Пророк Мухаммад (да благослосвит его Аллах и да приветствует) оставил после себя
бесценное наследие: Божьи откровения зафиксированные в Коране, и Сунну - историю
его жизни и высказывания по тем или иным проблемам, которые он сделал на протяжении
своей 23 - летней пророческой миссии. Благодаря этим источникам мусульмане смогли
создать величайшую мировую систему ценностей, которая охватила все сферы человеческой
и социальной сферы.
Одной из самых сложных задач, которые предстояло решить следующим поколениям, после
пророчества Мухаммада - это создание теоретической научной базы Ислама и систематизация
положений, выраженных в смыслах Божественных откровений, в стройное и последовательное
вероучение. На протяжении почти 300-400 лет после пророка в этом направлении велись
серьe:зные работы и Исламские учe:ные с честью справились с этой сложнейшей задачей.
На основании Коранических аятов и хадисов пророка ими были сформулированы теоретические
и практические основы Исламской религии, которые остались неизменными до сегодняшнего
дня.
1. Столпы Веры.
Под этим обобщающим названием понимаются общие мировоззренческие основы религии Аллаха.
Сам пророк касался этого вопроса в нескольких хадисах. Но по мнению всех исламских
учe:ных, наиболее всеохватным и конкретным по данному пункту является хадис приведe:нный
у Бухари и Муслима, где упоминается о том, что на вопрос ангела Джабраила (Гавриила)
о сути веры Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил следующим
образом:
Суть веры в том, чтобы ты верил в Бога, Его ангелов, в его писания, его посланников,
и в последний день и чтобы верил ты в предопределение, как хорошее, так и дурное
*
Таким образом, Исламская наука вывела 6 основопологающих мировоззренческих
постулата:
Вера в АЛЛАХА - Бога-Творца всего сущего.
Включает в себя ряд положений, главным из которых является единобожие (Товхид).
Вера в Ангелов.
Ангелы - это сотворe:нные Аллахом из света существа, лишe:нные свободы воли.
Они являются исполнителями воли Божьей.
Вера в Священные Писания ниспосланные Аллахом посланникам.
Под ними понимаются все Божественные откровения, которые ниспосылались
Его посланникам в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинные
тексты древшейших свитков, Тауры (Торы), Забура (Псалмов) Инджила (Евангелия) и Корана.
Однако предыдущие писания отменены Кораном.
Вера в пророков (посланников) Божьих
Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников
Аллаха. Посланников, согласно другому хадису Мухаммада (да благославит его Аллах
и да приветствует), было 124000, которые проповедывали всем народам и племенам. В
их числе были и великие пророки Дауд (Давид) Муса (Моисей), Иса (Иисус), Мухаммад
и т. д.
5. Вера в Судный день.
Включает в себя веру во вселенскую катастрофу, грядущее воскресение,
Божий суд и наличие ада и рая.
Вера в предопределение
Необходимо верить в определение Аллахом судьбы всего сущего.
В следующем нашем выпуске будут изложены теоретические и практические основы Исламской
религии (Столпы Ислама)
Абдулла Али.
2. Великие русские мыслители об Исламе.
ЛЕВ ТОЛСТОЙ.
Письмо Е. Е. Векиловой, по поводу перехода
еe: сыновей из Православия в Ислам.
Елена Ефимовна!
Не могу не одобрить желания ваших сыновей содействовать просвещению татарского народа.
Не могу судить о том, насколько при этом нужен переход в Магометанство. Вообще должен
сказать вам, что, не признавая государства, я считаю излишним и всякое формальное
заявление кому бы то ни было о том, к какой вере принадлежит человек. И потому думаю,
что если сыновья ваши и захотят усвоить Магометанские взгляды, предпочтительно перед
Православными, то им не нужно бы и заявлять об этом, т. е. о своe:м переходе из одного
вероисповедания в другое. Может быть, это необходимо, но я об этом судить не могу
и поэтому ваши сыновья должны решить сами, заявлять или не заявлять им об этом предержащим
властям.
Что касается самого предпочтения Магометанства Православию и в особенности по
тем благородным мотивам, которые выставляют ваши сыновья, я могу только всей душой
сочувствовать такому переходу. Как ни странно для меня, ставящего выше всего христианские
идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого
сомнения в том, что Магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше
церковного православия. Так что если человеку поставлено два выбора: держаться церковного
православия или Магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения
в выборе и всякий предпочтe:т Магометанство с признанием одного догмата единого Бога
и его пророка, вместо того сложного и непонятного богословия - троицы, искупления,
таинств, богородицы, святых и их изображений и сложных богослужений. Оно и не могло
быть иначе, чтобы магометанство по отсутствию многих суеверий, затемняющих сущность
учения и вошедших в церковную веру, не стояло бы выше этой церковной веры уже по
одному тому, что Магометанство возникло на 600 лет позднее христианства.
Всe: на свете развивается, совершенствуется; как совершенствуется отдельный человек,
так совершенствуется и всe: человечество, и главная основа жизни всех людей - их
религиозное сознание. Совершенствование же религии состоит в еe: упрощении, уяснении,
освобождении от всего того, что скрывает еe:. Такое освобождение религиозной истины
от того, что скрывает еe:, совершалось с самых древнейших времe:н великими мыслителями
человечества, сделавшимися основателями всех больших религий. Так, прежде всех других
известных нам других религий, такое новое, более высокое понимание религии дано было
в книгах Веды в Индии, а позднее в учениях Моисея Будды, Конфуция, Лаоцзы, Христа,
Магомета. Все эти основатели новых религий, освобождавшие религию от древнего грубого
понимания еe: и заменявшие его более глубоким простым и разумным, были великие люди,
но всe:-таки люди, и потому не смогли выразить истину во всей еe: ясности, глубине
и чистоте от всяких прошлых заблуждений. Но если бы даже предположить, что люди эти
не могли ошибаться, и всe:, что они говорили, была несомненная истина, то те ученики
их, которые стояли много ниже их, не усвоив истину во всей еe: глубине, естественно
желая украсить еe:, сделать еe: обязательною для всех, извращали еe:, прилагая к
ней опять много ненужного и в особенности чудесного, из-за которого трудно было большинству
людей видеть саму истину во всe:м еe: значении. И такие извращения истины, чем дольше
исповедывались религии, тем всe: больше и больше наростали на открытую основателями
истину и затемняли еe:. И потому в самых древних религиях больше всего чудесноо и
всякого рода суеверий, скрывающих истину: более всего скрывающих истину: более всего
в самой древней, в браминской, уже меньше в еврейской, ещe: менее в буддийской, конфуцианской,
даоситской, ещe: менее в христианской, но уже меньше всего в самой последней большой
религии - в магометанской.
И поэтому Магометанство находится в самых выгодных в этом отношении условиях. Ему
стоит только откинуть всe: неестественное, внешнее в своe:м вероучении и в основу
поставить огромное основное религиозно-нравственное учение Магомета, и оно естественно
сольe:тся с основами всех больших религий и в особенности с христианским учением,
которое оно признаe:т истиной.
Пишу вам так длинно потому, что думаю, что вы сообщите мои мысли вашим сыновьям и
что мысли эти могут им пригодиться в исполнении их прекрасного намерения. Содействовать
очищению религии от всего того, что затемняет те великие истины, которые составляют
их сущность, одна из лучших деятельностей, которую может избрать человек .
3.Поэзия.
А. С. Пушкин. Подражания Корану .
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернюю молитвой:
Нет не покинул Я тебя.
Кого же в сень успокоенья
Я ввe:л, главу его любя,
И скрыл от зоркого гонения?
Не Я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не Я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?
Мужайся ж, презирай обман,
Стезe:ю правды бодро следуй,
Люби сирот и Мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.