Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Католичество и контрацепция


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 205/2016-11-14

Доброго времени суток. Сегодня я начинаю раскрывать тему религиозных взглядов о контроле рождаемости. Первая статья, написанная мной об этом, посвящена католичеству. Позднее я планирую рассказать и о других конфессиях. (Статьи о православии и протестантизме на эту тему у меня почти готовы, но я не хочу ограничиваться христианством и надеюсь, что смогу позднее описать другие религии тоже). Статья о событиях в католичестве вышла немаленькая, поэтому я ее разделю на части.

КАТОЛИЧЕСТВО И КОНТРАЦЕПЦИЯ

ИСТОРИЯ ТРАДИЦИИ

ФотографияБазилика святого Петра в Ватикане
Традиционный католический взгляд на применение контрацепции следует начать рассматривать с истории развития отношения к сексуальности самой по себе, которое было заложено в раннем христианстве. Из этого, как следствие, вытекает традиционное отношения к рождению детей и использованию контрацепции.

Раннее христианство развивалось в окружении гедонистического римского мира, с одной стороны,  и в условиях преследований за веру,  с другой стороны. Гедонизм римлян вызывал у ранних христиан отторжение и осуждение плотских удовольствий, а преследования в совокупности с ожиданием скорого второго пришествия Иисуса Христа формировали представление о превосходстве идеала безбрачия над браком. Это нашло отражение, в частности, в посланиях апостола Павла, включенных в церковный канон священных книг, а в дальнейшем воплотилось в монашеской традиции. Находясь отчасти под влиянием философии древнегреческого стоицизма, ранние христиане восприняли стоический аргумент о том, что плотские страсти отвлекают от созерцания Бога[1].

Внутри такой традиции восприятия сексуальности ранне-христианский богослов Климент Александрийский (ок.150 - между 211 и 215) пришел к заключению, что единственным оправданием сексуального акта может быть цель воспроизводства потомства[1]. Он заявил категорично, что "законно совершенные половые отношения - это случай греха, за исключением осуществленных исключительно для порождения детей"[2].

Особое влияние на христианское богословие по этому вопросу оказал своими трудами святой Августин (354 - 430), особенно произведением "Брак и похоть" (418 г.). Он полагал, что мужская сперма содержит в себе новую жизнь, но вместе с этим из поколения в поколение передает первородный грех. Связав секс с грехом, Августин на многие столетия закрепил пессимистичное отношение христианской традиции к сексуальности[1].

Богословие Августина было реакцией на манихейство, к которому он принадлежал в юности, и которое, негативно воспринимая материю, одобряло донаучные противозачаточные снадобья, чтобы препятствовать размножению. В противоположность манихейству Августин заключил, что, для того, чтоб быть чистым от греха в супружеском сексе, необходимо иметь намерение размножения. Он считал, что использование контрацепции превращает даже "брачную спальню в бардель"[3].

Августин осуждал сексуальные акты, совершаемые без цели деторождения, настолько, что это можно понять как запрет не только таких практик, как прерванный половой акт, но даже то, что сейчас называют естественным планированием семьи[1]. Интерпретируя библейский пассаж об Онане (Быт. 38), Августин писал: "Половые отношения даже с законными женами незаконны и безнравственны, когда предотвращается зачатие потомства. Онан, сын Иуды, делал так, и Господь умертвил его за это"[4]. Католическая традиция осуждения контрацепции во многом основана на учении Августина, оказавшем вообще в целом очень сильное влияние на западное христианство. 

Другим значительным учителем церкви, оказавшим сильное влияние на католическое богословие и, косвенно, на учение о контрацепции стал влиятельный средневековый теолог Фома Аквинский. Он сформулировал учение о естественном законе, идеи о котором заимствовал у древнегреческого философа Аристотеля. Согласно теологии Фомы Аквинского, ставшей официальным учением католической церкви, Бог через природу дал естественный закон всем людям. Естественный закон, согласно теологии Фомы, указывает, что конечной целью сексуальности является продолжение рода, поэтому любые сексуальные отношения и любые формы удовлетворения сексуальных желаний вне этой цели противоестественны и, следовательно, греховны[5].

В средневековую эпоху церковь не только осуждала контрацепцию, но и одобряла преследования инквизиции за попытки контролировать рождаемость. В 1484 году папа Иннокентий VIII издал буллу Summis desiderantes affectibus ("Всеми силами души"), в которой признал существование ведьм и одобрил действия инквизиции: "исправлять, подвергать тюремному заключению, наказывать и карать" ведьм "согласно тому, что они заслуживают". Булла обвиняла ведьм, в частности, в "убийстве младенцев еще в утробе матери" (абортах) и в "препятствовании мужчинам совершать сексуальный акт и женщинам зачинать" (контрацепции). Известный текст, бывший руководством в охоте на ведьм, Malleus Maleficarum ("Молот ведьм") среди прочего обвинял ведьм в детоубийстве и способности "похищать мужские пенисы"[6].

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО УЧЕНИЯ

ФотографияПапа Пий XI (1857-1939) (период понтификата 1922-1939)

Важным шагом в развитии современного католического учения о контрацепции, допускающем естественное планирование семьи путем периодического воздержания, стало постановление священной петитенциарии в 1853 году о том, что пары, которые практикуют периодическое воздержание "не находятся нарушенными"[1].

В 1930 году англиканская церковь, первая из всех христианских конфессий, разрешила использовать в целях контроля рождаемости не только воздержание, но и другие методы контрацепции. В ответ на это папа Пий XI в том же году издал энциклику Casti Connubii ("Целомудрие брака"), осудив все методы контрацепции, за исключением периодического воздержания, как "тяжкий грех", нарушающий "закон Бога и природы". Значимую роль в подготовке этой энциклики сыграл консервативный католический богослов, бельгийский священник иезуит Артур Вёмисч (Artur Vermeersch)[1]. Энциклика утвердила современное осуждение католической церковью противозачаточных средств.

Папа Пий XI привел возражения против контрацепции, ссылаясь на естественный закон, тем самым продолжая традицию теологии Фомы Аквинского. Он утвердил, что не могут быть приняты "никакие доводы, которые по существу находятся в противоречии природе", "супружеский акт предназначен изначально природой для рождения детей", поэтому "те, кто осуществляют его, умышленно расстраивая эту природную способность и нарочно греша против природы, совершают позорный и по существу порочный поступок"[7].  .


ИСТОРИЯ ОДОБРЕННЫХ МЕТОДОВ ЕСТЕСТВЕННОЙ КОНТРАЦЕПЦИИ

ФотографияВрачи супруги Джон (1918-2007) и Эвелин (1918-2013) Биллингс
В том же 1930 году врач католик из Нидерландов Йоханнес Смалдерс (Johannes Smulders) предложил контрацепцию по методу ритма, в основе которой лежит  зависимость периодов овуляции от менструального цикла. Смалдерс использовал открытие японского гинеколога Кюсако Огино (Kyusaku Ogino) и австрийского гинеколога Германа Гнауса (Hermann Knaus), которые в 1920-х годах независимо друг от друга выяснили, что овуляция происходит примерно за 14 дней до менструации. Зная это, а также время жизни сперматозойда и яйцеклетки, они расчитали период плодородной фазы женского менструального цикла[8]. Метод ритма называется также календарным методом и методом Кнауса-Огино (по именам врачей, сделавших открытие). Смалдерс опубликовал работу о новом методе совместно с Датской католической медицинской ассоциацией[9]. В 1932 году католический врач доктор Лео Латц (Leo J. Latz) описал этот метод в книге "Ритм стерильности и фертильности у женщин" (The Rhythm of Sterility and Fertility in Women)[8]. В 1930-х годах была открыта первая клиника в США для обучения этому методу католических пар, которую основал католик акушер и гинеколог Джон Рок (John Rock)[10].

Календарный метод оказался не достаточно точным. Его эффективность по разным подсчетам составляет 85-90%[11]. В середине 1930-х годов немецкий католический священник Вильгельм Хиллебранд (Wilhelm Hillebrand), обеспокоенный незапланированной беременностью прихожанок, пользовавшихся этим методом, начал использовать систему предотвращения беременности на основе базальной температуры тела. В науке уже было известно, что после овуляции температура тела женщины повышается на 0,2-0,4 градуса, но до Хиллебранда никто не применял эти знания как метод контрацепции[8]. В течение следующих нескольких десятилетий оба метода стали широко применяться в католических семьях. В 1951 году папа Пий XII одобрил эти методы как приемлемые[12][7]. Эффективность температурного метода оказалась выше, чем календарного: вероятность незапланированной беременности на 100 случаев (т.н. индекс Перла) при правильном использовании температурного метода составляет 3,5[11].

В 1950-х годах австралийские врачи супруги Джон и Эвелин Биллингс (John and Evelyn Billings) обнаружили, что наблюдение за изменениями шейно-вагинальной жидкости в течение менструального цикла является простым способом определения фертильного и стерильного периода цикла. В 1960-х годах прошли первые клинические испытания открытого метода[8]. Метод Биллингс называется методом овуляции или цервикальный методом. Центры по обучению этому методу распространились по всему миру. Эффективность метода составила 85-95% (при правильном и регулярном применении может достигать 98%)[11]. Метод получил поддержку Всемирной организации здравоохранения и был одобрен католической церковью. Папа Павел VI в 1969 году наградил Джона Биллингса орденом святого Григория Великого, а папа Иоанн Павел II в 2003 году добавил крест[13]. Также в 2003 году была награждена этим орденом Эвелин Биллингс[14].

В 1970-х годах получил распространение симптотермальный метод, который сочетает наблюдение за несколькими признаками сразу: температурой, слизистыми выделениями, а также положением шейки матки. Этот метод развивали католики Джон и Шейла Киплей (John and Sheila Kippley) совместно с доктором медицины Коналдом Премом (Konald Prem)[8]. Метод считается одним из наиболее эффективных (но он достаточно сложен): его эффективность при правильном применении составляет 93-98%[11], индекс Перла составляет 0,4[15]. В 1970-х годах возник также ряд вариаций описанных систем[8].

Одобрив естественные методы контрацепции, церковь привела вытекающие из традиционной католической теологии богословские аргументы преимущества этих методов над искусственными. По мнению церкви, естественные методы контрацепции: используют физиологические механизмы, предназначенные Богом; используют самообладание (традиционно добродетель), а не методы, которые работают "против природы"; оставляют половой акт "открытым" к передаче жизни; не вносят в половой акт ничего искусственно[7].

Продолжение следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное