Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости

Выпуск 57. (Пасха Христова)
2 / 15 апреля 2001 

Содержание

Пасхальное послание Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина, Первоиерарха Российской Православной Церкви

Слово Огласительное на Святую Пасху, Святого Иоанна Златоуста

Беседы об Истинном Православии
Архиеп. Аверкий (Таушев). "Воскресе Христос и жизнь жительствует"

Документы
Пасхальное послание Митр. Виталия, Первоиерарха РПЦЗ

Наследие
Св. Иоанн Шанхайский. Пасхальное послание 1963 г. 
Св. Филарет (Вознесенский). Доказательства Воскресения Христова

Святоотеческая проповедь
Св. Леонтий Константинопольский. Слово на Пасху

Духовное слово святителя Николая Сербского
О Пасхальной службе в Иерусалиме


Христос Воскресе!
Когда Вы получите эту рассылку - это приветствие уже будет раздаваться повсюду, и верующие и маловерующие, и истинно православные и те кто, следует за изображающими православие лжеучителями - все одно приветствуют друг друга именем Христовым. Немногие уже в мире понимают подлинный смысл Христова Воскресения, готовы следовать за Ним к Пасхе Воскресной через Пасху Крестную, через горечь предательства и муки смертной тоски, через неправый суд, поношения и заушения, через кровавый путь крестного пути и опаляющую муку распятия. Но пока еще почти каждого (по крайней мере в России) затрагивает радостью это приветствие, точно содержащее некую утерянную тайну нашего бытия. Что значит это? Только одно, осталось еще, пусть малое время для радости, пусть малое - время совершить наше спасение, пусть малое, но все же достаточное (как достаточно было минуты благоразумному разбойнику) время, чтобы принять Христа и быть со Христом и идти с Ним по единственному узкому пути, на котором можно услышать: "Ныне же будеши со мною в раю". Пусть малое время до тех страшных дней, когда само Имя Христово можно будет услышать только шепотом, только в пустыне. Будем же радоваться сегодня этой возможности, будем вдыхать полной грудью сладость пасхальных песнопений. Будем молиться - молиться об одном и самом важном, чтобы Христова Победа, Победа победившая мiр стала и победой над нашей греховной немощью, чтобы Христово Воскресение, воскресившее от смерти греховной род человеческий, стало в нас и для нас воскресением в жизнь вечную, в жизнь в Боге и с Богом, а не в "смерть вторую" огненного озера. Будем молиться о том, чтобы нам во все дни быть истинными наследниками неложного обетования Христова: "Аз с вами во все дни до скончания века". "Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна" - восклицал Апостол Языков. Вера наша не тщетна, ибо Христос Воскрес. А потому будем сегодня с радостью повторять одно:
Христос воскресе! Воистину Воскресе!
2.04.20001
Пасха Христова

С радостью о Воскресшем Христе Иисусе,
Ваш,
Егор Холмогоров


ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВАЛЕНТИНА,
МИТРОПОЛИТА СУЗДАЛЬСКОГО И ВЛАДИМИРСКОГО,
ВЕРНЫМ ЧАДАМ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Совершилось величайшее из всех таинств – Воскресение Христово. Победа Жизнодавца над смертью. Настал самый дивный день в жизни верующих, которого мы все так долго ожидали и к которому готовились долгие дни Четыредесятницы.

Мы готовы неустанно повторять чудные слова: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!» Как радостно трепещет сердце! Как ширится грудь от избытка ощущений! И как хочется во всю мощь воскликнуть: «Господи, благодарю Тебя за то, что сподобил нас снова пережить подобные мгновения!»

Свет учения Богочеловека Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, делает для каждого православного христианина путь ясным. Тепло веры побуждает нас к неукоснительному служению ближним. Умиротворение обновляет существо и вызывает глубочайшее блаженство.

Мы исповедуем, что Своими ужасными страданиями и Своим Славным Воскресением Господь наш Иисус Христос возродил нас, что Он создал Церковь, направляющую нас, смертных, на стезю добра и любви, дабы быть достойными наследниками Царства Божия.

Бог даёт нам силу расти и совершенствоваться, достигать великой мудрости. Мы искренне верим, что человеческий разум озарится светлейшим познанием Истины, которая, как и красота, подобно солнечному свету, изливается на весь мир.

Воскресший Христос – делает радость светлее и шире, без Него немыслима полнота счастья, а с Ним и горе отрадно. Он наше Незаходимое Солнце, Источник нашего воскресения, в вечной жизни. Он Своею любовью привлекает к Себе человеческие души, которые, как крохотные искорки, возжжённые от света непостижимого в Своём величии и мудрости Творца, – навсегда соединятся с Ним.

Слава Воскресшему Христу за то, что умножается наша паства, за то, что звон пасхальных колоколов раздается в храмах Российской Православной Церкви не только на родине, но и далеко за её пределами!

Особенно радует нас, что верные и преданные идеалам Церкви Божией возвращаются в лоно Российской Православной Церкви, сохраняя верность Православному вероучению.

К глубокому нашему сожалению, некоторые архипастыри, пастыри и верующие Русской Православной Зарубежной Церкви отступили от пути истинного вероисповедания и направляют свои стопы на погибельный путь, по которому идут сергиане и экуменисты. Прискорбно видеть разделение там, где должно быть единство. Прискорбно сознавать, что Русская Православная Зарубежная Церковь некогда была носительницей неповреждённого Православия, ныне же совращена с истинного пути и направила свои стопы на путь погибели.

Мы несказанно благодарны Воскресшему Христу за то, что Он сподобил нас в прошедшем юбилейном году прославить Блаженную Первоначальницу монахиню Александру (Мельгунову) и прочих блаженных насельниц Дивеевской обители.

Божией милостью, учитывая бескомпромиссное служение Церкви Божией во всей своей жизни, а также нетление честных мощей Святителя Митрополита Филарета (Вознесенского), Поборника и Исповедника Православия, Архиерейский Синод Российской Православной Церкви принял решение о прославлении Его в радости духовной 18 апреля/1 мая сего года, в чём да поможет нам Господь, по молитвам Блаженнейшего Угодника Божия и рачителя о спасении русского народа, в отечестве и в рассеянии сущего.

День светлого и всерадостного Праздника Воскресения Христова да приблизит всех нас к Пострадавшему за грехи наши и смертью Своею Упразднившему вечную смерть нас ради, падших.

Даруй нам, Господи, поклониться Тебе, благоговеть пред Тобой, видеть Тебя внутренними очами, чувствовать проникновенные в душу Твоего света, от которого трепет проходит всё существо.

Сердечно поздравляю всех вас с праздником Светлого Христова Воскресения! Молитвенно благожелаю от Воскресшего Христа, Спасителя мира, пасхальной радости и быть стойкими в Православном вероучении!

С молитвою к Воскресшему из мертвых Христу, приклонив колени и сердце, молю: «Да вси едино будем во Христе Иисусе Господем нашем»! Паки приветствую с Светлым и радостным днём нашего спасения – Воскресения Христова.

Воистину Воскресе Христос!

Просящий ваших святых молитв,
Председатель Архиерейского Синода
+ Валентинъ,
Митрополит Суздальский и Владимирский.
2001 г., г. Суздаль.
ПАСХА ХРИСТОВА


Во святый и живоносный день 
Всеславного и спасительного Воскресения Христа Бога нашего 
Слово огласительное 
святого отца нашего Иоанна, 
архиепископа Константинопольского Златоустого

Кто благочестив и боголюбив, - тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, - тот пусть с радостно войдет в радость Господа своего (Мф. 25, 21). Кто потрудился, постясь, - тот пусть возьмет ныне динарий (Мф. 20, 13). Кто работал с первого часа, - тот пусть получить сегодня должную плату. Кто пришел после третьего часа, - пусть с благодарностью празднует. Кто успел придти после шестого часа, - пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, - пусть приступить, нисколько не сомневаясь (ничего не боясь). Кто успел придти только в одиннадцатый час, - пусть и тот не страшится за свое промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь и расположение хвалит (Мф. 20, 1-10). Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, - насыщайтесь все; телец велик, - никто пусть не уходить голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: "Ад, - говорить он, - огорчися, срет тя доле" (Ис. 14, 9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашел в нем Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. "Где ти, смерте, жало? Где, ти, аде, победа?" (1 Кор. 15, 55). Воскрес Христос, - и ты низложился; воскрес Христос, - и пали бесы; воскрес Христос, - и радуются ангелы; воскрес Христос, - и водворяется жизнь; воскрес Христос, - и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, - "начаток умершим бысть" (1 Кор. 15, 20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь.


БЕСЕДЫ ОБ ИСТИННОМ ПРАВОСЛАВИИ

Архиеп. Аверкий (Таушев)
"Воскресе Христос и жизнь жительствует"
(Из слова св. Иоанна Златоуста на Пасху)

Как радостно это торжественно-вдохновенное слово великого вселенского учителя, читаемое по уставу в конце светлой пасхальной заутрени! Но особенно радостно воспринимается оно теми, в ком, по выражению его, действительно "жизнь жительствует", в душах которых живет Воскресший Христос и которые поэтому живут "надеждой воскресения и жизни вечной" - живут жизнью общей для всей Церкви, Которая есть Тело Христово. 

Истинный Христианин - лишь тот, кто живет в Церкви и жизнью Церкви, ни в чем не отделяя себя от Нее.

А жизнь Церкви наиболее полно выражается в Ее богослужении - суточном, седмичном и годичном богослужебном круге с его праздниками, в центре которых святая Пасха, с памятями святых угодников Божиих, постами, поминовениями усопших и т.д. Сколько во всем  этом назидательного, глубокого, поучительного, умиляющего, возвышающего и облагораживающего душу, ободряющего и духовно укрепляющего.

Наши благочестивые предки некогда всем этим жили, и вот почему существовала все-таки Святая Русь, как бы ни пытались некоторые современные неверы отрицать ее существование, указывая на темные стороны в жизни русских людей. Весь наш народный быт был тесно связан с Церковью и Ее установлениями, как бы пронизан церковным духом. А во главе всего стоял "праздников праздник и торжество торжеств"  - Светлое Христово Воскресение, которое нигде в мире не праздновалось так необыкновенно радостно, так торжественно, как у нас на Родине. До самого последнего времени обычное приветствие во весь сорокадневный пасхальный период заменялось пасхальным приветствием: "Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!". Так приветствовали друг друга при встречи на Карпатской Руси даже совершенно незнакомые люди.

Сухие календарные цифры и названия месяцев в обычном житейском обиходе почти не употреблялись. Говорили, например: "Это случилось Великим Постом", а это - "на Страстной" или "на Пасху" или "в канун Троицына дня", или "на Успение" и т.п. Трудно даже себе представить, чтобы постом кто-либо без особой причины или препятствия, не говел, не причащался св. Таин. В воскресные и праздничные дни разве только дряхлые старики и больные не шли в церковь.

Но вот пришли к нам с Запада иные веяния: началось постепенное расцерковление жизни, отход от Церкви. К чему это привело мы все хорошо знаем, сами были свидетелями: началось страшное, злобное, ожесточенное гонение на веру и Церковь, пролилась кровь многих  миллионов лучших русских людей, многие погибли от голода и холода и заразных болезней в жутких застенках и ссыльных лагерях, где их подвергали мучительным издевательствам, нечеловеческим пыткам и страданиям.

Где первоисточник всего этого подлинно сатанинского беснования, которое начинает охватывать теперь уже весь мир? Для человека вдумчивого и наблюдательного это должно быть ясно. Борьбу с Христовой Церковью за полное расцерковление жизни ведут Богоотступники - слуги имеющего явиться в конце времен Антихриста, которые ставят себе задачей создать на земле все необходимые условия и обстановку, благоприятствующую его скорейшему приходу и воцарению над миром. 

И это не только у нас - на нашей несчастной родине, которая первой пала жертвой этих слуг грядущего Антихриста. Тот же самый процесс идет ныне и во всем мире, так называемом "свободном мире", который давно уже совсем не свободен, после того как отпал от истинного христианства. 

Особенно наглядно была видна эта борьба с Церковью за расцерковление жизни в упразднении христианских праздников и замене их другими - "гражданскими праздниками". Сначала говорилось, что праздников слишком много, что "некогда работать" и под этим предлогом Христианские праздники постепенно отменялись, но на их место введены были свои, гражданские праздники. Вместо церковного брака введен гражданский бра, церковное отпевание умерших заменено гражданскими похоронами; у нас на Родине делались даже попытки заменить крестины "звездинами". Чрезвычайно характерным явлением нашего времени необходимо признать вытеснение отовсюду знамения Честнаго и Животворящего Креста Господня: его место заняла звезда и иные эмблемы. Даже на многих зданиях, претендующих именовать себя "христианскими храмами", нет креста, на могилах порою даже запрещается, под разными предлогами, ставить крест.

И хотя два главных христианских праздника в "свободном мире" еще будто бы остались: Рождество Христово и Пасха, так как, по видимому, трудно было их ликвидировать, но из них изъято было христианское содержание. Кто-то ловко постарался сделать так, чтобы они стали какими-то "сезоннными праздниками": о том, что оба этих праздника посвящены главным событиям жизни нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, всячески замалчивается. 

Вот с каким явным успехом искусно стараются слуги Антихриста отнять у христиан Христа Спасителя и совершенно расцерковить их жизнь! И едва ли не все идут у них на поводу, не смея открыть рта для возражений.

В последнее время идет просто бешенная работа, террором сметающая все препятствия, в которой почти все с какой-то особой лихорадочной энергией принимают то или иное участие, по созданию лжецеркви, которая заменила бы собой Единую Истинную Церковь Христову, приговоренную к уничтожению под лукаво-благовидным предлогом "соединения всех".

Но как бы ни старались эти слуги Антихриста, в руках которых сосредоточились сейчас, кажется, уже  все бразды правления  в мире и колоссальные материальные средства, при всех их видимых успехах, дела Христова разрушить им не удастся. Они только навеки погубят самих себя, а вместе с собой - и всех тех, кто следуют за ними и сотрудничают так или иначе с ними.

"Участь их - в озере, горящем огнем и серою: это - смерть вторая" (Откр. 21, 8), как это было открыто возлюбленному ученику Христову и тайновидцу св. Иоанну Богослову. В них жизнь не будет жительствовать, как и теперь нет настоящей жизни, а все они унаследуют вечную смерть вместе с диаволом и зверем-Антихристом.

Памятуя это и отдавая себе ясный отчет во всем том, что совершаетя сейчас в мире, будем хранить в наше жуткое богоотступническое время всецелую верность Христу, Воскресшему из мертвых и смертью смерть поправшему, Который дарует нам вечную жизнь, и Его Истинной Церкви, не осквернившей себя никаким союзом или сговором со слугами Антихриста, ни каким-либо дружественным общением с ними.

Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков, аминь (из слова св. Иоанна Златоуста на Пасху). Все мысли и чувства наши во всякое время да будут устремлены к Нему, Начальнику Жизни, сливаясь в одном восторженном исповедническом восклицании св. Апостола Фомы, который, увидев Воскресшего Господа, от прежнего своего неверия мгновенно перешел к пламенной вере: "Господь мой, и Бог мой" (Ин. 20, 28).

И тогда мы радостно восчувствуем всю силу слов: "Воскресе Христос и жизнь жительствует", ибо жизнь, дарованная нам Воскресшим Христом, будет жительствовать в нас вечно.

Сие буди, буди!

Пасха 1973 г.


ДОКУМЕНТЫ

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВИТАЛИЯ, МИТРОПОЛИТА ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКОГО И НЬЮ-ЙОРКСКОГО, ПЕРВОИЕРАРХА РПЦЗ

Приветствую всех чад Русской Православной Зарубежной Церкви с Великим Праздником Воскресения Христова.

Помните, дорогие мои, что подобно тому как птица держится и летит в воздухе с помощью своих двух крыльев, так и мы можем духовно жить и стремиться к своему вечному спасению постом и молитвою. Молитва приводит к посту, а пост очищает молитву; делает ее искренней, сердечной и настоящей. Эти две добродетели неразлучимы: одна другую укрепляет. Мы все люди, человеки, состоим из тела, и в нем, как в своем доме, живет наша душа. Пост с молитвою обращается ко всему человеку - к его душе и, непременно, к его телу.

Поститься душой значит больше молчать и чаще молиться про себя словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (-ую)». Поначалу эта молитва будет только в нашем уме, но за молитвенный труд нашего ума, вдруг, мы не знаем как, эта молитва перейдет в наше сердце. Возможно, что в этот момент мы даже заплачем и этим как бы заново крестимся в невидимой купели наших слез. Есть всякие слезы: слезы восхищения, слезы радости, слезы печали, но самые драгоценные, это слезы умиления, покаяния.

Искреннее покаяние - это дар Божий, когда, несмотря на то, что мы не совершили никакого тяжелого грехопадения, злодеяния, мы все же видим себя в настоящем свете: какие мы немощные, сколько мы грешим в уме, в чувствах, в особенности, в нашем воображении. Глядя честно на себя, нам ничего больше не остается, как сказать: «Господи Боже, помилуй меня, помоги мне и прости, прости, прости меня!» И приидет прощение в нашу душу, как Пасха, и мы как бы сново родимся. А ежели Господь прощает, то кто осудит? Нам наши грехи прощаются на каждой исповеди, но надо помнить, что есть «Великое Прощение», которое состоит в том, что по милости Божией, бессознательно мы перестаем грешить определенными грехами, как грешными актами, словами, делами и помышлениями, а вместе с тем, мы продолжаем чувствовать и сознавать свою глубокую греховность. Совершеннейший человек -- это тот, который именно будучи человеком сознает себя искренно великим грешником. Примером этого был преп. Серафим Саровский.

Сам Всемогущий Господь сошел на землю, через Приснодеву Марию, как обыкновенный человек, но будучи Богом, Он был безгрешный, святейший. Ради нашего спасения, Он пострадал, был распят на кресте и дивно воскрес, этим показывая нам путь к нашему вечному спасению, именно путем поста, молитвы и покаяния. Вот, это то, к чему мы должны стремиться, и то, чего мы должны просить у Господа.

Аминь.

+ Митрополит Виталий,
Первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви,
Пасха 2001.


НАСЛЕДИЕ

Св. Иоанн Шанхайский
Пасхальное послание 1963 г.

Христос Воскресе!

Христос Воскресе! Воскресшего Творца Своего на небесах поспевают ангелы. Неумолкаемыми песньми прославляют они Победителя диавола и смерти. Ликуют все силы природы, все стихии торжествуют и славят Воскресшего. Побеждено зло и тление, исчезает все скверное, вошедшее в природу при грехопадении Адамовом. Обновится ныне все естество для нетления, для вечного Царствия Божиего, в котором не будет никакой скверны!

Ликуют ныне усопшие. Забыты ими болезни и печали, которые они претерпели в земной жизни. Свет Троицы озаряет их, радость их невыразима земными словами, жизнь наполняет их.

Праотцы торжествуют, вспоминая свое исшествие из ада и прославляют своего Освободителя.

Недавно усопшие изумляются величию торжества небесного и поспешно устремляются стать его участниками.

Торжествуйте небеса, возопийте горы с веселием! Христос Бог наш, плотию пострадав, воскресе и радость мiру дарова, всем дая жизнь и обновление! Возликуй ныне вся вселенная! Возрадуйтеся все народы, все человечество! Широко раскрыты Христом врата рая! Посылает Он апостолов проповедывать всем народам всей твари. Возрадуемся ныне все люди! Радуйтеся согрешившие и плачущие о грехах, ибо дается вам прощение.

Воспряните духом болящие и страждущие: Воскресший Христос дает здравие душам и телам! Пройдут скоро ваши бо­лезни и скорби.

Радуйтеся гонимые за веру Христову и за правду Божию! С Голгофы простирает вам Христос венец нетленный.

Радуйтеся все чада Православной Христовой Церкви! Возрадуйтеся все в сей Светлый День Воскресения! Простим друг другу взаимные огорчения и обиды!

Воскресения День! И просветимся торжеством, и друг друга обымем! Рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопиим:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Христос Воскресе!

Сан-Франциско - Брюссель-Париж. 1963 г.

Святитель Филарет (Вознесенский)
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

Христос Воскресе!

Из Церковной Истории известно, что в недавнее сравнительно время (особенно в 19-м столетии), среди неправославных богословов и ученых, появились многие, которые, по существу уже ничего христианскаго в своих убеждениях не сохранили, и с самой разрушительной критикой обрушились на основныя истины нашей веры, в особенности же на 4 наших Евангелия. Каких только изследований ни делалось, каких только научных трактатов ни писалось для того, чтобы доказать, что наши святыя Евангелия не принадлежат Апостолам Марку, Матвею, Луке и Иоанну, а просто кем-тo придуманы, составлены, сочинены значительно позднее.

Тут нужно сказать, что в последнее время, особенно же при Блаженнейшем Митрополите Антонии, наша православная богословская наука отвечая рационалистическим нападкам и критике, — до основания разбила и развенчала их, ясно и с полной несомненностью доказав, что наши Евангелия являются настоящими подлинниками и написаны именно теми лицами, теми евангелистами, имена которых он носят. Здесь получилось так, что эти критики, сами того не ожидая, сыграли, большую роль в установлении несомненной истинности наших Евангелий. Это подобно тому, как когда-то в Японии, когда приехал туда (будучи еще молодым иеромонахом), незабвенный "Апостол Японский" — Apxиeпископ Николай, и стал проповедовать Православие (каковая проповедь тогда в Японии запрещалась), к нему пришел убежденный, горячий, пламенеющий своей языческой верой, синтоистский жрец по имени Савабе; пришел с обнаженным мечем и сказал: "Если ты не прекратишь проповедь твоей веры, то я убью тебя вот этим самым мечем". Иеромонах Николай на это спокойно ему ответил: "Можешь, — я смерти не боюсь, но я вижу, что ты человек убежденный, честный, и советую тебе сначала ознакомиться с нашей верой... Скажи, как можешь ты так решительно ее отвергать, как можешь принимать такие решительные меры, когда, ты ее совсем не знаешь? Если ты порядочный и искренний человек, — то ознакомься с ней сначала." — “Ты правь”, — сказал Савабе, ушел от иеромонаха Николая, стал изучать христианство, и неожиданно для себя и других, стал убежденнейшим православным христианином, истинным "мужем подвига"; и когда засиял светильник Апостола Японии, — Apxиeпископа Николая, то одним из ближаших его сотрудников был настоятель Собора — старец протоиерей Павел Савабе.

То, что произошло с нашими Евангелиями, произошло в частности, и с основной истиной этих Евангелий — истиной Воскресения Христова. Как только ни обрушивалась на нее отрицательная критика, каких только объяснений и толкований она не придумывала! Характерно, однако, здесь вот что: если человек, почему-либо не хочет принять или понять истины веры, то он хватается за любое объяснение, даже явно неправдоподобное — лишь бы только за него "уцепиться" и этим как-то успокоить свою сговорчивую совесть. И вот, когда эти мыслители и ''богословы" боролись с признанием истины Воскресения, их утверждения н попытки объяснить в духе неверия н отрицания Евангельския повествования о Воскресении Господа Иисуса Христа сводились, главным образом, к трем гипотезам:

Первая из них — самая старая: вы о ней слышали в Великую Субботу при чтении Св. Евангелия: там повествуется о том как воины, пораженные явлением Ангела, отвалившаго камень от двери гроба, с ужасом побежали к книжникам и фарисеям и разсказали о произшедшем; те же, дав воинам денег и подкупив их этим, сказали им:

“Скажите, что, когда мы спали — ученики пришли ночью и Его украли”. При этом Евангелист Матфей, передавая это глупое обеяснение, говорит: "И промчеся слово это во иудеи даже до сего дне (даже доныне)". Он говорил это о своем времени, вскоре после Воскресения, а мы можем повторить его слова с полным правом, что промчалось это слово "и до сего дне" — и до наших дней. Сейчас, теперь, почти две тысячи лет спустя, несмотря на всю свою абсурдность, этого "объяснения", находятся люди, которые все еще пытаются поддерживать этот абсурд (особенно среди безбожников в СССР).

Из книги Деяний Аиостольских (гл. 12), мы знаем, что воины, которые стерегли Апостола Петра, не заметили, как ангел чудесным образом, ночью вывел его из темницы. Утром оказалось, что стража находится на месте, запоры невредимы, но Апостола, нет. Что могли сказать воины? Произошло что-то совершенно непонятное и необъяснимое. Однако же царь Ирод, разобрав это дело, приказал воинов казнить, потому-что при тогдашней железной дисциплине римский солдат своей головой отвечал за то, что он охранял. Уже по этой одной причине римская стража должна была поставить для охраны Гроба Господня своих отборных солдат. Это — во-первых. Во-вторых, спящий не является да и не может быть свидетелем. Они могли только сказать — "мы проспали", и больше ничего, А говорить то, что “ученики унесли, когда мы спали” — недоказанное утверждение. Спящий — не свидетель; если они видели, то, значить, не спали, а если не спали, то почему же не остановили?... Как мы видим, это — совершенно неправдоподобная выдумка, но за нее в свое время уцепились книжники и фарисеи, а в наше время ухватились теперешние большевики. Несмотря на все явное неправдоподобие этой выдумки.

Второе объяснение: говорят, что Господь Иисус Христос на, кресте не умер, а впал в глубокий, как-бы летаргический, сон, а в холодной пещере, в прохладном воздухе, от благоухания ароматов, которыми было помазано Его Тело, Он пришел в себя и Bышел из Гроба. Те, кто так разсуждают, очевидно не считают Иисуса Христа Лицом Божественнаго достоинства, а простым человеком. Но против этого объяснения давно возстала медицина указавшая на одно очень простое обстоятельство: если положить и пещеру человека с пронзенными так руками и ногами, как были они пронзены у Спасителя, то этот человек в течение долгаго времени не сможет стать на ноги и не сможет работать руками. Как и каким же образом мог так тяжко избитый и израненый человек встать на третий день из гроба, и отвалить огромный тяжелый камень, о котором мироносицы говорили: "Кто отвалит нам камень от двери Гроба? Бе бо велий зело" ...

Эта вторая безсмыслица является такой же абсурдной выдумкой, как и первая. Помню, как — когда я жил еще в г. Благовещенске, один неверующий врач вздумал напечатать в газете подобное объяснение, за которое получил, в газете же, заслуженную отповедь от покойнаго Apxиепископа Димитрия, тогда — настоятеля Благовещенскаго кафедральнаго Собора.

Третье обеяснение, которое считалось более правдоподобным, было следующее: Говорят, что Апостолы были до такой степени наэлектризованы ожиданием увидеть Воскресшаго Учителя, что это привело их в состояние чрезмерной экзальтащи; у них появились галлюцинации, и они, будучи в таком состоянии, т. е. галлюцинируя, думали, что перед ними, действительно их Учитель; на самом же деле это было явление больного воображения в состоянии болезненнаго экстаза.

Утверждать, конечно, можно все, что угодно; на мертвых можно возводить все, что угодно; мертвые не могут ответить. Но ведь, знать и судить о воскресении Спасителя мы можем только по Евангелиям; других источников у нас нет. А разве есть в Евангелии хотя бы одно место, где было бы указано, что апостолы могли быть такими легковерными и экзальтированными?.. Почитайте Евангелие. Вы сразу увидите обратное: апостолы никак не могут поверить; им говорят муроносицы — они не верят. Апостол Фома прямо заявил, что "пока я не увижу и не осяжу Его раны, — не поверю''. В одном из евангельских повествований говорится, что Господь, явившись однажды апостолам, упрекал их за неверие, за жестосердие, за то, что они и свидетелям-очевидцам не верят. Таким образом, мы видим, что у апостолов не только на было никакого экстатическаго ожидания увидит своего Учителя Воскресшим, а наоборот, — упорное недоверие ...

Это было устроено Промыслом Божиим. Если после такой упорной недоверчивости и сомнений, апостолы потом настолько поверили в Воскресение Своего Учителя, что пошли на проповедь и на смерть за Него — это с несомненностью свидетельствует о действительности Его Воскресения!

Те, кто упорно держатся за данную гипотезу — говорят о массовых галлюцинациях, происшедших, якобы, не только с апостолами, но и — позднее — со всеми верующими. Но хотя массовыя галлюцинации (когда галлюцннирует одновременно много людей) и были засвидетельствованы в медицине, но как редчайшее явление, и притом, галлюцинации зрительныя. Слуховых же не наблюдалось. А Господь, по Евангелиям, неоднократно беседовал с Апостолами после Своего Воскресения.

Не следует забывать и указаний Евангелия на то, что апостолы принесли Господу Иисусу Христу (по Его требованию) рыбу и мед. Апостолы принесли Ему, разумеется, не галлюцинацию, а настоящую рыбу и настоящей мед, и, Господь у них на глазах вкушал эту рыбу и мед и они Им поглощались и следовательно исчезали; но такой "галлюцинации", в которой уничтожалась бы действительная, реальная пища — никто никогда не видел и не увидит...

Таким образом, и третья гипотеза оказалась несостоятельной. Когда один честный, но до сего не-вероваший человек, крупный ученый и самостоятельный мыслитель, стал изучать Евангельские сказания о Воскресении, то в своей книге он стал постепенно приходить к вере, хотя все еще колебался, — трудно было ему порвать с прошлым и изменить свое мировоззрение. Но он сделал смело и открыто определенный вывод: "Мы должны признаться, что из всех повествований Евангелия о Bocкpeceнии Спасителя, может быть сделан только один вывод: действительно, Распятый и Погребенный во Гробе, неведомо как, и непонятно как, но несомненно, явился Своим Ученикам, почему они стали с такой силой и убеждением проповедывать о Воскресшем Учителе." Вот, что сказал человек, еще колеблющийся и еще не имевший настоящей веры, но потом ставший верующим ...

Благодарение Богу — верующему сердцу не нужны никакия доказательства! Зачем доказывать человеку, что есть солнышко на небе, когда оно светит и греет? Но есть слепые, не видящие и не верующие, и вот этим-то слепцам полезно изучать такия повествования и факты, потому что неверие старается убедить своих последователей в том, что все его утверждения точно доказаны; а когда те начинают это честно и добросовестно изучать, то видят, что ничего такого не доказано, и не может быть доказано, а поэтому Истина Светлаго Воскресения Христова, по-прежнему светом сияет пред всем человечеством ... Христос Воскресе!

Аминь


СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ПРОПОВЕДЬ

Иже во святых отца нашего Леонтия, 
Пресвитера Константинопольского

Cлово на святой день Пасхи

Все образы Воскресения Господня указывают на телесное пиршество и душевное спасение; окончена скорбь, удалилась зависть, отступила война, попрана вражда, прекращен бой, почтен мир, водворилась приязнь, познана любовь, примирены раздоры, исполняется слово, гласящее: “Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе” (Пс. 133, 1); не знаменуют ли чувственно настоящие образы Воскресения Господня истину духовную? Почему? Потому что не с Адамом мы более скорбим, но со Христом прославляемся, не с Евой терпим упреки, но с Девой Марией получаем блаженство, не отвращаемся от древа, но “несем крест свой” (Лк. 14, 27), не страшимся змия, но благоговеем пред Духом Святым, не “в землю отходим” (Быт. 3, 19), но поднимаемся на небеса, не изгнаны более из рая, но покоимся “на лоне Авраамовом” (Лк. 16. 22-23), не слышим более, как иудеи: “Нощи уподобих матерь твою”, ибо стали “людие мои яко не имущи разумения” (Ос. 4, 5-6), но воспеваем в духе: “Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.” (Пс. 118, 24). Почему же? Потому что не померкло Солнце, но осветило все, потому что не раздралась завеса, но утвердилась Церковь, и не пальмовые ветви мы подъемлем, но приводим новопросвещенных.

“Сей день, его же сотвори Господь” (Пс. 118, 24)“сей”, а не “сии”, ибо много тиранов, но Царь один. Сей День Господень, День победный, колыбель Воскресения, благодати украшение, верующих пиршество, духовного агнца разделение, заново родившихся вскормление, усталых отдохновение. “Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”,но не в кабаке, а во храме, не допьяна, а умеренно, не по-иудейски буйствуя, а по-апостольски празднуя, не на площадях играя, а в домах воспевая. Ибо ныне день Воскресения, а не бесчиния; никто, танцуя, на небо не восходит, никто пьяным пред Царем не предстает. Пусть же никто из вас в сей день не скорбит, но воспевает Бога; ибо в сей день Адам освободился, Ева скорбь отринула, и человечество от мук избавилось.

Ибо в этот день Господь наш Христос, Воскресший из мертвых, прежде всех Марии Магдалине и другой Марии явился и сказал им: “Радуйтесь” (Мф. 28, 9)радуйтесь вы, и через вас весь ваш род. Радуйтесь, сказал Господь женщинам. Спрашивают некоторые: “Почему Господь, восстав из мертвых, прежде всех не апостолам явился, но женщинам, и им сказал: “Радуйтесь”?” Почему? А потому, что через женщину пришла скорбь, и теперь через женщину Господь возрастил благодать, да исполнится слово, гласящее: “Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать.” (Рим. 5, 20) Ибо, когда Господь был распят на кресте и предан гробуне за свои, а за наши грехивсе апостолы бежали, страшась за свою жизнь, “яко овцы не имущыя пастыря” (Мф. 9, 36); а женщины эти, страшась, все же не спали и бодрствовали всю ночь, оплакивая Спасителя; вот почему и по сей день множество женщин собирается на ночные бдения. Когда же пришли они к могиле, разумеется, встретил их Господь и сказал: “Радуйтесь”, ибо прежде они плакали; итак, кто сеет слезы, пожнет веселие. Радуйтесь, узнав Мой голос; ибо вид Мой изменился и стал не плотью, но как бы одеянием. Радуйтесь, женщины!

Ибо там воинская стража дрожит вокруг гроба, не видя Покоившегося там, сторожит печать, не устерегши сокровища, рассевает серебро, дабы пожать ложь. Можно сказать, что первенцы иудейские были поражены Восставшим из мертвых. Познаем же силу Умершего. Ибо все вы здесьприрожденные сыны Воскресения, одушевленные светочи мира, держащие слово жизни, градоначальники Вышнего Иерусалима,оттого, что над добровольным гробом Господа первосвященники и фарисеи, придя к Пилату, сказали ему: “Господи, помянухом, яко льстец он рече еще Сый жив: по триех днех восстану: повели убо утвердити гроб до третиего дне.” (Мф. 27, 63-64) “Рече же им Пилат: имате кустодию: идите, утвердите, якоже весте.” (Мф. 27, 65) Иудеи же, отойдя, отдали приказы и “утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею” (Мф. 27, 66) О страх пред Мертвым, о дрожь пред гробницей! Живые страшатся Мертвеца, иудеи, отвергшие Господа, теперь садятся у Его гроба, ставят солдат у могильного камня, словно признают Погребенного Царем; ибо воины охраняют царя. О фарисеи, если льстецом был Господь наш Христос, почему вы боитесь льстеца? Зачем нанимаете себе в помощь солдат? Что за война с Мертвым? Что за укрепления вокруг могилы? Если, о иудеи, Господь наш Христос, телом погребенный, но в Божестве Своем ничуть не тронутый тлением,если Он испугался печати, камня, стражи и войска и не воскрес, верно вы называете Его льстецом. Если же воскрес, как говорится [в Писании], что призываете Пилата?

Не лучше ли вам вспомнить Писания? Разве не сказал Господь в вочеловечении Своем: “По триех днех восстану” (Мф. 27, 63)? Послушайте, иудеи, как много лет назад через пророка Софонию Он предвидел и предсказал Свое будущее Воскресение, и поймите, что сиене невиданное дело, но нечто предреченное. Послушайте, что Сам Он вещает сонму языков чрез пророка Софониюибо в день Воскресения подобает говорить о Воскресении. Почему же Господь пред сонмом языков собранию иудеев дает разводное письмо и объявляет, что дарует язычникам благодать, не требуя платы? “Сего ради потерпи Мене, глаголет Господь, в день Воскресения Моего во свидетельство: зане суд мой в сонмища языков.” (Соф. 3, 8) Что ответишь ты на это, иудей, букву сохранивший, а дух утративший? Кто это говорит: “Потерпи Мене в день Воскресения Моего”? Давид, может быть, или кто-то из [сынов] Давидовых? Но это ложь: не Давиду принадлежат эти слова, ибо Давид был царем израильтян, а не вожатым язычников. Если же упорствуют дети иудеевибо весь их народ склонен к спорам и упрямствуутверждая, что это сказано Давидом, пусть услышат, что не только пророкисыны Давидовы, но и сам Давид, за много лет предвидел телесное Воскресение Господа и говорил: “Не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления.” (Пс. 16, 10) Если правдивы эти слова, о иудеи, зачем наняли вы воинов, дабы похитить Воскресение? Кто может удержать в пещере Солнце? Послушайте, дети иудейские, как порицает Он вас чрез Исайюибо “отец ваш диавол” (Ин. 8, 44)и в то же время дает обетование Воскресения, говоря так: “Ныне воскресну, глаголет Господь, ныне прославлюся, ныне вознесуся.” (Ис. 33, 10)

Ныне вострепещите! Тщетна крепость отца вашего (ср. Ис. 33, 11). А кто отец иудеев? Диавол. Чем доказать это? Сам Господь говорит им в лицо: “Вы от диавола” (ср. Ин. 8, 44), и отец вашСатана. Тщетна крепость отца вашего, и правдиво Мое слово: он возделал древо проклятияЯ воздвигаю крест благословения; он вытесал гробЯ устрояю алтарь; он предал Меня иудеям на распятиеЯ в ответ повесил его самого. Воистину, тщетна крепость отца их диавола; ибо сейчас, в сей день, когда я говорю о новопросвещенных, вижу, сколь многих из детей своих он потерял: ибо чем больше их радость и торжество, тем тяжелее его скорбь; он в пустыне, они с ангелами, а онсо свиньями. Откуда он ниспал, туда они поднялись и там укрепились. Они, прежде рабыосвобождены; он, прежде архангелстал бесом. Они, прежде врагиныне друзья; он, прежде другпроклят. Они, прежде бедныеразбогатели; он, прежде богачв лохмотьях. Они, прежде бесславныепрославились; он, прежде славныйв “ручных оковах железных” (Пс. 149, 8). Они, прежде пленникисвободны; он, прежде бравший в пленникого не может удержать, ибо все новопросвещенные вырваны из плена властью Царя-Христа.

Послушай, что говорит Дух Святой через пророка Давида о новопросвещенных за много лет до того: “Да рекут избавленнии Господом, ихже избави из руки врага, и от стран собра их, от восток и запад, и севера и моря.” (Пс. 107, 2-3) Слова эти не лгут; ибо из всех родов, их всех племен и всех стран сеть рыбарей-апостолов уловила духовных рыб в садок купели. Таково искусство рыбарей Христовых; не лесу они закидывают, но улавливают верою. “Да рекут избавленнии Господом, ихже избави из руки врага”, диавола, сеющего плевелы (Мф. 13, 39), сеющего, но не пожинающего; ибо пустыня стала раем: не произрастает в ней больше дурная трава, но цветут лилии-новопросвещенные; созерцая это, сказал давным-давно Исайя: “Да веселится пустыня Иорданова и да цветет яко крин.” (ср. Ис. 35, 1) Почему же новопросвещенные названы “крином”? Потому что сияют они белизнойснаружи, золотом верывнутри. “Да рекут избавленнии Господом.” Что же они “рекут”? “Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася грехи.” (Пс. 32, 1) “Сеть сокрушися, и мы избавлени быхом.” (Пс. 124, 7) “Да рекут избавленнии Господом”: “Совлекохся ризы моя, како облекуся в ню?” (Песн. 5, 3) “Да возрадуется душа моя о Господе: облече мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя.” (Ис. 61, 10) Что это за риза? Покров веры и одежда веселия. Из чего сшита? “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” (Гал. 3, 27), то есть в подобие Нераздельной Троицы. “Да рекут избавленнии Господом”. Да рекут, а не безмолвствуют, не забывая и не пренебрегая милостью, “да рекут избавленнии Господом”: “Един Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас”(Еф. 4, 5-6). Но да не будет так, что внизу, в купели, они будут славить Бога, а, поднявшись, предадутся суесловию!

Научись же, новопросвещенный, богопочитанию: как окрещенный, славь Бога, как возрожденный, веруй и возрастай в вере; знающийбодрствуй; одеянныйне разрывай своих одежд; получивший дарыне продавай их; “обновившийся как орел”лети ввысь; исшедший из Содомане оборачивайся, чтобы не превратиться, подобно жене Лота, в соляной столб; сын избранныйне будь подобен Авессалому; ученикне встречайся с Иудой; вошедший в ковчегне приближайся к ворону; освобожденный от рабства египетскогоне делай себе бога из бычьей головы; спасенный от демоновне почитай святыми звезды; получивший свободуне отдавайся в добровольное рабство. Ты “совлекшеся ветхого человека и облекшеся в новаго” (Кол. 3, 9-10), который есть Христосбдительно храни душу свою и тело от скверны. Ты вырван от язычниковне преклоняйся же перед солнцем: не тыдля солнца, а солнцедля тебя. “Да рекут избавленнии Господом.” Что они “рекут”? “В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово.” (Ин. 1, 1) Так только что возвестил нам Иоанн евангелист, испытатель всего поднебесного, невредимый под защитой Духа Святого, единый, дерзнувший исследовать лоно отцов, эллинство разрушивший, иудейство затмивший, все ереси разорвавший, словно паутину, с косноязычной речью на такую высоту взошедший, “приклонившийся к груди Господа” (Ин. 21, 20), из сосуда веры, словно из источника неиссякаемого, черпавший влагу Богорождения. “В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово.” Слушай внимательно: всегда Слово “было” и никогда не “стало” и не “сделалось”, всегда было “Богом”, всегда“Творцом”, и никогда не “Сотворенным”. Поверим ли Иоанну Богослову или Арию Богохульнику? Ибо я ничего общего не имею с Арием, кладущим на весы Божество. Что же “рекут” избавленные Господом?“Нет у нас никакого общения с Македонием, разделяющим Духа Святого.” И забудем об этих дурных людях в сей день благой.

Посему отвратимся от еретиков, когда-то по одеяниямсвятых, а ныне, как собаки, кусающих исподтишка, и прислушаемся к праотцу Иакову, так говорящему и вносящему свою лепту в Воскресение Господа: “Возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит его?” (Быт. 49, 9) Такое пророчество изрек Иаков о Христе, Господе нашем. Почему же “уснул есть яко лев” Христос? По причине Его царского достоинства и способности к Воскресению; ибо как льва лежащего никто не посмеет разбудить, пока он сам не проснется, так и Господа Христа никто не воскресил из мертвых, но Сам Он восстал, по Своим собственным словам: “Область имам положити душу и область имам паки прияти ю” (Ин. 10, 18), и снова: “Разорите церковь сию, и тремя денми воздвигну ю” (Ин. 2, 19). “Возлег уснул еси яко лев”, говорит [Иаков] и Христа именует львом. Почему? Потому что телесный лев, даже спящий, держит глаза открытымитакова природа льва; так и Господь наш Христос, почивая три дня Своей человеческой природой, не закрывал очей Божества. Ему же подобает честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


ДУХОВНОЕ СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО

О Пасхальной службе в Иерусалиме

Ждали и дождались! Когда старый Патриарх запел Христос Воскресе, тяжелое бремя спало с наших душ. Мы почувствовали себя как неземные духи: как бы воскресли! Сразу отовсюду раздались стихийные клики народов и племен, подобно шуму вод многих, - внизу, около гроба, наверху, на Голгофе, по галереям, по колоннадам, по ступеням иконостаса, на выступах окон: где едва было место для ноги человеческой, всюду теснились люди. Этими кликами наши добрые братья из Азии и Африки выражают свою радость. Нечто необычное для европейцев, но таковы люди на Востоке: страдание до экстаза и радость до экстаза. На Страстной Неделе они громко рыдали у Гроба Господня, лобызали Гроб устами, с любовью прикасаясь к нему лицом и руками, ударяли себя в грудь, причитали... А наутро - шумные восклицания радости. Они искренни и несдержанны как дети, но не детям ли обещал Господь Царство Небесное? От одного копта я слышал отзыв о европейцах: умеют смеяться, но не умеют радоваться. Восточная радость- без смеха, особо возвышенная, духовная радость. 

Да вокреснет Бог и расточатся враги Его, - поют греки. Гроб претворился в рай, место мучений - в палату веселия. Держим горящие свечи в руках, но души наши светлее свечей.

Христос воскресе, - поют русские. Чудно, умильно и мягко, как шелк, - как только русские это умеют. Но в этот час и на этом месте и самое плохое пение казалось бы прекрасным, да и самое некрасивое лицо - красивым. Свет и радость Воскресения все меняют, все преображают: и голоса, и лица, и предметы. Все прекрасно вокруг нас, все чисто, все свято, все - как в раю.

Христос воскресе, - поют по своему арабы, топая ногами и рукоплеская. Слезы текут у них по лицам и блестят, освещаемые со всех сторон тысячами огней от лампад и свечей. Выражение скорби, слез обращается на служение радости. Столь велика человеческая душа в своей искренности! Только Бог и Ангелы Божии выше ее.

Христос воскресе, - поют сербы, копты, армяне, болгары, абиссинцы, негры - одни за другими, каждый на своем языке, своим напевом. Но все - прекрасны. Скажу вам: все люди вокруг нас кажутся прекрасными и добрыми. И эти черные сыны и дочери Африки - все прекрасны и добры, как Ангелы. Это чудо, которое может совершить только Воскресение Христово. Это и есть единственная истинная основа братства между людьми: видеть всех людей прекрасными и добрыми.

После того как все народности спели тропарь, тронулся крестный ход вокруг Гроба Господня. Азиаты в фесках, африканцы в чалмах пели какую-то свою песнь, отбивая такт руками и ногами: "Одна есть вера, вера правая - вера православная!".

Затем следовали канон и Литургия. Но все чтения и пения заглушались одной и той же песнью: Христос воскресе из мертвых! На рассвете дня воскресное служение кончилось в храме, но продолжилось в душах наших. Мы стали смотреть на все в свете славы Воскресения Христова, и все выглядело иначе, чем вчера: все - лучше, выразительнее, славнее. Только в этом воскресном свете жизнь получает смысл.

В полдень - величественный крестный ход чрез Святой Град и чтение Евангелия на многих языках. После того мы смотрели, как арабы играют мечами и как носят на руках Патриарха.

Хотелось нам еще спуститься к русской церкви святой Магдалины в Гефсимании, куда мы были приглашены любезными русскими сестрами. Мы пошли опять путем Крестным. Насколько теперь казался он нам совсем другим! Прекраснее и светлее! Насколько легче стало на душе! Победа Христова поглотила смерть, а с нею - муки и страдания, ничего не видно из-за сияющего света Воскресения!

Воистину, воистину воскресе Христос!


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное