Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Размышления к Рождеству по западному стилю


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 338/2021-12-28

Уважаемые читатели, поздравляю всех с новогодними праздниками! Тех, кто встречает Рождество по григорианскому (вместе с западными церквями) и новоюлианскому (вместе с большинством православных церквей) календарям, поздравляю с Рождеством! Тем, кто отмечает Рождество по юлианскому календарю (вместе с Русской православной церковью и некоторыми другими), желаю хорошо встретить Рождество в январе. Всем желаю в наступающем году успехов, здоровья, счастья и обильных благословений Всевышнего!

В этом выпуске хочу поделиться тремя записями блога, а в дальнейшем в рассылке личные размышления планирую время от времени чередовать статьями по изучению религии (как раньше, но, возможно, не только своими собственными).

Размышление к Рождеству (по западному стилю)

Думала я, что можно написать в честь Рождества. (Хотя в нашей стране Рождество отмечается по юлианскому календарю, я начинаю отмечать Рождество с Западным миром, а по юлианскому календарю фактически отмечаю повторно, вместе с большинством народа нашей страны). В этом году мне пришла в голову мысль сказать о том, что христианство очень демократично по своей сути. Это понятно из того, что Иисус очень близок к простому народу. Он родился в хлеву, его семья была бедной, его рождение первыми отметили простые пастухи. Если мы к этому добавим известный догмат о воплощении Бога в Иисусе, то получим потрясающее утверждение близости Бога к самым простым людям.

Можно, конечно, по-разному относиться к вопросу воплощения Бога. Это не такая простая тема и не случайно христианская церковь оказалась расколота на почве христологии. Но мне кажется очевидным, что культурное влияние веры в то, что в Иисусе каким-то образом Бог снизошёл к миру, повлекло за собой развитие идей гуманизма, и в исторической перспективе это утвердило ценности демократии и прав человека. Хотя в советскую эпоху было принято утверждать наоборот и сейчас есть немало противников такого видения христианства, просто задумайтесь: почему именно в христианской цивилизации эти идеи получили такое развитие?

Мне кажется очевидным религиозное влияние. Бог оказался близким простому народу, бедным и всевозможным изгоям. Иисус был бедным, он был и странником, и беженцем (семья бежала в Египет), затем он воспитывался как сын плотника, потом проповедовал простому народу, а среди его первых учеников особое место заняли простые рыбаки. Потом христианство стало религией многих рабов.

Только в IV веке, когда христианство приобрело массу сторонников, его принял и император. Объединение власти и церкви привело к разнообразным искажениям веры. Сейчас у многих церковь вызывает лишь отторжение, потому что возникают ассоциации с угнетением. Но угнетение противоречит сути христианства. Иисус Христос был одним из тех, кого угнетали и в конечном счёте убили. Христианство несёт в себе моральный протест против угнетения и утверждает идеологию социального равенства. Хотя надо отметить, что эти идеи содержит в себе уже Ветхий Завет. Христианство, скорее, их развивает, доводя на кульминации. Об этом можно писать много в разных ракурсах. Я в данном случае пишу очень коротко (в формате социальных сетей).

Христианство в обществе

В продолжении темы об историческом влиянии христианства на общество. Приходит время от времени такая мысль. Христианство постеренно уводит от ритуалов в мирскую жизнь. Вера и мораль вытесняют традиционно сакральное. Сакральным становится сам человек. Ведь он называется храмом Бога. Молитва заменяет храмовое поклонение.

В протестантизме обряд сводится к минимуму. Жизнь человека становится священнодействием. Не все протестанты это ощущают, конечно. Но очевидно, что это вектор развития христианства. Послереформенное католичество тоже близко подошло к этой идее. Хотя месса по-прежнему провозглашается центром поклонения, все же жизнь человека в миру уже давно занимает важное место в официальном учении.

Возможно, любитель традиции на это возразит, что общество стало безбожным. Я в этом контексте вспоминаю Бонхёффера с идеями о "совершеннолетнем" безрелигиозном мире. Возможно, в этом "взрослении" был промысел Божий. Но не для того, чтоб люди просто полностью утратили веру, а чтоб научились самостоятельности. Также чтоб пересмотрели примитивные взгляды о религии и Боге.

С другой стороны, наивно предполагать, что в прошлом люди жили в прекрасном религиозном мире, а сейчас живут в отвратительном мире без религии. В действительности мир прошлого не был прекраснее нынешнего. Зло и грехи были всегда. Некоторые скажут, что раньше было гораздо хуже. Я тоже склонна так думать.

Параллельно возникает другой вопрос. С точки зрения религиозного отношения интересно, в чем состоит промысел Бога о массовом перемещении мусульман на Запад? Я категорически не разделяю идей исламофобии. Я верю, что столь массовое явление не может не быть частью промысла Бога. Возможно, мусульмане должны напомнить Западу о Всевышнем, пробудить богопознание и/или интерес к собственной христианской культуре.

Одновременно мусульмане могут почерпнуть больше гуманизма и стать более либеральными. Встреча разных культур может обогатить обе стороны, хотя на поверхности лежит опасность вражды. Но что-то есть важное в этом переселении. Не зря папа римский Франциск уделяет так много внимания этой теме. Стоит об этом еще размышлять. 

Иудео-христианство ранней церкви 

На днях прослушала лекцию в питерском клубе иудеев-реформистов через ютуб. (Встретился их канал и это первый ролик, который прослушала, буду продолжать). Обсуждали книгу "Когда христиане были евреями". Возможно, книги еще нет на русском языке. Нашла в интернете оригинальное название: When Christians Were Jews: The First Generation. Автор - Paula Fredriksen. Рекомендую эту лекцию тем, кто интересуется иудео-христианскими отношениями и историей.

Речь шла о том, что раннее христианство было иудео-христианским, само христианство возникло как течение внутри иудаизма и изначально не было враждебно к евреям. Об Иисусе Христе в обсуждении было немного. Понятно, что говорить об Иисусе с исторической точки зрения непросто. В прошлом были различные попытки поисков исторического Иисуса. В беседе пересказывалась собственно книга и больше говорили об историческом фоне.

Говорили также об апостоле Павле. Интересные мысли, которые на самом деле совпадают с моей личной точкой зрения: апостол Павел не принуждал евреев отказываться от иудаизма, а его "антииудейские" тексты на самом деле связаны с обращением язычников, которые и не должны превращаться в иудеев. Мой взгляд на это сформировался, когда я узнала точку зрения раввина Якова Эмдена, который рассматривал деятельность Павла как превращение язычников в ноахидов. В действительности Новый Завет не дает оснований считать, что апостол Павел призывал иудеев оставить иудаизм. Можно на эту тему порассуждать отдельно. Но сейчас я хотела поделиться записью этого обсуждения у реформистов. Беседа прошла в преддверии Рождества по западному стилю. Прослушать можно по ссылке на моем сайте (или же найти непосредственно на ютубе). 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Фейсбук Телеграм Вконтакте
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное