Пост как средство классового угнетения, или За что крестьян лишили мяса
С каждым Великим постом в интернете всплывают светские вопросы и
рассуждения об исторической подоплеке возникновения поста. Почему нельзя
есть мяса и молочной пищи? - Потому что бедному крестьянину в это время
итак кушать было нечего: зимние запасы уже кончились, а из весеннего еще
ничего и не выросло. В лучшем случае скажут - в этом мудрость церковная.
А чаще понимающе кивнут: понятно, так Церковь "услужала государству" -
заглушала недовольство крестьян.
Основное недоумение в этом вопросе разрешается просто: мы, веками
жившие примерно на 1/6 части суши и унаследовавшие имперское мышление,
забываем порой, что не все начиналось с нас и ограничивается нами (ведь
кроме Русской Православной церкви существуют и другие); с другой стороны,
с отдельными реалиями церковной жизни мы больше знакомы по западным
литературе и фильмам, и "святой отец" для нас привычнее, чем "отче" (а кто
ж там постится?). Но пост к несчастным русским крестьянам (как, впрочем, и
к князьям) пришел через Византию от Древней христианской Церкви, с
апостольских времен. Мало того, первые христиане восприняли иудейскую
традицию пощения.
Ветхий завет дает нам множество указаний на пост, прямо с самого
начала: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду
ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него" (Быт. 2,
16-17). Это значит, что воздерживаться от определенного рода пищи сам
Господь заповедал первым людям еще... в раю!? Ничего удивительного: пост
изначально - религиозно-нравственный подвиг послушания человека Богу. В
ветхозаветное время постились по 40 дней св. пророки Моисей и Илия (Исх.
34, 28), 3 недели без пищи провел пророк Даниил (Дан. 10, 2-3) и 7 дней -
Ездра (Езд. 8, 21-23). Молился и постился царь-псалмопевец Давид и получил
через пророка Нафана прощение своего греха от Бога (2 Цар. 12, 16-20);
жители города Ниневии молитвой и постом "от большого до малого" отвратили
от себя кару Божию за их великие грехи (Ион. 3, 5-10). Израильтяне, по
повелению Божию, постились во время страшного опустошения их земли
гусеницей и саранчой (Иоил. 1, 14; 2, 12-15); имели они и постоянные посты
4, 5, 7 и 10-го месяцев (см. Зах. 8, 19).
На границе Ветхого и Нового завета мы видим пример великого
подвижничества в посте Крестителя Господня Иоанна (Марк 1, 6) и 84-летней
пророчицы Анны (Лк. 2, 36-37). В Новом Завете пост освящен самим Главой
Церкви, Господом Иисусом Христом - личным примером строгого 40-дневного
пощения в пустыне перед выходом на общественное служение и заповедью о
посте ученикам (Мф. 6, 16, 18); в словах Спасителя раскрывается значение
поста как орудия борьбы с дьявольскими искушениями: "сей же род [бесовский]
изгоняется молитвою и постом" (Матф. 17, 21). Постились и ученики Христа -
апостолы и научали этому народ, о чем есть свидетельства Древней Церкви:
"когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне
Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост
и молитву и возложив на них руки, отпустили их" (Деян. 13, 2-3).
Утверждая "естественность" поста в период, когда крестьянам итак есть
было нечего, мы забываем, что постов-то в годовом круге четыре. Т.е. есть
им должно было быть нечего и июне-июле (Петров пост), и в августе (на
Успенский), и в Рождественский (Филиппов) пост с ноября по Рождество.
Конечно, Великий, как и однодневные посты в среду и пятницу, - наиболее
древнее церковное установление: его зачатки можно обнаружить еще в I в.
(см. "Толковый типикон" М. Скабаллановича). Слова Спасителя "когда
отнимется у них Жених, и тогда будут поститься" (Мф. 9, 15), возможно, были
поняты апостолами как основание для пасхального поста, которым они ежегодно
освящали день смерти Господней. Интересно, что даже в III в. пасха была
крестной, т.е. сводилась к посту (само это слово означало "пост"). До 40
дней Великий пост удлинился лишь в III в. (и то не везде; первоначально в
Палестине, в Иерусалимской церкви) под влиянием практики оглашения - из
желания постом и молитвою содействовать подготовке оглашенных к таинству
Крещения. Памятники II в. говорят об обычае христиан поститься вместе с
оглашенными (крещающих, в первую очередь, но по возможности и других -
"Учение 12 апостолов"). Уже в начале IV в. св. четыредесятница
распространилась повсюду. В IV-V вв. в Западной Церкви возникли "посты 4
времен года", о них упоминает папа Лев I: "закон о воздержании предписан
для всех времен года: именно пост весенний совершается в 40-цу, летний в
50-цу [т.е. Троицу], осенний в 7 мес., зимний в 10-м"; в качестве основания
для этих постов он указывает благодарность Богу за собранные плоды.
Действительно, эти посты были христианским преобразованием римских
языческих праздников, соединенных с различными периодами земледельческого
года (праздника посева, праздника жатвы, праздника сбора винограда).
Параллельно и на Востоке годичные посты были доведены до 4. В VI-VIII вв.
развился Рождественский пост; его зерном мог быть 4-ый из "постов 4 времен
года" (на Западе он называется "адвент", что значит подготовление к
пришествию (adventus) Спасителя). Церковное предание гласит, что
Рождественский пост возник из-за того, что ап. Филипп перед смертью просил
небесной кары своим мучителям: за это ему было открыто, что в течение 40
дней он не будет допущен в рай, почему Филипп просил апостолов поститься за
него в эти дни. В IX в. появляются первые упоминания об Успенском посте -
аналоге Великого поста, но в честь Богоматери.
Таким образом, остается вопрос: с чем же связаны ограничения на
вкушение мяса (в первую очередь) и молочных продуктов во время поста?
Известно, что у древних земледельческих народов мясо вообще употреблялось
редко: в основном, это было мясо, принесенное в жертву Богу (или богам у
язычников), в праздничные дни. Христиане унаследовали эти обычаи. Где-то до
V в. критерием поста было время и кратность принятия пищи: ели один раз в
день вечером, после 9-го часа. Род и степени ограничения пищи заимствованы
из отшельнической практики: так как наиболее распространенной пищей монахов
были хлеб и овощи, то она и стала вскоре повсеместной для мирян. Так
Церковь на время постов возвращает нас к нормальной райской пище первых
людей.
Мясо тяжело и приводит к пресыщению и разгорячению, что способствует
возбуждению греховных страстей. Время поста, напоминает нам Церковь, -
время душевной скорби о грехах. А скорбь, покаянные чувства, как показывает
тысячелетняя аскетическая практика, несовместимы с сытной едой в свое
удовольствие и развлечениями. В пост мы особо призваны к духовной работе
над собой, и ограничения в пище - вспомогательное средство: "Постящеся,
братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всяк союз неправды... дадим
алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы, да примем от Христа Бога
велию милость" (стихира на вечерне в среду 1-ой седмицы Великого поста).