Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Феминизм и христианство (часть 6)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 287/2018-10-26

 Доброго времени суток. Сегодня я завершаю изложение новой статьи Феминизм и христианство.

Теология феминизма
Подробно идеи теологии феминизма и эгалитарного богословия должны быть рассмотрены в отдельных статьях.

Теологию феминизма можно рассматривать как источник вдохновения церковных реформ в отношении женщины. Теология феминизма является одной из форм теологий освобождения. Ее главная цель - дать богословское обоснование освобождения женщины от господства исторически сложившегося патриархата, который теологи феминизма рассматривают как культурное порождение, нарушающее божественное установление равенства людей. Для переосмысления религиозного взгляда на женщину теологи феминизма применяют историко-критический метод, при помощи которого исконная сущность христианства (других религий также, но христианская теология феминизма является ведущей), его основные идеи, очищаются от культурных человеческих наслоений, внесших неравенство и дискриминацию. Историко-критический метод затрагивает интерпретацию библейских текстов и всей богословской мысли прошедших веков в целом, исследуя историю взглядов на женщину[4]. 

Помимо историко-критического метода, теология феминизма использует свою собственную феминистическую герменевтику, которая стремится реконструировать первоначальнную веру христианской общины и служения женщин в ней. Теология феминизма также предлагает дополнить  (или заменить) теологию представлений о Боге с мужской точки зрения  представлениями с женской точки зрения. Богословы рассматривают возможность применения к Богу женских аллегорических образов. Теология феминизма способствует использованию гендерно-нейтрального языка вместо андроцентрического в библейских и богослужебных текстах[4].  

Стоит отметить, что теология феминизма имеет несколько форм. Христианская теология феминизма представляет собой, во-первых, богословие, направленное на равенство полов внутри церкви, и, во-вторых, более радикальную теологию, направленную на глубокий пересмотр традиционного богословия. Основы теологии феминизма, которые утверждают равенство полов, в большей мере принимаются в современных церквях, чем более радикальные идеи теологии феминизма[3]. Таким образом эгалитарное богословие содержит определенные основания теологии феминизма, касающиеся равенства полов. Радикальная составляющая теологии феминизма в меньшей мере принята внутри церквей, однако, преподается в учебных заведениях в рамках академических дисциплин. Аналогично христианской теологии феминизма существует иудейская, начинает возникать исламская и другие, которые стремятся способствовать равенству полов в своих религиях. Некоторые феминистки, как Мэри Дейли, отказываются от попыток преобразования традиционных религий и создают собственные религиозные движения, называемые феминистской духовностью (Feminist spirituality), связанные с возрождением матриархальных культов.

Известные теологи феминизма
В данной статье перечислены лишь некоторые наиболее известные имена теологов феминизма

Одной из наиболее влиятельных теологов феминизма, первопроходцем в этой области стала американская католичка Розмари Рэдфорд Рутер[4] (Rosemary Radford Ruether) (род. 1936). Рутер получила степень магистра по древней истории и доктора философии по классической литературе и патристике Университета Клермонта. Она является приглашенным профессором религии и теологии феминизма Богословской школы и Университета Клермонта. Она также профессор теологии феминизма в Тихоокеанской школе религии и Аспирантском богословском союзе в Беркли. Долгие годы она была профессором прикладного богословия в Евангельской теологической семинарии Гаррета. Рутер получила звание почетного доктора богословского факультета Уппсальского университета в Швеции. Она является автором 36 книг и более 600 статей. Теологией феминизма Рутер занимается в комплексе с теологией освобождения чернокожих, изучением христианского антисемитизма, а также насилия над природой, которое рассматривается в специальном направлении экофеминизма. Рутер была включена в движение за гражданские права чернокожих в США и ее богословие в духе теологии освобождения сосредоточено на идее Иисуса как освободителя от угнетения. Хотя Рутер принадлежала католичеству, она стала диссиденткой, выступив за рукоположение женщин в священство и войдя в группу "Католики за выбор", которая требует пересмотреть церковный запрет абортов[1].  

Другая крупная теолог феминизма - Элизабет Шюсслер Фиоренца[4] (Elisabeth Schüssler Fiorenza) (род. 1938) также католичка, немецкого происхождения. Она имеет степень доктора теологии Вестфальского университета имени Вильгельма в Мюнцере, училась в католическом Университете Нотр-Дам в Саут-Бенде, преподавала в Епископальной школе богословия в Кембридже. Фиоренца получила звание почетного доктора богословского факультета Уппсальского университета и ряда других учебных заведений, в том числе религиозных. Она является профессором богословия Гарвардской школы богословия Гарвардского университета. В числе 97 других богословов и духовных лиц Фиоренца поставила свою подпись под Заявлением о разнообразии мнений об абортах среди католиков (A Diversity of Opinions Regarding Abortion Exists Among Committed Catholics). Как теолог феминизма, Фиоренца известна применением историко-критического метода и феминистской герменевтики к изучению библейских текстов о женщинах, особенно, отношения к женщинам апостола Павла[1]. 

Еще одна известная теолог феминизма, Летти Мандевиль Рассел[4] (Letty Mandeville Russell) (1929-2007), американская пресвитерианка,  одна из первых посвященных в священники женщин Объединенной пресвитерианской церкви Северной Америки. Она получила степень бакалавра священной теологии по теологии и этике Гарвардской школы богословия, мастера христианского богословия и образования и доктора теологии по миссионерской теологии и экуменике Нью-Йоркской объединённой теологической семинарии. Рассел была профессором Богословской школы Йельского университета. Израильская библеистка Аталия Бреннер назвала ее вместе с Филлис Трибл "выдающимся матриархом современной феминистской библейской критики"[1]. 

Филлис Трибл[4] (Phyllis Trible) (род. 1932) - теолог феминизма, известная библеистка, исследовавшая библейские тексты при помощи риторической критики, созданной на основе критики форм. Она получила степень доктора философии в Объединенной богословской семинарии Колумбийского университета, преподавала в Университете Уэйк-Форест, Андровертской богословской школе Ньютона, затем стала профессором Священной литературы в Объединенной богословской семинарии, затем - профессором библейских исследований Богословской школы  Университета Уэйк-Форест. Она также работала президентом Общества библейской литературы. Специалисты рассматривают Трибл как лидера основанных на тексте исследований женщины и гендера в Писании. Она внесла крупный вклад в феминистскую критику в библейских исследованиях[1]. 

Еще одна теолог феминизма - Энн Карр[4] (Anne Carr) (1934-2008), американская католическая монахиня Сестер милосердия Пресвятой Девы Марии. Энн Карр получила степень магистра богословия Университета Маркетт, являющегося членом Ассоциации иезуитских колледжей и университетов, и доктора философии Чикагского университета с диссертацией о немецком протестантском богослове Карле Раннере. Она преподавала католическую теологию в Богословской школе Чикагского университета. Также она получила несколько почетных докторских званий. Будучи католической монахиней, Карр внесла вклад в теологию феминизма, рассматривая связи между традиционными католическими ценностями и феминизмом и критикуя сексизм в христианстве. Она была сторонницей рукоположения женщин в священство и не побоялась поставить подпись под Заявлением о разнообразии мнений об абортах среди католиков. Карр призывала понять, что возможно оставаться в церкви и одновременно переоценивать традиции[1]. 

Помимо США, где возникла теология феминизма, это направление получило развитие в Европе. В числе европейских теологов известна норвежка Кари Элизабет Бёрресен[4] (Kari Elisabeth Børresen) (1932-2016), еще одна феминистка католической веры. Она получила степень доктора философии в Университете Осло с диссертацией по изучению представлений о природе и роли женщин в теологии Августина и Фомы Аквинского. Затем изучала историю древнего христианства во Франции, в Университете Сарбоны, училась в Дании, Швеции и Швейцарии, после чего стала приглашенным профессором Папского Григорианского университета в Риме и в Богословской школе Гарвардского университета. Она получила звание почетного доктора Уппсальского университета в Швеции и Исландского университета, а также была членом Норвежской академии наук. Ее вклад в теологию феминизма связан с гендерными исследованиями истории религии[1]. 

В Нидерландах теологией феминизма занималась Катарина Халкес[4] (Catharina [Tine] Joanna Maria Halkes) (1920-2011), известная как первая голландская профессор феминизма и христианства Университета Неймегена. Она изучала теологию в Католическом университете Утрехта и Университете Неймегена, позднее получила звание почетного доктора Йельского университета в США. Халкес была членом Движения восьмого мая в Нидерландах, которое выступало против католического консерватизма и требовало реформирования церкви. Она стала известна в связи с критической позицией в отношении папы Иоанна Павла II, когда он с визитом посетил Нидерланды, а ей не разрешили к нему обратиться[1]. 

В Германии как теолог феминизма известна Элизабет Мольтман-Вендель[4] (Elisabeth Moltmann-Wendel) (1926-2016), жена крупного немецкого богослова Юргена Мольтмана. Она изучала протестантское богословие в Берлине и Геттингене и получила докторскую степень. Мольтман-Вендель освещала теологию феминизма в книгах, которые писала на эту тему[1].

На иллюстрации: "Иисус был феминистом" - один из главных тезисов христианского феминизма.

Список использованной литературы
[1] По этой теме информацию можно найти в англоязычной википедии (в соответствующих статьях приводятся ссылки на источники)
[2] Наталья Пушкарева. Феминизм (Энциклопедия Кругосвет)
[3] Стенли Гренц, Роджер Олсон. Богословие и богословы XX века. Пер. Ольги Розенберг. — Черкассы: Коллоквиум, 2011, с. 341-343 (глава Богословие феминизма)
[4] Фьоренцо Эмилио Реати. Бог в XX веке: Человек - путь к пониманию Бога. (Западное богословие XX века) — Пер. с итальянского Ю.А.Ромашева. — СПб.: Европейский Дом, 2002, с. 165-186 (глава Феминистская теология)
[5] Словарь гендерных терминов. Под ред. А. А. Денисовой. - Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002
[6] Например, в евангелии Иисус Христос говорит: "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф. 5:28)
[7] Тема об отношении религиозных конфессий к абортам и контрацепции была подробно рассмотрена нами в отдельных статьях (см. раздел Контрацепция и аборты)
[8] Olga M. Segura. #MeToo Founder Tarana Burke: 'Jesus Was The First Activist That I Knew' (Sojourners, 9-24-2018)
[9] См., например: Courtney Grogan. Archbishop Chaput: Paul VI would not be surprised by the #MeToo movement (Catholic News Agency, Apr 5, 2018)
[10] См., например: What #MeToo can learn from ‘Humanae vitae’ (Catholic News Agency, Jul 24, 2018 from July issue of the Knights of Columbus’ Columbia Magazine)
[11] См., например: David Crary. Evangelicals confront sex abuse problems in #MeToo era (The Associated Press, Aug. 17, 2018)
[12] См., например: Eliza Griswold. Silence Is Not Spiritual: The Evangelical #MeToo Movement (The New Yorker, June 15, 2018)
[13] См., например: David Crary. Episcopal Church confronts past role in sexual exploitation (The Associated Press, October 15, 2018)
[14] Ruether, Rosemary Radford (1986). Sexism and God-Talk. Boston, MA: Beacon Press. pp. 99–109
[15] Letter to the Bishops of the Catholic Church on the collaboration of Men and Women in the Church and in the World (The Vatican Information Service. 31.07.2004)
[16] См., например: Папа римский - против навязывания гендерного самоопределения в школах (Deutsche Welle, 3 октября 2016) 
[17] Папа Римский  Франциск.  Послесинодальное Апостольское обращение  Amoris Laetitia О любви в семье (18 марта 2016) (на русском языке: Издательство Францисканцев, 2016)
[18] Апостольское послание Иоанна Павла II Mulieris dignitatem (О достоинстве и призвании женщин) (1988)
[19] Letter of Pope John Paul II to Women (Открытое пастырское послание к женщинам, написанное в преддверии Четвертой всемирной конференции по положении женщин ООН, 1995)
[20] Иоанн Павел II. Энциклика Evangelium Vitae (Евангелие Жизни) (1995), цит. из раздела 99 

Елена Преображенская (с). Оригинал статьи на сайте Независимый исследователь. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное