Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 45. (Основной)
15/28 марта 2001 

Содержание

Беседы об Истинном Православии
Трудный выбор


Здравствуйте!
Сегодня наша рассылка состоит из замечательной, талантливо написанной брошюры "Трудный выбор", только что изданной Центром Православного Просвещения в Санкт-Петербурге и посвященной главному вопросу: Где Истинная Церковь?
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.

15.03.2001
Ваш,
Егор Холмогоров


БЕСЕДЫ ОБ ИСТИННОМ ПРАВОСЛАВИИ

ТРУДНЫЙ ВЫБОР

Снова и снова приходится нам обращаться к самой острой теме нашего времени: где, среди множества подделок под Церковь - Церковь Истинная? Ошибиться здесь смертельно опасно. Вне Церкви гибнут не только явные грешники, но и "праведники", посчитавшие свою человеческую праведность самодовлеющей, забывшие исполнить непрестанно искать Лица Божия?
Когда думаешь об этом вспоминаются наши детские сказки. Царевич теряет свою невесту - ее похищает злой Кощей - и должен пройти через многие испытания, чтобы вернуть ее. Герой и множество врагов победит, и дворцы за одну ночь построит, но те, кто ему помогают, эти подвиги оценивают очень скромно: мол это не дело, а безделка.
Наконец, ему предстоит последний искус, - настоящий подвиг: выводит перед ним Кощей пятьдесят девушек, и лицом, и станом все одинаковые, и все - вылитая его невеста - царевна. Выбирай. Узнаешь - твоя она, и все царство твое, а силы зла исчезнут и рассыплются. Но ошибешься - вечным пленником Кощея будешь.
Вот и Единственная Невеста - Церковь сейчас окружена кощеевыми призраками, которых он облек в Ее видимость и подобие.
Как не ошибиться?

Часть первая
«Болезнь нашего времени»

Вступление

Предсказало Священное Писание о бедствиях последяго времени: что оне яко сеть приидут на вся, живущия на лице всея земли (Лк. 21, 35), «и не имут избежати» (1 Сол. 5, 3). Точно! никакого нет средства устранить скопляющиеся черныя густыя тучи, охватывающия отвсюду горизонт. Господь заповедал бдеть и молиться с особенным тщанием в эти лютыя времена. Самое дело показывает, что нет другого прибежища. Будь семи пядей во лбу - ничего не сделаешь. Когда петербургский военный генерал-губернатор Кавелин был болен умопомешательством, и родня его приезжали и старались урезонить его, чем приводили в большее расстройство: тогда доктор, бывший при нем, сказал мне однажды: «Такова болезнь нашего времени».
Святитель Игнатий Брянчанинов

 

Для большинства наших соотечественников слова «Православие», «Православная Церковь» однозначно и безальтернативно связаны с Московской Патриархией, как бы обладающей «естественной монополией» на Православие в России. Но для человека, следящего за развитием процессов, происходящих в последние годы в этой структуре, вырисовывается довольно безрадостная картина. Внешне - благолепие «духовного возрождения» реставрируемых храмов, огромное количество открывающихся монастырей, изобилие православной литературы. Но внутренне, как писал Святитель Феофан, «отступление истинное». Ведь по учению Святых Отцов, Церковь реализует Собой живое Предание Воплотившегося Слова Божия, от поколения к поколению. И во основе, в сердцевине этого Предания лежит полнота Богооткровенных догматов. Передают это сокровище вечной жизни - сначала Апостолы, затем учителя Церкви, Святые Отцы. Те, кто самоотверженными подвигами очистили себя, и Бог благоволил жить в них и даровал истинное и определительное ведение Самого Себя. Как писал живший в III веке Священномученик Мефодий Патарский:

Совершеннейшие по степени преуспеяния составляют как бы одно лицо и тело Церкви. И подлинно, лучшие и яснее усвоившие истину, как избавившиеся от плотских похотей чрез совершенное очищение и веру, делаются Церковью и помощницею Христа, как бы девою, по словам Апостола (2 Кор. 11, 2), соединяясь с Ним и уневещиваясь Ему, чтобы, приняв чистое и плодотворное семя учения, с пользой содействовать проповеди для спасения других.

А Святитель Герман Константинопольский учил, что:

Церковь есть храм Божий,..., тело Христа, имя Его, невеста Христа... окропленная честною Его кровию, облеченная в брачную одежду и запечатленная миром Святаго Духа, по слово пророческому: «миро излиянное имя Твое!» (Песн. 1, 2)... Церковь есть Божественный дом, где... найдешь перлы Божественных догматов, коим учил Господь учеников Своих

А что мы видим в Московской Патриархии? Сохраняет ли она, как дева, чистое семя учения Христова? Что сделала она с перлами догматов? Нет. Они, как сказано в Евангелии, брошены ею, под ноги мiра прелюбодейного, с которым она смесилась. За что и последовало с неизбежностью - мiр и жемчуг слова Христова попрал, и сама церковная организация МП растерзана духовно им в клочья Мф. 7, 6).

Послушайте официальные выступления патриарха - вы просто не услышите в них о Христе, а все о социальном служении и общечеловеческих ценностях... А всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога (2 Ин. 1, 9).

Основа религиозной жизни христианской, верность Слову Божию, попирается многообразно и постоянно официальными заявлениями священноначалия на всевозможных экуменических встречах. Наше краткое письмо превратится в многотомный труд, если мы просто процитируем все официальные заявления «православных» епископов, где они отрицают, что Православная Церковь есть единственный путь к Богу. Но в последние годы экуменизм стал «народным»: сослужения и совместные молитвы со всевозможными еретиками совершаются во множестве приходов. Вот одно из последних «достижений»: митрополит Владимiр в 2000-м году на следующий день после трагического для нашего города 8 сентября - дня начала блокады - совершает экуменическую службу вместе с протестантской «епископессой» ... на могилах фашистов под Петербургом!

Отвержение Камня Краеугольного, Христа, стыжение словес Божиих пред мiром прелюбодейным и грешным (Мк. 8, 38) с необходимостью приводит к нравственной деградации церковного сообщества - вспомним сращение Московской Патриархии с весьма сомнительными и просто криминальными структурами, дело архиепископа-гомосексуалиста Никона Екатеринбургского и т. д. и т. п. При этом неизбежно Дух Святый, несовместимый, как Дух Сына, с похулением Сына, оставляет таковое сообщество. Его место замещает дух лестчий, дух прелести, созидающий псевдоправославную «новую духовность»: отступление от Истины в области догматической непременно порождает и ложную, бесовскую мистику. Вспомним католиков-латинян, похуливших Духа Святаго и пожавших плод отступления от Истины - прелесть, принимаемую за благодать, за святость. Об этой «святости» свидетельствовал Игнатий Брянчанинов, говоря о «... Терезе, Франциске и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых». Такое же перерождение святости видим мы и в современном «официальном православии».

Нынешняя церковная жизнь заставляет вспомнить времена евангельские, когда страшное внутреннее отступление от Бога и Его словес маскировалось у фарисеев самой ортодоксальной личиной. «Благочестие», не имеющее основой живой истинной веры, порождало тогда, как и сейчас, лже-старчество, со своими «преданиями», ради которых попирался Божественный Закон. ... разористе заповедь Божию за предание ваше. Лицемери, добре пророчествова о вас Исайя, глаголя: приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же чтут Мя, учаще учением, заповедем человеческим (Мф. 15, 7) - говорил им Спаситель. Эта внутренняя ненависть к Слову Божию, которого, как говорил Иисус Христос, не могут вместить сердцá тех, кто предался водительству «старцев», выразилась в Богоубийстве: вем, яко семя Авраамле есте: но ищите Мене убити, яко слово Мое не вмещается в вы (Иоан. 8, 37)...

И сейчас повсеместно развитый батюшкизм-гуруизм стал извращенной нормой жизни в среде «официального православия», которое гонит Церковь Христову, как гнали их предшественники две тысячи лет назад Ее Главу. При этом почитатели «старцев» живут в каком-то своем, сектантски-изолированном мiре, концентрирующемся вокруг «батюшки». Евангелие, конечно, не отвергается, но слова «старца» неизмеримо важнее. И если они противоречат Учению Христову, то это совершенно выпадает из внимания адептов «старца». А учения, заповеди человеческия, не могут не противоречить Евангелию, в котором Спаситель многократно учил, что спасает только вера в Него, как в Сына Божия - каковая вера полностью отвергнута современным «официальным православием». Необходимый критерий истинности духовного устроения человека: соответствие его веры учению Евангельскому, учению Святых Отцов, совершенно забывается, тем более что «старец» ведь обязательно «прозорлив», и «исцеляет»...

Как и во всякой секте, поклонение «старцу»-гуру снимает критическое мышление, и вряд ли кто из поклонников иоаннов крестьянкиных, архимандритов кириллов и наумов и им подобным способен воспринять слова Святителя Паисия Величковского: «Святость истинных святых мужей познается не просто от чудес (ибо и язычники, и еретики могут творить чудеса с помощью диавола), но от Истинной Православной веры, от тщательного хранения Божественных Догматов и от соблюдения всех Апостольских и соборных правил и преданий Православной Церкви».

Если же кому случалось пробовать говорить со «старцами» о страшных вопросах современного отступления от веры, то их ответы заставляют вспомнить слова Священномученика Дамаскина (Цедрика): «..они ... вынуждены лепетать заплетающимся языками слова оправданий и нанизывать дрожащими руками на цепь лжи и компромиссов все новые и новые звенья, втаптывая в грязь честь белоснежной Ризы Христовой».

Такие факты, как история с останками неизвестного, жившего в нашем веке, выдаваемыми за мощи Преподобного Александра Свирского, попытка фальсификации мощей преподобного Стефана Махрищского, (о чем, известно «старцам» и что ими замалчивается), свидетельствует, что в среде Московской Патриархии окончательно несть страха Божия пред очима их пастырей, отчего и оскверняются путие их на всякое время (Пс. 9, 15-16). Нынешнее состояние «официального православия» прекрасно живописал 150 лет назад Святитель Игнатий:

Грех достигает своего полного развития, и тем оно будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохраняется. Кто же поймет, что в этом, по наружности цветущем благочестии, уничтожена вся его сущность, вся сила? Так оне уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостию и знанием.

Наблюдаемое в недрах Московской Патриархии духовное разложение должно поставить пред непредвзятым наблюдателем неизбежные вопросы:

1. Чем является по сути эта организация?

2. Обоснованы ли ее претензии быть истинной преемницей и последовательницей Греко-Российской Поместной Церкви, Церкви Патриарх Тихона?

3. Если нет - то существует ли, и где истинная Православная Церковь России?

Мы постараемся ответить на эти вопросы.

Истоки трагедии

Замечательный православный писатель, новомученик Михаил Александрович Новоселов часто пользовался терминами церковь-организация и Церковь-Организм (Тело Христово). Он писал:

«Следует различать Церковь-Организм и церковь-организацию. Только к Церкви-Организму применимы такие именования Церкви, какие мы встречаем в Слове Божием, например: «славная, святая, беспорочная (Еф. 1, 4), не имеющая пятна или порока (5, 27), «Жена Агнца (Откр. 19, 7; 21, 9), Тело Христово (Еф. 1, 23; Кол. 1, 24 и др.), «столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15)» и многие другие. К церкви-организации эти понятия неприложимы (или приложимы с большими ограничениями) и законно приводят людей в недоумение и отвергаются ими. Церковь-Организм одна и та же во все века, ибо она вечна по существу, а церковь-организация зависит от исторических условий своего существования.

Церковь-Организм чистая «невеста» Христова, «украшенная для мужа своего» (Откр. 21, 2), а церковь-организация имеет все недостатки человеческого общества и носит всегда отпечаток немощей человеческих.

В Церковь-Организм не входит ничто нечистое, а в церкви-организации пшеница и плевелы растут рядом и должны расти, по слову Господню, до скончания века сего (Мф. 13, 24-30). ...

Церковь-Организм есть «столп и утверждение истины», а церковь-организация подвержена заблуждениям, преисполняется ересями. И бывает, ... что малая часть церкви-организации удерживается при Церкви-Организме, при Теле Истины, а большая часть ее отщепляется, и истина продолжает жить в меньшей части».

Увы, непредвзятый взгляд на состояние Московской Патриархии, как и всего «Мiрового православия», частью которого она является, однозначно свидетельствует: произошло окончательное перерождение. Видимость внешней церкви-организации: богослужебный чин, облачения, пение и т. д. для очень многих скрывают что этот дом остался пуст (Мф. 23, 38). Здание церкви «официального православия» строится не на верности Слову Христову, а на человеческом авторитете, страстях и суевериях. Она созидается не силой Духа Истины, но при отвержении Истины не замедляют проявляться действия и «иного», лестчего духа.

Но если Московская Патриархия - «большая часть», отщепившаяся от Тела Христова, то существует ли в наше время та «меньшая часть», в которой живет Истина? Может быть, мы уже живем в предсказанные антихристовы времена, когда «церковь-организация», оторвавшись от Церкови-Организма полностью переродится и станет церковью Антихриста, а Истинная Церковь будет представлять из себя крайне скудный, разрозненный остаток православных, «не севших с нечестивыми» (Пс. 25, 5)?

Так, наверное, и было, если бы не последняя жертва, принесенная на нашей святой русской земле, если бы не молитвы Царя-Страстотерпца и сонма Новомучеников. На противоположном конце Земли, православный американец о. Серафим Роуз не уставал повторять: «Сейчас позже, чем вы думаете....» Мы живем уже как бы за гранью срока, отпущенного долготерпением Божиим. Это чувствуют и многие наши соотечественники. Но, полагая, что духовным плодом Новомучеников является Московская Патриархия и в слепой преданности патриарху видя надежду и залог возрождения Великой России, по русской пословице, «слышат звон, но не знают, где он».

***

Итак, вспомним историю. Московская Патриархия родилась из отступничества и лжи несчастного митрополита Сергия, ради «спасения» церкви-организации пожертвовавшего Церковью - Телом Христовым.

Митрополит Сергий по и по духу своему, и по самим действиям был обновленцем. Когда Патриарх Тихон был в заключении и, поддерживаемые безбожниками, обновленцы захватили власть в Церкви, Сергий примкнул к ним и требовал от Патриарха отречения. Когда же Патриарх вышел из тюрьмы и стало ясно, что церковный народ отвергает обновленчество - митрополит Сергий «покаялся». Это «покаяние» хорошо понимал последний Оптинский старец Нектарий. Он говорил, что яд обновленчества в Сергии Страгородском остался. Но в Завещательном распоряжении Патриарха митрополит Сергий был назван как заместитель одного из возможный местоблюстителей Патриарха - Митрополита Петра...

Само понятие: «заместитель местоблюстителя» - должность, не предусмотренная никакими канонами и которая могла быть оправдана лишь временно. Но митрополит Сергий не постеснялся самозванно присвоить себе прерогативы не только патриаршей, но и соборной власти: в 1927 году решительно изменил весь курс церковной политики, «сдав» Церковь под управление ГПУ.

Народ церковный отверг обновленчество в его грубой и явной форме - и «мудрый» Сергий, выполняя задачу богоборческой власти внести раскол в Церковь, вверг множество православных в обновленчество более утонченное. А потому и более опасное. Он не вводил нового календарного стиля, не изменял чина богослужения, не отменял - попирая их в то же время своими действиями) - церковные каноны. Вот что писал его современник отец Михаил Польский:

В конце лета 1925 года, то есть, приблизительно через полгода после смерти Патриарха (Митрополит Петр уже находился в заключении), соузник наш по Соловецкому лагерю Архиепископ Иларион вдруг неожиданно был изъят из нашей среды и отправлен в Ярославскую тюрьму. Мы понимали, что делается это по каким-то соображениям антицерковной политики. Весною 1926 года Архиепископ Иларион опять был с нами. Тюремные новости касались исключительно его разговоров с агентом власти, вершителем судеб Церкви, посещавшим его в тюрьме.
Агент склонял Архиепископа присоединиться к новому, так называемому григорьевскому расколу, который ГПУ учинило по всем правилам обновленческого: нашло недовольных Митрополитом Петром, как прежде Патриархом, и, заключив Митрополита в тюрьму, попыталось передать возглавление Церкви в руки Архиепископа Григория и его Высшего Церковного Совета. Но у Церкви в тот момент оказался свой законный епископ - Митрополит Сергий. Видимо, агент хотел переходом в раскол такого популярного архиерея, как Архиепископ Иларион, с одной стороны, дискредитировать его в глазах большей части масс, а с другой - усилить григорьевский раскол новыми силами, ибо за Архиепископом Иларионом многие могли бы и пойти.
Архиепископ Иларион ответил агенту, что церковные каноны не позволяют ему признать в Церкви самочинной захватнической власти Григория. Тогда агент сказал с угрозою: «Ну, подождите: я вам дам вашего [выд. сост.], и если вы его не признаете, то тогда уже пощады не будет».
На всех многочисленных слушателей нашего докладчика эта фраза агента произвела большое впечатление и, конечно, встревожила нас. Что это могло значить? Он даст нам нашего [выд. сост.], то есть не канонического ли законного архиерея, но такого, которому мы, может быть, тоже не пожелаем подчиниться? Тогда, естественно, пощады нам не будет от власти. Но откуда же будет такой архиерей? И что он сделает? Наши рассуждения о планах агента на этот раз нам ничего не давали, хотя мы весьма привыкли к тактике ГПУ и часто угадывали события. Мы всегда отдавали должное ГПУ: свое дело там делали лучше, умнее, чем мы свое.
Весною 1927 года, ... мы, ссыльные, получили письмо с весьма важными сообщениями. Митрополит Сергий имел многозначительную беседу с агентом ГПУ. Агент жаловался на то, что союз с обновленцами власти ничего не дал, а союз с Православною Церковью до сего дня не налажен. Митрополит со своей стороны сетовал, что Церковь до сего времени не имеет легального центрального управления. В общем, обе стороны установили, что существующие отношения Церкви и государства невыгодны для них. Тогда агент предложил условия, с принятием и осуществлением которых церковное управление получит легализацию, свой журнал и прочие свободы. Митрополит должен организовать при себе коллегию для управления или Синод; все дела канцелярии Синода всегда должны быть открыты для агентов ГПУ; назначение архиереев на места должны происходить с ведома и согласия ГПУ; митрополит должен издать послание к Русской Церкви, соответствующее новому курсу ее жизни, и должен обратиться к заграничной Русской Церкви с предложением прекратить противосоветскую пропаганду и дать обязательство в лояльности к советской власти. Митрополит на все эти условия согласился.
... сущность (договора) была весьма печальна для Церкви, если не сказать сразу, ужасна. Мы эту сущность отлично понимали. Все эти условия так или иначе (и не раз) ставились и Патриарху, и его преемникам, но до сего времени отклонялись ими. Согласиться на эти условия - означало сдать власть над Церковью в руки ГПУ, в руки безбожников...
Каково будет послание Митрополита Сергия к Церкви, мы отлично представляли. Этих посланий столько было, и его послание будет не лучше, чем обновленческие. Впереди - ложь, стыд и позор наш. И все это ради чего? Ради легализации. Власть соблазнила Митрополита Сергия легализацией. Оказывается, Церковь с многомиллионным составом членов существовала на нелегальном положении, вне закона, при советской власти в то время уже почти десять лет, и власть этому беззаконию попускала, его не только терпела, но с Церковью считалась и за ее голосом признавала силу, ее склоняла на свою сторону. Но что нам эта легализация?! Лучше того, чем без легализации, с легализацией не будет, а хуже теперь будет: слишком велика цена, за которую легализация покупается....

Митрополит Сергий и стал этим «вашим», кого дала Церкви сатанинская власть. Он принес диаволу жертву лжи и отречения от Церкви, оклеветав перед всем мiром мучеников за веру, называя их уголовными политическими преступниками. Так на Российской Церкви сбылись слова пророчества о Самом Христе: .. и со беззаконными вменися. (Мк. 15, 28). За эту службу он и получил в 1943 году от Сталина, который загубил больше христиан, чем все нероны и диоклетианы первых трех веков гонений, титул «Патриарха». Руками безбожников была почти полностью уничтожена оппозиция митрополиту Сергию - истинная Российская Церковь. Он, как кукушонок-подкидыш выкинул из гнезда его подлинных наследников...

***

Впрочем, чтобы быть справедливым, не надо думать, что несчастный митрополит был единолично каким-то извергом. Даже при поддержке всего репрессивного аппарата ГПУ он один не смог бы сделать то, что сделал. Вспоминаются слова «певца революции» Маяковского:

Мы говорим: Ленин -
Подразумеваем - партия...

И говоря: «Сергий» - подразумевают вполне определенная «партия». Суть этой «партии» мы можем понять из уже цитировавшихся «Записок» о. Михаила:

Пойдя за Митрополитом Сергием, повинуясь ему, как законному иерарху, при великих компромиссах совести своей, лучшая часть епископата зачеркнула годы своего сидения в тюрьмах и ссылках, честного пути и борьбы. Митрополит Сергий сдал свой епископат врагу. Моральные силы епископата, согласившегося работать с ним, низложены им.
Что сказать о прочем духовенстве? Если сказать о большинстве, то, конечно, оно со дней борьбы с обновленчеством пошло по линии наименьшего сопротивления. Легкий и удобный путь, конечно, склоняет на свою сторону большинство. Обновленчество сулило покой, освобождало от тюрьмы, - почти все пошли в него. Прошел острый период первой борьбы, когда все деятели были арестованы, - они возвратились обратно в Православие, поскольку народ этого потребовал. При Митрополите Сергии - снова испытание. Конечно, большинство духовенства охотно последовало за Митрополитом Сергием: лишь бы подальше от тюрьмы. Народ, поднявший ропот против Митрополита Сергия, осаждал свое духовенство, желая знать его отношение к Митрополиту. Слушая всякие хитросплетения в защиту его из уст своих духовных отцов, народ с великим огорчением понимал, что все это говорится ими «для спасения собственной шкуры». Это и выражалось часто в глаза отцам. Слишком знакома была всем эта психология. Не знаю, какие моральные силы мог подорвать Митрополит Сергий у большинства рядового духовенства, но что психология этого большинства могла подорвать моральные силы самого Митрополита Сергия, это я допускаю.

Какую дальнейшую борьбу можно было возложить на плечи духовенства? Обновленчество не есть ли бунт рядового духовенства против Патриарха, возложившего дело борьбы с властью на всю Церковь и не шедшего с властью на примирение? Я, маленький священник, не был ли одинок в борьбе с обновленчеством в своем трехштатном причте и не скорбел ли в моей ссылке, что приход мой уходит к Митрополиту Сергию без борьбы, которой я, отсутствуя сам, ни на кого не могу возложить? Но и что могло быть, если бы Митрополит Сергий объявил борьбу со властью? Не то же ли, что при изъятии церковных ценностей, когда, невзирая на послание Патриарха, все от страха репрессий взялись сами решать вопрос об отдаче ценностей. Обозревая настроение подавляющей массы духовенства, той массы, которой надлежит выдержать всю тяжесть борьбы и принять главные удары врага, Митрополит Сергий и мог склониться дать этой массе безболезненную кончину. Пусть имеют центральное Управление и его держатся, пока все само собой не кончится в общем порядке ликвидации всякой религии и Церкви в России. Итак, если теперь сам Митрополит Сергий пошел по линии наименьшего сопротивления, то кому он угодил, как не массе духовенства?

Вот только «кончина» той части, партии церкви, которая пошла за митрополитом Сергием, не была «безболезненной». Он произвел раскол, вложил в руки врага оружие, которым сначала была физически уничтожена практически вся оппозиция митрополита Сергия, после чего в кровавую мясорубку пошли и сами сергиане. Более того: до 1927 года сопротивление тихоновской Церкви, ее моральный авторитет было тем единственным, что еще сдерживало богоборцев. Падение этого оплота захлестнуло не только саму Церковь, но и всю страну уже в 1929 году невиданным дотоле шквалом репрессий и предопределило «расстрельный» 37-ой...

***

Но нельзя забывать, что тенденция, которую довел до логического конца митрополит Сергий возникла гораздо раньше прихода большевистской власти - напротив, сам революционный переворот был ее следствием. О ней свидетельствуют писания Святителя Игнатия Брянчанинова, в частности его слова:

Воля Божия да совершается над нами! Недавно занимался я книгою, в которой собраны сочинения различных Святых, между прочим Антония Великаго. В числе других изречений Отца помещено, что он видел нисшествие Святаго Духа на авву Афанасия и на авву Пахомия, при этом первому дано дарование патриаршества, а второму - настоятельства над общежительными монастырями. Также в Евангелии указано, что Господь заповедал Апостолам пребывать неисходно в Иерусалиме, доколе они не облекутся силою Свыше, т.е. доколе не низойдет на них Святый Дух. Уже облеченные силою Свыше, не прежде, они вышли на проповедь и насеяли во вселенной истинное Богопознание. Святый Дух был учредителем и воспитателем христианства! Святый Дух основал Церковь! Святый Дух поддерживал Церковь чрез посредство избранных мужей, служивших Духу только орудиями! Человеки отвергли эту сверхъестественную Силу, которую они сочли юродством, недостойным их, и хотят действовать силами и средствами своего падшаго естества. Но падшее естество заражено враждою к Богу: как же оно может действовать в пользу дела Божия? - Это - противоестественно ему! Это невозможно для него! Реши­тельная невозможность доказывается опытом в самом обширном размере. Оказалось, что люди, вздумавшие действовать из себя в пользу дела Божия, сделались главными врагами этого дела, разрушителями его. Жить проще - вернее. Стараться исполнить Волю Божию и положиться во всем на Бога - самое лучшее дело.

Но положиться во всем на волю Божию людям плотского мудрования, чью партию возглавил в свое время митрополит Сергий, как раз и невозможно. Они ... поступают как враги Креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их в сраме; они мыслят о земном (Флп. 3, 18-19).

Начало пути, приведшего к современной Московской Патриархии было: раскол, попрание канонов и нравственного Предания Церкви. Во многом руками «сергиевских», «красных» попов и епископов была почти полностью уничтожена Истинная Российская Церковь - те, кто противостал сергиевскому расколу. От настоящих раскольников они, вместе с Зарубежной Русской Церковью получили кличку «раскольники». Что удивительного? Веками еретики и раскольники-паписты называют православных схизматиками - раскольниками...

Все лучшее, что было в Церкви, сергианства не принимало. И, как не покажется странным это большинству нынешних членов Московской Патриархии, таковых было большинство. Об этом свидетельствует, в частности один из документов того времени:

... Большинство епископов старалось отойти вообще в сторону, устраниться от всяких дел и от сотрудничества с митрополитом Сергием; уходы на покой, отказы от назначений стали обычным явлением. На эту же точку зрения бойкота и пассивного сопротивления встала и вся масса ссыльных. Они не скрывали своего негодования, формулировали свой протест...

К сожалению, у большинства сопротивление было пассивным. Положение митрополита Сергия признавалось православными «каноничным» (не будучи таковым на деле): как писал о. Михаил Польский, ГПУ дало таки Церкви «своего» митрополита. Принадлежащие к большинству не принявших сергианства, хоть и понимало ложь «новой церковной политики» митрополита Сергия, но, как говорится далее в том же документе, «в интересах Церкви считали вредным начинать войну с митрополитом Сергием». Увы, это духовное толстовство - непротивление злу - предопределило поражение меньшинства: тех, кто занял активную позицию, кто понимал, что Церковь на земле есть Церковь воинствующая.

Как известно, активное сопротивление «сергианству», спонтанно возникшее по всей стране, приобрело название «иосифлянство» по имени одного из наиболее ярких деятелей сопротивления, Священномученика Иосифа Петроградского. Вот, что писал он в 1928 году:

... Мы не даем Церковь в жертву и расправу предателям и гнусным политиканам и агентам безбожия и разрушения. И этим протестом не сами откалываемся от нее, а их откалываем от себя и дерзновенно говорим: не только не выходили, не выходим и никогда не выйдем из недр Истинной Православной Церкви... Не мы уходим в раскол, не подчиняясь митрополиту Сергию, а вы, ему послушные, идете за ним в пропасть церковного осуждения... Я отнюдь не раскольник и зову не к расколу, а к очищению Церкви от сеющих истинный раскол и вызывающих его... В строении жизни церковной участники - не одни только верхушки, а все тело церковное, и раскольник тот, кто присваивает себе права, превышающие его полномочия и от имени Церкви дерзает говорить то, чего не разделяют остальные собратья его.

К сожалению, активное «иосифлянство» было невелико по сравнению с пассивным большинством оппозиции. Но бездействие перед лицом наглого врага приводила лишь к следующему:

Арест епископов происходил следующим образом: агент ГПУ являлся к епископу и ставил ему следующий вопрос: «как вы относитесь к Декларации митрополита Сергия?» Если епископ отвечал, что он ее не признает, то агент заключал: «Значит, вы контрреволюционер» И епископа арестовывали...

***

Кто же был с митрополитом Сергием?

Часть епископов - лично связанных с митрополитом Сергием, получивших из его рук кафедры, повышения, епископство, заинтересованы составлять ядро, которое активно поддерживает его. Надо сказать откровенно, что по своему удельному весу эта группа бесспорно несравнима с первой.[с не принявшим его большинством - сост.] В то время, как к первой принадлежат все знаменательные имена русской иерархии - все авторитеты, ко второй относились скорее люди с дурной славой, с опороченным прошлым: бывшие обновленцы, колеблющиеся и прочее...

За свою историю Церковь переживала многочисленные расколы. Иногда от большинства православных отходили немногочисленные еретические группировки. Иногда в ересь впадало большинство, а православие сохранялось буквально единицами - вспомним времена Максима Исповедника.

Но никогда не бывало, чтобы на стороне тех, кто отошел от Церкви было нравственное преимущество.

«Простое» обновленчество ассоциируется с фигурой несчастного «митрополита» Александра Введенского, имевшего по своим нравственным свойствам прозвище «митрополит Содомский и Гоморрский». Синод Сергия Страгородского характерен фигурой митрополитом Серафимом, известным в народе как явный агент ГПУ и носившего прозвище «Лубянский»... Какая из этих «митрополий» лучше?

Итак, дорогие друзья, мы видим, что созданная в 1943 году на основе церковного раскола, вызванного митрополитом Сергием Страгородским, «Московская Патриархия» никак не может быть подлинной Церковью. Она подобна раковой опухоли: возникающей из здоровой клетки, которая перерождается и начинает пожирать породившее ее тело. Нужно ли удивляться ее распространенности? Ведь сергианство заменило слово Божие - человеческим непотребным пустословием, и они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак будет распространяться (Тим. 2, 16-17) [По церковнославянски: наипаче бо преспеют в нечести: и слово их яко гангрена жир обрящет].

***

Однако, стараясь понять отступничество для того, чтобы охраниться от него, должно опасаться одинаково губительной противоположной крайности: осуждения носителей этого отступничества. Хранение сердца от такой ревности не по разуму, по сути - от нарушения заповеди о неосуждении - только и может удержать ревнителя на подлинном, очень узком пути Истины. Вспомним предостережение Святителя Игнатия, обращенное к нам 150 лет тому назад: «Святые Отцы предвозвестили, что в последния времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея пред попущениями Божиими (выд. сост)». Не потому ли, что не было дано должное внимание этому предупреждению, столь трагична была судьба тех, кто ушел от ловушки сергианства: катакомбной и зарубежной Церквей?

Вспомним также эпизод из жизни новомученика Михаила Александровича Новоселова:

По поводу возмущения и негодования против притеснений, насилий и неправд, чинимых теми, «иже во власти суть» (1 Тим. 2, 2), мне вспомнился случай, приключившийся со мною в конце 1918 или в начале 1919 года. Прохожу я как т по улице и вижу большой плакат, какие тогда почти ежедневно появлялись на стенах домов. Крупным и жирным шрифтом возвещалась очередная «тактическая» ложь, глубоко возмутившая меня. У меня готово было сорваться какое-то бранное, или, по крайней мере, резкое слово по адресу сочинителей, но вдруг совершенно неожиданно для меня откуда-то из тайников души всплыли на поверхность моего сознания слова апостола Иуды, никогда раньше не прилагавшиеся мною к жизненным явлениям: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного (по славянски «хульна») суда, но сказал: да запретит тебе Господь» (Иуд. 9)
И вместе с тем какой-то внутренний голос явственно сказал мне: «не хули их, они орудие Божие; хуля их, будешь хулить Пославшего их; прими посланное как от руки Божией и терпеливо и уповательно неси крест, кто бы ни был орудием испытания, непрестанно и твердо памятуя о Промышляющей и Действующем во спасение верных».
Я принял и припомнившийся внезапно текст Писания, и тайный голос, как некое откровение, коим руковожусь с тех пор, поддерживая мир души своей в самые тяжелые минуты личной, общественной и церковной жизни. И когда дух осуждения, негодования или уныния начинает приступать к моему сердцу, я вспоминаю наставление, полученное при чтении плаката, и смущаемая душа успокаиваться, возвергая печаль свою на Господа, поражающего и врачующего.

В России - митрополит Сергий, в Греции - Патриарх-масон Мелетий Метаксакис не были «случайными» фигурами, но выразили и со-вершили (т. е. довершили) желаемое большинством отступление от Христа. Они не одолели, будучи на тот исторический момент «вратами адовыми», Церковь, и не могли закрыть возможность спасения истинно верующим. Но они, безусловно, ознаменовали собой качественно новый период отступления.

В церковной сфере они отразили вселенскую катастрофу, к сожалению, все еще мало кем понимаемую: окончание 1000-летнего Царства Христова на земле, конец «константиновской эры». Русский народ, некогда последний народ-богоносец, в 1917 году свергает иго Христово, иго Великой Христианской Империи. Результаты: в 1923 году пробравшийся лестью на трон Константинопольских Патриархов франкмасон Мелетий производит раскол к Греческой Церкви; в 1927 году Сергий Страгородский, по сути узурпировав патриаршию власть, раскалывает Русскую Церковь. (Как казалось тогда многим - лишь по политическим причинам). Через 17 лет он становится «сталинским» Патриархом...

Это - глубокая закономерность: сам институт Патриаршества, подразумевающий централизацию церковной власти, был установлен именно и только для «константиновского» периода, когда светская власть, находилась в руках Православного Государя. Имперская структура власти необходимо требовала симметричной структуры в устроении Церкви, что и породило Патриаршество. Император - «внешний» епископ, но и Патриарх, осуществляя симфонию властей, оказывает свое влияние на государственные дела: сие естественно и необходимо, если это государство определяют окормляемые Церковью православные.

Парадоксальным образом для России, Третьего Рима, именно ее имперский период ознаменовался утратой Патриаршества, а падение Империи совпало с семилетним правлением последнего Патриарха-Исповедника Тихона...

При отступлении народа от веры сама по себе конфигурация Патриархального устроения неизбежно становится ловушкой: ситуация с железной необходимостью требует фигуры, которая станет «Патриархом», «симфоничным» с властью нового порядка. И не важно, каким будет его имя. Митрополит Сергий лично мог уклонить от пути «сергианства», как мог уклониться от своего пути Иуда: эту роль неизбежно исполнил бы кто-нибудь другой. Ибо невозможно, чтобы не свершились пророчества Писания...

Новые плоды старого зла

Время хрущевских гонений усугубило отступление: епископат Патриархии единогласно по указке властей вступил в экуменическое движение, также как в 1948 году он, почти в том же составе, по указке Сталина «обличал» экуменизм на Всеправославном совещании! Так были вдобавок к каноническим и нравственным, явно и окончательно попраны и догматические основы Православия. Сергианское мiровоззрение, базируется на неверие в Церковь как Богочеловеческий Организм, обладающий всей полнотой Божественных Энергий, а значит, на неверии в Божественность Христа. Но свято место пусто не бывает, неверие в Богочеловека неминуемо приводит к вере в Человекобога, в Антихриста...

В начале страшное повреждение веры в «сергианстве» было для большинства замаскирована политическими моментами бурных 20-х годов и внешней «каноничностью» Заместителя Местоблюстителя. Однако на самом деле уже тогда внутреннее перерождение адептов сергианства было фантастическим. Куда там антиутопиям Оруэлла! Он, будучи далек от Церкви, и подумать не мог, как может возлюбить «Большого Брата», вождей поистине людоедского режима, сердце сергианина! Вот что пишет в своих воспоминаниях один из них: «Я поминаю (и на проскомидии) и Иосифа Сталина, и Георгия Каткова, и нашего уполномоченного Никиту Смирнова, как заповедал апостол [?!- сост.] и как требует этого сердце мое».

Вынутые за тех, о ком молятся на проскомидии частицы, как известно, погружаются в Чаше в Кровь Господа и Спасителя, образуя единение их с Телом Христовым. Такое надругательство над Святейшим Таинством, когда своими тайнодействиями «соединяют» воистину Христа и Велиара, конечно, превосходит всякий экуменизм. Вера, по словам Отцов, есть знамение [знак, проявление] любви. Неизбежно: - вера во всемогущество богоборческого режима, вера во всевластие тирана Сталина и его приспешников, привела к любви к ним. С другой стороны, сама эта вера была следствием и раскрытием, видимым знаком тайного склонения сердца от Христа к предтечам Антихриста.

Так что предательство Церкви было следствием неизбежным при отсутствии веры в Ее Божественность. Так с неизбежностью предал Христа Иуда. Как писал Великий Лев, Папа Римский:

И лекарство не минуло бы и тебя, Иуда, если бы обратился ты к такому раскаянию, которое привело бы тебя ко Христу, а не к петле. Ибо, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную (Мф. 27, 4), упорствовал ты в вероломстве и нечестивости, ведь находясь уже на краю гибели, все еще полагал, что Христос не Бог, Сын Божий, но лишь человек нашего рода; и заслужил бы ты Его милосердие, если бы не отрицал Его всемогущества.

Как перекликаются с этим словами слова, написанные через полторы тысячи лет другим Епископом-Новомучеником Нектарием Яранским:

Наша борьбы с митрополитом Сергием, этим проводником большевистского цезаро-папизма - борьба очень почтенная, борьба за правду Божию и Христову и за святую Церковь Православную, преданную за тридцать сребреников безбожникам на поругание и разрушение (ликвидацию).

Принятие экуменизма, многим представляющееся как навязанное извне, на самом деле закономерное и даже «невинное» - ведь протестанты, католики, хоть на словах признают Христа - по сравнению с мiросозерцание сергианской формы апостасии. Она сразу превзошло не только «простой» экуменизм, но и современный суперэкуменизм, только сравнительно недавно признавший духовно значимым не только ереси, не только язычество, но и ... «гордость атеистов»! При этом ради «спокойствия народа» оставлены внешние атрибуты православного обряда. Но от существа Церкви уже ничего не осталось.

Сергианство, раскрывшееся в экуменизме, это не то что какая-то ересь, вводящая частные ложные суждения в вероучение. Это просто безверие, допускающее религии (любые) только как элемент народной культуры. Чтобы быть «настоящим» экуменистом, надо не просто отвергнуть Истинную религию - Православие, но отказаться от основания любой серьезной религии: веры в существование Абсолютной Истины. При этом можно внешне придерживаться любого, в том числе и православного обряда. Поэтому справедливо писал современный греческий богослов А. Каломирос:

До наступления нашего достойного удивления века православные верили в Православие, инославные - в свою ересь, безбожники - в свой атеизм; и каждый силился убедить другого, что обладает истиной! Люди верили в истину и боролись за нее - даже те, кто не ведал Истины. Страшная апостасия нынешней эпохи обязана своим существованием вовсе не тому, что наш мiр наполнился еретиками и безбожниками, которые, какова бы ни была их численность, в людях благочестивых могут лишь укрепить веру. Апостасия коренится в том, что ныне перестали верить в Истину, перестали верить, что Истина существует и что стóит прилагать усилие ради борьбы за Нее. Еретик, убежденный в своей ереси, стал теперь уже редкостью; также и безбожники-идеалисты, убежденные в своем атеизме - благословенное явление для нашей эпохи, хотя это и кажется странным. Современные люди потеряли всякое убеждение в чем бы то ни было. Для них все относительно, все поставлено под сомнение и неопределенно. Для них нет ничего, за что стоило бы бороться, что стоило бы защищать, кроме их собственного благополучия в этой преходящей жизни. В подобном мiре безбожник или убежденный еретик - это словно бы остров жизни посреди океана смерти, потому что его убежденность свидетельствует о стремлении к истине, и хотя эта убежденность неразумная, неясная и страстная, она, тем не менее, показывает, что еще не сожжены все мосты, связывающие душу с Богом, Который и есть та самая Истина, хотя эти люди этого не знают и не признают.

Таково умонастроение не только тех, кто совершенно чужд Церкви, но и большинства называющих себя православными. Оно есть характернейшая черта предъантихристова времени. Зло становится, как писал Святитель Иоанн Максимович, все более ласковым:

Искание компромисса будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать свое падение и ласковое зло будет поддерживать такое общее настроение, и в людях будет навык отступления от правды и сладость компромисса и греха.

***

Но, может быть, мы не в праве судить о действиях тех, кто находился в условиях несвободы, под гнетом тоталитарной власти? Может быть, как нередко сейчас говорят апологеты Московской Патриархии, и митрополит Сергий, и его последователи и преемники, были своеобразными «безмолвными мучениками» за веру? Может быть, беря грех на душу, они действительно спасали Церковь?

Да, трудно распознать зло в начале его появления, как трудно отделить всходы проросших сорняков от всходов добрых растений. Для этого надо быть действительно отроком Божиим, отвергающим зло прежде его вкушения. Но есть критерий, который дан всем, и пренебрегать им значит противиться Господу, который сказал: По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16). По сравнению с теми, кто жил в 30-е, 60-е и даже 80-е годы, мы видим уже не трудно различимые произрастания, но зрелый плод отступничества.

Действительно, многие питали надежды, что деформации в МП носят, так сказать, упругий характер: снимутся, когда снимется внешнее воздействие, как распрямляется отпущенная пружина.

Страна, под бременем обид,
Под игом наглого насилья,
Как Ангел, опускает крылья,
Как женщина, теряет стыд...

В этих блоковских строчках достаточно заменить «страна» на «Церковь». Хотелось верить, что когда кончится время наглого насилья, стыд пробудится, и крылья расправятся. Увы, с 90-х годов нет в нашей стране преследований со стороны светских властей за религиозные верования, но Московская Патриархия не вернулась, сбрасывая с себя оковы «вынужденной» лжи, к чистому источнику Православного Святоотеческого предания, не очистилась от епископов-ставленников КГБ . Ложь стала содержанием сердца сергиан. Как говорит Псалмопевец, одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их: преидоша в любовь сердца (Пс. 72, 6,7)... Печать отступничества и предательства остается в МП неизменной. О каком стыде можно говорить, видя упоение на лицах фигурантов, облаченных в архиерейские ризы, которые заседают и «молятся» вместе с язычниками всех мастей! Это ... свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими (Иуд. 13). Нет никакой надежды, что кто-либо из епископов МП выйдет из сей раскольнической и еретической организации.

Нет, все осталось по-прежнему: официальная вера Московской Патриархии, свидетельствуемая на всех международных форумах и во всех официальных документах - это верность экуменизму. Новым стало то, что за это время экуменизм из «христианского» перерос в супер-экуменизм. Теперь «православные» МП едины не только с латинянами и всевозможными протестантскими сектами, но и с язычниками, мусульманами и талмудическими иудаистами, считающими нашего Спасителя, наиболее мягко выражаясь, «сыном непотребной женщины»...

Таким образом, сейчас уже можно свидетельствовать: Московская Патриархия, церковь-организация, оторвалась от Вселенской Православной Церкви. Ни по каким нормам - ни Божеским, ни человеческим, не может она претендовать на то, чтобы быть Поместной Российской Церковью. Увы, уже тысяча лет, как проложено было «Первым Римом», Западной Церковью, это погибельное, ложное русло, оторванное от Источника Истины и Жизни. И вместо чистой воды благочестия и богопознания, западный «христианские» народы давно пьют мутную и отравленную воду лжи и прелестного обольщения. Теперь с ним слились затхлые потоки «Мiрового православия». Оно объединило падшие «Второй» и «Третий» Рим - Константинопольский (с подчинившимися ему другими восточными церквами) и Московский Патриархаты.

Размышляя о судьбах Православия в нашем веке, о. Михаил Помазанский писал:

Православие и не ждет для себя видимого торжества и господства в мiре. Судьбы Церкви Христовой, начертанные в Откровении св. ап. Иоанна Богослова, не предвещают этого. Тайнозритель-апостол предостерегает ангелов-предстоятелей церквей от торжествующей самоуверенности, предрекает страдания и испытания и все большее и большее устремление сил ада на Церковь Христову к концу мiра и зовет к терпению, к подвигу, к стоянию до конца и к смирению.
«Здесь - терпение святых» (Откр. 14, 12). На наше время выпали исключительные испытания, обрушившиеся на Церковь извне и снаружи. Безмолвствует страждущая под игом коммунизма Церковь на нашей родине, и ее именем дерзают говорить чуждые ей лица, подголоски коммунизма. В смятении находятся братские церкви в славянских странах, захваченных тем же бедствием. В эмигрантской среде - самочинные «автокефальные» национально-церковные образования. Разделения в русской православной большой зарубежной семье. Расхищается само понятие Православия: этим именем прикрываются общества, заведомо уходящие от подлинного Православия, и учителя, искажающие Православие. Все это способно вводить в уныние и вызвать тревогу: не грозит ли нам разбиться на многочисленные секты, как это случилось в протестантстве?
Нет, ибо знаем: Христос со Своею Церковью. «Аз с вами во вся дни». Если река, задержанная в своем течении, разольется так, что не видно ее русла, и вода пойдет по боковым рвам и извилинам, то не значит это, что река не пойдет по своему руслу, что она потеряла его. Такова и историческая река Православия: ее русло глубокое и течение прямое. ... Не нарушится единство Православия. Но жалки те, кто оторвется от единства церковного, сохраняемого через родные поместные Церкви, и застрянет в своих извилинах...

Вернемся к началу нашего письма. Сейчас большинство Московский Патриархат принимает за Российскую Православную Церковь, преемницу Церкви дореволюционной. Но на самом деле МП, наследница сергиевого раскола, безвозвратно отошла от русла Православия и «застряла в своих извилинах». Она, благодаря своей лакейской угодливости перед любыми, в том числе и нынешними властями, носит перед мiром имя «поместной русской церкви». Но это не более, чем еще один, «коллективный», самозванец, которых так много было в истории нашей страны...

Часть вторая
«... тогда сущие во Иудеи да бегут в горы»

Итак, дорогие друзья, ответив на первые два вопроса, касающиеся Московской Патриархии, обратимся к третьему: где же подлинная Российская Церковь? Существует ли она?

Различны были формы борьбы малого остатка верных Церкви в России с ее отступниками, но суть была одинаковой. Что противостояло обновленчеству и сергианству? Во-первых катакомбная, сразу после революции скрывшаяся часть церкви. Она начала свое бытие параллельно с легальной структурой в «тихоновской Церкви» еще при Патриархе, который благословлял тайные рукоположения. Во вторых, мощное «иосифлянское движение». Но в условиях тоталитаризма и, главное, сдачи позиций «своим», «законным» в глазах большинства верующих заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием, открытое противостояние не могло существовать долго. К середине 30-х годов все видные деятели-«иосифляне» просто физически были уничтожены, остальные перешли на катакомбное существование. В Петербурге, например, последний официальный иосифлянский приход просуществовал до 43 года. Не стоит говорить, что власти разрешали его существование лишь с целью сбора информации о церковной оппозиции...

После разгрома открытого иосифлянского движения истинной Церковью в России осталась только ее Катакомбная часть. Каноническим основанием ее стало Постановление Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета №362 от 7/20 ноября 1920 года. Оно предоставляло архиереям, в случае нарушения связи с органом централизованного церковного самоуправления, право переходить на самоуправление. Пункты 2 и 3 этого Постановления гласят:

2. В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. Окажется вне всякого общения с высшим церковным управлением, или само высшее церковное управление во главе со святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий , находящихся в одинаковых условиях (в виде ли временного церковного правительства, или митрополичьего округа, или еще иначе).

3. Попечение об организации высшей церковной власти для целой группы, оказавшихся в положении, указанном в п. 2, епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея.

Русское православие заграницей

А что было с миллионами русских людей, оказавшихся в эмиграции?

С двадцатых годов дотоле внешне единое русло Российской Церкви разбивается на отдельные потоки. История не знала прецедентов драмы такого масштаба для Поместной Церкви. По всему мiру образуется русская диаспора. Во многих странах, куда попадает русская эмиграция существуют свои поместные Православные Церкви. Казалось бы, логично соединение русских православных с этими Церквами, что соответствовало бы канонам. Но этому препятствовал масштаб бедствия и надежда беженцев на то, что приход к власти большевиков недолговременен. Каноническая проблема была разрешена на основании 39 правила VI Вселенского Собора. В соответствии с ним в 741 году Константинопольская Церковь приняла в Геллеспонт бежавшего от преследований епископа кипрского вместе с его священством и всем церковным народом с сохранением всех его преимуществ (и даже подчинив ему местных епископов).

Так началось существование совершенно особого церковного образования - Русской Зарубежной Церкви. Помимо указанного правила VI Вселенского Собора, другой канонической основой ее автономного бытия стало то же Постановление Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета №362 от 7/20 ноября 1920 года, на котором основывалась Катакомбная Церковь в Советском Союзе

Таким образом, со времени революции, русское православие оказалось пространственно разделенным. Само по себе это не есть трагедия для Церкви. - Если она едина внутренне. Но предреволюционная Церковь этого единства не имела. Не будем говорить о тех, кто при первой возможности скинул с себя само имя христианина как ненавистное ярмо и бросился грабить монастыри и крушить церкви. Но и большинство тех, кто искренне считали себя православными были была внутренне заражены ненавистью к Духу Святому. Об этом писал святитель Игнатий:

Очень верно изобразил первомученик Стефан болезнь своих современников (См. Деян. 7, 51). Ненависть к Святому Духу является от принятия противнаго духа, который может вкрасться неприметно при действии свойственнаго себе слова.

Это соответственное слово - насаждение ересей, ложной мистики, масонства, затем - прямого богоборчества - насевалось в нашем обществе не одно столетие и принесло свой злой плод. Когда народ наш не захотел больше быть православным, был отнят Удерживающий - Православный Император, зло вырвалось на свободу. Пытаясь понять судьбы нашей Церкви и нашей страны в последнем столетии, надо хорошо понимать, что закваска зла, дух революционности, утверждения себя, а не Бога как высшего критерия правды в одинаковой мере был воспринят и теми, кто волей судеб остался в России, ставшей «Совдепией», и теми, кто оказался по ту сторону «железного занавеса». Ведь Господь в Евангелии указал нам на основное свойство, отличающее Антихриста: он придет во имя свое (Ин. 5, 43) . И примут его с восторгом те, кто в его воцарении и обожествлении увидят возможность обожествить свою самость...

В Советском Союзе внешние силы зла были явны и действовали в своем стремлении полностью уничтожить Церковь беспрепятственно. Но, подобно Иуде и Синедриону, искавших погубить Истину, безбожники лишь способствовали ее Воскресению. Их руками Господь очистил, отребил (Ин. 15, 2) Свой Виноградник. Они быстро спровоцировали «каналирование» антицерковных элементов сначала в обновленчество, а затем в сергианство.

Зарубежная часть Российской Церкви столкнулась с тем же злом, но в «более ласковой» форме. За рубежом элементы, аналогичные по сути нашим обновленцам проявили себя в формах расколов митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Платона (Рождественского). Первый, управляющий западноевропейскими приходами, после разнообразных шатаний вошел окончательно в 1931 году в юрисдикцию Константинопольского патриархата, лидирующего в экуменическом движении. Пожалуй, самым ярким его деянием стало основание на средства масонов в Париже Свято-Сергиевского богословского института. Ректором его был находившийся в глубокой прелести основатель ереси «софианства» Сергий Булгаков. Этот институт доселе является рассадником либерально-экуменического «православного богословия».

А митрополит Североамериканский Платон, в 1924 году устраненный Патриархом Тихоном от управления Североамериканской епархией, после многочисленных интриг в 1933 году образовал «Автономную Американскую церковь», которой позже Московской Патриархией была «дарована автокефалия».

Несмотря на столь большие потери, Русская Зарубежная Церковь, имевшая таких удивительных подвижников нашего времени, как Святитель Чудотворец Иоанн Максимович, Святитель Филарет, преподобный Серафим Роуз, при первых трех Первоиерархах - Антонии, Анастасии и Филарете, -продолжала хранить верность истинному Православию. Кульминацией этого героического противостояния всемiрной апостасии были Скорбные Послания Митрополита Филарет Поместным Православным (некогда) церквам, безвозвратно соскользнувшим, вслед за Константинополем, в отступничество от веры. Никакого ответа на эти послания не было. И в 1983 году Русская Зарубежная Церковь, используя свободу своего голоса, (катакомбная часто нашей церкви, естественно, вынуждена была безмолвствовать) предала анафеме всеересь экуменизма.

Но уже тогда блаженной памяти Митрополит Филарет (чьи мощи были обретены нетленными в 1998 году) был почти в одиночестве среди сползающего к соединению с «официальным православием» и, прежде всего, с МП, епископата РПЦЗ. Стойким сторонником и сподвижником его был епископ Григорий (Граббе). После кончины Митрополита Филарета, с приходом на первосвятительский престол Зарубежной части Российской Церкви нынешнего Митрополита Виталия, начали возобладать отступнические тенденции. Так, из-за открыто про-экуменической позиции епископа Антония Сан-Францисского много приходов и крупный монастырь просто отошли от РПЦЗ, уйдя под омофор греческих истинно-православных епископов-старостильников.

***

И вот приблизились роковые в очередной раз для России и нашей многострадальной Церкви 90-е годы. Появилась возможность открыто исповедовать, не опасаясь немедленных репрессий свою веру. С другой стороны. стала открываться правда о нашей истории, как гражданской, так и церковной. Пал «железный занавес», и перед нашими зарубежными собратьями и единоверцами открылась возможность реализовать историческую миссию Зарубежной Церкви: принести на русскую землю истинное Православие, сохранение которого для подневольной России, в надежде на измену Десницы Вышняго (Пс. 76, 12) и составляло основной пафос ее 70-детнеего существования. Какие же процессы прошли за эти годы?

О Московской Патриархии мы уже говорили: перекрасившись вместе с властями из красного в полосато-демократический цвет, заявляя о своей солидарности с ними, она, как организация, сохранила «суетная и ложная» - свою сергианскую и обновленческую «веру». Но во времена репрессий и застоя, для большинства именно Московская Патриархия воспринималась как истинная Православная Церковь. Катакомбники, люто преследовавшиеся властями, были законспирированы, а РПЦЗ была по ту сторону «занавеса». В лучшем случае вам могла попасть тайно провезенная православная книга, изданная за границей. Сама экуменическая деятельность была уделом весьма небольшого числа епископом и клириков, имевших статус «выездных». Экуменические заявления, публиковавшиеся в ЖМП, мало кто читал. Значительная же часть простых верующих и не слыхала ни о каком «экоммунизме»...

В этой ситуации прямое слово истины, растворенное любовью к своих братьям по вере, самоотверженный исход на родную землю, мог действительно изменить ход истории, сдержать наступающую бесовщину «нового мiрового порядка». Увы, не было ни полноты истины, ни возвращения в Россию. Ни, тем паче, любви. С дистанции уже более 10 лет можно, с глубокой скорбью, говорить о предательстве РПЦЗ своей исторической миссии. Никто из епископата и клира не покинул, ревнуя Моисею, «котлов египетских», чтобы страдать с народом Божиим. Но это было бы еще пол беды - обусловленная человеческой немощью неготовность к подвигу. Гораздо хуже, что РПЦЗ оказалась зараженной фарисейским духом как бы органического превосходства над теми, кому Господь судил жить и спасаться в России. Отношение к нам, «совкам», с одной стороны напоминают древнее «мы - семя Авраамово», с другой - современное отношению фашиствующих к «недочеловекам». Так, Марк Берлинский, главный сторонник объединения РПЦЗ с «мiровым православием», немец по происхождению, не стыдился заявлять, что православных в России надо ... «русифицировать»!

Но в России православные, не знавшие очень многого из своей собственной истории, тем менее были знакомы с подспудными отступническими тенденциями Зарубежной Церкви, представляли ее, в соответствии с ее официальным декларациям и заявлениям, хранительницей чистоты Христова учения.

Между тем, произошло неизбежное: появились люди, осознавшие глубину растления в церковном устроении Московской Патриархии, почувствовавшие, что язва отступничества не может быть уврачевана «изнутри»*.

* Этого до сих пор не могут сделать «ревнители», находящиеся в недрах МП. Ибо если епископ отступил от Православия, то «ревновать о Истине» и клирику, и мiрянину, в соответствии с церковными канонами возможно лишь одним способом - отделившись от лжепастыря. Ведь и Спаситель признаком Своих овец назвал то, что они не только не слушают чуждаго гласа, но и бежат от него (Ин. 10, 5). Церковь - не политическая партия, где возможны борьба и оппозиция по базовым установкам. Но, как говорил Священномученик Игнатий Богоносец: «Где Епископ - там Церковь». Невозможно иметь иную веру, нежели твой епископ - и считать его своим епископом. Нельзя считать совершаемые именем епископа-еретика, т. е. по его (еретической) вере таинства - дарами Духа Святаго, Духа Истины! Это полная экклесиологическая шизофрения - расщепление церковного сознания!

Спасение посреди русской земли

Как мы видели, к концу 80-х годов православные по своим убеждениям люди могли находиться: 1. Московской Патриархии (в силу незнания большинством членов МП правды о ее истинном лице); 2. в постепенно скользящей к отступлению, но формально еще исповедующей Православие Зарубежной Церкви; 3. в Церкви Катакомбной, после войны из-за лютых гонений лишившейся архиерейского возглавления.

И только тогда начали сбываться пророческие слова, сказанные в 1933 году Священномучеником Нектарием Яранским:

Я еще при самом своем разрыве с митрополитом Сергием в феврале 1928 года предвидел, что наша борьба с сергианством, хоть и является борьбой за правду Христову, будет долго бессильной и внешне почти безуспешной. Из истории Церкви Христовой видно, что почти все борцы за правду Христову погибали в борьбе, и что только после их смерти торжествовало то дело Божие, за которое они боролись. Так будет и в нашей борьбе с сергианством».

Историческую задачу преодоления сергианства и соединения осколков Российского церковного корабля Господь возложил на Суздальского архимандрита Валентина (Русанцова) и его сподвижников. Цареконстантиновский приход, где настоятелем был о. Валентин, осознав антихристианскую сущность Московской Патриархии, понял, что она является послушным орудием в руках КГБ и стал первым в Советском Союзе открытым приходом Русской Зарубежной Церкви.

Это произошло в апреле 1990 года, а в феврале 1991 года в Брюсселе архимандрит Валентин был рукоположен во епископа Суздальского и Владимiрского иерархами РПЦЗ. На русской земле появился первый легальный православный епископ. К возглавляемой им Суздальской епархии стали присоединяться как верующие из МП, так и катакомбные православные...

***

Для РПЦЗ наступил критический момент. По своему статусу она была временным церковным образованием, самоуправляющимся на основании Постановлении № 362 до тех пор, пока в России не станет возможным открытое существование истинной (в отличии от псевдоцеркви МП) Православной Церкви. Теперь священноначалию РПЦЗ надлежало или самому вернуться в Россию и там служить делу церковного возрождения, или признать себя зарубежной частью Единой Российской Церкви с центром, естественно, в России. К сожалению, наши зарубежные собратья поступили подобно евангельским виноградарям, не пожелавшим уступить виноградник законному наследнику (Мф. 21, 33-43). Последовал ряд провокаций, поставивших под сомнение саму возможность существования Российских приходов, на епископа Валентина возводились всевозможные клеветы. Действуя этими испытанными методами, спецслужбы, имеющие своих агентов по всему мiру, «сбили» начавшийся очень активно в начале 90-х годов процесс возрождения подлинной Церкви.

Сохранить возрождающуюся Российскую Церковь можно было лишь перейдя на самоуправление; каноническим основанием для этого перехода являлось вышеупомянутое Постановление № 362. И в 1994 году в Суздале было образовано самостоятельное Временное Высшее Церковное Управление. К этому времени в Российской Церкви были, кроме Владыки Валентина, уже и другие епископы. На это Синод РПЦЗ ответил прещениями и новой клеветой, поступая точь-в-точь, как в свое время митрополит Сергий с истинно-православными епископами. Положение РПЦЗ было ярко охарактеризовано в 1994 Епископом Григорием в Докладе Митрополиту Виталию.

Очень давно уже, собственно с первых дней возглавления Вами нашей Зарубежной Церкви, я с большим беспокойством и сердечной тревогой следил за тем, как быстро стала она скользить в пропасть административного развала и канонического хаоса....
Что касается дел в России, то Вы и сами знаете, сколько докладов я сделал по этому вопросу, ни разу не получив на них никакой реакции...
... мы довели дело возможного возрождения Церкви в России до самого нежелательного конца. Гонимые завистью и злобой, некоторые наши Преосвященные оказали влияние на весь курс нашей церковной политики в России. Вследствие этого наш Синод не понял смысла миссии нашего существования заграницей... мы сделали все возможное для того, чтобы вынудить Российских Преосвященных отделиться от нас административно... Видя канонический хаос, вызванный в их епархиях Епископом Варнавой и молчаливое попустительство в отношении к нему Синода, Российские Архиереи пришли к заключению, что иного способа не губить всего дела нет, кроме как им руководствоваться патриаршим Постановлением за № 362....
Если наш Синод сейчас не оценит правильно происшедшего исторического момента, то и так уже бесконечно подорванный его престиж (особенно в России)
- будет окончательно и бесповоротно погублен. Все годы существования Зарубежной Церкви мы пользовались уважением и славой ни за что иное, как за бескомпромиссную верность канонам. Нас ненавидели, но не смели не уважать. Теперь же мы показали всему православному мiру, что каноны для нас пустой звук, и мы стали посмешищем в глазах всех, кто только имеет отношение к церковным вопросам... Я был свидетелем и участником славного периода жизни Зарубежной Церкви, а теперь с болью смотрю на то, что считаю уже ее бесславным концом... Не допустите же, Владыко, чтобы Ваше имя в истории Русской Церкви было связано не с продолжением мирного строительства церковной жизни, а с резким и позорным ее разрушением и в России, и Заграницей.»

Епископ Григорий (гр. Граббе). Письма. М. 1998, сс. 119-125. Епископ Григорий род. в 1902 г. В мiру - граф Юрий Павлович Граббе, был старейшим епископом и многолетним управляющим делами  Синода РПЦЗ, сподвижником ее первооснователя Митрополит Антония и его преемников, Митрополитов Анастасия и Филарета. В мае 1995 года посетил Россию, Суздаль, где воочию видел и духовно радовался осуществлению дела всей своей жизни: возрождение в России Православной Церкви. Почил о Господе 7 октября того же года.

Увы, к словам Святителя Григория не прислушались, и «бесславный конец» РПЦЗ завершился осенью 2000 года полной капитуляцией перед Московской Патриархией

Сегодня, по милости Божией, на нашей земле существует Российская Православная Церковь (РПЦ), которая является прямой преемницей «тихоновской» Церкви. Она объединяет тех, кто исповедует, что Православная вера, Святоотеческое Предание есть бесценный бисер (Мф. 7, 45-46), «покупаемый» ценой всей человеческой жизни и не идет на компромиссы с духом века сего.

Приходы и монастыри РПЦ находятся как в России, так и за рубежом. Возглавляется она Синодом из девяти епископов, первоиерархом ее является Архиепископ Суздальский и Владимiрский Валентин. Так промыслительно замыкается круг истории Православной Церкви на Руси: начавшись «посреди ея», на древней владимiро-суздальской земле, здесь она процветает посреди мрака лжи и отступления в наши последние времена...

P. S.

Дорогие друзья! Закончить это столь пространное письмо хочу словами Богодухновенного Святителя Игнатия и Новомученика Михаила Ивановича Новоселова:
Конечно, в ереси Вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть единственно потому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отверг­нут и похулен Дух Святый - только! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульст­во не разбойничает, не крадет, даже делает добрыя дела естества падшаго - он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!... Вся причина последняго Вашего недоумения, так, как и всех прочих, - глубокое незнание христианства! Не думайте, что такое незнание - маловажный недостаток! Нет! его следствия могут быть гибельными, особливо ныне, когда ходят в обществе безчисленныя книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истиннаго христианскаго учения, как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется! И те недоумения, которыя Вы изобразили в письме Вашем, - уже страшные наветники Вашего спасения. Их сущность - отречение от Христа! - Не играйте Вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать.

... мысль моя переходит к словам, которые Господь изрекает Ангелу Церкви Филадельфийской. Эта Церковь немногочисленна: «Ты немного имеешь силы», - говорит Господь Ангелу этой Церкви и ублажает его следующими словами: «Ты сохранил слово Мое и не отрекся имени Моего» (Откр. 3, 8). За эту верность Господь далее обещает привлечь к ногам Церкви Филадельфийской богоборных иудеев (Откр. 3, 9) и сохранить ее «от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3, 10).


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное