Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мф.3: Проповедь Иоанна Крестителя и крещение Иисуса / 30.VII.19 вт


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправлено: 30-Jul-2019 9:11


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 30 июля 2019 года, вторник.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/mt03.htm.

 

Продолжаем читать Евангелия от Матфея. В этом выпуске – глава 3.

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть"). [Тж. на сайте "Библия-центр" / АУДИО (ред. 2004 г.)]

Добавлено сравнение с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

  
Комментарии:
введе-
ние, комм. к книге:
В.Н. Кузне-
цова
к гл. 3

:13-17

Евангелист Матфей

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

3 В те дни в Иудейской пустыне появляется Иоанн Креститель. (2) Он возвещает: «Вернитесь к Богу!* Ведь Царство Небес уже рядом*

Ведь он был тот, о котором сказал пророк Иса́йя:

«Голос глашатая в пустыне:
Проложите путь Господу,
прямыми сделайте Его тро
́пы*».

Этот самый Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом, а пищей ему была саранча и дикий мед.

К нему приходили все жители Иерусалима, а также всей Иудеи и окрестностей Иорда́на. (6) Они признавались в грехах, а он омывал* приходивших в реке Иордане.

7 Увидев, что приходят к нему для омовения* многие фарисеи и саддукеи, он сказал им:

— Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? (8) Докажите на деле, чего сто́ит ваше обращение*! (9) Только не вздумайте говорить в душе́: «Наш отец — Авраам!» Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. (10) Уже лежит наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь. (11) Я омываю* вас всего лишь водой в знак возвращения к Богу*, но Тот, кто идет за мной, сильнее меня, я недостоин даже сандалии Его нести. Он омоет* вас Духом Божьим* и огнем. (12) У Него в руках лопата, Он провеет зерно на току: пшеницу соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом.

13 Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну для омовения*. (14) Иоанн сначала этому противился, говоря:

— Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл*, а Ты пришел ко мне!

15 — Пусть теперь будет так, — возразил ему Иисус. — Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог.

И тогда Иоанн согласился.

16 Сразу после омовения* Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись перед Ним небеса, и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь, спускается и приближается к Нему.

17 И голос с неба сказал: «Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада».

 


3.2 Вернитесь к Богу — буквально: «раскайтесь». Греческий глагол «метаноэо», которым переводится еврейский глагол «шув», означает полную перемену мыслей, но «шув» («повернуться, возвратиться») гораздо глубже по значению: всякий грех есть удаление от Бога, а раскаяние — это возвращение к Нему и полное изменение всей жизни, а не только мыслей. Словосочетание Царство Небес встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Матфей же, стремясь избежать употребления Божьего имени, передает это понятие, вероятно, под влиянием раввинистической практики своего времени, перифразой, когда имя Бога заменялось разными описательными оборотами, такими как «Небеса», «Небо», «Великий Царь», «Имя» и т. д. Царство Бога — царствование, владычество Бога. Хотя Бог, будучи Творцом и Судьей мира, всегда был и его Царем, но в мире столько торжествующего зла, что может показаться, что правит миром Его противник, Сатана. Но люди верили, что наступит такое время, когда Бог установит Свое суверенное правление миром открыто и те, кто был Ему верен, войдут в Его Царство, т. е. станут Его соправителями. Уже рядом — возможно иное понимание: «уже здесь». В Евангелиях есть слова, говорящие о наступлении Царства в будущем (Мк 9.1; 13.29; 14.25; ср. прошение Молитвы Господней в Мф и Лк: «Пусть придет Твое Царство!»), но есть и утверждения, что Царство уже наступило, оно здесь, на земле (Мф 12.28; Лк 11.20; 17.21).

3.6 омывал — нам известны разные ритуалы очищения водой в еврейской религиозной практике. Например, евреи омывали руки, посуду, одежду и т. д. после каждого случая ритуального осквернения. В Кумране каждый день совершалось полное омовение. Возможно, в I в. прозелиты (язычники, принимавшие веру Израиля и обрезание) были обязаны совершить особый ритуал: омовение с полным погружением в воду, что символизировало смерть для старой жизни и рождение для новой. В таком случае Иоанн, призывая народ Израиля совершить такое же омовение, не делал различия между язычниками и теми, кто по праву рождения принадлежал к Божьему народу. В этом переводе греческий глагол «бапти́дзо» и существительное «ба́птисма» переводятся как «омывать» и «омовение», когда речь идет о дохристианском ритуале очищения грехов через погружение в воду, потому что «крестить» и «крещение» в русском языке семантически связаны со словами «Христос» и «крест» и такой перевод верен лишь в отношении христианской практики.

3.7 Фарисеи — члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. Несмотря на относительную малочисленность (в I в. их было около 5 – 6 тысяч), они пользовались огромным авторитетом в народе, и их вынуждены были терпеть и их враги — саддукеи. Саддукеи — члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.

3.9 Авраам считается прародителем народа Израиля. «Дети Авраама» — почетный титул у евреев (см. Ин 8.33; Рим 9.7; 11.1; 2Кор 11.22; Евр 2.16 и др.). Очень многие люди того времени были уверены, что Авраам обладал таким количеством заслуг перед Богом, что это гарантировало всем его потомкам — даже тем из них, у кого было много грехов — вхождение в Божье Царство. Иоанн не отрицает их сыновства, но предостерегает их, чтобы они не полагались на это. Если понадобится, Бог может заставить камни рожать людей (ср. Ис 51.1–2).

3.11 я недостоин даже сандалии... — снимать обувь не входило в обязанности слуги и даже раба из евреев. Омовение Святым Духом всегда мыслилось как знак наступления Царства Бога. Святой Дух часто символизируется огнем (ср. Деян 2.2–4), который и очищает, и уничтожает. Омоет огнем — имеется в виду огненный суд, который придется пройти всем: праведные огнем будут очищены, а грешники погибнут.

3.12 Так очищали зерно: оно рассыпалось на току, затем его черпали большой деревянной лопатой и подбрасывали в воздух, ветер отвевал мякину в сторону, а чистое зерно собиралось потом в амбар. Это еще одно метафорическое изображение Суда (ср. 13.30).

3.16 Он увидел — так как в греческом тексте имя не указано, а подразумевается местоимение 3 л. ед. числа, оно может относиться и к Иисусу, и к Иоанну, но последнее менее вероятно. Дух, словно голубь, спускается — возможно, имеется в виду движение, напоминающее полет птицы, а не телесная форма (как в Лк 3.22). Тогда схождение Духа должно напомнить о творении Богом мира, когда Дух носился (в еврейском языке это слово означает полет птицы, летящей к своему гнезду) над бездной.

3.17 любимый — когда это слово относится к сыну или к дочери, оно означает «единственный». Дарование Святого Духа в ВЗ значило, что Бог наделял избранных Им людей (обычно царей, пророков и священников) силой, необходимой для выполнения возложенной на них миссии. Теперь исполнилось пророчество Исайи (Ис 42.1), и с момента сошествия Святого Духа Иисус, единственный Сын Божий, начинает Свое мессианское служение в полноте силы Своего Отца. Ему предназначено стать Мессией, т. е. Царем-Помазанником, но не победоносным воителем народных чаяний, а страдающим служителем Господним (Ис 53).

 

3.1-12 Мк 1.3-8; Лк 3.2-9,15-17; Ин 1.19-28    3.2 Мф 4.17; 10.7; Мк 1.15    3.3 Ис 40.3    3.4 4Цар 1.8
3.7 Мф 12.34; 23.33; Лк 3.7    3.9 Ин 8.33, 37, 39; Рим 4.12    3.10 Мф 7.19; Лк 13.7,9; Ин 15.6
3.13-17 Мк 1.9-11; Лк 3.21-22    3.16 Ин 1.32
3.17 Быт 22.2; Пс 2.7; Ис 42.1; Мф 12.18; 17.5; Мк 9.7; Лк 9.35; 2Петр 1.17

 

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и нижеследующие примечание сделаны редактором рассылки).
*3:2a В СРП вм. "Вернитесь к Богу!" — "Покайтесь!"
*3:2b В СРП: "близко".
*3:3 В СРП 2  последние строки выглядят так: '„Приготовьте дорогу Господу, // путь прямой проложите для Него"'.
*3:6,7,11a,11c,13,14,16 В СРП: "крестил", "крещения", "крещу", "будет крестить" и пр.
*3:8 В СРП: "раскаяние".
*3:11b В СРП: "в знак покаяния".
*3:11d В СРП: "Святым".

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Евангелие от Матфея, глава 4.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное