Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Феминизм и христианство (часть 5)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 286/2018-10-25

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи Феминизм и христианство.

Аспекты современного католического учения

Женские ценности в католичестве

Идеи романтического феминизма и феминизма различий нашли отклик в католической теологии. В частности, в Послании епископам церкви о сотрудничестве мужчин и женщин, подписанном в 2004 г. кардиналом Ратцингером с одобрения папы Иоанна Павла II, содержится целый подраздел под заголовком "Важность женских ценностей в жизни общества". Женскими ценностями Послание называет способность к самоотдаче ради другого (англ. "capacity for the other" - букв. "способность ради другого"). Это качество связывается со способностью женщин давать новую жизнь, однако, контекст расширяется за пределы только физического деторождения. Послание утверждает, что материнство является ключевым элементом женской идентичности, но женщин не следует рассматривать только с точки зрения продолжения рода. Отвергается превозношение биологического плодородия исключительно в количественном отношении, что, по словам Послания, чревато опасным неуважением к женщине. Христианская традиция безбрачия ("девственности") опровергает сведение предназначения женщин просто к физическому деторождению, показывая, что материнская любовь реализуется и за пределами физического продолжения рода[15]. 

Послание утверждает незаменимую роль женщины во всех аспектах семейной и общественной жизни, связанных с человеческими отношениями и заботой о других. Женщины призываются к участию в труде и организации общества, включая доступ к ответственным должностям, подчеркивается, что это будет способствовать гуманизации. В заключении женские ценности называются человеческими, поскольку человек создан по образу Божию в единстве мужчины и женщины. Хотя женщины более расположены к этим ценностям, в конечном счете ценности бытия для другого должны разделить все люди[15]. 

Католическое учение, таким образом, солидаризуется с общим призывом феминизма к активности женщин в социальной и политической жизни, соглашаясь с направлением мысли феминизма различий, который выделяет женскую идентичность с возвышенными женскими качествами, необходимыми для пользы общества, особенно, в отношении гуманизации. При этом в церковном Послании говорится, что женщины не должны находиться в условиях, когда им приходится выбирать между семьей и работой. Однако, католическая церковь разделяет не все проявления и идеи современного феминизма. 

Послание о сотрудничестве мужчин и женщин выражает беспокойство по поводу противостояния мужчин и женщин, а также по поводу отрицания различий между полами, которое возникает, когда различия рассматриваются только как элемент культуры. Осуждается идеология, рассматривающая различия полов только как разультат культурной и исторической обусловленности, когда физические различия, называемые полом (sex), сводятся к минимуму и максимально выделяется культурный компонент, называемый гендер (gender)[15]. По существу эта тема затрагивает вопрос спора эссенциализма (философии, приписывающей сущности определенные свойства) и конструктивизма (философии, предполагающей активное познание мира, применительно к социологии подразумевающей, что социальная реальность конструируется активностью человека). 

Хотя представляется, что церковь разделяет идеи эссенциализма, когда говорит о биологической основе пола, идеи конструктивизма не отвергаются полностью, а отвергается лишь такая модель, в которой биология рассматривается не играющей никакой значимой роли. Так, папа Франциск неоднократно выступал с осуждением "гендерной теории" (или "идеологии"), под которой он подразумевает учение о возможности самостоятельного выбора пола. (Папа выступает не против того, что есть люди с гендерной дисфорией, а против обучения детей тому, что пол можно просто выбрать)[16]. Однако, папа признал, что гендерное поведение как таковое испытывает влияние среды и культуры. В энциклике Amoris laetitia ("Радость любви", "О любви в семье") папа отметил, что: "Нельзя игнорировать, что на конфигурацию образа бытия — женственного или мужественного — влияет не только сочетание биологических и генетических факторов, но и множество элементов, относящихся к темпераменту, истории семьи, культуре, приобретенному опыту, полученному воспитанию, влиянию друзей, родственников, тех, кем мы восхищаемся, а также другие конкретные обстоятельства, заставляющие подстраиваться под них". Затем папа в тексте энциклики отвергает стереотипы о гендерных ролях и порицает такой категоричный (в отношении гендерных ролей) подход, который "может помешать развитию способностей и дойти вплоть до мнения, что занятия искусством и танцами — не мужское дело, а женщине не подобает быть лидером"[17]. 

Папа Франциск в той же энциклике опроверг буквальную интерпретацию слов апостола Павла "Жены, повинуйтесь своим мужьям" (Еф. 5:22): папа прямо указывает, что апостол "выражает свою мысль в культурных категориях, присущих той эпохе, но мы должны усвоить не эту культурную оболочку, а заключенное в тексте послание, проистекающее из всей перикопы". Далее папа Франциск, ссылаясь на папу Иоанна Павла II, объясняет, что союз мужа и жены подразумевает взаимную любовь и взаимное подчинение, а не одностороннее подчинение жены мужу[17].

Новый феминизм Иоанна Павла II

Учение папы Иоанна Павла II в отношении женщин было в большей степени традиционно. Он немного затрагивал тему феминизма, но развивал тему взаимодополняемости полов и ценности материнства. Иоанн Павел II ввел термин "женский гений", которым охарактеризовал женские качества, связанные с материнством[18][19]. Стремясь объединить приемлемые для церкви идеи феминизма и традиционное учение, Иоанн Павел II призвал к "новому феминизму", который отвергнет соблазн подражать "доминированию мужчин", но будет утверждать "женский гений" во всех сферах общества, преодолевать дискриминацию, насилие и эксплуатацию[20]. После того, как термин "новый феминизм" употребил Иоанн Павел II, термин стал использоваться для названия учения о взаимодополняемости полов, которое отвергает господство одного пола над другим и утверждает святость человеческой жизни от зачатия до естественной смерти. Фактически данное учение входит в число доктрин современной католической церкви. Новый феминизм с тех пор развивает целый ряд женщин-специалистов в области теологии, философии и гуманитарных наук, преимущественно принадлежащих католической церкви[1]. 

Папа Франциск о феминизме

Папа Франциск значительно затронул тему отношения к женщине и феминизму в энциклике Amoris laetitia. В этой энциклике папа пишет о необходимости защиты прав женщин во многих областях, осуждает насилие в отношении женщин ("вербальное, физическое и сексуальное"), в том числе насилие в семье, а также практику уродовать женские половые органы в некоторых культурах (по-видимому, женское обрезание), неравноправие в доступе к достойной работе, злоупотребления патриархальных культур, а также современную практику "суррогатного материнства" и "использование и низведение женского тела до уровня товара в современной медийной культуре"[17]. 

"Некоторые считают, что многие нынешние проблемы проявились вследствие эмансипации женщины, - пишет папа Франциск, -  Но этот аргумент неверен, «это ложь, неправда. Это проявление мужского сексизма» (шовинизма).  Идентичное достоинство мужчины и женщины позволяет нам радоваться преодолению старых форм дискриминации, развитию в лоне семьи взаимности. Хотя проявляются формы феминизма, которые нельзя считать адекватными, мы восхищаемся деянием Святого Духа, воплощающемся в более ясном признании достоинства женщины и ее прав". (В англоязычной версии текста последние слова приведенной цитаты звучат так: we must nonetheless see in the women’s movement the working of the Spirit for a clearer recognition of the dignity and rights of women, то есть: "мы, тем не менее, должны видеть в женском движении работу Духа ради более ясного признания достоинства женщины и ее прав")[17]. 

Папа таким образом не только согласился с многими требованиями феминизма, но и признал, что в нем осуществляет действие Святой Дух, несмотря на то, что некоторые формы феминизма неадекватны, с точки зрения церкви. В другом месте энциклики папа отметил: "Я ценю феминизм, не претендующий на однородность  и не отрицающий материнство". В соответствии с традиционным учением церкви папа отвергает, что существует такое право распоряжаться своим телом, которое оправдывает прекращение новой жизни[17]. (Стоит отметить, что в действительности такого понятия как право на аборт не существует в числе общепринятых международных норм, однако, это тема для отдельной статьи). 

На иллюстрации:  Современное изображение Девы Марии с младенцем.

Продолжение (окончание) статьи следует.  

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное