Православный Пост [40] - Вход Господень в Иерусалим
Православный Пост
Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье (великий двунадесятый праздник)
Праздник отмечается в воскресный день за неделю до празднования
Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа
Иисуса Христа в Иерусалим - главный город Святой Земли - накануне Его
Крестных страданий. Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо
воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами
Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре
дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий
Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий день
Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством
людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои
одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: "Осанна (спасение) Сыну
Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" - так у
евреев было принято встречать царей и победителей. Однако это торжество
является на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне
торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут
кричать римскому правителю Пилату: "Возьми, возьми, распни Его!" и
произнесут страшное проклятие на свой народ: "кровь Его на нас и на детях
наших" (Мф. 27, 25). По церковной традиции, в этот день в храмах верующие,
как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с
веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника - Вербное
воскресенье). Вербы заменяют собой вайя - пальмовые ветви, которые держали
в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на
всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после
прочтения особой молитвы.
Что есть в эти дни? В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в
пищу, кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы), еще и
рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - также и саму рыбу.
Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Церковью
Страстной седмицей. В это время мы воспоминаем события последних дней
земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками
великой радости Светлого Христова Воскресения.
Что есть в эти дни? В дни Страстной седмицы Церковь предписывает
строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу.
Особенно важны для нас последние дни Страстной седмицы.
В Великий Четверг мы воспоминаем установление Господом Таинства
Евхаристии - Причащения Тела и Крови Христовой, в которые за каждой
Божественной литургией чудесным образом пресуществляются подготовленные
хлеб и вино. По православной традиции, в этот день практически все верующие
стараются, должным образом приготовившись, приступить за богослужением
Великого Четверга к принятию Святых Христовых Тайн. Вечером в Великий
Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий: в
ходе службы читаются двенадцать отрывков, повествующих о страданиях и
Крестной смерти Господа. По давней православной традиции, во время чтения
двенадцати Евангелий молящиеся стоят в храме с зажженными свечами.
Великая Пятница - самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу
совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на
Кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя
приговоренными к такой же позорной смерти разбойниками. Во время распятия
Он молился Богу Отцу за Своих мучителей, говоря; "Отче! Прости им, ибо не
знают, что делают" (Лк. 23,34). Шесть долгих часов Господь страдал на
Кресте, искупляя человечество Своими страданиями от рабства греху и от
порабощения диаволу. Крестная смерть Христа совершилась по евангельскому
исчислению времени в девятый час (для нас - около трех часов дня). Поэтому
во второй половине дня Великой Пятницы в храмах совершается вынос из алтаря
на середину церкви плащаницы - иконописного или вышитого изображения снятия
с Креста тела Спасителя; верующие после выноса совершают перед плащаницей
благоговейное поклонение.
Великая Суббота - день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса
Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с
разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и
Никодимом. Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день
сошел во ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех
умерших до этого людей - даже души праведников ветхозаветного времени.
Именно в этот день Господь извел из ада души праведников, освобожденные
силой Его Крестных страданий. Особым знамением значимости Великой Субботы
является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба
Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день.
Получение благодатного огня с древних времен до наших дней Иерусалимским
Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых
свидетельств истинности христианской веры и Евангельской истории.
Для верующих день Великой Субботы - это время приготовления к встрече
величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день
после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных
куличей, пасох и яиц для разговления в день Пасхи.
По благочестивой православной традиции мы, приходя домой после
праздничного пасхального богослужения, разговляемся освященными в церкви
куличом, пасхой и пасхальными яйцами. Освящение куличей совершается в
продолжение Великой Субботы после Божественной литургии (в некоторых храмах
освящение происходит и после Пасхальной службы) и обычно совершается так:
верующие ставят свои приношения (уложенные в сумку, тарелку или небольшую
корзину) на особом столике в храме, вставив в кулич зажигаемую перед
началом освящения свечу; священник читает особую молитву и окропляет ваши
приношения святой водой.
По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по
Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с
проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия, стала
рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято,
посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна
и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо.
Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: "Как может кто-то
воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг
стало красным". И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само
по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова
Воскресения.
С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их
друг другу со словами пасхального приветствия: "Христос воскресе!".
С уважением, Татьяна Мараховская.
Сайт ведущей рассылки http://angelhranitel.ru
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.