Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Буддизм сегодня

  Все выпуски  

Искусство как метод восприятия мира.


 Буддизм сегодня

 Новости буддизма в современной России и в мире от 2010-09-12

Искусство как метод восприятия мира.

Марина Мацкова

 

Не стоит недооценивать визуальное искусство как метод восприятия мира, как выражение невыразимого, как иной язык — без слов, доступный для понимания без перевода. Его значение особенно подчеркнуто в духовной традиции Тибета и Восточной Азии.

На протяжении многих веков тибетская «икона» — тханка служила не только объектом ритуальных церемоний, но и, главным образом, методом познания и раскрытия возможностей ума практикующих Дхарму.

Буддийское искусство наполнено космогоническими символами, которые дошли до нас в первозданном, практически не измененном виде благодаря передаче от мастера к ученику. Только самым успешным в практике и особо одаренным художникам разрешалось рисовать тханки — только совершенные по красоте произведения могут вдохновлять к открытости в познании пути и методов Просветления.

Тибетская тханка — это окно в иной мир:
изображения на плоскости на самом деле открывают несколько измерений, которые, как правило, нельзя описать словами. Этим объясняется разномасштабность композиций, их пластика и цветовой строй, особенности пропорции. Не случайна и деталировка объектов сложнейшими знаками и символами: каждый завиток растения, вся орнаментика одежд, любая линия подчинены гармонии и содержат в себе много информации.

Получая наставления Ламы, мы используем мысленные образы Будда-форм. Образы Будд, Бодхисаттв, Йидамов, Защитников программируют наш ум на проявление просветленных качеств. Отождествляясь с Ламой и Йидамами, мы проникаем в самые глубокие тайны поучений.

У разных людей восприятие мира различно. Некоторым проще осознавать, опираясь на образы, — в этом случае мы говорим, что они воспринимают мир визуально. Другие не видят форм в их конкретном выражении, включая сознание для медитации через интеллект. Но и в том и в другом случае изображения способствуют лучшей концентрации и вдохновению.

На одной из лекций у Ламы Оле спросили «Почему формы Йидамов, данные нам 2500 тысячи лет назад, не изменились? Соответствуют ли они уму современных людей? И есть ли уверенность, что они так же помогают человеку сегодня, как и тысячелетия назад?»

Оле ответил:

«Ум не имеет цвета, веса, запаха размера и формы. И это означает, что он независим и от моды. Иногда ум работает через человеческое тело и в этом случае он имеет две стороны: он является осознающим — то есть может знать, и он активен — то есть может действовать.
Если людям дается форма для медитации, имеющая определенный цвет, размер и другие параметры, это значит, что будет возникать обратная связь. Энергии будут определенным образом течь в наших телах и мы постепенно будем перенимать те качества, на которые мы медитируем.
Когда мы медитируем на мирные формы, то удаляем глупость,
когда на формы в союзе — преобразуем привязанности,
гневные аспекты помогают нам бороться с ленью: благодаря им у нас появляются энергия и активность.
Все это — формы обратной связи. Связи нашего ума с Просветлением.»

Образы Бодхисаттв

Образы Бодхисаттв объединены общими визуальными характеристиками. Так, например, если Будды изображаются в монашеских одеждах, то на Бодхисаттвах всегда изысканные одеяния, их руки и ноги украшают многочисленные браслеты, на шее сверкают ожерелья, на голове — корона. Это украшения, выражающие состояние радости Будд, богатство и полноту духовного пути и его конечной цели — Просветления. В отличие от Защитников и Йидамов, изображаемых стоящими на солнечных дисках, что указывает на их непревзойденную силу и защищающую активность, Бодхисаттвы, подобно Буддам, сидят на лунных дисках и цветках лотоса, символизирующих чистоту намерений. Бодхисаттвы часто изображаются сидящими со спущенной вниз правой ногой, что говорит о готовности в любой момент прийти на помощь.

У них столь же совершенные пропорции, что и у Будд, тогда как Защитники более приземисты и в очертаниях приближены к квадрату.

В зависимости от активности, все они имеют различные цвета.

Манджушри

В текстах встречается очень много красивых эпитетов и имен этого Бодхисаттвы. Его называют «Совершенный Ум», «Совершенная Речь», «Владыка Речи», «Лев Речи». На тибетском языке его имя — Джампел Янг — означает «Обладающий Мелодичным Голосом». Лама Оле Нидал передаёт его главную сущность именем «Будда Мудрости».

Как и в случае Зеленой Тары, изображения этого Бодхисаттвы довольно популярны и являются распространенными.

Манджушри олицетворяет мудрость Будд трех времен (прошлого, настоящего и будущего) и десяти направлений (имеются в виду верх, низ и четыре главные стороны света и четыре промежуточные). Его наделяют способностью понимать Дхарму, а также хорошей памятью, совершенством ума и красноречием.

Его цель — помочь практикующим в постижении своей собственной сущности и истинной природы вещей.

С чтения мантры Манджушри буддисты начинают любые занятия наукой, ему посвящаются духовные стихи, которые предваряют написание текстов. Практики на Манджушри развивают память, сообразительность — способствуют развитию относительной и абсолютной мудрости.

Изображается Манджушри в образе шестнадцатилетнего юноши, поскольку буддийская мудрость — результат не умудренности годами, а озарения, позволяющего сразу проникнуть в суть бытия. Подобная мудрость и освобождение от страданий — одно и то же. Она запредельна и постигается благодаря особой практике.

Согласно легенде, 84 тысячи лет назад он был учеником Будды той эпохи и дал обет не уходить в Нирвану, пока не придут все тысяча Будд этой кальпы.

Манджушри также является одним из Бодхисаттв — ближайших учеников Будды Шакьямуни. Его миссия — искоренение неведения и зла, причиненного неведением. Поэтому самым распространенным иконографическим изображением считается то, где он показан с поднятым пламенеющим мечом, «рассекающим тьму неведения» в правой руке и книгой Запредельной Мудрости — Праджняпарамиты — на лотосе в левой.

Манджушри проявляется и в Семействе Лотоса Будды Амитабы, и в Семействе Алмаза Будды Акшобхьи.

В Непале он считается основателем цивилизации и создателем долины Катманду. Благодаря своей силе и интуиции он увидел голубое пламя, символизирующее Ади-Будду, — в лотосе на большом озере в Непале. Он отправился туда, дабы преклониться перед этим пламенем мудрости, но пробраться к лотосу ему мешала вода. Тогда он рассек своим мечом холмы на южном берегу, и вся вода из озера ушла на юг. Сухая равнина стала долиной Катманду. «Кат» — означает «город», а «манду» — видоизмененное «манджу». Таким образом, название столицы Непала Катманду означает «город Манджушри». Известная ступа Сваямбху сейчас стоит на том самом месте, где когда-то был лотос, увиденный Манджушри.

В легенде о рождении Манджушри говорится о том, что однажды изо лба Будды Шакьямуни возник луч света и расколол дерево. Внутри дерева мгновенно вырос цветок лотоса, на котором восседал Манджушри, светящийся и украшенный драгоценностями.

Бесчисленны легенды о том, как Бодхисаттва наставлял философов. Одна из них рассказывает о том, как мудрец из Викрамашилы не мог объяснить значение некой священной формулы и решил отправиться к Бодхисаттве Манджушри, ибо объяснить ее мог только он. На своем пути он встретил крестьянина, который предложил ему остановиться на ночлег в его хижине. Внезапно на месте их встречи возник монастырь, и ученый понял, что перед ним сам Бодхисаттва Манджушри. Утром магическая формула была объяснена.

Есть еще несколько ипостасей и имен Манджушри: Манджугхоша — «Красивый Голос», Манджунатха — «Красивый Спаситель», Вагишвара — «Господин Речи», Кумарабхута — «Бывший Принцем» — в этом случае в руках он держит Колесо Учения или символическое изображение драгоценностей и книгу, его кожа золотисто-желтого цвета, который символизирует богатство его знаний. Его руки могут быть в жесте Поворота Колеса Учения, на лотосах он держит меч и ваджр. Довольно часто встречается изображение Симхананды-Манджушри, сидящего на лотосовом троне верхом на белом льве. В руках у него также меч и книга на лотосе. Его подругой считают богиню красноречия — Сарасвати, которая иногда изображается вместе с ним.

Манджушри — Джнянасаттва изображается со скрещенными ногами, в полной позе медитации. У него четыре руки, которые держат меч, стрелу и лук, символизирующие единство метода и мудрости, а также лотос с книгой.

Кроме этих форм, известна тантрическая трехглавая и восьмирукая форма Манджушри — Дхармадхату Вагишвара. Его атрибутами являются меч, стрела, ваджр, книга, лук и колокольчик.

Йидам Ямантака тоже является тантрической формой Бодхисаттвы Манджушри.

Наверное, в недалеком будущем мы будем медитировать на непосредственно находящиеся перед нами в пространстве голограммы Будд — настоящие формы энергии и света. Вместе с этим, скорее всего, изменится и наше мировосприятие. Возможно, мы будем более способными понимать вещи такими, какими они являются на самом деле, в то время как традиция написания тханок, литья скульптур останется высоко в горах Тибета. И пусть это послужит на благо всем существам.

 Рассылка 'Буддизм сегодня'

При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.

Книги и журналы о буддизме вы можете приобрести в интернет-магазине http://www.dharma-shop.ru/
Редакция рассылки: buddhism.today@gmail.com
 


В избранное