Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Каруна: путь сострадания и любви"

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 49/2009-04-13

Дорогие друзья!

Ближайшие дни поистине наполнены религиозными праздниками: вечером прошлого четверга евреи начали праздновать иудейскую Пасху, а в западном мире (католики, протестанты и армяне) проходила Страстная неделя: в четверг вспоминалась Тайная Вечеря, которую провёл Иисус со своими учениками, в пятницу вспоминалось распятие Христа, а вечером субботы началось празднование Пасхи. Православные же, отпраздновав минувшее воскресенье как Вербное (день входа Иисуса в Иерусалим перед распятием), в эти дни переживают Страстную неделю и начнут праздновать Пасху ночью в ближайшую субботу.

О различии календарей в западном мире и православном скажем немного позднее. Но сейчас всё же хочется напомнить, что события, вспоминаемые на Страстной неделе в Евангелиях вплотную предшествуют иудейской Пасхе, которую как раз и встречал Иисус с учениками на Тайной Вечери (хотя и предал этому событию новый смысл). Поэтому по логике вещей христианская Пасха должна совпадать с иудейской с той лишь разницей, что по традиции распятие Иисуса вспоминается всегда в пятницу, а воскресение – в воскресенье, в то время как Пасха иудейская встречается всегда в полнолуние в 14 день месяца Нисана по лунному календарю, независимо от дня недели. Исчисление иудейской Пасхи прописано не где-нибудь, а в самой Библии (в Ветхом Завете), и, конечно, самые первые христиане праздновали христианскую и иудейскую Пасхи совместно, тем более, что среди первых христиан было множество евреев (См. об этом немного в моей статье Введение в иудейско-христианскую проблему).

В последствие же, однако, церковь стала настаивать на том, что евреи должны отказываться от иудаизма. Церковные соборы выработали правила, запрещающие христианам, включая и христиан-евреев, соблюдать что-либо из Торы (Закона Моисея), куда, естественно, входит и празднование иудейской Пасхи. Те, кто продолжал соблюдать что-либо из Торы, включая и иудейскую Пасху, были подвергнуты анафемам и названы последователями «ереси жидовской». В этой же самой связи произошло и отдаление времени празднования Пасхи православными от даты Пасхи иудейской.

И в наше время вы можете прочитать гневные статьи некоторых православных о том, что православная Пасха более «правильная», нежели Пасха западная, поскольку в православном церковном календаре соблюдается это «обособление» во времени от иудейской Пасхи, тогда как на Западе произошёл отказ от такого «обособления». Но по логике вещей, если следовать Библии и истории ранней церкви, именно такое совпадение или максимальное сближение встречи Пасхи иудеев и Пасхи христиан является более верным.

Конечно, любой праздник – это всего-лишь символ, всего-лишь напоминание о тех или иных событиях, и календарные дни тут второстепенны. Но всё же в данном случае мы имеем дело с событиями, время празднования которых прописано в священной книге достаточно определённо чёрным по белому.

После этого небольшого вступления предлагаю вашему вниманию подборку материалов из разных источников СМИ о встрече Пасхи.

Иудейская Пасха. 

В этом году перед началом Пасхи рано утром у иудеев состоялась торжественная церемония "благословения солнца". Подобная ритуальная встреча восхода солнца происходит у иудеев один раз в 28 лет.

Рано утром в зале синагоги в Марьиной Роще Москвы началась молитва, затем перед собравшимися выступил Главный раввин России Берл Лазар, и началось совместное произнесение "благословения солнца": "Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший мир".

Согласно Библии, Всевышний сотворил светила на четвертый день, к началу среды еврейского месяца нисан. Как считают еврейские мудрецы, необходимо ровно 28 лет, чтобы восход солнца в одной и той же точке горизонта снова пришелся на тот же день недели и час дня, что и в момент творения. Таким образом, раз в 28 лет иудеи отмечают своего рода "правильный день рождения" солнца.

Благословение произносится не в начале восхода солнца, а только когда виден весь солнечный диск, и до трех часов дня. До и после благословения читаются псалмы и другие стихотворные еврейские тексты. В конце церемонии произносятся слова благодарности Всевышнему: "Мы благодарим Тебя за то, что Ты дал нам дожить до этого дня".

9 апреля с заходом солнца иудеи всего мира начали праздновать еврейскую Пасху - Песах.

В Московском еврейском общинном центре в этот день прошли одновременно несколько пасхальных седеров (вечерних праздничных трапез, само слово "седер" в переводе означает "порядок"). Один из них провёл Главный раввин России Берл Лазар.

В общей сложности на торжества в Московский еврейский центр собираются несколько тысяч человек. Среди них ожидается немало известных политиков, бизнесменов, деятелей культуры.

Традиционно ФЕОР организует пасхальные торжества более чем в 170 городах России для десятков тысяч человек. Из московской пекарни к Песаху в различные регионы страны направляются тонны мацы - пресных лепешек, составляющих основу праздничной трапезы.

Еврейская Пасха - это праздник весны (хаг ха-авив) и свободы, связанный с исходом (агада) евреев из Египта. Отмечать его начинают накануне 15 числа месяца Нисана (по еврейскому лунному календарю), выпадающего на март-апрель (по Григорианскому календарю). Считается, что именно в этот день около 1200 года до нашей эры Пророк Моисей вывел израильтян из Египетского царства, освободив их от 400-летнего рабства.

Слово "песах" (пасха) имеет два значения: "прохождение мимо" и "переход". Двойственна и трактовка праздника. Помимо перехода израильтян, ведомых Моисеем, через Чермное (Красное) море, вспоминается еще одно событие, предшествовавшее исходу евреев из Египта. По ветхозаветному преданию, фараон упорно не дозволял израильскому народу уйти, и тогда в одну ночь Господь поразил первенца в каждой семье египтян. Еврейским же семьям перед этой "казнью египетской" было велено заколоть по ягненку и кровью его помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо домов иудеев. Только после гибели египетских первенцев фараон разрешил евреям покинуть Египет.

Последователи иудаизма отмечают пасху восемь дней. На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять только после специальной обработки в огне или кипящей воде.

Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза (седер), которая устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта. На столе обязательно присутствуют символические блюда, разложенные на кеаре - посуде, использующейся только для пасхального седера.

Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень (марор и хазерет) символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.

На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) - напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо (бейца) - символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ (карпас).

За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.

По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для Пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха (мессии) и наступлении "дня Господня, великого и страшного". Его ожидание особенно напряженно в эту праздничную "ночь бдения", поэтому в конце седера в ознаменование "бодрствования духа" открывают входную дверь.

Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: "В будущем году - в Иерусалиме!".

В синагогах во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, что отражает связь Песаха с двумя архаичными сельскохозяйственными праздниками: праздником нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздником первой жатвы, когда уничтожался старый хлеб, а из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены торжеством в честь исхода из Египта - рождения еврейского народа как нации.

В Израиле Песах - пора массовых экскурсий и паломничеств в Иерусалим.

В заключение ещё раз повторю, что как раз в честь такой иудейской Пасхи Иисус Христос собрал своих учеников на Тайной Вечере перед распятием.

Священное пасхальное триденствие в католической церкви

Пасхальное Триденствие, дни искупления включает в себя Страстные дни четверга и пятницы, а так же Навечерие Пасхи в субботу вечером. Богослужения этих дней погружают  в тайну смерти и воскресения Христа. Пасхальное Триденствие начинается Божественной Литургией Великого Четверга и достигает своей вершины в Навечерие Пасхи в Великую Субботу, а завершается Вечерей Пасхального Воскресенья. 

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ служили три Мессы: Missa reconciliationis (для кающихся), Missa chhsmatis (для освящения елея), Missa ad vesperum (вечерняя месса). Ныне в Четверг перед полуднем в кафедральных соборах служится Месса освящения мирра и благословения елея. Эту Литургию совершает епископ вместе со всем духовенством епархии, что подчеркивает единство клира с архиереем. Епископ освящает масло, используемое в таинствах: хризма - при миропомазании и рукоположении, катехуменорум -при крещении, инфирморум - при елеопомазании. Во время этой Литургии священники публично обновляют обеты, принесенные при рукоположении. 

Вечером совершается Месса Воспоминания Тайной Вечери, которая открывает Пасхальное Триденствие. Эта Литургия переносит нас в Иерусалимскую горницу, где Спаситель установил Таинства Евхаристии и священства. Во время Тайной Вечери Христос дал ученикам пример любви, умыв им ноги. До сих пор во многих церквах в начале богослужения священники умывают ноги прихожанам. Этот обряд, называемый "Mandatum", был распространен уже в раннем Средневековье в монашеских общинах Запада, а устав святого Бенедикта предписывал совершать омовение ног при раздаче пищи нищим, приходящим в монастыри. Затем омовение ног перешло и в литургию.

С Литургией Великого Четверга связана еще одна традиция: во время пения гимна "Слава в вышних Богу" звучат орган и колокола, которые потом замолкают до Пасхи. После Причастия священник окаждает Пресвятые Дары и вместе с процессией, под гимн "Pange Lingua", написанный св. Фомой Аквинским, переносит их на алтарь, расположенный в часовне, либо ставит на боковом алтаре, в так называемой "темнице" или, как правильнее сказать, алтаре выставления. Перенесение Даров - обычай, уходящий корнями во времена, когда не было дарохранительниц, и после каждой Мессы Дары уносили в ризницу либо в иное место. В Великий Четверг этот обычай имеет символическое значение, он напоминает нам арест Христа и Его заключение s темницу. После св. Мессы с алтаря снимаются все покровы, свечи и крест. Снятие с алтаря покровов символизирует Страсти Христовы и особенно Его обнажение перед распятием. Некогда при снятии покровов читался 21 псалом, в котором заключено пророчество о Христовых страданиях.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА, согласно свидетельствам Эгерии (ок. 400 г.), была днем, когда жившие в Иерусалиме христиане собирались в церкви, построенной на Голгофе, и поклонялись Святому Кресту, на котором умер Спаситель. Происходило это около шести часов утра. В полдень верные собирались в церкви снова, чтобы до трех часов дня слушать фрагменты Священного Писания, повествующие о Страстях Христовых.

Ныне Воспоминание Страстей Христовых совершается в послеполуденные часы. В начале богослужения священники в литургических одеяниях красного цвета подходят к алтарю, который символизирует Христа, и простираются перед ним ниц либо становятся на колени, а верующие, собравшиеся на службу, молятся в тишине. Этот обычай переносит нас в Средневековье, тогда священники "лежали крестом" перед алтарем в начале каждой Мессы.

Начинается Литургия Слова, во время которой читаются Страсти Христовы по Иоанну. По древней традиции Страсти могут читать или петь по ролям несколько человек. Литургия Слова завершается торжественной молитвой верных в староримской форме. В идеальном варианте она выглядит следующим образом: диакон, стоя у амвона, дает интенцию молитвы, все присутствующие в церкви молятся в тишине, а затем предстоятель, вознеся руки, читает молитву. Во время молитвы верующие возносят прошения о Церкви и священнослужителях, о единстве христиан, о верующих и неверующих, обо всем мире.

Вторая часть Богослужения - Поклонение Кресту. Существует несколько форм этого обряда, чаще всего оно совершается следующим образом. Постепенно снимая с Распятия фиолетовый покров, священник возглашает "Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира". Народ отвечает: "Придите, поклонимся". Затем начинается поклонение. По традиции верные целуют распятие, почитая Христовы Страсти. Во время Поклонения исполняются песнопения, написанные еще в VIII веке "Popule meus" ("Мой народ") и "Hagios о Theos" ("Святый Боже"). В этот день Евхаристической литургии нет. Жертву совершает Сам Христос. Верные причащаются Даров, освященных в Страстной Четверг. С 1622 по 1955 годы в этот день причастие было запрещено, однако папа Пий XII отменил этот запрет.

После Богослужения Пресвятые Дары переносятся на боковой алтарь, который во Многих странах украшается наподобие Гроба, в который был положен Христос. Обычай сооружать Гроб Господень берет свое начало из иерусалимской литургии, ныне он сохранился в восточноеаропейских странах. Этот обряд назывался Depositio crucis - помещение креста в безопасное место. Свидетельства о нем существуют с X века. В Англии крест, завернутый в белое полотно, помещался в специально приготовленное место около алтаря, в Австрии, Баварии и Польше в "гробе" помещалась пресуществленная Хостия. Примерно с XVI века вместе с Хостией клали и крест, а с XIII века только крест.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА - это день тишины. Вся Церковь бодрствует при Гробе Господнем и размышляет о Тайне Спасения. Литургия в этот день не совершается, нередко в церквях публично читаются Литургические Часы (Утреня и Час чтений). Также в этот день совершается освящение еды для пасхальной трапезы.

НАВЕЧЕРИЕ ПАСХИ совершаемое в субботу вечером, открывает празднование Светлого Христова Воскресения. Оно погружает нас в атмосферу пасхальной ночи, когда израильтяне были спасены из плена, и когда воскрес Спаситель мира. С первых веков христиане собирались на бдение в Великую Субботу, богослужение длилось всю ночь. С V века богослужение завершалось к полуночи. С XIII века Навечерие Пасхи совершали утром Великой Субботы. Эту нелогичность лишь в 1951 году исправил Папа Пий XII, перенеся Навечерие на подобающее время суток. Ныне рекомендуется начинать это богослужение после захода солнца.

Навечерие Пасхи начинается с Литургии Света. В церкви погашен весь свет. У входа в храм священник благословляет угли, от которых будет зажжена пасхальная свеча - пасхал, символизирующий Христа. Священник рисует на пасхале крест, греческие буквы "А" (альфа) и "Q" (омега), а также пишет год празднования этой Пасхи, произнося: "Христос вчера и сегодня, Начало и Конец, Альфа и Омега. Ему принадлежат времена и века, Его слава и владычество во веки веков. Аминь". Затем, вонзая в. пасхал крупицы ладана, говорит: "Ранами Своими святыми и славными ограждает и хранит нас Христос. Аминь". После этого, от благословенных углей, священник зажигает пасхал. Входя вместе с процессией в храм, он трижды возглашает: "Свет Христов". Собравшиеся в церкви отвечают: "Благодарение Богу". Верующие зажигают свои свечи от пасхала, а в храме вспыхивает свет, и диакон провозглашает Пасху древним и величественным гимном "Exsultet" ("Да ликует ныне небесное ангельское воинство").

Литургия Слова в этот день состоит из семи чтений из Ветхого Завета и двух чтений из Нового. После каждого чтения звучит псалом и молитва священника. По окончании ветхозаветных чтений, вся церковь поет гимн "Слава в вышних Богу", и с этого момента в храме вновь звучит орган и колокола, прославляя Христово Воскресение.

Затем наступает Литургия Крещения. Стоит напомнить, что в первые века христианства таинство крещения совершалось один раз в год - в пасхальную ночь. Читается Литания всем святым, затем освящается вода, при этом читается молитва, в которой вспоминаются события из Истории Спасения, бывшие прообразами благодати крещения. Взяв пасхал, священник совершает им трижды знак креста на воде и призывает Святой Дух снизойти на эту воду. После этого катехуменам преподается таинство крещения, во время которого все присутствующие на Богослужении обновляют крещальные обеты: отрекаются от греха и сатаны и исповедуют свою веру. Затем священник окропляет освященной водой собравшийся в церкви народ.

После этого наступает Евхаристическая Литургия, во время которой, если есть разрешение правящего епископа, верующие принимают причастие под двумя видами, что соответствует церковной традиции, существовавшей до XIII века. После завершения Мессы диакон воспевает: "Идите в мире Христовом. Аллилуйя!", а верующие отвечают: "Благодарение Богу. Аллилуйя!"

После Навечерия Пасхи начинается торжественная процессия (Крестный ход Воскресения Господня), так называемая "Резурекция" (от латинского "Resurrectio" - воскресение), однако в некоторых странах она переносится на раннее воскресное утро перед первой Мессой. Во время этой процессии со Святыми дарами верующие трижды обходят вокруг церкви, провозглашая и прославляя Светлое Христово Воскресение.

12 апреля католики, протестанты и армяне встречают Пасху. 

Центром торжеств католического мира стал собор Святого Петра в Ватикане. Они открылись здесь традиционной ночной литургией, которую возглавил Папа Римский Бенедикт XVI. Тем самым завершил трехдневные богослужения, предшествующие Пасхе.

В переполненном храме собрались представители официальных властей Италии, зарубежные дипломаты, аккредитованные при Папском дворе, многочисленные паломники. Древнюю службу, посвященную памяти о воскресении Спасителя, понтифик начал с возжения пасхальной свечи, на мягком воске которой Йозеф Ратцингер начертал цифры "2009" и греческие буквы "альфа" и "омега". Ее огонек разорвал полную тьму, в которую был погружен самый большой христианский храм мира. От этого огня зажгли свои свечи сначала кардиналы Римской курии, затем священники, а потом и простые миряне.

Вскоре свет вновь наполнил cобор Святого Петра, в котором собрались тысячи верующих, приехавших в Вечный город со всех концов света. Дьякон провозгласил "Exsultet" - древнее известие о воскресении Иисуса Христа, и в храме зазвучали отрывки из Библии. Во время мессы было нарушено молчание Великого поста и вновь прозвучала "Аллилуйя".

По устоявшейся традиции понтифик совершил в пасхальную ночь обряд крещения пяти новообращенных христиан - троих итальянцев, китаянки и американки. 

В день Светлого Христова воскресенья, уже наступившего для католиков, Бенедикт XVI возглавил главное пасхальное богослужение на площади Святого Петра в Ватикане, по завершении которого он обратился с традиционным посланием "Urbi et Orbi" ("Граду и Миру") и поздравил католиков с праздником Пасхи на языках многих народов мира.

В Москве центром праздника стал кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии, где праздничное богослужение совершил глава архиепархии Божией Матери
Паоло Пецци. Перед началом богослужения, примерно в 19:30, процессия духовенства во главе с архиепископом вышла из собора во двор храма. Здесь от пламени костра, которое символизирует воскресшего Христа, была зажжена большая пасхальная свеча - пасхал. Затем в самом соборе началось богослужение навечерия Пасхи

В Калининграде пасхальные торжества вечером в субботу возглавил представитель Святого Престола России архиепископ Антонио Меннини. Он совершил праздничное богослужение в соборе Святого Адальберта.

После богослужения католики празднуют наступление праздника дома, за богатым застольем. Обязательными блюдами на праздничном столе являются куличи, пасхи, крашеные яйца - все это предварительно освящается в церкви. Кроме пасхального угощения на стол обычно ставятся свечи и композиции из весенних цветов.

У католиков на Пасху принято дарить близким подарки, причем традиционным подарком является фигурка пасхального зайца (кролика), чаще всего изготовленного из сладостей. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи с XVI века - сперва в Германии, а затем и в других европейских странах и даже в США.

В Европе и Америке также существует обычай на утро Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении начинают обыскивать дом и обнаруживают "гнездо" пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. 

Армянская церковь, вся Армения и диаспора празднуют Пасху.

Армянская апостольская церковь, вся республика и армяне зарубежной диаспоры 12 апреля встретили Пасху - праздник Святого Воскресения Иисуса Христа. "Христос воскрес из мертвых", "Благословенно Воскресение Христово" - так приветствуют друг друга последователи Армянской церкви.

Накануне армяне, как и другие христиане, вспоминали драматические события Великой Пятницы. Церковный обряд Великой Пятницы (обряд Распятия) начинается уже в четверг вечером и называется Хаварум (Затмение). На алтаре горят 12 свечей, в центре - одна большая. Читаются фрагменты из Евангелий, описывающие душевное смятение Иисуса и его молитву в Гефсимании, арест Христа, допрос, унижения Господа, троекратное отречение и раскаяние Петра.

По прочтении каждого фрагмента гасится одна свеча и в конце остается горящей только большая. Погасшие свечи напоминают о бегстве учеников из Гефсимании, а горящая символизирует одиночество Христа. Затем совершается обряд Погребения: приготовленную из цветов и ветвей деревьев символическую гробницу Христа проносят вокруг храма, чтобы ее увидел весь верующий народ.

Следующий день - Великая Суббота, посвящен воспоминанию о погребении Иисуса Христа. Согласно Церковному календарю, после вечернего богослужения начинается новый день. В вечер Великой Субботы совершается святая Литургия Сочельника, а после нее объявляется благая весть о Светлом Христовом Воскресении. В этот вечер заканчивается Великий пост.

Утром в кафедральном соборе первопрестольного Святого Эчмиадзина была совершена Божественная литургия, на которой присутствовал президент Армении Серж Саргсян, другие члены государственного руководства республики. С пасхальной проповедью выступил глава Армянской апостольской церкви - Верховный патриарх, Пресвятейший католикос всех армян Гарегин II.

О календарях

Православные жители России в этом году отметят праздник Христова Воскресения 19 апреля. Различие в пасхалиях основано на разнице в вычислении дня весеннего равноденствия в
юлианском и григорианском календарях, по которым, соответственно, живет большая часть восточных и западные христиане, а также на отказе католиков от правила несовпадения христианской Пасхи с еврейской.

После календарной реформы, проведенной в XVI веке Римско-католической церковью, даты Пасхи у православных и католиков перестали совпадать.  Новая пасхалия для Римско-католической церкви была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием. Православные же поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний (заметим, что полнолуние само по себе - явление астрономическое, которому должен следовать календарь, а не наоборот: не даты полнолуний "подгоняться" под календарь), и разницей между солнечными календарями - 13 дней в XXI веке.

Католическая Пасха в 45% случаев на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает, вообще же разница в датах у католиков и православных может достигать пяти недель.

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное