И вот снова начинается пост. Если посмотреть православный календарь,
окажется, что большая часть дней в годы постные. И хотя продолжительность
того же Петровского (или апостольского) поста различна, ситуация не
меняется.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно
горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным
маслом.
Петровской пост может продолжаться от одной недели и одного дня до
шести недель. Зависит это от даты Пасхи, поскольку она меняется каждый год,
а от нее отсчитывается начало Петровского поста (первый понедельник после
Пятидесятницы).
У этого летнего поста несколько названий: пост Пятидесятницы (потому
что он неразрывно связан с этим праздником), Петровский (потому что
заканчивется в день Петра и Павла), Апостольский (потому что был установлен
апостолами).
С Пятидесятницей он связан не только из-за расчета дней. Связь гораздо
глубже. В Праздники поста не бывает, потому что Праздник - это радость, а
пост - время работы над собой.
После того, как в день Пятидесятницы Святой Дух сошел на Апостолов, они
пребывали в посте и молитве, готовясь ко всемирной проповеди Евангелия.
Рассказать всем Миру о том, что произошло на Святой Земле и что заповедал
Христос было трудной задачей. И ученики Христа собирались с силами перед
тем, как отправиться в путь.
"После продолжительного праздника Пятидсятницы пост особенно необходим,
чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого
Духа, - пишет святой Лев Великий. - За настоящим празднеством, которое Дух
Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост...
Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною
свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами
небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о
духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими
к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими
усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и
утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека,
разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем
больше умертвляется плоть".
Святой Лев Римский пишет:
"Из апостольских правил, которые внушил Сам
Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили
то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста".
Получается, пост просто необходим не только, чтобы измениться в лучшую
сторону, но и чтобы сохранить в себе ту радость, те дары, которые мы
получаем во время таких больших Праздников, как Пятидесятница, Троица и,
конечно Пасха.
Конечно, суть поста не в еде, потому что это не диета. Главное -
стремиться всем своим существом обратиться к Богу, к горнему, и отойти от
земного, дольнего, преходящего. Первая ассоциация с постом - еда. Да,
конечно. Потому что именно с борьбы с чревоугодием подвижники советовали
начинать борьбу со страстями. особое пристрастие к еде - это как основа, на
которой утверждаются все остальные пороки (это заметили еще античные
философы). Поэтому самый эффективный способ борьбы - избавиться от корня,
причины. "Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, - и ум свой утончит
не только постами, но и бдениями, а такжечтеним и непрестанным сокрушением
сердца", - писал Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.
Постное "меню" - это способ борьбы с грехом, но никак не цель. Другая
важная составляющая поста - исповедь и причастие. В этих таинствах человек
очищает свою душу от грехов и получает от Бога силу для борьбы с пороками.
О Петровском посте говорится уже в так называемых Постановлениях
Апостольских - своде правил, который был составлен в первые времена
христианства: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом
поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и
поститься после облегчения плоти".
Как всегда приглашаем Вас постится вместе с нами на наших "Похудалках".
Набор продолжается!