Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ислам - религия истины

  Все выпуски  

Ислам - религия истины


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 


ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ ИСТИНЫ N69 (1)

9 Шавваля 1422 года хиджры (14.12.02)

 

ИЗМЕНЯЛСЯ ЛИ КОРАН НА ПРОТЯЖЕНИИ СВОЕЙ ИСТОРИИ?
(основные фрагменты почтовой переписки Айдына Али-заде (Абдулла Али) с Эриком Марковичем Вайнштейном, 2002 год)

Справка:

Эрик Маркович Вайнштейн - доктор наук, востоковед по специальности, побывал в ряде ближневосточных мусульманских стран, где вел научную деятельность. Долгие годы занимался исследованием теологических и исторических проблем ислама. Автор многочисленных статьей, в числе которых: Государство Израиль, или Государство Иудейское? (1983), Щедрый Сион: если весь мир примет иудейство (1984, с дополнениями и изменениями 1997), Персидская шестерка: сборники хадисов (1984), Роль бухарских иудаистов в мусульманской летописи (1985), ПАСВ по-иракски и ПАСВ по-сирийски. В чем же проявляется возрождение? (1986), Вызов Хомейнизма (и мировой порядок): современный этап мусульманского экстремизма (1986, с дополнениями 1994), Почему погибнет Иран (1998), Фатализм: основное учение ислама (1999), Коранические стихи в Коране и вне его (2000), Муавия бин Абу Суфйан создание исламской монархической государственности (2001), Ашкинази: целая культура исчезает на глазах (2001) и т.д.

Айдын Ариф оглы Али-заде (Абдулла Али) - кандидат философских наук, автор целого ряда научных трудов по историко-философским и мировоззренческим аспектам исламской религии, а также проблемам, связанным со сравнительным анализом Ислама с другими религиозно-философскими учениями, часть из которых выставлена по адресу http://islam.boom.ru/author/index.html.

 

Э. ВАЙНШТЕЙН

Я прочел статью "Насх и мансух в Коране", но как-то не заметил там важную деталь. Там что-то позабыто о ряде коранических стихов, которые существовали при пророке Мухаммаде, и даже несколько позже, после его смерти. Но, судя по достоверным источникам ортодоксального мусульманства, позже, эти стихи исчезли из текста Корана. То есть определенные стихи, и даже суры, которые существовали при жизни пророка Мухаммада и немного после того, как его не стало, прекратили свое существование, и сегодня их нет в священной книге мусульман. В достоверных ортодоксальных источниках даже приводятся и цитируются некоторые стихи, которые не входят сегодня в текст Корана. Судя по вышеуказанной статье, это было бы возможно, если б эти стихи были бы отменены при жизни Мухаммада. Но как после его смерти все это могло бы произойти? Я встречал некоторых мусульман, которые утверждали, что якобы текст Библии был искажен как после пророка Моисея, так и после Иисуса Христа, а вот якобы с Кораном такое не произошло, и якобы текст Корана один к одному соответствует той же книге, которая была при жизни пророка Мухаммада. Но мусульманские источники полностью опровергают эти предрассудки.

К примеру, я привожу конкретный факт из достоверного источника мусульман: "Аиша сообщила, что среди ниспосланного в Коране были слова "Десятикратное кормление грудью является запретным", однако затем это повеление было заменено на "пять кормлений грудью". Этот аят оставался в Коране до смерти Пророка" (Муслим "Сахих", том 2, стр. 1075, Китаб ар-Раза). Сегодня, как мне известно, нет в Коране такого стиха. А куда он делся после смерти Мухаммада?

Другой пример хадиса, где цитируются стихи Корана, которых в нем сегодня нет: "Абу Харб сообщил со ссылкой на своего отца, что Абу Муса аль-Ашари послал за чтецами Корана Басры. Они прибыли к нему, и их было триста. Они читали Коран, и он сказал: "Вы - лучшие среди жителей Басры, поскольку Вы - чтецы Корана среди них. Так продолжите это дело. Но имейте в виду, что это чтение на протяжении долгого времени может и не укрепить ваши сердца как были укреплены сердца тех, которые были прежде вас. Мы имели обыкновение читать суру, которая была аналогична в длине и серьезности к суре Бараа. Я, однако, забыл ее за исключением этих строк: " Если бы было две долины, полные богатством, для сына Адама, он был бы на третьей долине, и ничто не заполнит живот сына Адама, кроме праха. " И мы использовали такое чтение, которое напоминало суру Мусаббихат, но я забыл ее и помню только это: " О люди, почему вы говорите то, чем не занимаетесь" и "что записано на ваших шеях как свидетельство против вас, и вы будете спрошены об этом в день воскресения." (Муслим, "Сахих", Книга 5 (Книга о закяте), /2286/).

Мне известно как собирались коранические стихи, но, судя по вашим же мусульманским источникам, одна часть стихов не вошли в канонизированный Коран. А как мы видим из исторических данных, они входили в Коран при жизни Мухаммада. Так значит, в этом иудеям и христианам нечего завидовать мусульманам. То, что произошло с Библией, так или иначе, произошло и с Кораном.

Как вы, будучи исследователем теологических проблем, и будучи мусульманином, относитесь к данной проблеме?


А. АЛИ-ЗАДЕ

НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ ИСЛАМСКОЙ ДОКТРИНЫ О БОЖЕСТВЕННОМ ОТКРОВЕНИИ

Согласно мусульманской доктрине, откровения, которые ниспосылались пророку Мухаммаду (как и всем посланникам Божьим до него) имели более широкий спектр и не ограничивались лишь теми, которые вошли в Писание.

На протяжении 23 лет ему ниспосылались Божественные откровения по различным случаям его личной жизни и общественной жизни общества, в котором он жил. В широком же смысле, вообще все действия, поступки, речения и т. д. пророка Мухаммада является в своем роде результатом Божественного откровения. В одних случаях Бог ниспосылал ему их непосредственно, а в другом случае молчаливо одобрял те или иные его действия. Если же Мухаммад в чем-то ошибался (ведь это естественно для простого смертного человека) Бог сразу же исправлял его ошибку откровением. Именно поэтому Сунна, также как и Коран рассматривается Богооткровенной. Однако официальным Писанием она не является, а просто дополняет Коран и комментирует его.

Некоторые из Божественных откровений носили временный, сиюминутный характер. Они ниспосылались по каким-то конкретным жизненным случаям и не носили всеобщего характера. Определенная часть из них вообще не была заучена или записана, и бесследно исчезла, так как не была предназначены Богом для вечности.

Другие откровения оказывались более устойчивыми. Они высказывались Мухаммадом прилюдно, либо в частных беседах с конкретными людьми, которые запоминали или записывали его слова и передавали своим потомкам. Позднее все известные из них были исследованы на достоверность мусульманскими учеными-мухаддисами (например, Бухари, Муслимом и т.д.) и по введенной ими методологии отбора вошли в состав сборников хадисов.

Третья часть же откровений являлась наиболее официальной и, в соответствии с Божьей волей, они должны были войти в Его вечное Слово - Коран. Точное количество аятов, их порядок расположения, содержание и состав в точности определялся Богом и передавался пророку Мухаммаду посредством ангела Джабраила. Пророк, в свою очередь, сразу же обучал ниспосланным аятам своих сподвижников, одновременно заставляя своих секретарей записывать их.

Важнейшее значение в понимании смыслов и истории Божественных откровений играет насх (отмена откровения Богом и замена его новым), который зафиксирован в аяте Корана: "А когда Мы заменяем одно знамение другим, - ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, - они говорят: "Ты только измыслитель!". Да, большинство их не знает. Скажи: "ниспослал его дух святой от твоего Господа во истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь, и радостную весть для мусульман. Мы знаем, что они говорят: "Ведь его учит только человек". Язык того, на которого они указывают иноземный, а это - язык арабский, ясный" (1); а также в аяте: "Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью мощен?"(2). (Более подробно об этом написано в статье "Насх и Мансух в Коране") (3).

Бог отменял Свои повеления по различным причинам. Например, одной из причин насха было стремление постепенно, шаг за шагом, приучить людей к исполнению и пониманию сути Божественных заповедей. Ведь если бы, скажем, все запреты или иные предписания были бы ниспосланы в законченном виде, как это мы видим сегодня в Коране, то большинство людей не поняло бы их. Кроме того, сложно было бы людям, которые всю свою сознательную жизнь привыкли к одному образу жизни сразу, в одночасье поменять его на другой. Это было сложно даже для одного человека, не говоря уже о жизни целого общества, которое находилось в плену своих старых традиционных воззрений. Именно поэтому некоторые положения Божественных откровений постепенно менялись на протяжении жизни Пророка Мухаммада и развитии монотеистических устремлений в арабском обществе.

Насх имел место абсолютно для всех типов откровений, включая и Коран. Некоторые аяты, ранее входившие в Коран, позднее были оттуда выведены, или заменены новыми Божественными откровениями. Однако были и такие аяты, которые несмотря на отмену, все-таки остались в Коране (4). Этот процесс длился на протяжении всей 23-летней пророческой деятельности Мухаммада и завершился с его смертью (5).

Именно поэтому окончательной записи Корана при жизни Мухаммада не было. Ведь Божественные откровения продолжались, и иногда определенная часть из них заменялась другими и теряла свою актуальность. Их чтение запрещалось в качестве Корана, но они могли оставаться в памяти сподвижников, которые заучивали их и позднее они вошли в Сунну. (6).

Кроме этого, часто откровения Корана ниспосылались на различных диалектах арабских племен, среди которых вели проповеди мусульмане. По этой причине, одни и те же аяты ниспосылались по несколько раз на этих диалектах. (7).

По причине наличия насха и различных диалектных форм этих Божественных откровений в Сунне нашли отражение многие хадисы, высказывания пророка и прямые Божественные откровения (хадисы-гудси).

Но аяты Корана, среди всех откровений, имеют исключительное значение. Это вечное слово Бога, которое было ниспослано Им непосредственно Своему посланнику Мухаммаду. Его оригинал находится у Бога (8). Поэтому его сохранность и передача следующим поколениям была особенно важным делом. Для того, чтобы выделить аяты Корана из других откровений ангел Джабраил всегда особо оговаривал, является ли принесенное им откровение кораническим или нет. Как только он приносил коранические аяты, Пророк сразу же распоряжался, чтобы его сподвижники и секретари заучивали их и записывали. Для других, некоранических откровений он не давал таких распоряжений, и поэтому они остались по большей части в устной традиции, которая затем была введена в соответствующие сборники хадисов. В связи с этими процессами большое значение имел процесс повторения Корана в месяц Рамадан каждого года (Арза), когда ангел Джабраил приходил к пророку Мухаммаду для проверки его знаний о составе Корана. А тот, в свою очередь, передавал результаты Арзы народу, который собирался в мечетях. Последняя Арза же, которая состоялась непосредственно перед смертью пророка, называется Арза-и Ахира. Она имеет еще большее значение, так как при этом событии был еще раз повторен полный текст Корана в том виде, в котором он имеется сегодня. (9).

Если взамен одного коранического аята ниспосылался другой, то Мухаммад сразу же распоряжался объявить о том, что этот аят уже больше не коранический и заменен другим. Но многие его сподвижники, заучив аяты разъезжались в различных направлениях и выполняли свои функции в отдалении от пророка. И это было естественным процессом. Мусульманские владения расширялись и многие образованные мусульмане, близкие к пророку, уезжали исполнять свою проповедническую миссию в самых отдаленных от Медины уголках Аравии. В связи с этим, в некоторых случаях, они не имели информации о насхе одних аятов другими и продолжали считать кораническими отмененные аяты. Полную информацию о составе Корана и обо всех изменениях в нем имели только непосредственные секретари и наиболее приближенные к пророку люди. Остальные же имели отрывочные сведения об этом по мере их нахождения в Медине. Но, тем не менее, большинство из них позднее узнавало об изменениях и вносило коррекции в свои тексты, которые в то время назывались Мусхафами (свитками). Одним из таких секретарей Мухаммада, который имел полную информацию об окончательном составе Корана и был Зейд ибн Сабит, который позднее возглавил комиссию по окончательной редакции Корана.

Примером отмены коранических аятов является следующий хадис: "Аиша сообщила, что среди ниспосланного в Коране были слова "Десятикратное кормление грудью является запретным", однако затем это повеление было заменено на "пять кормлений грудью". Этот аят оставался в Коране до смерти Пророка" (Муслим, Рада 24, /1452/; Абу Дауд, Никах 11, /2062/; Тирмизи, Рада 3, /1150/; Насаи, Никах 51, /6, 100/).

В комментариях к этому хадису мусульманские толкователи пишут: "Запрет о десяти кормлениях грудью был одним из первых аятов, ниспосланных по этой теме. Однако, незадолго до смерти пророка, этот аят был отменен и заменен новым аятом, в котором говорилось уже о пяти кормлениях. В этом состоянии чтение этих аятов в качестве Корана (тилават) было запрещено, но их правовое действие сохранилось. Это был последний отмененный аят в Коране (насх). Он был отменен пророком незадолго до своей смерти, и некоторые из его сподвижников не знали об этом и продолжали его чтение в качестве аята Корана. Затем его отмена стала известна всем, и эти строки больше не читались в качестве коранических аятов." (10).

Другим примером отмены коранических стихов (или замены их другими) является следующий хадис: "Абу Харб сообщил со ссылкой на своего отца, что Абу Муса аль-Ашари послал за чтецами Корана Басры. Они прибыли к нему, и их было триста. Они читали Коран, и он сказал: "Вы - лучшие среди жителей Басры, поскольку Вы - чтецы Корана. Так продолжите это дело. Но имейте в виду, что это чтение на протяжении долгого времени может и не укрепить ваши сердца как были укреплены сердца тех, которые были прежде вас. Мы имели обыкновение читать суру, которая была аналогична в длине и серьезности к суре Бараа. Я, однако, забыл ее за исключением этих строк: " Если бы было две долины, полные богатством, для сына Адама, он был бы на третьей долине, и ничто не заполнит живот сына Адама, кроме праха. " И мы использовали такое чтение, которое напоминало суру Мусаббихат, но я забыл ее и помню только это: "О люди, почему вы говорите то, чем не занимаетесь" и "что записано на ваших шеях как свидетельство против вас и вы будете спрошены об этом в день воскресения." (Муслим, Сахих 5, 2286).

Абу Муса аль-Ашари, о котором повествуется в этом хадисе, был одним из знатоков Корана. Он имел свои свитки Корана (Мусхаф) под названием Лубабу'ль Кулуб и обучал им жителей Басры до окончательной редакции Корана халифом Османом (11). Эти свитки не сохранились до сегодняшнего дня, так как Абу Муса аль-Ашари узнав об окончании работ по редакции Корана, уничтожил этот Мусхаф вместе со всеми остальными знатоками Корана и принял окончательную редакцию Корана (12). Возможно, что в его Лубабу'ль Кулуб входили и отмененные аяты Корана, о которых повествуется в этом хадисе.


Ссылки на литературу и комментарии:

(1). Коран, 16:101-103
(2). Коран, 2: 106
(3). Ибн Касир. Тафсир Корана по хадисам, т. 1. Стамбул,1989, с. 410-416. Эта статья опубликована также в интернете по этому адресу: http://islam.boom.ru/true/23.html.
(4). Там же.
(5). Джевдет-паша А. "История Корана", Стамбул, 1989, с. 25.
(6).Там же.
(7) Джанан И. "Собрание хадисов Кутуб-и Ситта", т. 4, Анкара, 1995, стр. 477-493. Эта статья опубликована также в интернете по этому адресу: http://islam.boom.ru/true/3.html.
(8). Левх-и махфуз - защищенная скрижаль. Это духовная скрижаль, олицетворяющая божественное знание, на которой записано божественное предопределение для всего сущего, сотворенного Аллахом. Оригинал Корана также находится там. Истинная сущность Левх-и махфуза непостижима для человека. Божественное знание на нем было зафиксировано до акта сотворения. О Левх-и махфузе говорится в кораническом аяте 85: 22. (Акай. Х. Словарь исламских терминов. Стамбул, 1991).
(9). Джанан И. "Собрание хадисов Кутуб-и Ситта", т. 4, Анкара, 1995, с. 477-493) Эта статья опубликована также в интернете по этому адресу: http://islam.boom.ru/true/3.html.
(10). Джанан И "Собрание хадисов Кутуб-и Ситта", т. 16, Анкара, 1995, с. 31.
(11). Джевдет-паша А. "История Корана", Стамбул, 1989, с. 41.
(12). Джевдет-паша А."История Корана", Стамбул, 1989, с. 55.


Э. ВАЙНШТЕЙН

На мой вопрос вы написали целую статью, содержание которой мне знакомо. Просто я пожелал бы вам самим объективно оценить ситуацию! Я привожу конкретный случай с супругой пророка, когда она говорит, что этот стих мы читали до смерти пророка! Вы мне рассказываете о каких-то сподвижниках. Я знаю, что ортодоксальные мусульманские толкователи в таких случаях объясняют это тем, что якобы после насха стихи не забывались сподвижниками и путались с последним вариантом Корана. Но дело обстоит чуть иначе. Во-первых, это объяснение не совпадает с самим Кораном, где речь идет не просто об отмене, а о том, что в подобных случаях с волею божьей пророк позабывал эти стихи вообще! Нет объяснения тому, что одна часть стихов, которые тоже были отменены, остаются в тексте Корана, а другие нет. Во-вторых, о тех, других, нет конкретных указаний в хадисах, что они были аннулированы. Ведь читайте эти хадисы внимательно, вы не обнаружите случай, где говорилось бы в упоминании этих стихов, которых нет сейчас в Коране, что они подверглись насху. Это всего лишь трактовка последующих алимов! Ведь как иначе можно все это объяснить? Жена пророка цитирует стих, которого нет в Коране, не говоря, что этот стих был отменен, а, отмечая, что его "мы читали до конца жизни пророка", и вдруг, какой-то Джевдет-паша, или кто-то другой берется за толкование случившегося не основываясь на аргументы от самого пророка!

Дальше. В хадисе об Абу Мусы аль-Ашари, тот говорит басрийским чтецам, что "не говорите, что мы знаем наизусть весь Коран". Далее, объясняет это тем, что были стихи и суры, которых не стало! И вообще, если так, то значит Всевышний решил ответственность сортировки Писания возложить не на пророка, а уполномочить для этого какого-то его сподвижника, то есть человека, который вполне может и согрешить. И пророк Мухаммад нигде не говорит людям, что о люди, такой-то мой сподвижник вам скажет, что входит в последний вариант Корана, а что нет.

Странно все сложилось. А вдруг того сподвижника не стало бы. Значит, божественное дело возлагается не только на пророка, но и на простых людей, да и без особого повеления Бога, или самого пророка. Кто дает гарантию, что этот Зейд не мог бы ошибиться, как и, впрочем, мог бы ошибиться и Марк, и Иоанна, и др. Если при жизни пророка не было конкретности в содержании стихов и сур, то, как можно доверять в этом простым людям, обычному человеку, кто бы он ни был! Постарайтесь, пожалуйста, объяснить все это. Ведь вы же сами пишите, что "если же Мухаммад в чем-то ошибался (ведь это естественно для простого смертного человека) Бог сразу же исправлял его ошибку откровением". А что, если ошибались бы его сподвижники? Остается сказать, что Коран без изменений и искажений сохранен в том же виде, в каком был при жизни пророка Мухаммада, чего говорить нельзя, судя по многочисленным хадисам, либо остается с сомнением относиться к полной божественности этой Книги! Если есть, то подскажите и третий вариант.

Объяснить отмену практически не возможно! Конечно же, возможно, если б считать Коран людским произведением, и это вполне разумно, что всякие подобные проблемы решались именно обычными людьми, Мухаммадом и его друзьями, сподвижниками, Зейдом, или кем-то другим. Это понятно. Но если речь идет о том, что эта Книга сборник божественных откровений, и она сохраняет свою оригинальность, то становиться ясно, что все это далеко не так! Ведь какое отношение имеет Зейд, или же кто-то другой к Богу? Если Коран не полностью тот, который был при жизни пророка, и если существуют стихи, которые ряд сподвижников считают за Коран (ведь жена пророка называет их кораническими аятами без всяких указаний на отмену), то принять Коран за ниспосланную Богом книгу не приходится. Если поглубже подумаете, то и вы убедитесь в этом.


А. АЛИ-ЗАДЕ

Вообще-то, статью я написал не только не для вас, но и для того, чтобы выставить ее в Интернете, и в будущем отсылать всех интересующихся к ней. Дело в том, что возможно в будущем мне опять кто-нибудь задаст аналогичный вопрос. Это для того, чтобы не повторяться. Что же касается объективности, то я, конечно же, всегда объективен и разговор с вами не является исключением.

Вы писали о том, что привели мне конкретный случай с супругой пророка, где она говорит о том, что они читали тот аят до конца жизни пророка. Это верно. Однако, все дело в том, что по одному отдельно взятому обрывистому и неконкретному сообщению нельзя приходить к каким-то выводам. Ведь таких сообщений было достаточно много в различных исторических хрониках и вне исламской традиции. Но ведь нельзя же брать за основу только один из них и не рассматривать проблему в комплексе, с учетом всех других сообщений и сопутствующих факторов. Именно поэтому я написал статью, где присутствует именно комплексный подход к проблематике и отвечает на поставленные вами вопросы. Все остальные вопросы мы решим в дебатах, чем мы сейчас с вами и занимаемся.

В своем ответе вы делали акцент на вашем утверждении о том, что тезис об отмене аятов не обоснован, так как якобы не существует его подтверждения в Коране и, следовательно, вся эта теория является лишь интерпретацией поздних мусульманских толкователей. В Коране же, по-вашему, якобы говорится только о забывании некоторых стихов.

Однако это не так. Во-первых, об отмене аятов прямо и однозначно говорится в аяте Корана 2: 106. Этот аят я уже процитировал в своей статье. А "забывание" стоит там после этого. Посмотрите внимательно. В комментарии к этому аяту Ибн Аббас и Абдулла ибн Масуд ссылаясь на Пророка сказали, что слова "Всякий раз, когда мы отменяем стих..." означает с одной стороны полную отмену аята, а с другой оставление его правового действия, но не считая это частью Корана после отмены (Ибн Касир. "Тафсир Корана по хадисам", т. 2, Стамбул, 1988, с. 485). А согласно всем исследователям Корана, как по грамматическому и лингвистическому значению этих строк, так и согласно историческим данным эти строки означают полный вывод того или иного аята из Корана, либо же отмену его правового действия, при наличии их в окончательной редакции Корана (Об этом опять же см. статью "Насх и мансух в Коране").

Поэтому как полная отмена аятов и вывод их из Корана при жизни Пророка Мухаммада, так и сохранение некоторых отмененных аятов в Коране, при условии отмены их правового действия, объясняются достаточно ясно и недвусмысленно. Это объяснение я достаточно ясно приводил как в этой статье, так и в переведенной мной "Истории составления Корана" И. Джанана. Еще раз вернитесь к ним и прочтите, что весь Коран является откровением Бога и Он сам распорядился о его составе, содержании и количестве аятов. А вот для чего Богу понадобилось в одних случаях полностью выводить отмененные аяты из состава Корана, а с другой сохранить некоторые из них в Коране я не знаю. Ведь в данном случае мы ведем речь об иррациональных категориях (сути Божественного откровения), которое невозможно эмпирически проверить. Но их невозможно и опровергнуть, апеллируя к категориям разума. Поэтому это является объектом веры.

Затем вы утверждали, что нет хадисов, в которых бы утверждалось об отмене того или иного аята. Но откуда вы это знаете? Хадисов существует очень много, и их перечень не ограничивается только сборниками шести признанных у ортодоксальных мусульман авторов (Бухари, Муслима, Абу Дауда, Насаи, Тирмизи, Ибн Мадже). Десятками тысяч хадисов есть и у других авторов, например у Ахмада, Байхакки и т.д. Кроме того, в приводимой мной истории Корана достаточно ясно говорилось о том, что окончательная редакция Корана была проведена специальной комиссией, которая имела полную информацию обо всех последних распоряжениях Пророка Мухаммада о составе Корана и на этой основе Книга была составлена. То есть наличие по этому поводу специального хадиса даже и не нужно. А о трактовке алимов вообще речи быть не может.

Затем вы написали: "И вообще, если так, то значит Всевышний решил ответственность сортировки Писания не вложить на плечи пророка, а уполномочить какого-то его сподвижника, то есть человека, который вполне может и согрешить".
Но я не понимаю, в чем вам здесь видится проблема? Все откровения данные Мухаммаду Богом были известны широкому кругу людей, которые знали их наизусть. В то же время, они были и записаны. Осталось только собрать их в единый сборник, порядок которого в точности был указан самим пророком. Это сделал не один человек, а целая комиссия ближайших к Мухаммаду людей, включая его личных секретарей, записывавших все откровения, и знавших, куда и что из аятов относится, что и чем отменено (см. "История собрания Корана" И. Джанана). А иначе и быть не могло. Ведь Коран же не был ниспослан целиком за один раз с неба в виде единой Книги. Не мог он быть и собран при жизни Пророка, так как откровения продолжались почти до момента его смерти. Замысел Бога был в постепенном ниспослании Книги и постепенном (шаг за шагом) приобщении людей к Божественным заповедям. Постепенное ниспослание стихов это одна из форм передачи откровения Богом человечеству на более позднем этапе истории, хотя возможно такая форма была и ранее. Но, конечно же, были и другие формы передачи. Это передача откровения целиком, например, Моисею.

Поэтому не было никакой необходимости пророку Мухаммаду говорить о том, что "такой-то сподвижник мой вам скажет, что входит в последний вариант Корана, а что нет", как об этом вы писали. Я повторяю, что абсолютно весь состав Корана был известен достаточно большому количеству людей, которые слышали, учили и записывали его на упомянутой мной Арза-и Ахире, которая состоялась непосредственно перед смертью Пророка. Он лично учил Корану народ, который в том Рамадане ежедневно собирался в мечети. Все было уже известно. Оставалось только собрать все в один сборник, что и сделали его приближенные, кстати, знатоки Корана. Что еще должен был, по-вашему, сказать Пророк? А о причинах наличия в некоторых чтениях (кираатах) каких-то отмененных аятов и диалектных форм Мусхафов я уже подробно говорил в статье и мне нет нужды повторяться.

Что же касается того, мог ли Зейд ошибиться или нет, то, конечно же, в принципе ошибиться мог. Но, во-первых, в отличие от Марка, Иоанна и т.д. никто еще не обнаружил его ошибку. Во-вторых, как во время халифа Абу Бакра, когда сразу после смерти Пророка был собран первый Мусхаф, так и спустя много лет после этого, когда при халифе Османе была отредактирована окончательная форма Корана, он работал не один, а в составе целой комиссии знатоков Корана из числа наиболее образованных сподвижников пророка. Зейд лишь возглавлял эту комиссию. Помимо этой комиссии, окончательный вариант Корана целиком, или во фрагментах, был известен еще большому количеству людей, которые присутствовали на Арза-и Ахире, когда происходил процесс окончательного изучения Корана. После завершения работы комиссии ни у кого не было никаких претензий к результату их работы. То есть все в точности соответствовало тому, что всем было известно.


Э. ВАЙНШТЕЙН

Простите, но, к сожалению, я замечаю, что вы не до конца объективны в своих рассуждениях. И немного невнимательны. Прошу вас полностью вникнуть в суть обсуждаемой проблемы. А то много еще будем повторяться.

Если помните, то я отметил, что я привожу конкретный случай с супругой пророка, когда она говорит, что этот стих мы читали до конца жизни пророка! А вы мне ответили: "Все дело в том, что по одному отдельно взятому обрывистому и неконкретному сообщению нельзя приходить к каким-то выводам. Ведь таких сообщений было достаточно много в различных исторических хрониках и вне исламской традиции. Но ведь нельзя же брать за основу только одну из них и не рассматривать проблему в комплексе, с учетом всех других сообщений и сопутствующих факторов". Но, если это отдельно взятое сообщение дает нам понять, что жена пророка цитирует коранический стих, как она отмечает, и конкретно и ясно говорит, что этот стих Корана (!) они читали до конца жизни пророка (!), то не остается просто места как-то иначе рассуждать о данной проблеме! Судя по достоверным хадисам, совершенно ясно, что существуют коранические стихи, которые до конца жизни пророка входили в текст Корана, а после его смерти, спустя определенное время, потеряли силу и перестали входить в текст Писания. Никто из сподвижников (!) цитируя эти стихи, не называют их отмененными (насхами), а наоборот, всегда их называют аятами из Корана! Ни в одном хадисе не зафиксированы эти стихи, как отмененные! Повсюду говорится что это аяты из Корана, без всяких исключений!

Если вы не понимаете толком, о чем я говорю, что имею ввиду, на что конкретно указываю, то на эту тему нечего с вами продолжать дискутировать. Так как я говорю об одном, а вы обобщенными выражениями пытаетесь защищать господствующий взгляд на проблему ортодоксального мусульманства.

Абу Муса аль-Ашари чтецам говорит, что не говорите, что мы знаем наизусть весь Коран. Далее, объясняет это тем, что были стихи и суры, которых не стало! Тут нет никакого места отменам, ибо он не возражал бы на то, что кто-то знает весь текст Корана наизусть. Вы этого не понимаете, или как? Этих аятов отмененными не называют сподвижники в хадисах, их последующие алимы, их так трактуют. Ведь я приводил конкретные хадисы. Вы пойдите, поищите хотя бы один достоверный хадис, где кто-то из сподвижников их назвал бы насхом? Это же ясное дело. Но почему-то не мусульманам!

Я детально все показываю вам, далее, задаю вопрос, но вы отвечаете мне общими выражениями. Так нельзя. Вы же и выше не смогли аргументировано выразиться. Вы не привели ни одного хадиса, где мною приведенные стихи, не вошедшие в Коран, назывались бы насхами! Нет такого! Исследуйте, если сомневаетесь.

Конкретно. Значит, вы поддерживаете то мнение, что ряд аятов и стихов, которые при жизни пророка входили в Коран, после его смерти, были отменены? Так ли? Значит текст Писания уменьшился. Не говорите, что все они были отменены при жизни самого пророка, ибо на это у вас доказательства нет! Вы можете привести теоретический довод, из уст Ибн Аббаса, например, что некоторые аяты были аннулированы именно подобным образом, но не сможете опровергнуть и то, что были такие аяты, которые вскоре после пророка перестали входить в Коран, как отмечает жена пророка.


А. АЛИ-ЗАДЕ

Относительно вашей оценки степени моей объективности, то данная оценка в достаточной степени субъективна. Например, мне кажется, что наоборот, вы стараетесь не замечать выложенных мной фактов по истории Корана и продолжаете настаивать на своей версии, будто бы я вам ничего и не говорил.

Повторяться же нам незачем. Вы высказали свое видение данной проблемы и изложили его. Я же в полной мере ответил вам. Причем ответил так, что подробнее уж некуда и ни на шаг не ушел от прямого разговора, как это часто случается с представителями многих религий, когда им нечего бывает сказать. Кроме того, ни я, ни вы, не собираемся переубеждать друг друга, не так ли? Мы всего лишь ведем беседу и излагаем свои мысли и фактические данные, не более того.

Я уже писал, что упоминаемый вами хадис от Аиши был последним отмененным аятом. Поэтому значительное количество сподвижников не знало о его отмененности, и они продолжали его читать в качестве коранического до смерти пророка. Возможно, что сама Аиша об этом тогда не знала, а может быть, что она вкладывала в эти слова еще какой-то смысл, а может это сообщение незавершенное. Ведь в основном все хадисы - это всего лишь отрывистые и часто неполные сообщения о различных событиях. Опять-таки это сообщение неконкретное и сейчас самой Аиши нет, чтобы она смогла бы внести полную ясность в свои слова.

Кроме того, непонятно, какой именно промежуток времени имеется в виду, когда говорится "до конца жизни"? То есть под это понятие подходит как сам момента смерти, так и несколько больший промежуток времени. Например, та же Аиша, рассказала об этом спустя 10-20 лет после смерти пророка Мухаммада. Спустя такое время под понятие "до конца жизни" может подходить и неделя, месяц, а то и полгода до его смерти. А этого вполне достаточно, чтобы Пророк объявил об отмененности того аята.

Конкретизирую еще более детально. Как вы считаете, когда эти аяты перестали читаться в качестве коранических после смерти пророка (как вы это утверждаете), если опираться на этот хадис? Сразу ли после смерти Пророка, а может через неделю, а может через год, а может через 10 лет? Естественно, что вы не сумеете ответить на этот вопрос. А если так, то почему вы считаете, что слова "до конца жизни" означают именно сам момент физической смерти, а не более широкий промежуток времени?

Таким образом, в связи с неконкретностью упоминания временного промежутка в данном хадисе необходимо обратиться к более широкому кругу источников, которые охватывают как другие хадисы, так и аяты Корана. А при таком исследовании оказывается неопровержимым то, что слова "до конца жизни" охватывали больший промежуток времени, нежели непосредственная физическая смерть и поэтому пророк сообщил народу об этой отмене перед своей смертью. Вот и все.

А ваши слова: "Судя по достоверным хадисам, совершенно ясно, что существуют коранические стихи, которые до конца жизни пророка входили в текст Корана, а после его смерти, спустя определенное время, потеряли силу и перестали входить в текст Писания" являются очевидным примером необъективного толкования, которое вы делаете, чтобы обосновать свои мысли. Почему это, говоря о временном промежутке после смерти пророка, для вас безразлично точное временное исчисление и вы используете выражение "спустя определенное время", а в случае слов Аиши "до конца жизни", высказанного ею спустя 10-20 лет после смерти Пророка, вы этого не делаете? Почему это слова "до конца жизни" обязательно нужно понимать только и только до "последнего вздоха" и никак иначе?

Относительно того, что никто из сподвижников, цитируя эти стихи, не назвал их отмененными, вы уже повторяетесь. Аналогичные вопросы вы задавали в прошлом письме и я в достаточной степени ясно вам ответил, что хадисный материал является неконкретным и часто это всего лишь обрывистая передача того или иного события. Почти по каждому хадису возникает масса вопросов и поэтому для понимания сути всех событий нужно рассматривать проблему в совокупности с другими сообщениями, аятами, а также историческими данными. Ведь вы же человек науки и должны знать научную методологию. Разве на основании только каких-то сообщений, скажем Геродота, можно ли утверждать что-либо определенное по древнегреческой истории? Ведь исторические сообщения Геродота не отличаются целостностью и научной определенностью. В описании истории он допускает различные версии. Поэтому нужно собрать и обобщить все данные по данной тематике и у других авторов, а потом уж делать какие-то выводы. Так же и в нашем случае.

Самым же окончательным доводом, который отрицает ваши мысли - это наличие информации о полной отмене аятов или их замене другими в самом Коране. Неужели это не понятно? После этого аята, а также сведений по истории собрания Корана, никаких дополнительных сведений из хадисного материала уже не требуется. Хотя во многих хадисах есть упоминания об отмененности тех или иных аятов.

Затем вы писали: "Если вы не понимаете толком о чем я говорю, что имею ввиду, на что конкретно указываю, то на эту тему нечего с вами продолжать дискутировать". Но ведь то же самое я могу адресовать в ваш адрес, не так ли? Я конкретен настолько, что конкретнее уж некуда. Другое дело, что это вы оказываетесь не в состоянии внятно доказать свои предположения. А такие ваши вопросы как: "Вы этого не понимаете, или как?", адресую вам.

Затем вы писали: "Этих аятов отмененными не называют сподвижники в хадисах, их последующие алимы так трактуют! Ведь я приводил конкретные хадисы. Вы пойдите, ищите хотя бы один достоверный хадис, где кто-то из сподвижников их назвал бы насхом? Это же ясное дело. Но почему-то не мусульманам!".
Ну, зачем же, есть хадисы, в которых сподвижники называют те или иные аяты отмененными. В других же случаях они это не оговаривают и это совершенно естественно. Вникните в историю этих изречений. Ведь сподвижникам незачем было постоянно повторять по разным поводам все это, так как всем было известно, что те аяты являются отмененными. И потом, в хадисах сподвижники высказывали те или иные сообщения просто в разговорах со своими собеседниками, которые также были осведомлены обо всех процессах в исламской истории. Лишь затем их передавали по цепочкам иснадов следующим поколениям вплоть до их кодификации при ученых-мухаддисах. Они не знали, что в будущем эти частные беседы соберут в какие-то сборники. То есть эти хадисы не были высказаны для наших современных дискуссий, и они не помышляли, что через 1400 лет после них Айдын Али-заде будет вести беседу с Эриком Вайнштейном и для этого необходимо в каждом разговоре твердить слова: "Но это уже отменено. Ни в коем случае не подумайте, что это действующие ныне аяты".

Однако, конечно же, были случаи, когда некоторые сподвижники вначале отказывались изъять отмененные аяты и, с ними был отдельный разговор. Эти разговоры особо оговариваются в хадисах. Например, у Ибн Касира (комментарий к аяту 2: 106) приводится хадис о том, что Ибн Аббас поведал о том, что Омар говорил: "Самый лучший чтец Корана - Убей, а лучшие фетвы дает Али. Мы пропускали некоторую часть того, что читал Убей, но он возражал: "Я все это слышал из уст посланника Аллаха и не буду пропускать". Но мы ему напомнили аят Корана: "Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляет его забыть, мы приводим лучший" То есть Омар и Али зная об отмененности некоторых аятов, которые были известны Убейу, говорили ему об этом. Когда он возражал, они напоминали ему тот аят из Корана.

Короче говоря, для меня стало ясно, что вы взяли за основу своих утверждений одно неконкретное и обрывистое сообщение и не желаете рассмотреть проблему пошире. Это, по меньшей мере, ненаучно. Доказать же свои утверждения вы так и не сумели. При чем же тут мусульмане? А если что-то ясно для вас, то я рад за вас. Какие же тут проблемы? Это ваше дело и ваше субъективное восприятие проблемы, которое не может претендовать на объективность.


Э. ВАЙНШТЕЙН

Вы писали мне: "Кроме того, непонятно, какой именно промежуток времени имеется в виду, когда говорится "до конца жизни"? То есть под это понятие подходит как сам момента смерти, так и несколько больший промежуток времени. Например, та же Аиша, рассказала об этом спустя 10-20 лет после смерти пророка Мухаммада. Спустя такое время под понятие "до конца жизни" может подходить и неделя, месяц, а то и полгода до его смерти".

Так вот, что значит. Когда я писал до конца жизни пророка Мухаммеда, я рассчитывал на то, что вы обратитесь за арабским вариантом. А теперь, мне кажется, что вы этого не сделали. Поэтому мне придется подробнее дать вам объяснение. Я привожу хадис: "Уаль-хадисуль-марвиййу ан уммуль-муминин Аиша (рд) аннаха галят: Канэ фима унзилэ миналь-Гуран ашара радаатин малумат + ФЭТЭУАФФЭ РАСУЛУЛЛАХ (с) УА ХУННЭ ФИМА ЙУГРАУ МИНЕЛЬ-ГУРАН (!)" Так обратите внимание! Тут госпожа Аиша говорит, что ПРОРОК СКОНЧАЛСЯ, И ЭТИ СТИХИ ВСЕ ЖЕ ЧИТАЛИСЬ ИЗ КОРАНА! Я специально выделяю, чтоб вы, в конце концов, поняли, что я имею ввиду! То есть тут уже дело обстоит именно ПОСЛЕ СМЕРТИ пророка! Как же это не было известно вам?

И еще. В другом хадисе халиф Омар заявляет: "Инналлаха бааса Мухаммадан (с) биль-хакк уа анзаля алейхиль-Китаб. Факана мимма анзаляллах аятар-Раджм. Фагараанаха уа агальнаха уа уаайнаха раджама расулуллах (с) уа раджамна БААДАХ (!) Фаахши ин таля бин-наси заманун уа йагуля гаилюн уаллахи ма наджиду аятар-Раджм фи Китабиллях УАР-РАДЖМУ ФИ КИТАБИЛЛЯХИ ХАГГУН АЛЯ МАН ЗАНА ИЗА АХСАНА!" [Хадис приводится в аль-Бухари (4/10, Бабу раджм аль-хубла миназ-зина мин китаб аль-худуд валляфд лях) и в Муслиме (5/116)]. То есть: "Поистине Аллах избрал Мухаммада как истина и ниспослал ему Книгу. И из того, что ниспослал Аллах, был стих "Раджм". И мы прочли его, и поняли его, и соблюдали его, посланник Аллаха (с) делал раджм, и мы ПОСЛЕ НЕГО делали раджм. И я боюсь, что придет людям такое время, и кто-то скажет, клянусь Аллахом, что не находим стих "Раджм" в Книге Аллаха, тогда как (стих) РАДЖМ-В КНИГЕ АЛЛАХА ИСТИНА (применяемая) ТЕМ, КТО СДЕЛАЛ ПРИЛЮБОДЕЯНИЕ БУДУЧИ ЖЕНАТЫМ/ЗА МУЖЕМ .

Но как видим, ни того, ни другого стиха сегодня в Коране нет. Произошло то, чего боялся халиф Омар. Он боялся, что придет время, люди не найдут этот стих в Коране и утверждал, как видим, что этот стих истина в Коране. Он это говорил, когда был халифом.

Отметим, что эти хадисы называются хабарами-ВАХИД и в ортодоксальном Исламе не имеют силы аннулировать стих Корана. Это союз всех мусульманских мухаддисов. А вот, например, имам Аш-Шафи, как и ряд иных богословов, вообще считают невозможным насх коранических стихов какими бы то ни было хадисами. Нужно отметить, что ни в каком из подобных хадисов даже и не говорится об отмене стихов, наоборот, везде подчеркиваются они как стихи Корана.

Вы как-то писали: "Конкретизирую еще более детально. Как вы считаете, когда эти аяты перестали читаться в качестве коранических после смерти пророка (как вы это утверждаете), если опираться на этот хадис? Сразу ли после смерти Пророка, а может через неделю, а может через год, а может через 10 лет? Естественно, что вы не сумеете ответить на этот вопрос".
Как стало ясно, я уже ответил вам, цитируя сам хадис. Не имеет значения - через час ли после смерти пророка, или через год. Факт остается фактом, что это случилось не при жизни пророка!

Вы пишите: "Доказать же свои утверждения вы так и не сумели".
Отвечу. Очень странно, что не учитываете тот факт, что доказывать должны именно вы, чего делать вам никак не удается. Почему?
Во-первых, когда у вас спрашивают, куда делись эти коранические стихи после смерти пророка, вы уже не сможете говорить, что их отменил Аллах, ибо пророка уже не было в живых!
Во-вторых, если вы скажите, что они были отменены еще при жизни самого пророка, то на 100 процентов основываясь на мусульманскую теологическую методологию, у вас потребуются КОНКРЕТНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА из самого Корана, или же, скажем, хотя бы из Сунны, где было бы сказано, что таким-то аятом, или же таким-то достоверным хадисом, эти стихи были аннулированы. Ну, ясно, что подобных доказательств у вас нет, и не может быть! Видимо не приходило вам в голову,
что когда вы говорите, что они были отменены, то нужно привести конкретные доказательства их отмены (далили). Никто (!) из мусульманских богословов не считает приемлемым считать какой-то стих мансухом (отмененным), без доказательства. А такового доказательства по поводу данных стихов практически не существует!
В третьих, как известно, стих Раджм, которого не стало после смерти пророка, сохраняет правовую силу в мусульманской юриспруденции. То есть самого аята не стало, а его правовое действие остается в силе. И вдруг, ряд отмененных аятов - как совершение молитвы в сторону Иерусалима, дозволение спиртного и т.п., теряя правовую силу, продолжают оставаться в тексте Корана. Как и впрочем, стихи, где идет разговор, относящийся исключительно к пророку Мухаммаду и его женам, или же его сподвижникам, (например, где говорится, что нельзя громким голосом звать пророка и т.д.). Они сегодня не выражают какой-то жизненный характер, и не имеют ничего общего с современностью, но продолжают оставаться в Коране, а аята "Раджм", который является и сегодня частью Шариата, Аллах аннулировал, причем без единой улики! Ведь нет этому коранического доказательства, или же далиля из Сунны! И теперь убедитесь, что доказать же свои утверждения ИМЕННО вы так и не сумели!!!

В четвертых, в том хадисе Аиша показывает, что стих про десятикратное кормление был аннулирован аятом о пятикратном кормлении, который там конкретно приводится. Но сегодня и этого, пятикратного кормления нет в Коране. После всего сказанного, скажите, а он куда делся? Прошу вас, как видите, я, веду дискуссию, основываясь исключительно на Коран и Сунну, то есть на достоверные источники ислама. И ничего сам не выдумываю. И вы будьте добры, основываясь на факты, приведите конкретное доказательство (далиль) из Корана или Сунны, который дал бы нам понять, что данные аяты были аннулированы на их основании. Я буду ждать, и мне интересно, что вы скажите после этого? Сможете ли привести доказательство на конкретные вопросы? Ведь ислам, дело тонкое, тут общими словами описывать конкретный случай нельзя. Так что прошу вас, не философствуйте, а конкретно ответьте на заданный вопрос.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ


Внимание! Все материалы, опубликованные здесь, являются собственностью авторов. Перепечатка возможна только с разрешения авторов и с указанием их имени. Либо же при наличии ссылки (линка) на эту рассылку.

Ведущий рассылки: Айдын Али-заде
Сайт рассылки: Ислам как он есть




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное