Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ислам - религия истины

  Все выпуски  

Ислам - религия истины


Информационный Канал Subscribe.Ru



ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ ИСТИНЫ N 54
3 Раби (II) 1423 года хиджры (14.06.02)



 

Айдын Али-заде
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПРАВЕДНЫХ ХАЛИФОВ

(краткий пересказ избранных глав
"Истории Ислама от Адама до наших дней"
Махмуда Шакира и комментарии)

1. ХАЛИФАТ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРВОГО ПРАВЕДНОГО ХАЛИФА АБУ БАКРА
(начало в N 53)

Заслуги и успехи достигнутые Абу Бакром в период пребывания у власти

Несмотря на то, что Абу Бакр был халифом всего лишь 2 года, 3 месяца и 10 дней, ему удалось сделать такие решительные шаги в деле укрепления Ислама и мусульманской государственности, что значение и роль этого великого человека в истории невозможно переоценить. Все эти дела ему удалось сделать в силу своей непоколебимой веры, дальновидности и глубочайших знаний в религии.

К моменту его избрания Халифом Ислам еще не утвердился в сердцах многих арабских племен. Именно о них сказано в Коране:

Бедуины сказали: "Мы уверовали". Скажи [, Мухаммад]: "Вы не уверовали и лишь потому говорите: "Мы предались [Аллаху]" , что вера все еще не вошла в ваши сердца. Если вы будете покорны Аллаху и Его Посланнику, Он нисколько не умалит [воздаяния] за ваши деяния, ибо Аллах - прощающий, милосердный". (Коран 49: 14).

Бедуины - упорнейшие в неверии и лицемерии и наиболее склонные не принимать предписаний, ниспосланных Аллахом Своему Посланнику. Ведь Аллах - знающий, мудрый. (Коран 9: 97).

Среди бедуинов есть и такие, которые считают убытком то, что расходуют [на борьбу во имя Аллаха], и выжидают [неблагоприятных] для вас поворотов судьбы. Да постигнут их [самих] превратности судьбы! Воистину, Аллах - слышащий, знающий. (Коран 9: 98).

Среди бедуинов, которые живут вокруг вас , а также среди жителей Медины есть мунафики (лицемеры), которые упорствуют в [своем] лицемерии. Ты [о, Мухаммад], не распознаешь их, Мы же знаем их [хорошо] и накажем дважды . А затем они будут подвергнуты великому наказанию [в будущей жизни]. (Коран 9: 101).

Лицемерие и двуличие имело место еще при жизни Пророка Мухаммада. Многие внешне показывали себя мусульманами, но не имели признаков веры в своих душах. Таковыми были многие арабы-бедуины. Обо всем этом Аллах сообщил своему Пророку и предупредил его о грядущей ридде (вероотступничестве) с их стороны. Ридда как массовое явление началась еще при жизни Пророка. Так, в Йемене Аль-Асвад аль-Анси, в Йамаме Мусайлиматуль-Каззаб, в Неджде Тулайхатуль-Асади объявили себя "пророками". Однако они не осмеливались предпринимать какие-то активные действия, зная, что мусульмане выступят против них. Но как только повсюду распространилось известие о смерти Мухаммада они перешли к активным действиям. Однако явление ридды на этом не ограничилось. С момента смерти Мухаммада стали обнаруживаться признаки двуличия многих арабов-бедуинов. Они заявили о возвращении к периоду языческого невежества (1). Верными Исламу и не совершившими отступничество оказались только мекканцы, мединцы и таифцы.

Как только Абу Бакр пришел к власти, эти племена муртадов (вероотступников) послали к нему делегации с требованием освободить их от выплаты закята (2) . Они считали закят незначительным деянием (с точки зрения веры) и были уверены, что халиф Абу Бакр согласится с ними и удовлетворит их требование. Они даже не задумывались о том, что этот налог был обним из совершенно ясных предписаний Аллаха и исламское государство в этом вопросе не могло идти ни на какой компромисс (3). Это означало бы начало отхода от основ религии. Ислам является единым целым вместе с разрешенными и запрещенными предписаниями, приказами.

Однако главной причиной вероотступнических требований бедуинских племен была уверенность в том, что Абу Бакр согласится с их предложениями по причине его слабости. Дело в том, что в Медине в тот момент было недостаточно военных сил и бедуины считали, что сумеют в случае необходимости одолеть их своими силами. Однако они глубоко заблуждались. Дело в том, что Абу Бакр обладал такой несокрушимой верой, что никогда не мог пойти ни на какой, даже самый незначительный, компромисс в вопросах религии. Как только он выслушал эти требования он сразу объявил, что пойдет войной на вероотступников. Но с другой стороны он настаивал на походе против Византии отряда под командованием Усамы ибн Зейда (4). Однако, в этом случае у Абу Бакра не оставалось достаточно сил для войны с вероотступниками. Но затем эта проблема была решена.

Усама был сыном вольноотпущенника Пророка Мухаммада Зейда ибн Харисы. Пророк очень любил Усаму и его отца, который пал смертью мученика в битве при Муте (5). В ответ на это Пророк начал сбор нового отряда, который должен был выступить против византийских войск и нанести удар с того же места. Была объявлена мобилизация и в отряд вступили многие мухаджиры, в том числе Омар. Пророк приказал им следовать в местность под названием Балка, которая находится в южной Палестине возле Газзы. Однако в этот момент Пророк умер и по этой причине Усама не отдал приказа к выступлению в поход. По прошествии 3-х дней после своего избрания халифом, Абу Бакр приказал бойцам отряда выступить в поход на намеченную цель, в соответствии с волей Пророка. Однако как только он проводил их и вернулся в Медину, Омар обратился к Усаме с просьбой пойти к Абу Бакру и попросить его не посылать армию на византийцев. Дело в том, что Омар опасался за судьбу халифа, так как в отряде были представлены многие сподвижники и в это смутное время их отсутствие в Медине могло быть опасным для Абу Бакра. В принципе и солдаты придерживались того же мнения, так как они тоже внимательно следили за развитием событий в Аравии после смерти Пророка.

В это же время ансары, которые также собирались выступить в поход попросили Омара, чтобы он передал Абу Бакру их просьбу о том, чтобы в случае выступления в поход он назначил над ними более опытного и взрослого командира чем Усама (ему было всего неполных 18 лет). Однако, конечно же Абу Бакр, ни за что не заменил бы Усаму, так как он был назначен командиром самим Пророком. Именно это и было его ответом Омару, когда тот передал ему просьбу ансаров.

Тогда Абу Бакр опять приехал к войскам и призвал их еще раз выступить в поход и выполнить волю Пророка. Часть пути он прошел с ними вместе. Он шел пешком, а Усама был на лошади. Когда он из уважения к халифу хотел сойти с лошади и уступить ему место, тот отказался и сказал, что каждый шаг мусульманина сделанный в джихаде Аллах даст семьсот вознаграждений (хасанат) и простит ему семьсот грехов.

Затем Усама попросил Абу Бакра дать ему в помощники Омара и тот удовлетворил эту просьбу. После этого халиф Абу Бакр обратился к войскам с речью, в которой он призвал их сражаться во имя Аллаха. Он еще раз напомнил им, чтобы они не совершали предательства, не излишествовали, не убивали тех, кто намерен сдаться им в плен, не убивали женщин, детей, стариков, не совершали зверских убийств, не поджигали деревья и не срубали их, не трогали отшельников. После этой речи он обратился к Усаме и поручил ему, чтобы он в точности выполнил все приказы, которые дал ему Пророк относительно этого похода.

Наконец, армия выступила в поход и дошла до того места, куда им было указано Пророком. Усама ибн Зейд пошел на племя Хузаа, затем напал на Абиль и захватил много трофеев. Вся эта военная экспедиция заняла сорок дней без учета времени потраченного на дорогу туда и обратно.

В целом отправка боеспособных войск на военные действия вдалеке от Медины было очень опасным и рискованным шагом в той сложнейшей обстановке. Однако несмотря на все это Абу Бакр не испытывал и тени сомнения в необходимости этой операции потому, что это было приказом Пророка. Этот шаг показал смелость Абу Бакра, его бесстрашие перед лицом опасности и, наконец, его искреннюю веру в Аллаха и преданность Пророку. Он нисколько не сомневался в успехе этого дела только потому, что это было завещанием Пророка, которого он безгранично любил.

Как показали последующие события, этот поход действительно пошел на пользу мусульманам. Он укрепил их боевой дух и веру в свои силы после смерти Пророка, перед лицом великих испытаний. С другой стороны этот поход отрицательно подействовал на настроение вероотступников (муртадов) и лицемеров (мунафиков), которые оказались после этого морально подавленными и начали сомневаться в собственных силах.

Войны против вероотступников

После отправки армии Усамы в поход Абу Бакру было важно продержаться до их возвращения. С этой целью он начал принимать делегации племен и отправлять к ним своих представителей. Этим самым он тянул время. Но, тем не менее, некоторые группы вероотступников (муртадов) задумали воспользоваться отсутствием в Медине авангарда мусульманских войск, посланных в византийском направлении, и захватить город. Всего через 3 дня после отправки Абу Бакром армии Усамы на фронт Медина подверглась нападению. Нападавшие были уверены в своей безнаказности в связи с отсутствием в городе достаточных сил для отпора их нападению.

Нападение осуществилось со стороны Зуль-Хиссы. Но там они столкнулись с мусульманским отрядом, бойцы которого срочно донесли это известие Абу Бакру, который в этот момент находился в мечети. Он приказал тому отряду продержаться до подхода подкреплений, а сам срочно собрав войска прибыл им на помощь. Нападавшие были вынуждены отступить. Абу Бакр преследовал их и встретился с их главными силами.в Зуль-Киссе. Однако те захватили господствующие позиции и боевые действия могли приобрести затяжной характер. Кроме того, в то время было нецелесообразным продолжение конфликта и поэтому мусульмане вернулись в Медину. В это время лицемеры (мунафики) запросили помощь от своих единомышленников из Зуль-Киссы. Тогда Абу Бакр в мединской мечети собрал свои силы и под прикрытием ночи выступил против них. Правым флангом войск командовал Нуман ибн Мукаррин, левым - его брат Абдулла ибн Мукаррин, а центром - их третий брат Сувейд ибн Мукаррин. Нападение мусульман было настолько неожиданным, что противники растерялись и в панике бежали. Абу Бакр преследовал их до Зуль-Киссы. Там он оставил отряд под командованием Нумана ибн Мукаррина, для защиты от дальнейших нападений, и вернулся в Медину.

Эта победа положительно сказалась на настроении мусульман и подняла их моральный дух. Племена, которые остались верными Исламу еще более укрепились в вере. В это время пришло еще одно радостное известие: Ведающий финансами халифата Сафван ибн Сафван принес закят от племени Бану Амр. Он вошел в Менину через защищаемые Садом ворота. Затем Забрикан ибн Бадр принес закят от племени Бану Авф и вошел в Медину в ту же ночь через ворота, охраняемые Абдурахманом ибн Авфом. Адий ибн хатам также принес закят от племени Тай и вошел в город через ворота, охраняемые Абдуллой ибн Масудом. Это событие произошло через два месяца после отправки на фронт армии Усамы. Спустя еще десять дней пришло еще одно радосное известие: армия Усамы вернулась с победой и большим количеством трофеев. Абу Бакр приказал войскам отдохнуть, оставил Усаму вместо себя в Медине, а сам решил отправиться со своим отрядом против лицемеров (мунафиков) и вероотступников (муртадов). В это время, мусульмане, опасаясь за его жизнь попросили его не рисковать своей жизнью и отправить на передовую кого-нибудь вместо себя. В частности к нему обратился Али ибн Абу Талиб, который предложил ему вернуться в Медину и выразил опасение, что если с Абу Бакром что-либо произойдет, то будет очень сложно установить исламский порядок. Однако халиф был тверд в своем решении, и выехал в направлении Зуль-Хиссы и Зуль-Киссы. Там он снова соединился с силами Нумана ибн Мукаррина. Затем они вошли в местность Аль-Абрак и перешли к боевым действиям против лицемеров (мунафиков) с позиции Рамза. Мунафики были разбиты и бежали. Абу Бакр вернулся в Медину.

В это же время снова в Медину привезли закят, собранный с племен. В связи с этим казна мусульманского государства пополнилась дополнительными средствами. Армия Усамы также отдохнула после похода и была готова к новым сражениям. Из всех бойцов, имевшихся у него в распоряжении, Абу Бакр составил 11 боевых отрядов. Командиры этих отрядов и их задачи были следующие:

1. Халид ибн Валид: Он должен был выступить против лжепророка Тулейхи ибн Хувайлида аль-Асади в Неджде. После выполнения этой задачи он должен был пойти против Малика ибн Нусайра аль-Йарбуи ат-Тамими в местности Аль-Баттах.

2. Икрима ибн Абу Джахль: Он должен был выступить против лжепророка Мусейлиматуль-Каззаба, который был лидером племени Бану Ханифа в Йамаме.

3. Шурахбил ибн Хасана: Был отправлен Абу Бакром в Йамаму для поддержки войск Икримы ибн Абу Джахля.

4. Мухаджир ибн Абу Умеййа: Абу Бакр отправил его в Йемен против лжепророка Аль-Асвада аль-Анси.

5. Амр ибн аль-Ас: Был послан против племени Хузаа

6. Халид ибн Валид ибн аль-Ас: Был послан к восточной стороне Дамаска.

7. Хузайфа ибн Мухсин: Халиф приказал ему выступить против народа Деба.

8. Арфаджа ибн Харсама: Был послан в Махру, а затем должен был соединиться с силами Хузайфы.

9. Тарифа ибн Харджиз: Абу Бакр отправил его против племени Бану Сулейм и союзного с ними племени Хавазин.

10. Сувейд ибн Мукаррин: Был послан для подавления мятежа в местность Тихама в Йемене.

11. Аль-Ала ибн аль-Хадрами: Он вышел в походв направлении Бахрейна.

Сам Абу Бакр, во главе армии пошел против племен Абс и Зубйан, которые располагались в Аль-Абраке, и в местности Рабза нанес им поражение. Затем он пошел в местность Бузаха для приведения к покорности оставшихся представителей этих племен. В этой же местности находился и лжепророк Тулейха ибн Хувайлид аль-Асади.

Тем временем, выполняя приказ Халифа, Халид ибн Валид вошел в местность, населенную племенем Тай. Однако здесь был лидер этого племени Адий ибн Хатам, который запросил у Халида 3 дня времени для того, чтобы он мог уговорить свой народ к покорности. За это время племя Тай полностью покорилось Халиду ибн Валиду. После этого он пошел в направлении Бузахи. Там погибли его командиры Оккаша ибн Мухсин и Сабит ибн Аркам. Однако вражеские силы племени Фазара во главе с Уйайной ибн Хосном были разгромлены. Уйайна бежал. В результате этих событий также бежал в Сирию лжепророк Тулейха.

Лжепророк Тулейха совершил вероотступничество и выступил против мусульман еще при жизни Пророка Мухаммада, который послал против него войска во главе с Дарраром ибн аль-Азваром. Вероотступники (муртады) бежали в Сухайру и постепенно слабели. Однако после смерти Пророка Мухаммада они опять усилились. Племя Гатафан также, как и Уйайна ибн Хосн, поддержало Асадитов. Они заключили союз с племенем Тай. Когда Асадиты стали союзниками Гатафанцев, Даррар не сумел держать ситуацию под контролем и бежал в Медину, а его войска разошлись. Но в то время, когда Халид ибн Валид привел к покорности врагов в Бузахе, Асадиты, Амириты и Гатафанцы вновь вернулись в Ислам.

Завершив свою миссию в этом районе, Халид ибн Валид, по приказу халифа, двинулся в Битах против одной из ветвей племени Тамим, которое называлось Бану Йарбу. Их возглавлял Малик ибн Нувайра.

Внутри самого племени Тамим были раздоры. Именно по этой причине они подверглись нападению со стороны одной женщины по имени Сиджах, которая была из племени Бану Таглиб. Часть тамимцев пришли с ней к согласию, остальные бежали. Потом она пошла на Йамаму. В это время там находился лжепророк Мусейлима со своими сторонниками. Он испугался этой женщины, и они пришли к согласию и даже поженились. Однако были вместе лишь три дня. Затем она вернулась к своему племени. Там она, подобно Мусайлиме, объявила себя пророчичей. Затем ее поддержали некоторые тамимиты и она заключила мир с Мусейлимой с условием, что половина доходов Йамамы будут принадлежать ей. Затем она вернулась к себе. Однако к тому времени мусульмане установили контлоль над этими территориями и она приняла Ислам.

Когда она вновь вернулась в Аравию, в среде тамимитов возникли разногласия и они не захотели подчиниться снова этой женщине. Спустя некоторое время сюда вошла армия Халида ибн Валида. Он арестовал лидеров тамимитов и убедился в том, что одной из ветвей этого племени Бану Йарбук они правили незаконно, не обладая на это правами. Тогда Халид казнил их.

Как уже было упомянуто, Икрима ибн Абу Джахль получил приказ наказать лжепророка Мусайлиму. С этой целью он направился в Йамаму. Следом за ним следовал Шурахбил ибн Хасана. Но Икрима далеко его опередил и его войска вступили в сражения с силами племени лжепророка Мусейлимы - Бану Ханифа. Но потерпели от них поражение. Шурахбил же ожидал подкрепления. В это время Абу Бакр послал Икриме поручение что бы тот, после завершения карательной операции против мятежников в этой местности, пошел на вероотступников Омана и соединился там с силами Хузайфы ибн Мухсина и Арфаджи ибн Харсамы. А затем они дожны были соединиться с войсками Мухаджира ибн Абу Умеййи, который должен был завершить операцию в Йемене и подойти к ним со стороны Хадрамаута.

Тем временем Халид ибн Валид после своего похода вернулся в Медину и попросил у Абу Бакра прощения за допущенные ошибки. Тот хорошо принял и выслушал его, а затем приказал срочно выступить против лжепророка Мусайлимы. Халид сразу выехал вк своим войскам, которые находились на позиции в Битахе и снова возглавил их. Затем он начал дожидаться подкрепления. Как только подкрепление подошло, Халид выступил против Мусейлимы. Войдя в Йамаму он обнаружил, что Шурахбил ибн Хасана, прибывший сюда ранее, внезапно перешел в наступление против противника, но, в связи с тем, что он не дождался подкрепления, потерпел поражение. Однако в среде племени Бану Ханифа, с которыми воевал Шурахбил, было меньшинство, которое осталось верными Исламу и помогало ему. Их возглавлял Салама ибн Асал. Когда Халид ибн Валид прибыл сюда, он пожурил Шурахбила за его поспешность в проведении военной операции.

Тем временем лжепророк Мусайлима собрав свои силы перешел в наступление против мусульман со стороны Акрабы и Джубейля (ныне Вади Ханифа). В ответ Халид также начал движение со стороны дороги Тувавк. Правым и левым флангами армии мусульман командовали Зейд ибн Хаттаб (6) и Абу Хазайфа ибн Утба. Знаменосцем мухаджиров был вольноотпущенник Абу Хузайфы Салим, а ансаров - Сабит ибн Кайс ибн Шеммас. В это же время с северной стороны (со стороны Мелхема) к Акрабе подошел Даррар ибн аль-Азвар. Сражение началось и вначале проходило с преимуществом вероотступников (муртадов), которые значительно потеснили мусульман. Однако затем мусульмане перехватили инициативу и нанесли поражение противнику. Лжепророк Мусейлима пытался скрыться с группой своих сторонников, но ему это не удалось. Все они были убиты. Однако и потери мусульман были большие. В этой битве пали смертью мучеников за веру (шехидов) многие видные деятели Ислама, такие как Зейд ибн Хаттаб, Сабит ибн Кайс и др.

В Омане Лакиту ибн Малику аль-Йезди также удалось потеснить мусульман. Находившиеся здесь мусульманские войска под командованием Джафара и Убада были вынуждены отступить в горы и на побережье. Джафар обратился к Абу Бакру с просьбой о помощи. Абу Бакр же отправил в Оман Хузайфу ибн Мухсина, Афраджу ибн Харсаму в Махру. Они оба должны были начать военные действия с Омана и встретиться там с войсками Джафара и Убада. Следом за ними туда же был послан Икрима ибн Абу Джахль, который до этого потерпел поражение в Йамаме и обратился к халифу Абу Бакру с просьбой о том, чтобы тот отправил его в Оман.

Получив инструкции от халифа, Икрима поспешил за Хузайфой и Афраджой, и встретился с ними до того, как они вошли в Оман. Там они встретились с Джафаром и Убадом, составили совместный план действий и подошли к местности под названием Саххар. В это же время и противники собрались в Дебе. Ими командовал Лакит. Здесь между сторонами начались ожесточенные сражения. Положение мусульман было настолько сложным, что если бы к ним на помощь не подоспели подкрепления из Бахрейна и некоторых других регионов, то они были бы разгромлены. Однако в конце концов мусульмане победили и захватили много трофеев, пятую часть которых отправили в государственную казну. Хузайфа остался в Омане для управления этой областью. Икрима же вернулся в Махру. Здесь народ также совершил иртидат (вероотступничество), но.разделился на две части. Одна часть под предводительством некоего Шихрита составляло меньшинство и располагалась на побережье. Икрима начал с них. Прежде всего он пригласил их в Ислам. Когда они приняли это предложение оставшаяся часть вероотступников лишилась сил. Тем не менее, они объединились вокруг некоего Мусбиха, но в кратчайшие сроки были разгромлены. Пятую часть трофеев, после этой победы, Икрима отправил с Шихритом в Медину.

В Йемене также каждая область имела своего лидера. Как уже было сказано, там некий Асвад аль-Анси еще при жизни Пророка Мухаммада объявил себя пророком. Тогда Мухаммад отправил сюда послания и своих представителей. Однако затем он умер йеменцы нарушили договоренности. Назначенные Пророком Мухаммадом в Йемен наместники Амр ибн Хазм и Халид ибн Саид ибн аль-Ас были вынуждены вернуться в Медину. Тогда халиф Абу Бакр начал принимать против них меры. Прежде всего он попытался закончить конфликт мирно. Он пригласил йеменцев в Ислам и призвал прекратить сопротивление. Затем он отправил наместника Мекки Аттаба ибн Усайда и его брата Халида ибн Усайда в йеменскую область Тухаму, чтобы покарать вероотступников. Этот поход был успешным и противник был разгромлен. Также в Таиф был послан Осман ибн Абуль-Ас, а в Шунуу - Ибн Рабиа. Эти области также были приведены к покорности.

Затем в Тухаме взбунтовались племена Ук и Ашари. Против них двинулся Тахир ибн Абу Хала и добился успеха.

В это же время Абу Бакр послал послал Тахира ибн Абу Халу в Сану на помощь тамошним мусульманам, которые оказались в сложном положении. Одновременно, он послал письменное послание Абдулле ибн Севру с приказом мобилизовать войска и ждать его поручений. Кроме того, Абу Бакр отправил в Йемен Мухаджира ибн Абу Умаййу, который выступил туда по мекканской дороге. С ним был Халид ибн Усеййид. По мере продвижения, к ним присоединялись и другие отряды. Этот поход был успешным. Мусульманам удалось разгромить йеменских вероотступников и арестовать их лидеров Амра ибн Мадийакриба и Кайса ибн Ади Йагуса аль-Макшуха. Они были отправлены к Абу Бакру.

В числе вероотступников оказался и народ Хадрамаута. Здесь находились посланные сюда еще Пророком Аккаша ибн Мухсин и Зийад ибн Лебид аль-Байади. Когда начали проявляться первые признаки Ридды (вероотступничества), Пророк назначил туда Мухаджира ибн Абу Умаййу. Но в это время Мухаммад умер и его отъезд был отложен. Пришедший к власти Абу Бакр подтвердил полномочия Мухаджира и тот выехал в Сану. Одновременно туда же выступил отряд Икримы. Они встретились у Мерибы и вместе вошли в Хадрамаут. Войдя туда, они установили контроль над провинцией, а пятая часть добытых трофеев была отправлена Абу Бакру.

Ридда (вероотступничество) охватила и часть населения Бахрейна. Там были два влиятельных племени. Племя Абдулкайс сохранило верность Исламу, а племя Бану Бакр отступилось от веры. Одним из лидеров мусульман здесь был Джаруд. Он ранее был христианином, а затем, встретившись с Пророком Мухаммадом принял Ислам. Джаруд был грамотным человеком и в самый критический момент сумел убедить значительную часть бахрейнцев и они не совершили вероотступничества. Собрав свои силы Джаруд, совместно с посланным сюда Абу Бакром отрядом под командованием Ала ибн аль-Хадрами выступил против вероотступников. Мусульманам удалось разгромить их.

(Продолжение следует)


КОММЕНТАРИИ:

(1) Джахилии.

(2) Обязательный налог в пользу нуждающихся мусульман. В то же время, закят - это разновидность поклонения Аллаху посредством имущества и является одним из столпов Ислама. Этот налог взымается в строго определенном шариатом количестве. Малоимущие освобождаются от выплаты закята.

(3) Шиитские богословы ставят под сомнение факт отказа арабских племен от выплаты закята и фактически обвиняют халифа Абу Бакра в том, что тот пошел войной на невинных людей. Например, шиитский богослов Шарафутдин Амили пишет, что "Убитые в ходе тех событий не ставили разницы между намазом и закятом. Они просто отказались выплатить закят чиновникам Абу Бакра, так как сомневались в том, что он действительно является политическим наследником Пророка Мухаммада. Конечно же, они были правы в своих действиях и, более того, они сделали богоугодное дело" (С. А. Ш. Амили "Ан-Нассу валь-Иджтихад" Кум, "Ситара", 1420, c. 158-159). Далее автор намекает, что племена, которые по его словам, сомневались в законности Абу Бакра, возможно не стали бы возражать против выплаты закята, если бы у власти был бы Али ибн Абу Талиб. Данная интерпретация рассматриваемых исторических событий находится в полном соответствии с шиитской концепцией об исключительных правах Али ибн Абу Талиба и его потомков на халифат и имамат. В соответствии с этой концепцией, все правители Халифата, включая и трех первых Праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа являются узурпаторами.
В то же время, в среде шиитов не все являются приверженцами этих воззрений. Некоторые из них интерпретируют произошедшие в то время исторические события с другой точки зрения. Например, другой шиитский богослов Кашифуль Гита объясняя причину того, почему большинство сподвижников Пророка не избрала Али халифом после смерти Мухаммада писал: "Мы вовсе не утверждаем того, что большинство Сподвижников нашего Пророка не повиновалось ему. Да сохранит нас Аллах от такого заблуждения. Возможно, что эти сподвижники неверно поняли слова Пророка относительно его завещания в пользу Али и сделали это не намеренно. Поэтому, конечно же все, сподвижники Пророка (асхаби-кирам) являются лучшими из людей". (Аятолла Кишифуль Гита "Джафаритский масхаб и его основы" Баку, "Альхуда", 1993, стр. 35.)

(4) Этот отряд был собран еще Пророком Мухаммадом непосредственно перед смертью, для ответа на провокации Византии против мусульман. Однако выступление отряда Зейда ибн Усамы против противника было отложено по причине ухудшения состояния здоровья Пророка. С ними в поход намеревались выступить такие видные сподвижники Пророка как Абу Бакр, Омар, Сад ибн Абу Ваккас и др.

(5) Сражение при Муте (8 г. х.) являлось первым столкновением между молодым мусульманским государством и Византией. Причиной конфликта стало убийство Гассанидским правителем Шурахбилом ибн Амром аль-Гассани (Гассаниды были вассалами Византии) посла Пророка Мухаммада Хариса ибн Умейра, который нес его письмо, предназначенное правителю Бусры (Вакиди. "Китаб уль-Магази", т. 2, Каир, 1965, стр 755). Известие о гибели Хариса ибн Умейра Пророк воспринял с болью и сразу же распорядился собрать армию и отправить ее против Гассанидов (там же), чтобы отомстить за смерть своего посла. Зейд ибн Хариса, был назначен командиром этой армии и погиб в бою с передовыми частями византийской армии.

(6) Это был брат Омара ибн Хаттаба.


 

Внимание! Все материалы, опубликованные здесь, являются собственностью авторов. Перепечатка возможна только с разрешения авторов и с указанием их имени. Либо же при наличии ссылки (линка) на эту рассылку.


Ведущий рассылки: А. А. Али-заде

E-mail: alizadeh@mail.ru

Сайт рассылки Ислам как он есть :: Islam as it is




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное