Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 47. (Основной)
18/31 марта 2001

Содержание

Жития Святых
Владимир Мосс. Святой Великомученик Эдуард, король Англии 


Здравствуйте!

Сегодня выпуск нашей рассылки довольно короткий и посвящен одной теме, логически продолжающей выпуск вчерашний - западные, точнее британские святые. Сегодня день памяти  святого Короля-Мученика Эдуарда, великого чудотворца, и в память об этом событии мы размещаем работу д-ра. Владимира Мосса, трудам которого Российская Церковь самым непосредственным образом обязана приобретением мощей святого и его прославлением и внесением в наши месяцесловы.
Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы
открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com  
Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.

18.03.2001
Св. Вмч. Эдуарда, короля Английского
Ваш,
Егор Холмогоров


ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Владимир Мосс
Святой Великомученик Эдуард, Король Англии

Святой Король-Мученик Эдуард родился в 959 г. и был сыном английского короля Эдгара Миролюбивого и его первой жены королевы Этельфледы, которая умерла вскоре после рождения сына (в 963 или 964 г.). Еще до рождения святого его отцу приснился сон, о котором он рассказал своей матери, аббатиссе св. Элгиве, известной своим пророческим даром и чудотворением. Она истолковала его сон так: "После твоей смерти Божия Церковь подвергнется нападению. У тебя родятся два сына. Сторонники младшего сына убьют старшего. Младший сын будет царствовать на земле, старший - на небесах". 

Король Эдгар был помазан на царство дважды, подобно Давиду: первый раз в 960, когда он взошел на английский престол, второй раз - в 973, когда его королевство расширилось в северном направлении и он был провозглашен императором Британии, получив подношения от восьми правителей кельтов и викингов. Между этими двумя событиями он женился вторично и у него родился второй сын - Этельред. Эдгар умер в 975 г., а в 1052 его останки были обретены нетленными.

После его смерти сторонники Этелреда, особенно его мать, стали требовать коронации младшего сына на том основании, что при рождении Эдуарда его отец еще не был коронованным королем и что мать Эдуарда вообще никогда не была коронована, в то время как Этелред был "порфирородным" сыном двух коронованных родителей. Сор завершился тем, что Архиепископ Кентерберийский св. Данстан решительно помазал на царство св. Эдуарда. 

Согласно источникам св. Эдуард "был юношей большой набожности и примерного поведения. Он был истинно православным, вел праведную и святую жизнь. Он любил Бога и Церковь превыше всего на свете. Он был благодетелем для бедных, убежищем для праведников, защитником Христовой Веры и человеком исполненным всех добродетелей".

Вступив на престол молодой король тотчас же столкнулся с трудностями. В стране свирепствовал голод. Сначала на западе, а потом на востоке государства начались нападения на святые монастыри по наущению одного аристократа по имени Элфер. Многие из монастырей, основанных королем Эдгаром были разрушены, а монахи обращены в бегство. В результате, по письменному свидетельству монаха-очевидца: "в королевстве началась смута, волнения охватили епископов и знать, монахи тряслись от ужаса, людьми овладел страх. Женатое духовенство обрадовалось, что пришло его время. Аббатов и монахов изгоняли из монастырей, а на их место водворялись священники с женами". 

Причина волнений была в том, что при предыдущем короле женатое духовенство было изгнано из монастырей, в которых оно незаконно проживало, а места монастырских священников заняли настоящие монахи. Теперь женатые священники хотели возвратиться в монастыри, на доходные места, а знать хотел заполучить монастырские земли, которыми наделил обители Эдгар. 

Еще при Эдгаре этот вопрос обсуждался на соборе и когда кто-то предложил возвратить белое духовенство в монастыри, то из креста на стене послышался голос: "Не делайте этого! Вы поступили правильно - не отступайте от своего решения!". Несмотря на это борьба продолжалась и в начале правления Эдуарда поднялся мятеж. Однако св. Эдуард и св. Данстан твердо стояли на своем в обсуждениях на тех собраниях, где присутствовали иерархи Церкви и государственные сановники. На одном из соборов, состоявшемся в Киртлингтоне (графство Оксфордшир) после Пасхи 977 г. обстановка была столь накалена, что епископ, бывший учителем короля не вынес потрясения и скончался пряма во время заседания.

На соборе в Калне (графство Уилтшир), когда белые священники возобновили свои жалобы, св. Данстан сказал: "Теперь, когда я состарился, вы решили вспомнить старые обиды. Я не сдаюсь и пусть Высший Судия решит дело своей Церкви". Когда он произнес эти слова, здание сотряслось, пол комнаты верхнего этажа, в которой проходило собрание, рухнул и враги Церкви провалились вниз и были раздавлены обломками. На месте осталась только балка, на которой стоял стул архиепископа. 

Во время всей этой смуты король Эдуард встал на защиту Церкви и монастырей. Поэтому часть знати решила устранить его с престола и поставить на его место более податливого младшего брата. Такая возможность представилась им 18 марта 979 г. 

В тот день король охотился с собаками в сопровождении всадников возле города Уорхэм в графстве Дорсет. Он решил увидеться с братом, который воспитывался в доме своей матери в Корфском замке неподалеку от Уорхэма. Эдуард взял с собой небольшую свиту, но в какой-то момент все они, как будто решив подшутить над королем, внезапно бросились в рассыпную, оставив его в одиночестве. 

Когда мать Этелреда, королева Этелдрита узнал от слуг о приезде короля, она приветливо вышла к нему навстречу, стараясь не выдать своим видом злодейского замысла. Королева пригласила Эдуарда в дом, но тот сказал, что хочет только поговорить с братом. Тогда Этелдрита предложила гостю выпить вина. Король согласился и в этот момент кто-то из окружения королевы подошел к нему и поцеловал его, подобно Иуде. И едва король пригубил вино поцеловавший его придворный бросился вперед и вонзил в него нож. Король соскользнул с седла, одна его нога застряла в стремени, и конь тащил его по земле, пока бездыханное тело не осталось лежать в ручье у подножья горы, на которой стоит Корфский замок.

Королева приказала подобрать тело и спрятать его в бывшей неподалеку лачуге. Слуги взяли тело Эдуарда за ноги и бесцеремонно швырнули его туда, прикрыв сверху нищенскими лохмотьями. В этой лачуге жила на содержании у королевы слепорожденная женщина. Ночью, когда она была одна со святым телом, все помещение вдруг наполнилось светом. "Господи помилуй!", воскликнула бедная женщина, получившая чудесным образом зрение. Приподняв лохмотья она обнаружила тело святого короля. На месте, где произошло это чудо, теперь стоит церковь Св. Эдуарда в Корфе. Ручей, в котором лежало тело короля, приобрел целебные свойства. Многие паломники, промывшие глаза водой из этого ручья, прозрели или стали лучше видеть. Известны два таких случая уже в наше время.

На следующее утро, когда королева узнала о свершившемся чуде, она испугалась и решила спрятать тело. Она приказала слугам отвезти его на болото и закопать, после чего запретила кому-либо оплакивать смерть короля или даже упоминать о ней. Затем она уехала в свой особняк в Бэр, в десяти милях от Корфа.  Этельред сильно горевал о брате и не переставал рыдать. В конце концов его мать рассердилась и стала безпощадно бить его свечами, пытаясь таким образом заставить его замолчать. Говорят, что потом Этельред настолько ненавидел свечи, что не позволял зажигать их в его присутствии.

Св. Данстан, узнавши о смерти своего любимого духовного сына глубоко опечалился. Во время коронации нового короля в Кингстоне архиепископ предрек большое горе во время его правления. Уже много после смерти св. Данстана в 988 г. пророчество сбылось: в 1016 датские язычники после двадцати лет кровопролитной войны завоевали страну.

Англосаксонская летопись свидетельствует об ужасе, охватившем православных англичан: "Более страшного поступка не совершалось еще в Британии. Люди убили его, но Бог возвеличил; при жизни он был королем на земле, а после смерти стал небесным святым. Его земные родственники не отомстили за него, но Бог сполна воздал за его смерть. Убийцы хотели стереть память о нем с лица земли, но Бог распространил его славу за пределы страны, на небеса и по всей земле. Те, кто отказывался почитать его при жизни, смиренно преклоняют колена пред его останками. Теперь мы видим, что мудрость, замыслы и планы людей - ничто, по сравнению с Божиим промыслом". 

По прошествии года Богу было угодно явить людям небесную славу короля-мученика. Над местом, где было спрятано его тело, появился огненный столп осветивший все вокруг. Увидевшие его благочестивые жители Уорехама собрались на этом месте и откопали тело короля. Из земли тут же забил прозрачный источник сладкой целебной воды. В сопровождении огромной скорбящей толпы тело было перенесено в церковь Пресвятой Богородицы в Уорехаме и похоронено в восточной ее части. Это первое перенесение святых мощей состоялось 13 февраля 980 г. 

Обман и предательство королевы стали известны всей стране; слава невинно погибшего короля продолжала расти, и многие знамения и чудеса свидетельствовали о его святости. Сам Элфер, раскаявшись в разрушении монастырей и противостоянии королю, решил перенести его тело в более подобающее место. Он пригласил на эту церемонию епископов и аббатов, а так же аббатиссу Уилгонского монастыря Уилфриду и уилгонских монахинь, в числе которых была св. Эдит - сестра короля-мученика. Кроме них в Уорехаме собралось большое число жителей Дорсета. Когда могила короля была прилюдно вскрыта, святое тело оказалось в полной сохранности. Видя это св. Данстан и другие епископы стали вместе со всем народом возносить хвалы Богу, а св. Эдит подбежала к телу брата и обняла его со слезами радости и печали. Затем тело было поднято на носилки и в сопровождении многочисленной процессии священников и прихожан перенесено в Шефтсбери, в женский монастырь, основанный в IX веке Альфредом Великим в честь Пресвятой Богородицы. Процессия выступила из Уорехама 13 февраля 981 г. и прибыла в Шефтсбери через семь дней 20 февраля. Монахини с почестями приняли тело и похоронили его в северной части алтаря. По пути из Уорехама в Шефтсбери к носилкам с телом короля пднесли двух парализованных, которые были едва способны передвигаться на четвереньках. Когда носилки опустили до уровня этих страдальцев, они на глазах у всех полностью выздоровели.

Узнав о совершаемых святым чудесах королева Этелредита раскаялась в содеянном и решила совершить паломничество к мощам и попросить о прощении. Она направилась в Шефтсбери со своими слугами, но по пути ее лошадь внезапно остановилась и отказалась идти вперед, несмотря на удары плетью и угрозы. Королева поняла, что ее не пускают дальше ее грехи. Тогда она соскочила с лошади и попыталась продолжить свой путь пешком, но ей по прежнему не удалось сдвинуться с места. Впоследствии, горько раскаиваясь в своих грехах, королева удалилась в Уэрвеллский монастырь, где она "на протяжении многих лет надевала на свое холеное тело власяницу, спала на земле без подушки и всячески умерщвляла плоть". 

В течении двадцати лет, после перенесения мощей св. Эдуарда в Шефтсбери, произошло множество чудес, связанных с именем святого короля мученика. Одна женщина, жившая в отдаленной части Англии, с трудом могла передвигаться и ежедневно произносила четыре молитвы о выздоровлении. Однажды св. Эдуард явился ей во сне и сказал: "Утром сразу же отправляйся к моей могиле и ты получишь там новые башмаки, в которых тебе будет легче ходить". Проснувшись рано утром, женщина рассказала о своем сне соседке, но та, не поверив в видение, приписала его воображению. Поэтому женщина ослушалась святого, но он явился ей во второй раз со словами: "Почему ты ослушалась меня и так пренебрегла своим здоровьем? Отправляйся к моей могиле, и ты получишь желаемое". Она собралась с духом и спросила: "Кто ты, господин? Где мне найти твою могилу? ". Он ответил: "Я - король Эдуард, павший недавно от руки убийцы и похороненный в Шефтсбери, в церкви Пресвятой Богородицы".  Ранним утром женщина обдумала увиденное во сне, собралась в дорогу и отправилась в монастырь. Принеся смиренные молитвы Богу и св. Эдуарду, она выздоровела.

У могилы короля-мученика продолжали совершаться чудеса, и в 1001 г. его брат король Этелред, пожаловал город Брадфорд-на-Эйвоне "Христу и Его святому, моему убиенному брату Эдуарду, которого сам господь соблаговолил наделить многими знаками величия". Примерно в это же время могила святого начала приподниматься из земли, свидетельствуя о его желании, чтобы мощи были извлечены из могилы. В подтверждение этого желания святой явился монаху со словами: "Отправляйся в знаменитый монастырь в Шефтсбери и передай мое повеление монахине Этелфреде, на попечении которой находятся остальные сестры. Скажи ей, что я не хочу больше оставаться на своем нынешнем месте и попроси ее немедленно передать это моему брату". Проснувшись и осознав божественное видение монах отправился к аббатиссе и пересказал ей видение. Аббатисса возблагодарила Бога и поставила в известность короля Этелреда. Король исполнился радости и хотел сам присутствовать при перенесении мощей, но не смог этого сделать из-за датского вторжения, и тогда он послал гонцов в Шерборн и Дорчестер-на-Темзе к святым епископам Уилсину и Элфсину, а также к другим праведникам, повелев им вскрыть могилу брата и перенести его мощи. Они с радостью при большом стечении народа вскрыли могилу и из нее распространился такой запах, что всем присутствующим показалось, что они находятся в райских кущах. Святые епископы вынули святые мощи и поместили их в приготовленную раку, которая была затем торжественно помещена рядом с мощами других святых. Это перенесение мощей Св. Эдуарда состоялось 20 инюня 1001 г. 

Св. Эдуард был канонизирован постановлением Всеанглийского собора 1008 г., состоявшегося под председательством св. Алфега, епископа Кентерберийского (убитого датчанами в 1012). Король Этелред постановил, что три праздника св. Эдуарда (18 марта, 13 февраля и 20 июня) должны отмечаться по всей Англии. Церковь, в которой были помещены мощи святого были переименован в церковь Богородицы и Св. Эдуарда; часть города, в которой она находилась также была названа именем святого. Это название сохранялось на протяжении всех средних веков и город стал вновь называться Шефтсбери только после протестантской реформации.

На могиле св. Эдуарда продолжали совершаться чудеса. Одно из них произошло во время правления его племянника, короля Эдуарда Исповедника (1042-1066). Человек по имени Джон, живший на северо-востоке Франции был настолько согнут от болезни, что его пятки касались поясницы и он не мог выпрямиться. Однажды ночью ему было видение, в котором ему было велено отправиться в Англию, к могиле св. Эдуарда, где к нему вернется здоровье. Больной рассказал об этом видении своим родственникам и соседям и с их помощью ему удалось пересечь Ла-Манш и после многих плутаний добраться до монастыря. Он провел там некоторое время в молитвах, после чего выздоровел и остался служить при монастыре до конца жизни. Вскоре произошло еще одно чудо: прокаженный исцелился в результате молитв и всенощных бдений на могиле святого. Другой человек, закованный в тяжелые цепи за свои грехи, внезапно освободился от них после истовой молитвы св. Эдуарду. Однажды в монастыре пребывал епископ Солсбери Герман, с которым был слепой. В отсутствии епископа этот человек решил помолиться на могиле, куда его провел мальчик поводырь. Слепой молился до вечера, и когда служители попросили его покинуть церковь, он попросил разрешения остаться, уповая на милость Бога и св. Эдуарда. Служители позволили ему остаться из уважения к его вере, но велели мальчику вернуться в свою комнату. По прошествии некоторого времени святого охватил сперва сильный холод, а потом сильный жар, после чего к нему вернулось зрение. Наутро некоторые отказывались поверить в чудо, но после подтверждения свидетеля, что этот человек давно уже был слепым, все стали возносить хвалу Богу. 

Одним из чудес, связанных с мощами св. Эдуарда было постоянное трепетание его нетленного легкого. Известно, что оно продолжало трепетать даже в XII веке. В 1904 г. под небольшой мраморной плитой перед главным престолом был обнаружен стеклянный сосуд XI века, внутри которого находился "сморщенный предмет, напоминающий орех". Эту вазу до сиих пор можно увидеть в винчестерском соборе, но ее содержимое - легкое св. Эдуарда... выбросили. 

В 1931 г. г-н. Вилсон-Клэридж обнаружил в северном трансепте аббатства Шефтсбери свинцовую шкатулку с костями. Археологические данные свидетельствовали о том, что это действительно мощи святого, но он решил проконсультироваться у профессионального остеолога д-ра. Стоэулла. В длинном отчете, опубликованном в журнале "Криминалист" д-р. Стоуэлл сделал заключение, что кости принадлежат мужчине в возрасте около 20 лет, что этот человек был саксонского, а не кельтского происхождения, что некоторые части скелета отсутствуют (известно, что часть мощей была перенесена в Леоминистер и Абингдон в 1008 г.) и что некоторые кости повреждены. Характер повреждений согласуется с перегибанием тела назад через луку седла и с застреванием ноги в стремени. На основании всех этих свидетельств д-р. Стоуэлл пришел к выводу, что находка действительно является костями св. короля Эдуарда. 

Клэридж искал достойное место для хранения мощей и не принял предложения сделанные католиками и англиканами. В 1976 двое прихожан православной церкви св. Михаила в г. Гилфорде, графство Суррэй, связались с Втлсоном-Клэриджем. В ответ на предложение православных предоставить православному королю Англии вечное упокоение Клэридж решил передать мощи Русской Православной Церкви Заграницей, к которой они принадлежали. Незадолго до передачи на мощи диавол воздвиг искушение - сперва в другом отчете (размером в две страницы) выводы д-ра Стоуэлла были оспорены. Затем брат Вильсона-Клэриджа обратился в верховный суд за запретом на передачу мощей Русской Церкви. В этом его поддержали даже некоторые члены РПЦЗ, утверждавшие, что ему принадлежит половина прав (!!!) на мощи. Жители Шефтсбери требовали оставить мощи в их городе. Одновременно один из иерархов РПЦЗ архиепископ Марк Берлинский (ныне один из лидеров пропатриархийной группировки в РПЦЗ) поднял вопрос о том, что св. Эдуарда нельзя считать святым, поскольку в то время в Англии была распространена ересь filioque. Однако Синод принял решение в пользу почитания св. Эдурда, а сомневающийся "согласился с этим решением после ознакомления с историческим данными, собранными Преосвященным Епископом Григорием, который приводит список имен западных святых того периода, давно включаемых в наши месяцесловы (Св. Людмила, Св. Вячеслав Чешский)". По мнению современных исследователей сейчас трудно говорить о том, насколько широко распространено было в Англии филиокве и уж во всяком случае нет данных, что тогда и там оно понималось в еретическом смысле. 3 (16) сентября 1984 г. они были переданы представителю Синода РПЦЗ Еп. Григорию (Граббе). Однако затем началось долгое судебное разбирательство, на протяжении которого мощи хранились в банковском сейфе. В какой-то момент генпрокурор принял решение о том, что законным владельцем мощей является английская королева, затем он изменил свою точку зрения, но продолжал настаивать на том, что мощи должны находиться под особо надежной охраной. Наконец, 18 (31) марта, в главный праздник св. Эдуарда дело было прекращено и мощи были возвращены Церкви. Мощи хранятся в красивой раке в православной церкви св. Эдуарда в Бруквуде, неподалеку от Гилфорда.  

Чудеса, связанные со св. Эдуардом продолжают совершаться и по сей день. Так, английская православная С.П. пишет: "Я была счастлива, когда вновь забеременела, но к сожалению я заболела редкой болезнью - токсоплазмозом. Врачи посоветовали мне сделать аборт. Но будучи православной христианкой я категорически отказалась это сделать. Они угрожали мне, что у меня родится ребенок без рук и ног. Я решила уповать на Бога. На шестом месяце я пришла на обследование в поликлинику, на этот раз мне сказали, что руки и ноги ребенка выглядят нормально, но ребенок будет слепым. В это время мне попалась брошюра "Документированные чудеса св. великомученика Эдуада". Я всегда любила икону св. Эдуарда, и когда я узнала, что его первым чудом было исцеление слепой женщины, я твердо решила назвать своего сына Эдвардом. Мы настояли на этом имени вопреки нашему архиепископу (все тому же Марку), который не признавал этого святого и пытался убедить моего мужа выбрать другое имя. Когда двард родился, он оказался зрячим, жизнерадостным и совершенно нормальным, сильным и здоровым ребенком! Можете представить себе нашу радость! Врачи были удивлены и немного пристыжены, но они показали нам с мужем пуповину и плаценту. Мы были поражены, когда увидели, что верхняя половину пуповины совершенно почернела от инфекции, почернение остановилось ровно посредине. Я так благодарна Богу и св. Эдуарду. Господь воистину славен своими святыми!"


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное