Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Единство в многообразии Буддизм. Часть 2. Дзен.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Моя страница:http://zarichnyj.narod.ru

Архив всех выпусков рассылки:http://zarichnyj.narod.ru/rassylka.htm

Написать автору:zarichnyj@yandex.ru

Если вы не хотите, чтобы ваше письмо или e-mail были упомянутуты в рассылке, пожалуйста сообщайте об этом.

Выпуск 45
Буддизм. Часть 2. Дзен.

В скором времени учение Будды распостранилось по всей Индии и далеко за ее пределами. Но из самой Индии, вскоре после смерти Гаутамы Будды, буддизм был вытеснен проповедником Шанкарой, который реанимировал милый сердцу индусов индуизм с его огромным пантеоном богов, мифологией, космогонией и кастовым строем. К слову, самого Будду космологические теории не очень интересовали. Фактически учение Шанкары - это традиционный индуизм "с примесью" буддизма.

В начале нашей эры буддизм разделился на две основные ветви - махаяну (Большая колесница) и хинаяну (Малая колесница). Поскольку махаяна распостранена в Китае, Корее, Японии и некоторых регионах Российской Федерации, то ее еще называют северным буддизмом, а распостраненную в Южной и Юго-Восточной Азии хинаяну - южным буддизмом (или же тхеравадой).

Последователи тхеравады утверждают, что состояние Будды является исключительно привилегией Гаутамы Шакьямуни. Остальные люди могут стать архатами - теми, кто достиг нирваны, но, в отличие от Будды, не обрел совершенного знания. Чтобы стать архатом, надо обязательно вступить в монашескую общину. Последователи махаяны же утверждают, что состояния Будды может достичь каждый, и даже не отказываясь от мирской жизни. Также в махаяне больше внимания уделяется состраданию и помощи другим. Высшим идеалом махаяниста является бодхисатва - человек, отказывающийся от покоя нирваны для того, чтобы помочь достичь нирваны другим людям. Есть и другие различия, которых я здесь касаться не буду.

Во многих регионах произошла смесь буддизма с местными языческими верованиями и обрядами. Так в Тибете от смешения с местной религией Бон-по возник буддизм-ламаизм, который перенял много черт от тантризма и древнего шаманизма. Позднее буддизм-ламаизм распостранился также среди уйгуров (Западный Китай), в Монголии, Туве, Бурятии и Калмыкии. В Японии вследствие смешения буддизма с местной языческой религией возник синтоизм (по-японски Синто - солнце). По всей Японии синтоистские храмы мирно соседствуют с буддийскими.

Но более популярна в мире (и более близка моему сердцу) другая ветвь японского буддизма - дзен-буддизм. В Японию он пришел из Китая, где его называють чень-буддизм. А в Китай, согласно преданию, это учение принес из Индии  странствующий монах Бодхидхарма (согласно другому преданию этот же Бодхидхарма, которым так восхищался Ошо, научил китайцев боевым искусствам).

Идрис Шах высказывает предположение, что возникновение дзен-буддизма связано с деятельностью в Индии суфиев, которые пришли туда вместе с иламскими завоевателями. Бог его знает, может и правда. Как и суфизм, дзен-буддизм, ничего не отрицая и ни с какими церковными догматами не конфликтуя, в одном месте имеет все ритуалы, традиции, философские и метафизические каноны, которыми буддизм после смерти основателя изрядно сумел обрасти, и делает упор исключительно на практику.

"Когда ученик спросил чаньского наставника, в чем смысл Дао (Пути), тот ответил:
- В простом, здравом смысле. Когда голоден, ем, когда устал, сплю.
- Но разве все делают не то же самое? - спросил ученик.
- Нет, - ответил наставник, - большинство не ощущают того, что они делают."

Чань-Буддизм (http://ariom.ru/litera/2001-html/cian-02.htm)

Приведу еще одну дзенскую притчу, которая мне очень нравится (пересказываю по памяти, может чего и напутал):

Один странствующий дзен-буддист, блуждая по горам, попал под грозу и ливень. Неподалеку он увидел буддийский храм, и поспешил туда. В пустом переднем помещении храма стояли три деревянные статуи Будды. Поскольку странник замерз и промок, он взял одну из статуй, поджег и развел костер, чтобы согреться. Но огня было мало, и он бросил в костер другую статую. Тут из боковых дверей выскочил настоятель монастыря и набросился на странника со словами:

- Что ты делаешь, это же Будда!

- Не волнуйся, я соберу из пепла частички его души и отдам тебе. - ответил странник.

- Ты что, сумасшедший? Какая душа может быть в куске дерева? - изумился настоятель.

- Ну если там нет души, можно, я брошу в костер и третью статую? - сказал странник.

До встречи.
Владимир.
Жду ваших писем.

Подпишитесь также на мою рассылку "Будь здоров и не кашляй".

Я стараюсь учитывать "мнения обеих сторон", поэтому публикую письмо - отзыв на предыдущий выпуск рассылки.

Письмо: Приветствую, Владимир!
Не удержался я, прочитав беседу с Н.Н.Долгоруким, соблазна выразить свое мнение: воочию увидел, как это бывает, когда человек (Николай Долгорукий) впадает в глубочайшую прелесть.
Жаль мужика, умница, наверное, и надеюсь, что рано или поздно он откроет глаза и поймёт, какие силы ему нашептывают те "знания", которые он принимает за ЗНАНИЯ.
Благодарю Вас за такое предупреждение для нас всех, да сохранит нас Господь от подобного состояния.
С уважением - Иоанн, Ангела-хранителя Вам!

Обьявление: На сайте обновились разделы "Религия, психология" (http://zarichnyj.narod.ru/religion.htm), "Здоровье, спорт" (http://zarichnyj.narod.ru/health.htm) и "Полезные ссылки" (http://zarichnyj.narod.ru/links.htm).

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.edinstvo
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное