Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Феминизм и христианство (часть 4)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 285/2018-10-24

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи Феминизм и христианство.

Взаимосвязи христианства и феминизма

Христианство оказалось в больше мере обладающим феминистским потенциалом равенства полов, чем ортодоксальный иудаизм и ислам. В частности, именно христианство не содержит никакой заповеди о раздельной молитве мужчин и женщин. В ортодоксальном иудаизме и исламе до сих пор женщины и мужчины участвуют в молитвенном богослужении порознь друг от друга. В христианстве этого нет, что можно объяснить опытом самого Иисуса и ранних христиан. В Новом завете содержатся слова, которые часто рассматриваются как манифест христианского феминизма[4]: "во Христе Иисусе нет больше мужского пола и женского" (Гал. 3:28). 

Однако, историческое христианство было неоднородным явлением. С одной стороны, опыт ранних христиан показывает, что в христианстве с самого начала упраздняются различия между людьми и утверждается всеобщее равенство. С другой стороны, христианство, находясь внутри патриархальной культуры, не могло не отразить ее[4]. Поэтому христианская традиция содержит противоречивые идеи и проявления разного отношения к женщине и ее роли. Иисус Христос, согласно евангелиям, был окружен преданными ему женщинами. Многие женщины сыграли важную роль в создании ранней церкви, помогая апостолам. Многие женщины позднее были канонизированы как святые. Особое место в христианстве занял культ Девы Марии, Матери Иисуса. Все это показывает значимость роли женщин в христианстве и их ценность. 

Но вместе с этим христианское богословие оказывалось под влиянием патриархальных представлений античного и средневекового общества. К примеру, святой Августин, крупнейший отец церкви, оказавший значительное влияние на развитие богословия, использовал неоплатонические концепции, принижавшие женскую природу: женщина ассоциировалась с плотскостью, слабостью, порочностью и грехом, тогда как мужское начало символизировало дух. Другой важный теолог западной церкви Фома Аквинский опирался на аристотелизм, где женщина понималась как «недостаточный мужчина». Согласно этому античному представлению, процесс размножения нацелен на воспроизведение самца, в то время как рождение самки связывалось с незавершенностью этого процесса. Подобные представления оказывали влияние на формирование богословского прочления библейских текстов и в целом на богословские взгляды о женщине[4]. 

Влияние движения феминизма в современный период истории привело к изменению взглядов на женщину и ее роль в обществе. Это изменение было столь значимо, что не могло оставить христиан в стороне, побуждая переосмыслять историю церкви и традиции прошлых веков с тем, чтобы точнее понять божественный замысел о роли женщины и очистить богословие от устаревших культурных стереотипов. Невозможно, однако, изобразить этот процесс в виде влияния на церковь новой, принципиально другой, чуждой христианству идеологии. Само появление феминизма в христианских странах, как можно предположить, было обусловлено потенциалом позитивного взгляда на женщину и верой в равную ценность полов, которые содержались в христианской религии, оказывая влияние на культуру. Примечательно, что, когда Мэри Дейли заявила о своем отходе от христианства, американский богослов Джонн Кобб ответил на это: «Во-первых, христианство и феминизм не противоречат друг другу. Христианство не реализовало еще все свои потенциальные возможности. И одна из них — это, несомненно, историческое значение женщины для глубокого обновления Церкви. Во-вторых, феминистское движение возникло в иудео-христианской среде. В этом его сила и гарантия собственной аутентичности. Думаю, что феминистское движение пророческого протеста находится в сердце христианской традиции»[4]. 

Представляется, что в масштабах истории логично говорить о взаимном влиянии христианского потенциала на развитие феминизма и идей феминизма на очищение христианства от исторических унижающих женщину культурных стереотипов.

Три типа богословия о женщине

В этом подразделе изложены краткие тезисы типов богословия, подробнее богословие о женщине планируется рассмотреть в отдельной статье.

В результате исторических перемен в современный период можно условно выделить три типа богословия о женщине: патриархальный, комплементарный и эгалитарный[1]. 

Патриархальный тип богословия отражает старые культурные стереотипы. Патриархальное богословие утверждает идею о том, что женщина подчинена мужчине, не должна занимать руководящие роли и ее основное предназначение - рождение и воспитание детей. В период зарождения феминизма этот тип богословия преобладал в церкви, но в настоящее время такие идеи в основном пересмотрены. Старое патриархальное богословие мало распространено среди христиан и встречается лишь в некоторых евангельских церквях фундаменталистского толка, которые отличаются учением, основанным на буквальных трактовках библейских текстов (вербализме). Однако, фактически такой взгляд представляет лишь небольшую часть евангельских христиан, среди которых сейчас есть много сторонников комплементарного богословия, а также есть сторонники эгалитарного богословия. 

Комплементарный тип богословия о женщине представляет собой распространенную точку зрения в ортодоксальном христианстве. Данная точка зрения подчеркивает различия между полами, рассматривая их как взаимодополняемые, но не ограничивает роль женщины подчиненным положением или деторождением и домохозяйством. Согласно этому взгляду, женщины свободны в светской деятельности, но не могут претендовать на священство внутри церкви. Некоторая часть консервативных христиан, кроме того, рассматривает руководящей роль мужа в семейной иерархии. Семейная иерархия, однако, не акцентируется в учении многих протестантских церквей и современном католичестве, где муж и жена рассматриваются одинаково взаимно помогающими друг другу.  

Эгалитарный тип богословия признает полное равенство мужчин и женщин во всех сферах как светской, так и церковной и семейной жизни. Этот тип богословия не выделяет различия полов. Эгалитарное богословие в целом поддерживается в более либеральных протестантских церквях, хотя и более консервативные церкви, как протестантские, так и католичество, испытывают влияние его идей также.  На практике комплементарное богословие включает в себя определенные элементы эгалитарного и патриархального типов, занимая промежуточное положение между ними. 

Концепции истории идей феминизма

Ряд современных исследователей рассматривают связи между идеями современного феминизма и более ранних созвучных феминистским идеям взглядов. Согласно концепции некоторых авторов (прежде всего, христианской феминистки Розмари Рутер[14]), идеи, созвучные феминизму, присутствовали на протяжении истории церкви, принимая свойственные культуре формы. Так, на протяжении многих веков в христианстве проявлялся эсхатологический феминизм, который стремился преодолевать патриархальные ограничения через мистицизм и аскетизм. В частности, женщины выходили за пределы традиционных мирских гендерных ролей посредством безбрачия. Женщины таким образом стремились достигнуть равенства с мужчинами не путем изменения мира, а путем отделения от него. В противоположность этому современный либеральный феминизм внутри христианства направлен на реформу общественных отношений, поскольку он не рассматривает патриархат в качестве отношений, сотворенных Богом. Патриархальные отношения, согласно этому взгляду, возникли после грехопадения, и церковь как институт искупленных через Иисуса Христа людей должна восстанавливать утраченное равенство всех людей, включая равенство полов[1][14]. 

Другой формой феминизма в прошлом и настоящем является романтический феминизм, которым называют концепции, наделяющие женщин  духовными, возвышенными качествами. Согласно Рутер, такие представления утверждал гуманист XVI в. Корнилиус Агриппа. Романтический феминизм по сути предшествовал современному феминизму различий. Рутер различает консервативный, реформистский и радикальный романтические феминизмы. Консервативный романтизм ограничивал женщину ролью домохозяйки, поскольку считал, что женщина, занимаясь традицинно мужскими делами, утратит свойственные ей возвышенные черты.  Романтический реформизм не соглашается с таким аргументом, полагая, наоборот, что женщины смогут улучшить мир, входя в традиционно мужские сферы. Радикальный романтизм, согласно Рутер, настолько возвышает женщин, что стремится построить утопическое общество, полностью независимое от мужчин[1][14]. 

Продолжение статьи следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное