Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Ев. от Матфея, 1-2 / 28.VII.19 вс


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправлено: 28-Jul-2019 9:47


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 28 июля 2019 года, воскресенье.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/mt01-2.htm.

 

Начинаем чтение Евангелия от Матфея. Сегодня главы 1 и 2.

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть"). [Тж. на сайте "Библия-центр" / АУДИО (ред. 2004 г.)]

Добавлено сравнение с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

  
Комментарии:
 введе-
ние, комм. к книге:
В.Н. Кузне-
цова
к глл. 1–2

1:1-6a; :18-25;
2:1-12; :16-18; :23

Евангелист Матфей

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

1 1–6a Родословная Иисуса Христа, потомка Давида и Авраама. Вот Его предки:

От Авраама до царя Давида: Авраам, Исаак, Иаков, # Иуда и его братья, Пе́рец* и Зе́рах (их матерью была Тама́р), Хецро́н,  Рам, Амминада́в, Нахшо́н, # Сальмо́н*, Боа́з (его матерью была Раха́в*), Ове́д (его матерью была Рут*), Иша́й*, царь Давид.

6б-11 От Давида до выселения в Вавилон: Давид, Соломон (его матерью была бывшая жена У́рии), Рехавья́м*, Авия́, Аса́ф, Иегошафа́т, Иегора́м, У́зи́я, Йота́м*, Аха́з, Хизеки́я, Менаше́, Амо́с, Иоши́я*, Иехо́ния и его братья.

12-16 После выселения в Вавилон и до рождения Иисуса: Иехо́ния, Шеальтиэ́ль, Зерубаве́ль*, Авиу́д, Эльяки́м, Азу́р*, Цадо́к, Яхи́н*, Элиу́д, Элеаза́р, Матта́н, Иаков, Иосиф, муж Марии, матери Иисуса, называемого Христом, то есть Помазанником.

17 Всех поколений от Авраама до Давида было четырнадцать, от Давида до выселения в Вавилон — четырнадцать и от выселения в Вавилон до рождения Помазанника — четырнадцать.

18 Вот как родился Иисус Христос. Его мать Мария была обручена с Иосифом, но, прежде чем они вступили в брак, обнаружилось, что Мария ждет ребенка от Духа Святого. (19) Иосиф, ее нареченный, как человек благочестивый*, решил разорвать помолвку, но тайно, чтобы не выставлять ее на позор. (20) Когда же он это задумал, явился ему во сне ангел от Господа. «Иосиф, сын Давида, не бойся взять Марию в жены, — сказал он. — Ребенок, которого она носит, зачат от Духа Святого. (21) Она родит сына, и ты назовешь Его Иисусом, потому что Он спасет Свой народ от грехов».

22 Всё это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь устами пророка*:

23 «И вот дева зачнет и родит сына,
Его назовут Иммануэль*»,

что значит «С нами Бог».

24 Иосиф, пробудившись ото сна, поступил так, как велел ему ангел Господень: взял Марию как жену к себе в дом. (25) Но он не прикасался к ней до тех пор, пока она не родила Сына. Он назвал Его Иисусом.

2 И вот после того как в иудейском городе Вифлее́ме, при царе И́роде, родился Иисус, в Иерусалим явились с востока звездочеты.

«Где новорожденный царь евреев*? — спрашивали они. — Мы видели, как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести».

Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение, а с ним и весь Иерусалим. (4) Собрав всех старших священников и учителей Закона, он спросил у них, где надлежит родиться Помазаннику. (5) «В иудейском городе Вифлееме, — ответили они. — Потому что так написано пророком:

«И ты, Вифлеем, земля Иуды,
не самый малый средь главных городов Иуды:
из тебя произойдет вождь,

пастырь народа Моего Израиля».

Тогда Ирод, тайно призвав к себе звездочетов, выведал у них точное время появления звезды (8) и направил* в Вифлеем, сказав им: «Ступайте и всё в точности разузнайте о ребенке. А когда найдете Его, дайте мне знать, я тоже приду воздать Ему почести».

Выслушав царя, они отправились в путь. И вдруг звезда, восход которой они видели, стала двигаться перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был ребенок. (10) Когда они увидели звезду, они очень обрадовались, они ликовали*. (11) Войдя в дом, они увидели ребенка и Марию, Его мать, и, встав на колени, склонились перед Ним ниц, а потом, достав ларцы с сокровищами, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну. (12) Получив во сне повеление не возвращаться к Ироду, они отправились в свои края́ другой дорогой.

13 После того как они ушли, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми ребенка с матерью и беги в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе.* Ирод собирается разыскать ребенка и убить Его».

14 Тот встал, взял ребенка с матерью и ночью отправился в Египет. (15) Там он оставался до смерти Ирода. Это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь устами пророка*:

«Из Египта призвал Я Сына Моего».

16 Когда Ирод увидел, что звездочеты его провели, он пришел в ярость. Он приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет, то есть рожденных в то время, о котором он узнал от звездочетов. (17) И так исполнилось сказанное устами пророка Иереми́и*:

18 «Слышен в Раме вопль,
рыдания и стоны.
Это Рах
иль оплакивает своих детей
и не хочет утешиться,
потому что их больше нет».

19 После смерти Ирода Иосифу в Египте является во сне ангел Господень (20) и говорит: «Встань, возьми ребенка с матерью и возвращайся в израильскую землю. Тех, кто хотел погубить ребенка, уже нет в живых». (21) Иосиф встал, взял ребенка с матерью и отправился в израильскую землю. (22) Но когда он узнал, что в Иудее правит вместо царя Ирода* его сын Архела́й, он побоялся идти туда. Получив во сне повеление, он отправился в Галилейскую область (23)  и, придя туда, поселился в городе под названием Назаре́т. Так исполнилось то, что сказал Господь устами пророков — что* Его назовут Назоре́ем.

 


1.1–15 Все имена в родословной Иисуса, кроме прочно вошедших в русский язык в традиционном написании, даны в еврейской транскрипции (по словарю W. Bauer).

1.1 Иисус (евр. Йешу́а) — одно из самых распространенных в то время еврейских имен. Христос (греч.), или Помазанник (евр. Маши́ах) — долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен был свергнуть иноземное иго и восстановить былую славу Израиля. Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца всё чаще видится в эсхатологическом свете: Он явится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет победу не только над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. С Его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия.

1.3 Тамар (или Фамарь) — см. 1Пар 2.4 и Руфь 4.12. Она была язычницей и иноплеменницей (хананеянкой).

1.5 Рахав (или Раав) — вероятно, проститутка из Иерихона (Ис Нав 2), хотя, согласно ВЗ, Рахав и Боаза разделяли 200 лет. Талмуд называет ее женой Йешу́а бен Нуна (или Иисуса Навина). Рут (или Руфь) — язычница и иноплеменница (моавитянка) (см. Руфь 1.4). Жена Урии — т. е. Батше́ва (или Вирсавия) — см. 2Цар 11.26–27; 12.10,15; 1Пар 3.5.

1.12 выселение в Вавилон — см. 4Цар 24.14–16.

1.16 Помазанник, или греч. Христос (евр. Маши́ах) — долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен был свергнуть иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца всё чаще видится в эсхатологическом свете: Он появится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет победу не только над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. С Его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия.

1.17 Хотя евангелист говорит о четырнадцати поколениях от выселения в Вавилон и до рождения Христа, он называет только тринадцать имен. Четырнадцать поколений — возможно, потому что имя Давид представляет собой число 14, или потому что семь лет, согласно Дан 9.2, это мировая неделя и, по Матфею, от Авраама до Христа прошло шесть недель, аналогичных шести дням творения, после которых, с приходом Мессии наступит вечная суббота Нового Века.

1.18–19 По еврейскому брачному закону обручение длилось год, а жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в родительском доме, а затем муж брал ее в свой дом, и тогда она уже фактически становилась его женой. Нарушение верности невестой считалось тяжким грехом и в древности каралось смертью через побиение камнями. В новозаветные же времена муж, вероятно, должен был публично обвинить жену в измене и развестись с ней, после чего на ней всю жизнь оставалось клеймо позора. Человек благочестивый — буквально: «праведный», т. е. исполняющий Закон. Иосиф по Закону должен был развестись с Марией, но пожалел ее, несмотря на свою «праведность».

1.21 Иосиф, дав Иисусу имя, юридически становится его отцом. Имя давалось ребенку на восьмой день после рождения, в день обрезания (см. Лк 2.21).

1.22 См. также 2.15,17,23; 4.14; 8.17; 12.17; 13.35; 21.4; 27.9.

1.23 Иммануэ́ль (евр. с нами Бог) — греч. искаженное «Эммануэль». Ср. также 28.20.

1.25 родила Сына — в некоторых рукописях: «родила Сына, своего первенца». Имя Иисус (евр. Йешу́а, или Йе́шу) — «Бог спасает» или «Бог есть спасение». Это одно из самых распространенных в I в. имен.

2.1 Вифлеем был городом царя Давида (см. 1Цар 16). Кроме этого города, расположенного в Иудее, был также другой Вифлеем — в Галилее (Ис Нав 19.15). Ирод Великий правил с 34 по 4 гг. до н. э. Звездочеты — это были, вероятно, восточные мудрецы, занимавшиеся магией и астрологией. Многочисленные средневековые легенды сообщают о них массу подробностей: что их было трое, что их звали Валтасар, Каспар и Мельхиор, что они были царями, причем один из них был темнокожим. Но в евангельском рассказе самым важным является, вероятно, то, что эти звездочеты были язычниками, представителями народов, не знавших истинного Бога, а теперь пришедших поклониться Тому, кто станет Спасителем всего мира.

2.2 Царь евреев — так называют Мессию язычники, евреи сказали бы: «Царь Израиля» (ср. 27.11 и 27.42). Мы видели, как взошла Его звезда — возможен другой перевод: «мы видели звезду Его на востоке». Древние астрологи верили, что появление новой звезды (или кометы) или сочетание определенных созвездий (или планет) предвещало рождение царя. Легенды говорят о появлении новых звезд при рождении Геракла, Заратустры, Авраама, Мухаммеда и др. См. также Числ 24.17. Некоторые ученые считают, что вифлеемской звездой была сверхновая, которую наблюдали китайские астрономы в 5/4 гг. до н. э. Кроме того, в 12—11 г. до н. э. к земле приблизилась комета Галлея, а 7 г. до н. э. трижды имело место соединение Юпитера («царской звезды») и Сатурна («звезды евреев), а затем и Марса в созвездии Рыб. По свидетельству Светония и Тацита, в канун наступления нового века ожидали пришествия нового правителя мира из Иудеи (см. также 4-ю эклогу Вергилия). Воздать почести — дословно: «пасть ниц, простереться». Именно так люди воздавали почести царям и Богу.

2.3 пришел в смятение — потому что Ирод испугался за свой трон, тем более что он не был чистокровным евреем, а полукровкой и не принадлежал к династии Давида. Весь Иерусалим — вероятно, имеются в виду приближенные Ирода и высшая иерархия. С самого начала Иерусалим, олицетворяющий центр вражды против Иисуса, выступает против Мессии. Весть о рождении Мессии вместо радости внушает им лишь тревогу и страх.

2.4 Учителя Закона (буквально: «писцы», евр. «соферим») — люди, занимавшиеся углубленным изучением и истолкованием Писания, прежде всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали к фарисеям (см. прим. к 3.7). Старшие священники (см. прим. к 16.21) и учителя Закона — т. е. члены Совета (см. прим. к 5.22). Помазанник — см. прим. к 1.16.

2.7 точное время — предполагается, что звезда появилась в момент рождения или зачатия ребенка. Ироду нужно это знать, чтобы решить, детей какого возраста ему необходимо уничтожить.

2.9 восход которой они видели — возможен иной перевод: «которую они видели на востоке».

2.11 Ладан — ароматическая смола некоторых деревьев из Аравии, употребляемая как благовоние, а также для культовых целей. Смирной, или миррой, называлось благовоние или ароматное масло, добываемое из камеди дерева, произраставшего в южной Аравии. Традиционное истолкование: золото — дар царю, ладан — Богу, смирна — смертному человеку — появилось в Церкви со II в. Более вероятное толкование: так исполнились пророчества Священного Писания о том, что язычники придут как паломники к Сиону и принесут дары (см. Ис 60.1–10 и Пс 72(71).10–11,15–17).

2.15 Пророческий текст Ос 11.1 в ВЗ относится к Израилю, названному Сыном Бога. По мнению Матфея, Иисус представляет собой идеальное воплощение Израиля и в Его земной жизни воспроизводятся основные события Священной истории народа Божьего, особенно Исхода.

2.16 до двух лет — следовательно, звезда появилась около двух лет тому назад.

2.18 рыдания — в некоторых рукописях: «плач и рыдания».

2.22 После смерти Ирода в 4 г. до н. э. его царство было поделено между сыновьями Ирода Филиппом, Антипой и Архелаем. Архелай получил Иудею, Самарию и Идумею. Его правление отличалось особой жестокостью и было коротким, потому что в Рим отправилась делегация евреев и самаритян с жалобой на его жестокость, и, лишенный трона, он в 6 г. н. э. был отправлен в ссылку в Галлию, где и умер. В Галилее с 4 г. до н. э. по 39 г. н. э. правил Ирод Антипа.

2.23 Назорей — здесь, вероятно, в смысле «Назарянин». Пророк, сказавший это, неизвестен; предположительно, здесь содержится аллюзия на Суд 13.5, 7 («назорей», точнее «нази́р», т. е. человек, посвятивший себя Богу и давший обет не стричь волос и воздерживаться от спиртных напитков) и Ис 11.1 («не́цер» — «отрасль, побег»).

 

3.7 Фарисеи — члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. Несмотря на относительную малочисленность (в I в. их было около 5–6 тысяч), они пользовались огромным авторитетом в народе, и их вынуждены были терпеть и их враги — саддукеи.

 

5.22 Совет — это высший религиозно-политический орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском произношении — Санхедрин), что значит по-гречески «совет». В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины (см. прим. к 16.21) и учителя Закона.

 

16.21 Старейшины, старшие священники и учителя Закона — т. е. члены Совета (см. прим. к 5.22).

 

1.1-16 Лк 3.23-38    1.11 4Цар 24.14-16; 2Пар 36.10; Иер 27.20    1.18 Лк 1.27    1.21 Пс 130 (129).8; Лк 1.31
1.23 Ис 7.14 (LXX); 8.8, 10 (LXX)    1.25 Лк 2.21
2.1
Лк 1.5; 2.4-7; 3.1    2.6 Мих 5.2; 2Цар 5.2; 1Пар 11.2    2.18 Иер 31.15    2.20 Исх 4.19
2.23 Мк 1.9; Лк 2.39; Ин 1.45; Суд 13.5, 7; Ис 11.1; 53.2

 

 

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и нижеследующие примечание сделаны редактором рассылки).
*1:3 В СРП: "Па́рец".
*1:4a В СРП: "Салмо́н".
*1:4b В СРП: "Боа́з".
*1:4c В СРП: "Руфь".
*1:4d В СРП: "Иессе́й".
*1:6б-11a В СРП: "Рехава́м".
*1:6б-11b В СРП: "Иосафа́т, Иора́м, Ози́я, Иофа́м".
*1:6б-11c В СРП: "Езеки́я, Манасси́я, Амо́ц, Иоси́я".
*1:12-16a В СРП: "Шеалтиэ́л, Зороваве́ль".
*1:12-16b В СРП: "Элиаки́м, Азо́р".
*1:12-16c В СРП: "Ахи́м".
*1:19 В СРП: "праведный".
*1:22; 2:15 В СРП: "Господь через пророка".
*1:23 В СРП: "Эммануи́л".
*2:2 В СРП: "иудеев".
*2:8 В СРП добавлено "их".
*2:10 В СРП: "они очень сильно обрадовались".
*2:13 В СРП: "тебе, ведь".
*2:17 В СРП: "сказанное через пророка Иереми́ю".
*2:22 В СРП: "что вместо царя Ирода в Иудее правит".
*2:23 В СРП: "исполнилось сказанное Господом через пророков, что".

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: 4-я Книга Царств, гл. 1–2.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное