Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ислам - религия истины

  Все выпуски  

Ислам - религия истины


Информационный Канал Subscribe.Ru



Mekka
Islam as is is
Выпуск N53 от 11 Раби (I) 1423 года хиджры (24.05.02).

I.
ОБНОВЛЕНИЯ НА САЙТЕ
"ИСЛАМ КАК ОН ЕСТЬ"

В разделе "ЛИНКИ" помещены ссылки на русскоязычные, арабоязычные, англоязычные и туркоязычные исламские сайты Интернета. Для удобства пользователей все ссылки снабжены краткой информацией о материалах, помещенных на этих сайтах.


II.
Айдын Али-заде
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПРАВЕДНЫХ ХАЛИФОВ

(краткий пересказ избранных глав "Истории Ислама от Адама до наших дней"
Махмуда Шакира и комментарии)

Период правления Праведных халифов (1) охватывает исторический отрезок времени всего в 30 лет.
Всего за это время сменилось 4 халифа, которые были ближайшими сподвижниками Пророка Мухаммада, правление которых полностью соответствовало его наследию, и они были последовательными проводниками всех идеалов Ислама. Такого идеального соответствия власти Божественным порядкам не было отмечено в более поздней истории Ислама, за исключением примера отдельных правителей, например, Омеййадского халифа Омара ибн Абдулазиза.


1. ХАЛИФАТ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРВОГО ХАЛИФА АБУ БАКРА

Избрание Абу Бакра халифом

После смерти Пророка Мухаммада появилась острая необходимость срочного избрания лидера, который сумел бы взять ситуацию в Медине и других местах Аравии под контроль. Дело в том, что там появилась реальная угроза дестабилизации положения. Кроме того, многие бедуины, принявшие Ислам были еще слабы в вере, а многие вообще не понимали сути религии и приняли ее лишь внешне. Именно поэтому, спустя небольшое время после смерти Пророка началось массовое отступничество от Ислама, которое вошло в историю как Ридда.

Мединские ансары (2) остерегались кочевых бедуинов, которые находились в окрестностях города. Ведь они приняли самое активное участие в исламском движении, приняли у себя Пророка, являлись главной его опорой. Именно в Медине было провозглашено первое в истории мусульманское государство, посредством которого были подчинены все арабские племена этого региона.

Помимо опасений попыток реванша со стороны арабских племен, мединцы опасались того, что мекканские мухаджиры (3), после смерти Пророка, покинут их и вернутся в Мекку, оставив их один на один со своими проблемами.

Все эти аспекты утвердили их во мнении, что они ответственны за судьбу молодого мусульманского государства. В связи с этим они в срочном порядке собрались на месте собрания (сакифы) мекканской семьи Бану Саида. Там в основном собрались хазраджиты (4), составлявшие большинство ансара. Все они единогласно выступали выдвижения халифом своего лидера Саада ибн Убады.

Что же касается мухаджиров, то часть из них находилось далеко от места этих событий, другие были заняты подготовкой к похоронам Пророка, третьи были в состоянии шока от известия о смерти Пророка. Некоторые из мухаджиров не допускали и мысли об избрании в этих условиях халифа, считая, что это может быть объектом противоречий среди мусульман.

Узнав о собрании ансаров в сакифе Бану Саида, группа мухаджиров срочно пришла к Омару ибн Хаттабу и поставила его в известность об этом событии. Омар не ожидал такого стремительного развития событий после смерти Пророка и после кратковременных размышлений и колебаний обратился к Абу Бакру, и они вместе направились в сакифу Бану Саида. По пути они встретили Абу Убайду Амира ибн аль-Джарраха и уговорили его пойти туда вместе с ними. Затем они встретили двоих ансаров, которые объяснили им, что нет вреда от собрания ансаров и посоветовали им, чтобы и мухаджиры собрались на аналогичный совет между собой. Однако Абу Бакр, Омар и Абу Убайда продолжили путь и дошли до сакифы Бану Саида, где решался вопрос Халифата.

Все эти события говорят о том, что между ансарами и мухаджирами не было никаких разногласий. Ансары собрались на собрание и не оповестили об этом мухаджиров только потому, что для этого были определенные объективные причины, часть из которых уже была указана выше.

К моменту прибытия в сакифу Абу Бакра, Омара и Абу Убайды ансары уже начали собрание и выдвинули претендентом на халифат Саада ибн Абу Убаду. После этого с речью к присутствующим обратился сам Саад ибн Убада. Он подчеркнул исключительную роль мединцев в деле поддержки Пророка, распространения Ислама, создания первого мусульманского государства и приведения к покорности всех арабских племен. Лейтмотивом этого выступления была озабоченность Саада за судьбу мединцев после Пророка в связи с возможной попыткой реванша со стороны других арабских племен, против которых сражались мединцы во имя идеалов Ислама. Как уже упоминалось, именно этим обстоятельством объясняется срочный созыв этого собрания непосредственно после смерти пророка.

В адрес прибывших представителей мухаджиров, обратился один из ансаров, который предложил им избрать своего лидера, наряду с лидером ансаров. То есть, было предложение о двоевластии в мусульманской общине. Однако такое предложение было неприемлемым и вело к расколу среди мусульман. Поэтому Омар решил взять слово и выступить против этой идеи, однако слово взял Абу Бакр. В своем выступлении он очень подробно остановился на достоинствах ансаров и полностью подтвердил всю ту важную роль, которую они сыграли в истории Ислама. Однако в вопросе о претенденте на руководство мусульманами он настаивал на том, что халиф должен быть из среды Курейшитов, так как арабы не приняли бы никакой другой кандидатуры, ведь Курейшиты были элитным племенем среди них.В конце своего выступления он предложил кандидатуры Омара и Абу Убайды.

В ответ ансары также высказали в адрес мухаджиров самые добрые слова и в целом согласились с доводами Абу Бакра. Они предложили, чтобы халиф избирался поочередно и из среды ансаров, и из среды мухаджиров. Из этого следует, что ансары понимали необходимость привлечения к власти мухаджиров.

Однако на тот момент перед ними встал другой вопрос. Дело в том ,что к моменту прибытия на собрание Абу Бакра, Омара и Абу Убайды ансары уже выразили свою покорность и присягнули (сделали беат) Сааду ибн Убаде и избрали его халифом и он должен был приступить к своим обязанностям. Однако первенство должно было быть за мухаджирами. То есть была допущена ошибка, которую нужно было срочно исправить с приемлемыми для всех условиями. Однако эту сложную задачу нужно было осуществить очень осторожно и деликатно, ведь Саад ибн Убада был лидером ансаров. В противном случае это означало бы начало бунта против избранного общиной халифа и грозило потрясениями в обществе. Поэтому шаг назад должен был быть предпринят постепенно.

Затем слово взял Омар. Он повторил, что халифом обязательно должен быть представитель курейшитов, иначе никакого другого халифа арабы просто не воспримут. А тот, кто выступит против этого, должен быть убит.

В ответ на это ансар Хубаб ибн аль-Мунзир предложил мухаджирам иметь своего лидера, а ансарам своего. Однако Омар возразил ему. Он сказал, что предложение о двоевластии неприемлемо. Арабы будут сопротивляться любому лидеру, который будет не из родного племени Пророка. Но если они увидят человека из его племени, то возражать против него не будут. Далее Омар сказал, что для подтверждения этих слов имеется много доказательств.

После этого резкого выступления Омара, Хубаб стал настаивать на своей точке зрения и призвал ансаров поддержать его. Тогда слово взял представитель мухаджиров Абу Убайда ибн аль-Джаррах и сказал, что ансары поддержали и помогли Пророку, но не они первыми начали борьбу за идеалы Ислама.

Затем слово взял ансар Башир ибн Саад аль-Ансари. Он обратился к ансарам с напоминанием о том, что все великие дела, которые они совершили, были совершены не ради благ этого мира и собственной выгоды, а ради Бога и его Посланника. Затем он напомнил, что Пророк Мухаммад был курейшитом и поэтому его племя должно пользоваться преимуществом и ансары не должны противиться выдвижению их претендента.

Вслед за ним выступил другой ансар Усейд ибн Худайр и также однозначно выступил за кандидатуру одного из курейшитов. Затем он особо остановился на опасности выдвижения халифа от ансаров в связи с вероятностью обострения отношений между ауситами и хазраджитами (5).

Насаи и Хаким упомянули, что в это время слово опять взял Омар и спросил у присутствующих о том, известно ли им о том, что когда Пророк был смертельно болен и не мог возглавлять молитву, он послал вместо себя Абу Бакра? Ему ответили, что это известно всем. В ответ Омар сказал, что никто не имеет права отправить назад того, кого выдвинул вперед сам пророк. Все с этим согласились.

Затем слово взял ансар Зейд ибн Сабит. Он тоже напомнил присутствующим, что Пророк был из мухаджиров, и ансары были его помощниками. Поэтому, по его словам, и сейчас лидером должен стать мухаджир, а ансары опять должны стать его помощниками.

После этого выступил Абу Бакр, который выразил свое удовлетворение дебатами относительно этого важнейшего вопроса. Как только он закончил свою речь, он попросил Омара дать ему свою руку для того, чтобы сделать ему беат (6). Однако Омар в ответ сказал ему, что Абу Бакр является более достойным звания халифа. Несмотря на то, что Абу Бакр, в свою очередь упомянул о том, что Омар более приемлем, чем он, тем не менее, Омар вместе с Абу Убайдой сказали Абу Бакру, что после Пророка никто не может выйти вперед него. Они напомнили ему о том, что именно он был спутником Пророка в пещере Севр (7) и подвергал свою жизнь опастности ради него. Затем они еще раз напомнили ему, что именно его избрал пророк возглавлять коллективную молитву в тот момент, когда он сам был не в состоянии это сделать (8).

Сказав все это Омар взял за руку Абу Бакра и дал ему присягу верности (беат) в качестве халифа. Вслед за ним это сделали Усейд ибн Худайр и Башир ибн Саад. Затем Абу Бакру присягнули все присутствующие, за исключением Саада ибн Убады, который не сделал этого по причине беспокойства и ничего не сказал.

Все эти события однозначно говорят о том, что никаких разногласий между ансарами и мухаджирами не существовало. В вопросе о лидере мусульман после Пророка имела только место небольшая ошибка со стороны ансаров по причине их беспокойства за свою судьбу. Для исправления этой ошибки и отмены кандидатуры первоначально избранного Саада ибн Убады необходимо было предпринять определенные шаги, которыми и являлись все эти дебаты. Поэтому абсолюно неверны утверждения о том, что будто бы ансары планировали захватить лидерство в мусульманской общине и принизить значение мухаджиров. Что же касается Саада ибн Убады, то он являлся очень уважаемым и влиятельным человеком среди всех сподвижников Пророка. В выдвижении его кандидатуры преследовалась цель большей пользы для общества в условиях беспокойства мединцев за свое будущее.

Это событие произошло в день смерти Пророка Мухаммада 12 раби (I) 11 года хиджры.

На второй день со дня своего избрания халифом Абу Бакр, пригласил весь народ на намаз. На минбар поднялся Омар и выступил перед ними с речью, в которой он еще раз упомянул о достоинствах Абу Бакра и призвал всех собравшихся горожан дать ему присягу покорности (беат) в качестве первого халифа. Народ принял этот призыв и Абу Бакр Сиддик стал первым Праведным халифом. Ему еще раз прилюдно присягнули те, кто уже присягал ему на собрании у Бану Саида.

После этого Абу Бакр обратился к народу с речью. Он попросил собравшихся быть покорными и помочь ему в деле управления государством.

Абу Бакру присягнули (сделали беат) все, за исключением тех сподвижников, которые были заняты подготовкой похорон Пророка Мухаммада. Но после завершения этих дел и они тоже присягнули халифу. Только Саад ибн Убада несколько запоздал с выражением покорности Абу Бакру, однако потом и он присягнул ему. Спустя короткое время после этого, он уехал в Сирию и пал там смертью мученика (шехида) там в одном из сражений.

Что же касается того, что будто бы Абу Суфьян старался уговорить Али ибн Абу Талиба и Аббаса не подчиняться Абу Бакру, то эти повествования не имеют серьезной основы (9). Ведь Абу Суфьян принял Ислам в связи с тем, что у него не оставалось больше другого выхода. Естественно, что Али и Аббас, которые были ветеранами среди сподвижников и крепкими в вере людьми не могли послушаться его. Поэтому вероятность того, что Абу Суфьян вообще мог высказать им такое предложение, ничтожна. Кроме того, сам Абу Бакр мог сурово спросить с него за подобную провокацию, однако и такого факта в истории не отмечено. Все это означает, что имеется большая вероятность того, что эта история является выдумкой некоторых поздних повествователей.

Не соответствуют действительности и все разговоры о том, что будто бы пророк завещал после себя Халифат Али ибн Абу Талибу (10). Дело в том, что любое завещание, оставленное Пророком является божественной санкцией. Поэтому ни один мусульманин не посмел бы ослушаться этого, если бы такой факт имел бы место. Такие слухи порочат честь и достоинство всех сподвижников Пророка. Можно ли вообще предположить, что такой преданный и последовательный сторонник Пророка Мухаммада как Абу Бакр, мог проигнорировать это завещание, если оно бы действительно имело бы место? Ведь Абу Бакр на протяжении всей своей жизни неукоснительно соблюдал любые поручения Пророка. А как же мог сам Али ибн Абу Талиб закрыть глаза на все это? Ведь это был тот самый Али, который во имя исполнения любого приказа Божьего посланника шел на смерть и никогда не поступался своими принципами. И если некоторые люди утверждают, что будто бы он на словах признал Абу Бакра, а в душе противился ему, то нужно спросить, когда это сподвижники Пророка были двуличными по отношению друг к другу? Такое предположение приводит к утверждению неискренности Али и других сподвижников, что не соответствует действительности и самой сути мусульманской веры.

Также являются неверными утверждения о том, что Али якобы отказывался присягать Абу Бакру до смерти его жены и дочери Пророка Фатимы (11). Али просто не мог нарушать единства мусульманской общины своим неповиновением халифу на протяжении целых шести месяцев. Он всегда отличался своей искренней и непоколебимой верой, постоянным стремлением к единству мусульман.

Однако, следует отметить, что определенная разница в отношении к проблемам между этими двумя величайшими личностями (Абу Бакром и Али) все-таки произошла. Но это касалось не вопроса о Халифате, а относительно иска дочери Пророка (и жены Али) Фатимы, которая претендовала на наследование территории Фадака (12) и Хайбара, а также доходов с них. Однако халиф Абу Бакр отказался выполнить требование Фатимы, сославшись на хадис Пророка, смысл которого заключается в том, что пророки не оставляют наследства и все оставленное после них имущество передается всей общине (умме). По этому поводу между Абу Бакром, Али и Фатимой, которые не знали об этом хадисе Пророка (13), имело место обсуждение этого вопроса. После этого они больше не возвращались к этому вопросу. Затем Али, на протяжении 6 месяцев, почти не отдалялся из своего дома и не имел возможности помогать Абу Бакру в государственных делах. Причиной этого была болезнь Фатимы, за которой он ухаживал. Это продолжалось вплоть до ее смерти через шесть месяцев после смерти ее отца - Пророка Мухаммада. Но как будет далее отмечено, в вопросах первоочередной важности, Али всегда был вместе с Абу Бакром, как это было в военных действиях мусульман против вероотступников.

Не соответствуют действительности и разговоры о том, что будто бы Фатима обиделась на Абу Бакра и осталась им недовольна (14). Это не соответствует исламским особенностям и специфике взаимоотношений. В Исламе запретные друг другу мужчины и женщины не имеют непосредственных тесных отношений, чтобы можно было судить о том, кто и на кого обиделся (15). Кроме того, почти сразу после смерти своего отца, Фатима тяжело заболела и не имела возможности выходить из своего дома. А Абу Бакр же в это время был халифом и занимался вопросами государственного и общественного значения. Вдобавок ко всему, молодое исламское государство в этот момент переживало тяжелейший период своей истории.

Здесь необходимо отметить, что ни Али, ни Аббас, ни кто-либо из родного клана Пророка - Хашимитов не задержал присягу верности (беат) Абу Бакру. Не подлежит сомнению и отсутствие в Коране какой-либо системы выборов халифов. Точно также несомненно, что и Пророк ничего не сообщал по этому поводу. Просто мусульмане давали присягу верности (беат) Пророку о том, что они будут неукоснительно соблюдать предписания Ислама. При этом все стороны не имели права отступиться от данных ими обязательств. Это относится как к лицам участвующим в беате, так и к обычным гражданам.

Халифат является договором между халифом и мусульманами. Халиф обязуется быть верным Корану и Сунне, соблюдать интересы и защищать имущество мусульман и всего государства. Мусульмане же обязуются уважать халифа, слушаться его и выполнять его приказы (16). Если же халиф выйдет за рамки предписаний Ислама, то народ имеет право более не подчиняться ему. В этом случае мусульмане созывают совет - Арбаб-и Халлю Акд и у него отбираются полномочия главы государства, либо он сам подает в отставку. Так, когда Абу Бакр вступал в должность, в своем обращении к народу он сказал о том, что он обязуется соблюдать все предписания Бога и его Посланника, в противном случае народ имел бы право отобрать его полномочия.

(Продолжение следует).


--------------------------------------------------------------------------

КОММЕНТАРИИ:

(1) Хулафа-и Рашидин. К ним относятся 4 первых халифа - Абу Бакр, Омар, Осман и Али, возглавившие мусульманское государство после смерти Пророка Мухаммада.

(2) Сподвижники Пророка Мухаммада из числа мединцев.

(3) Сподвижники Пророка Мухаммада, которые переселились в Медину при хадже из Мекки.

(4) Мединские ансары были представлены двумя племенами - хахрадж и авс.

(5) В доисламский период эти два основных мединских племени были враждебны друг другу и между ними постоянно вспыхивали кровавые столкновения. После принятия ими Ислама, приглашения Пророка Мухаммада в город и покорения ему, эти межобщинные столкновения были ликвидированы. Однако в случае избрания халифом мединца, могла возникнуть опасность возобновления забытой вражды между этими племенами, так как избранный мединец должен был бы быть представителем либо ауситов, либо хазраджитов.

(6) То есть присягнуть и выразить покорность ему как халифу.

(7) В этой пещере Пророк Мухаммад вместе с Абу Бакром скрывались от преследующих их мекканских язычников во время их переселения (хиджры) в Медину. Упоминание об этом содержится в Коране (9:40).

(8) Возглавивший молитву человек стоит впереди всех (имам). Имеется ввиду, что это назначение пророка и является указанием на Абу Бакра как на лидера мусульман после него.

(9) Об этом писали многие историки, например, Табари "Тарих", т. 3. Египет, 1326, стр. 202-203.

(10) Прямое назначение Али ибн Абу Талиба халифом со стороны Пророка Мухаммада является основным
догматом шиизма (напр. см. С. А. Ш. Амили "Ан-Нассу валь-Иджтихад" Кум, "Ситара", 1420, стр 65). Ортодоксальное суннитское богословие отрицает этот догмат.

(11) Некоторые мусульманские историки (напр. Йакуби. "Тарих", т.2, Бейрут, 1379, с. 124) упоминали о том, что Али не отказывался присягать Абу Бакру как халифу на протяжении некоторого времени. Это обстоятельство в особенности подчеркивается шиитскими богословами. Однако многие ортодоксальные суннитские богословы отрицали достоверность этой истории. В частности, в сборниках Бухари (Фадаилу'ль-Асхаб 12) и Муслима (Джихад 53 /1759/) упоминается хадис о том, что Зухри не подтвердил заданный ему вопрос об отказе Али от повиновения Абу Бакру в течение шести месяцев и заявил, что из Хашимитов никто не задержал присягу верности халифу (Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 2, Ankara, Akcak, 1995, s. 474).

(12) Фадак - оазис на севере Хиджаза возле Хайбара. После завоевания этих земель мусульманами, часть доходов оттуда шла на благотворительные цели, в том числе, при необходимости, на содержание Пророка и членов его семьи.

(13) Это наиболее распространенное мнение ортодоксальных суннитских ученых (см. Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 2, Ankara, Akcak, 1995, s. 476).

(14) Согласно хадису, переданному Аишей, после отказа Абу Бакром передать Фатиме Фадак и Хайбар, она на него обиделась и не разговаривала с ним на протяжении 6 месяцев до своей смерти. Этот хадис приводится у Бухари и Муслима. Однако, согласно имаму Навави, нет никаких данных о том, что Фатима отказалась приветствовать Абу Бакра (мусульманским приветствием). Более того, он пишет, что у Байхакки приводится история со ссылкой на свидетельство Шаби о том, что во время болезни Фатимы, ее посетил Абу Бакр. Они (вместе с Али) имели теплую беседу с ней и никаких проблем между ними не было. (Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 2, Ankara, Akcak, 1995, s. 477). Далее имам Навави писал, что слова "Фатима перестала говорить с Абу Бакром", упоминаемые в названном хадисе, следует понимать в том смысле, что "по этому вопросу у нее больше не было никаких требований" (там же).

(15) На версии обиды Фатимы на Абу Бакра настаивают шиитские богословы. С. А. Ш. Амили подвергает сомнению свидетельство Абу Бакра относительно хадиса, запрещающего право наследования пророка и намекает, что он сознательно мучил дочь Пророка (С. А. Ш. Амили "Ан-Нассу валь-Иджтихад" Кум, "Ситара", 1420, стр. 144).

(16) Шиитская концепция о верховной власти в государстве отличается от ортодоксальной сунниткой. В ее основе находится доктрина об Имамате. Шиитские богословы полностью отрицают возможность решения вопроса о верховной власти в Халифате со стороны народа, либо же собранием доверенных лиц общины (Ахль аль-Хал валь-Акд). Верховная власть в государстве, по их мнению, должна быть определена на основании Божественного повеления, выраженного в воле Пророка. В шиитском богословии верховная власть - это исключительная компетенция Али ибн Абу Талиба и его потомков. "Имамат - это исключительно духовное понятие, которое опирается только и только на Божественную установку и назначение Пророка" (Hamadani A. S. Islamda Ceferi meshebi ve Imam Cefer Sadigin buyruglari. Baki, "Elm", 1991, s. 52).

 



Внимание! Все материалы, опубликованные здесь, являются собственностью авторов. Перепечатка возможна только с разрешения авторов и с указанием их имени. Либо же при наличии ссылки (линка) на эту рассылку.


 

Ведущий рассылки: А. А. Али-заде

E-mail: alizadeh@mail.ru

Сайт рассылки Ислам как он есть :: Islam as it is


Вы можете добавить кнопку со ссылкой на наш сайт к себе на страницу.
Для этого скопируйте следующий код:


Наша кнопка выглядит так :





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное