Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ислам - религия истины

  Все выпуски  

Ислам - религия истины


Служба Рассылок Subscribe.Ru


Mekka
Islam as is is
Выпуск N 49 от 1 Мухаррама 1423 года хиджры (16.03.02).


СОДЕРЖАНИЕ РАССЫЛКИ:

I. ПРАВЕДНЫЙ ОМЕЙЙАДСКИЙ ХАЛИФ ОМАР ИБН АБДУЛАЗИЗ (96-101)

II. И К РОДИТЕЛЯМ - БЛАГОДЕЯНИЕ

III. ТОЛКОВАНИЕ КОРАНИЧЕСКОЙ СУРЫ N 113 "АЛЬ-ФАЛЯК"


I.
"Наша история"
Махмуд Шакир
ПРАВЕДНЫЙ ОМЕЙЙАДСКИЙ ХАЛИФ ОМАР ИБН АБДУЛАЗИЗ (96-101)
(Перевод А. А. Али-заде)

Этот халиф вошел в историю как один из самых набожных и справедливых правителей за всю историю Ислама. Период его правления даже приравнивают к периоду правления Праведных халифов. Долгие годы он изучал исламские науки и в особенности мусульманское право (фикх). При халифе Аль-Валиде был наместником в Медине. Халиф Сулейман ибн Абдулмалик сделал его своим преемником. До последнего периода своего наместничества в Медине он вел обычный для всех Омеййадов образ жизни и любил роскошь и изысканные одеяния. Однако в последние месяцы своего наместничества в Медине он внезапно изменился. Такой резкий поворот в его жизни был связан с одной трагедией, участником которой он поневоле стал. Халиф Аль-Валид в бытность его наместником Медины приказал сурово наказать Хубайба - сына бывшего халифа Абдуллы ибн Зубейра. Выполняя приказ Омар ибн Абдулазиз распорядился его высечь. Затем на Хубайба вылили холодную воду и оставили его в зимний день привязанным возле мечети. Хубайб не выдержал этого и умер. После его смерти Омар испугался Аллаха и не находил себе места. Он раскаивался и оплакивал Хубайба. Дни и ночи проводил в молитвах. Фактически он отстранился от исполнения своих непосредственных обязанностей и в конце концов подал в отставку и уехал в Дамаск. После этого он стал вести набожный образ жизни, увещевать и давать советы халифам, требовать наказания для несправедливых правителей. Всех их он призывал справедливо обходиться с народом и помнить об ответственности перед Богом. Все средства, которые члены его семьи имели из государственной казны, по его требованию были отданы государству. Так, он предоставил своей жене Фатиме выбор: либо она возвращает в государственную казну свое ожерелье из драгоценных металлов и камней, либо он с ней разводится. Фатима вернула ожерелье казне. Он также резко сократил свой семейный бюджет. Придя к власти, он дал слово, что никогда не возьмет себе ничего из государственной казны (Байт уль-Мал). Будучи халифом, он жил на скудные доходы, которые приносил ему его личный земельный участок в Сувейде. Этот земельный участок принадлежал ему еще до прихода к власти. Годовая прибыль оттуда составляла всего лишь 200 динар. Несмотря на значительные военные трофеи, которые поступали в государственную казну, он не брал себе оттуда ни дирхема. Дело дошло до того, что ему сказали: "Ведь даже Омар (имеется ввиду Праведный халиф Омар ибн Хаттаб) имел из казны небольшую заработную плату. Что плохого в том, если ты будешь иметь небольшое государственное жалование?". Омар ибн Абдулазиз на это ответил: "Но ведь у Омара не было никакого имущества, а у меня оно есть".

За время своего правления он дал гражданам Халифата на свободное передвижение, выстроил постоялые дворы для путников, выкопал много колодцев, построил дороги. В результате проведенных им экономических реформ уровень жизни населения резко возрос. Была полностью ликвидирована бедность, и в Халифате уже не осталось нищих. Народ жил так хорошо, что затруднялся найти людей, которым можно было бы платить закят (обязательную милостыню). Он высоко поднял жалование всем государственным чиновникам, для того, чтобы они не превышали своих должностных полномочий и не занимались взяточничеством, казнокрадством и вымогательством.

Благочестивый халиф Омар ибн Абдулазиз погиб в Раджабе 101 года в Дамаске в результате заговора его приближенных, которые опасались, что он откажется передавать власть после себя Йазиду ибн Абдулмалику. Пусть Аллах будет доволен им.

В период его халифата внутренняя стабильность государства в целом не нарушалась. Никаких значительных событий во внутренней жизни государства отмечено не было. Омар активно смещал с должности наместников и государственных чиновников, которые правили несправедливо, и занимались растратой государственных средств. Он проводил активную проповедническую политику, поощрял и уважал ученых. Многие граждане Халифата при нем приняли Ислам.

Во времена его халифата тюрки (турки) предприняли наступление на Азербайджан и перебили много мусульман. В ответ Омар ибн Абдулазиз послал против них Хатама ибн аль-Нумана аль-Бахили, который разгромил их и многих перебил. Лишь немногим удалось спастись. Одновременно продолжались войны с Византией. В Западной Европе же войска под командованием Аш-Шамса ибн Малика аль-Колани перейдя Пиренеи вошли во Францию захватили Септиманию и Прованс. Оттуда они вторглись в Аквитанию и окружили Тулузу. Однако Герцог Аквитанский с большой армией сумел нанести мусульманам поражение. В бою Аш-Шамс погиб. А остатки мусульманского отряда отступили в Нарбон.

II.
"Основы исламской этики"
Рашид Макфуз
И К РОДИТЕЛЯМ - БЛАГОДЕЯНИЕ

Всевышний Аллах сказал в суре "Перенес ночью": "И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям - благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им - тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное" (аят 23).

Всевышний Аллах повелевает своим рабам поклоняться Ему одному и не придавать Ему никого в сотоварищи. Слово "решил" здесь - в значении повеления, и поэтому Всевышний и Всемогущий Аллах связывает поклонение с добрым отношением к родителям. Аллах, хвала Ему, сказал: "И к родителям - благодеяние", т.е. Он повелевает проявлять благодеяние по отношению к родителям. Аллах предписывает поклонение Себе и доброе отношение к родителям. Это поклонение только одному Аллаху и только Ему, потому что Он - Господь людей, Царь людей, Бог людей. И поклонение - это одна из важнейших обязанностей перед Аллахом, ради которой посылались пророки и посланники, мир им. Всевышний Аллах сказал в суре "Рассеивающие": "Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись. Я не желаю от них никакого надела и не желаю, чтобы они Меня кормили" (аяты 56-57).

Последовательность повелений Аллаха определяет степень их важности. Аллах связывает поклонение с добрым отношением к родителям, потому что мы им многим обязаны. Затем, после повеления проявлять благодеяние к родителям, Всевышний Аллах раз'ясняет другие стороны этого вопроса, имеющие огромное значение. Это благодеяние дополняется и украшается отсутствием раздражения к родителям, проявляющимся в словах и поступках, когда они оба или один из них достигнет преклонного возраста.

"Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им - тьфу!" - т.е. не говори им плохих слов, даже "тьфу", которое является наименее плохим словом. И запрещение говорить "тьфу" указывает на запрещение причинения и всех остальных видов неприятностей, что доказывается словами: "И не кричи на них" (аят), т.е. не проявляй грубости по отношению к ним и не кричи на них, если они делают то, что тебе не нравится. Под запрещением имеется ввиду, во-первых, абсолютное запрещение любого проявления раздражения к ним и, во-вторых, запрещение такого противоречия в словах, как пререкание и пренебрежение. И когда Всевышний Аллах запретил произносить грубые слова в адрес родителей и грубое отношение к ним, Он повелел говорить им только хорошее и относиться к ним подобающе. Аллах сказал: "Говори им слово благородное" (аят), т.е. слово доброе, прекрасное, нежное, с уважением, вежливостью и почитанием. "И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия" (аят), т.е. будь мягок с ними, будь смиренным из огромного милосердия к ним и будь покорным им на деле. Заключением всех этих величайших повелений является приказ отвечать родителям благодарностью на их прежние заслуги перед своими детьми. И говори: "Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким" (аят), т.е. помилуй их в их старости и после кончины. Ибн-Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: "Затем Всевышний Аллах ниспослал: "Не следует пророку и тем, которые уверовали, просить прощения для многобожнков, хотя бы они были родственниками, после того как стало ясно для них, что они - обитатели огня" (сура "Покаяние" - аят 113). Одним из величайших плодов и результатов правильного воспитания является то, что дети просят милостыню у Аллаха для своих родителей. Праведный сын - продолжение своего отца и его лучшее приобретение в жизни. В хадисе говорится: "Когда человек умирает, то его дела прерываются, но остаются три: праведный сын, который просит за него у Аллаха; знание, которым пользуются люди; и садака джария". Хадис рассказал Муслим со слов Абу-Хурайра, да будет доволен им Аллах.

Посланник Аллаха (с.г.с.) предостерегал от непочтительного отношения к родителям: "Аллах откладывает наказание за все грехи, которые пожелает, до Судного дня, кроме непочитания родителей. Воистину, Аллах наказывает совершившего этот грех в этом мире прежде его смерти". Хадис сахих (достоверный) передал Аль-Хаким.

Этот же хадис приводит в своей книге Аль-Кабаир" (великие грехи) Имам Аль-Захаби. Праведный сын (дочь), который просит у Аллаха милости и прощения для своих родителей, поднимает их по ступеням рая. И когда спросят о причине этого, то им ответят, что это по причине дуа (молитвы) их детей и просьб о милости для них.

Оскорбление - великий грех

Всевышний Аллах повелел нам проявлять милосердие к нашим родителям, так как они этого заслужили. Точно так же Аллах запретил нам оскорбление из наших собственных уст, когда один человек ругает отца другого человека, и тот в ответ ругает его отца и его мать. По причине серьезности и несовместимости с милосердием к своим родителям, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассматривает этот случай в своем хадисе как один из величайших грехов: "Воистину, одним из величайших грехов является оскорбление человеком своих родителей". Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: "Как человек оскорбляет своих родителей?" Он ответил: "Когда один человек ругает отца и мать другого человека, и тот в ответ ругает его отца и его мать". (Достоверный хадис).

Имам Ахмад также передает: "Воистину, наивеличайшим грехом является непочитание родителей". Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: "Что значит непочитание родителей?" Он ответил: "Когда один человек ругает отца и мать другого человека, и тот в ответ ругает его отца и его мать".

И великой близостью к Всевышнему и Всемогущему Аллаху является послушание родителей и хорошее к ним отношение в этой ближней жизни. И это приближает нас к Всевышнему Аллаху и ведет нас по прямому пути посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к выполнению его приказов и наставлений.

Ислам особое, огромное почтение оказывает матери, потому что она слабее мужчины и больше поддается влиянию чувств и переживаний, и ее сердце волнуется больше, чем сердце отца. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, человеку, спросившему его: "Кто из людей наиболее достоин моего хорошего отношения к нему?", ответил: "Твоя мать". Человек спросил: "А затем кто?". Он ответил: "Твоя мать". Человек спросил: "А затем кто?". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Твой отец". (Достоверный хадис).

Благодеяние детей к родителям не заканчивается со смертью родителей; оно непрерывно длится и продолжается. Человек из ансаров спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

"Осталось ли что-либо из благодеяний, которые я должен выполнить по отношению к моим умершим родителям?". Пророк ответил: "Да, четыре: дуа (молитва) за них; истигфар (просьба Аллаха об их прощении); исполнение взятых ими обязательств; уважение их друзей и поддержание отношений с родственниками, с которыми те общались. И это есть те благодеяния, которые ты должен выполнить после их смерти". Хадис передал Ахмад со слов Абу-Асил Малик Ибн-Рабиа Аль-Саиди, а также Абу-Даут и Ибн-Маджа.

Ибн-Аббас, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто покорится Аллаху в послушании обоим своим родителям, тому откроются две двери в раю, а кто подчинится одному из родителей - тому одна дверь. А кто не покорится Аллаху и ослушается своих родителей, для того откроются две двери ада". Хадис передал Аль-Байхаки.

Между джихадом и благодеянием к родителям

К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек, спрашивая разрешения участвовать в Джихаде.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: "Живы ли твои родители?" Он ответил: "Да". Пророк сказал: "В них твой джихад". (Достоверный хадис).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Воистину, наибольшим благодеянием является поддержание человеком отношений после смерти своего отца с теми, кого тот любил". Хадис передал Муслим.

Всевышний Аллах в суре "Лукман" сказал: "И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости, отлучение его (от груди) - в два года. Благодари Меня и твоих родителей: ко Мне возвращение" (аят 14).

И после завещания Лукмана своему сыну, в котором он запрещает тому совершать ширк (многобожие), речь в этом аяте переходит к завещанию Всевышнего и Всемогущего Аллаха человеку, в котором говорится о благодеянии и хорошем отношении к родителям и о подчинении им в совершении добра.

После упоминания о родителях особо выделяется роль матери, из-за нежности ее чувств и переживаний. Это напоминание ее детям о трудностях и беспокойствах их матери, когда она не спала ночами и уставала днем, а также, чтобы вспоминали дети о ее прежнем добром к ним отношении. Всевышний и Всемогущий Аллах везде и во все времена раз'яснял человеку, что приходилось переносить его матери в период беременности, во время родов или когда она отнимала его от груди.

"Мать носит его с тягостью и производит с тягостью; и вынашивание его и отлучение (от груди) - тридцать месяцев". (Сура "Пески").

И никто за это не сможет полностью отблагодарить свою мать, даже если отдаст ей все, что в его силах.

Ибн-Омар, да будет доволен им Аллах, увидел однажды человека, несущего свою мать на плечах и совершающего таваф (обход) вокруг Каабы. Человек сказал: "О Ибн-Омар! Ты думаешь, я уже отблагодарил ее?" Ибн-Омар ответил: "Нет, ты не отплатил ей даже за одну схватку, которые она пережила при родах. Но ты совершил хороший поступок, и за это малое Аллах вознаградит тебя щедро". И это потому, что матери приходится переносить большие страдания и муки в период беременности, а также в часы родов. И никто, кроме Аллаха, не знает всей тяжести этого. Отсюда особое повеление проявлять заботу к терпеливой, бодрствующей матери за ее прежние заслуги перед своими детьми.

Однако и отец и мать, по словам Всевышнего и Великого Аллаха, оба заслужили благодарность - после вознесения похвалы Великому Аллаху: "Благодари Меня и твоих родителей" (аят).

Выражение благодарности родителям - это обязанность, потому что этот приказ исходит от Аллаха. А то, что исходит от Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, становится приказом, обязательным к исполнению и строгому руководству им. Тот, кто не следует приказу, пусть упрекает только самого себя. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Довольство Аллаха - в удовлетворенности родителей, а гнев Аллаха - в гневе родителей". Хадис передали Аль-Тирмизи, Ибн-Хаббан и Аль-Хаким.

После повеления благодарить своих родителей (но прежде - Великого Аллаха), вторым приказанием было сопровождать их в этом мире в добре, как сказал Великий и Всемогущий Аллах: "Сопровождай их в этом мире в добре" (аят), т.е. в делах этого мира, которые не касаются вопросов религии.

В хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Рай - под ногами матерей" - урок для сыновей, чтобы они дорожили довольством своих матерей, даже находясь у них в ногах. Это означает, что сын (или дочь) должен быть в таком положении, что люди решили бы, будто он унижен; но он не унижен. И это желанный призыв для того, кто хочет войти в рай. Так пусть же он придерживается смиренности и покорности у нее в ногах, но не ради унижения сына, а ради покорности матери. Но прежде - покорность Великому Аллаху и его пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как уже говорилось выше. И когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завещал нам наших родителей, то сделал завещание матери наиболее ценным, поскольку ответил человеку, спросившему его о том, кто наиболее достоин его хорошего отношения: твоя мать, затем твоя мать, затем твой отец.

Потому что отца от детей иногда отвлекает его работа, и если перед ним возникает какой-нибудь вопрос или проблема, то он без труда ее разрешает. Но если мать натыкается на эту проблему, то оказывается поверженной, и мы должны защитить и избавить ее от этого.

Непочитание родителей

Имам Аль-Хафиз Аль-Захаби, да смилостивится над ним Аллах, выделил в своей бесценной книге "Аль-Кабаир" ("Великие грехи") целый раздел, посвященный такому греху, как непочитание родителей. В книге он многое раз'ясняет об этом грехе, который по своему значению стоит сразу после ширка (придание сотоварищей Аллаху). Ислам всегда дорожит уважением к родителям и велит сопровождать их в этом мире в добре. Это и есть дорога, ведущая сына (дочь) в рай. Но если он не почитает родителей или не признает их заслуги перед ним, то будет в одном ряду с пьяницей и попрекающим добром.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "В рай не войдут не почитающий родителей, попрекающий добром и пьяница". И добился сын (дочь), не почитающий своих родителей, проклятия Аллаха - да упаси Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Проклял Аллах не почитающего своих родителей".

Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Во время моего Переноса ночью (из Мекки в Иерусалим) я видел людей, подвешенных на огненных стволах, и я спросил у Джабраиля: Кто они? Он ответил: Те, которые ругают своих отцов и матерей в ближайшем мире".

Ценя великие заслуги матери, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал человеку, спросившему его о благодеянии к родителям: "О горе тебе! А жива ли твоя мать?" Тот ответил: "Да". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"О горе тебе! Не отходи от ее ног, ведь там рай". Хадис передал Ибн-Маджа.

Отец также имеет свои заслуги, которые не затмеваются достоинствами матери. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Сын может отблагодарить своего отца, только найдя его рабом, купив и освободив его". (Достоверный хадис).

Абу-Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "О посланник Аллаха! Каково право родителей по отношению к своим детям?" Он ответил: "Они - твой рай и твой ад". Хадис рассказал Ибн-Маджа.

III.
"Исламские первоисточники"
Абд ар-Рахман ас-Са'ди
ТОЛКОВАНИЕ КОРАНИЧЕСКОЙ СУРЫ N 113
"АЛЬ-ФАЛЯК"
(Перевод Э. Кулиева)

1. Скажи: "Прибегаю к защите Господа рассвета
2. от зла того, что Он сотворил
3. от зла мрака наступающего,
4. от зла колдуний, дующих на узлы,
5. от зла завистника, который завидует".

Арабский глагол "фалака" (букв. "раскалывать") подчеркивает то, что именно всевышний Господь рассекает ночной мрак, когда наступает рассвет, а также рассекает семена, когда они прорастают. Только Он может защитить своих рабов от зла людей, бесов, животных и всех остальных творений.

Всевышний подчеркнул, что некоторые творения приносят много зла. Ночью людей обуревает дремота, а по земле бродят злые духи и вредные твари. Колдуньи дуют на узлы для того, чтобы навести на людей порчу. А завистники желают того, чтобы люди лишились благ, и даже расходуют ради этого свои силы. Защитить людей от зла нечестивцев и разрушить их козни может только Аллах, и поэтому каждый человек обязан прибегать к Его защите. К завистникам также относятся люди с дурным глазом, потому что сглазить может только завистливый человек со скверной натурой и порочной душой.

Всевышний подчеркнул, что некоторые творения приносят много зла. Ночью людей обуревает дремота, а по земле бродят злые духи и вредные твари. Колдуньи дуют на узлы для того, чтобы навести на людей порчу. А завистники желают того, чтобы люди лишились благ, и даже расходуют ради этого свои силы. Защитить людей от зла нечестивцев и разрушить их козни может только Аллах, и поэтому каждый человек обязан прибегать к Его защите. К завистникам также относятся люди с дурным глазом, потому что сглазить может только завистливый человек со скверной натурой и порочной душой. Эта сура учит мусульман искать у Аллаха убежища и спасения от зла в целом и некоторых его проявлений в частности. Она также служит доказательством того, что колдовство действительно имеет место и что его вреда следует опасаться, прибегая к защите Аллаха от козней колдуний и колдунов.


Внимание! Все материалы, опубликованные здесь, являются собственностью авторов. Перепечатка возможна только с разрешения авторов и с указанием их имени. Либо же при наличии ссылки (линка) на эту рассылку.



ХВАЛА АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ!

Ведущий рассылки: А. А. Али-заде

E-mail: alizadeh@mail.ru

Сайт рассылки Ислам как он есть :: Islam as it is


Вы можете добавить кнопку со ссылкой на наш сайт к себе на страницу.
Для этого скопируйте следующий код:


Наша кнопка выглядит так :





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное