Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русские православные праздники апрель


Служба Рассылок Subscribe.Ru

     Спасибо за ваши письма. Я надеюсь вы и впредь будете обращаться ко мне с вашими пожеланиями, так я смогу делать выпуски более интересными. Пишите мне на e-mail либо через вебформу, (там можно не оставлять ваш обратный адрес, но в таком случае я не смогу Вам ответить лично, а только через рассылку). Большая просьба присылать мне рецепты постной кухни и известные Вам приметы и обряды.Могу сделать ссылку на Ваш сайт. И еще одна просьба, если Вы вдруг решите отписаться от моей рассылки, сначала напишите мне, что Вас не устраевает и думаю мы придем к общему согласию, ведь именно благодаря Вашим письмам рассылка становится более интересной Теперь продолжим. Итак :
 


Русские православные праздники.

Апрель

     В интерпретации этимологии названия четвертого месяца года до сих пор существуют разночтения. Одни ученые считают, что название "апрелис" - от латинского "апрекус" - согреваемый солнцем. По другой версии, оно происходит от латинского глагола aperire - открывать. После "зимней спячки" природа открывается, оживает. Но каково бы ни было толкование латинского слова, оно вытеснило древнерусские названия: березозол (чаще всего встречается в древних месяцесловах и святцах) и цветень (это название становится употребительным примерно с XV века).
      Другие славянские названия: кветень, чтерник, травен, травяной.

*  *  *
     *Апрель с водою, а май с травою.
     *Апрель с маем ко всему году ключ.
     *Апрельские ручьи землю будят.
     *Если в апреле поверхность снега шершавая - к урожаю.

Двунадесятый праздник

7 апреля - БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Дни памяти:

8 апреля - Собор архангела Гавриила
12 апреля - прп. Иоанна Лествичника (Иоанн Лествичник)
14 апреля - прп. Марии Египетской (Марья - зажги снега, заиграй овражки, пустые щи)
25 апреля - Иверской иконы Божией Матери (Василий Парийский)
30 апреля - прп. Зосимы, игум. Соловецкого (Зосима-пчельник)

Чтимые и любимые в народе праздники:

6 апреля - Родительская суббота
1-7 апреля - Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
13 апреля - Родительская суббота
8-14 апреля Неделя 4-я Великого поста. Прп.Иоанна Лествичника
19 апреля - мой День рождения
20 апреля - Похвала Пресвятой Богородицы.(суббота Акафиста)
27 апреля - Лазарева суббота
28 апреля - Вход Господен в Иерусалим(Вербное воскресенье)
29 апреля - 6 мая - Страстная седмица.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

      По времени установления праздник Благовещения — один из самых древнейших богородичных двунадесятых праздников. Он посвящен воспоминанию о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии об ожидавшем ее. О самом событии повествуется только в одном Евангелии — от Луки (1:28—38):
     «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Гал^лейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Свитый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим; вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц: ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».
      О величии и значимости для людей этого светлого праздника протоиерей о. А. Шмеман писал: «Радость о Благовещении — о благой вести, принесенной ангелом, что люди обрели благодать у Бога, и что скоро, — через Нее, через эту никому не известную галилейскую женщину, начнет совершаться тайна спасения мира: к Ней придет Бог, и придет не в грохоте, не в страхе, а в радости и полноте детства, и через Нее воцарится в мире. Ребенок, слабый и беззащитный, но Который навсегда, навеки сделает бессильными все силы зла. Так вот то, что празднуем мы на Благовещение, вот почему праздник этот всегда был и навсегда останется такой радостью, таким светом».
      Повсеместно в христианском мире праздник Благовещения стал отмечаться с середины VII века. Тогда же за Благовещением была окончательно закреплена дата 25 марта (7 апреля), которая определилась путем отсчета девяти месяцев назад от Рождества Христова. Считается, что одновременно с благовествованием Ангела произошло и зачатие Марией Иисуса Христа.
     На Русь праздник Благовещения пришел в Х веке вместе с принятием христианства.
     На Благовещение на Руси в старину совершался особый «чин хлебопреломления» — за всенощным бдением при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. В старой Москве, Новгороде святители или патриархи раздавали благословленные в благовещенскую ночь «благодарные» хлебы и вино всем предстоящим в храме. Патриарх московский, например, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике (в домовом соборе в честь Благовещения Богоматери).
     Представителям же церковных и светских властей он давал по целому хлебу «укругами» — то есть толстыми Ломтями — и по целой стопе вина. Эти же укруги с вином получал и народ.
     Неизбывен был в праздник Благовещения И обычай одаривания — «кормления нищих».
     Благовещение в народе воспринималось как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия — в природе и в жизни людей. Видимо, с таким восприятием праздника Благовещения связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток, тенетов и сетей птиц на волю. По существовавшему в Малороссии поверью, в Благовещение Бог благословляет все растения, всю природу, и какова погода на Благовещение — такова она будет и на Велик день, то есть на Пасху.
      В старину пожилые женщины пережигали в этот день соль в печи. По поверью, эта соль чудесно исцеляет от всяких болезней, поэтому ее кладут в тесто и пекут небольшие булки — их едят не только люди, но и добавляют в корм скоту. Их называли «бяшки» — считалось, что они излечат и предохранят от болезней скотину.
     Наши предки говорили: «Благовещение — самый большой у Бога праздник». В этот день солнце играет на восходе, как это бывает в другие важнейшие праздники: Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово,Петров день.
     Тяжким грехом считалось в старину на Благовещение заниматься каким-либо делом. Даже неразумная тварь, говорили в народе, чествует этот праздник великий. Птаха гнезда не вьет, а если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, у нее в наказание на какое-то время отнимаются крылья, и она, не в силах летать, ходит по земле. Мало того, на Благовещение, как и на Пасху, даже грешников в аду не мучат, утверждали предки.
     В народе издревле веровали, что на Благовещение, которое знаменовало начало весны и нового сельскохозяйственного года, сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние, на плодородие, то есть на благополучие человеческое.
      Богородица же была покровительницей крестьянского труда и урожая. На Украине существовало поверье, что Богоматерь пригоршнями разбрасывает из золотой кошницы жито и молит Бога о ниспослании урожая, в то время как архангел Гавриил водит соху.
      Эти верования сформировали обычаи, которые и до сих пор бытуют в ряде регионов. Так, существовал обряд «освящения» посевного зерна: крестьянин ставил в кадку с зерном благовещенскую икону и приговаривал: «Мати Божия, Гавриил-архангел, благо- вестите, благоволите, нас урожаем благоволите: овсом, да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей».
      Кроме того, на Благовещение крестьяне пекли особые просфоры (большие) и несли в церковь для освящения на обедне. Придя домой, крестьянин клал благовещенскую просфору сначала под божницу, к иконам, а затем — в закром, где она хранилась до ярового сева. При посеве земледелец или привязывал просфору к севалке (на все время сева), или крошил в посевное зерно, чтобы охранить поле от «полевого гнуса» и получить хороший урожай.
      Среди благовещенских обычаев бытовали и древние языческие ритуалы, близкие к купальским, в которых выражалась вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда, окуривались помеще ния домов и надворных построек, чтобы предохранить себя и скотину от болезней.
      С Благовещением связано множество по словиц и примет, в том числе и предсказы вающих судьбу будущего урожая: «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год», «На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет», «Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение», «Если в день Благовещения ветер, иней и туман — к урожайному году», «На Благове щение дождь — родится рожь», «На Благовещение мороз — урожай на грузди», «На Благовещение гроза — к урожаю орехов, к теплому лету», «Покров — не лето. Благовещение — не зима».

Архангел Гавриил

     Гавриил по-арамейски - "муж Божий". Это один из семи высших ангелов, которые, согласно книге Товита, "приносят молитвы святых и входят пред славу Святого" (Тов. 12:15). И в Ветхом, и в Новом Завете архангел Гавриил упоминается не однажды как приносящий радостные вести.
     Так, он сообщил Моисею о начале мира и создании первого человека - Адама, о его жизни и судьбах еще не родившихся иудейских патриархов. Несколько раз являлся он пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Мессии, гонений антихриста и конца мира.
     Праведной престарелой Анне, скорбевшей о своей неплодности и молившей Господа о ребенке, именно архангел Гавриил приносит радостную весть: "Анна, Анна! Услышана твоя молитва. Воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты родишь Дочь преблагословенную. Через Нее благословятся все народы земли. Ею дастся спасение миру, а имя ей будет Мария".
     Он сообщил об этом и печалившемуся мужу Анны - праведному Иоакиму. Именно архангел Гавриил был потом приставлен Богом хранителем к Деве Марии, когда Она была введена во храм и жила там. Он ежедневно приносил Ей пищу.
     Такое же доброе благовестие, как правед-ным Анне и Иоакиму, принес архангел Гавриил и другой престарелой бесплодной чете - священнику Захарии и жене его Елисавете. Он возвестил им о рождении у них сына, которого нарекут Иоанном, и он будет Крестителем Господним, мир же будет знать его как Иоанна Предтечу.
     Он же, архангел Гавриил, предстал в Назарете пред святой Девой Марией и благовестил Ей зачатие Сына Божия от Духа Святого, а когда в Вифлееме родился Христос, архангел Гавриил явился пастухам, стерегшим ночью свои стада, и сказал: "Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь". И вместе со множеством небесных ангелов архангел Гавриил воспел: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ".
     На иконах архангел Гавриил обычно изо-бражается со свечой и зеркалом из ясписа в руке - это символ того, что пути Божий не сразу бывают ясны, но постигаются в свое время путем изучения слова Божия и тогда, когда человек научится слушать голос своей совести. Иногда же архангел Гавриил изобра жается на иконах с райской ветвью (белой лилией) в руке, которую, по преданию, он принес Деве Марии в день Благовещения.
     Православная Церковь прославляет архангела Гавриила дважды в году: 26 марта (8 апреля) и 13 (26) июля. Эти дни на церковном календаре обозначены как Собор архангела Гавриила.
     Народ издревле чтит архангела Гавриила. Весенний праздник, посвященный ему, в Малороссии, например, называли "Благовестник", так как Гавриил благовестил Деве зачатие Спасителя. Уважение, с которым относились здесь к святому архангелу, на-шло отражение в присловье: "Як бы не було благовещенена, не було бы и воскресенщина".
     Русский крестьянин весенний праздник Гавриила обозначил присловьями, приметами и даже суеверными наблюдениями: "Какова погода на 8 апреля, такова она будет 8 октября, и наоборот", "В день архангела Гавриила выверни оглобли из саней" (это значит, что санная езда уже прекращается), "Зачерпни сапог, промочи подметки", "Все, что ни родится на день Гавриила, уродливо, неспоро", "Если прясть на Гавриила - работа не впрок". В этот праздник сельские женщины оканчивали прясть пряжу. Тем же, кто продолжал прясть после праздника, говорили:
     "Не пойдет" (то есть хорошей пряжи не получится).
     Присловьями и приметами отметил народ и летний день памяти архангела Гавриила:
      "Ржица-матушка поспела, к земле клониться велит", "Сухая погода сулит хорошую осень", "Сильные дожди губительны для урожая". В этот день крестьяне проговаривали маленький стишок-заклинание:
     Не иди, дождик., где косят,
      А иди, где просят,
      Не иди, дождик., где жнут,
      А иди, где ждут!

Преподобный Зосима

     30 апреля по новому стилю (17 по старому) в русской деревне исстари отмечался весенний "пчелиный праздник". День этот назывался еще Зосимой, или Зосимой-пчельником. Пчеловоды выставляли ульи на пасеку и окуривали их ладаном. На почетное место ставили "Зосиму" - главный улей, сделанный из колоды в виде поясного изображения самого святого Зосимы. На него вешали
      1 икону этого святого и зажигали перед ней четверговую свечку для охраны пчел "от сглазу". В церквах в этот день перед выставлением ульев крестьяне служили молебны пчелиным покровителям - Зосиме и Савватию - и освящали принесенный с собою мед. Богатые пчеловоды такие молебны служили на своих пасеках, приглашая туда священнослужителей .
      Надо сказать, что пчеловодство в хозяйстве крестьян издревле занимало важное и почетное место. Мед - необходимый и в то же время лечебный продукт, заменявший отсутствовавший прежде сахар. Из него варили крепкие напитки - меды, а кроме того, мед употреблялся для приготовления поминальной кутьи - то есть он был религиозно-обрядовой принадлежностью в поминовении усопших (кутью варили и на Сочельник).
      В обрядовой практике немалую роль играл также воск. Из него делались не только церковные и домашние свечки, но и общинные многопудовые свечи, для которых воск собирали у всех жителей деревни.
      В феодальной Руси всевозможные дани, подати и налоги выплачивались, наряду с хлебом, пушниной, льном, еще медом и воском. Исстари славилась Русь и торговлей этими продуктами. Еще в эпоху Киевской Руси "сладкий товар" в больших количествах вывозили по Днепру и другим рекам "за море".
      В силу этой значимости в крестьянском хозяйстве и религиозной народной жизни у пчеловодства просто не могло не быть небесного покровителя. Им стал преподобный Зосима - игумен Соловецкого монастыря, живший в XV веке (скончался в 1478 году).
      Соловецкая обитель до середины XV века, как и весь Север, принадлежала Новгородскому княжеству. Соловецкий монастырь XV века представлял собой огромное многоотраслевое хозяйство. Монастырь много и широко торговал, в основном солью, мехами, хлебом, рыбой. Достаточно сказать, что в XV-XVI веках соляные варницы монастыря поставляли на российский и внешний рынок до 130 тысяч пудов соли в год. И всем этим огромным хозяйством руководил преподобный Зосима. На время его игуменства пришлись нелегкие годы борьбы Новгорода и Москвы. Московский царь Иван III давно помышлял лишить самостоятельности богатый и процветающий Новгород, захватить и присоединить к Московскому царству его огромные земельные владения и прибрать к рукам его торговлю с Западной Европой, За два похода в течение семилетия (1471- 1478) Ивану III удалось осуществить свои притязания и уничтожить самостоятельность этой, как ее называли, торговой республики, присоединив к московским владениям богатейшие земли Новгородского царства.
      Трудно объяснить, почему именно преподобного игумена Соловецкой обители стали почитать как покровителя пчеловодства. Церковные предания повествуют, что Зосима и другой святитель Савватий первыми занесли пчел на Русь: когда были они на святой горе Афон, афонские монахи дали им пчел в тростниковой палочке. Так пчелы попали на Русь. Но, видимо, это одна из легенд. Пчеловодство существовало на Руси искони, задолго до принятия ею христианства. Мы хорошо помним, что языческая Русь, особенно ее юго-западные регионы, славилась бортничеством, а постепенно оно распространилось и на север. Об этом свидетельствуют многочисленные летописные источники. Видимо, здесь более приемлема версия, что преподобный Зосима был "насадителем" пчеловодства именно на севере.
      Как бы то ни было, пчеловоды глубоко чтили Зосиму. Многие из них имели даже рукописные молебны святому. А в одном из древних стихов есть такая просьба к Зосиме:
      Попаси, Зосим Соловецкий, пчелок,
      Стаями, роями, густыми модами.
      А в некоторых регионах Руси бытовал еще один обычай: кормить в день памяти преподобного Зосимы пчелок просфорою, освященною накануне Благовещения.

Постная кухня

Овсяный кисель

     Овсяный кисель - исконно русское блюдо. Его традиционно называют "русским бальзамом". Овсяный кисель упоминается еще в кулинарных книгах «Домостроя», монастырских рецептах XVI в. Безус ловно, овсяный кисель — один из базовых основ традиционной русской кухни, ее неотъемлемая часть.
      Незаменим овсяный кисель в дни православных постов, именно он помогает сохранить физические силы и бодрость духа в эти дни ограничений. На приготовление овсяного киселя уходит чрезвычайно мало времени, а по христианским традициям, правилам приготовление еды во время поста должно быть максимально скоро и незатейливо, дабы не отвлекать человека от более важных дел в эти дни.
      1-й рецепт, самый простой. 4 стакана истолченной овсяной крупы залить 8 стаканами воды и поставить в тепло на день. Намоченную крупу к вечеру разболтать и процедить через сито. То, что стечет сквозь сито, кипятить, постоянно помешивая, в течение 2-3 минут. Вместо крупы можно использовать овсяные хлопья «Геркулес». Если вы хотите, чтобы кисель был пожиже, добавьте еще 1—2 стакана воды и проварите его дополнительно 8—10 минут.
      2-й рецепт — традиционный. Крупу залить холодной водой в соотношении 1:1, добавить немного дрожжей или кусок черствого ржаного хлеба и оставить бродить на 12—24 часа (по вкусу). Кастрюлю с киселем завернуть в толстую ткань, чтобы сохранить тепло. Жидкую часть осторожно слить и довести до кипения.

     Присылайте Ваши рецепты постных блюд!

Интересные странички

V Московский Свято-Данилов монастырь - маленькая страничка с фотографиями, русская и английская версии
V Мой сайт. - http://oliav.boom.ru/
VЦерковные праздники 2002 года
VВеликий Пост- прощеное воскресенье, начало Великого Поста, Великий Пост, о причастии во время Поста
V Постные рецепты


Рассылки Subscribe.Ru
Русские народные праздники, обряды, традиции, приметы
Русские православные праздники.Именины

Жду ваших отзывов и предложений!Напишите пожалуйста, что бы Вы хотели увидеть в следующих номерах. Может быть у вас есть какие то вопросы.
Ведущая рассылки Ольга - пишите мне , с пометкой "podp"


В этом номере были использованы материалы: Пословицы и поговорки взяты из работ этнографов и историков - А.С.Ермолова, И.П.Сахарова, И.М. Снегирева, Н.В.Румянцева. Также взяты материалы из книги Отца Иннокентия " О великих Господских и Богородичных праздниках"( М., 1990).



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное