Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Католичество и аборт (часть 6)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 258/2017-10-28

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи "Католичество и аборт".

Примеры резонансных инцидентов

Время от времени в обществе происходят громкие инциденты, связанные с ригоризмом католической церкви в отношении отказа допустить исключения из запрета абортов даже в экстренных случаях. В 2009 году больная легочной гипертензией беременная женщина оказалась в католической Больнице святого Иосифа Финикса штата Аризоны США. Заболевание не оставляло никакой надежды врачам на то, что, если женщина будет рожать, то останется в живых. Надежды на то, что выживет ее ребенок, у врачей тоже не было. В этой ситуации член комитета по этике больницы сестра Маргарет Макбрайт (Margaret McBride) дала разрешение врачам сделать аборт. Женщина была спасена, но иерархия церкви осудила этот поступок. Епископ Томас Олмстед заявил, что сестра Макбрайт подвергла себя автоматическому отлучению от церкви. Сестра была переведена на работу в другое место в более низкой должности. Позднее епархия Феникса разорвала отношения с больницей, заявив, что больница не является католической, поскольку врачи остались несогласны с требованием отказаться от абортов в любой ситуации[44][45][46].

В 2009 году в Бразилии девятилетняя девочка была беременна двумя близнецами в результате изнасилования отчимом. Врачи диагностировали эту беременность как угрозу жизни, поскольку девочка была маленькая (весила 80 фунтов, что составляет чуть больше 36 кг.) и не могла родить двоих близнецов. Врачи с согласия матери девочки приняли решение сделать аборт. Епископ Хосе Кардозо Собриньо заявил, что мать и врачи подпадают под отлучение от церкви. Но преступление отчима не подпадает под отлучение, по словам епископа, поскольку оно не настолько ужасно, как аборт. Это заявление вызвало протесты женских правозащитных групп, бразильского правительства и даже архиепископа Рино Физикелла, который был президентом Папской академии жизни. Однако, Конгрегация доктрины веры выступила с заявлением о том, что учение церкви об абортах не изменилось и измениться не может. Национальная конференция епископов Бразилии заявила, что, поскольку мать девочки находилась под гнетом тяжелых обстоятельств, находясь в страхе за жизнь дочери, она, в соответствии с каноническим правом, не подпала под отлучение. Однако, в отношении врачей епископы заявили, что те, кто не имел достаточного осознания, не подпали под отлучение, но те, кто «осознавал и упорствовал», подпали под отлучение. Признать допустимость аборта даже в подобном неординарном случае церковь не смогла[47][48][49][50].

В октябре 2012 года в Ирландии, в университетской больнице Голуэй, умерла 31-летняя индианка Савита Галаппанавар (Savita Halappanavar). Женщина была на 17-й неделе беременности, и у нее произошел затянувшийся выкидыш. Врачи обнаружили инфекцию и диагностировали нежизнеспособность плода, но отказали в аборте, поскольку у плода наблюдалось сердцебиение. Женщине объяснили, что аборты запрещены в католической стране. В Ирландии право на жизнь эмбриона было закреплено в Конституции (и остается на момент написания этой статьи, но планируется провести референдум по этому вопросу). Хотя Верховный суд страны постановил, что аборты могут быть допустимы в случае реальной угрозы жизни матери, на момент этого случая в Ирландии не было принято законодательство, которое бы четко регламентировало, какие условия позволяют применять это исключение на практике. Из-за юридической неопределенности врачи боялись оказаться под уголовной ответственностью. Спустя три дня сердцебиение плода остановилось, и врачи сделали аборт, но для спасения женщины оказалось поздно. Савита Галаппанавар умерла от развившегося сепсиса. Инцидент привел к широким протестам и острым дискуссиям в обществе[51][52][53][54]. Ирландские католические епископы в этой ситуации выпустили заявление, которое повторяло учение церкви и оправдывало существующий закон. В частности, в заявлении было сказано: «Если тяжелобольная беременная женщина нуждается в лечении, которое может быть опасным для ее ребенка, то это лечение этически допустимо при условии, что предпринимаются все усилия для сохранения жизни как матери, так и ребенка. Аборт является прямым и преднамеренным уничтожением нерожденного ребенка, что представляет собой тяжко безнравственный поступок при любых обстоятельствах»[55].

Политика

Католическая церковь не ограничивается декларацией заповедей внутри церкви, но также пытается оказывать влияние на политику в мире в разных областях. В связи с представлением об аборте как убийстве официальное учение католической церкви утверждает, что общество и государство должны охранять право человека на жизнь от зачатия до смерти[56]. На основе этого положения католическая иерархия выступает против легализации абортов и требует от католических политиков продвигать позицию церкви законодательно. При этом на практике в текущей реальности считается допустимым, чтоб католические политики поддерживали компромиссные законопроекты, которые, хотя допускают аборты, но способствуют уменьшению их числа, например, ограничивая легализацию определенными случаями, или принимая меры против условий, ведущих к их росту[57].

Католические иерархи по-разному относятся к политикам, поддерживающим законы о праве на аборт. В США, где присутствует много консервативных христиан, тема абортов сильно политизирована и используется в предвыборной борьбе. Некоторые католические иерархи выступают за запрет принимать причастие политикам, которые, являясь католиками, поддерживают легализацию абортов[58].

В частности, в 2004 году несколько епископов выступили против причащения кандидата на пост в президенты от демократов Джона Керри. Позицию не разрешать политикам, одобряющим право на аборт, принимать причастие разделял кардинал Йозеф Ратцингер, на тот момент будущий папа Бенедикт XVI. Однако, большинство американских епископов не поддержали введение общего запрета причащения таким политикам, аргументируя это, в частности, нежеланием «делать евхаристию политическим полем битвы». Епископская конференция США оставила этот вопрос на самостоятельное усмотрение каждого епископа в конкретных обстоятельствах[59]. В 2008 году некоторые американские епископы выступали против причащения Джо Байдена, вице-президента Барака Обамы. Джо Байден заявлял, что он лично придерживается католического учения об абортах, но считает правильной легализацию абортов в обществе людей разных взглядов[58].

Некоторые католические иерархи заняли еще более жесткую позицию о политиках, поддерживающих право на аборт, заявив, что такие политики подвергают себя отлучению от церкви. Единого мнения по этим вопросам в католическом епископате США не сложилось, но многие епископы считают, что в текущих условиях запрет абортов нереалистичен и нужно бороться с абортами другими способами[59].

Некоторые американские католические иерархи делают заявления о том, что католики не должны голосовать за кандидатов, если те поддерживают право на аборт. Такие заявления звучат, как правило, о кандидатах от демократов, поскольку демократы стоят на либеральных позициях. В частности, такие призывы звучали о Бараке Обаме[59][60]. Но официально церковь поддерживать таких кандидатов не запретила, хотя существует предупреждение о недопустимости поддерживать их именно за позицию по абортам. В 2004 году кардинал Йозеф Ратцингер, в то время префект Конгрегации доктрины веры, заявил: «Католик был бы виновен в формальном сотрудничестве со злом и поэтому недостоин святого причастия, если бы он умышленно голосовал за кандидата именно потому, что кандидат стоит на позиции разрешения аборта и/или эвтаназии. Когда католик не разделяет позицию кандидата по абортам, но голосует за этого кандидата по другим причинам, это рассматривается удалением материи сотрудничества, что может быть допустимо при наличии соизмеряемых причин»[61].

Интерпретируя этого документ, наиболее консервативные католики, в том числе некоторые иерархи, сосредоточились на словах о «соизмеряемых причинах». Поскольку в документе также говорится, что зло абортов превосходит многие другие формы зла, они заключили, что оправдывающие причины для поддержки таких кандидатов в действительности должны быть редкими[62][63]. Такая трактовка не разделяется многими умеренными католиками, особенно, сторонниками демократов, которые предпочитают делать акцент на вопросах социальной справедливости, а в отношении абортов утверждают, что развитие образования, доступное здравоохранении, социальная забота о малоимущих и помощь матерям уменьшат число абортов более эффективно, чем их запрет[64]. Епископская конференция США неоднократно принимала документ «Формирование совести для правоверного гражданства» (последняя редакция принята в 2015 году), где, кроме абортов, перечислено множество других проблем, требующих ответственного выбора католиками кандидатов, такие как несправедливые войны, применение смертной казни, расизм, бедность, кризис миграции, проблемы экологии и многое тому подобное[65][66].

В Европе католические иерархи занимают более гибкую позицию, чем в США, и редко поднимают вопрос о применении церковных санкций к политикам из-за поддержки юридической легализации абортов[58]. В 2001 году папа Иоанн Павел II дал причастие мэру Рима Франческо Рутелли, заявлявшему, что сам лично он выступает против абортов, но не желает навязывать эту позицию через закон[67]. Иоанн Павел II даже дал причастие британскому премьер-министру Тони Блэру и его жене[68].

Джон Керри и Нэнси Пелоси, в то время спикер Палаты представителей США (продвигавшая законопроекты, облегчающие совершение абортов), оба принимали причастие во время папской мессы Бенедикта XVI в США[68]. Известно также, что они получали причастие на мессе папы Франциска[69].

Вместе с этим, папа Бенедикт XVI, отвечая на вопрос журналистов, выражал поддержку обсуждавшихся угроз мексиканских епископов возможного отлучения от церкви политиков, голосующих за легализацию абортов в Мексике. Позднее пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди уточнил, что ни папа, ни местный епископат в действительности не объявили об отлучении этих политиков, но что эти политики должны воздерживаться от принятия причастия[70].

В 2012 году пресса сообщила о том, что один из епископов Уругвая отлучил от церкви политиков, которые голосовали за легализацию абортов. Однако, епископская конференция опровергла это, заявив, что позиция епископа была неверно истолкована. Генеральный секретарь епископской конференции Уругвая даже сказал в интервью, что отлучение от церкви относится к тем, кто непосредственно совершает аборты, но не к тем, кто принял закон[71].

В 2013 году в Ирландии принимался закон, легализующий аборты в случае угрозы жизни женщины. Ирландские епископы осудили эту законодательную инициативу, но разделились во мнениях по поводу запрета принимать причастие политикам, поддержавшим закон[69]. Ирландский кардинал Шон Брейди отметил, что среди епископов есть «большое нежелание политизировать евхаристию»[72].

Католическая иерархия также выступает за принятие законов, которые позволяли бы католикам, работающим в медицине, отказывать пациентам в предоставлении услуг по абортам по религиозным соображениям, рассматривая это как соблюдение свободы совести[73][74]. 

Продолжение (окончание) статьи следует.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное