Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Мартин Лютер Кинг (часть 9)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 244/2017-06-05

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи о Мартине Лютере Кинге.

Уточненная цитата, завершавшая прошлый выпуск:  "В 2004 году Джесси Джекcон (Jesse Jackson, активист гражданских прав и влиятельный религиозный лидер афро-американцев) заявил: "На самом деле были провокаторы, которые пытались сорвать марш. И внутри нашей собственной организации мы нашли очень высокопоставленного человека, которому платило правительство. Так что были внедренные вовнутрь агенты, диверсанты снаружи и атаки прессы. ... Я никогда не поверю, что у Джеймса Эрла Рэя были повод, деньги и возможность сделать это самому. Наша власть была сильно замешана в создании условий [для этого], и, я думаю, в пути бегства Джеймса Эрла Рэя".

Наследие

Главным наследием Кинга было развитие гражданских прав в США. В ближайшие дни после убийства Кинга (11 апреля) Конгресс США принял Закон о гражданских правах 1968 года. Раздел VIII Закона, обычно называемый как Закон о справедливом решении жилищных вопросов (Fair Housing Act), запретил дискриминацию в сфере жилья и заключения всех сделок, связанных с жильем, по признаку расы, религиозной принадлежности и национального происхождения (позднее расширен до включения признаков половой принадлежности, семейного статуса и нетрудоспособности). Это законодательство рассматривается как дань борьбе Кинга против жилищной дискриминации в последние годы его жизни.

На международном уровне наследие Кинга включает в себя влияние на Движение самосознания чернокожих (Black Consciousness Movement, массовое движение против апартеида в Южной Африке, возникшее в середине 1960-х годов) и Движение за гражданские права в Южной Африке. Работы Кинга цитировались и служили вдохновением для южно-африканского лидера Альберта Лутули (Albert Lutuli или Luthuli), который отстаивал расовую справедливость в своей стране и позднее был награжден Нобелевской премией. На следующий день после убийства Кинга школьная учительница Джейн Эллиотт (Jane Elliott) провела свое первое упражнение под названием "Голубые глаза/Карие глаза" с учащимися класса начальной школы Райсвилл, штата Айовы, который она вела. Ее целью было помочь учащимся осознать смерть Кинга как трагедию, связанную с расизмом, что они плохо понимали, живя преимущественно в обществе белых.

Кинг стал национальным символом американского либерализма (современного американского либерализма, который характеризуется как социальный либерализм, сочетающий идеи гражданской свободы, социальной справедливости и смешанной экономики) и американского прогрессивизма (реформаторского движения, связанного с вопросами социальной справедливости). Кинг также оказал влияние на ирландского политика и активиста Джона Хьюма (John Hume). Хьюм, бывший лидер (один из основателей) Социал-демократической и лейбористской партии (Social Democratic and Labour Party в Северной Ирландии), ссылался на наследие Кинга как квинтессенцию движения за гражданские права Северной Ирландии и подписания Соглашения страстной пятницы (Good Friday Agreement, соглашения, называемого также Белфастским, которое было направлено на урегулирование конфликта между британскими властями и местными организациями в Северной Ирландии). При этом Хьюм назвал Кинга "одним из моих великих героев века".

Жена Кинга, Коретта Скотт Кинг, пошла по стопам своего мужа и стала активисткой социальной справедливости и гражданских прав вплоть до своей смерти в 2006 году. В том же году, когда был убит Мартин Лютер Кинг, она создала Центр Кинга в Атланте штата Джорджия, посвященный сохранению его наследия и работе по поддержке ненасильственного решения конфликтов и толерантности во всем мире. Сын Кинга и Коретты Скотт Декстер Кинг работал председателем этого Центра. Их дочь Иоланта Кинг, которая умерла в 2007 году, была оратором-мотиватором, автором и основателем Хайдер Граунд Продакшинс (Higher Ground Productions), организации, специализирующейся в воспитании понимания разнообразия (различий между людьми).

Даже внутри семьи Кинга ее члены расходятся друг с другом по поводу его религиозных и политических взглядов о геях, лесбиянках, бисексуалах и трансгендерах (ЛГБТ-людях). Вдова Кинга Коретта публично заявляла о том, что, по ее мнению, ее муж поддержал бы ЛГБТ-права. Однако, их младший ребенок Бернис Кинг публично заявляла о том, что считает, что Кинг был бы против однополых браков.

4 февраля 1968 года в Баптистской церкви Эбенезера (Ebenezer Baptist Church) Кинг заявил, говоря о том, как он хотел бы запомниться после смерти:

"Я хотел бы, чтоб кто-то упомянул в тот день, что Мартин Лютер Кинг старался отдать свою жизнь служению другим. Я хотел бы, чтоб кто-то сказал в тот день, что Мартин Лютер Кинг старался любить кого-то. Я хочу, чтоб вы сказали в тот день, что я старался быть справедливым в вопросе войны. Я хочу, чтоб вы могли сказать в тот день, что я старался кормить голодных. Я хочу, чтоб вы могли сказать в тот день, что я старался в своей жизни одевать тех, кто был раздет. Я хочу, чтоб вы сказали в тот день, что я старался в своей жизни посещать тех, кто был в заключении. И я хочу, чтоб вы сказали, что я старался любить и служить человечеству. Да, если вы хотите сказать, что я был барабанщиком, скажите, что я был барабанщиком справедливости. Скажите, что я был барабанщиком мира. Я был барабанщиком правды. А все другие мелкие вещи не имеют значения. У меня не будет денег, чтоб оставить [их после себя]. У меня не будет изящных и роскошных вещей быта, чтоб оставить. Но я хочу оставить просто преданную (посвященную) жизнь."

День Мартина Лютера Кинга

Начиная с 1971 года такие города как Сент-Луис штата Миссури и различные штаты устанавливали ежегодные дни памяти в честь Мартина Лютера Кинга. 2 ноября 1983 года в Розовом Парке Белого Дома президент Рональд Рейган подписал законопроект о создании федерального праздника в честь Мартина Лютера Кинга. Впервые отмеченный 20 января 1986 года, этот праздник называется Днем Мартина Лютера Кинга. Следуя декларации Джорджа Буша, праздник отмечается в каждый третий понедельник года, вблизи даты дня рождения Кинга. 17 января 2000 года День Мартина Лютера Кинга впервые отметили все пятьдесят штатов США. Последними тремя штатами, которые признали праздник, были Аризона (1992), Нью-Гемпшир (1999) и Юта (2000). Юта ранее отмечал праздник в то же самое время, но под названием Дня прав человека.

Литургическая память

Кинг почитается как мученик Епископальной церковью США по ее литургическому календарю каждый год в день его смерти 4 апреля. Евангелическая лютеранская церковь Америки литургически почитает Кинга каждый год в день его рожденья 15 января.

Наследие в Великобритании и Комитет мира Мартина Лютера Кинга

В Соединенном Королевстве в честь наследия Кинга существует Комитет мира Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King Peace Committee) Нортумбрийского и Ньюкаслского Университетов, как знак его последнего визита в Соединенное Королевство для получения почетной степени Ньюкаслского Университета в 1967 году. Комитет мира управляется капелланами городов двух университетов Нортумбрийского и Ньюкаслского, которые остаются центрами изучения Мартина Лютера Кинга и американского движения гражданских прав. Вдохновленный взглядом Кинга Комитет осуществляет ряд мероприятий по всей Великобритании, стремясь "строить культуру мира". 

Продолжение статьи следует 

Иллюстрации: 1) Президент Джонсон подписывает Закон о гражданских правах 1964 года. Среди гостей позади него находится Мартин Лютер Кинг. 2) Статуя Мартина Лютера Кинга над западным входом в Вестминстерское аббатство, установленная в 1998 году. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное