Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ислам - религия истины

  Все выпуски  

Ислам - религия истины


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 


ИСЛАМ - РЕЛИГИЯ ИСТИНЫ N71

13 Зульхиджа 1423 года хиджры (14.02.03)

 

Хусейн Хамид Хассан
ПРИНЦИП РАВЕНСТВА В ИСЛАМЕ

В данной сфере слава Ислама и величие его шариата проявились так же ярко, как и в других областях. Впервые в истории Ислам предстал как источник милости для всего мира, как религия, обращенная ко всему человечеству и считающая всех людей на земле равными друг другу. Шариат не делает различий между людьми на основании их происхождения, этнической принадлежности, цвета кожи или языка. Человек как тако-вой наделен определенными правами и одновременно должен выполнять определен-ные обязательства.

Всевышний говорит в Священном Коране: "О люди! Мы создали вас мужчиной и жен-щиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - cамый благочестивый". (49:13).

Подчеркивая важность этой идеи, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал во время Прощального хаджа: "О люди! Поистине, ваш Господь - один, и ваш отец - один. Ни один араб не имеет преимущества перед неарабом, но и неараб не имеет преимущества перед арабом; черный не имеет никакого преимущества перед красным, и красный не имеет преимущества перед черным, кроме как в вопросах бла-гочестия и богобоязненности ". Здесь мы впервые в истории встречаем объявление
принципа равенства всех людей перед Законом Аллаха, независимо от расы, нацио-нальности, происхождения, социального и материального положения.

Принцип равенства, как он провозглашен Исламом, не являлся абстрактной идеей по-добно тому, как это было в революционных лозунгах или в международных деклараци-ях прав человека. Ислам практически претворил этот принцип в жизнь в обществе, в котором в то время существовала жесткая дискриминация по признакам происхожде-ния, расы и имущественного положения людей.

Само возникновение общины, в которой бывшие рабы Биляль Аль-Хабаши, Сухейб Аль-Руми, Салман аль-Фарси, Хаббаб ибн аль-Арат и Альмар ибн Якир стояли рядом с халифами-правителями мусульман Омаром ибн Аль-Хаттабом, Османом ибн Аффаком и Абу Суфьяном, является убедительным доказательством того, что национальные и этнические предрассудки были отброшены, и их место заняла единственно возможная связь между людьми - вера в единственного Господа под общим знаменем Ислама и одна система жизни - шариат, ниспосланный Аллахом.

Шариат не делает различий между людьми; он, наоборот, считает их всех равными. Ислам не признает разницы между правителем и подданным, знатным человеком и простолюдином, сильным и слабым.

1. Всевышний упрекал Своего Пророка, за то, что он уделил больше внимания вождям курайшитов, чем слепому бедняку (Ибн Мактум или Амр ибн Кейс), попросившему Му-хаммада научить его тому, что открыл ему Аллах. В тот момент Пророк беседовал с вождями и старейшинами курайшитов с целью склонить их к Исламу, и поэтому, когда Ибн Мактум перебил его, Пророк выразил свое неудовольствие тем, что отвернулся от Ибн Мактума, продолжив разговор с вождями курайшитов. По этому поводу были ни-спосланы следующие аяты Корана: "Он нахмурился и отвернулся от того, что подошел к нему слепой. А что дало тебе знать, -может быть, он очистится [имеется в виду - в
духовном смысле], или станет поминать увещевание, и поможет ему воспоминание. А вот тот, кто богат, к нему ты поворачиваешься, хотя и не на небе лежит [вина], что он не очищается [духовно]. А тот, кто приходит к тебе со тщанием и испытывает страх, - ты от него отвлекаешься. Но нет! Это ведь напоминание..." (80:1-11).

2. Пророк прилагал все усилия, чтобы претворить в жизнь принцип равенства, провоз-глашенный шариатом, и уничтожить всякого рода дискриминацию. Например, он не ко-лебался ни минуты, когда потребовалось применить этот принцип в отношении знатной женщины из семьи курайшитов, совершившей кражу. Люди, начали заступаться за нее перед Пророком, вынесшим решение отрубить ей руку. Тогда Пророк обратился к ним: "Бывшие до вас народы погибли, так как прощали воров из знатных семей и наказыва-ли тех, кто происходил из низов. Клянусь Аллахом, даже если дочь
Мухаммада Фатима совершит кражу, я отрублю ей руку" (этот хадис приведен Бухари в "Китаб алъ-Анбия" и Муслимом в "Китаб Аль-Худуд").

3. Абу Зар рассказывал, что он однажды в присутствии Пророка поссорился с одним человеком, назвав его "сыном черной женщины". Пророк сказал: "Ты допустил неспра-ведливость. Сын белой женщины не имеет никаких преимуществ перед сыном черной женщины". Абу Зар рассказывает, что тогда он лег на землю и попросил обиженного поставить ногу на его щеку. (Данный хадис приводит Ибкуль Мубарак В "Аль-Бирр вас - Силях").

4. Известную историю о Джебелле ибн Аль-Айхаме стоит послушать тем, кто утвержда-ет, что принцип равенства впервые провозглашен в Европе. Однажды кочевник насту-пил на одежду Джебеллы во время тавафа (обхода Каабы при совершении хаджа). Джебелла за это ударил кочевника по лицу, и тот подал жалобу халифу Омару ибн аль-Хаттабу. Халиф приказал наказать Джебеллу.

Сам Джебелла, принадлежавший к знатной семье, не мог допустить, чтобы его наказа-ли из-за какого-то кочевника, и бежал на территорию римлян, где принял христианство. Через некоторое время он пожалел о своем решении и сложил следующие строки: "Знатный человек принял христианство,чтобы избежать битья. Но не было бы ничего страшного, если бы он стерпел его".

5. Одно из основных положений шариата гласит, что ни личность, ни положение, ни бо-гатство пострадавшей стороны не учитывается при назначении компенсации при раз-боре дел в суде в отличие от положений, предусмотренных созданными людьми зако-нами. Размер компенсации определяется лишь на основании характера нарушения. Таким образом, нет разницы в размере выкупа за убийство знатного или простого че-ловека. Точно так же, если в наши дни рабочий и директор компании в результате не-счастного случая каждый потеряют руку, размер компенсации, назначаемой им, должен
быть одинаковым. Эта идея подтверждается следующим хадисом: "Кровь всех мусуль-ман имеет одну и ту же ценность. Они все объединены вместе против врагов, и даже самый низкий по положению из них может заключать соглашение от их имени" (данный хадис приводится Абу Даудом в "Китаб аль-Дият)".

Принцип равенства перед законом означает, что подход к людям одинаков, для закона нет знати и простонародья, белых и черных и т.д. Все люди должны подпадать под действие одного и того же кодекса законов, и при решении всех юридических и судеб-ных вопросов должен соблюдаться принцип равенства. В применении закона не должно быть никакой дискриминации, он должен быть одинаково строг и справедлив для бед-ных и богатых, знатных и простолюдинов, белых и чернокожих, грамотных и
неграмотных, арабов и неарабов.

Шариат утвердил и упорно отстаивал этот принцип еще четырнадцать столетий тому назад. Пророк применял этот принцип в своей деятельности, и его сподвижники шли по его стопам и также претворяли в жизнь эту основную правовую норму Ислама. Приве-дем несколько примеров.

1. Незадолго до смерти, будучи тяжело больным, Пророк вышел из дома, поддержи-ваемый Аль-Фаулем ибн Аббасом и Али ибн Абу Талибом, и присел на возвышение и мечети. Затем он сказал: "О люди! Если я отстегал кого-то по спине, он должен прийти и тоже ударить меня по спине. Если я оскорбил кого-то, пусть он оскорбит меня, а если я взял чью-то собственность, ему тоже разрешается взять из моей собственности, при этом он может не бояться моего гнева, так как не пристало затаивать подобные чувства против кого бы то ни было. Пусть все знают, что самый дорогой для меня человек
из вас - это тот, кто забирает у меня что-то по праву, если он действительно прав, и прощает меня, чтобы я мог встретиться с моим Господом с чистой душой".
Затем Пророк сошел с возвышения и возглавил молитву Зухр, после чего сел на преж-нее место и еще раз повторил для народа то, что сказал ранее, (данный хадис приво-дится в трудах Ибн аль-Асира, Аль-Табарани, Ибн Саада).

2. Абу Бакр вскоре после того, как стал халифом, поднялся на возвышение в мечети и сказал:"Меня назначили вашим руководителем, хотя я не лучший из вас. Если вы уви-дите, что я иду правильным путем, то помогите мне. Но если вы увидите, что я посту-паю неверно, остановите меня. Подчиняйтесь мне, пока я подчиняюсь Аллаху, но если я ослушаюсь Аллаха, то вы не обязаны следовать за мной. Знайте, что самый сильный из вас - это слабый, которому я поручу исполнять какие-либо обязанности (т.е. руково-дить другими); а самый слабый из вас - это сильный, которого я лишу прав руководить. Вот что я хотел сказать вам, и я прошу у Аллаха прощения и для себя, и для вас" (дан-ный хадис передан Аль-Табарани в "Тарик аль-Русуль аль-Мулюк").

3. Халиф Омар ибн Аль-Хаттаб обычно приказывал наместникам провинций собирать-ся в Медине во время хаджа. Тогда он обращался к паломникам: "О люди! Я послал своих наместников не для того, чтобы они отнимали у вас богатство или притесняли вас. Я направил их обеспечить мир и безопасность и распределять среди вас добычу. А если кто-нибудь претерпел от них несправедливость, пусть встанет". Встал лишь один человек и сказал: "О повелитель правоверных! Твой наместник наказал меня ста ударами кнутом". Омар спросил наместника , за что был наказан этот человек, и нака-зал самого наместника. Амр ибн Аль-Ас встал и сказал: "О повелитель правоверных! Если ты будешь продолжать поступать так, то слишком много людей будет приходить к тебе, и это станет традицией, которой будут следовать те, кто придет после тебя".
Омар ответил: "Как я могу не наказывать людей за их несправедливость, если я сам видел, как Пророк просил наказать его самого?" (данный хадис приводит Ибн Саад в "Аль-Табакат Аль-Кубра").

4. Анас рассказывал, что однажды к халифу Омару ибн аль-Хаттабу пришел человек и сказал: "О эмир верующих! Я пришел к тебе пожаловаться на несправедливость". Омар ответил: "Ты пришел по адресу!" Тогда человек продолжил: "Я участвовал в скачках вместе с сыном Амра ибн Аль-Аса (наместника Египта) и выиграл их, однако он стал бить меня кнутом, говоря, что он сын благородных родителей".
Омар направил Амру послание с приказом явиться в Медину вместе с сыном. Когда тот прибыл, Омар приказал египтянину взять кнут и отстегать сына Амра. Египтянин начал бить его кнутом, а Омар при этом говорил: "Бей сына неблагородных родителей". Анас говорил, что он бил его, пока все не попросили, чтобы он это прекратил. Тогда Омар сказал египтянину, чтобы он ударил Амра, но египтянин ответил: "Меня побил его сын, и теперь я отомстил". Омар спросил Амра: "С каких же пор ты сделал рабами людей, рожденных их матерями свободными людьми?" Амр ответил: "Я не знал об этом слу-чае, египтянин не приходил ко мне" (данный хадис приводится Ибн абд аль-Хакамом в
"Мунтахаб Канз Аль-Уммал").

5. Абдаллах ибн Омар рассказал, что однажды его брат Абдуррахман (т.е. сын халифа Омара) вместе с Абу Сарваа пили вино и опьянели. Это случилось в Египте в период правления халифа Омара. На следующее утро, они отправились к наместнику Египта Амру ибн Аль-Асу и сказали: "Дай нам очищение, так как мы были пьяными от вина". Абдаллах сообщает, что его брат рассказал ему об этом случае, и он, не зная, что на-местник уже знает об этом, велел ему войти в дом, чтобы самому очистить его. А затем брат сказал Абдаллаху, что он уже рассказал все наместнику. Абдаллах предложил ему не брить голову перед людьми, так как он сам сделает ему это (дело в том, что обычно обвиняемым брили головы дополнительно к наказанию, предусмотренному Кораном). Абдаллах сообщил, что брат зашел в дом, и он побрил ему голову сам. Затем Амр на-казал нарушителей. Но когда сам Омар узнал об этом происшествии, он написал Амру и потребовал срочно прислать Абдуррахмана. Когда тот прибыл в Медину. Омар побил его сам кнутом, так как тот был его сыном" (хадис передан Абдурразаком и аль-Байхаки в "Мунтахаб Канз аль-Уммаль").

6. Про Омара рассказывают, что он сказал дяде Пророка со стороны матери Сааду ибн Вухейбу: "О Саад! Не гордись тем, что ты дядя или сподвижник Пророка, так как Всемо-гущий Аллах не простит тебе греха, если ты будешь несправедлив; он простит грех только тогда, когда ты совершишь благочестивый поступок. Всемогущий Аллах призна-ет только тех, кто подчиняется и покоряется Ему. Люди, будь то знатные или простые, равны перед Аллахом, так как Он - их Господь, а они Его слуги. Они различаются толь-ко своим поведением и получают от Него воздаяния за свою покорность"
(хадис передан Ибн Джариром).

Принцип равенства перед судом означает, что суд должен быть один для всех обви-няемых. Ислам никогда не позволял создавать специальные суды для правителей или наместников; он никогда не давал никаких привилегий какой-либо социальной группе, как было зачастую принято при других государственных системах. Так поступали во Франции перед революцией, и сейчас во многих западных демократических странах руководителя судят в специальном суде, действующем на основании особых правил, и определенные привилегированные группы, например, судьи или члены парламентов,
могут предстать перед судом только в исключительных случаях.

Ислам же в вопросах, связанных с отправлением правосудия не признает никаких раз-личий между людьми разного происхождения, расы, социальной принадлежности, цве-та кожи или богатства.Пророк в Медине обычно сам вершил суд и разрешал споры. В соглашении о мире между мухаджирами (сподвижники Пророка, переселившиеся с ним в Медину) и коренными мединцами говорилось: "Любой спор или разногласия, которые могут привести к беспорядкам и нарушению мира между сторонами данного соглаше-ния, будут представляться (для разрешения) Аллаху и Его Посланнику".
Это означало, что Пророк олицетворял собой единственную судебную власть для всего народа; такая судебная система известна сегодня как унитарная.

Омар говорил одному из своих судей: "Обращайся со всеми людьми одинаково, чтобы никто из знати не мог вовлечь тебя в несправедливость и никто из слабых не был раз-очарован в твоем правосудии ".

Согласно шариату халифы, правители и наместники представали перед обычным су-дом и судились по справедливости. Например, халиф Али ибн Абу Талиб потерял свой щит, а потом обнаружил его у иудея, заявившего, что он принадлежит ему . Дело рас-сматривалось судьей, который принял решение в пользу иудея против халифа Али.

Шааби рассказывает: "Однажды возник спор между Омаром и Убайем ибн Каабом. Омар попросил его назвать человека, который мог бы разрешить спор, и они оба согла-сились, что это может сделать Зейд ибн Сабит. Они отправились к нему, и Омар обра-тился к Зейду со словами: "Мы пришли к тебе уладить наш спор, так как ты достоин сделать это". Когда они вошли в дом, Зейд попросил Омара сесть на возвышение. Омар ответил: "Это первая несправедливость в твоем суде. Я сяду рядом со своим противником". И они сели перед Зейдом. Убай высказал свои аргументы, а Омар отверг их. Зейд повернулся к Убаю и сказал ему: "Избавим повелителя верующих от принесе-ния клятвы; этой услуги я бы не просил у тебя ни для кого другого". Но Омар принес клятву, а для себя решил, что Зейд не может быть судьей, пока не будет обращаться с ним, как с любым другим мусульманином" (Данный хадис приводится Ибн Асакиром, Саидом ибн Мансуром и аль-Байхаки).

История свидетельствует, что во время правления халифа Аль-Мансура группа людей подала прошение, требуя восстановления своих прав, судье Мухаммаду ибн Омару Аль-Тальки. Поскольку жалоба была на халифа, судья послал за ним, и халиф явился в суд. Судья попросил его сесть рядом с истцами. Выслушав обе стороны, судья принял решение против халифа. Когда халиф вернулся к себе, он послал за судьей. Тот, хотя и боялся наказания, пришел к нему. Халиф сказал: "Да вознаградит тебя Аллах за пре-данность твоей вере, пути твоего Пророка и за твое образцовое поведение".

Соблюдать принцип равенства при назначении на государственные должности означа-ет предоставлять тем, кто обладает соответствующей квалификацией и профессио-нальными качествами, равные возможности, чтобы важные административные посты не стали монополией определенного класса, расы, национальности и т.д. Этот принцип предполагает предоставление равных прав, равной оплаты и одинаковых льгот всем, кто имеет одинаковую квалификацию и одинаковый опыт.

Ислам утвердил этот принцип и осуществил его на практике более чем за тысячу лет до того, как его осознали созданные людьми исполнительные системы власти. Этого принципа не существовало ни в одной системе до Ислама, он не нашел себе места и в современных Исламу системах. Все они предоставили право занимать государствен-ные должности определенному классу или группе общества по признаку особого соци-ального или финансового положения, национальному и т.д. Эта дискриминация по-прежнему существует в так называемых наиболее цивилизованных странах мира.

В соответствии с главными целями, основными принципами, а также детальными по-ложениями и правилами шариата Исламское государство обязано обеспечить равные возможности всем мусульманам при назначении на государственные должности. Если власти назначают кого-либо на должность, но при этом имеется другой человек, обла-дающий большим опытом и способностями, то они отнеслись к своим обязанностям небрежно и превысили своих полномочия.

Перед назначением на должность Ислам установил ряд условий и предварительных требований, таких как благочестие, искренность, честность, способность нести ответст-венность. Только благочестия и искренности недостаточно, если должность, требует глубоких знаний, квалификации и опыта. В этой связи Всемогущий Аллах упоминает историю Мусы (Моисея) и дочери Шуайба, когда она попросила своего отца взять Мусу на работу и назвала причины своей просьбы: "Отец мой, найми его: ведь он - лучший, кого ты можешь нанять, сильный и верный" ("Рассказ", 28-26).
В этом аяте сила Мусы свидетельствует о его способности нести ответственность, воз-ложенную на него, а верность - о богобоязненности.

В том же контексте следует рассматривать слова Аллаха, когда Он говорит о качествах Талута, которые делают его способным стать царем сынов Исраила: "Аллах его избрал над всеми и увеличил ему широту в знании и теле" ("Корова", 2:247).

Обширность знаний означает признание Всемогущего Аллаха и знание Его религии, а также того, что Он сделал разрешенным, а что запрещенным. Физическая же сила де-лает Талута способным выполнять свои обязанности. Качества, требуемые от каждого работающего, различаются в зависимости от характера поручаемой работы.

Ислам обязывает правителя мусульман подбирать на каждую должность наиболее подходящего и высококвалифицированного человека, способного выполнять обязанно-сти наилучшим образом. При этом не должны учитываться ни родственные связи, ни самое высокое социальное положение, ни богатство, ни расовая или национальная принадлежность. Ниже мы приводим ряд примеров применения этого принципа в Ис-ламе.

1. Абу Зар рассказывал, что однажды он попросил Пророка назначить его на какую-либо государственную должность. Пророк похлопал его по плечу и сказал: "О Абу Зар! Ты слабый человек, а ведь это (должность) - доверенное имущество (от Аллаха). В Судный день все может обернуться позором и раскаянием, если эту должность чело-век, не получит заслуженно и не будет безукоризненно выполнять свои обязанности.

2. Ибн Аббас передал, что Посланник Аллаха сказал однажды: "Если кто-то назначил одного из мусульман на должность, хотя есть человек, более благочестивый и угодный Аллаху, то назначивший совершил предательство Аллаха и Его Посланника".

3. Пророк всегда определял на государственные должности наиболее знающих и опыт-ных людей. Так командующим войском он назначил Халида ибн Валида за его военное мастерство и знания, а не какого-либо ветерана из числа мухаджиров и ансаров. Точно так же он сделал главнокомандующим своего войска Усаму ибн Зейда за его выдаю-щиеся военные способности.

4. Язид ибн Абу Суфьян рассказывал, что Абу Бакр, направляя его в Сирию, сказал ему: "О Язид! Чего я больше всего боюсь, это того, что ты под давлением родственни-ков будешь назначать их на ответственные должности, предпочтя их другим мусульма-нам. А Посланник Аллаха говорил: "Если кто-нибудь занимает государственную долж-ность и сам назначает другого без учета его достоинств, он будет наказан Аллахом, и от него не будет принято никакой компенсации взамен, и он будет брошен в адский огонь ".

5. Абу Хурейра рассказывал: "Однажды Пророк разговаривал с людьми, когда к нему подошел бедуин и спросил: "Когда будет Судный день?" Пророк как ни в чем не бывало продолжал свою беседу. Некоторые подумали, что Пророк услышал вопрос, но он ему не понравился. Другие решили, что Пророк вообще не расслышал вопроса. Закончив говорить, Посланник Аллаха спросил о том самом бедуине, бедуин отозвался. Тогда Пророк сказал: "Когда доверием злоупотребляют, тогда ждите Дня суда". Бедуин спро-сил: "А как им злоупотребляют?" Пророк ответил: "Когда государственные должности отдаются не заслуживающим этого и неопытным людям, тогда и ждите Дня суда".

По всем этим причинам мусульманские правоведы однозначно придерживаются мне-ния, что в обязанности правителя мусульман входит подбирать и назначать на каждую государственную должность наиболее квалифицированных и подходящих людей, что находится в полном соответствии со следующим предписанием Корана: "Аллах, поис-тине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам
его" ("Женщины", 4:58).

Итак, назначение на государственные должности заслуживающих этого людей без вся-кой дискриминации по каким бы то ни было признакам является обязанностью прави-теля Исламского государства.

Ведущий рассылки: Айдын Али-заде
Сайт рассылки: Ислам как он есть




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное