Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ислам - религия истины

  Все выпуски  

Ислам - религия истины


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 


ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ ИСТИНЫ N63

15 Раджаба 1423 года хиджры (23.09.02)

 

Айдын Али-заде
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПРАВЕДНЫХ ХАЛИФОВ

(краткий пересказ избранных глав
"Истории Ислама от Адама до наших дней"
Махмуда Шакира и комментарии)
[начало в NN 53, 54, 55, 55, 56, 57, 58, 61]


ХАЛИФАТ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЧЕТВЕРТОГО
ПРАВЕДНОГО ХАЛИФА АЛИ ИБН АБУ ТАЛИБА

После убийства халифа Османа в Медине фактически не было власти. Временно функцию власти в течение первых пяти дней после убийства халифа взял на себя лидер мятежников Аль-Гафики бин Харб аль-Каки. Бунтовщики прекрасно понимали, что их лидер не может оставаться у власти и необходимо назначение нового халифа. Но без совета сподвижников из числа ансаров и мухаджиров это не могло осуществиться. Мусульмане, в той ситуации, просто не восприняли бы иную власть.

В то же время мятежники, представлявшие в городе значительную политическую силу, были кровно заинтересованы в том, чтобы уйти от ответственности за убийство халифа Османа и старались привести к власти человека, которым они могли манипулировать и претворять в жизнь свои интересы. Они хотели добиться созыва Совета мухаджиров и ансаров для избрания нового халифа и оказать на них давление с целью провести халифом "удобного" им человека. Но в этом вопросе между ними начались споры относительно претендента на власть. Дело в том, что мятежники были представлены различными регионами. Египтяне хотели бы видеть халифом Али ибн Абу Талиба, басрийцы Тальху ибн Убайдуллаха, куфийцы же Зубейра бин аль-Авама . Однако все эти сподвижники Пророка отказались от предложения мятежников. И они решили обратиться к еще двум влиятельным людям из числа сподвижников Пророка - Саду ибн Абу Ваккасу и Абдулле ибн Омару с тем же предложением. Но и от них они получили отказ.

И все же в конечном итоге все они сошлись на кандидатуре Али ибн Абу Талиба и еще раз предложили ему прийти к власти. Но Али вторично ответил отказом "Я не претендую на власть. Для меня будет лучше и дальше оставаться не Амиром , а Визирем . Я такой же, как все. Кого вы выберите, с тем я соглашусь".

Опасаясь того, что в Медину в ближайшее время подойдет армия и подавит мятеж, бунтовщики пригрозили устроить в городе резню и перебить всех сподвижников Пророка, включая Али и Зубейра, в случае, если мединцы не изберут нового халифа. Положение осложнялось с каждым днем, поэтому горожане и сподвижники Пророка обратились к Али со словами: "Мы выбираем тебя. Ты же видишь, что Ислам в опасности". Однако Али и на этот раз ответил отказом, ссылаясь на сложность создавшейся обстановки. Но после настойчивых обращений он дал свое согласие стать четвертым халифом. Будучи умным и влиятельным человеком он понял, что в противном случае события могут развиваться в еще более опасном направлении и могут грозить новыми непредсказуемыми потрясениями для мусульманского общества. На следующий день народ присягнул Али . В числе присягавших в тот день были Тальха и Зубейр. Это произошло в конце месяца зульхиджа 35 года хиджры.

Став халифом Али стремился прежде всего удалить из Медины бунтовщиков. Они уже добились избрания нового халифа, но теперь они требовали смещения глав провинций, назначенных Османом. Только в этом случае они могли удалиться из города, посчитав свою миссию выполненной. В противном случае они угрожали очередной дестабилизацией политической обстановки в халифате.

У Али, как у нового халифа, также были планы кадровой перестановки наместников провинций, и он принял решение о кадровых перестановках, несмотря на то, что некоторые сподвижники не советовали ему пока этого делать. Он считал, что халиф вправе отзывать и назначать новых наместников провинций. В противном случае терялся авторитет халифа, как главы государства и это могло грозить распадом единого государства на мелкие княжества.

Таким образом, Али назначил наместником Басры Османа ибн Хунейфа, наместником Йемена Убайдуллаха ибн Аббаса, наместником Египта Кайса ибн Саада ибн Убабу. Наместника Куфы Абу Мусу аль-Ашари он оставил на своем месте по причине того, что тот сразу привел к присяге новому халифу все население провинции. С Меккой возникли осложнения. Несмотря на то, что он назначил туда наместником Халида ибн аль-Аса ибн Хишама ибн Мугиру аль Махзуми, мекканцы отказались его признавать. Здесь собралась часть мединцев, некоторые низложенные Али наместники провинций, и представители рода Омеййадов. Они выразили недовольство происходившими в государстве процессами. Вскоре сюда, с ведома Али, приехали Тальха и Зубейр. Таким образом Мекка превратилась в один из центров оппозиции новому Халифу и оставалась без представителя центральной власти. Лишь позднее сюда был назначен Кусам ибн Аббас.

Другое серьезное сопротивление Халиф Али встретил в лице правителя Сирии Муавии ибн Абу Суфьяна из рода Омеййадов, который к тому времени превратился в достаточно влиятельного и популярного человека. Он не присягнул Али, несмотря на то, что халиф ему предлагал это сделать. Он решил выждать и посмотреть чем же каков будет расклад сил между Али и восставшими бунтовщиками в Медине. Тогда Али сместил Муавию, и послал туда наместником Сахля ибн Хунайфа. Однако его не пропустили в эту провинцию.

Несмотря на наличие оппозиции новому халифу, халифат Али является законным и соответствующим Шариату, так как его признало большинство провинций.

В целом политическое положение в халифате оставалось сложным и неоднозначным. Значительная часть общественности выражала недовольство по причине того, что в Медине все еще оставались бунтовщики убившие халифа Османа. В связи с этим они отказывались повиноваться Али. С другой стороны социальная база мятежников и их влияние на общество были также значительными. Али понимал необходимость наказания бунтовщиков, однако с другой стороны поспешные действия в этом направлении могли обернуться опасными последствиями. Поэтому он стремился в первую очередь упрочить свою власть, которая на тот момент была довольно шаткой, путем приведения к покорности основной массы сподвижников и народа, и добиться присяги всех провинций, включая Сирию. Лишь после этого он мог начать юридическое преследование убийц Османа.

Однако именно этот вопрос стал причиной гражданского противостояния в халифате. Значительная часть общественности, включая некоторых сподвижников, требовала немедленного наказания убийц Османа.

Так, часть населения Египта отказалась присягнуть халифу. Эти люди ушли в местность под названием Харбета. Назначенный халифом Али наместник Египта Кайс ибн Сад ибн Убада видя сложность положения в провинции не применял по отношению к ним никаких карательных мер. Однако с другой стороны Али понимал, что наличие такой оппозиции может в конечном итоге привести к потере контроля над всей провинцией. Поэтому он дал распоряжение Кайсу попытаться силой привести их к повиновению. Однако Кайс счел более верной свою точку зрения и не стал выполнять это распоряжение. Он подал в отставку и приехал к Али в Медину. Вместо него Али назначил наместником Египта Мухаммада ибн Абу Бакра . Тот сразу же приступил к исполнению приказа халифа по ликвидации оплота оппозиции в Харбете. Однако Мухаммад ибн Абу Бакр так и не сумел справиться с этой сложной задачей. Поэтому халиф Али отозвал его и назначил на его место Аль-Аштара ан-Нахи. Однако по дороге в Египет он умер от отравления. После этого халиф Али вновь назначил на должность наместника провинции Мухаммада ибн Абу Бакра и призвал куфийцев помочь ему навести порядок в Египте, однако сильной армии против повстанцев ему собрать так и не удалось. Все эти события закончились тем, что Египет был захвачен наместником Сирии Муавией ибн Абу Суфьяном, который послал туда Амра ибн аль-Аса. В результате этих событий погиб Мухаммад ибн Абу Бакр. Таким образом, в 38 году хиджры Египет вышел из-под контроля халифа Али.

Сложная ситуация сложилась и в Куфе. Ее наместник Абу Муса аль-Ашари был миролюбивым человеком и сразу признал власть Али. Однако в провинции, как и в некоторых других регионах халифата также сформировалась оппозиция против халифа Али. Абу Муса не рисковал принудить их к повиновению силовыми средствами, несмотря на то, что халиф настаивал на давлении против них. Это привело к отставке наместника.

Аналогичное положение сложилось и в Мекке. Выше уже говорилось о недовольстве части общества в этом городе. Мединцы, которые вернулись в Мекку после хаджа, узнав об убийстве Османа решили уехать из города в Басру, стремясь избежать быть вовлеченными в антигосударственный мятеж . Помимо этого, торговля в Мекке пришла в упадок, и они стремились уехать в более оживленную местность. К ним присоединились и некоторые мекканцы, в том числе и жена пророка Аиша.

Таким образом, караван, численностью в 700 человек, выехал из Мекки в направлении Басры. Однако по пути к нему стали примыкать представители сочувствующих им племен и численность каравана возросла до 3000 человек.

Тем временем Али, принял решение силой принудить Сирию к повиновению. Для этого он обратился к народу с призывом добровольно прийти в армию. Однако этот призыв был встречен без особого энтузиазма. Но он никого не принуждал силой. Одновременно Али обратился к наместникам Египта, Куфы и Басры с приказом поддержать его военную экспедицию. Примечательно, что он не обращался и не искал поддержки у мятежников, убивших Османа, несмотря на то, что они были очень сильны и могли оказать ему в этом предприятии большую помощь. Это говорит о том, что Али не поддерживал и не имел ничего общего с бунтовщиками. Он также не дал им ни одного государственного поста.

В это время Али получил известие о продвижении большой массы людей из Мекки в Басру. Он срочно собрал силы и направился в Басру с целью опередить направляющихся туда мекканцев и примкнувших к ним представителям других племен, но опоздал.

В самой же Басре сложилось сложное политическое положение. Несмотря на то, что в город прибыл новый наместник Осман ибн Хунейф, назначенный халифом Али, и низложен старый наместник Абдулла ибн Амир, тем не менее далеко не все политические силы признали новую власть. Часть из них призывали к наказанию убийц Османа, другие воздерживались от покорности халифу Али из соображений собственной безопасности. Положение осложнилось тем, что к городу подходил отряд из Мекки, и сюда тайно вошел старый наместник Абдулла ибн Амир. В этих условиях Осман ибн Хунейф начал предпринимать чрезвычайные меры и попытался воспрепятствовать вхождению мекканцев в город. Стороны заняли позиции в местечке Мирбед. Однако постепенно Осман ибн Хунейф терял сторонников и в конечном итоге он был захвачен мятежниками, которые были замешаны в убийстве Османа и был выслан из города. Эти мятежники не были заинтересованы в установлении стабильной власти в городе, боясь возмездия за свои преступления. В результате город перешел в руки новоприбывших переселенцев из Мекки, которые в большинстве своем были представлены не мекканцами, во главе с Аишой, Тальхой и Зубейром, а примкнувшими к ним по пути различными бедуинами. Они сразу начали расправу над мятежниками, которые участвовали в восстании против халифа Османа. Почти все они были убиты. Более того, они разослали во все концы халифата гонцов с призывом последовать их примеру и начать физическую рассправу с убийцами Османа . Естественно, что подобные действия не могли привести к положительным результатам и еще более накалили обстановку. Кланы, к которым принадлежали убитые пришельцами из Мекки участники восстания против Османа, возмутились этими расправами и сочли, что они были организованы халифом Али, который не имел к этим событиям никакого отношения и с самого начала опасался такого развития событий. В результате всего этого, эти кланы открыто выступили против Али.

В этой ситуации Халиф Али срочно отправил своего посланца к Аише, Тальхе и Зубейру для проведения переговоров. Он поручил ему убедить их в бесперспективности таких действий и призвал к единству, стабильности и укреплению законной власти в халифате, после чего можно было бы приступить к цивилизованному юридическому преследованию убийц халифа Османа, а не самосуду над ними. Аиша, Тальха и Зубейр полностью согласились с ним и приняли все предложения Али, который занял позицию в местечке Зи-Кар. К Али из Басры начали прибывать делегации от местных кланов с предложением мира Он заверил их в том, что в его отряде нет ни одного мятежника. И басрийцы пригласили его лично прибыть в город.

Мятежники, участники восстания против Османа поняли, что если соглашение между Али, жителями Басры и Аишей, Тальхой, Зубейром вступит в силу они могут понести наказание за свои деяния. Поэтому они подготовили свой план действий по недопущению этого единения. Они хотели ввести смуту и натравить стороны друг на друга с целью очередной дестабилизации положения в Халифате.

И им это удалось. Все началось с того, что ими был спровацирован обычный бытовой конфликт между несколькими участниками тех событий. После этого в этот конфликт постепенно втянулось все больше людей и началось побоище. Халиф Али сделал все возможное для предотвращения кровопролития, но ситуация уже вышла из под его контроля. В разгар этих событий ему удалось встретиться на нейтральной полосе с Тальхой и Зубейром. После этой встречи Зубейр понял всю бесперспективность этого конфликта и отказался участвовать в нем. Он ушел с места событий, но был убит в результате заговора преступником по имени Ибн Джурмуз. Тальха был тяжело ранен в бою и вскоре скончался. Аише также угрожала опасность, но ее спасли. А позже Али отправил ее на родину.

Эта битва, получившая название Джамаль окончилась победой войск Халифа Али. Мусульманские историки писали, что с их стороны в бою принимало участие 20000 человек, а с противоположной стороны 30000 человек. С обеих сторон погибло 15000 бойцов.

После этой победы Али оставил в Басре наместником Абдуллу ибн Аббаса и двинулся на непокорную ему Сирию.

Муавия ибн Абу Суфьян был наместником Сирии еще со времен халифа Омара. За все это время он сумел привлечь к себе симпатии жителей провинции, и был очень популярен. Известие об убийстве Османа вызвало бурю негодования и протестов в Сирии. Народ требовал наказания мятежников и освобождения Медины от них. Спустя некоторое время из Медины поступили сообщения о том, что халифом избран Али. Однако в то же время распространились слухи о том, что за него не дали голоса члены Совета сподвижников Пророка Сад ибн Абу Ваккас, Усама ибн Зейд, Мухаммад ибн Маслама, Хасан ибн Сабит, Зейд ибн Сабит, Кааб ибн Малик, а Тальха и Зубейр были вынуждены дать свои голоса за Али под принуждением.

В связи с этим полной ясности о положении в Медине не было. Да и известия, а тем более подробности, доходили до Сирии из столицы почти за месяц. Кроме того, сирийцы сочли, что Али не владеет ситуацией в связи с тем, что в Медине хозяйничали мятежники, убившие Османа. Скоро им стало также известно о том, что значительная часть мединцев ушла в Мекку, чтобы избежать смуты. Эти обстоятельства привели к тому, что Муавия воздержался от присяги новому Халифу, а назначенный Халифом Али новый наместник провинции Сахл ибн Хунейф не был допущен в Сирию.

Спустя некоторое время сирийцы узнали о событиях в Басре и битве Джамаль. Стало ясно, что стабильности в Халифате достичь пока не удается. Одновременно с этим в различных регионах Халифата было очевидно недовольство тем обстоятельством, что убийцы Османа до сих пор не наказаны. Эти новые обстоятельства еще более укрепили Муавию во мнении о необходимости воздержания от признания халифа Али.

По пути в Сирию в месяце раджаб 36 года хиджры Али остановился в Куфе и в течение 4-х месяцев собирался силами. За это время он отправил к Муавие нескольких посланников с предложением подчиниться и присягнуть ему. Но от Муавии ответа не последовало. В месяце Зульхиджа Али с иракцами перешел в наступление и вошел в Сирию. Муавия также собрал верные ему силы и выступил против халифа Али. Стороны встретились в местечке Сиффин. Боевые действия велись с перерывами в течение нескольких месяцев и вошли в решающую фазу в месяце сафар 37 года. В результате сражений армия Муавии оказалась в сложном положении и стала терять свои позиции. Тогда сирийцы нанизали на кончики копий листы Корана, и призвали иракцев во главе с халифом Али и Аль-Аштаром к миру. Они пошли им навстречу и тоже склонились к мирному решению проблемы.

Стороны приступили к переговорам. Со стороны халифа Али переговоры с Муавией вел Аль-Аштар. Наместник Сирии предложил решить вопрос посредством двух третейских судей. Пока же Муавия обязался отвести свои силы в направлении Дамаска, а Али должен был вернуться в Куфу. На этом основании было подписано перемирие, которое было единогласно одобрено сирийской стороной.

Однако со стороны иракцев условиями перемирия были согласны далеко не все. После взаимного отвода войск с линии фронта, в лагере Халифа Али возникли разногласия и значительная часть его сторонников подняла мятеж и отказалась войти в Куфу. Они отделились от основной части армии и ушли в местность Харура. Этим самым они выразили свой протест против перемирия между халифом Али и Муавией. Там они избрали своим руководителем Шибса ибн Риби и превратились в организованную политическую силу. Али отправил к ним двух посланцев с предложением немедленно вернуться и не вносить раскол в его ряды. Однако мятежники потребовали от него немедленного возвращения в Сирию и продолжения войны с Муавией. Опротестовав идею третейского суда они выступили под лозунгом: "Решение принадлежит только Аллаху". Так в Халифате возникла новая серьезная политическая сила - хариджизм .

Наконец, третейский суд состоялся. Однако представитель Муавии Амр ибн аль-Ас и представитель Али Абу Муса аль-Ашари так и не пришли ни к каким позитивным результатам и разошлись ни с чем.

После провала надежды на решение проблемы на третейском суде, Али решил вновь начать военные действия против Муавии. Однако у него появились проблемы с мятежниками, которые покинули его после Сиффинской битвы. Постепенно они превращались в новый очаг нестабильности и смуты в халифате. Поэтому халиф Али, понимая, что должен обеспечить себе надежные тылы перед новым походом на Сирию выступил против них и разгромил их в сражении при Нахраване . Почти все мятежники были перебиты. Но после этой победы у Али появились новые проблемы. Дело в том, что большинство мятежников, которых он перебил были родом из Куфы. А среди его сторонников также большинство составляли куфийцы, многие из которых имели родственные отношения с погибшими бунтовщиками. Они начали проявлять некоторые признаки недовольства и стали причиной нестабильности в армии. Опасаясь этого, Али решил отложить свою военную кампанию против Сирии на более позднее время.

Необходимо также отметить, что разгром хариджитов при Нахраване не решил проблемы ликвидации этой мятежной группировки, как это казалось вначале. Они оказались весьма живучими и стали популярными среди определенной части общества в Халифате. Представители этой экстремистской группировки проникли во все сферы общественной и политической жизни. Даже в армии самого Али их было немало. Постепенно они стали использовать тактику партизанской борьбы, заговоров, совершать террористические и диверсионные акции. Эта проблема превратилась в серьезный дестабилизирующий фактор для многих последующих мусульманских правителей.

Возникали и другие проблемы. Например в провинциях Парс и Керман персидское население отказалось платить налог харадж для государственной казны и подняло восстание изгнав наместника Сахля ибн Хунейфа. Али пришлось отправить туда Зияда ибн Аби для наведения порядка.

Конец правления халифа Али ознаменовался ослаблением центральной власти в государстве. Политическая нестабильность и постоянные политические потрясения привели к ослаблению его личного авторитета. Осложнилось и экономическое положение. Али стал терять контроль над ситуацией в провинциях и даже над своими ближайшими подданными. Он так и до конца не сумел поручиться поддержкой части сподвижников и общества. Используя это положение, активизировались и внешние враги халифата. Так, Византия старалась вернуть себе потерянные в ходе войны свои бывшие провинции .

Естественно, что в такой обстановке Муавия и не помышлял о признании халифа Али. Более того, в условиях ослабления центральной власти в Халифате он решил взять инициативу в свои руки и увеличить сферу своего влияния. Постепенно он превращался в сильного политического деятеля.

Первого серьезного успеха он добился в Египте посредством Амра ибн аль-Аса. Использовав оппозиционные настроения против Халифа Али у части египетского общества Амр установил в 38 году контроль над этой провинцией. Этим шагом Муавия заявил о себе уже не просто как о непокорном наместнике провинции Сирия, а как о серьезном политическом сопернике Али . Фактически халифат раскололся.

С 39 года Муавия перешел в наступление на близлежащие к его владениям иракские провинции, подконтрольные халифу Али. Отряд, численностью в 2000 бойцов под командованием Нумана ибн Башира был отправлен в Айн ат-Тамр а 6000-й отряд под командованием Суфьяна ибн Афва вошел в город Анбар, но затем возвратился оттуда назад. Даххак ибн Кайс попытался взять Тадмур, но потерпел поражение от войск халифа Али под командованием Хаджара ибн Ади. Муавия также отправил Абдуллаха ибн Масада аль-Фазари во главе отряда, численностью в 1700 бойцов на Тейму. Иракское население охватила паника.

В 40 году Муавия предпринял наступление на Хиджаз. Али потерял контроль над целым рядом провинций и сдавал свои позиции. Вначале в Медину вошел посланный наместником Сирии отряд, численностью в 3000 бойцов под командованием Бишра ибн Абу Арта. Наместник Халифа Али Абу Аййуб аль-Ансари был вынужден оставить город и приехать в Куфу. После этого Бишр двинулся на Мекку и занял ее. Наместник Халифа Али Абу Муса аль-Ашари был низложен, однако его пощадили и сохранили ему жизнь.

После этого армия Муавии двинулась на Йемен, население которого пригласило его в эту провинцию по причине недовольства политикой наместника Убайдуллаха ибн Аббаса, назначенного Али. Убайдуллах пожаловался Али на то, что местное население нарушает правила торговли установленные Шариатом. В ответ Али призвал население подчиниться закону, в противном случае, он обещал силой навести порядок. В результате этого местные лидеры решили перейти на сторону Муавии и попросили у него помощи. В результате ставленник Муавии Бишр ибн Абу Арт занял эту провинцию двинувшись сюда из Мекки. Убайдуллах ибн Аббас вынужден был бежать в Куфу. Однако после этого силы, подконтрольные Халифу Али, во главе с Джарией ибн Кудамой и Вахбом ибн Масудом перешли в контрнаступление и освободили от войск Муавии Йемен, Мекку и Медину. Но в ходе этой операции они получили известие о трагической гибели Али от рук хариджитского террориста Ибн Муджама.

Дело в том, что после поражения при Нахраване, хариджиты решили отомстить за гибель своих соратников и во что бы то ни стало убить халифа Али. Одновременно они считали, что виновниками всех событий, происшедших за последние годы являются также Муавия ибн Абу Суфьян и Амр ибн аль-Ас. Они были уверены, что в случае смерти этих людей Халифат будет спасен.

С этой целью они отправили к ним трех террористов-фанатиков с целью убить их во время утреннего намаза. Абдурахман ибн Мулджам аль-Муради был отправлен к Халифу Али, Мурад ибн Абдулла к Муавие, и Амр ибн Бекр ат-Тамими к Амру ибн аль-Асу. Они должны были убить их 17 Рамадана 40 года года хиджры.

В результате этого заговора халиф Али был тяжело ранен и скончался спустя несколько дней. Муавия получил ранение в ногу, но рана оказалась не смертельной. Наместник Муавии в Египте Амр ибн аль-Ас же вообще не явился на утреннюю молитву, а послал вместо себя начальника полиции Хариджу ибн Хузафу. Того убийца принял за Амра ибн аль-Аса и убил его.

Али не назвал преемника для халифата и повелел оставить этот вопрос на усмотрение своих сторонников. После его смерти подконтрольный ему народ избрал халифом его сына Хасана. Хасан ибн Али же понимал, что расклад сил в государстве складывается не в его пользу. Поэтому он начал вести переговоры с Муавией о передаче власти ему. В результате Муавия в 41 году приехал в Куфу. А Хасан, сдав власть новому халифу, вместе со свои братом Хусейном уехал в Медину.

Этим событием период "Праведных халифов" завершился и государство стало монархическим. Муавия основал династию Омеййадов. Омеййады оставались у власти почти 100 лет.

Ведущий рассылки: Айдын Али-заде






http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное