить.


Кирсан Николаевич, вы много путешествуете, бываете в разных странах. У вас есть какие-то наблюдения по поводу того, отличаются ли страны, где буддизм является основной религией, от других?

— Любой, кто был в Таиланде, заметил бы, что там спокойней... Не хочу комментировать историю мировых религий. Однако отмечу, что человечество не знало буддийских войн. Никого на костре не сжигали, если он в Будду не верит. Конечно, буддизм накладывает определенный отпечаток на те страны, в которых его исповедуют. В Индии, например, или в Непале, конечно, между собой воюют какие-то кланы, но в общем страна не угрожает никому. Таиланд кому угрожает? Никому не угрожает. Хотя они все время премьер-министра хотят скинуть. Но в общем они никому не угрожают. А взять, например, Пакистан, Израиль, со своими ядерными бомбами. Или США?


Что вы думаете по поводу противостояния Тибета и Китая? Как будет развиваться, на ваш взгляд, эта ситуация?

— Далай-лама уже провозгласил, что он за единство территории Китая. Я за диалог между властями Китая и Далай-ламой, за то, чтобы они действительно встретились и поговорили, выслушали друг друга. Я никогда не слышал, чтобы Далай-лама говорил, мол, давайте отделим Тибет. Нет. Он останется в составе Китая, но при условии культурной и религиозной автономии. Я за диалог. Пусть они сидят и договариваются. Тем более, что было время, когда Далай-лама был заместителем председателя КНР, в прямом смысле.


Вы много общаетесь с действительно высокими ламами. Что-то в вас благодаря этому общению меняется?

— Как говорят, self-made. Сделай себя сам. На меня очень трудно повлиять, но, разумеется, меня к ним тянет. И не только к высоким ламам. Например, отец Иофф — простой священник, с которым я сидел в горах под Севастополем — очень сильное впечатление произвел на меня. Каждый человек уникален сам по себе. У кого-то больше объем знаний, больше возможностей, у другого чуть меньше, но тоже есть тяга, душа. Я беседовал и с Папой Римским, и с Далай-ламой, и с Семнадцатым Кармапой — это удивительнейшие люди, таких, осененных космосом, единицы. Общение с ними приносит много пользы. Любой человек не должен останавливаться в совершенствовании ни на час.


Вы действительно очень много делаете для буддизма в России и в регионе. Какие еще планы у вас есть?

— На сегодняшний день самое главное — запустить академию. А так у нас буквально каждый месяц масса мероприятий. Сейчас вот я провожу в середине октября Первый международный форум традиционной тибетской медицины. Хотели назвать «нетрадиционной», но не стали — она же тысячелетнюю историю имеет. Приедут гости из двадцати стран: из Индии, Тибета, Китая, Америки, Франции. Это даст большой импульс именно в этом направлении. Сейчас идет очередной буддийский семинар, устроители которого хотят построить под Элистой большой ретритный центр. В следующем году начнем возводить статую Будды Майтрейи — она будет большая, двадцать метров, с внутренними помещениями. Это будет грандиозный скульптурный комплекс. Уже макет сделан. Авторы — Алексей и Наталья Парфёновы. Мы же все ждем прихода Будды Майтрейи. Думаю, мы раньше, чем в Индии, сделаем.


Кирсан Николаевич, вы очень многого в жизни добились и многое сделали. Что вы считаете своим главным достижением?

— Ну не знаю, многого добился или не многого... Главная цель — реализовать самого себя. Назад я не смотрю. Но, например, десять лет назад наша республика была на последнем месте по количеству дорог с твердым покрытием. Сейчас мы в первой пятерке. Все районы заасфальтировали. На последнем месте по газификации находились, а сейчас уже газифицировали всю республику. Многое построили. Это материальные проявления. Десять лет назад Калмыкию считали провинцией и немногие вообще знали, где она находится. А сейчас буддисты во многих странах, шахматисты и инвесторы хорошо нас знают. Но я назад стараюсь не смотреть. Я это сделал и пошел вперед. А впереди — сколько сможешь выжать из себя? Может быть, телепортироваться и летать я и не научусь, но вот что-то из мозгов своих выжать, реализовать самого себя хочу.


Вы чувствуете какую-то поддержку со стороны высших сил?

— То, что вы утром проснулись и голова не на тумбочке находится, руки и ноги шевелятся, солнце взошло — это уже поддержка высших сил. Если больше позитива в жизни делаешь — не обижаешь других, — то иногда и тебе помогают. Есть же Всевышний, или карма. Так что, если ты ногу поломал или еще что-то произошло, значит, кого-то ты все-таки обидел — если не в этой жизни, то в прошлой. Все бумерангом возвращается. Поэтому нужно стараться все делать на позитиве. Невозможно, конечно, быть вечно на позитиве, когда ты руководитель, нужно кого-то увольнять, сажать. Но главное, чтобы был позитив в мыслях.


Как вы думаете, буддисту в политике проще или сложнее?

— Сложно, очень сложно. Еще Макиавелли писал, что политика — это грязное дело, дело грязных рук. Почему я в монастыри иногда езжу? После работы мало руки помыть, в душ сходить. Нужно еще душу почистить. Буддизм учит сострадать, а в нашем деле это сложно. Надо увольнять кого-то, а ведь у него семья, дети, но он не справляется — трудно же. Но без этого никак. Ну а в стратегическом плане легче, конечно. Помогает быть более уравновешенным, спокойным. Принимать решения, исходя не из сиюминутных взглядов.


Как вы считаете, какие буддийские постулаты и воззрения могут быть полезными современной молодежи?

— Во всех религиях есть эта основа — сострадание. Даже в старых учебниках марксизма-ленинизма можно найти эту идею. Кошку не мучить, наркотики не употреблять, соседа не бить по голове дубинкой, однокурсника уважать и давать ему списывать, если он не выучил урок. Сострадание и любовь ко всему — это основа буддизма. Если научишься сострадать, значит, нормальный живой человек из тебя получится.

Вопросы задавала
Евгения Половникова

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Книги и журналы о буддизме вы можете приобрести в интернет-магазине http://www.dharma-shop.ru/
Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное