Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Памяти отца Глеба Якунина


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 163/2014-12-26

25 декабря большинство христиан мира празднуют Рождество

Рождество по западному календарю празднуют не только католики и не только протестанты, но представители практически всех христианских конфессий, включая большинство православных: в Греции, Румынии, Болгарии, Польше, Сирии, Ливане, Египте и других странах. В этом числе находятся Константинопольская, Антиохийская и Александрийская православные церкви

В ночь на 7 января Рождество встретят последователи только четырёх так называемых "канонических" православных церквей: Русской, Сербской, Иерусалимской и Грузинской православных церквей, а также афонские монастыри (возможно, католики восточного обряда, но не все), и некоторые отдельные протестанты, придерживающиеся Юлианского календаря.

Памяти Глеба Якунина

Этот выпуск посвящён памяти отца Глеба Якунина, который умер 25 декабря после тяжелой болезни на 81 году жизни.

Правозащитник, диссидент, политзаключенный советской эпохи, священник. Каким он был в передаче Владимира Кара-Мурзы на "Радио Свободе" говорят друзья и коллеги Лев Пономарев, Яков Кротов, Михаил Ардов, Лев Регельсон. Послушать передачу можно по этой ссылке.

Глеб Павлович Якунин родился 4 марта 1934 года Москве в семье музыканта. Изучал биологию в Московском пушно-меховом институте и (после его закрытия) в Иркутском сельскохозяйственном институте. Увлекался музыкой, был джазовым саксофонистом.

Глеб Якунин под влиянием известного священника Александра Меня обратился к христианству. Обучался в Московской духовной семинарии, но был исключён до окончания полного курса. Работал псаломщиком в церкви.

В августе 1962 года рукоположён во священника Русской Православной Церкви и направлен в Зарайск, а позднее в Дмитров.

25 ноября 1965 вместе со священником Николаем Эшлиманом направил Патриарху Алексию I открытое письмо, которое подробно рисовало картину противозаконного подавления органами государственной власти СССР прав и свобод верующих граждан страны.

В письме священников, в частности, говорилось: "<...> С каждым днём обостряется сознание нетерпимости дальнейшего подчинения беззаконию; с каждым днём в Русской Церкви нарастает спасительная жажда очищения от той скверны, которая накопилась в ней по вине церковной власти; с каждым днём углубляется в Церкви жажда подлинного соборного общения; наконец, с каждым днём в нашей Церкви нарастает чувство ответственности за те души, которые по вине пастырей Церкви, не просвещены Евангельским словом и несмотря на свою пробудившуюся религиозную жажду пребывают вне Церковной ограды <...>"

Письмо было размножено в 100 экземплярах и разослано в середине декабря всем правящим архиереям Московского Патриархата. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) прислал одобрительную телеграмму.

15 декабря копии письма были направлены Председателю Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорному, Председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину и генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко.

Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену Патриархом было поручено провести "соответствующую работу" с Глебом Якуниным и Николаем Эшлиманом, по результатам которых Патриархубыл представлен доклад, на котором 13 мая 1966 года последовала резолюция: "<...> Считаю необходимым освободить их от занимаемых должностей, с наложением запрещения в священнослужении до полного их раскаяния, причем с предупреждением, что, в случае продолжения ими их порочной деятельности, возникает необходимость прибегнуть в отношении их к более суровым мерам <...>"

Александр Солженицын писал: "Ещё весной 66-го года я с восхищением прочёл протест двух священников — Эшлимана и Якунина, смелый чистый честный голос в защиту церкви, искони не умевшей, не умеющей и не хотящей саму себя защитить. Прочёл — и позавидовал, что сам так не сделал <...>" В 1974 году Глеб Якунин выступил с критикой заявления митрополита Серафима, одобрившего высылку из СССР Александра Солженицына.

30 декабря 1976 года в Москве был создан Христианский комитет защиты прав верующих в СССР. Его основателем был отец Глеб Якунин.

Кроме него, в Комитет вошли иеродиакон Варсонофий Хайбулин, находившийся "за штатом" церкви и мирянин Виктор Капитанчук, а несколько позже мирянин Вадим Щеглов. Основатели Комитета заявили, что в Советском Союзе реализация провозглашенного Конституцией принципа свободы совести наталкивается на значительные трудности в связи с отношением к религии государства, строящего безрелигиозное общество. Это выражается не только в характере действующего законодательства, но и в нарушениях со стороны государственной администрации даже тех прав, которые законом верующим предоставляются. Между тем верующие составляют значительную часть населения, и нормализация их положения является жизненно необходимой для всего общества. Поскольку епископат Русской православной церкви и руководители других религиозных организаций в силу различных причин не занимаются защитой прав верующих, эта защита верующих должна стать делом христианской общественности, в связи с чем и организован Комитет защиты прав верующих в СССР.

В Комитет защиты прав верующих православные обращались с самыми разнообразными жалобами. Несколько документов Комитета защиты прав верующих посвящено проблемам пятидесятников. Члены Комитета защиты прав верующих в СССР неоднократно выступали с протестами против арестов участников правозащитного движения.

В ноябре 1977 года Христианский комитет защиты прав верующих совместно с Рабочей комиссией по расследованию использования психиатрии в политических целях, Московской Хельсинкской группой и представителями церкви свободных адвентистов обратились к Белградской конференции. Они призывали ее участников дать принципиальную оценку положения с правами человека в Советском Союзе, использовать весь массив информации о нарушениях прав человека, поступивший из СССР, и высказаться в защиту узников совести, томящихся в советских лагерях и тюрьмах, прежде всего тяжело больных, а также членов Хельсинкских групп, арестованных за информацию о нарушениях прав человека.

В 1979 году Якунин, Капитанчук, Регельсон и Фонченков обратились с призывом поддержать канонизацию русских мучеников и исповедников ХХ века [репрессированных советской властью], которую готовила Русская Зарубежная Церковь.

1 ноября 1979 года о. Глеб Якунин был арестован.

Как писала в N58 "Хроника текущих событий": "<...> Перед тем, как произнести последнее слово, о. Глеб спросил: "Интересуют ли суд и сию аудиторию мотивы и факты, заставившие меня взяться за правозащитную деятельность в помощь христианам?" Судья Лубенцова сказала, что это никого не интересует <...> В результате последнее слово о. Глеба состояло из одной фразы: "Я благодарю Бога за дарованную мне судьбу"."

Глеб Якунин, твердо отстаивавший свою правоту и на следствии и на суде, был осужден по ст. 70 УК РСФСР ("антисоветская пропаганда") на 5 лет лагеря строгого режима и 5 лет ссылки.
Московская группа "Хельсинки" приняла документ N140 "Суды над Татьяной Великановой и священником Глебом Якуниным". В тот же день письмо "Кто осужден?" о приговорах Татьяне Великановой и Глебу Якунину подписали пятьдесят семь человек.

Основанный Якуниным Христианский комитет защиты прав верующих в СССР вскоре после его ареста пополнился новыми членами.

После освобождения в 1987 году по "горбачёвской амнистии" Глеб Якунин был восстановлен Московской Патриархией в священническом служении, служил в Никольском храме села Жегалово под городом Щёлково Московской области по 1992 год включительно.

В 1990 году Глеб Якунин был избран народным депутатом РСФСР, членом Верховного Совета РСФСР, заместителем председателя Комитета ВС РСФСР по свободе совести. Принимал активное участие в работе над законом "О свободе вероисповеданий". При содействии Глеба Якунина возобновили работу множество закрытых храмов и монастырей.

С 1990 года был сопредседателем Координационного Совета движения "Демократическая Россия".
18 октября 1991 года Глеб Якунин был полностью юридически реабилитирован.
В 1991—1992 гг. участвовал в работе парламентской Комиссии по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП. Комиссия опубликовала архивные материалы КГБ о сотрудничестве отдельных иерархов Московской патриархии с КГБ. Последнее послужило причиной резкого конфликта с руководством РПЦ.

8 октября 1993 года был лишён священнического сана Синодом РПЦ.
Был принят в юрисдикцию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата в священническом сане.
В 1995 году Глеб Якунин организовал Общественный комитет защиты свободы совести.
Перешёл в Русскую Истинно-Православную (катакомбную) церковь. В 2000 году на её основе были созданы "Движение за возрождение российского православия", а затем и Апостольская Православная церковь, где Глеб Якунин получил сан протопресвитера.

В 1993—1995 годах — депутат Государственной Думы Российской Федерации.
Член Московской Хельсинкской группы.

Глеб Павлович Якунин скончался в Москве 25 декабря 2014 года.
Светлая ему память!

Источник текста: Права человека в России

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное