Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Католичество и контрацепция (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 208/2016-11-16

Доброго времени суток. Предлагаю окончание статьи "Католичество и контрацепция". Но вначале два маленьких уточнения по тексту вчерашнего выпуска.  1) Название церковной комиссии, рассматривавшей отношение к контрацепции и предложившей смягчить учение церкви, что не было принято Павлом VI, более точно на русский перевести - "Комиссия по изучению населения и семейной жизни". 2) В Ирландии с 1935 по 1980 год было запрещено не использование контрацепции, а ее продажа и импорт (то есть, если граждане подпольно могли достать контрацепцию, то за ее использование их не преследовали, но преследовали тех, кто организует продажу). Это мелкое уточнение, но оно важно, поскольку в дальнейшем законодательство начали смягчать именно со ссылкой на расхождение между правом граждан (использовать контрацепцию) и невозможностью ее законным образом приобрести. В Ирландии были запрещены даже презервативы. Мне кажется, это единственный прецедент настолько жесткого законодательства. В англоязычной Википедии этому посвящена отдельная статья.

КАТОЛИЧЕСТВО И КОНТРАЦЕПЦИЯ (окончание) 

Статистика современных настроений

Современные социологические исследования среди католиков разных стран мира показывают серьезный разрыв несоответствия между мнением верующих и официальным учением церкви[7][21]. (Этот разрыв касается также в определенной мере некоторых других аспектов традиционного учения, но учение о контрацепции затронуто очень сильно).

К примеру, опрос католиков, проведенный в 12 странах мира в 2014 году по заказу американской испаноязычной компании Univision, обнаружил, что в целом 78% католиков расходятся с официальным учением церкви о контрацепции, поддерживая использование искусственных методов контроля рождаемости[21]. При этом имеют место региональные отличия: в большей степени учение церкви поддерживают африканские католики. Но в Латинской Америке и Европе католики настолько либеральны в вопросах контроля рождаемости, что примерно от 80% до 90%, а в некоторых странах даже более 90% верующих не выражают согласие с учением церкви[22].

Самая либеральная страна по вопросу отношения к использованию контрацепции — Франция, где лишь 4% католиков, согласно результатам опроса, солидарны с учением церкви, а 94% высказываются за применение контрацепции. В Бразилии: 5% католиков выступают против использования контрацепции и 93% за ее применение. В Аргентине: 7% против и 91% за. В Испании: 7% против и 90% за. В Коломбии: 8% против и 91% за. В Мексике: 11% против и 88% за. В Италии: 12% против и 84% за. В США: 15% против и 79% за. В Польше: 19% и против 75% за. На Филиппинах: 30% против и 68% за. В Демократической Республике Конго католиков, послушных учению церкви о контрацепции, практически половина — 49%, но есть 44% несогласных. В Уганде более половины католиков поддерживает учение церкви — 54%, однако 44% выступают за применение контрацепции[22].

Опрос с целью выяснения мнения верующих по разным вопросам сексуальности и брака проводился и самой церковью в конце 2013 и 2014 годах перед синодом епископов по делам семьи. Немецкие и швейцарские епископы сообщили результаты этого опроса в своих епархиях публично. Выяснилось, что подавляющее большинство католиков этих стран считают строгие директивы церкви в области сексуальной морали устаревшими и оторванными от реальности. В частности, большинство католиков этих стран отвергают или просто игнорируют учение церкви о том, что каждый половой акт должен оставаться открытым для передачи жизни и одобряют искусственную контрацепцию[23]. Соблюдать учение о контрацепции большинство католиков этих стран считает не только нереальным, но и откровенно аморальным в тех случаях, когда есть медицинские заболевания, такие, как, например, ВИЧ[24]. Лишь незначительное число католиков поддерживает использование естественного планирования семьи: в Германии, согласно этому церковному опросу, менее 3%, причем часто по медицинским основаниям[25].

Епископы Англии и Уэльса, а вслед за ними епископы Ирландии после публикации результатов опроса католиков Германии и Швейцарии заявили, что результаты опроса в своих странах они предавать гласности не будут, и что о конфиденциальности их попросил Ватикан[26]. Аналогично поступили американские епископы. Однако, социологический опрос исследовательского цертра Pew Research Center в 2013 году установил, что три четверти американских католиков считают, что церкви стоит одобрить искусственные методы контроля рождаемости[25].

Количество людей, использующих естественные методы контрацепции, невелико в процентном соотношении в мире, хотя в некоторых странах эти методы более распространены, чем в других. В целом в мире на периодическое воздержание как метод контроля рождаемости полагается по некоторым оценкам 2-3% населения репродуктивного возраста[27].

Экстренные ситуации

Серьезная морально-этическая проблема возникает с запретом использования контрацепции в экстренных ситуациях, таких как случаи изнасилования. В исключительных случаях католическая иерархия делает послабления, но это бывает редко. К примеру, существует информация о том, что папа Павел VI одобрил употребление контрацептивов монахинями, которые находились в условиях реальной угрозы изнасилования во время войны в Конго (в конголезский кризис, начавшийся в 1960 году)[28][29][30].

Католики спорят, насколько такая информация правдоподобна. Некоторые католики не верят в достоверность этой истории, считая ее просто народной легендой. Однако, католические богословы обсуждали ее с точки зрения морального богословия. К примеру, три значительных теолога, секретарь Конгрегации духовества и два профессора папских университетов, обсудили прецедент в журнале общества «Опус Деи» Studi Cattolici уже в 1961 году. Используя разные аргументы, они сошлись на допустимости применять контрацепцию в подобной экстренной ситуации[28].

В феврале 2016 года папа Франциск привел случай экстренного разрешения употребления контрацептивов папой Павлом VI в качестве примера, отвечая на вопрос об использовании контрацепции в случае заболевания вирусом Зика. Сославшись на прецедент в Конго и Павла VI, папа Франциск сказал, что, в то время как аборт является «абсолютным злом» и «преступлением», контрацепция «абсолютным злом» не является и в некоторых случаях могут быть сделаны исключения[28][29]. Есть информация о том, что аналогичное прецеденту Конго исключение было сделано церковной иерархией в 1990-е годы во время войны в Боснии[30].

В 2013 году Конференция епископов Германии приняла решение о допустимости использования в католических больницах «таблеток следующего утра», контрацептивов, которые принимают после полового акта, для женщин, подвергшихся изнасилованию. Архиепископ Роберт Цоллич (Robert Zollitsch), бвыший на тот момент председателем Конференции епископов, пояснил, что речь идет не о тех средствах, которые убивают зачатую жизнь, а о тех, которые предотвращают оплодотворение. Этому разрешению предшествовал эпизод отказа в помощи женщине, подвергшейся изнасилованию, в двух католических больницах, руководство которых заявляло, что католические больницы не имеют право предоставить противозачаточное средство. Женщина получила помощь после этого в протестантской больнице, но история получила такой резонанс, что католические епископы собрали конференцию и решили дать позволение употреблять противозачаточные контрацептивы в таких экстренных случаях[31][32].

Папская академия «В защиту жизни» поддержала такое решение немецких епископов, а ее президент епископ Игнасио Карраско де Паула (Ignacio Carrasco de Paula) заявил, что это соответствует позиции Ватикана после прецедента 50-летней давности в Конго. Он уточнил, что позиция католической церкви о применении контрацепции в браке не изменилась, но случай сексуального насилия не может быть приравнен к сексуальному союзу в браке[33].

Критики считают такое решение недостаточным, поскольку оно ничего не меняет в сути прежнего учения о контрацепции в браке и, кроме того, не содержит ответ, как быть женщинам, подвергшимся домашнему изнасилованию в браке, или несовершеннолетним девушкам, случайно совершившим половой акт[32].

Аргументы церковной оппозиции

«Энциклика Humanae Vitae. папы Павла VI (1968) … стала для миллиона католиков поворотным пунктом. … Папская сексуальная мораль, ставшая камнем преткновения, сегодня признается все меньшим количеством верующих. И это, несмотря на то, что все преемники папы торжественно подтверждили этот тезис, пропагандировали его в речах, документах и поездках. Но авторитет римского папы, его непогрешимость серьезно и надолго пострадали. … С тех пор для огромного большинства католиков ответы на вопрос: «Во что я верю?» и «Во что предписывает верить церковь?» (как это сформулировано в катезизисе) все более расходятся и в моральном, и в догматическом смысле. » (Ганс Кюнг. Во что я верю. — М.: Издательство ББИ, 2013, с. 58).

Некоторые католические богословы и ученые продолжают поддерживать необходимость перемен в учении церкви о контрацепции, указывая по этому поводу ряд аргументов[7]. Они считают, что учение церкви о контрацепции не основано на достаточно твердом духовном авторитете. В частности, Библия ничего прямо не говорит о контрацепции. Единственное место в Библии, которое традиционно используется для осуждения ее применения, — пассаж о прерванном половом акте Онана. Многие современные христиане интерпретируют грех Онана как нарушение древнего закона левирата.

Большинство ранних христианских текстов, которые считаются направленными против контрацепции, по мнению критиков учения церкви, в действительности осуждают аборты. Другие древние христианские тексты, которые используются для осуждения контрацепции, по мнению критиков, направлены против еретических групп, таких как манихеи, а не являются моральными возражениями против контроля рождаемости.

Сторонники пересмотра церковного учения считают, что запрет контрацепции в действительности основан только на папских энцикликах и практике церкви в течение сотен лет. Церковь, по их мнению, должна изменить учение о контрацепции в связи с развитием медицины, изменением отношения к женщинам в современном обществе, новым пониманием природы секса в браке и опасностью перенаселения земли.

Елена Преображенская (с) 

Список использованной литературы

[1] Birth-control / Encyclopædia Britannica

[2] Clement of Alexandria. Christ the Educator. (The Fathers of the Church, Volume 23). — CUA Press, 2008, P. 175

[3] Augustine. Against Faustus, Book XV, 7 (Nicene & Post-Nicene Fathers Series 1, Vol. IV)

[4] Augustine. De adulterinis conjugiis, II, XII

[5] Kathleen O’Grady. Contraception and religion. A short history (text at mum.org) / Serinity Young (Editor). Encyclopedia of Women and World Religion. — Macmillan Library Reference, 1999

[6] Broedel, Hans Peter (2004). The Malleus Maleficarum and the Construction of Witchcraft: Theology and Popular Belief. Manchester University Press, p. 34

[7] Сontraception / BBC (bbc.co.uk/religion)

[8] Natural Family Planning / New Catholic Encyclopedia. — The Gale Group, 2003

[9] Katie Singer. The Garden of Fertility: A Guide to Charting Your Fertility Signals to Prevent or Achieve Pregnancy — Naturally — and to Gauge Your Reproductive Health. — New York: Avery, 2004. Pp. 226–7

[10] Malcolm Gladwell. John Rock’s Error. — The New Yorker (13.03.2000)

[11] Гинекология: национальное руководство / Под ред. В.И. Кулакова, И.Б. Манухина, Г.М. Савельевой — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011, с. 385-387

[12] Pope Pius XII. Address to Midwives on the Nature of Their Profession (October 29, 1951)

[13] John Billings, founder of natural family planning method, dies at 89 / CatholicNews (may 2007)

[14] Deceased natural family planning pioneer ‘inspired us’ / Catholic News Agency (20.02.2013)

[15] The effectiveness of a fertility awareness based method to avoid pregnancy in relation to a couple’s sexual behaviour during the fertile time: a prospective longitudinal study. (Department of Gynaecological Endocrinology and Fertility disorders, University of Heidelberg). — Human Reproduction (2007). Volume 22, Issue 5, Pp. 1310-1319 (Oxford University Press)

[16] Fertility Awareness Center (Центр осведомленности о фертильности) — первая светская организация, занятая методиками на основе периодов фербильности и стерильности у женщин, возникла в 1981 году в Нью-Йорке (согласно англоязычной Википедии, дальнейшую информацию можно найти в интернете).

[17] Müller-Jahncke WD (Aug 1988). «Ludwig Haberlandt (1885-1932) and the development of hormonal contraception». Z Gesamte Inn Med (in German). GERMANY, EAST. 43 (15): 420–2

[18] Kimberly A. Buettner. John Charles Rock (1890-1984) / The Embryo Project Encyclopedia (The Embryo Project at Arizona State University)

[19] People & Events: Dr. John Rock (1890-1984) / The pill (Public Broadcasting Service. American Experience)

[20] Marian Rengel. Encyclopedia of Birth Control. — Greenwood, 2000. P. 202-203

[21] Catholics and church at odds on contraception, divorce and abortion / The Guardian (09.02.2014)

[22] Primary source: Voice of the people. Univision asked Catholics on five continents about some of the issues most important to them and thus, to the Church too, in an eye-opening Global Survey

[23] Synod on family surveys: German, Swiss Catholics reject teachings on marriage, sexuality / National Catholic Reporter (04.02.2014)

[24] German and Swiss Catholics reject Vatican teachings on sex / Christian Today (05.02.2014)

[25] Primary source: Pastoral challenges to the family in the context of evangelisation. Summary of the responses from the German dioceses and archdioceses to the questions contained in the preparatory document for the III Extraordinary General Assembly of the Synod of Bishops 2014 (Pressemitteilungen der Deutschen Bischofskonferenz. 03.02.2014)

[26] Irish bishops won’t release survey results / Catholic Herald (13.02.2014)

[27] Che Y, Cleland J, Ali M (2004). «Periodic abstinence in developing countries: an assessment of failure rates and consequences». Contraception. 69 (1): 15–21.

[28] Paul VI, nuns and contraception: did Pope Francis get it right? / Catholic News Agency (24.02.2016)

[29] Francis Says Contraception Can Be Used to Slow Zika / The New York Times (18.02.2016)

[30] «Kongo-Pille» seit langem erlaubt / Katholisch.de (03.02.2013)

[31] German Catholics allow morning-after pill in rape cases / Reuters (21.02.2013)

[32] German Bishops Accept Morning-After Pill / Spiegel (22.02.2013)

[33] Vatikan unterstützt deutsche Bischöfe bei Pille danach / Katholisce Nachrichten (23.02.2013)

Оригинал этой статьи на сайте "Независимый исследователь"

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное