Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ислам - религия истины

  Все выпуски  

Ислам - религия истины


Информационный Канал Subscribe.Ru



ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ ИСТИНЫ N 56
5 Джамади (I) 1423 года хиджры (16.07.02)



 

Айдын Али-заде
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПРАВЕДНЫХ ХАЛИФОВ

(краткий пересказ избранных глав
"Истории Ислама от Адама до наших дней"
Махмуда Шакира и комментарии)

ХАЛИФАТ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВТОРОГО
ПРАВЕДНОГО ХАЛИФА ОМАРА

(начало в NN 53, 54, 55)

Вступив на должность халифа Омар ибн Хаттаб стал последовательным и решительным продолжателем курса Абу Бакра. Военные действия молодого мусульманского государства с двумя мировыми супердержавами - Ираном и Византией были продолжены и вошли в самую ожесточенную фазу.

Военные действия на западном фронте

Битва при Ярмуке

Как уже было отмечено, халиф Омар возглавил Халифат в разгар решающей битвы мусульманской армии с многократно превышающими их по численности и оснащению армиями Византийской империи и их союзников. Правым флангом войск Халифата командовал Амр ибн аль-Ас, левым - Йазид ибн Абу Суфьян. Между ними располагались войска под командованием Абу Убайды. На крайнем правом фланге находились отряды под командованием Муаза ибн Джабала, а на левом - Наффасы ибн Усамы аль-Кинани. Кавалерийскими отрядами командовал Халид ибн Валид, а пешими - Хашим ибн Утба ибн Абу Ваккас. На передовой части мусульманских войск находился Халид ибн Валид.

Несмотря на то, что мусульманские войска значительно уступали византийцам в численности, их боевой дух был очень высок. Перед сражением с речью к бойцам обратились такие авторитетные люди, как Амр ибн аль-Ас, Абу Хурайра, Абу Суфьян и др. Они говорили об их ответственности перед Аллахом и напомнили им эпизоды из жизни Пророка Мухаммада.

Непосредственно перед сражением Абу Убайда, Йазид ибн Абу Суфьян, Халид ибн Валид и др. встретились с командующими византийских войск Тзараком и Маханом и предложили им либо принять Ислам, либо платить джизье. После их отказа сражение началось.

Византийцы перешли в наступление на правый фланг мусульманской армии. Это были арабские подданные империи - Зубейдиты. Однако встретив ожесточенное сопротивление, были вынуждены отступить. Под ответным натиском мусульман это отступление превратилось в бегство. В этот же момент мусульманская кавалерия под командованием Халида ибн Валида атаковала левый фланг византийских войск. В результате этой атаки византийцы понесли большие потери и были разгромлены. Было убито около 6 тыс. их бойцов.

Именно в этот момент из Медины прибыл гонец с известием о смерти Абу Бакра и передаче Халифата его преемнику Омару. Стало также известно, что новый халиф Омар отстранил Халида ибн Валида от командования мусульманской армией и назначил вместо него Абу Убайду.

В этой битве мусульмане показали невиданные ранее образцы героизма и решимости к победе. Фактически им не было присущ страх смерти. Вдохновленные Божественной религией они так храбро и отчаянно сражались с превосходящими силами византийцев, что противник несмотря на свое многократное преимущество был разгромлен. Значение этой победы в истории Ислама очень велико. Битва при Ярмуке была началом полного поражения такого могущественного государства, как Византийская империя и потери ею всего южного Средиземноморья. В то же время, после этой битвы Халифат заявил о себе не только как о новой сверхдержаве, но и положил начало новой мусульманской цивилизации. Благодаря высокому политическому весу Халифата, началось распространение Ислама, который стал мировой религией.

В битве при Ярмуке героически погибли такие влиятельные среди мусульман люди, как Икрима ибн Абу Джахль, Харис ибн Хишам, Амр ибн Икрима, Салама ибн Хишам, Амр ибн Саид, Аббан ибн Саид, Хишам ибн аль-Ас, Амр ибн Туфайл и многие другие. Такие люди, как Абу Суфьян, Мугира ибн Шаба, Хашим ибн Утба ибн Абу Ваккас, Аль-Ашаз ибн Кайс, Аир ибн Мади Кариб, Кайс ибн аль-Макшух потеряли свое зрение.

Практически каждый воин Ислама геройски и бесстрашно сражался с врагом. Здесь можно упомянуть лишь имена некоторых из них. Это Зубейр ибн Авам, Абу Суфьян, Йазид ибн Абу Суфьян, Малик Аштар и многие другие.

Мусульмане некоторое время преследовали разгромленных византийцев. После того, как в этом регионе практически не осталось византийских войск, жители (Шама) заключили с мусульманами договор.

После победы командующий мусульманской армии Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах в соответствии с полученными от халифа Омара рекомендациями захватил Фахль и Басан.

Взятие Дамаска (Шама)

После великой победы при Ярмуке, взятии Фахля и Басана, командующий исламской армией Абу Убайда отдал приказ двинуться на Дамаск. Сам он возглавил левый фланг войск, центром командовал Халид ибн Валид, а левым флангом Амр ибн аль-Ас. Кавалерией командовал Айад ибн Ганем. В числе командиров был и Шурахбил ибн Хасана. Одновременно Абу Убайда отправил специальный отряд во главе с Зель Келой на позицию между Хомсом и Дамаском, чтобы воспрепятствовать посылке византийцами в этот район подкреплений с северного направления. Для поддержки с тыла основных сил мусульманских войск, окруживших Дамаск, Абу Убайда отправил отряд под командованием Абу Дарды на позиции Барза.

После этих маневров мусульманская армия получила приказ от халифа Омара начать операцию по взятию Дамаска и боевые действия начались. Византийцы в очередной раз, несмотря на большой численный перевес ничего не сумели противопоставить ведомым непоколебимой верой мусульманам. Массовый героизм бойцов исламской армии и отсутствие у них какого-либо страха смерти, повергли в ужас императорскую армию Ираклия.

Операция по взятию города развивалась строго по намеченному заранее тактическому плану. Первым делом, отряды мусульман с боями ворвались в окрестности города и перекрыли подвоз продовольствия. В это же время отряды Халида ибн Валида, Йазида ибн Абу Суфьяна, Абу Убайды, Амра ибн Аль-Аса, Шурахбила ибн Хасана со всех сторон вплотную подошли к городу.

Осада продолжалась около месяца. Наконец, в месяце Раджаб 14 года Хиджры (спустя год после победы при Ярмуке) исламская армия приступила к решающему штурму города. Первым сломил сопротивление византийцев отряд под командованием Халида ибн Валида атаковавшего город под покровом ночи. Его атака была поддержана другими отрядами и город был взят. Причем уличных боев за исключением Халида никто не вел. Население города покорилось мусульманам почти без боя.

После взятия Дамаска халиф Омар приказал командующему Абу Убайде послать часть войск с Халидом ибн Валидом в Ирак для поддержки мусульманских войск, сражающихся против персов под командованием Хашима ибн Утбы ибн Абу Ваккаса.

Закрепив свой успех, Абу Убайда оставил Йазида ибн Абу Суфьяна в Дамаске, Шурахбила ибн Хасана послал в Урдун, а Амра ибн аль-Аса в Палестину.

Став во главе Дамаска, Йазид ибн Абу Суфьян послал Дахью ибн Халифу в Тадмур, а Абу Захру аль-Курайши в Хавран для заключения мира с их населением.

Халид ибн Валид же с севера долины Бекаа вошел в Баальбек, присоединив эти земли в состав Халифата.

Битва при Марджурруме и завоевание Хомса

Тем временем, Абу Убайда получил известие о том ,что византийский император Ираклий отправил для освобождения Дамаска от мусульман большую армию под командованием Патрика Тозры. Он сразу двинул свои войска против него. Туда же подошел Халид ибн Валид. Стороны встретились в Марджурруме (ныне Саббура в Ливане). В этом сражении византийцы потерпели такое сокрушительное поражение, что спастись от смерти сумели лишь немногие из них. В этом сражении Абу Убайда лично встретился в схватке с одним из византийских командиров Шинесом и убил его. Халид же убил Тозру. Остатки разгромленных византийцев бежали в Хомс. Абу Убайда с Халидом преследуя их также подошли к Хомсу и окружили его. Осада была длительной. Наконец, население города решило сдать город мусульманам, заключив с ними договор, подобно жителям Дамаска (предусматривающий выплату ими джизьи).

Завоевание Киннесрина и Кайсарии

После завоевания Хомса Абу Убайда отправил Халида ибн Валида для завоевания Киннесрина. Жителям города вначале удалось вынудить его отступить, однако затем в 15 году Хиджры Халиду удалось взять город. Одновременно с этим Амр ибн аль-Ас начал завоевание прибрежных районов Палестины и изгнание оттуда остатков деморализованных византийских войск.

Тем временем халиф Омар отправил Муавию ибн Абу Суфьяна для подавления сопротивления последнего оплота византийцев в Сирии - города Кайсерии (Цезареи). Муавии удалось разгромить противника и захватить город.

После завоевания Кайсерии Омар приказал Амру ибн аль-Асу двинуться на Аджнадейн (ныне небольшая деревня в Ливане), который являлся важнейшим стратегическим пунктом. Здесь находилась группировка византийских войск, во главе с Артабоном. Кроме этого византийцы имели в этом регионе две крупные войсковые группировки в Рамле и Кудусе (Иерусалиме). Амр дождался подкреплений и разделил их на две части. Одну часть он отправил на Рамлу, другую на Кудус, чтобы не позволить византийцам прийти на помощь Артабону. После этого он окружил византийские войска в Аджнадейне и разгромил их.

Завоевание Кудуса (Иерусалима)

После подавления сопротивления византийских войск командующий Абу Убайда оставив в Дамаске Саида ибн Зейда пошел на Иерусалим, с целью вынудить город к сдаче. Однако жители города заявили о том, что сдадутся только лично самому халифу Омару. Абу Убайда сразу оповестил об этом Омара и тот срочно собрал Сподвижников Пророка для консультации. Али ибн Абу Талиб порекомендовал ему выехать в Иерусалим. Осман же высказался против этого. Однако халиф Омар предпочел мнение Али и оставив его вместо себя во главе Медины выехал вместе с дядей Пророка Мухаммада Аббасом в Иерусалим. В Джабии их встретили Абу Убайда ,Халид и Йазид ибн Абу Суфьян и они все вместе двинулись в сторону города. Омар договорился с жителями Иерусалима об условиях сдачи. Оставшиеся в городе византийские войска должны были в течение 3 дней уйти оттуда. Войдя в Иерусалим с войсками халиф Омар посетил место ночного вознесения Пророка Мухаммада (Мерадж) в Масджид аль-Аксе и совершил там намаз. Затем он распорядился построить в Куббат ас-Сахре мечеть, известную ныне как мечеть Омара.

Завоевание Джазиры

Тем временем византийские войска, при поддержке населения Джазиры окружили мусульман в Хомсе. Как только основные силы армии Халифата узнали об этом, они срочно выступили на помощь осажденным в городе мусульманам. Халиф Омар приказал Саду ибн Абу Ваккасу отправить к Хомсу отряд под командованием Каки ибн Амра. А Айаду ибн Ганему он приказал выступить против Джазиры, которая поддерживала византийцев. Сам халиф Омар также срочно выступил с войсками на помощь Абу Убайде из Медины.

Как только джаририйцы услышали о приближении к их родным местам мусульманских армий, они покинули византийцев в Хомсе и вернулись в Джазиру. Византийцы же, узнав о том, что к ним приближается армия, которую возглавляет лично сам халиф Омар пали духом. Почувствовав это Халид ибн Валид, который находился ближе всех к позициям византийских войск, напал на них. В разгоревшемся сражении враг был разгромлен. Омар узнал об этой победе достигнув Джабии.

Одновременно с этим Айад ибн Ганем вошел в Джазиру, заключил договоры с населением Харрана, Рехи и Ракки. Затем он послал Абу Мусу аль-Ашари в Нусайбин, Амра ибн Сада ибн Абу Ваккаса в Расул-Айн. А сам он выступил на сирийскую провинцию Даруззур. Осман ибн Абуль-Ас же был послан им на завоевание Армении. Он вначале вступил в сражение с местным населением, а затем заключил с ними договор, согласно которому они обязались платить джизью.

Завоевание прибрежных районов Сирии было осуществлено Муавией ибн Абу Суфьяном, который привел к покорности Сур, Сайду ,Бейрут, Арку и Траблус. Однако, первое время византийцы все еще имели здесь некоторое преимущество, так как обладали военным флотом, которого у мусульман еще не было.

Завоевание Египта

После полного завершения завоевания Сирии, Амр ибн аль-Ас, находящийся в Палестине, попросил у халифа Омара разрешения приступить к завоеванию Египта. Омар поддержал это предложение и послал на помощь Амру Зубейра ибн Авама, Бишра ибн Артаа, Харису ибн Хузайфу и Умейра ибн Вахба.

На границе Египта начались переговоры мусульман с личными представителями наместника Византии Мукавкаса. Амр ибн аль-Ас выдвинул требование о том, что египтяне либо должны принять Ислам, либо платить джизье, либо же сражаться с мусульманами. На обдумывание этого требования он дал 3 дня. Египтяне попросили еще несколько дней, но Амр согласился еще только на 1 день. Не придя к согласию стороны сразились, однако мусульмане потерпели неудачу и понесли большие потери. В этом же сражении погиб прибывший на помощь египтянам из Сирии известный византийский командир Артабон.

Однако затем Амру удалось сломить сопротивление и захватить стратегически важный город Айншамс. После этого значительная часть Египта покорилась мусульманам и заключило с ними договор.

Добившись здесь успеха, Амр ибн аль-Ас пошел на Искандариййу (Александрию), в которой находился византийский наместник Египта Мукавкас, которому ничего другого не оставалось, как принять все условия мусульман. Амр назначил здесь наместником Абдуллу ибн Хузайфу. Затем он приступил к строительству города Фустат в качестве своего основного оплота в этом регионе. Затем, в соответствии с приказом халифа Омара, Амр отправил Абдуллу ибн Абу Сарха в Саид, Хариджу ибн Хузафу в Файйум, Умейра ибн Вахба в Димйат. Все эти районы были приведены к покорности и с их жителями были заключены договоры.

Завершив завоевание Египта Амр ибн аль-Ас начал наступление на запад и захватил Барку, с населением которой он заключил мир. Укба ибн Нафи был направлен им на Зувайлу, а затем в ан-Набву, которые также покорились им. Затем Амру удалось захватить Траблус (современная столица Ливии), Сабрату и Шуруст. Дальнейшее же его продвижение на запад было приостановлено халифом Омаром.

--------------------------------------------------------------------------------

Внимание! Все материалы, опубликованные здесь, являются собственностью авторов. Перепечатка возможна только с разрешения авторов и с указанием их имени. Либо же при наличии ссылки (линка) на эту рассылку.

--------------------------------------------------------------------------------

Ведущий рассылки: А. А. Али-заде

Почтовый адрес: alizadeh@mail.ru

Сайт рассылки: Ислам как он есть :: Islam as it is






http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное