Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интервью для Упельсинки

  Все выпуски  

Интервью для Упельсинки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
Интервью для Упельсинки

Выпуск 4

23 октября 2000 г.

 
 

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

 
Предлагаю Вашему вниманию четвертый Выпуск рассылки Интервью для Упельсинки. Данная рассылка выходит в качестве Приложения к рассылке Введение в религиоведение и включает в себя интервью с авторами сайтов о религии, религиозных проектов, авторами книг по религиозной тематике и т.п. 

В архиве рассылки Интервью для Упельсинки читайте:

Интервью с Вадимом Штепой, ведущим сайта Китеж. Традиция в мире постмодерна
http://subscribe.ru/archive/religion.interview/200010/02230505.html 

Интервью с Михаилом Носовым, ведущим рассылки Sola Scriptura
http://subscribe.ru/archive/religion.interview/200010/09230505.html 

Интервью с Владимиром Ларченко, ведущим сайта Культура и искусство Древнего Египта
http://subscribe.ru/archive/religion.interview/200010/16230507.html

А в сегодняшнем Выпуске я представляю Вам Абдуллу Али, ведущего рассылки Ислам - религия истины.


 

Уп.: Уважаемый Абдулла, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
 

А.А.: Я родился, вырос и живу в городе Баку/Азербайджан. Получил высшее инженерное образование. С юных лет меня всегда интересовали проблемы происхождения мира, смысла земного существования, конечные судьбы человечества и вселенной. Этот интерес постепенно перерос в интерес к некоторым теоретическим наукам, таким как философия, социология, а также практически ко всем основным мировым религиям. В данный момент я являюсь соискателем на получение ученой степени по философии. Десять лет назад я принял Ислам. Являюсь автором научных работ по различным аспектам вероучения Ислама и его взаимосвязи с мировыми мировоззренческими системами.


Уп.: Как давно выходит Ваша рассылка?
 

А.А.: Уже полгода. Рассылка  Ислам -  религия истины  рассылается посредством трех почтовых служб: Subscribe.ru, Maillist.ru и Content.ru. На сегодняшний день на нее подписано около 2500 подписчиков. Первый номер рассылки вышел 15 мая 2000 года. 


Уп.: Есть ли у Вас свой сайт, созвучный материалам рассылки? 
 

А.А.: Нет. Своего сайта у меня не имеется. Пока я не вижу необходимости в его создании. Дело в том, что у меня хорошие отношения с несколькими администраторами основных исламских сайтов Интернета. И если мне что-то понадобится, то могу воспользоваться их сайтами.


Уп.: Имеются ли у Вас помощники в столь нелегком деле, как рассылка?
 

А.А.: Почти вся работа проделывается мной.  Но в ряде случаев мои друзья присылают мне статьи для публикации и дают свои отзывы по материалам рассылки, если в этом имеется необходимость. Это очень грамотные и теоретически подготовленные люди. Их имена я вписываю в конец каждой рассылки. Это мой казахстанский друг Абу Ахмад, один из руководителей Алматинского Исламского журнала  Шапагат-Нур  (рассылка этого журнала находится по адресу http://content.ru/p_459.html) и мои земляки Муслим, Салман и Мухаммад Абдуллах, благодаря трудам которого на русский язык с арабского были переведены многие труды исламских ученых, как классического периода, так и современных. 


Уп.: Что побудило Вас открыть данную рассылку?
 

А.А.: Главной причиной открытия данной рассылки являлось почти полное отсутствие в Рунете достоверной информации об основах ортодоксального Ислама, его вероучения и истории. В этом я убедился, в результате длительного общения с людьми на самых различных религиозных и мировоззренческих форумах Интернета. 
К сожалению, этот информационный вакуум стали заполнять разного рода сомнительные авторы, которые стали публиковать в сети статьи, содержащие различные измышления в адрес Ислама и его первоисточников. Авторы подобных статей имеют об Исламе весьма поверхностные сведения и для сведущего человека совершенно очевидно, что они не имеют ни малейшего представления о фундаментальных исламских науках, таких как тафсир (наука о толковании Корана), хадисоведение, фикх (Исламское право) и т.д. Несомненно, что все подобные статьи публикуются людьми, по разным причинам заинтересованными в искажении и дискредитации Исламской религии в глазах пользователей Интернета. 


Уп.: Да, мне кажется, что то, что нам по большей мере рассказывают об Исламской религии - либо суждения иных религий, а, следовательно, заведомо субъективная информация; либо суррогат, не имеющий к настоящей Исламской религии никакого отношения. И цель в этом случае одна - запугать и оттолкнуть людей от Ислама, даже от простого внимательного изучения религии. Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент... 
 
 

А.А.: Совершенно верно. Здесь имеет место историческая инерция. Начиная со средних веков, европейские политические и религиозные деятели, делали все, для дискредитации Ислама в глазах своих народов. Причем для этого пускались в ход любые средства, вплоть до откровенной лжи. Так, в результате такой пропаганды, в средневековой Европе всерьез полагали, что мусульмане поклоняются и обожествляют Мухаммада и Аполлона. Одновременно создавался и образ кровожадного  мусульманина, который спит и видит, как бы ему поперерезать всех христиан. Сегодня уже отношение к мусульманам конечно же радикально изменилось. Но все-таки некоторые люди продолжают пропагандистские трюки своих предшественников. В основном они руководствуются политическими интересами. Но, к огромному сожалению, приходится констатировать тот факт, что откровенно лживую информацию об Исламе намеренно распространяют и члены некоторых иных религиозных миссионерских организаций, по понятным вам причинам. 
С другой стороны, активизировались некоторые движения неортодоксального направления, которые стали выдавать учения своих сект за Исламские. И это также является одной из главных причин открытия рассылки  Ислам   религия истины . Однако, я не ставлю себе целью начать компанию по критике воззрений этих сект и полемики с ними. Главной целью рассылки является публикация материалов, раскрывающих истинную сущность Ислама  на основе слова Божьего изложенного в Коране, и примере пророка Мухаммада (мир ему и благословение Божье) изложенного в достоверной Сунне. 
Несмотря на то, что впоследнее время в Интернете появилось несколько Исламских сайтов, информации находящихся на них явно недостаточно для того, чтобы получить полное и всестороннее представление об основах Ислама. Более того, некоторые администраторы сайтов иногда публикуют сомнительные материалы, которые  противоречат положениям Исламской религии. Поэтому всем админам этих сайтов нужно быть очень осторожными в подборе материалов для своих сайтов и постоянно работать над собой в направлении повышения своих теоретических и практических познаний, для того, чтобы выявить и пресечь эти моменты. 


Уп.: Мне кажется, что дело это в действительности не простое. В бывшем СССР достаточно большой процент населения страны исповедывал Ислам, но не-мусульманину получить знания в этой области, на мой взгляд, бывает трудно. Вы согласны с этим? Т.е. сформулирую вопрос четче: не считаете ли Вы что Ислам - достаточно закрытая религия для ино-славных? И, если это так, то чем это можно объяснить?
 

А.А.: Исповедание значительной частью населения бывшего СССР Ислама было чисто формальным. Да и о каком нормальном исповедании какой-либо религии могла идти речь в годы воинствующего атеизма? Коммунистические власти введя железный занавес полностью оторвали мусульман от своих зарубежных единоверцев. Закрывались мечети. Арабский язык, на котором изучались Исламские теоретические дисциплины был предан забвению. Мусульманские народы СССР заставили сменить национальные алфавиты, которые строились на базе арабского алфавита на килиллицу. В годы пролеткульта произведения исламских ученых конфисковывались и уничтожались. Все эти меры привели к тому, что уже следующее поколение мусульман СССР перестало обладать серьезными знаниями о своей религии. О чтении Корана и намазе вспоминали только на похоронах. За все эти годы не было написано ни одного серьезного труда по исламской теологии и не было переведено ни одного фундаментального первоисточника по Исламу ни на национальные языки этих народов, ни на русский язык. Исключение составлял лишь перевод Корана на русский язык осуществленный Крачковским. Но в этом переводе отсутствует толкования аятов, без которых понять смысл Корана практически невозможно. Да и сам перевод был выполнен крайне неудачно. 
В связи с этим в настоящее время не только немусульманам, но и самим мусульманам СНГ получить достоверные знания об Исламе крайне нелегко. Для этого необходимо достаточно свободно владеть арабским языком, или же на худой конец турецким (на этот язык переведены все основные произведения Исламских классиков), чтобы ознакомиться с классическими произведениями теологов и Исламскими первоисточниками.
Правда, в последнее время положение несколько улучшилось и на русский язык переведены некоторые произведения, но, тем не менее, базовые труды по толкованию Корана, Исламскому праву, полные сборники достоверных хадисов пророка (МЕИББ), пока остаются недоступными для русскоязычного читателя. 
Что же касается того, что  Ислам   достаточно закрытая религия для инославных, то это не так. Наоборот. Ислам доступен, прост и открыт для любого человека, независимо от национальности и расы. В противном случае он никогда не превратился бы в мировую религию. В Исламе отсутствует сложная обрядность и сложные ритуалы, громоздкий институт  святых, нет понятия Церкви и разделения людей на клириков и мирян, отсутствует какое-либо посредническое звено в отношениях человека с Богом (как священник,  святой  или церковь). В Исламе, также, простейшая идеологическая база. В нем отсутствуют сложные для понимания и зачастую противоречивые догмы о троице, о сущностно-ипостасных доктринах в определении Бога, о первородном грехе, о боговоплощении, искуплении и т.д. и т.п. Ислам   это прежде всего религия строжайшего Единобожия и почитания Божественных заповедей, на которых строится образ жизни каждого мусульманина. Примером же для подражания в выполнении этих заповедей является пример пророка Мухаммада, жизнь которого известна в самых мельчайших подробностях. Нет второго такого человека в истории, о котором было же столько известно, сколько известно об этом человеке.


Уп.: Я думаю, что у многих людей сложилось представление о вере по фильму "Мусульманин". Я бы сказала, что образ мусульманина достаточно мягкий и отличается от тех рассказов, которые переполняют страницы западной прессы. Насколько грамотно дан этот образ?
 

А.А.: Несмотря на то, что этот образ был дан недостаточно грамотно, но, тем не менее, благодаря этому фильму россияне смогли сломать многие стереотипы в отношении мусульман. 
 
Уп.: Меня очень интересует вопрос образования, а именно, религиозного образования в современном Азербайджане. Есть ли общеобразовательные предметы, рассказывающие о религии Ислам? Где и как можно получить знания в Исламских науках? 
 
А.А.: Современный Азербайджан -  это типичная республика постсоветской эпохи, с огромным спектром проблем, присущих и другим странам бывшего СССР. Несмотря на то, что в последнее время открылся Исламский университет и отделение Теологии в Университете, уровень религиозного образования здесь находится в плачевном состоянии. Дело в том, что Ислам имеет свои специфические особенности. Это не только религия, но и образ жизни каждого мусульманина. Нет ни одной сферы человеческой деятельности, для  которой не имелось бы религиозного предписания. И вот для того, чтобы следовать этим предписаниям и знать их, необходимо преподавание основ Ислама уже с со школьной скамьи. Но у нас не только ничего не делается в направлении этого, но и даже не преподается основ светского религиоведения в ВУЗах. Вообще, такое понятие как религия, казалось бы, отсутствует в общественной жизни нашей республики, если не считать нескольких мечетей в которые приходит на пятничную молитву часть населения. С другой стороны повсюду пропагандируются и внедряются западные моральные (или вернее аморальные) ценности. В результате этого значительная часть нашей молодежи деморализована. 
Ввиду того, что система Исламкого образования почти полностью отсутствует, молодые люди, принимающие Ислам, которых с каждым днем становится все больше и больше, вынуждены заниматься основами Ислама фактически в подпольных условиях. Можно сказать, что все заинтересованные люди занимаются самообразованием. А затем наиболее подготовленные преподают исламские дисциплины другим. Но для этого катастрофически не хватает литературы. 

Все это становится возможным в связи с тем, что в Исламе не существует клирян и любой достаточно образованный мусульманин может и даже обязан обучать других своим познаниям. Вот так и живем на энтузиазме, но с крепкой верой в Бога. 

Между прочим, почти аналогично обстоит дело с исламским образованием и в других странах бывшего СССР. Во всяком случае мне это известно на примере Средней Азии. Но в отличии от нас тамошние мусульмане жалуются на имеющиеся у них место репрессии против них со стороны властей. Хотя мне не известна причина этих репрессий. 


Уп.: Вероятно, причины данных репрессий кроются в политической ситуации, сложившейся в настоящий момент. Как Вы считаете?
 

А.А.: Политическая ситуация там напряжена вовсе не по причине роста влияния Ислама, а в связи с межклановыми разборками их лидеров. Иногда в этих разборках стороны апеллируют к Исламу, с которым они знакомы зачастую по наслышке. Однако эффект от этого бывает прямо-таки взрывным. Сразу начинают говорить об угрозе фундаментализма, "ваххабизма" и т. д. Очень характерен здесь пример Таджикистана, где правящий режим принадлежит к одному клану, происходящему из одного региона, а некоторые оппозиционеры, которые иногда фигурируют там как "исламские", к другому, из другого региона и соперничающего с правящим. 
Кроме того, обвинения в фундаментализме и "ваххабизме" стали характерными для азиатских авторитарных режимов, чтобы подавить любое инакомыслие и несогласие с проводимым ими курсом.


Уп.: У меня складывается такое впечатление, что в любой географической точке мира на религиозную ситуацию влияет прежде всего та религия, которая в данном регионе является главенствующей или приоритетной. Так, в СНГ, например, имеют место определенные репрессии по отношению к буддистам, в Лаосе - по отношению к христианам... Примеров можно привести множество. А что говорится по этому поводу в Коране? Есть ли объяснения таковым гонениям?
 

А.А.: В мусульманских государствах СНГ возрождение Ислама только начинается и жертвами репрессий в этих регионах больше всего становятся именно мусульмане, а не представители других исповеданий. Поэтому говорить о том, что, например, имеющие место в Туркменистане некоторые нежелательные действия по отношению к иным конфессиям осуществляются мусульманскими властями, абсолютно неверно. Там власти скорее посткоммунистические, чем мусульманские. И гонения ощущают на себе в первую очередь мусульмане этой страны. По приказу властей там даже было сожжено несколько тысяч экземпляров Корана переведенного на туркменский язык. Такого святотатства по отношению к Священному Писанию в наше время не совершалось ни в одной стране мира. Официальной мотивировкой для этого было якобы плохое качество перевода. Хотя на самом деле переводчик Корана впал в немилость президенту страны. Об этом было много информации в Интернете.
Естественно, что в таких условиях бывают притеснения и других конфессий, которые действуют в этих странах. Но к огромному сожалению, местные представители этих конфессий зная действительное положение дел с религией в этих странах намеренно, я подчеркиваю, намеренно акцентируют на том, что будто бы их притесняют мусульмане. Это делается с целью показать якобы имеющую место нетерпимость Ислама по отношению к другим религиозным конфессиям. А  с другой стороны это делается для того, чтобы подчеркнуть миролюбивый характер своих конфессий по сравнению с "жестоким" Исламом. Здесь мне вспоминается цитата известного британского исламоведа Уильяма Монтгомери Уотта: "Историка Ислама в средневековой Европе больше всего поражает... тот искаженный образ Ислама, который продолжает доминировать в европейском мышлении с XII в. почти по сей день". Как видите, искаженное представление об Исламе продолжают создавать представители некоторых иных конфессий и в наше просвященное время. 
На самом же деле Ислам является самой веротерпимой религией среди всех остальных религий мира. Ни в одной другой религиозной системе мира нет официального признания других религиозных систем и определения их правового статуса, как это имеет место в Исламе.
Вот лишь несколько аятов Корана о людях, придерживающихся иных религий: 
Не препирайтесь с обладателями Книги (иудеями и христианами), 
Иначе как с достоинством и честью
Используя наилучший довод,
Помимо тех, кто вам несправедливо 
Чинит (намеренное зло), -
И говорите:  Мы верим в то, 
Что ниспослано и вам.
Наш Бог и ваш поистине, един,
И лишь Единому ему мы предаемся .
(Коран 29:46)
Сегодня вся благая снедь дозволена вам (в пищу).
Дозволена вам также пища тех, 
Кому было ниспослано Писание (иудеев и христиан)
И ваша пища им разрешена. 
Разрешено вам в жены брать не только целомудренных, уверовавших в Бога,
Но также целомудренных из тех,
Кому было ниспослано Писание до вас (иудеев и христиан),
Коль вы дадите им (предбрачный) дар,
При этом скромность соблюдая,
Не предаваясь похоти и не беря любовниц.
(Коран 5:5)

И все эти положения Корана неукоснительно соблюдались нашими благочестивыми Халифами и другими мусульманскими правителями на протяжении всей истории Ислама. Исламская религия предписывает нам не только признавать иудеев и христиан, но и покровительствовать им и защищать их, если это в наших силах. Согласно Исламскому праву находясь на территории мусульманского государства иудеи и христиане могут судит по своим, а не по мусульманским законам. 

По отношению к неавраамическим верованиям Ислам также терпим и не приемлет насильственного обращения в мусульманство, хотя и сурово осуждает язычество: 

Нет принуждения в Религии. Воистину, 
(теперь) Прямой Путь явно отличился от 
(пути), Ведущего в Заблуждение. И тот, 
кто отвергает лжебога  и верует в Аллаха, 
он ухватился за опору крепкую, нерушимую. 
И Аллах - Всеслышащий, Всезнающий . 
(Коран 2:256) 

Таким образом, Ислам выступает за сосуществование людей с разными мировоззрениями, а не за ассимиляцию их. Весь мир пришел к этому только в наше время, в то время как в Исламе принцип сосуществования человечества был заложен изначально. Повторяю, что ни в одной религии мира нет таких идеологических и правовых положений по отношению к представителям иных мировоззрений.


Уп.: Что бы Вы посоветовали всем тем, кто хотел бы узнать о религии Ислам?
 

А.А.: Постараться изучить и правильно понять эту великую религию. Причем изучать Ислам необходимо не по трудам российских или европейских востоковедов, религиоведов или, тем более, по миссионерской литературе иных религиозных конфессий, а непосредственно по исламским первоисточникам и работам признанных мусульманских ученых. Ну, а если в результате изучения кто-нибудь примет Ислам, то этим самым он обеспечит для себя милость Бога как в этом, так и в следующем мирах. Ведь равенство человечества признаваемо только в этом мире, а в следующем в раю будут только мусульмане.


Уп.: Может быть Вы бы порекомендовали какие-нибудь достойные сайты, к
которым имеет смысл обратиться?
 

А.А.: В русскоязычном Интернете открылось несколько сайтов на Исламскую тематику. 

Наиболее посещаемым сайтом является  Islam Sity. Адрес http://lemur.ru/islam/main.shtml  На сайте имеется много информации о самых различных аспектах Исламского вероучения. Имеется форум, на котором постоянно идёт обсуждение Исламских проблем. 

Кроме этого сайта имеется ещё один довольно крупный Исламский ресурс сети. Это сайт книжного дома "Бадр" . Адрес -  http://www.badr.ru/index2.htm Главным  его достоинством является библиотека. Там имеется больше материала непосредственно по первоисточникам Ислама, чем на  других ресурсах. Например, там имеется единственный в русской сети сборник хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Божье) составленный ан-Навави. Этот сборник хадисов является одним из самых авторитетных в мусульманском мире. Он называется Рияд-е-Салихин (Сады благонравных). Кроме этого, на этом же сайте имеются фрагменты первого и пока единственного Тафсира (толкования) Корана шейха Абдуррахмана Саади, который был переведен с арабского на русский хорошо знакомым и уважаемым мной моим земляком Эльмиром Кулиевым. Работа над переводом этого Тафсира продолжается и эта страница постоянно восполняется. 

Но основные классические произведения по Исламу пока не переведены на русский язык. Однако, знающие арабский и английский языки могут ознакомиться с полным сборником хадисов Бухари и Муслима  Джами ас-Сахих  на сайте http://www.quran.net/. Эти сборники являются основой науки о хадисах.

Одним из самых сильных классических Тафсиров Корана является  Тафсир ибн Касира . Его арабский оригинал, а также переводы на английский и испанский находятся по этому адресу  http://dar-us-salam.com/q09tafsir.htm

Очень интересным англоязычным сайтом является www.CONVERTSTOISLAM.org. (Обращенные в Ислам). Этот сайт предоставляет информацию тем, кто желает обратиться в Ислам. Сайт был создан и поддерживается такими же вновь-обращенными. И здесь Вы можете найти не только множество подробной и полезной информации о там, как это можно сделать, и что для этого нужно, но также сможете найти виртуальных друзей, прошедших подобный путь, которые поддержат и помогут Вам.


Уп.:  И - Ваши пожелания подписчикам.
 

А.А.: Мое пожелание подписчикам-мусульманам состоит в том, чтобы они укреплялись в своей вере и помнили о Судном Дне. А моим подписчикам немусульманам   в том, чтобы они приняли Ислам и обеспечили себе милость Божью как в этом мире, так и в мире ином. Если у кого на этом пути будут затруднения может обратиться ко мне. 
 
 


Я благодарю Абдуллу Али за участие в Интервью. :)

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!
Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: upelsinka@mail.ru e-Home: http://upelsinka.boom.ru

Архив рассылки Интервью для Упельсинки -http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Архив рассылки Введение в религиоведение  - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное