В прошлом выпуске говорилось об общих мировоззренческих основах Исламской религии, условно
называемых в теологии Столпами Веры . В этом номере речь пойдe:т об основах практического
исповедания веры и их единстве с духовными основами Божественной религии. Эти положения
называются в Исламской науке Столпами Ислама .
В хадисе, приводимом в сборниках
авторитетных мухаддисов, о которых я говорил в первом выпуске, упоминается диалог пророка
Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и ангела Джабраила (Гавриила), который
происходил в присутствии свидетелей из числа сподвижников пророка. Джабраил спросил его:
О Мухаммад, расскажи мне об Исламе! . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил
следующим образом:
Ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, совершать молитву,
выплачивать закят, поститься в месяц рамадан, совершать паломничество к священному
дому, если на то будет возможность . (Хадис приводится у Муслима)
Таким образом, Столпы Ислама сводятся к 5 постулатам:
Соблюдение строжайшего монотеизма (единобожия).
Предписание засвидетельствовать принятие единобожия, признание покорности перед Аллахом и
признание посланнической миссии и статуса Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В этой
формулировке сосредоточена основная идея религии Бога, из которой проистекают все остальные
теоретические и практические положения Ислама.
Это поклонение Аллаху посредством тела. Намаз совершается по единой форме, в предписанное
время со строго определe:нными положениями тела. Во время молитвы читаются Коранические суры.
Необходимость обязательного материального пожертвования - закят.
Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть своих заработанных средств в помощь обездоленным и
беднякам. Закят взымается в строго определенном количестве. Малоимущие освобождены от выплаты
закята. Закят - это разновидность поклонения Аллаху посредством имущества.
Необходимость соблюдения поста в месяц лунного календаря - Рамадан.
Суть поста заключается в поклонению Богу посредством воздержания от пищи и воды в светлое
время суток, более усердным служением и большим воздержанием от грехов в этот месяц.
Необходимость совершения паломничества в Мекку.
Это также является разновидностью служения Богу. В период паломничества, совершаемого
мусульманами к главной святыне Ислама - мечети аль-Харам (Запретная), все помыслы верующего
должны быть устремлены к Творцу. Этот столп Ислама обязателен только для тех мужчин -
мусульман, кто материально и физически в состоянии совершить его. Для женщин он необязателен.
Абдулла Али.
2. Правда о Джихаде.
Очень много домыслов и фантазий приходится слышать от различных людей по поводу термина
Джихад . Некоторые люди намеренно нагнетают истерию по поводу наличия этого феномена в
Исламском вероучении и распространяют беспочвенные слухи об агрессивности Ислама в целом.
В связи с этим я счe:л необходимым дать уважаемым подписчикам этой рассылки самые
достоверные данные по поводу Джихада.
Джихад (Усилие) в Исламской терминологии означает стремление изо всех своих сил к тому, что
является для человека самой благородной и возвышенной целью на земле. Для мусульманина же не
может быть ничего благороднее, чем заслужить Божью милость, полностью предавшись Его воле.
Для этого требуется долгая и упорная внутренняя борьба человека против всех ложных божеств,
которые могут претендовать на его духовную лояльность, а также против всех тех прихотей и
желаний, которые могут соблазнить его уйти с истинного пути добра и благочестия. (А. Надви.
Ислам и мир стр.89).
Кроме внутренней борьбы, мусульманин обязан вести борьбу с социальными пороками, например
с ложью, обманом, развращe:нностью общества и т.д. И наконец, одной из форм Джихада является
война, в тех случаях, когда избежать еe: не удаe:тся.
Итак, термин Джихад имеет множество значений. Это и борьба со своими страстями, и устранение
социальной несправедливости, и постоянное усердие в деле распространения религии Аллаха и
наконец, ведение войны с агрессорами во имя Бога.
В связи с тем, что именно этот, последний, момент является предметов различного рода домыслов и
фантазий отдельный людей, хочу осветить эту тему поподробнее.
Вся история человечества сопровождается войнами. Их вели и ведут как дикие и нецивилизованные
общества, так и общества с высоким уровнем культуры. И во все времена у всех народов и
религиозных групп были свои правила ведения этих войн. Известно, что древние народы не
придавали значение моральной стороне этого вопроса и вели войны без правил, уничтожая все на
своe:м пути. Типичным примером таких войн являются столкновения между израильтянами и
ханааннеями, описанные в Библии. Жестокость Божьего народа не имеет границ. Уничтожаются
грудные дети, женщины старики и даже домашний скот ханааннеев. Сам Бог санкционирует в
Библии эту резню (Иисус Навин 6:20; 1-я книга Царств 27:8-9; Числа 31:15-17).
Кровавые войны
описываются и в Ведах. В целом схема та же - арии таким же путe:м уничтожали аборигенное
население Индии.
В последующие века такие же войны вели и римляне, и персы, и конкистадоры в Америке и т. д. За
последние 100 лет в войнах, которые развязали т. н. цивилизованные государства погибли десятки
миллионов человек.
В связи с этим остро встаe:т вопрос о моральном аспекте ведения войн. С глубокой древности
известно, что войны бывают справедливые и агрессивные . Принято считать справедливой
войну, ведущуюся против внешней агрессии. При этом вести только оборонительную войну
невозможно и наступательные действия неизбежны. Пример: Великая Отечественная Война, в ходе
которой, отразив наступление врага, советская армия перешла в наступление. Такие войны
поощряются всеми здоровыми силами общества, включая и религиозные институты. Так,
буддийские монахи в Бирме стояли в авангарде Сопротивления против колониальных властей, а
православные верующие воевали с оружием в руках против немецких оккупантов.
Однако ни одна мировоззренческая система в истории человечества не выработала такого
совершенного морального кодекса ведения войны и правил поведения бойцов в период боевых
действий, как это имеет место в Исламе. Только в последнее время были приняты международные
конвенции по этой насущной проблеме, по сути своей, не отличающиеся от норм Ислама.
Ниже я привожу основные постулаты о ведении войн мусульманами, выведенные из исламских
первоисточников - Корана и Сунны:
1. Войны нужно вести с верой в Бога и во имя Него. Все другие мотивы запрещаются.
Так почему вам на пути Господнем не сражаться
За слабых из мужчин, и женщин, и детей
(Коран 4:75)
2. Воевать разрешается с агрессором. (Согласно Исламскому праву, при этом разрешаются
контрнаступательные действия и ведение войн на территории агрессора, вплодь до его полной
капитуляции).
Тем, против кого ведут войну,
Дозволено (Богом) сражаться, -
Ведь им (несправедливо) причинили зло,
А потому, Аллах, поистине, могущ помочь им
(Коран 22:39)
Сражайся за Господне дело
Лишь с тем, кто борется с тобой
Коран (2:190)
3. При ведении боевых действий запрещается убивать мирное население.
А если средь язычников есть тот,
Кто у тебя убежище попросил,
То дай ему приют,
Чтобы он имел возможность (в нe:м)
Услышать Божье слово.
Потом сопроводи его в то место,
Что будет безопасным для него
Коран (9:6)
Но, если, не сражаясь с вами,
Они отступят и предложат мир,
Господь не доставляет вам никоего пути
(Вести сраженье) против них!
Коран (4:90)
4. Необходимо гуманно относиться к военнопленным.
Когда же проведe:те основное подавление,
(Берите в плен их и) удерживайте крепко.
За этим: или благость (им явить освобождая),
Или (за их свободу) выкуп (взять),
Пока война не сложит своe: бремя
Коран (47: 4)
5. Если противник предложит мир, то надо немедленно его принять (Кроме случаев, особо
оговоренных в исламском праве)
Но если же они будут склоняться к миру,
Склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха
Коран (8:61)
6. Запрещается издеваться над телами павших врагов.
Бурайда (да будеет доволен им Аллах) передал, что когда пророк Мухаммад (мир ему и
благословение Аллаха) назначал новых командиров военных отрядов всегда призывал их к
верности перед Богом и говорил следующие слова:
Воюйте во имя Аллаха. Бейтесь против неверных, которые не веруют в Бога. Но не будьте
несправедливыми. Не издевайтесь над трупами погибших врагов,не отрезайте их ушей и носов.
Не убивайте вышедших вам навстречу детей .
(Муслим, Джихад 3, (1731); Тирмизи, Сийер 48, (1617), Дият,14,(1408); Абу Дауд, Джихад 90,
(2612, 2613).)
7. Если мусульманин, выполняя все эти Божьи повеления, погибнет на войне, то Бог введет
его в рай.
(А потому) пусть на пути Господнем
Сражаются лишь те,
Кто покупает (за мгновенье) ближней жизни
(Вечность) второго бытия.
И кто в сраженьях на пути Господнем
Будет убит иль победит,
Тому дадим Мы величайшую награду.
Коран (4:74)
Абдулла Али.
Вот, пожалуй, и всe:. Но учитывая особый интерес к этой теме, мы готовы выслушать и
ответить на вопросы наших подписчиков на тему о Джихаде. Ждe:м ваших писем.
Предыдущие номера рассылок вы можете прочитать в архиве.
ВНИМАНИЕ! ВСЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ДАННОЙ РАССЫЛКЕ, ЯВЛЯЮТСЯ
СОБСТВЕННОСТЬЮ АВТОРОВ. ПЕРЕПЕЧАТКА БЕЗ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩЕНА.