Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Мы поздравляем Вас с новым годовым циклом изучения Торы. С Божьей помощью будем посылать Вам короткие статьи о Недельных главах Торы. Будем рады получить Ваши пожелания, а также можете задавать вопросы непосредственно Раву Зильберу

Sincerely yours,
Yehuda Leib Avrech
yavrech@toldosyeshurun.org

Рав  Ицхак Зильбер

БРЕШИТ

Первая книга Торы “Брешит” (“В начале”) сообщает о создании мира и сотворении первого человека — Адама, который будет жить в этом мире и служить Всевышнему.

Из потомков Адама на земле остались только Ноах с женой и трое их взрослых сыновей с женами. От них и происходят все народы нашей планеты.

В десятом от Ноаха поколении родился Авраhам, ставший первым евреем. В отличие от своих современников он пристально вглядывался в мир и осознал, что его существование было бы невозможно без Создателя и Руководителя. Поняв это, Авраhам стал пропагандировать свои убеждения, то есть распространять веру в единого Творца. Создатель заключил с Авраhамом и будущим его потомством союз навеки, и обрезание — знак этого союза.

Всевышний обещал Авраhаму, что тот станет отцом вечного народа, который никогда не оставит свою веру в Б-га, и что ему навеки отдается земля Кнаан (так называли Эрец-Исраэль). Нерушимость этого союза Б-г подтвердил сыну Авраhама Ицхаку и внуку Яакову.

Книга “Брешит” охватывает период примерно в 2300 лет и кончается тем, что Яаков и семьдесят его детей и внуков покидают Эрец-Исраэль, где разразился жестокий голод. Они приходят в Египет.

В НАЧАЛЕ

Тора начинается с рассказа о сотворении мира и сразу сообщает нам, что мир создан из абсолютного “ничего”. Первая книга Торы, как и первая недельная глава этой книги, так и называются — “Брешит” (“В начале”).

Первое слово в Торе — слово “брешит”, а первая в ней буква — буква “бет”. В любом издании, в каждом свитке Торы, какой бы мы ни взяли в руки, — эта буква в этом слове в этом месте больше соседних по размеру. Человек, читающий только на иврите, никак, конечно, не может предположить, что это заглавная буква, ну а нам придется напомнить себе, что в иврите нет прописных и строчных букв. Так что же тогда? Почему “бет” больше других букв? В тексте Торы прихоти исключены — ее написание, как и мелодика чтения каждого ее стиха, строго следуют традиции, которой уже около 3300 лет, и каждая деталь традиции имеет объяснение. Значит, если “бет” выделена, это не случайно. Она должна нам что-то подсказать.

Человеческий ум ограничен. Есть вещи, понять которые нам не дано. Может ли котенок разобраться в устройстве самолета? Может ли муравей осмыслить поведение человека? Есть граница и возможностям нашего разума. При всей способности абстрагировать, в конечном итоге мы обобщаем лишь то, что видим, слышим, осязаем, т.е. то, что ощущаем нашими органами чувств. Может ли наш мозг сформировать представление о том, что было до сотворения мира? Мы материальны, а формы существования материи — время и пространство. Поэтому бесполезны попытки представить себе, что было до начала времен, или понять, где кончается пространство. Об этом и говорит нам буква “бет”. Закрытая сверху, снизу и справа и открытая слева (по ходу чтения строки в Торе), она показывает, что мы находимся внутри сотворенного мира и потому можем представить себе то, что было после, но не до его сотворения.

“И сказал Б-г (в смысле — приказал, велел, и Его воля исполнилась): да будет свет. И стал свет” (1:3).

Люди лишь сравнительно недавно поняли, что свет — это проявление глубинного внутриатомного процесса, когда при переходе электрона с одной орбиты на другую квантами выделяется энергия в виде света. Ученые считают, что на солнце постоянно происходят термоядерные реакции. Ежесекундно 4 000 000 тонн массы переходят в энергию, и это — источник солнечного света и тепла. Значит, мы можем предположить, что как только “сотворил Б-г небо”, т.е. солнце, звезды и все остальные небесные тела, они стали светить. Но нет. Тора говорит нам, что процессы выделения света начались только в четвертый день. И потому существует принципиальная разница между светом в первые три дня творения и светом потом. В первые три дня после 12 часов абсолютной темноты всю землю на 12 часов как бы окутывал световой слой. А начиная с четвертого дня творения часть земли, обращенная к солнцу, постоянно оставалась освещенной. Возможно, именно об этом говорит псалом 104:2: “Окутал светом, как плащом, простер небеса, как завесу”.

Таким образом, в первый день были сотворены материя, движение и свет и установлено четкое разделение между светом и тьмой в виде дня и ночи.

Мидраш интересно трактует слово “шамаим” (“небо”) как эш плюс маим, т.е. огонь плюс вода. Он указывает, что Б-г соединил огонь с водой, и это стало сводом, окутывающим земной шар (1:8). Огонь — это кислород, ведь горение — реакция соединения с кислородом, а вода — водород, из которого, как мы уже говорили, в основном состоят верхние слои атмосферы-свода и отделенные им, сводом, “верхние воды”.

Предоставлено:рав Ицхак Зильбер ©    www.ToldosYeshurun.Org

Математические начала натуральной философии

из книги Рава Ицхака Зильбера
...чтобы ты остался евреем (http://www.toldosyeshurun.org/rus_b_main.php )

По окончании университета я хотел поступить в аспирантуру. Это избавило бы меня от необходимости пойти на работу. Профессор считал меня подходящим для себя аспирантом и в сорок третьем, во время войны, подал заявку на аспиранта, уверенный, что, если заявку удовлетворят, он сможет меня принять. Я сдал экзамены в аспирантуру, но у Чеботарева с заявкой не вышло. Единственное место аспиранта отдали выпускнику Ленинградского института, эвакуированного в Казань. Весь мой труд по сдаче экзаменов, и немалый, пропал даром. Получив это известие, я пришел домой, поднял руки: «Барух га-Шем! Раз меня не приняли, значит, так лучше». И действительно – вскоре мне понадобилось много свободного времени. Заболел отец, надо было за ним ухаживать – в любом случае я не смог бы учиться в аспирантуре.

Но профессор меня не забывал (вообще мы, хотя и – по житейским обстоятельствам – все реже, продолжали встречаться до самой его смерти). Благодаря Николаю Григорьевичу я стал свидетелем удивительного случая.

Первый год моего учительствования подходил к концу, когда началась война.

Во время войны почти вся Академия наук СССР эвакуировалась в Казань. В сорок третьем году Академия торжественно отмечала трехсотлетие со дня рождения Ньютона. Мой учитель Н. Г. Чеботарев был одним из докладчиков на торжественном заседании. По его ходатайству я получил специальный пропуск на заседание, хотя в зале сидели только сотрудники Академии, и не рядовые.

Выступал академик Вавилов, президент Академии. Он произнес примерно следующее: «Волосы встают дыбом при мысли о гениальности Ньютона, который почти на три века предвосхитил теорию света» – и привел цитату из книги Ньютона «Математические начала натуральной философии». Я вздрогнул, услышав ее: «Вы не найдете во Вселенной места, где между любыми двумя точками не действовали бы силы: притяжения или отталкивания, электрические или химические... Я вижу в этом вездесущие Б‑га».

Вы и представить себе не можете, каким риском было произнести такие слова в той стране и в то время! Докладчик легко мог бы избежать этого риска, опустив эти слова. Но он их произнес! А я их слушал и думал: «Вся земля полна славы Его!» (Ишаяу, 6:3).

Предоставлено:рав Ицхак Зильбер ©   www.ToldosYeshurun.Org


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное