Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Женщины-служительницы в посланиях апостола Павла (часть 1)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 290/2019-07-08

Доброго времени суток. Мною написана новая статья по теме "Женщины в Библии". Эта статья открывает подтему "Женщины в посланиях апостола Павла", в которой планируется создание нескольких статей (причем заготовки уже имеются).

Женщины-служительницы в посланиях апостола Павла 

В своих посланиях апостол Павел одобрительно отзывался о женщинах, известных трудами в церкви. В этой статье приведены некоторые примеры по данной теме с различными интерпретациями текстов апостола Павла.

Прискилла

В посланиях апостола Павла (как и в книге Деяний апостолов) неоднократно упоминается супружеская пара: Прискилла и Акила, которые совместно занимались миссионерским служением, и в доме которых собиралась христианская община. Они также сопровождали Павла в его миссионерском путешествии. О них Павел пишет Римской церкви: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь" (Рим. 16:3-4). Аналогично (хотя более коротко) просьба об их приветствии содержится в Послании Тимофею (2 Тим. 4:19). Павел также передает от них приветствие Коринфской церкви (1 Кор. 16:19). 

В посланиях Римлянам и Тимофею имя Прискиллы упомянается первым, а имя ее мужа вторым. Данное обстоятельство служит аргументом в пользу того, что в ранней христианской церкви не было жесткой гендерной иерархии. (В 18 главе Книги Деяний, где эта супружеская пара упомянута несколько раз (18:2-3, 18, 19, 26), в синодальном переводе имя Акилы поставлено первым. Однако, в современных переводах на русский язык, как и в переводах на другие языки, имя Прискиллы упоминается первым в трех стихах (18, 19, 26)[1], либо двух (18, 26, если в 19-м стихе стоит местоимение множественного числа)[2].  

По поводу того, почему Прискилла неоднократно упомянается первой перед Акилой, существуют версии интерпретаторов, что она занимала выдающуюся роль в церкви или в обществе[3]. Некоторые авторы предполагают, что ее статус в обществе был выше статуса ее мужа[4]. Пресвитерианский богослов Уильям Баркли высказывает гипотезу о том, что Прискилла была из аристократического римского рода, а Акила - простым иудейским ремесляником. В случае правоты этого предположения христианство разрушило сословные границы, позволив этой паре пожениться. Однако, Баркли допускает возможность другой версии: о том, что оба были вольноотпущенными рабами[5]. Толковая Библия Лопухина комментирует упоминание Прискиллы первой таким образом, что у нее были особые заслуги перед церковью[6]. По мнению некоторых авторов, Прискилла могла даже выступать в роли главы семьи[7]. В любом случае очевидно, что она была достаточно уважаемой женщиной.

Дьяконисса Фива

В Послании Римлянам Апостол Павел пишет также о женщине-дьяконе: "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому" (Рим. 16:1). Слово, указывающее на дьяконское служение в этом тексте, в древнегреческом оригинале употреблено с артиклем мужского рода, а не женского[8]: "мужчина-диакон" (ὁ διάκονος), а не "женщина-дьякон" (ἡ διάκονος) или "диаконисса" (ἡ διακόνισσα, слово, вошедшее в греческий язык значительно позднее). 

Это единственное место в Новом завете, где женщина прямо называется "дьяконом"[9], хотя среди богословов нет единого мнения о том, было ли в ранней церкви служение женщины-дьякона официальным статусом, равнозначным служению мужчин-дьяконов, или же это слово применительно к женщине подразумевает служение в более общем смысле без официального статуса[4]. С точки зрения христианских эгалитаристов, упоминание апостолом Павлом женщины-дьякона служит аргументом в пользу возможности женщине служить в церкви аналогично мужчинам. Хотя в ответ на этот аргумент более консервативные богословы высказывают возражение, что служение женщин в древней церкви отличалось от служения мужчин[5], остается фактом то, что в тексте апостола Павла к женщине употреблен тот же термин, что и к мужчине. 

Продолжение статьи следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное