Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Елисаветинский Вестник

  Все выпуски  

Елисаветинский Вестник 110


Московский патриархат Самарская епархия
Церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елиcаветы

Еженедельный Елисаветинский вестник N110

Жен-мироносиц (19 мая — 25 мая)

 

В эту, третью седмицу по Пасхе, Святая Церковь и все мы чествуем женщин в память о жёнах- мироносицах: Марии Магдалине, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанне, Сусанне и иных. В их числе мы вспоминаем сестёр праведного Лазаря Марфу и Марию. В их память св. преподобномученица Великая княгиня Елисавета основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, и этим создала новый вид общины и деятельности сестёр милосердия. Вместе с жёнами-мироносицами мы чествуем праведных Иосифа Аримофейского и Никодима.  Это праздник любви и верности, воспоминание о великой радости, которая следует за великим горем. Воскресное богослужение (Мк.15:43-16:8) вновь поставляет нас на Голгофу, где с Креста Христова Иосиф и Никодим снимают Пречистое Его Тело. Потом мы у Гроба Господня, куда они полагают Тело Его в присутствии жен-мироносиц. И наконец, мироносицы, пришедшие помазать Тело Его благовонными маслами, узнают о Его Воскресении и первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Мы слышим, как Господь поручает мироносицам благовествовать о Воскресении. И слова эти обращены и к нам тоже, мы также должны свидетельствовать о Спасителе словом и жизнью.

Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним. Церковь высоко чтит достоинство женщины. Только к Богоматери мы обращаемся молитвенно: «Спаси нас», к остальным же святым: «Молите Бога о нас». Но вот, кроме многих праздников, посвященных Пречистой Деве, есть и праздник святых жен-мироносиц. Поздравляем всех православных христианок! Желаем им так же стать для своих ближних вестницами о Воскресшем Господе, как стали жены-мироносицы для апостолов.

Только-только прошла Радоница, но поведение жён-мироносиц ещё раз напоминает нам о необходимости участливого посещения могил наших усопших.

В апостольском чтении (Деян.6:1-7) говорится об избрании апостолами мужей, «исполненных Святаго Духа и мудрости», для заботы о бедных вдовах первенствующих христиан. Чтение наставляет нас, что попечение о нуждающихся составляет обязанность христианского общества, и это теперь так злободневно! Только в этом случае можно надеяться, что и на нас исполнятся слова чтения: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось».

 

На этой седмице:

19/6 мая: Святых жен мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримофейского и Никодима. Праведного Иова Многострадального (20-15 вв. до Р. Х.).

20/7 мая: Преподобного Нила Сорского (1508).

21/8 мая: Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 98-117).

22/9 мая: Пророка Исаии (8 в. до Р. Х.). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). В нашем храме есть частичка мощей свт. Николая.

23/10 мая: Апостола Симона Зилота (1в).

24/11 мая: Равноапостольных Кирилла (869) и Мефодия (885), учителей славянских.

24/11 мая: Прославление священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца (1913), сочетавшего любовь и служение Богу, Церкви и Отечеству.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

20/7 мая: Воспоминание на небе явившегося знамения Святого Креста в городе Иерусалиме (351).

Светские праздники:

20 мая: День Волги.

24 мая: День славянской письменности и культуры.

Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина.

В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария из Магдалы стала верной ученицей Спасителя и следовала за Господом. Вместе с другими благочестивыми женщинами она служила Ему «от имений своих» и разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Она стояла в числе других святых жён при Кресте Господнем. Она присутствовала при погребении Господа. Она сообщила апостолам Петру и Иоанну, что гроб Спасителя пуст. Она была первой, кому явился воскресший Господь. Как велел ей Христос, она возвестила апостолам, что видела воскресшего Спасителя. Это была первая в мире проповедь о Воскресении.

Священное Предание сообщает, что когда Апостолы разошлись на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиберию и благовествовала ему о Христе Воскресшем. Она рассказала императору о том, что в Иудее был безвинно осуждён Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, был казнён по наветам иудейских первосвященников, и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат. Когда император, усомнившись, сказал, что, как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают, яйцо тут же стало красным. Так, благодаря Марии Магдалине у нас появился обычай дарить друг другу на Пасху красные пасхальные яйца. Затем Мария Магдалина продолжила свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Из Рима св. Мария Магдалина в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где трудился апостол Иоанн.

Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины - женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и из власти сатаны к Богу. Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути, даже во время самых страшных испытаний.

Святая мироносица Мария Клеопова по преданию Церкви была дочерью от первого брака праведного Иосифа Обручника Пресвятой Девы Марии, поэтому её называют сестрой Богоматери. Она была совсем юной, когда Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Её детьми были Иаков меньший, Иосия, Иуда, а также священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви. Она стояла в числе других святых жён при Кресте Господнем. Она была одной из видевших явление ангелов, которые сказали, что Иисус жив.

Святая мироносица Саломия - жена Зеведея, мать апостолов Иакова старшего и Иоанна Богослова. Когда Иисус Христос на пути в Иерусалим учил учеников своих о предстоящих Ему страданиях и крестной смерти и о Своем воскресении, Саломия приступила к Нему со своими двумя сыновьями и просила обещать им особенную милость: посадить одного из них по правую руку, а другого по левую. Она стояла в числе других святых жен при Кресте Господнем. Она присутствовала при погребении Господа и была одной из видевших явление ангелов, которые сказали, что Иисус жив.

Святая Иоанна Мироносица была супругой Хузы, домоправителя царя Ирода. Она в числе других жен следовала за Господом во время Его проповеди и служила Ему. Вместе с другими после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слыхала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Святые праведные Марфа и Мария, вместе со своим братом Лазарем, были особо любимым семейством Господа, и Он бывал у них в доме. Перед Своим входом в Иерусалим на страдания и смерть, видя глубокую веру сестёр и любя Лазаря, Господь воскресил его из мертвых. За шесть дней до Пасхи, на вечере в доме Симона Прокаженного Мария помазала ноги Господа драгоценным миром и утёрла их своими волосами. На ворчание Иуды о такой трате, Христос сказал, что это помазание предварило Тело Его к погребению. Марфа и Мария были в числе мироносиц у гроба Спасителя. После изгнания праведного Лазаря из Иерусалима, сёстры помогали ему в благовествовании Евангелия на о. Кипре, где он 30 лет был епископом.

Евангелие (Лк.10:38-42) рассказывает нам, как однажды сёстры принимали в своём доме в Вифании Господа. Марфа хлопотала о приготовлении угощения Гостю, тогда как Мария села у ног Иисуса и слушала Его слово. Когда Марфа обратилась к Господу чтобы Тот сказал Марии помочь ей, Иисус ответил поучением о «едином на потребу» - о той «благой части», которую избрала Мария, вникая в Божии наставления.

Служение труженицы Марфы и молитвенницы Марии стало символом деятельности Марфо-Мариинская Обители милосердия и любви, которую основала в 1907 г. преподобномученица Великая княгиня Елисавета. «Помогать больным и бедным, утешать находящихся в горе и скорби» - так начинается Устав, разработанный святой Елисаветой. Обитель действует и теперь. Появились и другие Марфо-Мариинские обители.

Святой праведный Иосиф Аримафейский происходил из палестинского города Аримафеи. Он был тайным учеником Иисуса Христа. Будучи членом синедриона, он не участвовал в «совете и деле» иудеев, вынесших смертный приговор Иисусу Христу. После распятия и смерти Спасителя он дерзнул пойти к Пилату и просил у него Тело Господа, Которое и предал погребению при участии праведного Никодима. Они положили Тело Спасителя в новом гробе, который ранее святой Иосиф приготовил для себя. Святой Иосиф скончался мирно в Англии.

Святой праведный Никодим, фарисей и член синедриона, стал тайным учеником Христа. Его беседа с Господом описана у евангелиста Иоанна (Ин.3:1-21). Никодим открыто восстал против первосвященников и фарисеев, когда они посылали служителей схватить Господа и досадовали, что те не привели Его к ним. После страданий и крестной смерти Спасителя Никодим помогал Иосифу Аримафейскому при снятии Его с креста и погребении. По преданию, позже он принял крещение от апостолов. Иудеи удалили его из синедриона и из Иерусалима, и он жил в загородном доме Гамалиила, своего родственника, где и скончался. Обретение его мощей произошло вместе с обретением мощей праведных Гамалиила и сына его Авива в 415 г.

Николай Чудотворец (270-345), Никола Весенний, Микола Вешний. Перенесение мощей свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских 22/9 мая. Рождество свт. Николая 11 августа / 29 июля. Николай Чудотворец - один из любимейших и наиболее почитаемых святых в России, заступник за несправедливо гонимых, покровитель мореплавателей и путешествующих. Нет ни одного храма в Русской Православной Церкви и ни одного православного дома, где бы не было иконы святителя Николая. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память. По молитвам к нему совершается множество чудес и подаётся великая благодатная помощь.

На этой седмице мы вспоминаем перенесение мощей святителя в 1087 г. В то время турки опустошали малоазийские города, Миры Ликийские уже подвергались их набегам. Возникла непосредственная угроза осквернения и разграбления мощей святителя. В то время один пресвитер из  итальянского города Бари увидел сон, в котором ему явился святитель Николай и сказал: «Иди и скажи гражданам и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля Господа». После этого жители Бари похитили мощи святителя Николая. 22/9 мая святыня была торжественно встречена в Бари, где в тот день произошло множество исцелений, в честь чего и установлено празднование.

Апостол Симон Зилот был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Это в его доме Спаситель совершил чудо претворения воды в вино. Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование «зилота», т. е. ревнителя. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, был распят на кресте.

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885). Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода и проживали в греческом городе Солуни.

Михаил (в монашестве Мефодий) был старшим из семи братьев, Константин (в монашестве Кирилл) - самым младшим. Михаил был сначала в военном звании и правил в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств. Пробыв там около 10 лет, Михаил принял монашество. Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа.

Когда по приказу императора братья проповедовали хазарам, святой Константин нашел в Корсуни Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться читать и говорить на его языке. Вскоре к императору обратился моравский князь Ростислав с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император направил святого Константина. Святой Константин с помощью своего брата святого Мефодия и своих учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году. После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, которые подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл, и вскоре скончался. Папа Римский рукоположил святого Мефодия во архиепископа Моравии и Паннонии, и св. Мефодий вместе со своими учениками продолжил распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. За это он подвергался гонениям и неоднократному заточению от немецких епископов. Но каждый раз, быв оправдан, продолжал своё с братом дело, в том числе дело перевода на славянский язык Священного Писания и святоотеческого наследия. Святитель предсказал день своей смерти и указал на одного из своих учеников - Горазда как на преемника.

В память о святых братьях в день их памяти установлен День славянской письменности и культуры.


В избранное