Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 51. (Основной)
23 марта / 5 апреля 2001 

Содержание

Беседы об Истинном Православии
Архиеп. Аверкий. Сущность евангельского учения - Любовь

Церковные Новости
Архиерейский Синод РПАЦ напоминает о целях миссионерской деятельности в Интернете и ответственности за нее

Обзоры
Бюллетень "Церковные Новости" № 1. 2000 (окончание обзора)

Церковная публицистика
Егор Холмогоров. Суздальский "вызов"

Святые Новомученики Российские
Новомученица Мария Гатчинская

Духовное слово св. Николая Сербского
Учащемуся юноше о значении слов: "Поступайте осторожно... дорожа временем, потому что дни лукавы"

Новое в Интернете
Новое на странице "Златоуст"


Здравствуйте!
В связи с появлением в Интернете сразу нескольких страниц, которые заявляют себя посвященными Российской Правславной Церкви и находящимися на церковной позиции Архиерейского Синода и Первоиерарха Митрополита Валентина, причем на некоторых из этих страниц развернута критика своих собратьев и коллег (публикация "открытых писем", обвинений и. т. д.), Архиерейский Синод обнародовал напоминание создателям таких электронных ресурсов о том на что было дано им благословение, о ом, что за все публикации несут ответственность  только создатели этих ресурсов, но никак не РПАЦ в целом, ни Синод, ни Первоиерарх и предостережение от пренебрегающей духом любви и евангельской Истины раздорнической деятельности.
Данное извещение было вызвано странным и служащим к соблазну многих  поступком одного из членов РПАЦ, недавно создавшим в интернете свою страницу. Сперва он скопировал к себе интернет-конференцию с другого сайта, посвященного РПАЦ - в точности повторив название и дизайн, затем опубликовал некое "открытое письмо" к редактору этого сайта с совершенно несправедливыми нападками на него, в материалах своего сайта объявил того отлученным от Церкви и не имеющим права выступать в ее защиту и от ее имени, наконец объявил того виновным в хакерской атаке на свой сайт (к тому же устроенной едва ли не спецслужбами), ссылаясь при этом на выводы никогда не существовавшего и не собиравшегося собрания, в которое, непонятно зачем, записал не принимавшего в нем участия маститого протоиерея. Все это не может не служить серьезным соблазном, который, к сожалению, иногда вносят в церковные дела люди не вполне уравновешенные и рассматривающие информационно-просветительскую работу не как служение, а как средство реализации собственных амбиций. 
Поскольку некоторые  события происходили уже после обнародования извещения Архиерейского Синода РПАЦ, можно предположить, что ему не вняли. Наша редакция просит никого из читателей и пользователей интернета не смущаться происходящим, списав многое на весну и обычные великопостные искушения, однако помнить, что
1. Любые заявления от имени всей РПАЦ уполномочены делать только Синод РПАЦ и ее Первоиерарх - письменно
2. Любые ссылки на мнение тех или иных священников и вообще членов РПАЦ возможно принимать только тогда, когда они сделаны ими самими и от первого лица.
3. Благословение на те или иные интернет-проекты дается принципиально, на основании заявленной их создателями программы, а никак не на конкретные действия тех или иных web-мастеров, которые могут быть совершенно неадекватными и никак не могущими быть одобренными церковной властью
4. Клеветники запутываясь во лжи и умножая ее сами навлекают на себя Божественный Суд и им остается только посочувствовать, не принимая всерьез их действия, вне зависимости от того, являются ли они действиями провокаторов, или же просто людей неуравновешенных...

Мы, в нашей рассылке, по мере сил своих, стараемся придерживаться этих принципов и правил. 

Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com  
Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
23.03.2001
Новомученицы Марии Гатчинской
Ваш,
Егор Холмогоров


БЕСЕДЫ ОБ ИСТИННОМ ПРАВОСЛАВИИИ

Архиепископ Аверкий
СУЩНОСТЬ ЕВАНГЕЛЬСКОГО УЧЕНИЯ - ЛЮБОВЬ

Как засвидетельствовал Сам Господь наш Иисус Христос, в ответ на вопрос  иудейского законника: "Кая заповедь большая в законе?", все евангельское учение сводится в сущности к двум основным заповедям: "Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят" (Мф. 22, 37-40).

Итак, основой всего евангельского учения - солью его, является любовь: на первом месте - любовь к Богу, на втором - любовь к ближнему. 

Христианство это любовь; где нет любви, где господствуют страсти злобы и ненависти, там нет христианства и в помине, хотя может быть вывеска его, как это иногда бывает в жизни, особенно - в современной, исполненной всякой лжи, притворства и лицемерия.

О, как трудно в наше время говорить о любви! Слово "любовь", правда, еще не изгнано совсем из жизни, но что под ним понимается: или нечистая плотская  "любовь", весьма легко переходящая в ненависть, чем и доказывается отсутствие настоящей любви в этой так называемой "любви" - или притворная "любовь" - "любовь" только на словах, лишенная дел любви, чем доказывается ее неискренность, - под которой скрываются совсем недобрые цели, весьма далекие от любви истинной.

И современный мир, глубоко погрузившийся в бездну зол, погибает именно из-за отсутствия в нем настоящей любви.  И будем помнить: у кого нет настоящей любви к Богу и ближним, тот и не христианин, хотя бы и назывался таковым.

Но заметим: на первое место Христос-Спаситель ставит любовь к Богу. Это есть "первая и большая заповедь". Напрасно поэтому в маловерных и полубезбожных кругах современного общества готовы считать и признавать "истинными христианами" людей, хотя и не верующих, как они говорят в Бога, но делающих будто бы добро ближним и ведущих нравственно-похвальный образ жизни. Делать внешне-видимое добро ближним и вести наружно нравственный образ жизни - это еще не христианство. Какое же это "христианство", когда Сам Христос учил, что первая и большая заповедь - это любовь к Богу, а следовательно, прежде всего вера в Бога, ибо нельзя и любить Того, существования Которого не признаешь. Итак: без любви к Богу нет христианства!

Мало того: без любви к Богу, а следовательно, без веры в Него, невозможны никакие истинно-добрые дела, невозможен истинно-нравственный образ жизни. И это потому, что, со времени грехопадения наших прародителей - Адама и Евы, естественный человек, не возрожденный Благодатию Божией через веру, - есть существо до крайней степени нравственно испорченное, эгоистическое, своекорыстное, самолюбивое, а где царит эгоизм и своекорыстие, там какая может быть любовь к ближним? Там может быть только лкукавая разсчетливость и искание своей выгоды - ничего более!

И если мы присмотримся внимательно к жизни и поступкам такого будто бы добродетельного, но безрелигиозного  человека, то увидим одно из двух: либо добродетели его грошь цена, так как все добре дела свои он делает только напоказ, ради славы людской или ради каких-нибудь своекорыстных эгоистических целей, либо не так уж безрелигиозен он и безверен, а только притворяется или кажется таковым, имея в душе, хотя бы подсознательно, веру в Бога. Вообще говоря - чистая нелепость, будто бы можно быть истинно-добродетельным без веры в Бога и любви к Нему!

Ради чего человек будет стеснять и ограничивать себя и свои эгоистические стремления, если Бога нет? Не лучше ли тогда жить просто в свое удовольствие, не обращая внимания на ближних, не думая о них и нисколько не считаясь с ними и с их желаниями и интересами? Единственным побуждением что-то доброе делать для ближних может быть только желание, чтобы тебя уважали и чтобы тебе было также хорошо. Но это побуждение и есть ведь чисто-эгоистическое: это уже не христианская добродетель, которая вполне безкорыстна и творится только во имя чистой и искренней любви вплоть до самоотверженности и самозабвения.

Совсем другое дело, когда человек, веруя в Бога и искренне любя Бога, любит и своих ближних, творит добре дела и ведет не показной, а действительно-нравственный образ жизни! Как не любить искренно своих ближних и не стараться благодетельствовать им, если они - такие же чада  одного Отца нашего Небесного, как и мы? Если они - мои братья  и сестры? Если я люблю Бога как посмею я оскорбить его неповиновением Ему и нарушением Его заповедей?

Значит, если мы любим Бога, то будем вести и тот добродетельный, нравственный образ жизни, какого Он от нас ждет и требует! Но Он не только этого от нас требует, а и сам дает нам силы для исполнения - всесильную Благодать Свою, которая перерождает наши души  и делает нас способными творить добрые дела и исполнять заповеди Божии. Без благодати Божией, без возрождения ею, мы - ничто: все равно, что испорченная машина, негодный для работы аппарат. Благодать Божия исправляет все наши недостатки, восполняет наши недочеты, приводит в должный прядок наши силы и способности и дает необходимую энергию и ревность к деланию евангельского добра - к осуществлению в жизни двух главных заповедей: о любви к Богу и о любви к ближним.

Итак, без веры в Бога и любви к Нему невозможна вообще никакая подлинно-добродетельная жизнь, невозможно никакое действительное добро. Нужно сначала научиться любить Бога, чтобы полюбить и ближнего - не своекорыстной, лицемерно-эгоистической, а подлинной, истинно-христианской, самоотверженной, разумной и осмысленной любовью.

Но в чем заключается и в чем выражается любовь к Богу?

Кого мы действительно (а не на словах только!) любим, тому стараемся делать все, что ему приятно, и стараемся избегать всего того, что его огорчает. Богу приятнее всего видеть нас праведниками, а более всего огорчают его наши грехи. Значит, если мы на самом деле любим Бога, мы будем всей душой стремиться вести праведную жизнь, избегать грехов, особенно тяжких...

Кто кого искренне любит, тот желал бы никогда не разлучаться с любимым. Если мы действительно любим Бога, мы никогда не пожелаем разлучаться с Ним, стремясь всегда находиться с Ним в постоянном общении через молитву. Значит, для искренно любящего Бога - самая высшая радость, самое высокое наслаждение это молитва и, особенно, молитвенное пребывание в храме Божием, ибо в храме наиболее ярко ощущается присутствие Божие. 

Когда мы кого-нибудь любим, мы все, что ни делаем, делаем так, как если бы мы находились на глазах у любимого, в его присутствии. Так если мы действительно любим Бога, мы никогда не можем забыть о Нем, о том, что Он постоянно взирает на нас Своими Божественными очами, притом всевидящими - но куда бы мы ни шли, что бы мы ни делали, мы все делаем  так, как если бы находились в Его непосредственном присутствии. Но ведь оно так и есть на самом деле: Бог всегда видит все - каждый наш шаг, читает каждую нашу мысль - как же должны мы быть осмотрительными и осторожными, чтобы чем-нибудь не скомпрометировать себя в глазах Любимого!

Наконец, если мы кого-либо по настоящему любим, мы стараемся предупреждать его малейшее желание, а все, что от него исходит, признаем с полной покорностью и терпением, хотя бы это было и неприятное. Так и мы, действительно любя Бога, должны являть полное послушание Ему  во всем и  смиренно принимать от Него и безропотно терпеть все посылаемые Им скорби и испытания.

Да и как нам, в самом деле, не любить Бога всем сердцем и больше всего на свете! Ведь он наш любящий Отец, Он - Податель жизни, этого драгоценнейшего блага, Он - наш Промыслитель, пекущийся о том, чтобы и волос с нашей головы не упал напрасно, без Его воли, он - наш Спаситель и Искупитель: Он Сына Своего возлюбленного не пожалел, ради нас, но предал Его на крест и страшные муки поношения, нашего ради спасения. Как не любить такого Бога? Не любить Его - это действительно безумное умопомрачение!

Но не всякий, кто говорит, что он - верующий и любит Бога, действительно таков. Пробным камнем истинной веры и любви к Богу является любовь к ближнему. Об этом выразительно свидетельствует Апостол Любви св. Иоанн Богослов: "Кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец" (1 Ин. 4, 20).

Кто утверждает, что он - человек верующий и любящий Бога, а ближних своих несправедливо угнетает и преследует, заботясь только о своем собственном благополучии, тот лжец - в том нет истинной любви к Богу, а только одно лицемерие. Особенно это свойственно именно нашему веку, когда многие нисколько не останавливаются перед делами злобы и ненависти, а в то же время не стыдятся  заявлять о себе, как о людях верующих и любящих Бога.

Особенно отношение к своим законным пастырям, этим служителям Церкви Божией, надо признать пробным камнем истинной веры и любви к Богу. Кто не оказывает должного послушания во всем своим пастырям, не проявляет любви и почитания к ним, а делает себя немилосердным судией над ними, преследует их злословием и клеветой, преувеличивая или даже измышляя их вины и недостатки, тот далек от истинной веры и любви к Богу, тот, по слову Апостола, лжец и обманщик.

Кто вместо братской любви и уважения к своим собратьям во Христе, занимается распространением всяких выдумок и клевет, порочащих их, интригами и доносами, дышит злобой и мщением, у того вовсе нет истинной веры и любви к Богу - тот лжец и обманщик.

А как часто это встречается в наше больное время, когда многие выше всего ставят свое больное самолюбие и в жертву ему готовы приносить благо и честь своих ближних!

Но надо знать и помнить, что и истинно-христианская любовь к ближним весьма далека от обычной светской слащавости и сентиментальности, болезненно-слезливой чувствительности и потворства страстям и порокам ближних, - той безмерной пристрастной снисходительности к явному злу, которая часто приводит к преступлениям, вплоть до самых тяжких.

Имстинно-христианская любовь отнюдь не смеет быть слепой: она разумна и строга, ибо единственной целью своею поставляет спасение душ ближних. Долг истинно-любящего обязывает показывать иногда строгость и суровость по отношению к грешащим и заблуждающимся, дабы этим заставить их опомниться, вразумиться и вернуться на путь истины. Ведь и сам любящий Отец  наш Милосердный Господь нередко так именно поступает с нами, как говорит слово Божие: "Его же бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет" (Притч. 3, 12).

Строгость такая и суровость, однако, должна быть свободна от всякой внутренней ненависти и озлобления. 

Истинно-христианская любовь всеобъемлющая и всепрощающая, но вместе с тем она справедлива и строга и не знает снисхождения и поблажки там, где видит полное закоренение во зле, упорное противление истине и воле Божией, коснение во грехе и жестоковыйную нераскаянность.

Господь прощает разбойника на кресте, снисходит к мытарям, блудницам и прелюбодейцам, когда они действительно искренно каются, но эта же любовь Божественная сурово карает первосвященника Илия за его неразумное снисхождение к порочным сыновьям, неразумную, полную потворства злу и поблажек любовь к ним; эта же любовь Божественная наказывает дошедший до полного нечестия и морального развращения род человеческий всемирным потопом; эта же любовь Божественная вразумляет нас войнами, наводенениями, землетрясениями, градом и мором и всякого рода болезнями и бедствиями. Ибо истинная любовь знает одну цель - вечное спасение души человека и ведет к этой цели, употребляя самые разнообразные средства - приятные и неприятные, как и врач дает болящему не только вкусные лекарства, но и противные на вкус, а нередко причиняет ему мучения и страдания разными прижиганиями и операциями.

Так и любовь человека к Богу и ближним тогда только разумна и правильна, когда она единственною целью свою поставляет спасение своей души и спасение душ ближних. Вне этой цели, всякая другого рода "любовь" будет в сущности только угождением самому себе, своей страстности, и никакой цены в такой любви нет.

Мало того: она может быть даже явно предосудительна и греховна, когда питает чьи бы то ни было греховные страстные чувства и настроения.

Для того, чтоб стяжать любовь истинную, необходимо прежде всего проникнуться искренней горячей верой в Бога, Который Сам есть ЛЮБОВЬ (1 Ин. 4, 16), и в Божество Сына Божия, воплотившегося нас ради человек и нашего ради спасения, и искупившего нас Своими крестными страданиями от греха, проклятия и смерти. Только такая вера способна возбудить в наших сердцах истинную, нелицемерную и спасительную для всех любовь к Богу и ближним. И мы наглядно видим, особенно в современной нам жизни, как оскудение веры всегда приводит к оскудению любви и человек превращается в зверя, для которого нет ничего святого.

Нужно непрестанно молиться Богу, как молились Апостолы: "Господи, умножи в нас веру!" (Лук. 17, 5) - тогда только и любовь будет царствовать между нами!

И будем постоянно напоминать себе наставление св. Апостола любви: "Станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3, 18) и Самого воплотившегося по любви к нам Господа!

"О сем разумеют вси, яко Мои ученницы есте, аще любовь имате между собою" (Ин. 13, 35).

Аминь


ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

Архиерейский Синод РПАЦ напоминает о целях миссионерской деятельности в Интернете и ответственности за нее

Российская Православная Автономная Церковь
АРХИЕРЕЙСКИЙ   СИНОД

601260   г. Суздаль, Владимирская обл., 
ул. Теремки 2. тел.(8 09-231) 2-06-04.

Зарегистр. Мин.Юстиции РФ
16 декабря 1998 г.  за  № 414.

№ 33
22/04 марта/апреля 2001г.

И З В Е Щ Е Н И Е

В последнее время  Архиерейский Синод Российской Православной Церкви получает письма с упрёками о том, что он раздаёт направо и налево своё благословение на открытия страниц в интернете от имени Архиерейского Синода РПЦ и тем самым порождает неприязнь  между авторами тех или иных публикаций.

Архиерейский Синод РПЦ напоминает, что он давал благословение ревнующим о чистоте Православия, что бы те могли проводить миссионерскую деятельность во славу Церкви Божией.

Архиерейский Синод РПЦ считает напомнить читателям и миссионерам, ведущим беседы по интернету, что необходимо осуществлять миссионерские задачи, в духе евангельской истины и христианской любви, сдерживая греховные эмоции, которые наносят вред миссионерской деятельности.

Необходимо помнить каждому миссионеру и любознательному читателю, что Архиерейский Синод Российской Православной Церкви не несёт ответственности, которая  всецело возлагается на авторов публикаций, о чём почтительнейше  извещаем.  


ОБЗОРЫ

Бюллетень "Церковные Новости" № 1 2000 г.

Завершаем обзор выпуска №1(93) 2001 "Церковных новостей" - "независимого органа церковной православной мысли", издаваемого в Америке уже многие годы А.Г. Шатиловой дочерью и многолетним помощником блаж. памяти Еп. Григория (Граббе). 

Заключительные материалы бюллетеня посвящены положению дел в неправославных исповеданиях - юрисдикциях "мiрового православия" (тоже может сокращаться как МП) и у инославных.

В одной из заметок освещаются перипетии в Иерусалиме после смерти патриарха Диодора, одно время бывшего "надеждой" некоторых православных, благодаря своим выступлениям против экуменизма, но в последнее время пошедшим на сближение с МП все более явственно. По сообщению ЦН Диодор имел большие трения с местным арабским населением, так что оно устраивало против него демонстрации, с обвинением, что тот продавал арабские земельные участки Израилю. "Греки ничего сюда из Греции не привозили" - кричали демонстранты, намекая на то что вся верхушка Иерусалимской Патриархии традиционно состоит из выходцев из Греции.
В связи с торговлей святой землей недавно возник целый скандал - Еврейский Национальный Фонд предложил Иерусалимской Патриархии соглашение, о продлении аренды участка в западном Иерусалиме на 999 лет. По этому соглашению патриарх Диодор должен был получить 16 миллионов долларов, а 4 млн. шли посредникам и юридическим советникам. Деньги были, якобы, положены на имя патриарха в швейцарский банк. Однако, когда эта афера стала известна, то патриарх энергично отрицал свое участие в ней, утверждая, что его подпись подделали и подал в суд на посредников. В настоящее время идет расследование, результаты которого неизвестны, но несомненно, что скандал затянется на многие годы.
Избрание преемника патриарху представляет из себя огромное затруднение - он должен быть греком-членом "Свято-гробского братства" и быть приемлем для Израиля, Греции, Иордании, Арафата, а также все более интенсивно вмешивающейся в палестинские дела Московской Патриархии. Хотя формально только Иорданское правительство имеет право вето на кандидатов, фактически каждая из заинтересованных сторон имеет мощные рычаги блокирования неугодных кандидатов. Поэтому взятки на пути к патриаршему престолу - в новейшей истории Иерусалимской Патриархии - дело вполне обычное. ГЛавныйми кандидатами считаются митр. Тимофей - выученик Московской Патриархи "никодимовской школы" и человек имеющий теплые отношения с правящими кругами Израиля. Противостоит ему митр. Ириней, решительный сторонник палестинского национализма и палестинской "интифады". Афины и Москва решительно интригуют в пользу лиц, в которых заинтересованы они, щедро снабжая  их финансами.
"Похоже на то, что теперь и в Святой Земле древнее благочестие Иерусалима превратилось в порочность и политиканство "Свято-гробского Братства", фактически составляющего епископат и клир всей Иерусалимской Патриархии" - отмечают ЦН.

Под заголовком "Читаешь и не верится!" ЦН комментируют заметку газеты "Время МН" "А Снегурочка хороша и некрещеная". От заметки действительно веет леденящим абсурдным ужасом. Речь в ней идет об очередном порождении административного восторга, в сочетании с новейшим "шоу бизнесом" - проекте Вологодской администрации "Великий Устюг - родина Деда Мороза". В этом проекте, как теперь выясняется, готова принять участие и МП, в лице епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана. Свое участие в этом проекте, само по себе абсурдное, епископ МП оговаривает еще более абсурдным и кощунственным условием: Православная Церковь признает российского Морозко и примет участие в реализации проекта... в случае упоминания в биографии деда факта крещения. Если же тот будет представлен как языческое божество, то принять его Церковь не сможет - оговорился глаголемый епископ, однако вновь уточнил, что речь идет не о том, чтобы "сейчас ввести Мороза в церковь и окунать его в купель. Нам будет достаточно, если в документах проекта будет отмечено его православие". Видимо дальше последует записывание в фиктивные православные Микки-Мауса, черепашек ниндзя и героинь мексиканских телесериалов.
Подозревая элементарный коммерческий интерес МП в этом абсурдном начинании редакция ЦН задает риторический вопрос: "Так что же представляет из себя эта комедия: - доказательство "возрождения русского народа" (в которое поверил собор РПЦЗ) или же полнейшее духовное вырождение паствы и иерархии Московской Патриархии?"

Следующая заметка посвящена очередным перипетиям длительной позиционной "войны за независимость", которую ведет с Константинопольской Патриархией ее Американская Архиепископия. КП находится практически на полном содержании от своей американской структуры, насчитывающей 2 млн. чел., в то время как в самой Турции осталось сейчас менее трех тысяч прихожан  КП. По этой причине архиепископия, возглавляемая архиеп. Димитрием  добивается от патр. Варфоломея значительной автономии. Так, по сочиненному в ней уставу предусматривается полная автономия архиепископии в назначении местных епископов и право их выбирать трех кандидатов, из которых Патриархии может утвердить одного, не имея права свободно назначить кого-то по своему выбору. 
В настоящее время представители Архиепископии добиваются от Патриархии утверждения этого устава, чему та усиленно противится, так что обсуждения происходят на весьма повышенных тонах.

В заметке "Еще о монашеской музыкальной труппе" ЦН возвращаются к уже упоминавшейся ими в предыдущих выпусках истории о рок-группе из греческих монахов. Греческая официальная церковь наконец-то приняла меры против монахов, пременивших монашеский образ жизни. Им вынесено порицание, заявлено что поведение их неприлично и "не соответствует длительной монашеской традиции, скромности и иным отличительным свойствам, характерным для монашеского идеала".  Настоятель монастыря и руководитель группы архим. Нектарий после этого послал в Синод заявление об уходе на покой с поста настоятеля и об изменении статуса монастыря на "братство", что выводило бы его из непосредственного контроля иерархии. При этом лидер "монашеской" рок0группы считает, что прещения на него вызваны не нравственными, а финансовыми причинами. 

Заключительная заметка выпуска "Евхаристическая практика и риск заразы" рассказывает о тех кощунственных последствиях, которые несет за собой давняя утрата протестантами веры в то, что причастие есть Истинные Тело и Кровь Христовы. Первые такие случаи были отмечены еще в 16 веке, вскоре после Реформации, в 1917, когда в Европе возникла эпидемия гриппа волнения приняли серьезный характер, а сейчас многие члены американской епископальной церкви боятся подхватить какую-либо болезнь (в частности СПИД) при причащении из одной чаши. В итоге начались споры(с привлечением даже мнений известных медиков) на ту тему, что "безопаснее" - причащаться из чаши, или макать в чашу облатку, которую держишь в руках. Врачи доказывают, что, вопреки широко распространенному заблуждению, руки являются более опасным переносчиком заразы, чем рот. Сами же плоды неверия весьма показательны, особенно на фоне того, что многовековая история Церкви напрочь опровергает мнение об "эпидемиологической опасности", исходящей от причащения Истинным Телом и Кровью Христовыми. Впрочем, опасения англикан, у которых никакой истинной евхаристии совершаться не может, вполне тем самым оправданы. 


ЦЕРКОВНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

Суздальский «вызов»

Последние месяцы кризиса в РПЦЗ выявили одну интересную информационную тенденцию, каждый раз, когда слово брали апологеты апостасийных процессов в РПЦЗ, та часть их «критиков», которые не желали бы прерывать с отступниками общение, но ограничиться ни к чему не обязывающими заявлениями, и даже некоторые из сторонних наблюдателей, их речь через некоторое кремя неминуемо съезжала на «обличение суздальского раскола», хотя тот, казалось бы, совершенно был нипричем - иерархи РПАЦ никак не принимали участия в известных решениях собора РПЦЗ 2000 г., да в в саму РПАЦ перешло не так много клириков и мирян РПЦЗ, чтобы сделать оправданной такую критику. Между тем ее поток нарастает, и будет все более и более «полноводным», не исключено, что возникнут попытки спровоцировать и кризис внутри самой РПАЦ (что, полагаем, не удастся). Остается ответить на вопрос: почему?

Существование Российской Православной (Автономной) Церкви и, мало того, укрепление ее, несомненно, создает значительные трудности для целого ряда сил и направлений, действующих на арене современной Российской церковной жизни, трудности, которые для этих сил желательно было бы если не устранить вовсе, то хотя бы ослабить, по возможности дискредитировав «суздальскую группировку». Отсюда неизбежно появление «социального заказа» на «критику», пусть и не всегда подкрепленного соответствующими интеллектуальными ресурсами. Что это за силы? И каковы причины, которые подталкивают их к неизбежному развязыванию открытой «информационной войны» против РПАЦ, вместо бывшего весьма эффективным прежде метода закулисных сплетен самого низкого свойства? Попытаемся их вкратце охарактеризовать.

Открытые отступники. Отступническая группа в рядах Русской Зарубежной Церкви (прежде всего - ее иерархии), после последнего Архиерейского Собора РПЦЗ принявшая открытый, игнорирующий любые протесты духовенства и мирян, курс на скорейшее слияние РПЦЗ с МП (эту аббревиатуру мы используем далее для обозначения как «Московской Патриархии», так и экуменического «мiрового православия»), пресечение того исторического исповеднического пути, которым шла РПЦЗ в течение многих десятилетий. В свое время именно этим силам в РПЦЗ удалось добиться раскола, который разделил РПАЦ и РПЦЗ, отделив значительную часть наиболее «нонкомформистски» настроенного по отношению к МП духовенства и верующих во главе с их явным лидером Епископом Валентином Суздальским. «Суздальская» группа давала ревнителям Православия в рядах РПЦЗ некую организационную очку опоры, которую было исключительно важно убрать, максимально дискредитировав и когда просто уничтожить Еп. Валентина при помощи нечистоплотных доносов и увольнения на покой не удалось, никакого другого выхода, как раскол для отступников не оставалось. При этом, правда, предполагалось, что после раскола, который разрушил всю структуру РПЦЗ в России, фактически парализовав ее активность, суздальцы «растворятся», развалятся и превратятся в маргинальную секту, перестав представлять какую-либо опасность для планов отступников. Но этого не произошло - напротив РПАЦ начала укрепляться, набирать вес, стягивать к себе тех православных христиан (причем не только в России), которые встали на чисто церковные позиции Истинного Православия. Мало помалу выкристаллизовывалась собственно экклезиологическая позиция РПАЦ, которая от общего неприятия МП, яркого и резкого, но не выражавшегося в четких формулировках, перешла к ясной и практически законченной экклезиологи. Здесь свою роль сыграло и наследие «крестного отца» РПАЦ - Епископа Григория (Граббе), сыгравшего выдающуюся роль в оформлении Истинно Православной экклезиологии не только в России, но и во всем Истинно Православном мире, и начавшееся почитание церковным народом после обретения мощей в 1998 г. Святителя Филарета (Вознесенского) - твердое отрицание которым «мирового православия» стало широко известным после публикации его писем и некоторых бесед, и работы перешедшего в РПАЦ в 1998 г. историка и церковного писателя Владимира Мосса, давно известного своей безкомпромиссной позицией в отношении МП, и позиция ряда церковных изданий, таких как «Вертоград-информ» или «Церковность», и наблюдение все усиливавшихся отступнических тенденций в РПЦЗ, которые естественно побуждали «суздальцев» как можно резче противопоставить себя тому, что там происходило. Эта экклезиологическая ориентация из только намечавшейся в 1995 году, к 1999 году ставшая непререкаемым фактом, ознаменнованным включением анафемы на сергиан в Чин Торжества Православия, совершаемый в РПАЦ, фактически образовала из Суздаля альтернативный РПЦЗ церковный центр в Российской Церкви, что, конечно, серьезно спутало все планы тех сил в РПЦЗ, которые рассчитывали на ликвидацию РПЦЗ без остатка (немногочисленны «конверты-экстремисты» должны были при этом перейти в греческие юрисдикции и быть потеряны для Российской Церкви, а немногочисленные русские ревнители остаться в виде дезорганизованных акефальных групп). Мало того, РПАЦ все громче и громче заявляла претензию на унаследование исторических позиций РПЦЗ «самое существование которой, - по словам блаженной памяти Архиепископа Аверкия, в его статье, посвященной идеологии РПЦЗ, - как временно ни от кого не зависящей, Московской Патриархии не подчиняющейся, Церкви, есть к небу вопиющий протест против апостасийных настроений современного мира». РПАЦ заявляет себя не просто как одна из церквей с истинно православной экклезиологией, а именно как законная хранительница наследия Поместной Российской Церкви и ее сохранивших верность Православию в ХХ веке частей - РПЦЗ и Катакомбной Церкви. Тем самым сегодня невозможно говорить уже о перспективе элиминации без остатка не подчиненной МП исторической Российской Поместной Церкви, которое поставило бы истинно православных христиан в России перед необходимостью создавать Российскую ИПЦ «наново», в образовав структуру того типа, который существуют сейчас по всему миру - почтенная экклезиология, но отсутствие исторической преемственности (не путать с апостольским преемством) выходящей за пределы нескольких десятилетий. Именно такой вариант - остаться единственной «исторической» Русской церковью устроил бы МП, и именно поэтому она так стремится к элиминированию именно РПЦЗ, как тоже исторической Церкви, при помощи отступнического духвенства внутри самой РПЦЗ. И «исторически ориентированный» Суздаль составляет главную проблему в этом ликвидационном плане. Поэтому уничтожение или хотя бы ослабление РПАЦ, недопущение присоединения к ней приходов РПЦЗ (прежде всего - приходов из эмигрансткого духовенства на Западе, которые зафиксировали бы преемство между РПЦЗ и РПАЦ) является одной из важных целей всего «объединительного процесса» РПЦЗ с МП. Можно думать, что для достижения своих целей группа иерархов-отступников и ее «заказчики» не постесняются в приемах и не поскупятся в средствах.

Другая причина эксплуатирования этой группой «суздальской» темы состоит в том, что слово «раскол» с демонизацией «суздальских раскольников» является удобным средством поддержания «дисциплины» в рядах РПЦЗ, сохранения повиновения клириков и мирян отступнической иерархии даже после того, как эта иерархия явно манифестировала свой отказ от исповеднической исторической позиции РПЦЗ.

«Ревнители, борющиеся изнутри». Однако здесь неожиданным союзником иерархов-отступников является другая группа в недрах РПЦЗ - «ревнители, борющиеся изнутри». Именно из кругов этих ревнителей и произошла публикация, ставшая поводом к нашему анализу и именно они, скорее всего, станут во главе предположенной нами «антисуздальской» кампании. При нарастании апостасийных процессов в недрах той или иной церкви такие группы образуются с неизбежностью, обладая определенным психологическими и поведенческими характеристиками, которые позволяют безошибочно их опознать - они есть и в Московской Патриархии, и в большинстве «Поместных Православных Церквей» (т.е. экуменических юрисдикций), и, разумеется, окончательный переход РПЦЗ из сообщества истинно православных церквей в сообщество МП не мог не ознаменоваться появлением в РПЦЗ подобной весьма активной и влиятельной группы. Такие группы очень активны и ревностны в обличении иерархии, собирают на нее массу «компромата», говорят о епископах очень резкие слова, призывают даже к «неподчинению» их несправедливым указаниям, привлекают к себе внимание яркостью выступлений, но… никогда не допускают двух вещей, - полного разрыва административного общения с отступнической иерархией и разрыва молитвенного общения с нею. Именно они выступают в качестве наиболее ярких защитников «единства Церкви» - то есть единства ревнителей и отступников в одной церковной организации, именуя «предательством» всякую попытку решительно прервать церковное общение с отступниками, вместо того, чтобы «исправлять» их. Наличие такой группы традиционно психологически сдерживает первый «порыв» прервать общение со стороны ревностных противников апостасии и позволяет отступнической иерархии «принять меры», а главное - погасить первую, наиболее острую реакцию протеста. Затем, по мере нарастания апостасии у части церковного народа протест усиливается, но не имеет того мощного единовременного характера а потому легче гасится. А главное, по мере продолжения процесса «ревнители борьбы изнутри» все чаще и чаще отвлекаются от обличения отступников, на якобы «побочную» задачу - обличение «раскольников», которые посмели перейти проведенную черту, отделяющую «обличение» (то есть - разговоры, не имеющие никакого значения ни во временной церковной жизни, ни, тем более, в вечности), от имеющих фундаментальное церковное и, можно сказать онтологическое значение церковных актов разделения - прерывания канонического и молитвенного общения. Постепенно в деятельности «ревнителей борьбы изнутри» обличение «экстремизма» занимает все более почетное и существенное место, они находят возможным деятельно соединяться с отступниками в противодействии «раскольникам», начинают говорить о «несвоевременности» чрезмерной критики, в условиях, когда нависает угроза раскола и в итоге завершают вою роль организованным подтягиванием «хвоста» - то есть тех, кто не готов был бы принять апостасию сразу, к «голове», то есть авангарду апостасии.

Очевидно, что контуры такой группы внутри РПЦЗ постепенно вырисовываются (даже не «указывая пальцем» мы можем предположить, что это очевидно). И она выступает и будет выступать важнейшим «заказчиком» на «антисуздальскую» критику, коль скоро «Суздаль» подает дурной пример опекаемым этой группой ревнителям - показывает возможность не только административного разрыва с отступниками, но и успешности Церковного строительства при таком разрыве и, мало того, пользу такого разрыва для очищения экклезиологической позиции от невнятностей и противоречий. Влияние этого «дурного примера» необходимо будет «нейтрализовать» - и это именно та основа, на которой иерархи отступники и «противостоящие» им, авангард и арьергард, вполне могут «сойтись» и наладить конструктивное сотрудничество, на радость третьей группе - «церковным мародерам».

«Церковные мародеры». Таким, быть может резким, термином мы обозначили те церковные объединения, которые заинтересованы в получении «наследства» при развале РПЦЗ в виде паствы, клириков и целых приходов, или репутацией «единственного прибежища» для ищущих Истинной Церкви и т.д. В этой группе могут иметься как откровенно провокационные жульнические образования, типа пресловутой «Церкви ИПХ» «Амвросия Сиверса», до вполне почтенных и, несомненно, каноничных Истинно Православных иерархий, которые, однако, уверены, что именно им и никому другому дано «восстановить» Православие на русской земле. Эти группы с немалой досадой смотрят и отзываются о РПАЦ, которая якобы притязает на единоличное «присвоение» всего наследства РПЦЗ и Катакомбной Церкви. На самом деле такие претензии существуют только в воображении, поскольку политика РПАЦ все эти годы заключалась в предельно осторожном и бережном обращении с церковной свободой любых истинно православных образований в Росси, в нарочитом отказе от всякого «исключительного» статуса, в сдерживании тех, кто стремился с некоторой поспешностью добиться официальных заявлений РПАЦ о принятии на себя полноты наследства исторической Российской Церкви. На фоне многих других архиереев действовавших в России в эти годы Первоиерарх РПАЦ выделялся именно склонностью к обосновыванию своих «претензий» только на уже сложившемся положении вещей, первенствованию реальных достижений в церковном строительстве перед декларациями. И РПАЦ стала тем, чем она является сейчас не в силу деклараций, а в силу «естественного» хода церковных процессов. Однако представители данной группы не хотят смириться с таким положением вещей и охотно говорят о «руке КГБ» в успехах суздальского церковного строительства, о том, что «Суздаль» - это «ловушка», расставленная КГБ для доверчивых православных и т. д. Фактически их удары по РПАЦ, наносимые якобы «справа» преследуют ту же цель, что и удары «слева» - цель полной деструкции исторической Российской Церкви, расчистки ее «поля» для «возделывания» почвы с одной стороны МП и примкнувшей к ней нео-РПЦЗ, а с другой - разрозненными и неукорененными в церковной российской традиции небольшими кучками людей. Здесь опять же можно предположить установившееся через некоторое время абсурдное казалось бы негласное сотрудничество в борьбе против «общего врага» - исторической Российской Церкви между МП и данной группой, своеобразное разделение «сфер влияния» - государственная власть, большой бизнес и вообще «широкие просторы» - со стороны МП, а с другой стороны - небольшие маргинальные группы, не предъявляющие обоснованных претензий и живущие с МП в «параллельных пространствах» (как живут с нею буддисты, толкиенисты или там поклонники Кецалькоатля), которые занимаются «творческими поисками» на небольшом отведенном им участке. Исчезнуть должно «среднее» - Российская Церковь не отступившая от Православия, не потерявшая стройной иерархии, не забывшая претензии быть поместной Церковью и даже покушений на то, чтобы вернуть себе влияние на народную массу и государственную власть. Если бы такую Церковь удалось уничтожить, то многолетние труды по завершению вселенской апостасии можно было бы считать законченными - была бы разорвана последняя ниточка с исторической структурой Православной Церкви доапостасийной эпохи, а тем самым была бы закрыта историческая возможность для полноценного возрождения. В пресечении этой нити, в превращении Истинного Православия в России в поле «свободного творчества» заинтересована четвертая группа потенциальных «заказчиков» «антисуздальских» выступлений. Группа довольно аморфная, выражающее скорее не цели определенной структуры, а определенное настроение - это любители «самодельного православия» желавшие бы «по своей воле пожить».

Акефалы-неокатакомбники. Одним из печальных последствий пребывания части Истинно Православной Российской Церкви в катакомбах был административный и организационный структурный распад ее, все более прогрессировавший переход значительного числа катакомбных групп на акефальное и нерегулируемое канонами положение. Во многих случаях на смену катакомбам пришли «неокатакомбы», которые начали развиваться в 1980-х годах и особенно бурно расцвели в 1990-е годы, почти что скомпрометировав само слово «катакомбник» в глазах многих людей. Характерным признаком таких неокатакомб является административный, канонический, а затем и вероучительный анархизм, психология «жизни после конца», которая предполагает значительную «свободу самовыражения» в рамках «истинно православного» стиля. Являясь одним из характерных признаков последних времен, одним из плодов апостасии, неокатакомбы появились не только в России, где их можно было объяснить еще «одичанием» под чудовищным прессингом властей, а потом опьянением «свободой» ельцинской эпохи, но и, что гораздо менее естественно, на Западе, в лице, например, знаменитой секты германитов.

Традиционные «старые» каткомбы в большинстве своем давно уже получили каноническое возглавление в юрисдикции РПЦЗ или РПАЦ, или иных истинно православных церквей, поскольку для их представителей начало канонического бытия под епископским возглавлением составляло высшее желание, от невозможности реализовать которое души многих катакомбных христиан очень томились. Для РПАЦ ярким представителем таких катакомб стала блаженной памяти схиигумения Иоанна (Санина), проведшая в Катакомбной Церкви многие годы и с радостью присоединившаяся к Суздальской Епархии Епископа Валентина, едва обнаружив в России каноничного православного епископа. Те катакомбники, которые не подчинились пока никакой из более «организованных» церковных структур, обычно не делают это из нерассеянных до конца сомнений в их каноничности, а не из анархического духа.

В неокатакомбах крайне редко можно встретить таких традиционных катакомбников, обычно катакомбное прошлое их представителей не простирается далее 1980-х годов, либо совсем отсутствует. Главенствующие роли играют лица, не нашедшие удовлетворения своим амбициям в МП или же в Истинно Православных Церквах, чувствующие дискомфорт от слишком строгой иерархической дисциплины, предполагающей подчинение вышестоящим, известную строгость жизни, нескорое продвижение по иерархической лестнице, хранение Церковного Предания в вероучении, литургической жизни и т. д. Все это оказывается слишком «стеснительным» для амбициозных и «творческих» личностей, которые и стремятся создать такие «неокатакомбы», где им было бы возможно «развивать» богослужение, «совершенствовать» догматику, упражняться в «канонических реформах», а главное жить по своей воле, не чувствуя стеснительной иерархической опеки. Сиверсовщина, группировки богородичников и т. д. - блестящий, хотя и экстремальный, пример такого рода «истинно православной» самодеятельности, хотя известной тенденцией в этом направлении отличаются и более широкие круги. То же можно сказать, увы, и о некоторых (не обо всех, разумеется) представителях «импортных» истинно православных юрисдикций в России, которые «кочуют» по этим юрисдикциям, если сталкиваются со слишком пристальным контролем со стороны своей удаленной на много сотен километров церковной власти. Собственно главным мотивом выбора «иностранной» церковной власти для такого рода лицами является существование как пространственного, так и языкового и культурного барьера между ними и высшей церковной властью заграничных синодов, барьера, который предоставляет им небывалую степень «свободы» в их деятельности и образе жизни.

Для всех этих представителей «истинно православных» акефальных неокатакомб существование РПАЦ является огромной угрозой. В существовании «Суздаля» видится им и укор, говорящий о возможности существования сейчас в России правильной церковной организциии, существующей на канонических традиционных началах, и угроза потери как статуса в глазах общественности (что произойдет, если РПАЦ начнет восприниматься в обществе как преимущественный голос Истинного Православия), так и экклезиологического основания, если РПАЦ удастся восстановить Поместную Российскую Церковь и наладить тесные отношения с Истинно Православными Церквами во всем мире и урегулировать вопрос о канонических границах в духе взаимной братской любви. Но главное «поместный» и «исторически ориентированный» традиционалистский принцип, на котором стоит РПАЦ и анархически-обновленческий принцип неокатакомб противоречат друг другу, являют собой два пути, по которому могут пойти истинно православные в ближайшие десятилетия. И торжество одного принципа, одной идеологии не может не привести к ослаблению и разложению другого. Отсюда довольно частые упреки членам РПАЦ со стороны тех или иных групп неокатакомб соскучились по «ежевым рукавицам» и слишком понадеялись на человеческие усилия, а не на милость Божию. За всеми этими упреками, за отвержением «организации» скрывается, на самом деле отвержение канонического строя Православной Церкви, о необходимости хранения которого ярко говорил Святитель Филарет: «Авторитет безусловный и вечный, - это Церковь и ее святые законы, и никогда нельзя допустить и мысли о том, чтобы каноны священные и священные правила отложить в сторону и решать какие-то важные вопросы без них. Никоим образом. Это одно вечно непоколебимо и абсолютно истинно: святые церковные правила и каноны. Они не давят на нас. Нет. Но они точно указывают нам путь, по которому нужно идти. И никакие земные условия, никакие теперешние условия, будь после нас еще хуже, еще сложнее, все равно, никогда не дадут права истинным чадам Русской Церкви говорить, что канонами теперь руководствоваться нельзя. Боже сохрани! Если только мы это допустим, сразу рухнет та перегородка, та ограда, которая Церковь отделяет от того, что вне, и тогда все погибло. Церковь можно кровью залить, гнать сколько угодно, но никакая сила в ней не может изменить тех законов, по которым она живет». Идеология, на которой стояла РПАЦ с самого начала - это сохранение канонического пути отвержения апостасии, сохранение и укрепление прочной епископоцентричной церковной организации и поместной традиции Российской Церкви. С самого начала деятельность РПАЦ развивалась по возможности в «легальном» поле, ставя своей задачей установление молитвенных собраний верующих - по возможности в храме, окормляемых каноничными пастырями священниками и возглавляемых архипастырем, так чтобы вся структура давала не только немногим «избранным», но именно всем людям ищущим Истинного Православия возможность полноценно участвовать в литургической жизни Церкви, не повреждающей однако своей веры сергианским угодничеством перед нехристианской властью. Разумеется ни такая идеология, ни облик Первоиерарха РПАЦ Митр. Валентина, - исключительно радушного человека, но властного и твердого Архиерея, несовместимы с акефальной тенденцией «неокатакомб», поэтому и это течение выступает потенциальным и весьма влиятельным «заказчиком» всевозможных материалов с нападками на РПАЦ и на ее «чересчур властного» предстоятеля, стараясь представить и «суздальский раскол» плодом все того же неокатакомбного пренебрежения канонами и скомпрометировать РПАЦ, изобразив ее и по форме и по сути всего лишь «одним из» неокатакомбных образований или же напротив омертвелой внешней «организацией» без церковного духа.

Такова причудливо пестрая мозаика «внутрицерковных» по форме и большею частью антицерковных по сути групп и сил, которые выступают социальным заказчиком «ответа» на Суздальский «вызов» и желали бы вовсе прекращения этого «вызова». Именно требованиям этих групп и будет, на наш взгляд, отвечать большинство будущих «антисуздальских» публикаций, «бьющих» по важнейшим элементам церковного облика и идеологии РПАЦ.

В чем же состоит тот «Суздальский вызов», столь непереносимый для многих?

1). Решительное и безкомпромиссное сопротивление вселенской апостасии, хранение Истинного Православия в преемстве традициям Русской Зарубежной Церкви и Катакомбной Церкви и единомыслии с Истинно Православными во всем мире.

2). Готовность идти на решительный разрыв административного, канонического и молитвенного общения с любой иерархией и церковной структурой, которая становится на путь апостасии и укрепляется на нем. Сопротивление апостасии выражаемое не только в риторике, но и в осязаемых и значимых канонических актах.

3). Сохранение исторической преемственности с поместной Православной Российской Церковью, хранение исторических установок РПЦЗ и основателей Катакомбной Церкви на восстановление Российской Церкви и созыв ее свободного Поместного Собора.

4). Сохранение канонического и организационного строя, традиций и обычаев исторической Российской Православной Церкви в противодействии любой «самодеятельности» и явлениям структурного распада.

Таков канонический, церковный, святоотеческий путь сопротивления апостасии, утверждения Истинного Православия в России. И то, что уклоняется от этого пути, ведет не к Торжеству Православия, а к гибели в пагубном заблуждении.


СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ

Могила мученицы МарииНовомученица Мария Гатчинская

В 45 километрах от Петрограда находится маленький городок Гатчина, хорошо известный своими садами, парками и дворцом. В этом городке перед революцией проживала монахиня Мария, которую знали не только жители Гатчины, но и многие в Петрограде. 

Родилась она около 1870 г. в богатой семье и училась в институте благородных девиц. Но потом ее постигла тяжкая скорбь - после перенесенного тяжелого энцефалита, она впала в состояние так называемого паркинсонизма: все тело ее стало как бы окованным и неподвижным, лицо анемичным и как бы маскообразным, речь сохранилась, но говорить она стала как бы с полузакрытым ртом, сквозь зубы, медленно, скандируя и монотонно. Была она полным инвалидом и постоянно нуждалась в посторонней помощи и тщательном уходе. Обычно это болезнь протекает с изменениями психики (раздражительность, эгоцентризм, навязчивость, слабоумие), вследствие чего такие больные часто попадают в психиатрические больницы. 

Но матушка Мария , оказавшись полным психическим инвалидом, не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, несвойственные таким больным черты - она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, сосредоточенной в себе, углубленной в постоянную Иисусову молитву, без малейшего ропота переносящей свое тяжелое состояние. За это смирение и терпение Господь послал ей дивный дар утешения скорбящих. Ее стали навещать, беседуя с нею совершенно чужие и незнакомые люди, находящиеся в скорбях, печалях, тоске и унынии. И всякий приходящий к ней уходил утешенным, чувствуя просветление своей скорби, умиротворение печали, успокоение тревоги, избытие тоски и уныния. Постепенно слава об этой необыкновенной монахине распространилась далеко за пределы Гатчины.

Матушка Мария жила в маленьком деревянном домке на окраине города. Посетивший ее в марте 1927 г. проф. И.М. Андреев разсказывает, что в ожидании приема он разсматривал многочисленные фотографические карточки в приемной комнате и нашел две: Священномученика Митрополита Вениамина и Митрополита Иосифа (впоследствии - тоже священномученика). Митрополит Иосиф на своей карточке  написал трогательное посвящение матушке Марии, приведя большую цитату из своего труда о монащшестве "В объятьях отчих", а Митр. Вениамин написал кратко: "Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного". 

Один свидетель имел великое счастье присутствовать при явлении чудес исцеления скорбящих душ. Юноша, унывавший после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой  радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший о смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и одобренный, пожилая женщин, пришедшая с плачем вышла спокойной и твердой.

И.М. Андреев сказал матушке Марии, что на него часто нападает ужасная тоска, которая длится иногда несколько недель, и он не мог найти никакого средства от нее избавиться...

"Тоска есть крест духовный" - говорила матушка Мария, - "посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т.е. после покаяния снова впадают в прежние грехи... А потому - только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо - или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или - со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу, нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого Креста вменяется Господом за плод покаяния... А, ведь, какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя  есть несознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов... От мысли этой - в умиление придти надо, а тогда - тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся...".

От этих слов матушки Марии у меня в душе точно кто-то операцию сделал и удалил опухоль духовную. И вышел я другим человеком. 

В 1932 г. матушка Мария была арестована. Ее обвинили в контрреволюционной пропаганде и в участии в контрреволюционной организации, по пп. 10 и 11 58 статьи. Арестовали и ее брата, слабенького, маленького, благообразного старичка, самоотверженно за ней ухаживавшего и принимавшего посетителей. "Организация" состояла только из двух человек. А "пропагандой" против коммунизма была квалифицирован ее дар утешения в скорбях... "Религиозно-политическое" преступление матушки Марии усугублялось непризнанием ею митр. Сергия после его позорной декларации 1927 г., приведшей к расколу в Русской Церкви. Своим духовным чадам она советовала не ходить в сергианские храмы, говоря, что благодать вовсе покинула их.

Очевидцы ареста описали жуткую картину издевательства и жестокого насилия над скованной и неспособно ни к каким физическим движениям терпеливой страдалицей. Бедную страдалицу двое чекистов, с постели до грузовика волокли по полу и по земле за вывернутые руки. Раскачав ее многострадальное непожвижное скованное тело, чекисты бросили его в грузовик и увезли. Брата ее увезли в другом автомобиле, в так называемом "черном вороне". 

Сострадательные почитатели матушки Марии стали приносить ей в тюрьму скромные передачи. Их принимали в течении месяца, а затем, однажды, передачи не приняли и кратко сообщили: "умерла в госпитале". На самом деле она была, по видимому, убита.

Похоронена новомученица Мария на Смоленском кладбище в Петербурге, неподалеку от часовни, где погребена Блаженная Ксения Петербургская. В 1981 году Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви она прославлена в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.  


ДУХОВНОЕ СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО

Учащемуся юноше о значении слов: "Поступайте осторожно... дорожа временем, потому что дни лукавы"

Дорожа временем... Так гласят слова отца нашего Апостола Павла (Еф. 5, 16). Спрашиваешь, что означают слова: Дорожа временем? Блаженный Иероним объясняет это так: "Когда употребляем время на добрые дела, тогда мы им дорожим". Блаженный Феофан Затворник говорит: "Обращайте время на пользу себе, для своих вечных целей". Слова Божия Апостола имеют то же значение, как и слова Божии: "Торгуйте, пока Я вернусь". А когда вернется Он, то есть когда Христос снова придет судить мир, спросит нас, как торговали мы данными нам талантами, как употребляли мы время своей жизни. Платили ли мы дешевым за дорогое, как Иаков, или дорогим за дешевое, как Исав? Поддались ли соблазнам сего преходящего века и продали душу свою за сладкие горечи земные или отдали все за душу свою?

Поэтому исполняй заповеди Христовы всякий день, при всяком удобном случае. Этим ты будешь дорожить днями, выкупать дни, дарованные тебе от Бога. Плати мелким, чтобы получить крупным. Поработай поденно немного, чтобы царствовать вечно. Ибо Сотворитель наш обещал нам вечное царствование в Вечной жизни. Если даже кто  и в темницу посажен - пусть не ленится и не говорит: "Я не в состоянии что-либо делать". Пусть кается и молится Богу во мраке тюремном. И это зачтет ему Бог, как и тем, кто богатством своим строит церкви. Сотворитель наш видит все обстоятельства и ждет от каждого человека, чтобы сделал он что может, согласно обстоятельствам.

Весь круг каждого дня да послужит душе твоей. Исполни его дыханием Душа Божия на себя, который подвигнет на все доброе. Если не сделаешь этого, день тебя скомкает, как тряпку и отойдет торопливо. Подобно бурному потоку, который неловкие не умеют повернуть на свою мельницу, но пускают его вниз, в обрыв, - так и время нашей жизни здесь, на земле: разумных спасает и поднимает на крыльях, а безумных валит и катит в пропасть. Одним служит, над другими господствует. 

Свет Христов да просветит тебя.


НОВОЕ В ИНТЕРНЕТЕ

ЗЛАТОУСТ - http://hristov.narod.ru

ПАСХАЛЬНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС
В 2001 году день празднования Пасхи у православных и инославных совпадает. В предлагаемой статье из газеты "Православная Русь", церковно-общественного органа Русской Православной Церкви Заграницей, доходчиво разъясняется вопрос о разнице пасхалий, а также Юлианского и Григорианского календарей: http://hristov.narod.ru/kalendar.htm 


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное