Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие
Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 68.
11 / 24 мая 2001
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Содержание

Вознесение Господне
Святитель Филарет (Вознесенский). Слово в праздник Вознесения Господня

Церковные новости
Бостонский Синод (Святая Православная Церковь Северной Америки) канонизировал Святителя Филарета (Вознесенского)

Документы
Заявление “Киевского духовного округа” в поддержку Епископа Каннского Варнавы
Письмо верных чад РИПЦ (юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ) архиереям РПЦЗ
Открытое письмо чтеца Александра Игнатенко редакции журнала Австралийской епархии РПЦЗ “Церковное слово”

История Церкви
Владимир Мосс. Православная Церковь на перепутьях. ч. 9. Катакомбная Церковь - поражение и победа

Наследие
Священномученик Нектарий Яранский. "Да не смущается сердце ваше" - письмо к пастве 1933 г.

Духовное слово Святителя Николая Сербского
Одинокой женщине о молитве 


Здравствуйте!
Вчера был великий праздник Вознесения Господня, однако по каким-то причинам вчера вышел позавчерашний выпуск нашей рассылки, а вчерашний, праздничный приходится выпускать сегодня, 25 мая.
12.05.2001
Попразднство Вознесения
Ваш,
Егор Холмогоров


ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Святитель Филарет (Вознесенский)
Слово в праздник Вознесения Господня

Как часто приходится слышать от верующих людей о том, что грустно расставаться с Пасхой. Многие говорят, что грустно потому, что Господь был с нами в эти пасхальные светлые дни, а теперь оставит нас. Да, конечно, отзвучали и окончились торжественные пасхальные дни. Но должно помнить, что одно из тех песнопений, которое в особенности часто повторялось в эти светлые дни: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу» и сейчас только что звучало, на этой всенощной, уже под другой праздник - праздник Вознесения Господня. Это песнопение показывает теснейшую связь между двумя торжествами: между торжеством Пасхи и торжеством Вознесения Господня.

Один и Тот же Господь Иисус Христос, Которого мы славили и в пасхальную ночь, во славе возносится теперь на небо, почему и наша радость духовная должна следовать за Ним туда, а вовсе не печалиться. Казалось бы, что мы могли бы скорбеть, как и апостолы. А мы в песнопениях, которые пелись во время всенощной, слышали, что Господь Своих учеников и Свою Божественную Матерь «радости безчисленныя исполнил в Вознесении Своем». Помните, что Вознесением Господним и возселением Его одесную Бога Отца, закончилось то непосредственно Ему принадлежавшее дело, которое Он совершил «нас ради человек и нашего ради спасения».

На заре истории человечества, человек возмечтал сравняться с Богом, но совсем с Ним не сравнялся и Богом не стал, а из чистого, невинного и святого стал непотребным грешником, «начаток гнева», как говорит Писание. Но Господь не оставил Свое творение. Человек захотел быть Богом, но Им не сделался, но Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и явился на земле как Богочеловек. Он принял на себя нашу человеческую природу настолько, что теперь уже на всю безпредельную вечность не будет иного Сына Божия, как Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа, Который благоволил в Свое безпредельное Божественное Естество восприять наше человеческое естество, нашу человеческую природу. Бог сошел с неба на землю, как Бог, а на небо вознесся как Богочеловек, т.е. нашу человеческую природу не только искупил, очистил от греха и освятил, но посадил одесную Бога Отца. Теперь, превыше всего сотворенного, превыше ангелов, архангелов, херувимов и серафимов возседает на Божественном Престоле Бог и в то же самое время Человек, во всем подобный нам.

Только премудрость Божия, безконечная любовь Божия, благость Божия, премудрость и сила могли осуществить это претрудное дело. Поэтому помните, когда мы славим Господа Спасителя, вознесшегося и седящего одесную Бога Отца, то мы славим в Нем и нашу человеческую природу. Но и этого мало. Мы в Апокалипсисе читаем, что Господь Говорит: «Побеждающему дам сесть со Мной на Престоле Моем, как Я победил и сел с Отцом Моим». Об этом и мечтать страшно, не то что сказать, а это - слова Спасителя, Который никогда не говорил неправды, никогда не говорил никаких преувеличений - если Он так говорит, значит это будет именно так, как Он говорит - иначе и быть не может.

Поэтому, мы не только за Него радуемся, что Он возсел одесную Своего возлюбленного Отца, но радуемся тому, что и наша человеческая природа не только очищена и освящена, но и возвышена превыше небес. И поэтому, праздник Вознесения Господня должен быть не день печали, а радостью безсмертной духовного торжества.

Аминь.


ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

БОСТОНСКИЙ СИНОД (СВЯТАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ) КАНОНИЗИРОВАЛ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО)
(Вертоградъ, Вустер /штат Массачусетс/)

Торжественное прославление святителя Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха РПЦЗ, совершили 20 мая в Вустере (штат Массачусетс) в приходе Святого Воскресения, настоятелем которого является протопресвитер Виктор Мелехов, иерархи Святой Православной Церкви Северной Америки (HOCNA). На торжественных Богослужения в честь прославления присутствовало около 300 человек, в том числе множество клириков.

Накануне, 19 мая, было отслужено Всенощное бдение, а в сам день – Божественная Литургия, после которой состоялась трапеза. Во время трапезы игумен Адриан, настоятель Вознесенского скита, вышедший из РПЦЗ полтора года назад, рассказывал о святителе Филарете. Отец Адриан был одним из диаконов Владыки Филарета и общался с ним в течении 21 года.

Решение о канонизации св. Филарета было принято Бостонским Синодом в октябре прошлого года (текст этого решения публиковался в Вдъ: http://vertograd.narod.ru/1100/docum.htm). В Синодальном определении, в частности, говорится: “Бог явно показал, что Его слуга и иерарх Филарет уже находится в сонме святых. Не мы и не другие смертные “объявляем” о нем или “прославляем” его, поскольку он уже прославлен Богом. Все, что делаем мы, это только признаем этот факт публично и совершаем [в честь святого] службу”.


ДОКУМЕНТЫ

ЗАЯВЛЕНИЕ “КИЕВСКОГО ДУХОВНОГО ОКРУГА” В ПОДДЕРЖКУ ЕПИСКОПА КАННСКОГО ВАРНАВЫ

Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!

Киевский приход ИПЦ в честь св. мучч. Бориса и Глеба поддерживает действия вл. Варнавы с единомысленным духовенством. Молимся, чтобы Господь укрепил их в стоянии за истину.

Прещения отступников считаем недействительными и не имущими никакой силы и власти (согласно Св. Канонам). Также воспринимаем свои прещения от бывшего нашего еп. Агафангела. Ведь отступники подпали под собственную анафему 1983 г. и лишены сана по правилам Христовой Церкви, осуждающей ересь. Считаем обязанностью всех верных православию именно в этот решающий для судьбы РПЦЗ период поддержать законные действия противостоящего апостасии духовенства.

7/20 мая 2001 г.,
духовник Киевского Духовного округа иерей Николай (Фуртатенко),
иерей Василий (Фуртатенко) с прихожанами.

 

ПИСЬМО ВЕРНЫХ ЧАД РИПЦ (ЮРИСДИКЦИИ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ) АРХИЕРЕЯМ РПЦЗ

Преосвященные владыки, благословите!

Преосвященные владыки, примите с любовью и пониманием это письмо от верных чад Русской Истинной Православной Церкви (РИПЦ).

(Прежде всего, простите за советскую орфографию, которая обусловлена кроме всего прочего и техническими причинами).

Не дерзость и своеволие заставили нас обратиться к Вам с этим открытым письмом, а высшее служение и тревога за будущее Истинной Русской Православной Церкви. Это смущение в нас посеяли решения последнего Архиерейского Собора РПЦЗ, а именно: Послание Архиерейского Собора РПЦЗ от 14/27 октября 2000 г., Резолюция Собора и Письмо Собора к Сербскому патриарху. Многие места в документах Собора нас смутили (о них много и хорошо говорят священники и миряне РПЦЗ и ИПЦ в посланиях на сети интернет на узле “Мысли о России”). Нас же особо поразили два вопроса: об объединении с Московской Патриархией и Письмо к Сербскому патриарху.

Сначала о первом из них. Из документов вышеназванного Собора РПЦЗ (да и из других источников предыдущих лет), у нас сложилось устойчивое мнение, что у некоторых из Вас, преосвященные владыки, просматривается сильное желание объединиться с МП.

Это желание явно не основано на реальных фактах из жизни МП, так как желаемое принимается за действительное. Вы смотрите на буквы последнего собора МП, а мы всегда смотрим и на дела МП. Неужели МП в решениях собора превратилась в “Русскую Церковь”, “бывшую подъяремную церковь”, “расторгнутую часть Русской Церкви”? Неужели Новомученики российские терпели гонения и муки ради того, чтобы в 2000 году несколько строчек решения собора МП якобы отменили Декларацию митрополита Сергия?

Признав неканоническую псевдоцерковную организацию (МП) своей сестрой, Вы предали всех русских исповедников времени богоборческой власти в России! Многие из нас вышли из МП, а Вы нас обратно туда возвращаете! “Да будут извержены и отлучены все, сообщающиеся с епископами, получившими епископскую в Церкви власть через мирских начальников!” (30-е апостольское правило). МП — это новообразование 1927 года рождения, которое создано и поддерживается епископами-отступниками через мирских начальников ГПУ, НКВД, лично Сталина, КГБ, КПСС, ФСБ, МИД России. Зачем Вы забыли в вопросе Московской Патриархии Хеврон, Иерихон, Бари? С кем хотите Вы объединиться? С содомитами, как, например епископ МП Никон Миронов? С табачными, алкогольными, нефтяными, банковскими долларовыми миллионерами, как, например, открытый еретик — экуменист митрополит Кирилл Гундяев, заявляющий, что ВСЦ — это колыбель новой церкви (вероятно антихриста)? С братом раввинов кагэбэшным Алексием вторым? С масоном-ротарианцем, лауреатом премии Полла Харриса за развитие ротарианского (масонского) движения в Украине митрополитом Харьковским Никодимом? С женатым епископатом типа бывшего митрополита МП Филарета Денисенко? МП — это “блудница Вавилонская”, которая засела в храмах Истинной Матери-Церкви. МП — это экуменисты-обновленцы православного обряда. МП превращена в бюро обрядовых услуг по треботорговле. Мы открыто просим Вас: открыто заявите нам, что Вы отрекаетесь от выбранного пути на соединение с МП.

В МП уже празднуют победу. Вы учили нас о том, что сергианство, экуменизм, обновленчество должны быть осуждены на будущем свободном полном всероссийском и всезарубежном соборе русских епископов, которому епископы РПЦЗ должны будут дать отчет о своем стоянии в Православной вере за время с момента создания РПЦЗ. Однако отчет Вы будете давать не такому собору, а “патриарху московскому” Алексию второму. Об этом он заявил Вам в ответ на Ваше вышеуказанное послание в Берне 15/2 февраля 2001 года от Р.Х.: “На сегодняшний день отпали все причины, которые раньше оправдывали разделение. Когда создавался Синод Зарубежной Церкви в начале 20-х годов в Сремских Карловцах, митрополит Антоний сказал, что он создается как временное учреждение до тех пор, пока в России Церковь не получит свободу, а когда это произойдет, мы принесем отчет о своей деятельности Патриарху Московскому”. Готовы Вы отчитаться перед Алексием вторым? Теперь нет в земной жизни святейшего патриарха Тихона, которому хотел дать отчет митрополит Антоний Храповицкий и единомысленные с ним архиереи. Не с кем составлять Собор. Почти весь епископат ИПЦ погиб, претерпев застенки, гонения и муки, благодаря иудам искариотским в саккосах и рясах в МП, променявшим чечевичную похлебку “легализации” на Истину — Господа нашего Иисуса Христа. Не следуйте им. Поднимите опять знамя Православия! Вами же экуменизм осужден, святые Новомученики Российские прославлены. За что боролись истинные православные христиане — епископы, священники и миряне России после Декларации митр. Сергия Страгородского 1927 г.? За прославление их сергианской “патриархией”? Разве не издевательство это над подвигом свв. Новомучеников Российских? “Еретика, после первого, второго вразумления отвращайся” (Тит. 3, 10)!

Дорогие преосвященные, не тяните нас в обновленческое “болото” МП! Если Вы туда зайдете, то без нас. Членов МП от мирянина до “патриарха” можно только принимать, и только через покаяние и на словах, и на деле. Принимающий епископ (собор епископов) должен строго следить, кого из епископов и священников МП принимать в сущем сане, а кого, как мирян, а некоторых и как мирян нельзя принимать (содомитов, например). Согласны ли в МП на такие условия?

Теперь обратимся к Письму Сербскому патриарху. Просматривается общее настроение составителей этого послания: поскольку Сербия когда-то приютила русских беженцев из красневшей России, поскольку Сербия последние годы терпит постоянные унижения от мирового сообщества — то, “будучи вашими братьями, по крови и вере, мы всегда дорожили евхаристическим общением между нашими Церквами-сестрами”. Как нам все это понимать? Или составители этого послания забыли, что Сербский патриарх — активный член еретического ВСЦ? Или сербы-экуменисты уже не еретики? Или, может быть, экуменизм в глазах составителей этого послания перестал быть ересью? Да, Сербия когда-то приютила РПЦЗ, но тогда Сербская церковь не была еще членом ВСЦ. Да, Сербия недавно пережила страшные войны, но русский народ в 1941-1945 гг. пережил еще более страшную войну. Так неужели из этого можно делать вывод о евхаристическом общении с МП? Чем МП хуже Сербской патриархии? Разве сербские экуменисты во время коммунистического правления в Югославии не нахватались своего сергианства? Все религиозные объединения, которые являются членами ВСЦ, являются в то же время и еретическими, независимо от того, братья они или не братья “по крови”. Да хоть отец или мать родные — экуменисты — значит, еретики. Аминь. С каких пор у РПЦЗ появилась “сестра”-экуменистка? Не к добру приведет эта заблудшая сестра. Через эту “сестру” Вы “под свою анафему падоша”. “Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковой да будет отлучен” (10-е апостольское правило). А Вы одобряете евхаристическое общение с экуменистами. Мы требуем созыва полного Собора РПЦЗ, на котором были бы представители от священников и мирян, в том числе из России (СНГ).

По пророческим словам святителя Иоанна (Максимовича), Истинная Церковь, хотя и уменьшится в числе, но очистившись как алмаз, будет сиять до Второго славного Пришествия Христова!

С нами нет брата Иосифа — нет и Иверской Монреальской иконы Божией Матери. Разве не знамение это всем нам?! Остановитесь! От РПЦЗ отнята мироточивая икона Богоматери! Теперь только понимаем почему. Это повод для покаяния всем нам. Надеемся, что найдутся среди Вас те, которые подхватят знамя Православия, чтобы нам идти за ними.

Дорогие владыки, заверяем Вас, не со злом и гордыней мы пишем это письмо, но со скорбью и мольбой. Умоляем Вас, пересмотрите решения последнего Архиерейского Собора РПЦЗ! Запретите все молитвенные общения с экуменистами, даже с “братьями по крови”! К РПЦЗ сейчас говорит Господь наш Иисус Христос: “Не бойся малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лк. 12, 32). Умоляем Вас, вернитесь к стоянию в Истине, которое заповедали нам Ваши славные предшественники: митрополиты Антоний, Анастасий и Филарет; святители наши — святитель Иоанн (Максимович) и архиепископ Аверкий. Поверьте, мы не жаждем раскола, но молим Бога о врачевании этой раны, но и долго не намерены терпеть попрание Истины в нашей Церкви.

Мы держались и пока держимся РПЦЗ не ради нее самой, а ради Истины. И пока РПЦЗ стояла в Истине, то и мы за РПЦЗ. Устоит в Истине — Слава Богу! А нет — на нет и суда нет!

Да будет Воля Господня на нас. Аминь.

Верные чада РИПЦ:
миряне Горожанкин Александр,
Савченко Сергей,
Антонов Валерий.
21 мая 2000 г.

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЧТЕЦА АЛЕКСАНДРА ИГНАТЕНКО РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ АВСТРАЛИЙСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦЗ “ЦЕРКОВНОЕ СЛОВО”

Христос Воскресе!

Дорогие о Господе братия и сестры, дорогая редакция православной газеты “Церковное слово”, разрешите от лица всех прихожан Дальневосточного благочиния поблагодарить Вас за высланные номера “ЦС”. Нам интересно и полезно узнать о жизни австралийской епархии, чем она живет, какие проблемы преодолевает на своем пути. Дай Бог Вам и впредь просвещать Словом Христовым Австралийскую землю.

Очень хотелось бы видеть на страницах Вашей газеты освящение тех последних событий, которые затронули Церковь в настоящее время. УЖАСНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ с Московской Патриархией ослепляет даже наших Правящих Архиереев. Молчат почти все, только французское духовенство во главе с Владыкой Варнавой, повстречать которого мне лично удалось, встало на защиту правды Христовой. Их сейчас безжалостно запрещают, но за что? За то, что эти люди поступают по совести, за то, что не желают быть участниками объединения с Московской Патриархией? Сердце болит, когда видишь молчание американских, австралийских, не говорю уже о германских и других, приходов.
Не понимаешь, когда видишь подписи наших иерархов под письмом к экуменическому Патриарху Сербскому в желании иметь молитвенное общение. Не предательство ли это Истины, не безумие и потеря различия духов? Нами утрачено знамя Правды Божией, которое твердо держали Митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет и Виталий, немощь которого ныне нечестно используют.

На страницах Вашей уважаемой газеты за 3 мая 1997 года есть обращение Владыки Илариона: “С большим волнением наблюдаем ассимиляцию нашей молодежи с окружающей средой. Нам, живущим в рассеянии в нерусской и неправославной культуре, тем более необходимо противодействовать всякому тлетворному влиянию на нашу молодежь и на наше поколение, могущему отвлечь от Церкви, от православной веры и русского сознания”. Дорогой Владыка призывает этим жертвовать на строительства спортивного центра в городе Сиднее.

Давайте задумаемся, сохранит ли этот СПОРТИВНЫЙ центр православного человека от влияния окружающего мiра, тем более что спорт всегда был чужд православию как несущий в себе дух соперничества и гордости. Невольно вспоминается австралийский отец Руф, молившийся за победу “российского” спорта (прочитал в одном интервью с ним приморской газеты), а затем перешедший в Московскую Патриархию и ныне служащий где-то под Находкой. Не уберег, значит, спорт! А что может уберечь, как не Церковь Христова. Будем ли мы пребывать в Ней, когда сливаемся с сергианской ересью, со всемiрной ересью экуменизма?

Не молчите же, как стал молчать православный официальный орган Зарубежной Церкви “Православная Русь”, совсем не узнаваемый и чуждый духу своих основателей. Радостно видеть на страницах Вашей газеты проходившие и намеченные певческие съезды, призывы прихожан к жертвам на новые храмы, но все это окажется никчемной суетой, если мы будем молчанием предавать Бога, этим молчанием потворствовать объединению с Московской Патриархией, что сей-час быстро делается уже многими Епископами и клириками Зарубежной Церкви.
Дай Бог сил редакционной коллегии противостоять духу антихристову, противостоять страшному желанию объединения с лживой Московской Патриархией, как это делал Ваш ныне покойный Архиепископ Павел, призывая через газету “ЦЕРКОВНОЕ СЛОВО”: “Не принимает православная душа ни прикровенного обновленчества сергианцев, ни экуменизма, насильственно ими прививаемого”.

С любовию о Господе,
чтец Александр (РПЦЗ),
Свято-Евсевиевский приход, г. Владивосток.
6 (19) мая. Прав. Иова Многострадального.


ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Владимир Мосс
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ПЕРЕПУТЬЯХ 

ЧАСТЬ  8.
Катакомбная Церковь - поражение и победа

Плоды сергианства

Если митрополит Сергий думал ценой своей декларации купить себе и своим последователям немного мира, то опыт последующих пятнадцати лет показал, насколько он ошибся. Начало 1929 г. совпало с первым пятилетним планом, коллективизацией и новой интенсивной кампанией против всякой религии. В самом деле, коллективизация (которая, вместе с последовавшим искусственно созданным голодом, стоила, как утверждают, 14 миллионов жизней) видится, и не без оснований, попыткой подрыва религии в самой ее твердыне - в деревне, путем разрушения экономической базы деревни и принуждения всех крестьян вступать в колхозы, полностью зависимые от государства. В апреле государство выпустило законодательство, ограничивающее деятельность Церкви (оффициальной, советской) только богослужением. Антирелигиозная пропаганда, проводимая Союзом безбожников во главе с Ярославским (насчитывавшем к 1933 г. 17 миллионов членов), возрастала, тогда как всякая религиозная пропаганда считалась уголовным преступлением. К 1933 г. половина церквей в стране была закрыта или разрушена.

Верующие всех толков, безотносительно к политическим убеждениям их пастырей, ссылались в тюрьмы и концлагеря. Если истинно-православные христиане Катакомбной Церкви пострадали первыми, то вскоре же за ними последовали и предатели-сергиане; и к концу 30-х годов лишь четверо сергианских епископов на всю Российскую республику оставались на свободе. Не избежали сей участи и направославные. Так, как подчеркивает Д. Поспеловский, протестанты, хотя и приветствовали революцию и тем избегли первой волны гонений, теперь подверглись тем же преследованиям, что и православные...

Однако, это тотальное гонение не помешало митрополиту Сергию заявить в интервью ТАСС в феврале 1930 г., что «в Советском Союзе никогда не было и в настоящее время не происходит никаких религиозных преследований», что «церкви закрываются не по приказу властей, а по желанию населения, а во многих случаях даже по прошению верующих», что «священники сами виноваты, что не пользуются предоставленной им свободой проповеди», и что «Церковь сама не хочет иметь духовно-учебных заведений». Это вызвало недовольство среди москвичей, только что видевших разрушение чтимой часовни Иверской Божией Матери. Они освистывали митрополита Сергия и бойкотировали его службы .

Религиозная жизнь, однако, не прекратилась, а скорее усилилась в подпольных условиях, в которых она только и могла существовать. Странствующие епископы и священники служили в разных потаенных местах по всей стране. В отдельных областях подпольная деятельность прямо-таки кипела. Так, профессор Иван Андреев свидетельствовал, что вплоть до конца II Мировой войны лично ему было известно около двухсот мест, где проводились богослужебные собрания Катакомбной Церкви в одной только Ленинградской области.

Особенно сильной подпольной сетью, просуществовавшей до самых недавних времен, отличалась, согласно исследованиям советских социологов, Тамбовская область. Другой областью, откуда продолжали вплоть до наших дней выходить катакомбные исповедники, был Урал. И другие горные края, такие как Кавказ и Алтай, продолжали давать убежище ревнителям православного благочестия .

Поповский пишет: «Катакомбная или подпольная Церковь возникла у нас в конце 20-х годов. То одни, то другой священник исчезал из своего прихода, поселялся в тайном месте и начинал опасную жизнь изгнанников. В скособоченных домишках на городских окраинах возникали тайные молельни. Там служили литургии, исповедовали, причащали, крестили, венчали и даже рукополагали новых священников. Тайком, передавая друг другу условный стук в дверь, стекались туда верующие из дальних городов и областей».

В мае 1932 г. Сталин объявил о начале «безбожной пятилетки», к концу которой Имя Божие должно было быть забыто на всей территории СССР. Но опрос, проведенный в 1937 г., показал, что две трети населения в деревне и одна треть в городах все еще были готовы заявлять себя верующими. Эта впечатляющая цифра, учитывая условия, в которых она была получена, возникла отнюдь не благодаря сергиевскому соглашению с государством, которое скорее разделило верующих и дало атеистам дополнительное и весьма эффективное оружие против них. Более того, именно в 1937 г. гонение на духовенство достигло своего апогея. Согласно данным, недавно обнародованным правительством России, в том году было арестовано 136 900 человек духовенства, из которых 85 000 были убиты .

Что касается главы Катакомбной Церкви митрополита Петра, то возможность непосредственно влиять на события была для него чрезвычайно ограничена из-за удаленности места его ссылки в деревушке Хэ на севере Сибири. Епископ Дамаскин утверждал, что он свяался с ним через посредство своего келейника, который доложил, что митрополит Петр выразил свое недовольство политикой Сергия. Так, 17 сентября 1929 г., священник Григорий Селецкий по просьбе архиепископа Димитрия Гдовского писал митрополиту Иосифу Петроградскому: «Исполняю просьбу Высокопреосвященного архиепископа Димитрия и письменно излагаю те сведения, какие мне сообщил находящийся в ссылке еп. Дамаскин. Ему удалось наладить сношения с м. Петром, послать через верного человека полную информацию обо всем происходящем в Русской Церкви. Через этого посланного м. Петр устно передал следующее:
"Вы, епископы, должны сами сместить м. Сергия. Поминать м. Сергия за богослужением не благословляю. Киевский акт т.н. “малого собора епископов Украины” об увольнении 16 епископов от занимаемых ими кафедр считать недействительным. Письмо епископа Василия (рязанского викария) сообщает неправду" (Речь идет о фальшивке, сфабрикованной сергианами, чтобы показать, что митрополит Петр якобы признал митрополита Сергия)
» .

Более того, протопресвитер Михаил Польский сообщает, что митрополит Петр написал Сергию: «Если Вы не в силах защитить Церковь, уйдите в сторону и уступите место более сильному». Также, согласно Андрееву, двое священников посетили Петра в ссылке и после писали: «Он рассказал нам, как все то, что выполнил митрополит Сергий, предлагали ему, и что он рад, что остался на прямом пути».

Согласно некоторым опубликованным недавно письмам митрополита Петра агентам ОГПУ, он не только отказывался уступить местоблюстительство, но также отвергал и право митрополита Сергия принять его после его смерти. Так, 11 марта 1931 г. он поставил И.В. Полянскому следующий вопрос: «Смена местоблюстителя не повлечет ли за собой и смену его заместителя. Возможно, конечно, что мой преемник, если бы ему не пришлось непосредственно осуществлять свои обязанности, оставит заместителем то же самое лицо, это его право; но то, по моему мнению, несомненно, что исполнение обязанностей этим заместителем должно прекратиться одновременно с уходом замещаемого им лица, подобно тому, как по заявлению митрополита Сергия с его уходом прекращает свое существование и учрежденный им синод все это, равно и другие вопросы требуют всестороннего и авторитетного обсуждения и канонического обоснования». Тот же аргумент митрополит Петр повторил и Менжинскому в том же месяце .

Согласно М. Польскому, митрополит Петр имел секретные связи с митрополи­том Иосифом, находившимся в ссылке в Чимкенте. Польский говорит также о его краткосрочном освобождении в 1935 г. Этот факт подтверждается в парижской газете «Возрождение»: «В 1935 г. окончился срок ссылки. По дошедшим из России сведениям, митрополит Петр вернулся в Россию и виделся с митрополитом Сергием. Последний хотел получить от него признание нового устройства церковной жизни и согласие на созыв Собора. Были и другие сообщения о том, что большевики, якобы, предложили ему занять патриарший престол, но при соблюдении ряда определенных требований. Митрополит Петр был непреклонен и ни на какие соглашения не шел. Вскоре он вновь был отправлен в ссылку». Также и другая парижская газета, «Русская мысль», сообщала: «Митрополит Петр потребовал у митрополита Сергия передачи ему местоблюстительства. Но получив отказ, вскоре был снова возвращен в ссылку».

Не все верили, что митрополит Петр умер в это время . Однако, свидетельства, полученные недавно из архивов КГБ, подтверждают, что он был расстрелян 10 октября 1937 г. Сергий же еще прежде этой даты неканонично присвоил себе титул митрополита Крутицкого и патриаршего местоблюстителя . Синод Русской Церкви Заграницей, получив известие о смерти митрополита Петра, начал поминать имя последнего остававшегося в живых местоблюстителя - митрополита Кирилла.

В докладной записке, поданной митрополиту Анастасию 11 апреля 1937 г. профессором С.В. Троицким, последний оправдывал поминовение Русской Зарубежной Церковью имени митрополита Кирилла следующим образом: «Что права заместителя прекращаются со смертью замещаемого, это юридическая аксиома, которую признал и сам митрополит Сергий. Поэтому со смертью митрополита Петра полномочия митрополита Сергия прекратились, и в должность местоблюстителя автоматически eo ipso вступает митрополит Кирилл, которого и следует поминать за богослужениями. Против этого могло бы быть лишь одно возражение: митрополит Кирилл по всем данным не получит возможности выполнять свои обязанности местоблюстителя, а митрополит Сергий не откажется от функций временного возглавителя Русской Церкви, и потому, казалось бы, в целях сохранения административного единства Русской Церкви, следует признавать и поминать не митрополита Кирилла, а митрополита Сергия. Однако, такое возражение было бы ошибочным. Не обладание правом зависит от пользования им, а наоборот - пользование правом зависит от обладания им, и потому митрополит Кирилл является законным местоблюстителем, является первым епископом русского народа (Ап. 34), хотя бы он и лишен был возможности пользоваться этим своим правом. Нельзя во имя административного единства жертвовать законностью, и митрополит Сергий, объявляя себя местоблюстителем после смерти митрополита Петра, повторил бы ту же ошибку, какую он сделал раньше, признав власть Синода “Живой церкви”, и в сущности взял бы на себя роль этого синода. Русская Церковь уже раз переживала подобное положение после высылки местоблюстителя митрополита Агафангела, и тем не менее, митрополит Агафангел не соблазнился возможностью сохранения административного единства ценой признания “Живой церкви”, а дозволил всем епархиям временно управляться самостоятельно, то есть восстановить то устройство, которое существовало в Церкви во время гонений первых веков Христианства. Это его распоряжение должно будет воспринять всю свою силу и в том случае, если митрополит Кирилл лишен будет возможности фактически управлять Русской Церковью. Однако и тогда поминовение его в качестве местоблюстителя остается обязательным».

Позиция Митрополита Кирилла

Позиция митрополита Кирилла была не вполне однозначной. В отличие от некоторых других катакомбных иерархов, он не решался - во всяком случае, до 1934 г. - объявить Сергия совершенным отступником, а его организацию - лишенной благодати таинств. Причины тому были двоякими.

Во-первых, как он сам признавался в письме к некоему катакомбному архиерею, он был «чрезмерно осторожен», потому что, находясь в ссылке, он был не вполне осведомлен о церковной ситуации. И во-вторых, он находился в особенном положении, будучи единственным законным местоблюстителем, который обладал возможностью переписываться и дискутировать с Сергием. Посему он, естественно, сводил этот диалог к теме канонических прав местоблюстителей и их заместителей, обвиняя Сергия в узурпации власти первоиерарха.

Рассматривание этого канонико-административного аспекта проблемы , не касаясь еще более важного догматического аспекта подчинения Сергия безбожникам, неизбежно привело к менее серьезной оценке его греха. Тем не менее, внимательное изучение писем митрополита Кирилла к Сергию, написанных меду 1929 и 1934 гг., доставит слабое утешение сергианам и их попутчикам. Так в 1934 г. он писал, что хотя сергианские священники и совершают истинные таинства, но те христиане, которые, приступая к ним, знают об узурпации Сергием власти и о незаконности его Синода, могут принимать их лишь себе в осуждение .

В своей переписке с Сергием митрополит Кирилл подчеркнул несколько моментов, весьма важных для оценки значения разных расколов, имевших место в Православной Церкви в нашем столетии.

Во-первых, это приоритет «соборности иерархической совести Церкви». Как он писал в 1929 г., «церковная дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действительным отражением иерархической совести Соборной Церкви; заменить же собой эту совесть дисциплина никогда не может».

Во-вторых, это право епископа прерывать общение со своим собратом-епископом не только из-за ереси, но также и для того, чтобы не участвовать в братнем грехе. Так, хотя митрополит Кирилл и не считал Сергия погрешившим в вопросах веры, он был вынужден порвать с ним общение, ибо не имел «другого способа обличать согрешающего брата». Если духовные лица придерживаются взаимно противоположных церковных воззрений, то их сослужение будет для обеих сторон «в суд и осуждение».

Так, в ноябре 1929 г., митрополит Кирилл отказался осудить митрополита Иосифа и его сторонников, порвавших общение с Сергием, и не согласился с сосланными в Ташкент архиереями - Арсением (Стадницким), Никодимом (Кротковым), Никандром (Феноменовым) и другими, - осудившими Иосифа, считая их надежды на созыв канонического Собора «наивностью или лукавством».

В-третьих, хотя митрополит Кирилл не отрицал таинства сергиан, но это относилось у него только к тем священникам, кто был правильно рукоположен, т.е. несергианскими архиереями.

Четвертый момент, подчеркнутый митрополитом Кириллом, заключается в том, что даже в случае такого разрыва общения между двумя партиями, обе стороны остаются в Церкви, доколе между ними сохраняется догматическое единство. Но это сразу же ставит вопрос: погрешил ли Сергий только «административно», преступив каноны, как полагал митрополит Кирилл, или же и «догматически» против учения о Церкви, как утверждал среди прочих архиепископ Димитрий Гдовский? Этот вопрос продолжает волновать и разделять истинно-православных христиан в России, так же как подобный вопрос в отношении новостильников волновал и разделял истинно-православных в Греции. Поначалу это был действительно трудный для разрешения вопрос, особенно пока митрополит Петр был еще жив и, следовательно, раскол не был еще окончательно завершен, и пока еще оставались надежды на покаяние митрополита Сергия. Но с течением времени становилось все более очевидным, что неканоничные деяния митрополита Сергия были внешним, «административным» выражением его внутреннего нравственного и духовного подчинения воинствующему безбожию . Более того, после II Мировой войны Московская патриархия приняла атеизм даже догматически, через свое «богословие мира» и «богословие революции», через свое «коммунистическое христианство» и экуменизм.

Позднее, в 1934-37 годах Митрополит Кирилл перешел наболее жесткую позицию по отношению к сергианам, видимо считая их полностью отпавшими от Церкви, но только не одобряя их перекрещивания, каковой практики придерживались некоторые радикально настроенные катакомбники. При этом Митрополит Кирилл неоднократно подчеркивал свое полное каноническое общение и единомыслие с Митрополитом Иосифом.  Митрополиты Кирилл и Иосиф были расстреляны вместе в Чимкенте в полночь с 20 на 21 ноября 1937 г.

Катакомбная Церковь - поражение и победа

После смерти последнего возможного de jure возглавителя Церкви митрополита Кирилла и ее главы de facto в последнее десятилетие (1928-37 гг.) митрополита Иосифа уход Церкви в катакомбы, начавшийся со смертью патриарха Тихона, завершился. Отныне, с разрушением внешнего административного церковного аппарата, каждому отдельному епископу (а иногда и каждому отдельному верующему) оставалось самому по себе хранить огнь веры, будучи связанным со своими собратьями-христианами лишь внутренними мистическими узами жизни во Христе.

Так исполнилось предчувствие священномученика епископа Дамаскина: «Может быть, настало время, когда Господь не хочет, чтобы между Ним и верующими стояла Церковь, как посредник, а каждый человек призван стать непосредственно перед Господом и отвечать Ему за себя сам, как это было при праотцах!»

Так же оценила происходящее и Русская Зарубежная Церковь на своем II Всезарубежном Соборе в 1938 г.: «Поскольку эпоха, которую мы переживаем, есть без сомнения эпоха апостасии, то само собой разумеется, что для истинной Церкви Христовой период жизни в пустыне, о котором говорит двенадцатая глава Откровения Св. Иоанна, не есть, как некоторые могут полагать, эпизод, связанный исключительно с последним периодом истории человечества. История показывает нам, что Православная Церковь неоднократно удалялась в пустыню, откуда воля Божия призывала ее назад на историческую сцену, где она снова воспринимала свою роль при более благоприятных обстоятельствах. В конце истории Церковь Божия уйдет в пустыню в последний раз, чтобы принять Того, Кто грядет судить живых и мертвых. Так должно понимать двенадцатую главу Откровения не только в эсхатологическом, но и в историческом и педагогическом смысле также: она показывает нам общие и типичные формы церковной жизни. Если Церкви Божией определено жить в пустыне Промыслом Всемогущего Творца, приговором истории и законодательством пролетарского государства, то со всей очевидностью следует, что она должна оставить все попытки добиться легализации, ибо всякая попытка достигнуть легализации во время эпохи апостасии неизбежно превращает Церковь в великую вавилонскую блудницу нечестивого атеизма. Ближайшее будущее подтвердит наше мнение и покажет, что наступило время, когда благополучие Церкви требует отказаться от всякой легализации даже приходов. Мы должны следовать примеру Церкви периода до Никейского Собора, когда христианские общины были объединены не на основе административных институтов государства, а одним лишь Духом Святым».

Пожалуй, самым поразительным и буквальным примером бегства Церкви в пустыню явился поступок епископа Енисейского и Красноярского Амфилохия, который в 1930 г., после разрыва отношений с митрополитом Сергием, удалился (как свидетельствует митрополит Иоанн Снычев, он это сделал по совету митрополита Кирилла) в сибирскую тайгу, откуда не появлялся до самой смерти в 1946 г.

Однако на случай, если соблазн внешней организации и открытых церквей (хотя к концу 30-х гг. их осталось совесем немного) будет искушать верующих признать лжецерковь, Божественный Промысл созвал Собор Катакомбной Церкви в июле 1937 г. в сибирской глуши. Схимонах Епифаний (Чернов) предлагает об этом следующее повествование:

«В 1937 г., в конце июля месяца, в Усть-Куте (на реке Лене, при впадении в нее речки Кута), в перегруппировочном отделении арестантского дома встретились вывозимые из Витима в Иркутск и везомые из Иркутска на север два митрополита, четыре епископа, два священника и шесть мирян тайной Катакомбной Церкви. Такой полноты собрания единомышленных представителей Церкви трудно было ожидать в ближайшем будущем. Поэтому встретившиеся решили немедленно открыть “Освященный Собор” и вынести канонические решения по насущным вопросам Церкви.

Время Собора было ограничено четырьмя часами, после чего соборяне были развезены в противоположных направлениях. Председательствовал митрополит Иоанн, секретарем Собора был пересыльный по этапу на место жительства, сбежавший на прииски колхозник села Жигалева А.З. Постановления Собора не записывались: А.З. в свое время передал Церкви запомнившиеся решения; они были с его слов, под присягой, записаны и стали канонами Церкви.

Среди этих канонов есть и крайне нужные сейчас. Здесь они передаются, как передал их по памяти А.З., с сохранением точного смысла.

Господи, благослови!

Освященный Собор запрещает верным окормляться через духовенство, легализованное антихристианским правительством.

Освященному Собору открыто Духом, что клятва-анафема, положенная Святейшим патриархом Тихоном, действенна, и под силу ее поставлены и связаны все священно- и церковнослужители, дерзнувшие мнить таковую как церковную ошибку или политическое средство.

Всем порочащим и отмежевывающимся от Освященного Собора 1917-1918 гг. - анафема.

Все ветви церковные, на стволе соборном находящиеся, - ствол же есть Церковь наша дореволюционная, - суть живые ветви Церкви Христовой. Благословляется молитвенное общение, сослужение Божественной Литургии всеми священнослужителями таковых ветвей. Освященный Собор запрещает в священнослужении всех, мнящих себя не ветвью, а самостоятельным древом церковным. Освященный Собор не находит необходимым административное единство ветвей Церкви, но единомыслие о Церкви вменяет в обязанность всем».

Собор определил единство Катакомбной Церкви и ее отношение к советской Церкви; отношение Катакомбной Церкви к советскому государству было выражено в другом катакомбном документе таким образом: «Как нужно смотреть на советскую власть, следуя апостольскому учению о властях? Согласно изложенному нами апостольскому учению, следует признать, что советская власть не является властью. Она есть антивласть. Она не является властью, потому что не учреждена Богом, а дерзостно сотворена совокупностью злых действий людей, укрепляется и поддерживается этими действиями. Если злые действия ослабевают, то ослабевает и советская власть, представляющая сгусток зла. Зло возникает, когда нарушается Воля Божия. Для человека это есть нарушение Божиих заповедей. Научает этому враг рода человеческого. Сатана ведет борьбу с Богом, а поле битвы - сердца человеческие. Эта власть утверждается, чтобы уничтожить все религии, просто искоренить веру в Бога. Сущность ее - борьба с Богам, поэтому корень ее - от сатаны. Советская власть не является властью, потому что она не может по своей природе исполнить в полноте закон, ибо существо ее жизни есть зло.

Могут сказать, что советская власть, осуждая разные преступления людей, может пока еще считаться властью. Мы не говорим, что отсутствует вообще правящая власть. Мы утверждаем лишь, что она есть антивласть. Надо знать, что утверждение реальной силы связано с теми ли иными действиями людей, которым свойственен инстинкт самосохранения. Они же должны считаться с извечно присущими человечеству законами нравственности. По существу же эта власть последовательно совершает человекоубийство физически и духовно. Реально действует сила вражья, которая называется советской властью. Враг хитростью стремится заставить человечество признать эту силу как власть. Но апостольское учение о власти к ней неприменимо. Как зло неприменимо к добру и Богу, потому что зло вне Бога, а враги с лицемерием могут прикрываться известным изречением, что все от Бога. Эта советская антивласть и есть коллективный антихрист, богоборчество».

А что же дальше? Какие надежды питают христиане Катакомбной Церкви в отношении своего грядущего избавления от этих страшных мучений?

Одни, как например епископ Максим Серпуховский, смотрели в будущее с пессимизмом, считая, что мир переживает свои последние дни; другие предвещали пред концом возрождение Святой Руси, как например прозорливая старица Агафия из Белоруссии, которая была заморена властями до голодной смерти в 1939 г. в возрасте ста девятнадцати лет. Она говорила своим духовным чадам относительно советской церкви: «Это - не истинная Церковь. Она подписала договор служить антихристу. Не ходите туда. Не принимайте никаких таинств от ее служителей. Не участвуйте в молитвах с ними». И затем она сказала: «Придет время, когда церкви откроются в России, и истинная вера восторжествует. Тогда люди станут креститься, как однажды уже крестились при св. Владимире. Когда церкви откроются в первый раз, не идите в них, потому что это будут не истинные церкви; а когда откроются во второй раз, тогда идите - это будут истинные церкви. Я не доживу, чтобы увидеть это, но многие из вас доживут до того времени. Безбожная советская власть падет, и все ее служители исчезнут...»

Однако, в конце 30-х годов все выглядело довольно мрачно. Е. Лопешанская пишет о катакомбном священномученике епископе Дамаскине: «Он зажег сердца многих, но масса, в которую обратился народ, осталась тем, чем она только и может быть, - пассивной и инертной, движущейся в любую сторону, в зависимости от внешнего толчка, а не от внутренних побуждений... Долгая изолированность епископа Дамаскина от советской жизни, оторванность от постепенного процесса советизации привела к недоучету им реального соотношения сил в окружающей его действительности. Оставаясь сам незыблемым, он просмотрел перерождение человеческой души в массе и ее опустошение. Эту душу переставили на другой путь - скользкий, оппортунистический, ведущий людей туда, куда их хотят привести смелые, ни перед чем не останавливающиеся, посягающие на все ценности, моральные и материальные, вожди советской власти. Между архиереями и священниками, томившимися в концлагерях и тюрьмах, и массой верующих, как бы твердо стоять в вере они ни старались, возрастала пропасть взаимного непонимания. Исповедники силились поднять верующих на более высокую ступень и приблизить их духовный уровень к своему. Масса верующих, отягощен­ная житейскими и семейными заботами, ослепленная пропагандой, наоборот, невольно опускалась. Призраками грядущего золотого века сытости, полной свободы от всяких внешних и внутренних ограничений, подчинения человеку сил природы, заманчивыми перспективами, в которых фантазия переходила в науку, ...большевики захватили в свои сети подавляющее большинство народа. Только отдельные личности могли сохранять приподнятость духа. Этим положением прекрасно воспользовался митрополит Сергий...»

Другой катакомбный священномученик, епископ Яранский Нектарий (Трезвинский) писал из ссылки своей пастве:

«Из истории Церкви Христовой видно - почти все борцы за правду Христову погибли в борьбе, только после смерти их торжествовало то дело Божие, за которое они боролись. Так будет и в нашей борьбе с сергианстваом. Народ наш стал безразличен к церковным вопросам, а духовенство - это большей частью обрядоисполнители-жрецы, для которых лишь бы было чем кормиться, спокойно жить, а против нас, противников сергианства, не побрезгуют никакими силами, безнравственными мерами, как то: допросами, ложными слухами, подпаиванием водкой горланов на приходских собраниях и прочее. Так про меня Сергий напечатал: я якобы посвятил в попы двоеженца, чего я и во сне не видел.

Словом, наша борьба хотя и свята, но бессильна. Я лично не надеюсь на освобождение, а скорее всего погибну, сгнию в лагерях, утешаясь обетованиями Христовыми. Блаженны изгнани правды ради... Нелегко страдать. Но другого выхода нет, выбора или разделения быть не может. Не колеблитесь, возлюбленные, для вас жизнь - Христос, а смерть - приобретение. Что нам делать? Как нам быть? Вопрошаете меня, ревнители Православия, лишенные своих пастырей и не могущие из-за чуткости совести молиться в сергианских храмах. Вполне понятны страдания ваших душ. Жить без церковной молитвы - это великое бедствие для верующих, а теперь ведь много городов и сел, где нет храмов, а если и есть, то обновленческие или сергианские. Объединяйтесь в мелкие группы и молитесь по домам, пойте церковные песнопения, читайте слово Божие, творите посильно милостыню, погребайте умерших без сергианских попов. Св. Тайны принимайте лишь от истинных пастырей, а таковых вы всегда найдете с помощью Божией».

У Сергия было много апологетов. Некоторые утверждали, что он «спасал Церковь» для будущих поколений, когда шквал гонений стихнет. Это предположение не оправдалось, ибо к 1939 г. на свободе оставалось только четыре епископа и открытыми жалкая горстка церквей на всю страну. И если и можно сказать, что Церковь была спасена человеками, то это следует относить не на счет Сергия, а на счет фашистов, чьи успехи, как мы увидим ниже, заставили Сталина сделать некоторые уступки оффициальной религии, или на счет Катакомбной Церкви, которая, как пишет В. Алексеев, «в некотором смысле спасла оффициальную Церковь от полного разрушения, потому что советские власти боялись безжалостным уничтожением загнать всю Русскую Церковь в подполье и тем самым потерять над нею контроль».

Другие пытались оправдать Сергия, утверждая, что есть два пути спасения: один посредством открытого исповедничества или не менее трудного (в советских условиях) ухода в катакомбы, а другой посредством компромисса. Сергий, согласно этой точке зрения, был не менее мучеником, чем катакомбные мученики, только его мученичеством было потеря доброго имени. Однако, это воззрение близко подходит к ереси, что может быть спасение через грех - в данном случае через самую бессовестную ложь, пожертвование свободой и достоинством Церкви и Православия и предание на муки и смерть своих собратьев христиан .

Все апологеты Сергия делают свою главную ошибку, когда забывают, что спасает Церковь не человек, а Бог. В самом деле, они весьма близки к утрате веры в Бога - не столько, конечно, в Его бытие, сколько в Его Промысел и Всемогущество. Спасительная вера - это вера Авраама на горе Мориа, Моисея в Чермном море, Давида перед лицом Голиафа, Илии пред жрецами Ваала - это вера, что вся возможна Богови (Мф. 19: 26). Это вера, которая взывает: Сии на колесницех и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем (Пс. 19: 7). Это была и есть вера Катакомбной Церкви, которая, как основанная на камне, камень же бе Христос (I Кор. 10: 7), преодолела врата адова. Но сергиева «вера» была иного, более «гибкого» рода, того, о котором пророк сказал: «Яко рекосте: сотворим завет со адом, и с смертью сложение: буря носима аще мимоидет, не приидет на нас: положихом лжу надежду нашу, и лжею покрыемся. И положу суд в надежду, милость же Моя на мерилех, и уповающие вотще на лжу: яко не минет вас буря, и не отымет от вас завета смертнаго, и надежда ваша, яже ко аду, не пребудет. Буря идущая аще найдет, будете ей в попрание. Егда мимоидет, возьмет вас: яко по всяко утро преходити будет в день, и в нощи будет надежда зла: научитеся слышати утесняемии» (Ис. 28: 15,17-19).


НАСЛЕДИЕ

Мы приводим полный текст упомянутого в работе Владимира Мосса знаменитого письма священномученика Нектария (Трезвинского), епископа Яранского, своей верной пастве. Священномученик Нектарий был одинм из твердых и убежденных противников сергианства и одним из основателей катакомбной Церкви. Окормляемая им епархия в Вятской губернии была одним из центров катакомбного движения спустя многие десятилетия после его мученической кончины в 1937 году и наверное не случайно, что в нынешней возрождающейся Российской Церкви Яранская  епархия появилась одной из первых. В своих письмах святитель увещевал паству готовиться к долгой тяжелой борьбе, к трудностям существования Церкви в "пустыне" гонений, непонимания и духовного упадка. Сегодня гонений нет, но стена непонимания и одиночества истинно православных христиан в сегодняшнем мире стала только выше, ненависть - иногда даже большей, чем во времена открытых гонений, а потому трезвый голос священномученика Нектария для нас особенно важен. 

Священномученик Нектарий Яранский
"Да не смущается сердце ваше" - письмо к пастве

Возлюбленные мои!

Хочется написать вам несколько строк для нашего общего назидания и утверждения в Православии.

Вот уже пять лет, как в Яранском крае несколько православных общин отошли от митрополита Сергия. Многие пастыри и мiряне предполагали вскоре одержать победу над сергианским отступничеством и теперь, не видя внешнего успеха в своей духовной борьбе, разочаровываются и начинают сомневаться в истинности и спасительности своего отхождения от митрополита Сергия и единомысленного с ним епископата и духовенства.

Да не смущается же сердце ваше! Наше отхождение от митрополита Сергия имеет в своей основе не како-либо мелочный каприз или чье-либо оскорбленное самолюбие, а решительное нежелание быть участниками в преступной приспособляемости митрополита Сергия и прочих иерархов к советской власти до допущения самого грубого и бесцеремонного вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви Христовой работников ГПУ. Это вмешательство чуждых элементов и назначения на кафедры епископов и других церковных дел не может быть оправдываемо никакими церковными канонами и святоотеческими правилами, тем более, что у нас Церковь отделена от государства.

Наша борьбы с митрополитом Сергием, этим проводником большевистского цезаро-папизма - борьба очень почтенная, борьба за правду Божию и Христову и за святую Церковь Православную, преданную за тридцать сребреников безбожникам на поругание и разрушение (ликвидацию).

Для нас опасен не митрополит Сергий, а те, кто его поддерживают грубой силой. Не будь на его стороне карательного органа, он и его единомышленники давно были бы посрамлены (подтверждение этого я получил в своих допросах), и народ отошел бы от него, как от изменника и предателя Христовой Церкви.

Но вся наша трагедия, что епископы-борцы против митрополита Сергия очутились под сапогом ГПУ. Так митрополиты Петр Крутицкий и Кирилл Казанский загнаны в сибирскую тундру. Митрополит Иосиф Петроградский заточен в среднеазиатские пески. Архиепископ Димитрий - в строжайшей изоляции в Ярославле. Владыка Виктор где-то далеко на севере. Ваш богомолец заточен на десять лет в концентрационный лагерь, а епископы Ерофей, Алексий и Максим расстреляны. Такая же участь, т. е. продолжительные сроки заключения в лагеря, ссылки и заточения, постигли многих из духовенства и мiрян, решившихся выступить против митрополита Сергия и его клевретов.

Я еще при самом своем разрыве с митрополитом Сергием в феврале 1928 года предвидел, что наша борьба с сергианством, хоть и является борьбой за правду Христову, будет долго бессильной и внешне почти безуспешной. Из истории Церкви Христовой видно, что почти все борцы за правду Христову погибали в борьбе, и что только после их смерти торжествовало то дело Божие, за которое они боролись. Так будет и в нашей борьбе с сергианством.

Народ наш стал безразличным к церковным вопросам, а духовенство, это большей частью обрядоиспонители, для которых лишь бы было чем кормиться и на что спокойно жить, против нас, отошедших от Сергия, не побрезгуют пустить в ход самые безнравственные меры, как то доносы, ложные слухи, подпаивание водкой горлопанов приходских собраний и прочее. Так, про меня Сергий напечатал, будто я посвятил в попы двоеженца, чего я и в мыслях не имел.

Словом, хоть наша борьба и свята, но мы пока бессильны. Что касается до меня, то я не надеюсь на освобождение. Я скорее всего погибну и сгнию в лагерях, утешаясь обетованиями Христовыми: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. (Мф. 5, 10). Приходится переносить страдания, другого исхода нет, другого решения быть не может.

Пребывайте же непоколебимыми, возлюбленные! Для нас жизнь - Христос, а смерть - приобретение (Флп, 1, 21).

Что нам делать? Как нам быть? - вопрошают меня ревнители Православия, лишенные своих пастырей и не могущие по чуткости своей совести молиться в сергианских храмах.

Вполне понятны страдания их душ. Тяжело жить без церковной молитвы. Это - великое лишение для верующих. А ведь теперь много городов и сел, где нет храмов, а, если и есть, то или обновленческие, или сергианские.

Соединяйтесь в малые группы и молитесь по домам. Пойте церковные священные песнопения. Читайте Слово Божие. Творите посильно милостыню. Погребайте умерших без сергианских попов. Святые Тайны принимайте только от истинных пастырей. А таковых вы всегда с Божией помощью при желании найдете.

Ныне, по пророчеству святого Апокалипсиса, Церковь ушла в пустыню, т. е. скрылась в подполье или оказалась в таком положении, когда верующие вынуждены тайно и сокровенно собираться на церковную молитву. Так было во времена мученичества и во времена ересей в Греции и на Востоке, когда было гонение на сторонников Божественной Истины.

Наше время - время подготовки к антихристову царству. Сатана, враг Божий, ополчился на Церковь Христову и на оставшихся верными Христовым и святоотеческим заветам.

«Симон, Симон! вот, сатана просил чтобы сеять вас, как пшеницу», - говорил Господь Иисус Христос Своим ученикам, идя на крестную смерть. «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». Так и вы, братия, молитесь о себе и обо мне, чтобы не оскудела вера наша и не погасло то религиозное воодушевление, коим многие из вас горят. Если же остынем и станем только теплохладными, то Господь изблюет нас из Своих Божественных уст, т. е. выбросит из недр Своей Церкви, из общества спасаемых. А что может быть горше этого?

Бодрствуйте и молитесь, да не внидите во искушение. (Мф. 26, 41).

1933 г.


ДУХОВНОЕ СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО

Одинокой женщине о молитве

Огорчены Вы, что Бог не слышит молитв Ваших... Не сетуйте на Того, от Кого имеем и бытие, и жизнь, и дыхание, и разум, и все. Прошу Вас, не жалуйтесь на Того, Кто в тысячи раз больше имеет право жаловаться на нас пред Ангелами и святыми Своими.

Хотя бы Господь не исполнял буквально молитв наших - они все равно приносят плод душам нашим, делая души наши более зрелыми и богатыми. Это - тайна, которую познали идущие путем духовного опыта.

Скажем, некто посеял пшеницу и молится, чтобы семя принесло плод. Вместо плода произрастает трава. Он опять о плоде молится, но вместо плода из травы вырастает былинка и колос. Он опять о плоде просит... И наконец наливается колос, и созревает, и падает в руки молящегося.

Все наши истинные молитвы в свое время приносят свой плод, как говорит поэт Вяземский:

И в ясный день, и средь метели,
При встрече с счастьем иль бедой -
Несется ль туча над тобой, 
Или звезда сияет - Молись! 
Молись! В нас тайные плоды
Святой молитвы созревают!

Молитву заповедал нам Бог не для того, чтобы узнать, в чем мы нуждаемся, это знает Он прежде нашего зачатия, что нужно будет нам во всякую минуту жизни, - но для того, чтобы под лучами молитвы души наши росли, ширились, возвышались и созревали.

Если не тотчас услышаны молитвы наши, значит, Он не желает, чтобы с нами было то, чего мы хотим, но то, чего Он хочет. В этом случае Он желает нам и приготовляет нечто большее и лучшее, чем то, о чем мы у Него в молитве просим. Поэтому всякую молитву сокрушенно нужно оканчивать: Отче, да будет Твоя, а не моя воля!


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное