Ислам - религия истины

  Все выпуски  

Ислам - религия истины


Информационный Канал Subscribe.Ru


ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ ИСТИНЫ N61

1 Раджаба 1423 года хиджры (09.09.02)

 

Айдын Али-заде
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПРАВЕДНЫХ ХАЛИФОВ

(краткий пересказ избранных глав
"Истории Ислама от Адама до наших дней"
Махмуда Шакира и комментарии)
[начало в NN 53, 54, 55, 55, 56, 57, 58]

 

1.
ХАЛИФАТ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ТРЕТЬЕГО
ПРАВЕДНОГО ХАЛИФА ОСМАНА

Дестабилизация политического положения в Халифате и начало смуты (фитны) в
период правления Османа


Как уже упоминалось, сын Омара Убайдулла из чувства мести умертвил Хурмузана, Джуфейну и дочь Абу Лулы. Этот случай по исламским законам расценивался как самосуд и Убайдуллу необходимо было покарать. Кроме того, его поступок помешал проведению расследования и вина этих людей была не доказана. Более того, к тому времени Хурмузан принял Ислам и не было оснований считать этот поступок неискренним. Когда у сына Хурмузана Кумазебана спросили относительно кинжала, который был в руках его отца, в момент его разговова с Фирузом (Абу Лулой), он ответил, что Хурмузан увидев у Фируза кинжал, выхватил его и спросил у него о цели ношения им оружия. Фируз же ответил, что никакого умысла у него нет и он просто носит его с собой. И когда Хурмузан отдавал этот кинжал обратно Фирузу, их увидели, а после убийства Омара засвидетельствовали об этом. Услышав это Убайдулла без каких-либо оснований на это убил его.

Учитывая все эти обстоятельства Осман, приказал арестовать Убайдуллу. По законам Ислама, за самоуправство и убийство людей, а тем более мусульманина Хурмузана он должен был быть казнен. Во всяком случае так считали Али ибн Абу Талиб и некоторые другие Сподвижники. Однако другие Сподвижники сочли такой приговор нецелесообразным в связи с особыми обстоятельствами этого дела. Ведь буквально несколько дней назад в результате преступного заговора погиб Омар, а теперь ожидалась казнь его сына. Кроме того, многие люди сомневались в мусульманстве Хурмузана. Поэтому они предлагали выплатить семьям погибших материальную компенсацию и закончить это дело. Однако халиф Осман не мог согласиться с этим предложением, так как оно противоречило исламским законам. Поэтому он принял решение передать Убайдуллу сыну Хурмузана Кумазебану, который сам должен был принять решение относительно судьбы сына Омара. То есть он мог умертвить Убайдуллу, либо же
помиловать его. Кумазебану была дана полная свобода выбора и все мусульмане твердо обещали, что в случае вынесения Убайдулле смертного приговора они не будут предъявлять претензии Кумазебану и, что такой приговор они считают справедливым и верным. Однако вместе с этим они долго упрашивали Кумазебана смилостивиться над Убайдуллахом и простить его. В ответ Кумазебан согласился пощадить Убайдуллу. Собравшийся народ так обрадовался великодушию Кумазебана, что его взяли на руки и до донесли до его дома. Халиф Осман выплатил ему большую денежную компенсацию из
своих личных средств. А семьям двух других погибших была выплачена компенсация из
государственной казны.

Таким образом, эта проблема была решена и все слухи были пресечены. Народ вернулся к своей повседневной жизни. Однако к большому сожалению это продолжалось недолго и постепенно в халифате надвигалась смута. Конечно для этого были объективные обстоятельства, часть из которых заключалась в личностных качествах халифа, а другая была связана с меняющимися условиями и политической обстановкой.

Как известно, предшественник Османа Омар отличался справедливым и добродетельным характером. Однако, в то же время, он был очень решителен, суров и требователен. Именно благодаря этим качествам он сумел создать в халифате дисциплину и добиться больших успехов как во внутренней жизни государства, так и в войнах с внешними врагами. Осман же, сменивший его, был очень мягким и великодушным человеком. Именно это обстоятельство использовали некоторые люди для распространения в его адрес недобрых слухов. Используя его доброту, люди стали многое требовать у него. В частности постоянно требовали смещения наместников провинций. Уступая им, халиф Осман часто смещал их и назначал новых. Только в одной Куфе он семь раз сменил наместников, а в Египте заменил Амра ибн аль-Аса Абдуллой ибн Садом ибн Абу Сархом.

В отличие от Омара, с наместниками провинций халиф Осман также обращался мягко и это послужило причиной того, что некоторые из них осмеливались возражать ему, и даже не исполнять отдельные его приказы.

Омар был строг и требователен по отношению к своим родственникам. Осман же очень любил их и был с ними очень мягок. Таковым он был по отношению ко всем людям. Когда завоевания расширились и казна государства пополнялась значительными средствами, он опасался хищения этих средств и на государственные посты начал приводить своих родственников, которым доверял.

Во времена Омара экономика Халифата была еще не развитой и слабой. Во времена Османа же положение изменилось. За счет огромных средств, регулярно получаемых с завоеванных территорий уровень жизни населения значителльно возрос. Приток значительных денежных средств и переполнение казны стали причиной того, что их стали распределять среди народа. Халиф Осман, вдобавок к этому, отдавал народу свои личные средства. На деле все эти изменения в жизни государства привели к большой разнице между эпохой Омара и эпохой Османа.

Изменилось и социальное положение государства. Обширные завоевания привели к миграции населения. Многие люди из завоеванных территорий стремились жить в центрах Халифата. В городах происходило смешение культур и традиций. Многие принимали Ислам, однако их вера еще была не прочной и они оставались частично приверженными своим старым традициям. Хуже всего было то, что появилось много людей, принявших Ислам лишь внешне, а в тайне оставшихся последователями
своих религий. Они были наиболее опасными элементами в государстве, так как стремились внести раскол среди мусульман и ослабить мусульманское государство.

С усилением государства и большим размахом завоеваний падало значение Медины, как столицы государства, так как она находилась на его окраинах. В халифате стали образовываться новые центры, по численности населения, уровню жизни населения и благоустройству значительно превосходящие столицу.

Омар запрещал Сподвижникам Пророка покидать Медину и расселяться в других городах государства. Он оставил их всех при себе для того, чтобы они помогали ему. Сподвижники были людьми, которым он доверял и именно им он поручал все дела. Кроме того, Омар ставил их в качестве примера добродетельного человека для принявших Ислам новых мусульман и опасался того, что выехав в другие районы Халифата, они начнут новую жизнь, полную материального достатка и растворятся в общей массе. При Османе же положение изменилось и он разрешил им покидать Медину. Воспользовавшись этим многие Сподвижники уехали в другие города и там приобщились к достатку и комфортной жизни, хотя до этого они вели очень скромный, почти аскетический образ жизни. Например Зубейр ибн аль-Авам построил себе в Басре, Куфе и Египте дома. То же самое сделал и Тальха ибн Убайдулла в Куфе. Таким образом, образ жизни многих Сподвижников менялся и они все больше занимались своим имуществом. Но в этом были и определенные положительные стороны, так как благодаря расселению Сподвижников, многие люди из различных регионов Халифата имели возможность познакомиться с ними и непосредственно с первых рук узнавать о деяниях Пророка Мухаммада и учиться у них религии.

Таким образом, политическое, экономическое и социальное положение в Халифате претерпело значительные изменения. Однако сам халиф Осман совершенно не изменился и ни на шаг не отступил от исламского порядка при управлении государством. Он был последовательным проводником всех идеалов Ислама, которые достались ему от самого Пророка и последовательно продолжал курс, начатый первыми двумя халифами. В Медину прибывали новые жители, в частности пленники и рабы. А Сподвижники наоборот уезжали из города. Кроме того, значительно возрос уровень жизни населения и
это привело к тому, что они становились капризными и постоянно предъявляли претензии к власти. Все эти факторы привели к тому, что в адрес Османа стали распространяться недобрые слухи.

Можно сказать, что первым смутьяном в Халифате стал иудей Абдулла ибн Саба (он был известен под именем Ибн ас-Севда), из Саны, который во времена Османа притворился мусульманиноми стал вести пропаганду среди прибывших Ислам новых мусульман и населения завоеванных территорий. Для этого он стал раъезжать по территории государства. Начал он свой путь с посещения Хиджаза. Затем он побывал в Басре и Куфе, а оттуда поехал в Сирию, однако оттуда его прогнали жители. Наконец он приехал в Египет, где вступив в контакты с нееокторыми людьми начал вести раскольническую деятельность. Он пропагандировал идеи о том, что якобы Пророк Мухаммад, а не Иса, является мессией и именно ему более всего подходит второе пришествие в этот мир. Все подобные порочные идеи он распространял среди только что принявших Ислам и не окрепших в вере простых людей. Среди них было много невежественных бедуинов.

В качестве объекта своих лживых симпатий Абдулла ибн Саба выбрал Али ибн АбуТалиба, как самого влиятельного и авторитетного человека в мусульманском обществе после халифа. Кроме того, Али был очень грамотным человеком, преданным Исламу и являлся ближайшим сподвижником и родственником Пророка Мухаммада, мужем его дочери Фатимы и отцом его внуков Хасана и Хусайна. Абдулла ибн Саба
начал декларировать свою любовь к Али вести активную пропаганду в его пользу, с целью внести раскол среди мусульман. Он заявлял, что Али является наследником пророка и его ближайшим человеком. Однако этот же двуличный человек, спустя время начал выражать недовольство самим Али и назначенными им наместниками.

Начало смуте (фитне) в Халифате было положено в Куфе, где начались сплетни в адрес наместника этой провинции Саида ибн аль-Аса. Эти слухи начали стремительно распространяться среди невежественных людей, в большинстве своем недавно принявшим Ислам и переросли в мятеж. Эти события, произошедшие на десятый год правления халифа Османа положили начало дестабилизации политической обстановки в Халифате.

В 34 году хиджры, группа мятежных куфийцев выступила из Куфы в сторону Дамаска, однако скоро вернулась обратно, а затем отправилась в Джазиру. Но там против них принял жесткие меры наместник этой провинции - сын Халида ибн Валида Абдурахман. В составе куфийцев был Малик ибн Харис аль-Аштар ан-Нахли, который был отправлен в Медину. Его принял халиф Осман и позволил ему поселиться там, где он захочет. Тогда Аштар предпочел снова вернуться в Джазиру к Абдурахману ибн Халиду ибн Валиду. В это же время Ибн ас-Севда (Абдулла ибн Саба) посредством своих людей также разжигал огонь смуты.

В том же году в сезон хаджа халиф Осман собрал наместников провинций на совет. Среди прибывших были Муавия ибн Абу Суфьян, Амр ибн аль-Ас, Абдулла ибн Сад ибн Абу Сарх, Саид ибн аль-Ас и Абдулла ибн Амир. Халиф обменялся с ними мнениями по поводу всех этих проблем. В ответ, некоторые наместники предложили ему послать мятежно настроенных людей на фронт и занять их таким образом, другие предложили дать им обильное материальное вознаграждение и завершить этот вопрос. Однако Осман не принял ни одного из этих предложений.

После этого наместники вернулись в свои провинции, а халиф Осман начал получать еще большие жалобы в адрес наместника Куфы Саида ибн аль-Аса. Куфийцы просили его низложить Саида и послать к ним вместо него Абу Мусу аль-Ашари. Тогда Осман пошел навстречу этим просьбам и удовлетворил их просьбу. Абу Муса стал наместником Куфы. Однако смутьянов это не остановило и они продолжали проводить антигосударственную пропаганду.

Для ознакомления с положением дел на местах, халиф Осман отправил в провинции Сподвижников, которым он доверял. Мухаммад ибн Маслама отправился в Куфу, Усама ибн Зейд в Басру, Абдулла ибн Омар в Сирию и Аммар ибн Йасир в Египет. Все они приехали с обнадеживающими сведениями о том, что положение в провинциях стабильное. Только Аммар ибн Йасир, приехавший позднее всех сообщил, что в Египте ходят зловредные слухи.

В 35 году из Египта в Хиджаз прибыла группа, которая на словах заявляла о том, что едет в малое паломничество (умру). Однако на самом деле они ехали с намерением предъявить претензии халифу и стремилить въехать в Медину и дестабилизировать там обстановку. Прибыв в столицу, они добились того, что их принял Осман, которому они донесли свои жалобы. Осман обратился к ним с речью и с помощью Али ибн Абу Талиба и Мухаммада ибн Масламы говорил с ними и они договорились. Им было обещано, что халиф займется их проблемами и удовлетворит их требования. Египтяне вернулись в свою провинцию и, казалось, что инцидент был исчерпан. Однако по пути мятежники вели пропаганду с населением для того, чтобы и они собрались и пошли в Медину с жалобами на своих правителей. Это делалось с целью ввергнуть столицу в хаос.

Таким образом, набралось около 600-1000 египтян, к которым примкнули анархисты из Куфы и Басры и все они выступили в Хиджаз. Мятежники продвигались разделившись на 4 группы. Египетских мятежников возглавлял Аль-Гафики ибн Харб аль-Каки. С ними находился и иудей Абдулла ибн Саба. На словах они заявляли о своих симпатиях к Али ибн Абу Талибу и выдавали себя за его сторонников. Куфийских анархистов возглавлял Амр ибн аль-Асам с ними находился и Зейд ибн Савхан аль-Абди. Басрийских же анархистов же возглавлял Харкус ибн Зухейр аль-Сади. С ним находился Хаким ибн Джаба аль-Абди.

Мятежники притворились паломниками и не вызвали подозрений местных властей. Тем более, никому и в голову не могло прийти, что они намерены совершить покушение на халифа Османа.

Наконец эти группы проникли в Медину с трех направлений. Население города выразило
недовольство проникновением в город вооруженных групп. Халиф Осман обратился к Али ибн Абу Талибу Тальхе, Зубейру, Мухаммаду ибн Масламе и другим находящимся в городе Сподвижникам за помощью. Все они поддержали его и вместе с ним отправились к мятежникам. К ним обратился Али с требованием того, чтобы они вернулись обратно. Казалось, что анархисты согласились с этим и повернули обратно. Однако когда Али и другие сподвижники разошлись, они продолжили свое продвижение и окружили дом Османа. Тогда Али срочно прибыл туда и спросил у них о причинах их возвращения. Мятежники ответили, что им стало известно, что Осман послал послание наместнику
Египта, в котором приказал ему казнить всех участвовавших в этом восстании людей. Сын Абу Бакра Мухаммад показал Али письмо Османа наместнику Египта, как доказательство их слов.

Тогда Али сказал, что если это дело касается только египтян, то, что же здесь делают басрийцы и куфийцы? Они ответили, что поклялись быть вместе со своими товарищами. И тогда стало ясно, что все эти события не были случайностью, а стали результатом тщательно спланированной акции.

Вначале осада дома Османа носила формальный характер. Он мог свободно перемещаться и к нему свободно могли приходить и другие люди. Однако затем мятежники запретили это делать. Дело в том, что Осман вызвал на помощь войска из Дамаска, Египта и Басры под командованием Хабиба ибн Масламы, Муавии ибн Худейджа и Каки ибн Амра.

Во время пятничного намаза, Осман выступил с обращением к восставшим, однако они его постоянно перебивали и мешали говорить. Тогда разгневанные Сподвижники, собравшиеся в мечети выступили в защиту халифа и между сторонами произошел первый конфликт. Противоборствующие стороны забросали друг друга камнями. Сторонники халифа решили вооружиться и дать вооруженный отпор мятежникам, однако Осман запретил им это делать. После этого события халиф посетил дома Али, Тальхи и Зубейра. Это был последний его выход из своего дома. После этого мятежники не давали ему такой
возможности. Даже намаз начал вести один из лидеров бунтовщиков Аль-Гафики ибн Харб аль-Каки, правда в случае присутствия Али или Тальхи он уступал им это место.

Постепенно мятежники ужесточали осаду. Долодошло до того, что они запретили поставлять в дом халифа воду и продовольствие. С этих условиях его друзья решили отправить к нему на помощь своих сыновей. На защиту халифа Османа отправились Абдулла сын Аббаса, Абдулла сын Омара, Абдулла сын Зубейра, двое сыновей Али - Хасан и Хусайн, Мухаммад сын Тальхи и другие. Однако Осман категорически запретил им использовать оружие против мятежников.

Наконец пришло известие о подходе в Медину войск из Сирии. Узнав об этом мятежников охватила паника и они решили войти в дом Османа. Однако охранявшая вход в его дом группа в которой были Хасан сын Али, Абдулла сын Зубейра, Мухаммад сын Тальхи, Марван сын Хакама, Саид сын Аса помешали им. Тогда они устремились к другому входу и подожгли его. Ворвавшись в дом, Аль-Гафики ибн Харб аль-Каки нанес удар Османа по голове и умертвил его. В его убийстве участвовали также Судан ибн Хамран и Кинана ибн Бишр ибн Утаб. Одному из охранников Османа удалось убить одного из убийц - Судана ибн Хамрана. Однако и он был убит. Мятежники подожгли дом Османа. Все это случилось 18 зульхиджа 35 года хиджры. Халифу Осману тогда было 82 года.

2.
Абд ар-Рахман ас-Сади
ТОЛКОВАНИЕ СУРЫ КОРАНА 110 "АЛЬ-КАФИРУН"

(Перевод Э. Кулиева)

1. Скажи [, Мухаммад]: "О неверные!
2. Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы,
3. а вы не поклоняетесь Тому, кому поклоняюсь я.

Это - повеление душой и телом отречься от поклонения кому-либо, помимо Аллаха. О неверные! Вам чуждо искреннее поклонение одному Аллаху. Совершаемые вами обряды являются многобожием и не могут называться поклонением.

4. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы,
5. а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я.

Всевышний дважды повторил эту мысль в этой суре. В первый раз он велел своему Пророку отвергнуть язычество, а во второй раз подчеркнул, что истинное единобожие является неотъемлемым качеством и образом жизни Посланника Аллаха и правоверных. Затем Аллах провел четкую грань между верующими и неверными и сказал:

6. Вы исповедуете свою веру, а я исповедую свою!"

Всевышний также повелел своему Посланнику сказать: "Вы непричастны к тому, что я творю, а я непричастен к тому, что творите вы" (10:41).

 

Ведущий рассылки: Айдын Али-заде






http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное