Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 27. (Основной)
23 февраля/8 марта 2001

Содержание

От ведущего
Беседы об Истинном Православии.
Егор Холмогоров. Человек против Богочеловека. Слово к "простым верующим" из МП
Церковные новости. 
Не верьте клеветникам! Обращение Архимандрита Варфоломея Воробьева.
Митрополит Бостонский Ефрем сообщает пастве об успехах церковного строительства
К событиям вокруг Храма-Памятника во имя Св. Иова Многострадального (РПЦЗ) в Брюсселе
Клирики и миряне Западно-Европейской Епархии РПЦЗ обращаются к Епископу Варнаве с призывом взять на себя управление епархией.
Великий Пост.
Великий Пост: изъяснение.
Богослужебные особенности Св. Четыредесятницы
Наследие.
Св. Тихон, Патриарх Всероссийский. Вегетарианство и его отличие от христианского поста


Здравствуйте!
Кажется несколько дней в выпуске нашей рассылки были какие-то трудности - то не приходила ни одна, то приходило сразу несколько, то - путались числа. В последнем, возможно, виноват я, равно как и в некотором избытки грамматических ошибок в некоторых из выпусках (хоть и имею малое оправдание во временной  немощи - все же прошу у уважаемых подписчиков прощения). Но теперь, кажется,  все наладилось. Кроме того, в связи с тем, что число наших подписчиков уже неделю стабилизировалось на рубеже близком к 650 и никаких крупных приращений видимо не будет, имеет смысл начать повторять те материалы, которые были размещены в первых выпусках рассылки, и были прочитаны восемью или двадцатью восемью подписчиками (конечно они есть в архивах, но в архивы, почему-то, почти никто глядеть не хочет). Так что материалы первых полутора-двух недель существования нашей рассылки будут включаться в будущие выпуски, что будет специально оговорено.
В сегодняшнем выпуске в разделе "Беседы об Истинном Православии" я предлагаю вашему вниманию одну свою статью,  написанную  в 1999 году в ходе полемики с некоторыми из прихожан МП. Она отвечает на упрек, который истинно православным христианам приходится слышать довольно часто: "А где вы раньше были? В МП миллионы людей, которые нашли там отраду и утешение - не смущайте их". Я более-менее попытался пояснить - почему нельзя не смущать.
Возобновлен наш рассказ о Великом Посте, прервавшийся на несколько дней, - сегодня у нас пойдет речь об определенных богослужебных и обрядовых особенностях этого Поста. К великопостной теме примыкает и статья Св. Патриарха Тихона "Вегетарианство и его отличие от христианского поста", написанная святителем на рубеже XIX-XX веков, задолго до патриаршества и посвященная отличию христианской заповеди поста, от вегетарианских практик, основанных на гнушении мясной пищей, теперь уже не являющихся принадлежностью только "вегетарианцев", но и широко распространенных среди членов различных "новых религиозных движений", опирающихся на индуистские культы.  
В разделе Церковных новостей сегодня сообщения об обращении архим. Варфоломея (Воробьева) (РПЦЗ) в поддержку Российской Православной Церкви и ее первоиерарха Архиеп. Валентина, сообщение об успехах церковного строительства Святой Православной Церкви Северной Америки, сделанное ее Первоиерархом Митрополитом Ефремом Бостонским, и рассказ о событиях вокруг Храма Памятника Св. Царственным Мученикам, освященного во имя Св. Иова Многострадального. Этот Храм является одним из центров оппозиции решениям последнего архиерейского собора РПЦЗ и их активному проводнику архиеп. Амвросию, которого французское благочиние Западноевропейской Епархии не желает признавать главой епархии. Ранее, как мы уже сообщали, был запрещен в священнослужении о. Николай Семенов - настоятель Храма Памятника, затем синодальная комиссия из Нью Йорка пыталась сменить замки в Храме, но была недопущена прихожанами, теперь натиск решил предпринять сам. архиеп. Амвросий.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
23.02.2001
Священномученика Поликарпа, епископа Смирнского
Ваш,
Егор Холмогоров


БЕСЕДЫ ОБ ИСТИННОМ ПРАВОСЛАВИИ

Человек против Богочеловека
Слово к "простым верующим" из Московской Патриархии

Статья переработана из ответа в 1999 г. одному моему очень искреннему оппоненту из МП, спросившему, как можно клеймить МП, если столько людей нашло в ней утешение.

Если бы Церковь была только местом для успокоения людей, приютом для тех, кому плохо, утешением для тех, кому больно, то тем, кто пытается этот покой разрушить и несчастных людей огорчить не было бы оправдания. Но дело-то в том, что это не так. Покой, радость, мир есть дары Духа Святого, плоды церковности, но никак не она сама и не ее самоцель. Цель церковности в другом — соединить нас со Христом, с тем, чтобы Он ввел нас в дом Отчий. Поэтому нет другого места соединения, чем Церковь - Тело Христово, и нет другого "соединителя", чем Святой Дух. Поэтому нет другого пути соединения, чем нравственное возрождение человека, возрождение, совершаемое Божией благодатью и человеческим следованием Божиим заповедям. А значит то, что является выступлением против Церкви и Святого Духа, то что по существу является разрушением Церкви — это восстание и против Христа, и против Бога и против мира и покоя. Ведь: "кто не собирает со Мной — расточает" 
О каком восстании я говорю? О попытке устроить человека без Бога, Без Христа, человеческими усилиями и по собственному разумению. О попытке сказать: "Господи, постой в сторонке, ты нам сейчас не нужен, мы без тебя обойдемся, все сделаем как лучше, к Твоей же пользе, а потом — Тебе помолимся". 
В основе "триглавой ереси" ХХ века лежит именно эта идея обустройства Церкви без Бога и помимо Бога. 
Сергианство — попытка устроить Церковь против Божиих заповедей, попытка сделать Церковь самоценностью, без Духа и без Христа. Всякий там кагебизм, сервилизм перед коммунистами, даже нарушение канонов и т. д. — это все производные.
Суть сергианства в другом. В том, что люди говорят Христу: 
— Мы сейчас в таких сложных обстоятельствах, что на Тебя не надеемся, Ты нам ничем не сможешь помочь. Мы "по людски" договоримся с бандитами и негодяями, уступим им кое что из Твоего достояния, кое от чего отречемся, кое о чем из того, что Ты сказал, умолчим, не будем соблюдать кое что из Твоих заповедей, махнем рукой на некоторые из заповеданных Тобой добродетелей, и "пересидим".  Да, конечно, мы будем лгать, мы будем предавать, мы будем двурушничать, мы будем отрекаться, мы отдадим дом Твой на поругание. Но ведь мы сохраним Твою Церковь, мы будем крестить и причащать. А это самое главное. 
Главное ли? Главное ли Церковь без Христа? Без Его слова и Его дела? Есть ли вообще Церковь без Христа? Нет и быть не может. Пользует ли причащение без добродетели? Нимало. Как нимало не попользовало Иуду, бросившегося предавать с еще не обсохшей на губах Чашей Христовой...  
Предательством нельзя спасти Церковь. Предательством нельзя сохранить Церковь. Потому, что там, где начинается предательство кончается Церковь. Кончается Богочеловек и начинается человек. Сперва просто человек — жалкий, сжавшийся, растерянный и трусливый, а потом и демоночеловек - безстыдный, жестокий и подлый. Сергианство это попытка заменить Богочеловека человеком, безгрешного грешным, и праведного подлым.
Экуменизм — попытка устроить Церковь без Христа и против Его Веры. Попытка сделать Церковь опять же самоценностью, опять же человеческим учреждением, учреждением главной целью которого являются человеческие отношения, "духовность", а не Жизнь во Христе.  Для Православного Церковь — Тело Христово. Это не метафора, смысл здесь самый буквальный и непосредственный. Тело Христово, которое невозможно рассечь, разрубить, разделить, без того, чтобы убить Его. Всякая ересь — это попытка Богоубийства, ничем не меньшего иудейского. Попытка не удающаяся, потому, что еретик не может разделить Тела, не может рассечь Христа. Он попросту отваливается, как отваливается шелушащаяся мертвая уже кожа. 
И вот экуменист говорит: 
— Нет Господи, — Ты разделился, Ты рассечен, Ты разрезан. Ты и у тех, и у тех, и у тех... Те и те совершают Твои дела взятым, а то и украденным у Тебя Духом.  Видишь, Ты не можешь сохранить Свое единство, Тебя разсекли... Давай мы и тут обойдемся без Тебя. Ты ведь не обидишься, и нас не разлюбишь. Мы с ними договоримся по человечески, о чем-то умолчим, что-то изменим, что-то отменим. И у нас будет мир и любовь, мы будем вместе Тебе молиться. Тебе ведь все равно — как мы Тебя называем: Богом, пророком, лучшим из людей или верховным шаманом... Мы польем тебя мертвой водой наших человеческих соглашений, устроенных из Тебя и за Твой счет, а потом, Ты ведь польешь нас своей Живой водой и Твоему Телу, созданному нами, будет совсем хорошо. Неужели ты не хочешь, чтобы Тебе было хорошо? Быть того не может. Неужели Ты не хочешь, чтобы мы любили друг друга? Ты же Сам Заповедал, чтобы мы любили друг друга, а теперь, те, кто говорят якобы от Твоего имени — какие-то "ревнители", изображают тебя по образцу ветхозаветного Ягве-ревнителя. 
— Я заповедал Вам, — как бы говорит Христос, -  чтобы вы любили друг друга. Любили так, как Я возлюбил вас. Любили Моей, а не своей Любовью, той Любовью, которая есть огонь, а не той, которая есть похоть. Я собрал Вас в Себя, Нового Адама, соединил с Собой, Богом, создал из Вас единого человека. Вы же решили создать какого-то другого человека, человека который не есть Я, который вне Меня, который помимо Меня. Вы решили создать Голема, которого и называете Христом.  
Компромиссом и релятивизмом нельзя "воссоединить" Церковь и познать Истину, там, где начинается компромисс кончается единство, там где начинается релятивизм — кончается Истина. Там, где Тело Христа Живого начинают поливать мертвой водой экуменизма, там кончается Христос, кончается Богочеловек, кончается Бог. И начинается человек — грешный, лукавый, двоедушный, самолюбивый. Сперва просто человек, а потом и демоночеловек, — циничный, равнодушный и корыстолюбивый. Экуменизм это и есть попытка заменить Богочеловека — человеком, Единого — "организованным", горячего — теплым, и любящего — равнодушным. 
Модернизм — попытка устроить Церковь без Христа и против Его Духа. Попытка опять же сделать Церковь самоценностью вне Христа, человеческим учреждением, главным качеством которого является удобство "вхождения" и "нахождения". Модернизм — это предательство Предания. Если мы веруем словам Христовым, веруем в Пятидесятницу, то  Мы веруем в Духа Святого, живущего в Церкви и руководящего Ею. Мы веруем в то, что Он говорит с каждым христианином, и в наибольшей степени со святыми, устроившими слух свой так, что они способны лучше Его расслышать, в то, что Дух заботится о Церкви и о Ее устройстве, благовременно устанавливая в Ней спасительные таинства и богооткровенные догматы,  давая Ей церковные правила и устанавливая порядок богослужения. Все Предание церковное есть единая живая жизнь Духа в Церкви, жизнь во святых и через святых. Жизнь Духа и Христа, о которой сказал апостол Павел "не я живу, но живет во мне Христос". Модернизм — это попытка изгнать Духа из Церкви, попытка надеть на Христа живущего в нас смирительную рубашку, чтобы сидел так тихонько и ничего не делал. А дела обделывать будут люди сами по себе. Им, опять же, договорится легче. 
— Вот, — продолжим наш воображаемый диалог, — Господи, нас за Тебя поносят и гонят, хулят и насмехаются. Мир не принимает нас из-за Тебя... Ты слишком неудобен и слишком несовременен, то угрожаешь неверующим в Тебя геенной, так нехорошо, это — "эксклюзивизм". То осуждаешь блуд, не только действие, но даже и помыслы, так неприлично, это же пренебрежение плотью, пренебрежение земными радостями, это жестоко. Ты говоришь, что Ты принес не мир, но меч, — это агрессивность и проповедь войны, за это даже статья есть, это неправильно. Ты сказал нам: "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа". Не говоря уж о крайней неопределенности учения о Троице, которое многие не принимают и не понимают, это еще и прозелитизм, — агрессивность в отношении других религий и конфессий... Всего этого люди не поймут и будут нас осуждать. Но Ты-то ладно. Это Твои слова — как-нибудь извернемся, что-нибудь перетолкуем, о чем-нибудь умолчим... Но вот то, что сделано людьми от твоего имени — молитвы, посты, обряды, каноны, догматы... Это же всё не Ты. Это же только люди — законники, фарисеи, любители неудобоносимых бремен. Не их ли ты обличал? И вот теперь они говорят, что это все создано Тобой, твоим Духом, живущим в них... Какой Дух? Мы тоже члены Церкви, даже иерархи. И мы не чувствуем в себе никакого Духа. А если он и есть, то мы ничем не хуже их, мы тоже так можем. Дай нам изменить и отменить хотя бы то, что установили и устроили они. Мы сделаем так, что люди толпой бросятся к Тебе, что те, кто прежде кричал "Распни Его", и чувствовал крайнее неудобство при одном взгляде на Тебя, скажут: "Христос, так это ж клевый чувак, такой же как и мы, это великий маг и целитель — такой же как и мы, это философ и пророк Свободы, — такой же как и мы, это диссидент и активист, — такой же как и мы, это любитель радостей жизни, пивший с блудниками и мытарями, — такой же как и мы..." 
Пренебрежением живущим в Церкви Духом, приспособлением Христа к потребностям мира сего нельзя улучшить Церковь и привести к ней людей. Там, где кончается Предание начинается предательство, там где кончается вера в Тело и Кровь Христовы (не правда ли — очень неудобный, прям людоедский догмат?) начинается вера в камни и хлебы... Там где кончается  Святой Дух, глаголавший пророки и Богочеловек Христос, живущий в святых, там начинается человек, эгоистичный потребитель, пофигист, фантазер и реформатор всего что плохо лежит, начиная от лошадки, у которой слишком много лапок и непонятно что внутри, и кончая Догматом Троицы. А потом начинается и демоночеловек: человек-манипулятор, людским сознанием, людскими душами, людской совестью... Дурачащийся и дурачащий других. Модернизм — это и есть попытка заменить Богочеловка — человеком, Духа — дурью, Истинного — лукавым, Святого — по мелкому грешащим, Животворящего — приспосабливающимся, Господа — рабом прихоти и обстоятельств, Глаголавшего пророки — немым, безгласным и безсильным... 
Вот что такое то духовное течение, которое противостоит Церкви в ХХ веке, вот с чем приходится иметь дело, вот почему, сколько бы людей не пошло за иерархами сергианами, экуменистами, обновленцами, какой бы "массой" не пытались задавить они тех, кто не хочет за ними идти, нельзя сказать, что за ними пошла Православная Церковь. Церковь — это Христос. А он никогда не может пойти за ними, но всегда будет против них, точнее — они против Него. И все, что мы можем и должны сделать для "воссоединения" Матери Церкви — это не стать подобными еретикам, не воображать, что мы можем сами по себе что-то сделать, "сдав" часть Истины Христовой, приспособив Церковь к тому образцу, который ей навязывает мир сегодня. Нам надо просто не отрекаться от Христа и поменьше думать об "обличении" еретиков или же "примирении" с ними, но делать свое дело. Вот "где мы были". Каждый — на своем месте, кто-то совершая божественную службу, кто-то крася стены, кто-то своими руками восстанавливая храмы, кто-то делая интернет-сайты или издавая газеты и книги... Каждый занят своим делом. 
И напрасно приписывать истинно православным христианам какую-то особую вражду к клиру и мирянам МП, какое-то стремление оклеветать, очернить, и т.д. Не так много этой МП и интересуются. Поверьте. Давно уже не до того. В годах 1990-91, когда была надежда вырвать "массу" из рук отступников — интерсовались. Однако масса, как и положено массе пошла по линии наименьшего сопротивления. С тех пор интерес к МП как-то небольшой. Больше заняты людьми, отдельными людьми, которые обращаются к Богу — и из МП, и "с улицы", не делая особого различия, хотя и предупреждая о соблазнах века сего и не пытаясь модернизировать Церковь в целях их большего душевного спокойствия. 
Да и незачем модернизировать. Один мой оппонент рассказал грустную историю своей семьи: "История моей семьи в последних двух поколениях история без Церкви, без Бога, история расточения по лицу земли.  Мой Отец родился в городе Магадане в 1938г. в месте где, естественно, не мог быть крещен.  Моя Мать родилась в военном гарнизоне под Москвой и, естественно, не могла быть крещена.  В семье не было бабушки, которая "втихаря" могла бы унести ребенка и крестить его.  Вся их жизнь прошла и закончилась вне Церковной Ограды и закончилась безрадостно Мать от запущенной болезни, Отец от алкоголизма.  Я и мой брат родились и воспитывались без Бога, в результате мой брат сектант и его судьба, и судьба его семьи отдельная тяжелая история.  Меня самого ко Христу привело чудо, а до этого целый букет неврологических болячек, погруженность в бездну тьмы, отчаяние с суицидным уклоном.  Теперь такой вопрос, вы клеймящие "сергиан", воюющие на Патриарха и Православную Иерархию в России, где были вы, все это время?!"   Таких семей  сотни тысяч, миллионы. "Где вы были?", — спрашивают нас. Так пусть спросят: "А где были они?". Почему не шли ни в село, ни в поселок, ни в каждый дом, ни в каждую семью, ни в Магадан, ни в Улан-Удэ? Потому что было нельзя. Потому что их иерархи дали обещание действовать "стационарно", не проявлять особой активности в сбережении уже бывшего, и не сметь даже думать о его преумножении. 
Так ли было раньше? Пока не была разгромлена руками чекистов и сергианских иерархов Катакмбнгая Церковь не было более характерного явления религиозной жизни, чем "поп-передвижка" , священник, который дом за домом, село за селом обходил верующих, крестил, венчал, отпевал, причащал, не отрекаясь от правой веры. Пока были те, кто не считал нужным справляться в ЦК о разрешении на поставление епископа и у уполномоченного, на рукоположение священника епископов были десятки, а священников сотни, сотни, совсем не считавшие, что подчинение Велиару даст хоть какую-нибудь выгоду для Христа, да и вообще не думавшие о выгоде. И не совершись великого предательства, никакая советская власть не смогла бы справиться с этими людьми, на место посаженного приходил бы другой, на место расстрелянного заступал его брат, на место изгнанного — вернувшийся. В III веке Церковь утопила безбожный Рим в крови Своих мучеников, и в 20-е годы в горле у красной власти начинало потихоньку булькать. Если бы не было сергианской революции 1927, то большевики попросту сломали бы себе хребет в "год Великого перелома". Сергианство — грех. Грех лжи и неверия. И оправдать его сегодня пытаются аргументами, которые бесконечно далеки от истины и от веры... Все то же самое может очень убедительно звучать и в устах современных американцев, в ответ православным миссионерам: "А где Вы были столько лет? Нас уже крестили баптисты. Нас обратили католики. Мы уже знаем Христа как его проповедали нам они. И нам с ним хорошо, удобно, и спокойно. — Не мутите воду...". Думаете, что сердце католика не знает веры? Думаете, что для протестанта не бывает чудес? Думаете, что мусульманин не говорит о посещениях Божиих... Многие из них будут считать себя куда ближе к Богу, чем мы. А сколько членов тоталитарных сект впервые там нашли покой, уют, тепло и ласку — впервые ощутили там хоть какой-то человеческий интерес к себе... А знаете сколько людей узнало о Христе от МЦХ [Московская Церковь Христа - тоталитарная секта протестантского толка - ред.]?  По логике "утешителей" всем им незачем адресовать слово о Православии. Всех их надо признать находящимися в Церкви, просвещенными, верующими в Бога... Причем никто из них ведь не виноват, что им вовремя не подвернулся под руку православный миссионер. Может быть там на тысячу верст вокруг не было ни единого православного. Так за что нам их отвергать и считать находящимися вне Церкви? Они же не виноваты...  
Скажут между МП и МЦХ есть большая разница? Никакой. На сущностном уровне — никакой. Я описал выше те ереси, в которые вовлекли несчастных своих чад иерархи МП. И ничем они не меньше прочих. В чем-то даже грубее и примитивней. Разница есть в языке, в том, что пока мы еще можем сказать друг другу несколько слов на одном языке, так, чтобы понять друг друга.  С каждым годом и даже каждым днем и языки расходятся. Через какое-то время нам уже будет друг друга так же не понять, как не понять нас поляку-католику из под Кракова... Именно потому мы и вопим (когда вопим): "Опомнитесь!", — пока что еще в надежде, что услышат. Не в ненависти, не в презрении, не в злобе. А в надежде... 


ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

НЕ ВЕРЬТЕ КЛЕВЕТНИКАМ
Письмо Архимандрита Варфоломея (Воробьева), духовника Покровской монашеской общины в Блюфтоне, Канада

Все более и более церковного народа убеждается в том, что изменение курса РПЦЗ, ведущее к попранию православных канонов, к подчинению экуменической МП, не является простым недоразумением. Нет, это продуманные действия, которые готовились в тайне со всей тщательностью.

Достаточно вспомнить вояжи архиепископа Марка и встречи его с Ридигером и другими представителями МП. Несмотря на строгие требования митрополита Виталия прекратить эти предательские действия, вл. Марк продолжал делать свое дело, только более тайно.

Незаконные переговоры с МП, сослужения с сербскими экуменистами и иное схожее привели, наконец, к тому, что мы имеем сейчас, а именно к неприятию паствой деятельности своих епископов.

Совершенно ясно, что нынешний состав Синода РПЦЗ зашел слишком далеко в своем стремлении "соединиться" с МП и через нее и сербских экуменистов со всем "мировым православием".

На повестке дня ныне стоит необходимость противостать экуменическим попыткам Синода и объеденить силы для защиты чистоты православной веры, в которой всегда стояла РПЦЗ. Надо учесть горький опыт прошлых лет, когда явным и тайным врагам удалось раздробить силы российских приходов, спровоцировать нестроения в отношениях между российскими Преосвященными.

Особенно трудно было первым приходам, вышедшим из состава МП. Вспомним, каким преследованиям подвергался наш суздальский, наш первый приход. В ход пускались злобные вымыслы, клевета на первого рссийского епископа Валентина не только из МП, но и от некоторых архиереев РПЦЗ. Силы зла не брезговали ничем. Несмотря на нарушения канонов, без предъявления обвинительного акта, без вызова на суд епископ Валентин был заочно "лишен сана". И почти одновременно это же проделала и МП, что является фактически сговором.

Но у лжи короткие ножки, клеветники посрамлены, а суздаляне твердо стоят на страже чистоты православной веры, усердно восстанавливают порушенные храмы. Синод, возглавляемый Архиепископом Валентином, бодро смотрит вперед, будучи уверен в правоте своих благочестивых деяний.

Архимандрит Варфоломей.
6.03.2001.

МИТРОПОЛИТ БОСТОНСКИЙ ЕФРЕМ, ПЕРВОИЕРАРХ СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ, СООБЩАЕТ ПАСТВЕ ОБ УСПЕХАХ ЦЕРКОВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
(Вертоградъ, Бостон /США/ - Церковность)

Митрополит ЕфремВ Неделю Торжества Православия, 4 марта 2001 г., Митрополит Бостонский Ефрем, Первоиерарх церковного Святой Православной Церкви Северной Америки (HOCNA), шире известной как "Бостонский Синод", сообщил своей пастве об успехах церковного строительства. Сообщение было приурочено к завершению обустройства "Дома Святителя Филарета", приобретенного HOCNA более года назад для создания ее административного центра.

"Когда в 1988 году [после отделения от РПЦЗ Спасо-Преображенского монастыря в Бостоне -- Вдъ] была установлена наша церковная администрация в Северной Америке, - пишет Митр. Ефрем, -- мы имели 35 клириков, три монашеских общины и двадцать пять приходов, большей частью не имевших церковных зданий. Сегодня только в Северной Америке мы имеем 60 клириков, 9 монашеских общин, тридцать три прихода, у которых - практически у всех - есть церковные здания. И это не считая клириков и приходов, которые захотели присоединиться к нашему Синоду в других странах".

Митрополит Ефрем тепло благодарит паству, благодаря пожертвованиям и трудам которой удалось всего за год отремонтировать, оборудовать, обставить и украсить Синодальный дом, в котором размещен не только Синод, но и издательский центр HOCNA.

Издательские успехи "бостонцев" также отмечаются в послании. Так, большой интерес в православном мире вызвали такие издания, как "Борьба против экуменизма" [Рецензию на эту книгу опубликовал бюллетень "Вертоградъ-Информ": http://www.church.ru/biblio/moss.htm. В Интернете можно также ознакомиться с обсуждением этой рецензии на английском: http://kalypso.cybercom.net/~htm/1986.htm -- Вдъ], "Един Господь, едина Вера, едино Крещение", "Церкви-сестры". Большое значение имеет также публикация в периодике HOCNA "Синодика в Неделю Православия" и жития, а также многих творений святителя Митрополита Филарета (Вознесенского), Первоиерарха РПЦЗ.

Истоки церковного течения, именуемого Святой Православной Церковью Северной Америки, восходят к началу 1970-х годов, когда несколько американских клириков Константинопольского патриархата, возмущенных экуменической политикой патриарха Афинагора и архиеп. Иакова, перешли под омофор Русской Зарубежной Церкви, ставшей, благодаря исповеднической позиции святителя Филарета, центром притяжения для многих истинно-православных христиан Америки. В числе перешедших был и Преображенский монастырь в Бостоне [http://kalypso.cybercom.net/~htm], ставший значительным духовных центром РПЦЗ, где окормлялись многие новообращенные в Православие из западных исповеданий, а также истинно-православные греки. Активная антиэкуменическая издательско-миссионерская деятельность монастыря вызывала критику со стороны части епископата и клира Зарубежной Церкви. Вскоре после кончины Митрополита Филарета Священноначалием РПЦЗ были принятые репрессивные меры в отношении Преображенского монастыря (против его насельников были выдвинуты обвинения «морального характера», которые самой HOCNA категорически отвергаются [см. http://kalypso.cybercom.net/~htm/86-12.htm]) и
связанной с ним группы клириков, куда вошли и некоторые русские священники.

Эти меры, наряду с началом сближения РПЦЗ с "мировым православием", что проявилось в форме многочисленных сослужений с анафематствованными экуменистами, и побудили «бостонскую группу», объединившую Преображенский мужской и Рождественский женский монастыри, а также целый ряд приходов Бостонского благочиния РПЦЗ, покинуть Зарубежную Церковь, отправив прощальное письмо Митрополиту Виталию, в котором говорилось: "Ввиду того, что Ваше Высокопpеосвященство и дpугие епископы упоpно отказываетесь выступить и испpавить эти канонические и догматические заблуждения, мы уходим и не видим дpугого выбоpа, кpоме как искать пpибежище пpавославное под омофоpом Истинно-Пpавославной Цеpкви Гpеции".

«Бостонцы» присоединились к Синоду Архиепископа Авксентия (+ 1995), многолетнего возглавителя "флоринской" группы Греческой ИПЦ, низложенного большинством его Синода, но не признавшего этого низложения и считавшего его неканоничным, а потому создавшего собственный Синод. От этого Синода «бостонцы» получили рукоположение своих архиереев – Ефрема Бостонского и Макария Торонтского, а также фактическую автономию, которая и привела к формированию HOCNA – в настоящее время одной из самых влиятельных среди греческих старостильных церквей. 

Экклезиология HOCNA отличается от экклезиологии "флоринской" группы старостильников большей жесткостью в отношении отрицания благодатности "церквей" "мiрового Православия", но отличается от "матфеевской" экклезиологии тем, что в HOCNA придают огромное значение исповедническому подвигу Русской Зарубежной Церкви, особенно при Митр. Филарете и, разумеется, не могут признать ее "безблагодатным расколом". Среди критиков HOCNA основные претензии вызывают положение "авксентьевского" Синода, который многими считается неканоничным, непроясненность до конца тех обвинений, которые были выдвинуты против Преображенского монастыря в РПЦЗ и своеобразный "православный модернизм" в богословских вопросах, вырастающий из попыток очистить Православие от "западных влияний".

В 1991 г. к "бостонцам" присоединился приехавший из России катакомбный архимандрит Гурий (Павлов) [См. http://kalypso.cybercom.net/~htm/gurybiog.htm], хиротонисаный ими во епископа Казанского для окормления катакомбных общин в России, находящихся после смерти еп. Гурия в 1996 году под омофором Митр. Ефрема. В 1998 г. к «Бостонскому Синоду» присоединилась большая группа грузинских истинно-православных, разорвавших с Грузинской патриархией. В настоящий момент эта группа ожидает поставления для себя епископа, с целью восстановления Истинно-Православной Церкви в Грузии (http://www.geocities.com/Athens/Thebes/1865/RussIndex.html).  В 2000 году к «Бостонскому Синоду» присоединилась Православная Церковь в Уганде, разорвавшая общение с греческим синодом митрополита Киприана.

Официальная информация о HOCNA имеется на сайте ее Торонтской митрополии: http://24.69.161.32/hocna.

 

Храм Памятник Св. Царственным Мученикам в БрюсселеК СОБЫТИЯМ ВОКРУГ ХРАМА СВ. ИОВА (РПЦЗ) В БРЮССЕЛЕ

ПИСЬМО ЕПИСКОПА АМВРОСИЯ
СВЯЩЕННИКУ НИКОЛАЮ СЕМЕНОВУ

13/27 февраля 2001 г.
Чистый Понедельник.

Отец Николай!
Довожу до Твоего сведения, что приеду в Брюссель, по моим планам в будущую пятницу вечером, и намереваюсь там служить воскресные службы.
Сообщи мне по факсу, к четвергу самое позднее, как Ты к этому относишься.
Это мое письмо является моим последним предупреждением до более решительных мер.
Бог Тебе в помощь.
Епископ Амвросий (подпись)

ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА НИКОЛАЯ СЕМЕНОВА ЕПИСКОПУ АМВРОСИЮ

Брюссель, 1 марта 2001.
Преосвященному Епископу Амвросию,
Женева-Вевей.

Преосвященный Владыко, благословите!
Получили Ваше не совсем ясное письмо от 13/27 февраля с.г. без сообщения, в каком из наших храмов города Вы предполагаете быть. В письме не говорится о Вашем эвентуальном служении в Храме-Памятнике, но одновременно содержится угроза отцу Николаю "более решительными мерами" наказания. Связь между этими двумя обстоятельствами непонятна.
Тем не менее, если в Ваши планы входит послужить в Храме-Памятнике, считаем должным напомнить, что, как Вам известно, уже более четырех месяцев тому назад группой священнослужителей нашей епархии, среди которых находится отец Николай, было предпринято дело в связи с нашим несогласием принимать Вас как правящего архиерея.
До сих пор определенного ответа от Синода не поступило, хотя мы имеем уверения в том, что суд должен состояться.
18-е правило Антиохийского Собора говорит о том, что епископ, которого не приемлет народ, не должен вмешиваться в дела Церкви, где пребывает в ожидании определения о нем Собора.
Вы наверное также представляете себе, что, принимая во внимание ту предельную напряженность, которая царит в нашем приходе из-за всех принятых Вами мер, Ваше появление в Храме-Памятнике в данный момент нежелательно и рискует снова очень взволновать молящихся.
Однако, из почтения к Вашему сану, храм будет открыт для той или тех служб, которые Вы пожелаете совершить в нем, имея с Вашей стороны абсолютную гарантию в том, что Вас не будут сопровождать посторонние священники и чтецы российско-подданные, находящиеся в данное время на территории епархии.
Во избежание малейшего подобия на то, что произошло в уикэнд 17-го и 18-го февраля, мы умоляем Вас строго пребывать в рамках богослужения. В таком контексте: милости просим!
В ожидании Вашего ответа, просим святых молитв и благословения.
Иерей Николай Семенов
и множество верующих
.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО КЛИРИКОВ И МИРЯН ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦЗ ЕПИСКОПУ КАННСКОМУ ВАРНАВЕ

23 февраля/8 марта 2001 г.
Свщмуч. Поликарпа еп. Смирнского.

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко, благословите!
Позвольте нам обратиться к Вам с настоятельной просьбой, ввиду создавшейся обстановки, возглавить фактически вдовствующую Западно-Европейскую Епархию, и тем самым оградить свое духовенство и паству от группы епископов РПЦЗ, проводящих курс сближения с МП и «мiровым православием», о которых Вы упомянули в Вашем Заявлении от 15/28 февраля сего года, и таким образом внести долгожданный мир, единоначалие и порядок в нашу Епархию.
И особенно просим оградить нас от Епископа Амвросия Женевского, входящего в группу этих «глаголемых епископов», и возведенному ими на Западно-Европейскую кафедру вопреки желанию большинства клира и мiрян Епархии, то есть в нарушение соборного духа Церкви и православной традиции.
Епископ Амвросий, как находящийся под церковным судом за свои публичные еретические заявления и сослужения с представителями экуменических церквей, подлежит церковному отлучению даже «прежде соборного рассмотрения», в согласии с правилами Святой Православной Церкви и с анафемой на экуменическую ересь, принятой на Архиерейском Соборе РПЦЗ 1983 года и подтвержденной на Архиерейском Соборе 1998 года.
Причем деяния этого Архиерея оправдываются и покрываются указанной группой епископов, захвативших власть в Синоде РПЦЗ и изменяющих традиционный исповеднический курс нашей Церкви, что и вызвало раскол и бурную реакцию всех Ее верных чад со всего мiра.
Кроме того, как всем известно, также и тяжелое состояние здоровья Епископа Амвросия (моральное и физическое) не позволяют ему удовлетворительным образом исполнять это послушание.
Вследствие вышесказанного, Епископ Амвросий не может приниматься нами как законный возглавитель нашей Епархии и занимать указанную кафедру, а поэтому и распоряжения его никак не могут быть признаны нами действительными и подлежащими к исполнению.
Напротив Вы, за ваше стояние в Истине и борьбу с церковной апостасией, снискали любовь, уважение и доверие паствы и клира Западно-Европейской Епархии, многолетним членом которой Вы и являетесь.
Поэтому покорнейше просим Вас не отказать нам в нашей просьбе.
Испрашиваем Ваших святых молитв, твердого ограждения и отеческого внимания к страданиям душ Вашей паствы и клира.
Члены Западно-Европейской Епархии
Русской Православной Церкви Заграницей.


Великий Пост: изъяснение
(Изложено по сочинению Прот. Г.С. Дебольского "Дни богослужения Православной Церкви". т.2.)

Богослужение в Святую Четыредесятницу

Богослужение в Великий пост, как во время преимущественно посвященное Богу бывает продолжительнее, нежели в прочие дни. Ежедневно, в Великом посту, кроме дней субботних и праздничных, бывает великое noвeчepиe. В составе великопостнаго Богослужения многократно повторяется коленопреклоненная молитва св. Ефрема Сирина. Псалтирь в Великий пост еженедельно прочитывается при Богослужении дважды. На простодневных службах Четыредесятницы положено гораздо болте, чем в другие времена года, поучительных чтений, заимствованыых из книг Богослужебных и церковно-поучителъных. Кроме псалтири, ветхозаветных паремий, канонов и молитв, указано уставом на утренях два чтения из бесед Ефрема Сирина — одно после первой кафисмы, другое после второй; два чтения из Лавсаика — одно по третьей кафисме, другое по третьей песни канона; чтение либо из Синаксаря, либо из Пролога по шестой песни, огласительные слова св. Феодора Студита по окончании первого часа. На часах положены три чтения из Лествицы св. Иоанна Лествичника; на утренях суббот и недель указано читать беседы Иоанна Златоуста на шестоднев.

По мере умножения чтений уменьшено количество церковного пения; тропари, стихиры и дpyгие священные песни, назначенные для пения, слышатся реже, — и те содержания большею частью догматического, которое болте назидает, чем восторгает. Даже напевы или гласы положены такие, которые способнее прочих расположить дух и сердце христианина к сокрушению о грехах своих. Сверх того Церковь дает особенный наставления, при каждом случай, как должно совершать чтение и пение; где гласом тихим и кротким; где велегласно и косно (протяжно); что гласом низким, что высочайшим, и паки повысшим;  —  все повелевает и петь и читать не борзяся, с благоговеним, учительностью и сладкопением. Пение непристойное и неблагоговейное Церковь называет безчинным воплем. «Подобает бо пети благочинно, согласно возвышати Владыце всех и Господу славу, яко едиными усты от сердец своих».

Самая внешность храмовых действий с наступлением Великого поста ощутительно изменяется, сообразно времени покаяния. Церковное облачение священнослужителей бывает проще и печальнее обыкновенного; а. часто употребляется одна только епитрахиль. Освещение храмов слабее, каждение фимиамом и omвepcmиe царских врат реже; церковная обрядность Великого поста, приведенная в возможную степень простоты, с одной стороны выражает истинное свойство поста, с другой — живо напоминает и как бы осязательно представляет Иорданскую пустыню, в которой Господь Искупитель наш постился сорок дней и где положил основание святой и великой Четыредесятнице.

Сообразно печали, яже по Бозе, и чтобы содействовать нам к соблюдению поста, Церковь издревле постановнла в сии дни, кроме суббот, воскресных дней и праздника Благовещения, совершать литургию неполную — преждеосвященных даров, чтобы радостное свящоннодействие полной литургии, после которой в древние времена тотчас следовала и радостная вечеря любви (Деян. 2, 46), не умаляло сокрушения о грехах и пощения, потребных во дни Великаго поста. Постановление Церкви совершать полную литургию по воскресным дням и субботам Великого поста издревле освящено примером Церкви первенствующей, непрерывно в каждую субботу и в каждый воскресный день приносившей безкровную Богу жертву благодарения — в субботу в воспоминание создания мира, а в день воскресный — в воспоминание искупления его, запечатленнаго воскресением Христовым (Деян. 2, 46). По по субботам Четыредесятинцы, когда обыкновенно бывают многие причастники Тела и Крови Христовых, торжествуя с ними и согласно с этим великим торжеством доставляя им покой от седмичных трудов поста и стояния, Церковь совершает более краткую литургию св. Иоанна Златоуста. Разделив же с причастниками духовную радость и покой по субботам, в воскресные дни Великого поста, кроме, вербного, в который бывает дванадесятый праздник, Церковь совершает пространнешую литургию Василия Великого, внушая; что в самые воскресные дни Четыредесятницы прилично нам продолжительнейшее стояние на молитве при Богослужении. Посему самый пост в воскресные и субботние дни Четыредесятницы издревле ослабляется 1). На ослабление поста, в cии дни Церковь указывает также и Богослужением полной литургии и без соединения с вечернею. Так дни субботний и воскресный во время Великого поста издревле служат днями отдохновения от седмичных подвигов поста. Св. Иоанн Златоуст говорит: «премудрое устройство по отношению к нам имеет св. Четыредесятница. Как на больших дорогах ость постоялые дворы и гостиницы, в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом продолжать путь. Как на мopе есть берега и пристани, где мореходы могут несколько отдохнуть, чтобы потом опять начать плавание, так и в настоящее время св. Четыредесятницы вступившим на путь поста Господь даровал эти два дня (субботний и воскресный) в седмице, как бы гостиницы, как бы берега и пристани дли краткого огдохновения, чтобы они, и тело успокоив несколько от трудов поста и душу ободрив, опять по прошествии этих двух дней, с усердием вступали на тот же путь и продолжали это прекрасное и спасительное путешествие.

Кроме же суббот, воскресных дней, праздника Благовещения, недели Ваий и иных торжеств, в кои уставом Церкви постановлено совершать в продолжение Четыредесятницы — по понедельникам, вторникам и четвергам, исключая четверток пятой недели, часы, а по средам, пятницам, как во дни Господни и в четверток пятой седмицы — не полную литургию преждеосвященных даров, после коей древле не могло быть и обычной вечери любви. Впрочем, лнтургия преждеосвященных даров, как великопостная, в случае нужды, совершается иногда и по понедельникам, вторникам и четвергам Великого поста. Преимущественно же совершать ее по средам и пятницам св. Четыредесятницы принято Церковью, по древнему обычаю, сообразно с священными воспоминаниями в cии дни Креста, как дни Господни, отличающими их издревле от субботы и дня воскресного и от прочих дней седмицы. Как суббота, и день воскресный, сообразно священным воспоминаниям, соединенным с ними, издревле отличаются от прочих дней седмицы всегдашним совершением полной литургии, так среда и пятница во время Четыредесятницы издревле также по предание отличаются от прочих дней седмицы, т. е. от понедельника, вторника и четвертка, совершением литургии преждеосвященных даров. Соединяя Богослужение часов и литургии преждеосвященных даров во время Великого поста с вечерним пением, Церковь, согласно с древним преданием, внушает тем ежедневное, кроме субботы и дня воскресного, хранение поста до вечера и однократное в день принятие пищи в продолжено Четыредесятницы. "Целый день провели мы, - говорить св. Златоуст антиохийцам -, без пищи, а вечером поставим ceбе трапезу, нe похожую на вчерашнюю, уже другую, более скромную».

В продолжение Великого поста, изображая преимущественно грехопадения и уклонения наши от предназначенной цели бытия, и руководствуя нас, падших во грех, к духовному благодатному обновлению и блаженному пакибытию, во Иисусе Христе, Церковь ежедневно обличает нас в гpеxax и угрожает на них правосудием Божиим, а кающимся и обращающийся к Богу обещает благодатные плоды покаяния, читая ежедневно на шестом часе слова пророка Иcaии по порядку книги от 1-й главы. А на вечерни ежедневно произносят паримии из книги Бытия, а на Страстной Седмице из Исхода, начиная чтение о сотворении мiра и продолжая до первой ветхозаветной Пасхи, установленной при исходе Евреев из Египта, в память избавления их от рабства Егнпетского, внушая сими паримиями, что как создание мipa совершилось, так и наше освящение и исшествие от рабства греха совершается благодатию Божиею. Чтение книги Бытия при Богослужении в Четыредесятницу сохраняется с первых времен христианства: св. Златоуст, в IV веке, говорил об этом чтении, как уже о бывшем издревле. К паримии из книги Бытая ежедневно присовокупляется паримия из книги Притчей, внушающих любить и приобретать более всего Божественную премудрость, для которой создан человек и которая есть Сам Господь. На литургиях в субботние и воскресные дни св. Четыредесятницы Церковь большею частию произносит Евангелие от Марка, которое по краткости своего радостного благовестия особенно соответствуете дням сокрушения о грехах.

Не ежедневно совершая в Четыредесятницу Божественную литургию, Церковь постановила перелагать во время Великого поста поминовения усопших на субботы и на дни мясоястия и тем вместе удаляет от дней строгого поста трапезы, коими по древнему обычаю сопровождаются иногда. поминовения умерших. «Аще будет брату нашему отыти ко Господу во святых сих днех (т. е. Четыредесятницы) посредине седмицы то бывают третины его, даже до пятка вечера, тогда бо совершается панихида его подобне и в субботу литургия его. Во грядущую же субботу бывают девятины его, аще случатся, аще ли ни. Четыредесятницы же его бывают, егда число его исполнится. Приношения же и памяти его начинаются от новыя (т. е. Фомины) недели, даже до исполнения дней Четыредесятнацы». Удаляя но возможности во время Великаго Поста всякую радость и внушая, чтобы каждый из нас в это время помышлял особенно о своих согрешениях, Церковь на Лаодикийском Соборе постановила не праздновать в Четыредесятницу дни рождения, т. е. преставления мучеников, но совершать память их в субботы и дни воскресные. Исполняя это правило Собора, Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона не в первый и не в иной день первой седмицы Четыредесятницы, но в субботу сей седмицы.

Умеряя в продолжение Великого поста духовные радости, которыми сопровождается празднование памяти святых, Церковь тем более заботилась и заботится, сколько возможно, отдалить, на это время все другие празднества, дабы удаление их сильнее возбуждало в душах наших чувствования сердечного умиления и сокрушения о грехах. С этою благочестивою целию Церковь во время св. Четыредесятницы запрещает совершать браки, дни рождения, запрещает театральные зрелища, забавы и увеселения. Bсе эти забавы и увеселения несовместны с священным временем Четыредесятницы, потому что поселяют в нас чувствования и помыслы несовместные с подвигами поста и покаяния; преданный забавам и увеселениям мiрским бывает неспособен благоговеть пред Богом и терпеть для славы Божией. "Известно, говорит Тертуллиан, что те, кои долгое время наслаждались увеселениями, всегда почти изъявляли чрезвычайную трудность умереть за Ииcyca Христа. Bсe вещи сами по себе суть благо и определены для услуг человеку. Но кто познает Бога только посредством естественного света, а не посредством светильника веры, кто взирает на него издалека, а не вблизи, тот не совершенно Его знает. Он не ведает, на какое собственно употребление должны мы по воле Божией обращать Его творения, а притом не ведает и намерений того непримиримого и невидимого врага, который побуждает нас употреблять дары Божии совсем не так, как Бог хочет».


НАСЛЕДИЕ

Св. Тихон Патриарх Всероссийский
Вегетарианство и его отличие от христианского поста

Христианский пост многократно и многообразно подвергался нападениям и нареканиям со стороны «плотских» людей. Нападения эти становятся тем ожесточеннее, чем более в известное время люди ходят по плоти и заботятся об угождении ей. В такие времена господства плоти и измельчания духа голоса в защиту поста раздаются редко и робко. Тем приятнее слышать голос в пользу поста, раздавшийся в наши дни из мира светского, который далеко не часто поет в унисон с миром духовным, церковным. Разумеем вегетарианское движение, возникновению которого оставалось бы только радоваться, если бы сами вегетарианцы не допускали в своем учении немалых промахов и погрешностей.

Под именем вегетарианства разумеется такое направление в воззрениях современного общества которым допускается употребление в пищу только растительных продуктов, а не мяса и рыбы (отсюда произошло и название вегетарианства от латинского слова vegetare — произрастать). В защит своего учения вегетарианцы приводят данные 1) из анатомии: человек принадлежит к разряду существ плотоядных, а не всеядных и плотоядных; 2) из органической химии растительная пища содержит все необходимое для питания и может поддерживать силы и здоровье человека в той же степени, как и пища смешанная, то есть животно-растительная; 3) из физиологии: растительная пища лучше усвояется, чем мясная; 4) из медицины: мясное питание возбуждает организм и сокращает жизнь, а вегетарианское, напротив,— сохраняет и удлиняет ее; 5) из экономии: растительная пища дешевле мясной; 6) приводятся наконец и нравственные соображения: убивание животных противно нравственному чувству человека, тогда как вегетарианство вносит мир и в собственную жизнь человека, и в его отношения к миру животных. Некоторые из этих соображений высказывались еще в глубокой древности, в мире языческом (Пифагором, Платоном, Сакиа-Муни); в мире христианском они чаще повторялись, но все же высказывавшие их были единичными личностями и не составляли общества: только в середине нынешнего столетия в Англии, а затем и в других странах возникли целые общества вегетарианцев. С тех пор движение вегетарианское все более и более возрастает; все больше и чаще встречается последователей его, которые ревностно распространяют свои взгляды и стараются осуществить их на деле; так в западной Европе есть немало вегетарианских ресторанов (в одном Лондоне их до тридцати), в которых кушанья готовятся исключительно из растительной нищи; издаются книги вегетарианского поваренного искусства, в которых содержатся расписания кушаний и наставления для  приготовления более восьмисот блюд. У нас в России также есть последователи вегетарианства, к числу которых принадлежит и известный писатель граф Лев Толстой.

Вегетарианству обещают широкое будущее, так как, говорят, человечество волей-неволей в конце концов придет к способу питания вегетарианцев. Уже и теперь в некоторых странах Европы замечается явление уменьшения скота, а в Азии это явление почти уже совершилось, особенно в наиболее населенных странах — в Китае и Японии, так что в будущем, хотя и не близком, совсем не будет скота, а следовательно, и мясной пищи. Если это так, то вегетарианство имеет ту заслугу, что его последователи разрабатывают способы питания и образа жизни, к которому рано или поздно люди должны будут примкнуть. Но кроме этой проблематичной заслуги вегетарианству принадлежит та несомненная заслуга, что оно предъявляет по адресу нашего сластолюбивого и изнеженного века настойчивый призыв к воздержанию.

«Присмотритесь, — говорит Толстой, — к нашей жизни, к тому, чем движимо большинство людей нашего мира; спросите себя, какой главный интерес этого большинства? И как ни странно это может показаться нам, привыкшим скрывать наши настоящие интересы и выставлять фальшивые, искусственные, главный интерес жизни большинства людей нашего времени — это удовлетворение вкуса, удовольствие еды. Начиная с беднейших до богатейших сословий общества, обжорство, я думаю, есть главная цель, есть главное удовольствие нашей жизни. Бедный, рабочий народ составляет исключение только в той мере, в которой нужда мешает ему предаваться этой страсти. Как только у него есть время и средства к тому, он, подражая высшим классам, приобретает самое вкусное и сладкое... А посмотрите на жизнь людей образованных, послушайте их разговоры. Какие все возвышенные предметы как будто занимают их: и философия, и наука, и искусство, и поэзия, и распределение богатств, и благосостояние народа, и воспитание юношества; но все это для огромного большинства — ложь, все это их занимает между делом, между настоящим делом — завтраком и обедом, пока желудок полон, и нельзя есть еще. Интерес один живой, настоящий интерес большинства — это еда. Как поесть, что поесть, когда, где? Ни одно торжество, ни одна радость, ни одно открытие чего бы то ни было не обходится без еды. Люди притворяются, что обед, еда им не нужны, даже в тягость; но это ложь. Попробуйте вместо ожидаемых ими утонченных блюд дать им, не говорю — хлеба с водою, но каши и лапши, и посмотрите, какую бурю это вызовет, и как окажется то, что действительно есть, именно то, что в собрании этих людей главный интерес не тот, который они выставляют, а интерес еды».

Конечно, в приведенной характеристике современного общества есть некоторое преувеличение, но есть и значительная доля правды. Посему и настойчивый призыв со стороны вегетарианцев к воздержанию, к сокращению прихотей является как нельзя более кстати; и если бы они ограничились этим призывом, то оставалось бы только радоваться успеху и росту вегетарианского движения. Но нередко успех кружит голову и надмевает человека. То же случилось и с последователями вегетарианства: они приписывают ему то, чего оно не имеет и не может иметь.

Вегетарианцы думают, что если бы люди не употребляли мясной пищи, то на земле давно уже водворилось бы полное благоденствие. Еще Платон, который показал нам пример того, как можно умно рассуждать об идеях и тому подобных высоких материях и в то же время далеко не умно решать вопросы из области государственной и общественной жизни, еще Платон в своем диалоге «О республике» корень несправедливости, источник войн и других зол находил в том, что люди не хотят довольствоваться простым образом жизни и суровой растительной пищей, а едят мясо. А у другого сторонника вегетарианства, уже из христиан, анабаптиста Трайона (умер в 1703 году), находятся на этот счет слова, которые автор «Этики пищи» приводит в своей книге с особым «удовольствием». «Если бы люди,— говорит Трайон,— прекратили раздоры, отказались от угнетения и от того, что способствует и располагает их к тому — от умерщвления животных и употребления в пищу их крови и мяса,— тогда в короткое время ослабели бы, а может быть, и совсем перестали бы существовать между ними взаимные смертоубийства, дьявольские распри и жестокости... Тогда прекратится всякая вражда, не будет слышно жалостных стонов ни людей, ни скотов. Тогда не будет ни потоков крови убитых животных, ни зловонья мясных рынков, ни окровавленных мясников, ни грома пушек, ни сожжения городов. Исчезнут смрадные тюрьмы, рушатся железные затворы, за которыми томятся люди вдали от жен, детей, свежего вольного воздуха; смолкнут вопли просящих пищи или одежды. Не будет ни возмущений, ни хитроумных изобретений для разрушения в один день того, что созидалось тяжким трудом тысяч людей, ни страшных ругательств, ни грубых речей. Не будет ни напрасного истязания животных непосильной работой, ни растления девиц. Не будет отдачи в аренду земель и ферм по таким ценам, которые принуждают съемщика изнурять и себя, и слуг, и скот почти до смерти и все-таки оставаться в неоплатном долгу. Не будет угнетения низших высшими, не будет нужды за отсутствием излишеств и обжорства, смолкнут стоны раненых; не нужно будет медиков для вырезывания пуль из их тел, для отнятия раздробленных или поломанных рук и ног. Затихнут крики и стоны страждущих от подагры или других тяжких болезней (вроде проказы или чахотки), кроме недугов старости. И дети перестанут быть жертвами бесчисленных страданий и будут такими же здоровыми, как ягнята, телята или детеныши всяких иных животных, не знающих недугов».

Вот какую обольстительную картину рисуют вегетарианцы, и как легко всего этого достигнуть: стоит не есть мяса и на земле водворится настоящий рай, жизнь безмятежная и беспечальная.

Позволительно, однако, более чем усомниться в осуществимости всех радужных мечтаний вегетарианцев. Хотя они и заявляют, что «их система поражает самый корень зла и обещает выгоды не утопические», однако от того, что люди перестанут есть мясо, едва ли водворится на земле рай. Царство Божие, ибо Царствие Божие. по премудрому слову Апостола Павла. не пища и питие, но праведность и мир и радость в Святом Духе (Рим. 14, 17). Христианское учение всегда было чуждо духа мечтательности. Оно тем и отличается от разных утопических теорий, что ясно различает идеал и действительность и, указывая человеческим стремлениям конечную цель в идеале, в то же время никогда не теряет из виду и действительности. А в этой-то действительности и невозможно полное осуществление идеального счастья. Нужды, горе и ссоры всегда будут отравлять земную жизнь человека, всегда будут спутниками в нашем настоящем состоянии, так как причина этих несчастных явлений не внешняя, не случайная и преходящая, а глубочайшая, внутренняя, заключающаяся в греховном состоянии самой природы человека, в повреждении ее грехом. Пока такое состояние человеческой природы будет продолжаться, пока не изменятся в корне ненормальные условия нашей жизни, пока не восстановятся у нас правильные отношения к Богу, к собственному назначению и к внешнему миру, то есть пока настоящая жизнь не сменится новой вечной жизнью, пока не откроется для человечества новое небо и новая земля, в которых правда живет (2 Петр. 3, 13),— до тех нор всегда будут нужды, бедность, горе и болезнь. А так как корень всех этих бедствий лежит гораздо глубже, чем думают вегетарианцы и подобные им мечтатели, то и средство, на которое они указывают, одно само по себе не может уврачевать зла: оно слишком для этого мало, поверхностно и незначительно.

То правда, что воздержание вообще, и в частности от употребления мясной пищи, обуздывает наши страсти и похоти плотские, дает большую легкость нашему духу и помогает ему высвободиться из-под владычества плоти и покорить ее своему господству и управлению. Однако было бы ошибочно полагать это телесное воздержание в основу нравственности, выводить из него все высокие нравственные качества и думать вместе с вегетарианцами, что «растительная пища сама по себе создает много добродетелей»*. Вопреки мечтам вегетарианцев, один из подвижников благочестия (преподобный Иоанн Кассиан), которых, конечно, никак уже нельзя заподозрить в небрежении к посту, при виде трапезы которых, напротив, даже Ангелы небесные радовались, по выражению св. Иоанна Златоуста,— говорил, что «мы не полагаем надежды на один пост (телесный). Он не есть сам по себе благо или сам по себе необходим. Он с пользою соблюдается для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа. Но пост иногда обращается даже в погибель души, если неблаговременно соблюдается. Надобно стараться, чтобы те добродетели, которые составляют истинное добро, были приобретаемы постом, а не для поста должны быть совершаемы действия тех добродетелей. Итак, для того полезно сокрушение плоти, для того к нему должно быть присоединяемо врачество воздержания от пищи, чтобы чрез него мы могли достигнуть любви, в которой заключается неизменное и постоянное добро».

Значит, пост телесный служит только средством и пособием для приобретения добродетелей — чистоты и целомудрия и должен необходимо соединяться с постом духовным — с воздержанием от страстей и пороков, с удалением от худых помыслов и злых дел. А без этого сам по себе он не достаточен для спасения. Не делаем выписок о сем из творений святых отцов, так как трудно «вместити пишемых»: все отцы и подвижники согласно учат, что истинный пост бывает тогда, когда человек воздерживается от зла. Взамен всего приведем характерный рассказ о св. Макарии Великом. Ему однажды сам искуситель сказал: «Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня». «Чем же?» — спросил Макарии. «Смирением, — ответил диавол.— Вот почему я не силен против тебя». Отсюда видно, что нельзя еще возлагать все надежды на один телесный пост.

Не считая одного телесного поста достаточным для спасения, подвижники благочестия в то же время не признавали и того, чтобы пост этот был для всех всегда обязателен (как хотят того вегетарианцы); ибо, говорит св. Нил Сорский: «все организмы невозможно подчинять одному и тому же правилу: тела имеют большое различие в силе, как медь и железо в сравнении с воском». Проповедуя только постоянную умеренность в пище и питии и сами воздерживаясь от вкушения мяса, они для других не запрещали вкушения по временам мясной пищи. «Нужно все употреблять во славу Божию,— говорили они,— ни от чего совершенно не удаляясь, как делают еретики, безрассудно отвергающие то, что Бог сотворил весьма хорошим. От всех находящихся снедей, хотя бы и сладких, нужно брать понемногу. Таково рассуждение мудрых, а не то, чтобы некоторые роды пищи выбирать, а другие оставлять; дабы и Бога благодарить и сохранить ненадменность души: так мы избегнем возношения и не будем гнушаться тем, что Бог сотворил хорошим». Тех же людей, которые останавливаются на веществе снедей и питания, оставляя в стороне «разумение»,— таковых отцы называют «нерассудительными». «Эти нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей, и предает таковых совершенной гордыне. Ибо ничто столь удобно не побуждает к гордости, как знающая о многих своих заслугах совесть и дума, живущая в уповании на оные». К таким людям обращается с предостережением и пресвитер Исидор: «Если подвизаетесь, — говорит он,— то не гордитесь; если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно есть мясо, как гордиться и надмеваться». А отцы Гангрского собора даже возглашают анафему тому: «если кто осуждает человека, который с благоговением и верою вкушает мясо (кроме крови и идоложертвенного)».

Таков по истине мудрый взгляд Святой Церкви на вкушение мяса. В своих постановлениях она всегда имеет в виду не какого-то отвлеченного. бесстрастного и бесплотного человека, какового нередко имеют в виду разные мечтатели вроде вегетарианцев, а человека живого, плоть носящего, человека со всеми его нуждами, потребностями. немощами; и к ним Церковь, следуя примеру Своего Божественного Основателя, относится с величайшей снисходительностью и милосердием. Бывали примеры, что великие подвижники и святые мужи — эти лучшие выразители церковных воззрений,— «сразсуждая немощному естеству человеческому», не только не укоряли тех, которые ели в пост «неподобающий снеди», но даже и сами «мало» вкушали от сих снедей.

Так, о святителе Тихоне рассказывают, что когда он жил на покое в Задонском монастыре, то однажды в пятницу на шестой неделе великого поста посетил монастырского схимника Митрофана. У сего последнего в это время был гость, некто Косма Студеникин, елецкий гражданин, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник и распорядился сряду же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им:

«Садитесь, я знаю вас; любовь — выше поста». При этом сел сам за стол, съел ложки две ухи и угощал Косму. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им известно было, что святитель Тихон во весь великий пост по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы.

А о другом подвижнике благочестия, еще при жизни прославившемся даром чудотворения, святителе Спиридоне Тримифунтском, рассказывается, что некто зашел к нему с пути уже по наступлении великого поста, когда святитель с домашними держал по обыкновению строжайший пост и вкушал пищу только в известные дни, оставаясь в прочие совсем без пищи. Видя, что странник очень устал, Спиридон велел дочери своей предложить путнику покушать. Та отвечала, что нет ни хлеба, ни муки, ибо запас этого по причине поста был бы излишен. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить случившегося в доме соленого свиного мяса. После изготовления его Спиридон, посадив с собой странника, начал есть мясо и убеждал и своего гостя делать тоже; а когда последний отказывался, называя себя христианином, святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто» (Тит. 1, 15).

Не знаем, известны ли эти случаи вегетарианцам и как они к ним относятся; но думается, что с вегетарианской точки зрения указанные святые мужи представляются «немощными». Однако святой Апостол Павел в Послании к римлянам (гл. 14, ст. 2), где тоже в свое время были споры о том, есть ли мясо или только овощи, называет немощным того, кто считает позволительным для христианина есть только овощи —и кто на вкушение мяса смотрит как на что-то безнравственное и преступное (как и смотрят наши вегетарианцы).

И действительно, такой человек есть немощный христианин, готовый, по словам Апостола, возвратиться к немощным и бедным вещественным началам и снова поработить себя им (Гал. 4, 9). Такой человек думает, что пища сама по себе может приблизить нас к Богу (I Кор. 8, 8), как будто Царство Божие есть пища и питие, а не праведность, мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17); он забывает, что все чисто (Рим. 14, 20), и всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (I Тим. 4. 4). Не предосудительно посему и вкушение мяса в те дни, когда оно разрешается Святой Церковью.

Вначале роду человеческому были назначены Богом в пищу семена и плоды (Быт. 1, 23). Но когда человек грехом повредил всю свою природу и навлек проклятие и на землю, то растительная пища оказалась недостаточной для рода человеческого, и из Библии мы знаем, что после потопа Сам Бог наряду с зеленью травной дает в пищу людям и животных, и птиц, и рыб (Быт. 9, 3). Стало быть, употребление мясной пищи разрешено самим Богом и как такое, оно не заключает в себе ничего противозаконного и безнравственного.

Но убивая животных в пищу, человек этим самым, по словам вегетарианцев, нарушает принципы справедливости и сострадания к животным. Он лишает их жизни, которую дал им не он, и причиняет им столь ужасные страдания, что даже привычным людям иногда становится жутко при виде мучений, испытываемых животными. В сочинениях вегетарианцев («Научные основания вегетарианства», «Этика пищи») целые страницы посвящены картинному описанию тех жестоких мучений, которым подвергает животных человек, этот «сластолюбивый обжора», «ненасытный чревоугодник», «злой палач». Сострадание, конечно, чувство в высшей степени почтенное, но только в таком случае, если оно носит трезвый и здравый характер, а не ложный и сентиментальный. Встречаются иногда особы, которые падают в обморок при визге собаки, но которые остаются безучастными к слезам и горю человека. Кто же такое чувство сострадания признает здравым и истинным? Или кто одобрит индийцев, устраивавших госпитали для кур, голубей и в то же время допускавших, чтобы парии тысячами умирали от жажды во время засухи, и не позволявших им пользоваться водой из колодцев людей знатных. В таких случаях сострадание и любовь к животным развивается за счет людей и в прямой ущерб этим последним.

Этот недостаток индусов, религией которых так восхищаются вегетарианцы главным образом за ее «возвышенные принципы милосердия к животным», присущ и вегетарианству. Защищая права животных, вегетарианцы, как говорится. «хватили через край». Очень многие из них* признают, что «животные совершенно однородны с человеком и в физическом, и в нравственном отношении», как и человек «наделены разумом и нравственным чувством», иногда даже «в большей степени», «имеют те же понятия, чувства и способности»; «животные одного с человеком класса», «имеют одинаковое с ним право на жизнь», «они наши братья», и посему убиение их есть «братоубийство».

Но рассуждая так вегетарианцы этим самым заявляют себя сторонниками материализма, который тоже не видит существенной разницы между человеком и животными. А материализм давно уже потерял всякий кредит в глазах ученого мира: нет ни одного серьезного и беспристрастного ученого, который бы стал утверждать, что внутренний мир человека и животных один и тот же.  Еще св. Василий Великий говорил своим современникам: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою и г оворить о себе, что они были некогда и деревьями, и морскими рыбами. И я хотя и не скажу, бывали ли они когда-нибудь рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что когда писали сие, то были бессмысленнее рыб».

Эти материалистические тенденции очень вредят чистоте вегетарианского учения и нельзя не пожалеть, что вегетарианцы вместо того, чтобы вести дело проповеди своих идей в союзе со Святой Церковью и в духе учения Христова, предпочитают черпать подкрепление своим воззрениям из мутных кладезей ложных учений. 


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное