Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 18. (Церковный год. Первая неделя Великого Поста)
13/26 февраля 2001

Содержание

Великий Пост. 
Св. Филарет (Вознесенский). Слово о Покаянии
Преп. Серафим (Роуз). Великий Пост. Изгнание наше
Церковный год
Церковный календарь на Первую седмицу Великого поста - 13-19 февраля
Первая Седмица Великого Поста
Беседы о Православном Богослужении.  
Беседа вторая. Церковные праздники


Здравствуйте!
Сегодняшний наш тематический выпуск, посвященный церковному году и Церковному Богослужению, начинается с материалов, посвященных Великому Посту, начинающемуся сегодня - сегодня это две проповеди - Св. Филарета (Вознесенского) и преп. Серафима (Роуза). Весь пост в нашей рассылке много будет рассказываться о происхождении и смысле хритистианских постов и, в частности, Великого Поста - так, начиная с завтрашнего выпуска мы будем рассказывать о Великом Посте очень подробно.
Церковный календарь на эту неделю почти весь сопровожден ссылками на жития Святых, память которых празднуется в соответствующие дни - не удалось найти только некоторых житий.
Продолжаются беседы о православном богослужении, сегодняшний рассказ посвящен типам и степеням церковных праздников и особенностям праздничного богослужения.
Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
13.02.2001 
Преп. Мартиниана и свв. жен Зои и Фотинии

Ваш,
Егор Холмогоров


ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Св. Филарет (Вознесенский).
СЛОВО О ПОКАЯНИИ

Начался Великий пост. В особенности первая его неделя вся посвящена покаянию. И этот Великий канон и почти все молитвословия этой недели - все призывает человеческую душу совершить покаянный подвиг, покаяться Богу Всеведущему и всегда готовому принять кающегося грешника.

Покаяние бывает двоякое. Одно покаяние это то, которым покаяться должен человек, предавшийся греху и до этого живший совершенно не по христиански: вдалеке от Бога, без Божия закона, далеко от Церкви, был рабом своих страстей. Но вот опомнился он, совесть его заговорила, книга ли добрая какая привела его в сознание - так или иначе, он хочет покаяться. В таком случае покаяние есть не просто признание во грехах, с просьбой, чтобы Господь их простил, а покаяние, как значит самое слово греческое "метания", которое переведено, как «покаяние», означает «обращение», т.е., поворот, решительный поворот в другую сторону. Иначе говоря, перемена всей жизни на другую. Для такого покаяния, как говорил великий Оптинский старец Амвросий, не годы нужны, ни месяцы, а мгновение.

Припомните Марию Египетскую: вся она погрузилась в бездну греховную, «в бездне греховной» буквально валяяся. Она однако же, повинуясь какому-то внутреннему чувству, идет в Святую Землю, и там хочет приложиться к величайшей Святыне Животворящего Древа, видит, как вокруг её люди подходят, а ее явно какая-то сила просто не допускает. Это и был момент, когда благодать Божия коснулась её души, и она вдруг и сразу поняла все безобразие жизни своей, весь ужас того, что она натворила. ОДИН только момент, и все решено. Обращается она к Царице Небесной, чтобы Она Сама была Сподручницей её покаяния. И тогда, после этого благого решения, тут же идет и БЕЗПРЕПЯТСТВЕННО прикладывается к этой Великой Святыне и, окрыленная милостью Божией, уходить в пустыню на те свои чрезвычайные труды и подвиги, которые ее из человека превратили в ангела. Ибо знаем мы, что сам велики подвижник Зосима преподобный, когда увидел ее там, то «ужасом исполнялся», как говорится в этом каноне. Ужасом исполнялся, потому что думал, что он видит не человека, а ангела во плоти: он видел, как она переходила Иордан, как по суху, он видел, как она поднималась на воздух, на молитве. Настолько уже было всецело её покаяние, настолько уже пламенел её дух, в стремлении к Богу, что то самое тело, которое так грешило когда-то, было настолько одухотворено и преображено, что вслед за душой поднималось и оно в устремлении к Богу. Вот, что такое покаяние для человека, который видит, что он жил неправильно. Дальше пошли её покаянные труды, ибо они и сделали ее земным ангелом и небесным человеком. Но момент покаяния - решение было сразу принято, а дальше исполнено.

Церковь для всех положила молитву: «Прочее время живота нашего в мире и в ПОКАЯНИИ скончати». Этой молитвой молились и великие угодники Божии, когда бывали в храме. Это значит, что покаяние, как раскаянье и борьба с грехом, должно быть неотлучно от жизни каждого человека. Святитель Феофан Затворник, великий наставник духовной жизни, говорил, что у христианина каждый вздох, который вырывается из его груди, пока он живет, должен быть не простым выдыханьем воздуха из легких, а должен быть покаянным вздохом. Все время человек ощущает себя пленником греха и призывает милость Божию в покаянной молитве. Вот такое покаяние должно быть постоянным спутником человека. О нем мы и молимся, чтобы все время остающейся нам жизни, все время «прочее время живота нашего», в мире и покаянии скончать, чтобы покаяние было бы неотлучно от нас. Когда человек так приносит покаяние, то он все больше и больше сознает и величие милости Божией и свою собственную греховность.

Умирает один из величайших подвижников - преп. Сысой Великий, человек, который молитвою своею мертвых воскрешал. Собрались иноки к его гробу, к его смертному одру и оказывается, не только они пришли. Просветилось лицо святого старца, и он говорить: «Вот пришли, пришли». Другие не видят, а его очам уже открывается небесный мiр, и он видит, как пришли его приветствовать, его - великого праведника, другие великие праведники. «Вот пришли пророки, вот пришли преподобные, вот пришли апостолы» - говорить он. Еще больше просветился лик старца, и он тихо стал с кем-то говорить. Спрашивают его собравшиеся: «Авва, с кем ты говоришь?» Он говорить: «Ангелы пришли уже взять меня, а я прошу, чтобы они оставили мне время на покаяние». Все знали, что он совершен, и удивленно говорят: «Авва, ты не имеешь нужды в покаянии». Смиренный старец отвечает: «Поистине я не знаю, начинал ли я его еще». Но после этих смиренных слов, в которых так просияла глубина его смирения, лицо его засияло, как солнце, и он говорит: «Вот Господь идет и говорит: "Принесите Мне сосуд, избранный из пустыни". С этими словами душа его оставила тело, как молния сверкнула и все, в трепете, быстро разошлись. Вот, как смиренный подвижник смотрел на необходимость покаяния.

Пусть же и у нас всегда будет, возлюбленные, искренна эта молитва к Богу, чтобы Господь помог нам «прочее время живота нашего» - большое или малое, сколько Его Промысл еще нам оставил жить, чтобы эта жизнь была «в мире и покаянии». Аминь.

Преп. Серафим (Роуз)
Великий Пост, Изгнание Наше

 

"На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом,
внегда помянути намъ Сиона
."

Эти слова великопостного псалма напоминают нам, православным христианам, Новому Израилю, о нашем изгнании. Для русских, исторгнутых со Святой Руси, псалом этот имеет особый смысл; но и для всех православных в равной мере земная жизнь есть изгнание, а Небо - желанное отечество.

Великий Пост установлен для нас Матерью-Церковью как время изгнания, чтобы не ослабла наша память о Сионе, от которого мы уклонились так далеко. Мы заслужили это изгнание, и по нашим безмерным грехам остро нуждаемся в нем. Только через скорби изгнания, о которых напоминают нам пост, молитва и покаяние нынешних дней, способны мы сохранить в себе образ Сиона.

"Аще забуду тебе, Иерусалиме..."

Безсильные и безпамятные, мы даже в дни Великого Поста живем так, словно Иерусалима у нас никогда и не было. Мы влюблены в наш мiр, наш Вавилон; мы соблазнены обилием удовольствий "на земли чуждей" и пренебрегаем службами и поучениями Церкви, напоминающими нам об истинном отечестве. Хуже того, мы любим самих наших поработителей - ведь грехи держат нас крепче всякой стражи - и служа им, мы праздно тратим драгоцённые дни Поста, когда следует готовиться ко встрече Зари Нового Иерусалима, Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Еще есть время; нужно только вспомнитъ, где наш дом, и заплакать о наших грехах, за которые мы изгнаны оттуда. Подумаем над словами Св. Иоанна Лествичника: "Изгнанничество есть отлучение от всего, с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом. Изгнанник есть любитель и делатель непрестанного плача". Изгнанные некогда из Рая, мы не можем иметь надежды на возвращение, не будучи прежде изгнаны из мiра.

Этого можно достичь, проводя текущие дни в посте, в молитве, в удалении от мирских дел, в церковных службах, в слезах покаяния, в приготовлении к великому Празднику, завершающему нынешнюю пору изгнания, - и свидетельствуя всем на этой "земли чуждей" о грядущем величайшем Празднике, когда Господь возвратит Свой народ в Новый вечный Иерусалим, из которого уже нетъ изгнания.
Март 1965 г.


ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

Церковный календарь на Первую седмицу Великого поста - 13-19 февраля
[Памяти тех святых, которые имеют обширное и особенно назидательное  житие выделены курсивом]

13 февраля. Понедельник.
Начало Святой Четыредесятницы. 1-я седмица Великого Поста.
(На 6-м часе: Исаии: 1, 1-20; На вечерне: Быт. 1, 1-13; Притч. 1, 1-20. Литургии нет)
На великом повечерии Канон Св. Андрея Критского
Преп. Мартиниана и Свв. жен Зои и Фотинии. Преп Симеона Мироточивого (в миру Стефана Неманья), князя Сербского. Свят. Евлогия, архиеп. Александрийского
Строгий пост

14 февраля. Вторник.
(На 6-м часе: Исаии: 1, 19 - 2, 3; На вечерне: Быт. 1, 14-23; Притч. 1, 20-33. Литургии нет)
На великом повечерии Канон Св. Андрея Критского
Св. равноапостольного Кирилла, первоучителя славян.
Преп Авксентия. Преп. Исаакия, затворника Печерского. Преп. Марона пустынника Сирского. Свят. Авраамия, еп. Каррийского. Перенесение мощей муч. князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора. Новомуч. Георгия Мителенского (1693)
Строгий пост

15 февраля. Среда.
(На 6-м часе: Исаии: 2, 3-11; На вечерне: Быт. 1, 24 - 2, 3; Притч. 2, 1-22. Литургия Преждеосвященных Даров)
На великом повечерии Канон Св. Андрея Критского
Апостола от 70-и Онисима. Преп. Евсевия, пустынника Сирийского. Преп. Пафнутия и дочери его Евфросинии. Муч. Маиора. Преп. Пафнутия Киевопечерского. Иконы Божией Матери "Далматской"
Строгий пост

16 февраля. Четверг.
(На 6-м часе: Исаии 2, 11-21; На вечерне: Быт. 2, 20 - 3, 20; Притч. 3, 1-18. Литургии нет)
На великом повечерии Канон Св. Андрея Критского
Муч. Памфила пресвитера и иже с ним: Валента диакона, Павла, Селевкия, Порфирия, Феодула, Иулиана и пяти египтян: Илии, Иеремии, Исаии, Самуила и Даниила. Преп. Маруфы, еп. Мартиропольского и мучеников персидских Мартиропольских. Препмуч. Романа Афонского
Строгий пост

17 февраля. Пятница. 
(На 6-м часе: Исаии: 3, 1-14; На вечерне: Быт. 2, 20 - 3, 20; Притч. 3, 19-34. Литургия Преждеосвященных Даров)
Канон св. Феодру Тирону. Освящение колива.
Великомученика Феодора Тирона (2 Тим. 2, 1-10; Ин. 15, 17 - 16, 2). 
Обретение мощей муч. Мины. Св. Мариамны, сестры ап. Филиппа. Свят. Ермогена, патр. Московского и Всея Руси. Преп. Феодора молчаливого, Киевопечерского. Преп. Феодосия и Романа Болгарских. Новомуч. Феодора (1795).
Строгий пост

18 февраля. Суббота.
Феодоровская Суббота
(Евр. 1, 1-12; Мк. 2, 23 - 3, 5; Св. Феодору. (2 Тим. 2, 1-10; Ин. 15, 17 - 16, 2)
Свят. Льва, еп. Римского. Свят Флавиана исповедника, патриарха Константинопольского. Свят. Агапита исповедника, еп. Синадского. Преп. Космы Яхромского
Разрешение на вино и елей

19 февраля. Воскресенье.
1-я неделя Великого Поста. Торжество Православия 
Глас. 4.
(На утрене: Лк: 24, 1-12. Литургия Св. Василия Великого: Апостол: Евр. 11, 24-26,32 - 12, 2. Евангелие: Ин. 1, 43-51)
Апостолов от 70-и Архиппа, Филимона и мученицы равноапостольной Апфии. Преп. Досифея, ученика аввы Дорофея. Преп. Равуллы. Препп. Макария и Евгения, Антиохийских Исповедников. Мучеников Максима, Феодота, Исихия и Асклепиодоты. Преп. Конона Палестинского. Преп. Филофеи Афинской.
Разрешение на вино и елей

Первая Седмица Великого Поста

Первая Седмица св. Четыредесятницы, по выражению благочестивых наших предков, называется "зарею воздержания", "неделею чистою". В эту неделю Церков убеждает чад своих выйти из того греховного состояния, в которое невоздержанием прародителей ниспал весь род человеческий и утратил рай, и которое каждый из нас умножает своими грехами, - выйти путем веры, молитвы, смирения, и Богоугодного пощения. "Се времена покаяния, се день спасительный, пощения вход: душе, бодрствуй, и страстей входы затвори ко Господу взирающи" (Понедельник Первой Седмицы Четыредесятницы, песнь первая трипеснца на Утрени).

Подобно ветхозаветной Церкви, которая первый и последний день некоторых великих праздников особенно святила, православные христиане издревле, согласно церковному уставу, с особым усердием и строгостью проводят первую и последнюю седмицу Великого Поста. По этой причине Православная Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее и пост постановила строже, нежели в последующие дни поста. В первые два дня Четыредесятницы, а для могущих и в четыре первые дня не поставляется трапеза. Продолжительность богослужения на первой седмице Четыредесятницы происходит от чтения Великого Канона Св. Андрея Критского, на великих повечериях седмицы, называемых по гречески мефимоны - "с нами", потому что на сих повечериях произносятся пророческие слова: С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог.

Великий Канон "широкий и сладкогласный и умиление неисчетно имеющий", возбуждает в душе особенное умиление и благочестивую настроенность к покаянию. Он читается по частям в первые четыре дня святой четыредесятницы на повечериях. Святой сочинитель воскрешает перед нами воспоминания ветхого и нового заветов, всюду применяя их к нравственному состоянию души грешника и поучая: - "еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе, еликих же злых отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами и иным яве благоугождением".

В Великом Каноне, оплакивая грехи наши, Церковь располагает  нас к умилению и раскаянию, изображая униженное состояние грешника, осквернившего плоть и омрачившего душу страстями. По словам канона, "мы, подобно современникам Ноя, сделали беззаконный и законопреступный совет на Бога; подобно братьям Иосифа - продали плод чистоты и целомудрия; подобно Дафану и Авирону, Подобно Авессалому и Гиезию сребролюбивому - мы уклонялись от Господа; подобно израильтянам в пустыне - мы предпочли Египетскую пищу небесной. Своими злыми помышлениями и делами, как разбойниками, мы ограблены и изранены. Но, душе, возстани и побори плотские страсти и помыслы, как Иисус Навин - Амалика и Гаваонитян. Подражай произволению Авраама, оставившего свое отечество из послушания Богу. Лествица, виденная древле Иаковом да будет тебе указанием деятельного и разумного восхождения. Две жены его - разумей деяние и созерцание, Лию - деяни, как многочадную, а Рахиль - разум, яко многотрудную. Спасайся на горе, подобно Лоту. Рука Моисеева да уверит как может Бог очистить и убелить прокаженное житие".

На часах и вечерне Великого Поста Церковь читает три важнейшие ветхозаветные книги: Закона Моисеева - Бытие, рассказывающее о начале мiра, Пророческую - Исаии - "ветхозветного евангелиста" и учительную - Притч. В богослужении первой седмицы Церковь, помимо песнопений св. Андрея Критского, произносит и творения Иосифа и Феодора Студитов и назидает верующих чтениями сочинений Св. Иоанна Лествичника и Св. Ефрема Сирина.
(По руководству книги Прот. Г.С. Дебольского Дни богослужения Православной Церкви. т.2.)

Суббота первой седмицы называется федоровскою, поскольку в этот день совершается память чуда св. великомученика Феодора Тирона, совершенного им во время гонения нечестивого Юлиана Отступника на христиан. В этом году удивительным образом федоровская суббота почти совпадает с днем памяти св. Феодора Тирона. А Неделя первой седмицы Великого Поста - праздник Торжества Православия. Об обоих этих праздниках у нас будет отдельный рассказ.


БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

Беседа вторая - Церковные праздники

Значение церковных праздников
Церковные праздники - являются центром богослужебной жизни Церкви, своей торжественностью они как бы предвосхищают здесь, на земле, будущее райское блаженство для праведников, а связываемые с этими праздниками воспоминания о Священной Истории нашего Спасения и о святых Божиих людях, явивших в себе образ святости и могших сказать «не я уже живу, но живет во мне Христос», имеют исключительное назидательное значение для всех членов Церкви, - научают нас как правильно веровать и как должно любить Бога. Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве объединяя во едино прошлую историю нашего Спасения и настоящую нашу жизнь, Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную, - из кающихся, спасающихся и достигающих святости. Вот как пишет о церковных праздниках великий сербский богослов преп. Иустин (Попович) (+1978):

«Вся жизнь Церкви - это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви - это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь "со всеми святыми" (Еф. ?, 18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние - святым следующего дня и т. д., круглый год без конца. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей, бессмертных догматов нашего спасения… Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом - всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее - прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское…

В самом деле, человеческое спасение состоит в соборной жизни "со всеми святыми" (Еф. 3,18) в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних Богородичных, Ангельских, Апостольских, праздников святых мучеников и всех остальных. Все дневные и ночные Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями…

Каждый святой догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение - Рождество, Воскресение - Пасха, вера - праздники святых мучеников, - и все остальные святые добродетели - праздники всем остальным святым. Истины святых догматов переживаются каждым верующим в "Теле Христовом", Церкви. Каждая догматическая истина переживается как вечная жизнь и органическая часть Вечной Ипостаси Богочеловека: "Я есмь Истина и Жизнь" (Ин. 14. 6). Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью. "Наше же жительство - на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа" (Флп. 3,20; Кол. 3,3)» (Православная Церковь и экуменизм. Ч.1. гл. 8).

Поминовение святых в праздничные и непраздничные дни
В строгом смысле церковными праздниками называются те дни, по которым в церковном «Уставе» полагается особо торжественная служба, отличающаяся от типовой повседневной службы. Основные отличия праздников от непраздничных служб бывают по составу вечерни и утрени.
В остальные дни, праздниками не называемые, поминаемые в этот день святые, почитаются пением особых песнопений - тропарей восхваляющих святых, и чтением на утрене канона (особого, сложного по составу и поэтической форме песнопения), посвященного святому, а также поминовением святого на отпусте в конце богослужения.

Типы праздников

Разделение церковных праздников по их предмету. По предмету, в честь которого они установлены, праздники, разделяются на
а). Господни - посвященные Господу Иисусу Христу и воспоминанию свершения им нашего Спасения (Рожество, Богоявление, Пасха, Вознесение и др.), а также почитанию Честного Креста Господня (Воздвижение, знамение Креста и др.),
б) Богородичны - посвященные Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество Пресв. Богородицы, Введение во Храм и др.), явившимся Ее чудотворным иконам (Владимирской, Иверской, Казанской и др.), и Ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы).
в). Святых - посвященные почитанию небесных ангельских сил бесплотных (Собор Архистратига Михаила и др.), святых праотец, пророков, апостолов и равноапостольных, мучеников, святителей, преподобных, праведников и др.

Гражданские праздники. Помимо этих церковных праздников Святая Церковь издревле праздновала и праздники гражданские, связанные с особыми событиями в жизни христианского государства и общества - это начало индикта 1 (14) сентября и новолетие - 1 (14) января, «обновление Царяграда» посвященное установлению Св. Равноапостольным Константином новой столицы Римской Империи - Нового Рима, Константинополя, ставшего центром Христианского Царства. Пока существовала в России христианская монархия Церковью праздновались дни царские, посвященные молитве за Царей и членов царствующего дома - восшествие на престол, помазание на царство, день рождения и тезоимениства. Теперь, когда, по грехам нашим, царство было от нас отнято, царские дни не празднуются, а новолетие, после введения большевиками нового календаря (вообще создавшего крупную путаницу в соотнесении дней гражданских и церковных), утратило свой общественный смысл.

Общецерковные и местные праздники. Одни праздники торжественно празднуются всею Православной Церковью или же целыми поместными церквами (так, праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно торжественно празднуется в Русской Церкви), другие составляют предмет особого празднования в отдельных местностях, епархиях и храмах. Местными праздниками являются, например, храмовые праздники - в честь тех святых, в память которых освящен храм или приделы во храме. Празднования храмовых святых бывают в таком случае более торжественными, чем в остальных местах и имеют свои особенности. Так, например, в храмах «Воскресения Словущего», посвященных празднику Обновления Храма Воcкресения Господня в Иерусалиме Св. Равноап. Константином в 335 г., на этот праздник (13 сентября) по обычаю совершается Пасхальная Служба.

Подвижные и неподвижные праздники. По времени празднования праздники разделяются на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники приходятся ежегодно в одни и те же числа месяцев, но в разные дни седмицы, а подвижные, хотя и приходятся в одни и те же дни седмицы, но переходят на разные числа месяцев. Подвижные праздники, в отношении времени празднования, находятся в зависимости от праздника Пасхи, который ежегодно переходит от одного числа на другое между 22-м марта и 25-м апреля.

Степени церковных праздников
По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.

Великие праздники.
В богослужебных книгах от­мечаются знаком красного креста в красном круге .
а). Наивысший разряд этих праздников составляет «праздников праздник» Святая Пасха, - имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения знаменитого Пасхального Канона Св. Иоанна Дамаскина.
б). За Святой Пасхой в особой торжественности следуют 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых дванадесятыми: Рождество Богородицы - 8-е сентября, Введение во храм - 21-е ноября, Благовещение - 25-е марта, Рож­дество Христово - 25-е декабря, Сретение Господне - 2-е февраля, Крещение (Богоявление) - 6-е января, Преображение - 6-е августа, Вход Господень в Иеруса­лим (неделя Ваий) - за неделю до Пасхи, Вознесение - в 40-й день по Пасхе, Пятидесятница (Троицын день) - в 50-й день по Пасхе, Успение Божией Матери - 15-е августа и Воздвижение животворящего Креста Господня - 14-е сентября. Эти праздники изображают историю нашего спасения от Рождества Пресвятой Богородицы, жизни Ее, Рождества Спасителя, Его Богочеловеческого Подвига, заканчивая Вознесением Христовым, Успением - Пресвятой Богородицы - первого обоженного человека, совершенно соединенного с Богом, и воспоминанием нахождения в Иерусалиме св. Равноапостольной Еленой, матерью св. Равноап. Константина, Животворящего Креста Господня - чем знаменуется высшее торжество Христианской Веры, - переход великого множество людей, включая самих могущественнейших римских Императоров, под знак Креста Господня, признание могущественнейшими из людей своей зависимости от воли Божией и изъявление ими надежды на его силу. От начатка нашего спасения в Рождестве Пресвятой Богородицы, Церковь проводит нас через круг двунадесятых праздников к утверждению полного торжества Христианской Веры на Небе и на земле.
в). Затем следуют праздники великие не двунаде­сятые: Рождество Иоанна Предтечи - 24-е июня, св. апп. Петра и Павла - 29-е июня и Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29-е августа; знаком великого праздника в Уставе отмечены также: Покров Пресвятой Богородицы - 1-е октября и Обрезание - 1-е января.
О великих праздниках в Типиконе (47-я глава) сказано: «имже бдение и вся служба праздника совершается по уставу».

Особенности празднования великих праздников.
В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.
Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече - еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется «Христос Раждается - славите».
Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и пес­нопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь насту­пающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Хри­стова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства.
Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же - событие бывшего праздника. Число дней попразднства (их нет у Входа Господня, у Покрова и Об­резания) бывает неодинаково - от 1 до 9 дней, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение - 1 день, (а от субботы Лазаревой - нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм - 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница - 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня - 7 дней, Сретение - неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение - 8 дней, Успение Божией Матери - 9 дней, недвунадесятые великие праздники - 1 день.
Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.

Средние праздники
а) Одни обозначаются в богослужебных книгах красным крестом в красном полукруге и имеют, как и ве­ликие праздники, всенощное бдение. Этих праздников в уставе церковном указывается немного: 26-е сентября и 8-е мая - Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; 13-е ноября - Св. Иоанна Златоуста; 6-е декабря - Св. Николая Мирликийского Чудотворца; 2 января - Преп. Серафима Саровского; 30 января - Трех Святителей и Вселенских Учителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; 23-е апреля св. Великомученика Георгия и еще некоторые другие, но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся. Последования этих праздников, в отличие от праздников вели­ких, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию или святому, потому что на них к праздничному канону прилагается, канон Богородице на утрени. В «Уставе» (Типиконе) об этих праздниках сказано: «имже бдение совершается, прилагается же и канон Богородицы на утрени по уставу».
б) Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга . Это такие праздники как: Положение Ризы Господней (10 июля); Владимирской иконы Богоматери (21 мая); Св. Порока Илиии (20 июля); Св. Равноапостольных Константна и Елены (21 мая); Св. Василия Великого (1 января). На эти праздники всенощное бдение не совершается, а накануне бывает ве­ликая вечерня, на утрени же положен полиелей (см. ниже) и чита­ется Евангелие. Святые, имеющие указанный знак, на­зываются святыми с полиелеем.

Малые праздники
а) Первого вида праздники обозначаются знаком красной скобки с тремя красными точками в средине . Святые, имеющие этот знак, называются святыми со славословием, потому что в эти дни великое сла­вословие на утрени поется, а не читается.
б) Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в средине .

Особенности праздничных богослужений
По мере возрастания торжественности праздников увеличивается продолжительность и торжественность совершаемого богослужения на вечерне и утрене.
В малые праздники второго вида на вечерне пение стихир на «Господи воззвах к Тебе» разделяется на 6 песнопений (Пение на «Господи воззвах» - пение особых песнопений - стихир, предваряемое стихами из 140, 141, 139 и 116 псалмов. Подробнее об этой части богослужения мы поговорим когда пойдет речь о вечерне), а на утрени каждая песнь канона на 6 песнопений.
В малые праздники первого вида «Великое славословие» («Слава в вышних Богу») не читается, а поется.
В средние праздники второго вида пение канона умножается на 8 песнопений, а к службе утрени прибавляется полиелей. Слово полиелей в переводе с греческого означает «многомилостиво», поскольку на полиелей произносятся 134 и 135 псалмы, прославляющим Милость Божию к народу Израильскому и повторяются многократно слова: «Яко благ, яко в век милость его».

В средние праздники первого вида совершается торжественное всенощное бдение - соединение вечерни и утрени. При этом на вечерни пение на «Господи воззвах» разделяется на 8 песен, а также совершается лития и благословение хлебов, а на утрени совершается помазание благословенным елеем, а песнь канона разделяется на 15 песнопений.
Лития - всенародное усерднейшее моление, сопровождаемое многократным повторением: «Господи помилуй». Для совершения ее принято духовенству и народу выходить в притвор храма ли из храма. Совершать литию в праздники постановлено потому, что они напоминают об особых благодеяниях Божиих и побуждают нас умолять Господа и святых об избавлении нас от зол и продолжении милостей небесных. После литии бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея - потребных нам для нашей жизни и принадлежащих к церковным священнодействиям. Церковь молится об умножении этих благ во «граде сем» и «веси сей». Происхождение этого благословения идет с тех времен, когда совершаемое в церквах бдение действительно совершалось всю ночь и верующие оставались без вечерней трапезы - благословенные хлебы и вино подавались им для подкрепления сил. По целовании Евангелия или иконы бывает помазание верующих благословенным елеем - этот обряд символизирует милость Божию и вспоминаемых в праздник святых.

В великие праздники всенощное бдение бывает особенно торжественным и продолжительным, в эти дни торжеству праздника посвящается вся служба, не содержащая каких-либо иных прибавлений. В великие дванадесятые праздники каждая песнь утреннего канона содержит 17 или 18, а на пасху 19 песнопений и большая часть службы не читается, а поется.
В велкие праздники церковь украшается особыми светлыми покровами и богослужение совершается при полном освещении, кроме того - в воскресные дни и великие праздники на богослужении не принято преклонять колен.

В следующей беседе мы продолжим рассказ о праздниках и поподробнее рассмотрим типы праздников и различные наименования святых - мученик, великомученик, преподобный, святитель и др. встречающиеся нам в календаре.


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Сайт "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное