Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интервью для Упельсинки

  Все выпуски  

Интервью для Упельсинки Выпуск 16


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
Интервью для Упельсинки

Выпуск 16

15 января 2000 г.

 

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Предлагаю Вашему вниманию пятнадцатый Выпуск рассылки Интервью для Упельсинки. Данная рассылка выходит в качестве Приложения к рассылке Введение в религиоведение и включает в себя интервью с авторами сайтов о религии, религиозных проектов, авторами книг по религиозной тематике и т.п. 
 

В сегодняшнем Выпуске я представляю Вам Абу Ахмада, редактора интернет-версии журнала "Шапагат-Нур"
 


 

Уп.: Здравствуйте, уважаемый Абу Ахмад. Мой первый вопрос традиционен - расскажите, пожалуйста, о себе.
 

А.А.:  37 лет, живу в Казахстане, г. Алматы, образование - высшее юридическое, работаю в исламском журнале "Шапагат-Нур", в русской редакции, женат, трое детей, хвала Аллаху. По большей части занимаюсь переводами трудов и статей исламских ученых. Редактирую интернет-версию нашего журнала. Сегодня работаем над созданием полноценного исламского сайта с текстовыми, графическими и аудио-материалами.
 
Уп.: Что представляет собой журнал "Шапагат-Нур"?
 
А.А.: Это - исламский журнал, рассчитанный в основном на мусульман бывшего СССР, основательно забывших свою религию. В нем приводятся работы известных ученых Ислама, как средневековья, так и наших дней.
 
Уп.: Что означает название журнала?
 
А.А.: В вольном переводе "Свет Ислама".
 
Уп.: Как давно выходит Ваш журнал? На каких языках?
 
А.А.: Выходит второй год. На казахском и русском языках.  
 
Уп.:  Какова структура журнала?
 
А.А.: Журнал ежемесячный. Несколько исламских познавательных рубрик, уроки арабского языка, читательский форум, вопросы-ответы и т.п.
 
Уп.: Отчасти свое любопытство я удовлетворила в беседе с Абдуллой Али. В данном случае мы имеем дело с другим регионом и, насколько мне известно, в Казахстане сосуществуют разные религии.  В связи с этим у меня к Вам следующий вопрос: какие религии распространены в Казахстане и как они уживаются вместе? Какой процент населения (в частности, населения Алматы) исповедует ислам? 
 
А.А.: Я мало владею статистикой, да и данные публикуемые различными организациями и СМИ бывают несколько противоречивы. Поэтому приводимые мною цифры - приблизительны. Население Казахстана - около 15 млн. человек. От 50 до 55 % - казахи, коренное население. Русских около 30-35 % (в их число также часто включают украинцев, белорусов). Также другие национальности (всего более ста). Наиболее крупные - уйгуры, немцы, корейцы, дунгане, евреи, узбеки, кыргызы и другие. Что касается вероисповедания, то в целом большая часть населения - мусульмане (по происхождению). Значительное количество русскоязычных казахстанцев (русские, украинцы, белорусы, отчасти корейцы и др.) исповедуют Православие. Есть достаточно крупная католическая община (немцы, поляки и др.). Увеличивается количество протестантских церквей (в основном американских, корейских). Также активной деятельностью занимаются свидетели Иеговы. (Я их отнес к Христианству, хотя знаю, что многие христиане не признают их единоверцами). Буддизм у нас фактически не представлен. С мировыми религиями вроде все. Также сегодня активно действуют различные секты и религиозные группы, саентологи, мунисты и прочие.

Что касается "межконфессиональных" отношений, то вследствие очень низкого напряжения уровня духовной жизни, близкого к нулю, коллизий нет. Т.е., возможно, претензии и взаимное недовольство есть, но не достает решимости, энергии на реализацию "своего" решения проблемы. Трудно сказать - благо это или зло? Потому что мир из-за отсутствия сил на противостояние - не есть реальный мир.

Ислам, как я уже упоминал, исповедует ("традиционно", "этнически", т.е. не обременяя себя исполнением религиозных предписаний и отстранением от запретов), значительная часть населения Казахстана в целом и Алматы в частности. Однако мусульман, реально исповедующих Ислам (хотя бы исполняющих строго обязательные предписания) - значительно меньше. Навскидку, опираясь на количество мечетей и людей их посещающих (хотя бы в пятницу), учитывая, что это, по большей части, мужчины, можно сказать, что в миллионном городе где-то от 10 до 15 тыс. человек. Из них молодого возраста, до 40 лет, более половины. Абсолютные цифры не впечатляют, но наблюдается устойчивая тенденция роста. Для примера. Лет 5 назад праздничную молитву в одном из мест посетило всего 200-300 человек. В прошлом году там же было около 2-3 тысяч мусульман (мужчин и женщин). Вероятно в этом году цифра если не удвоится, то вырастет на 50-70%. Такой быстрый рост мог бы обрадовать, если бы не отсутствие достаточного числа исламских ученых.

Небольшое отступление: Повторю "избитую", но от этого не ставшую неистинной фразу: "Ислам - не только система вероубеждений, формирующих духовную жизнь, но и - образ жизни". В Исламе есть полный свод законов, регулирующих повседневную жизнь мусульманина, мусульманской общины, государства, в нем имеются все необходимые нормы государственного, гражданского, уголовного, административного, налогового, международного и всех иных отраслей права. Не стоит представлять этот свод как жесткий "корсет", сковывающий человека и превращающий его в, механически исполняющую предписания религии, куклу. Скорее, шариат предоставляет широкое русло для правоприменительной деятельности в зависимости от ситуации, времени, соображений целесообразности и т.п. Более подробно по этому вопросу можно прочитать в работе профессора Леонида СЮКИЯЙНЕН http://www.chat.ru/~islamic_congress/October/Otkritayakniga.html.

Таким образом, т.к. Ислам - есть, помимо прочего, еще и всеобъемлющая система праведной жизни в этом мире, то наличие достаточного числа, знающих шариат, людей - жизненно необходимо для мусульманского сообщества страны. При их отсутствии или недостаточном числе возможны всякие отклонения и заблуждения. Хвала Аллаху, в данный момент, сотни молодых мусульман Казахстана обучаются в различных высших учебных заведениях за рубежом и у нас в стране. Впрочем уровень образования у нас в стране оставляет желать лучшего, по причине того же отсутствия ученых людей. Таким образом есть надежда, что через какое-то время (через 20-40 лет, если будет на то воля Всевышнего) эта проблема не будет стоять так остро. И на Аллаха мы уповаем!
 

Уп.: Как Вы оцениваете религиозную обстановку на настоящий момент в г. Алматы и в целом - в Казахстане?
 
А.А.: Как умеренно-положительную. Межрелигиозных коллизий, хвала Аллаху, - нет. Недавно проводился круглый стол по вопросам межконфессионального диалога. И поэтому несколько озадачивает появление в Сети сайтов, поддерживаемых христианами Казахстана, направленных на критику доктрин, источников Ислама. Удивляет, потому что между религиозными конфессиями в Казахстане действует нечто вроде "водяного перемирия". Впрочем может быть это чья-то частная, неумная инициатива. Со стороны же государства мы не ощущаем ни явного давления, ни какой-либо поддержки. И первое, и второе полагаю самым благоприятным. Если с первым все ясно, то ко второму пункту считаю необходимым дать пояснение. Дело в том, что поддержка со стороны властей может привести только к негативным последствиям, впрочем как и всякая неуклюжая или лицемерная помощь. На сегодняшний день мусульмане Казахстана, чьи мнения и настроения мы стараемся отразить, не ищут ни чьей поддержки, помимо помощи Аллаха, и хотят только, чтобы государство (в лице соответствующих органов и служб) и немусульманское население страны не принимало в расчет лживые измышления, распускаемые недругами Ислама и работниками "идеологического сектора" нашей и соседних стран, ошибочно полагающих, что Ислам или мусульмане могут стать причиной ущерба "национальным интересам". Мы, мусульмане, не претендуем на то, чтобы нам верили на слово и предлагаем все необходимые материалы из достоверных источников Ислама для критического анализа. Причиной тех негативных явлений, которые иногда имеют место на практике, не является Ислам и его вероучение, а напротив - невежество и заблуждения мусульман в вопросах своей религии. И чем искреннее заблуждающийся человек - тем опаснее его ошибочные действия, но тем легче его поправить, предоставив ему ясные свидетельства Книги Аллаха и Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), являющиеся непреложным законом для любого верующего. И лучший путь для устранения и недопущения этих негативных явлений - распространение истинных знаний, базирующихся только на аутентичных источниках Ислама, а не на мнениях, предпочтениях и страстях тех или иных невежественных или корыстных людей. Эту задачу мы и пытаемся решить, уповая на милость Всевышнего и Его помощь, осознавая всю свою ответственность. Помехи в этой деятельности, как показывает опыт новейшей истории, приведут только к еще большему распространению опасных заблуждений и, как следствие, - к большей напряженности в обществе.
 
Уп.: Задам "провокационный" вопрос. Как Вы думаете, если все-таки имеется угроза  фундаментализма, то от кого она прежде всего исходит?
 
А.А.: Сначала я хотел бы уточнить сам термин "фундаментализм". Если мы понимаем, что мировоззрение, основывающееся на каком-либо священном писании, откровении, и, опирающийся на эту систему убеждений, способ и образ жизни человека, - фундаментализм; и, если мы подразумеваем, что человек, считающий такой образ жизни - единственно допустимым и возможным для себя, - фундаменталист, то тогда всякий мусульманин, реально исповедующий свою религию - фундаменталист. В противном случае получается, что он отрицает часть своего Писания, а тем самым отрицает его полностью и выходит из Ислама, становясь немусульманином. /Дело в том, что мусульмане почитают Коран как речь Всевышнего, ниспосланную пророку Мухаммаду. И абсурдно было бы считать часть речи ложной, а часть - истинной. И свободна речь Знающего, Мудрого от всяких недостатков!/ "A кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные". (5:44) и "A кто судит не по тому, что низвел Аллах, те - несправедливы". (5:45) Если человек искренне верит, что ему Всевышним Господом предписана та или иная норма поведения, то разве у него могут быть сомнения в правильности, пригодности, справедливости этого повеления? И разве может быть, чтобы человек, искренне верующий в Бога и в Его откровение, мог жить так, словно Его нет? Таким образом, на мой взгляд, ЛЮБОЙ искренне верующий человек - фундаменталист, ведь не может же он считать вечно изменяющиеся мысли/идеи несовершенных людей лучше, чем откровение Всевышнего Творца, свободного от всякого недостатка? Мы считаем, что исповедование веры - это цельность вероубеждений, дел и слов. В Исламе нет формулы "Богу - богово, кесарю -кесарево". Мусульмане верят, что всё - подлежит Аллаху, Господу миров. Вероятно, это можно считать "фундаментализмом", в то же время, если христианин основывает свою жизнь на упомянутой, христианской формуле, то это, похоже, также "фундаментализм".

А теперь попробуем разобраться: несет ли угрозу подобный "фундаментализм". Я могу говорить только об Исламе. Мы уже упомянули, что мировоззрение мусульманина основывается только и исключительно на доктринах Ислама. Тогда будет достаточно - изучить их и ответить на вопрос: "Содержится ли в них какая-либо угроза?" /Под "угрозой" мы, видимо, должны понимать предписание или дозволение посягать на жизнь, кровь, имущество, честь, убеждения иноверцев./ Формат интервью не позволяет мне изложить весь необходимый материал, поэтому приведу высказывания пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): "Верующий - тот, от рук и языка которого, не страдают соседи". или: "Тот, кто милостив к тем, кто на земле, будет помилован Тем, Кто на небесах". /Напомню, что высказывания Пророка, его поступки и молчаливые одобрения действий своих сподвижников - является вторым по важности источником Ислама - Сунной/. В Исламе нет предписаний или дозволения каким-то образом незаконно посягать на людей. Зато есть дозволение на защиту себя, своих имуществ, веры, своих собратьев от любых посягательств на них. И это дозволение в некоторых случаях становится обязанностью. Например: "Дозволено (сражаться) тем, c которыми сражаются, за то, что они обижены... тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: "Господь наш - Аллах". (22:39,40) Или: "И сражайтесь на пути Aллaxa c теми, кто сражается c вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих!" (2:190). Т.е. не преступайте запреты Ислама в отношении военных действий. Запрещено убийство мирных жителей, женщин, детей, умышленное уничтожение имущества, зданий, посевов и т.п. "He дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых!" (60:8) Т.е. Всевышний позволяет благодетельствовать и быть справедливым к тем иноверцам, которые не посягают на мусульман.

Таким образом, я не усматриваю в Исламе элементов, которые могли бы быть истолкованными как угрожающие, если не считать права на адекватную защиту. /В Исламе нет обязательного предписания "подставлять другую щеку", также как и обязательства отомстить, зато есть выбор между прощением и отмщением, причем прощение является одобряемым деянием, но следует учитывать все обстоятельства и то, что бывают люди, прощать которых бессмысленно и опасно./ "И воздаянием зла - зло, подобное ему. Ho кто простит и уладит, - награда Его y Aллaxa. Он ведь не любит несправедливых!" (42:40).
 

Уп.: То есть,  мусульмане - достаточно миролюбивый народ до тех пор, пока им (их жизни, их семьям) никто не угрожает?
 
А.А.: Да. Более всего мусульманин стремится к миру и согласию. И даже, если он воюет, то когда противник предлагает мир, мусульманин обязан его принять. "A если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Aллaxa: ведь Он - Слышащий, Знающий!" (8:61) Естественно надо учитывать искренность такого предложения, отсутствие фактов, указывающих на то, что это - некая уловка.
 
Уп.: Это - в отношении ортодоксального ислама. А в отношении различных течений в  Исламе?
 
А.А.:  Мы ведь говорим об Исламе, а т.н. "течения" не столько "в Исламе", сколько
"около" или "по поводу". Разве ж нам отвечать за всех?

И, насколько мне известно, течений, которые бы считали допустимой агрессивную войну, нет. Этот вопрос настолько ясно освещен в Коране и Сунне, что разночтений - нет. Во всяком случае в наши дни. Хотя я допускаю, что могут быть отдельные сверхрадикальные группы, но слышать о них мне не приходилось.
 

Уп.:  Какие религии, на Ваш взгляд, несут в себе скрытый потенциал к возможности  фундаментализма? С чем это может быть связано?
 
А.А.: Я уже выразил свое мнение: ВСЕ религии откровения. Связано это, кроме того о чем я говорил, во многом с природой человека и его стремлением к целостности собственной личности, соответствию слов - деяний - убеждений. 
 
Уп.:  "Люди, обладающие знанием и умением"... Кто они? Есть ли понятие "святости" в  Исламе?
 
А.А.: Люди, "обладающие знанием (ар. 'ильм)" или "знающие" - ученые Ислама (ар. уляма, ед. число - алим). Так называют ученых, обладающих определенным набором знанием, умением их применять, авторитетом, праведностью и т.п... Святых, в том понимании, в котором они есть в Православии, в Исламе - нет. Часто слово "святой" применяют для обозначение исламского понятия "уали" (мн. число "аулийа"). Однако, это слово означает - "друг", "близкий", "покровитель". И в Коране сказано: "Аллах - друг (уали) тех, которые уверовали...". (2:256). Т.е. Всевышний - уали каждого искренне верующего и правильно исповедующего свою веру человека. Однако, эта близость к Аллаху не связана с приобретением этим человеком каких-либо "чудесных" свойств, атрибутов, непогрешимости, безошибочности, или особого положения в обществе (т.к. сам верующий - не знает о том является ли он близким Аллаха. Это ведомо самому Аллаху, а сам верующий - еще более богобоязненен, чем маловер) и т.п. Вобщем - это обычный человек. Мы, мусульмане, не знаем: кто из нас близкий Аллаха, а кто нет. Поэтому мусульмане не говорят: "Такой-то - уали Аллаха!", но могут сказать, на основании особого благочестия, знания, праведности человека, например: "Может быть он уали Аллаха. А Аллах лучше знает Своих рабов!" Тем не менее такое мнение людей не дает этому человеку каких-либо привилегий и его слово не будет приниматься без доказательств из Корана и Сунны. Т.е. все его речи и деяния сверяются с источниками. Хотя, надо отметить, что подобное отношение присуще ортодоксальным мусульманам, в то время как различные отклонившиеся группы приписывают отдельным людям качества "святости", доходя даже до их обожествления. Они воздвигают сооружения на их предполагаемых могилах, совершают там различные обряды и ритуалы, и т.п. Да упасет нас от этого Всевышний!
 
Уп.: Каково Ваше отношение к экуменизму? 
 
А.А.: В Коране сказано: "Поистине, религия пред Аллахом - Ислам...". (3:19) "Кто же ищет не Ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток". (3:85) По-моему достаточно ясно выражает отношение. И можно добавить: "Они хотели бы, чтобы ты смазывал, и они бы помазали". (68:9). Это ответ на предложение компромисса со стороны язычников: поклоняться и Аллаху, и идолам (смазывать их). 
 
Уп.: Что означает понятие "неверный" и каково отношение к немусульманам в Исламе?
 
А.А.: Термина "неверный" - в Исламе не существует. Просто когда-то немусульмане именно так пожелали перевести слово "кафир" (почему - вопрос отдельный) - "скрывающий", т.е. тот, кто сокрыл свою веру в Единого Бога, Всевышнего. Этот перевод прижился, поменять его сейчас, я полагаю, очень трудно. К немусульманам отношение дифференцированное. Есть ахлю-ль-китаб (люди Книги, Писания). Это - иудеи и христиане, общины, получившие откровение. Мусульманам дозволено принимать их пищу, вступать в брак с иудейками и христианками и т.д. Есть мушрики (многобожники), сюда же относятся и атеисты. Их пищу принимать нельзя, также запрещено вступать с ними в брак. В целом же отношения ко всем немусульманам должны основываться на: 1. справедливости, 2. милосердии. Милосердие - по отношению к тем, кто не ведет войну против мусульман. В мусульманском государстве каждый немусульманин имеет право исповедовать свою религию. Сообщества немусульман получают право на управление и суд по своим религиозным законам и т.п. Немусульмане выплачивают налог-джизья, в обмен на это обеспечиваются защитой закона, охраной прав, освобождением от службы в армии. В Европе подобные, сегодня ставшие привычными, положения приняты совсем недавно, в то время как в Исламе они существуют от начала.
 
Уп.: Сколько течений в исламской религии? Многие ли из них совпадают  по направленности с ортодоксальным исламом? 
 
А.А.: Течений в Исламе и вокруг него - множество. А "по направленности" с Исламом может совпадать только сам Ислам. Всё иное имеет те или иные отклонения, заблуждения. Но подавляющее большинство мусульман (не скажу точно, исследователи приводят разные цифры, порядка 70-80 %) относятся к ортодоксальному Исламу. Из оставшихся большинство признается мусульманами и отчет их - перед Аллахом, кроме небольшой части людей, которые исповедуют доктрины в корне расходящиеся с сутью Ислама, т.е. со строгим Единобожием. Есть группы обожествляющие отдельных людей, есть другие, провозглашающие новых пророков, и некоторые иные. Все они - не являются мусульманами, согласно единодушному мнению мусульманской Уммы (сообщества), выраженному исламскими учеными.
 
Уп.: А собственно Ваше мировоззрение?.. Как давно Вы пришли к религии Ислам?
 
А.А.: Собственно мое мировоззрение - Ислам, без убавлений, добавлений, модернизма и реформаторства. Это - та религия, которую исповедовал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Я отношу себя к ахлю-с-Сунна уа-ль-джама'а, т.е. к мусульманам-суннитам, ортодоксальному направлению в Исламе.
 
Уп.:  Как быть в отношении ближних-немусульман? Каковы способы их "обращения" в веру? Какое место отводится этой проблеме в исламе?
 
А.А.: "Зови к пути Господа c мудростью и хорошим увещанием и препирайся c ним тем, что лучше!" (16:125). Препираться тем, что лучше - значит: не критиковать или поносить убеждения человека, а только рассказывать ему об исламских. А самым лучшим способом обращения является не столько разговоры, сколько личный пример. Просто жить как мусульманин, как предписано Всевышним. И наиболее порицаемое в этом аспекте призывать к тому, чего сам не делаешь. "O вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?" (61:2).
 
Уп.: Возвращаясь к Вашей профессиональной деятельности... Все, чем Вы занимаетесь в этой сфере, так или иначе связано с проповедью Ислама - проповедью не словами, но делом, да? Какую роль играет в этом Ваш проект в интернете? Вероятно, он также дает Вам импульс к дальнейшей работе на этом поприще (разумею Вашу научную деятельность)?
 
А.А.: Я работаю в исламском журнале. Занимаемся по большей части обучением мусульман самым простым предписаниям религии. Что касается проповеди, или призыва к Исламу, то, как я уже говорил, лучший призыв - пример жизни. Поэтому мы не заостряем особого внимания на аспектах проповеди в чистом виде, или на подчеркивании достоинств Ислама (имеющий глаза - увидит, имеющий слух - услышит, а имеющий искреннее сердце - полюбит), либо активной контрпроповеди. Скорее, мы стараемся научить мусульманина жить как мусульманин, помещая материалы, направленные на формирование истинного исламского характера, мусульманской нравственности и морали. Мы полагаем, что это и будет лучший вид проповеди.
 
Уп.: Не думаете ли Вы, что такой приток верующих - лишь "дань моде"? Или же это связано с ростом национального самосознания?
 
А.А.: Я думаю, что любое изменение состояния общества - явление происходящее по множеству причин. Некоторые из них мы можем выделить как важные, другими можем пренебречь, а иные - останутся для нас неизвестными. В отношении обсуждаемого явления скажу, что оно вероятно также происходит по множеству причин. Основной из них я полагаю общую потребность человека в духовной опоре. Особенно эта опора становится желаемой в качающемся мире. Также, вероятно, есть связь с ростом национального самосознания всех мусульманских народов Казахстана. Но одной этой причиной не объяснить большое число неофитов из традиционно христианских народов: русских, украинцев и т.д. В Алмате их число настолько значительно, что в некоторых небольших мечетях хутбу (проповедь) читают на русском языке. И все это несмотря на антиисламскую пропаганду, истерию в СМИ (в Казахстане значительную часть информационного поля занимают российские СМИ), которая более-менее успокоилась только недавно. Ни об одной религии, даже какой-нибудь "вредной" секте, не распространялось столько лжи сколько об Исламе. Пример этому Вы можете увидеть в одном из номеров нашего журнала этого года, где мы полностью приводим подобную "исламоведческую" статью. Что касается такой причины как "мода". Я не думаю... Дело в том, что Ислам в этом отношении не подобен, скажем Православию (я не говорю лучше-хуже). Принятие и исповедование Ислама означает принятие на себя достаточно серьезных обязательств (духовных и материальных) и обязательное изменение всего образа жизни. Ислам, как религиозная практика, построен таким образом, что его невозможно исповедовать частично, на "неполный рабочий день". И в Коране содержится призыв: "О те, которые уверовали! Входите в покорность (ар. "СиЛьМи" - иСЛаМ) полностью...". Т.е. - полная покорность Всевышнему и принятие Его законов. В Исламе нет обряда подобного крещению в младенчестве. В половозрелом возрасте человек должен самостоятельно принять доктрину строго единобожия и засвидетельствовать, что: "Нет божества (никого достойного поклонения, мольбы, упования, любви, страха, подчинения и т.п.), кроме Аллаха (ар. Бог) и Мухаммад - раб и посланник Аллаха". Любой человек, если он последовал модным веяниям и пожелал принять Ислам ради сиюминутных страстей, все же остановится, осознав какие предписания налагает на него эта религия. И основное из них - отказ от любого вида поклонения, повиновения кому-либо, помимо Аллаха. А это - тяжкая вещь. И Аллах говорит в Коране: "Мы послали тебе - слово тяжелое". При этом надо учитывать, что моды, как таковой, на Ислам у нас нет, скорее наоборот: исповедовать Ислам - тяжело и невыгодно в современных условиях у нас. У мусульман зачастую проверяют документы при входе в мечеть, на улице, задерживают (в основном молодежь), в некоторых учебных заведениях девушкам запрещают носить предписанную исламскую одежду. В СМИ у нас почти нет статей, передач об Исламе, подготовленных собственно мусульманами. Зато во множестве - "про Ислам". О содержании такого рода "исследований" говорить не приходится. Но... Я усматриваю в этом - милость нашего Господа и доволен таким положением. Этим мы - защищены от лицемеров, проходимцев и "коммерсантов от Ислама", торговцев религией вразнос. Сегодня люди, принимающие Ислам - не ищут в нем материальную выгоду, наоборот вкладывают свои скромные средства. Например наш журнал (единственный республиканского уровня) не имеет спонсоров, поддержки государства и существует на средства подписчиков, простых мусульман. А в нашем обществе сегодня больше в моде разнообразные экуменистические, националистические и прочие течения. И - хвала Аллаху, Милостивому, Милосердному!
 
Уп.: Спасибо Вам за ответы.  И, напоследок, я хочу попросить Вас выразить свои пожелания всем подписчикам рассылки Интервью для Упельсинки ... :-) 
 
А.А.: Нашим братьям и сестрам - быть искренними перед Аллахом, углублять знания в своей религии, на основе их делать благие дела, заповедовать истину и заповедовать терпение, а читателям-немусульманам - уверовать во Всевышнего Творца, подчинить Ему свою волю и вступить в гармонию, мир (Ислам) со всем Им сотворенным.
 

 
Я благодарю Абу Ахмада за участие в Интервью. :-)

В следующем Выпуске, который запланирован на 22 января 2001 г., читайте 
интервью с Алексеем Романовским, координатором и вебмастером 
автоэтнографического проекта "Мы похоронены на Невском проспекте" 


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!
Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: upelsinka@mail.ru     e-Home: http://upelsinka.boom.ru

Архив рассылки Интервью для Упельсинки -http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Архив рассылки Введение в религиоведение  - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное