Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Ислам и аборт (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 269/2018-01-14

Доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию продолжение статьи "Ислам и аборт".

Основания для абортов в исламе

Большинство авторитетов ислама считают, что аборт может быть произведен только при наличии серьезных оснований. Исторически таким основанием мог рассматриваться, к примеру, случай, когда забеременевшая женщина уже имела младенца, которого кормила грудью[2][5], и у ее мужа не было возможности нанять другую кормилицу[9]. В этом случае после исчезновения у женщины молока из-за новой беременности младенец мог умереть от голода, поскольку никаких искусственных заменителей молока матери не было. В такой ситуации женщине разрешалось прервать вторую беременность ради спасения уже рожденного младенца[2][5] на сроке, когда зачатый эмбрион считался еще не получившим душу от Бога. Ряд правоведов по аналогии из этого прецедентного случая вывели допустимость прервать беременность по другим причинам, таким как необходимость сохранения здоровья женщины[9].

Жизнь и здоровье женщины

В истории народов ислама аборты по медицинским показаниям были известны со времен «золотого века» расцвета культуры ислама (VIII-XIII вв.). К примеру, врач мусульманин Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (известный как Разес) (854-925) в книге Китаб аль-Мансури («Книга по медицине, посвященная аль-Мансуру») и энциклопедическом труде Китаб аль-Хави («Всеобъемлющая книга по медицине») упоминал множество лекарственных средств и методов, служивших для прерывания беременности, которые использовались в случаях, когда продолжение беременности угрожало здоровью или жизни женщины. Аналогичным образом Ибн Сина (Авиценна) (980 — 1037) в знаменитой медицинской энциклопедии Китаб аль-Канун фи-т-тибб («Канон медицины») писал о медицинских показаниях к абортам и о том, как их совершить[3]. В более поздние времена сирийский врач XVIII в. Ибрагим Хакки писал о том, что сохранение физического здоровья женщины может оправдывать аборт[2], и в качестве медицинских показаний указывал, например, заболевания сердца, рвоту беременных (токсикоз, по-видимому, в тяжелой форме), aльбуминурию (выделение белка с мочой в следствие почечных нарушений), почечную недостаточность и другие заболевания[11].

Все современные школы исламского права рассматривают в качестве допустимой причины аборта угрозу жизни женщины[2][8] и многие современные правоведы допускают аборт для сохранения здоровья женщины. Однако, необходимость аборта из-за серьезной угрозы здоровью должны засвидетельствовать три (иногда два) богобоязненных врача. В 1990 году Исламский совет правоведов Мекки (административного округа Makkah Al-Mukarramah) большинством голосов принял решение и издал фетву, разрешающую аборты после заключения троих врачей. Многие исламские правоведы допускают аборты для сохранения физического здоровья женщины в течение 40 дней от зачатия. Так было принято делать в Саудовской Аравии, пока Исламский совет правоведов Мекки в 1990 году ни продлил этот срок до 120 дней[3].

Тем не менее, более консервативные правоведы, такие как маликиты и шафииты школы аль-Газали, не допускают аборты для сохранения здоровья женщины, а делают исключение из запрета абортов только в том случае, когда существует угроза жизни. В то же время другие авторитеты ислама разрешают делать аборты ради сохранения не только физического, но и психического здоровья женщины. В шиизме правоведы школы зейдитов допускают аборты по незначительным медицинским показаниям[3], что резко отличает эту школу от доминирующей в шиизме жесткой позиции.

Патологии плода

Другим основанием для аборта на сроках, когда эмбрион считается еще «неодушевленным», по мнению ряда правоведов ислама, могут служить серьезные аномалии плода[8]. Международный исламский совет фикха, учреждение Всемирной мусульманской лиги, основанной в Мекке и объединяющей представителей разных стран ислама, постановил, что, если два компетентных медицинских специалиста на основании обследования выявили серьезные аномалии плода, то по просьбе родителей разрешается сделать аборт до 120 дней от зачатия. Однако, если 120 дней истекли, то аборт считается формой убийства и подвергается судебному преследованию, за исключением случая угрозы жизни беременной женщины[12]. В Египте некоторые муфтии допускают аборты на основании патологии плода до 120 дней от зачатия, но некоторые — только до 40 дней от зачатия[2].

По поводу того, какие патологии плода могут рассматриваться основанием для аборта, в исламе происходят споры. Многие исламские правоведы считают, что основанием для аборта на сроке до 120 дней от зачатия может быть такой порок развития плода, который вызовет большое страдание для ребенка. Второй взгляд правоведов заключается в том, что основанием для аборта может быть нарушение развития, которое лишит ребенка нормальной жизни, но это мнение оспаривается другими правоведами[8].

В Иране, где господствующей формой ислама является шиизм, духовные авторитеты считают допустимым аборт при патологии плода только в редких чрезвычайных случаях. Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи допустил аборты на сроке до 10 недель в случае талассемии, заболевания, связанного с генетическим расстройством крови[8]. По мнению более прогрессивного аятоллы Юсефа Саанеи, аборты могут быть допустимы в случае генетического расстройства плода[2][4]. Аятолла Юсеф Саанея даже считает, что аборт может быть допустим «при любом состоянии матери или плода, которое приносит чрезвычайные трудности для матери или семьи»[10]. В 2005 году иранские законодатели предприняли попытку некоторой либерализации запрета абортов, разрешив аборты на основании патологии плода в случае, если такая патология ляжет финансовым бременем для семьи. Законопроект был одобрен более половиной парламента, но заблокирован консервативным Советом стражей конституции с обоснованием, что это противоречит закону шариата[13]. 

Продолжение статьи следует 

На иллюстрации:  Женщины, гуляющие в Бу-Сааде (Алжир) (худ. Насреддин Дине)

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное