Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Рав Ицхак Зильбер

ЛЕХ ЛЕХА

Недельная глава “Лех леха” (“Иди себе”) рассказывает о первом еврее — Авраhаме-авину.

Авраhам родился в 1948 г. от Сотворения мира. Очень рано стал он задумываться над тем, как возникло все существующее. Ход его мыслей не устарел до сих пор.

“И сказал Г-сподь Авраму...: “Подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты [находишься], на север и на юг, на восток и на запад. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее, и твоему потомству навеки. И сделаю потомство твое, как прах земной. Так, если сможет кто-либо счесть прах земной, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди эту землю в длину и в ширину, ибо тебе Я дам ее” (13:14-17).

Авраhам прошел по Эрец-Исраэль вдоль и поперек, обозначив этим, что здесь будут жить его дети — еврейский народ.

“Тебе дам ее, и твоему потомству навеки” — следовательно, народ еврейский вечен и земля принадлежит ему навеки. Мы изгнаны из нее за грехи, но нам твердо обещано, что Б-г вернет нас в нашу страну. И вот после почти двухтысячелетнего изгнания мы возвращаемся. Есть ли еще в мировой истории подобный пример? И кто из народов того времени сохранился как народ, с верой своих предков?

Б-г говорит Авраhаму: “Сделаю потомство твое, как прах земной”. А в другом месте в Торе сказано: “как звезды в небе”, “как песок на морском берегу”. Смысл одинаков — потомство будет многочисленным, но сравнения разные. Почему?

Очевидно, речь идет о разных периодах. Бывали времена (например, в правление царей Шломо, Йошафата, Узияhу), когда евреи процветали, когда народы восхищались жизнью евреев и учились у них, когда они были, “как звезды небесные”, дающие свет.

Бывали времена, когда евреям сравнительно недурно жилось в изгнании. Правда, евреев не любили, во многом ограничивали, замышляли против них злые козни, но невидимая рука не допускала осуществления коварных планов. Так морские волны набегают на песок, но каждый раз откатываются обратно.

Самые страшные времена — когда евреев топчут, как землю, как “прах земной”, когда евреев уничтожают. Но существует непреложный закон: всякий, “попиравший” землю, в конце концов в землю ложится. И еще одно свойство есть у земли: зарой в нее железо, медь — они истлеют, но земля, какой была, такой и будет. Могущественные правители, вознамерившиеся уничтожить евреев, никогда добром не кончают, и последующие поколения предают их имя позору. Сильнейшие идеологические движения, не признающие единого Б-га, терпят крах и развеиваются без следа, а вера в Б-га и в Б-жественное происхождение Торы остается навек.

“И был Аврам девяноста девяти лет, и явился Б-г Авраму и сказал ему: Я Б-г Всемогущий. Ходи предо Мною и будь непорочен. И Я заключу завет Мой между Мною и тобой, и умножу тебя чрезвычайно. И пал Аврам на лицо свое, и говорил с ним Б-г так: Я — вот Мой завет с тобой, и ты будешь отцом множества народов. И не называться тебе впредь Аврамом, но будет твое имя Авраhам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И распложу тебя чрезвычайно, и произведу из тебя народы, и цари произойдут из тебя. И Я установлю Мой завет между Мною и тобою и между твоим потомством после тебя в их поколениях заветом вечным: быть для тебя Б-гом и для потомства твоего после тебя. И Я дам тебе и потомству твоему после тебя землю проживания твоего, всю землю Кнаана, во владение вечное, и Я буду им Б-гом” (17:1-8).

Смена имени “Аврам” на “Авраhам” объясняется так: до сих пор Аврам был духовным отцом местности Арам (Месопотамии) — Ав-Арам, теперь же у него родится сын Ицхак, от которого, в свою очередь, произойдут еврейский народ (потомки его сына Яакова) и эдумийский (потомки его сына Эсава). Авраhам станет отцом множества народов — Ав-hамон (hамон на иврите означает “множество”, “толпа”). Но букву “р” — она озвучена как “ра” — из имени не выкинули, и получилось “Авраhам”.

Что значит выражение: “...заветом вечным: быть для тебя Б-гом и для потомства твоего”? Это — гарантия вечности еврейскому народу. Но ведь такую гарантию Авраhам уже получил! Здесь это — гарантия вечности евреям как народу, который будет нести в мир веру в Единого Б-га, продолжать дело Авраhама. (Каждый раз, когда вам кажется, что вы встречаетесь в Торе с повтором, знайте: у него есть дополнительное значение, какая-то новая сторона, хотя мы, может быть, не всегда будем говорить об этом.)

А как понять: “И Я дам тебе и потомству твоему... всю землю Кнаана во владение вечное”? Выше мы уже говорили: это — гарантия возвращения, если по какой-то причине мы будем изгнаны из страны. То, что мы с вами видим сейчас, — это начало возвращения, приближение конца галута (изгнания). Б-г собирает евреев из разных мест в Эрец-Исраэль.

Уточним теперь, о каком потомстве Авраhама идет речь: ведь у него было два сына — Ицхак и Ишмаэль.

В этой же главе, в стихах 19-21, мы читаем:

“И сказал Б-г: Однако Сара, твоя жена, родит тебе сына, и ты назовешь его именем Ицхак, и Я установлю Мой завет с ним заветом вечным для потомства его после него. Что же до Ишмаэля... Я сделаю его плодовитым и умножу его чрезвычайно. Двенадцать князей породит он, и Я сделаю его большим народом. Но Мой завет установлю Я с Ицхаком”. Итак, речь идет о еврейском народе, о потомках Ицхака.

Непосредственно за фразой “и Я дам тебе ... всю землю Кнаана во владение вечное” следует заповедь об обрезании. Это придает еще один смысл полученному Авраhамом обещанию, и он указывает на прямую связь между обрезанием и пребыванием в Эрец-Исраэль.

“И сказал Б-г Авраhаму: А ты завет Мой соблюдай, ты и потомство твое после тебя в их поколениях. Вот завет Мой... Обрезан да будет у вас всякий мужского пола... и это будет знаком завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в поколениях ваших всякий мужского пола... и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным” (17:9-13).

Надо сказать, что потомки Авраhама ишмаэлиты — арабы — в память о своем происхождении от Авраhама тоже делают обрезание, хотя долгое время были язычниками. Но они совершают обрезание несколько иначе, чем евреи.

“И Авраhаму было девяносто девять лет при обрезании крайней плоти его. А Ишмаэлю, сыну его, было тринадцать лет при обрезании крайней плоти его. В тот самый день обрезан был Авраhам, и Ишмаэль, его сын” (17:24-26).

Так кончается глава.

В древней кабалистической книге “Зоhар” содержится абсолютно точно исполнившееся предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев.

Однажды (около 1800 лет назад) р. Йоси и р. Хия, идя по дороге, говорили о Торе (диврей Тора — буквально: “слова Торы”). Дойдя до слов “И была Сарай бесплодна, нет у нее ребенка” (11:30), “стал р. Хия вздыхать и плакать:

— Несчастно то время, несчастен тот день, когда Агарь родила Ишмаэля (от которого ведут свой род арабы. — И.З.)!

— Почему? — спросил его р. Йоси. — Ведь потом Сара родила, да еще какого сына!

— Да, — отвечает р. Хия, — ты видишь, и я вижу, но я слышал об этом от р. Шимона (бар Йохая. — И.З.). И я плачу о том времени, когда Сара была бездетна. Ибо Сара, видя, что не появляются у нее дети, предложила Авраhаму свою служанку Агарь в наложницы, и та родила ему Ишмаэля. Авраhам просил Б-га за Ишмаэля, и Всевышний ответил ему: “А про Ишмаэля Я услышал тебя; вот, Я благословил его, и распложу его, и многократно умножу; двенадцать князей произведет он, и сделаю Я его великим народом. А союз Свой заключу с Ицхаком, которого родит тебе Сара” (17:20,21).

Ишмаэль был обрезан. Его ангел-покровитель спрашивает у Б-га: “Тот, кому делают обрезание, должен ли получить от Тебя награду?” Ответил Всевышний: “Да”. Снова спросил ангел: “Почему же Ты не награждаешь Ишмаэля?” Ответил Б-г: “Они делают обрезание, однако не так, как положено. Кроме того, сыновей Ицхака обрезают на восьмой день, а мальчикам в роду Ишмаэля делают обрезание гораздо позже”. Сказал ангел: “Все равно им полагается какое-то поощрение за исполнение Твоей воли”. (И Всевышний согласился с ним. — И.З.)

В этом-то и причина моих слез! Как поступил Всевышний с детьми Ишмаэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец-Исраэль на то время, пока страна будет пустовать. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. И они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Сыны Эдома (потомками Эдома-Эсава еврейская традиция считает европейские народы. — И.З.) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но не добьются успеха. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но сыны Эдома не получат ее (в качестве примера такой борьбы европейцев за обладание Святой Землей можно назвать крестовые походы. — И.З.)” (Зоhар, Шмот — Ваэра, 32а).

Другими словами, р. Хия плакал, ибо предвидел зло, которое причинят ишмаэлиты сынам Израиля, он оплакивал евреев, погибших уже в наше время от рук детей Ишмаэля! (Заметьте, что он предвидел и такие исторические события, как войны европейцев за Эрец-Исраэль!)

Любопытно, что многие политики, экономисты и социологи прошлого века (в их числе и немецкий писатель и общественный деятель, еврей Макс Нордау) считали, что главное — получить согласие европейских народов на заселение Палестины евреями (“чартер”), а уж с арабами проблем не будет: они близки евреям по религии и происхождению, евреи принесут им все достижения цивилизации, все блага процветающей экономики — очевидно, что у евреев с арабами должны сложиться наилучшие отношения. Но эти прогнозы не оправдались. События развивались именно так, как сказано было много лет назад в книге “Зоhар”.

И еще несколько слов об обрезании. В СССР многие евреи боялись делать обрезание. И вот мы дожили до того часа, когда евреи, приезжающие из бывшего Советского Союза, делают обрезание массами. Как тут не вспомнить, что перед выходом из Египта все евреи сделали обрезание, принесли пасхальную жертву и ели мясо животного, священного для многих египтян.

В заслугу “крови обрезания и крови пасхальной жертвы” евреи и вышли из рабства. И выполнение этой заповеди укрепит их на родной земле.

Предоставлено:рав Ицхак Зильбер ©    www.ToldosYeshurun.Org

 

Обрезания сотрудника НКВД
из книги Рава Ицхака Зильбера
...чтобы ты остался евреем (http://www.toldosyeshurun.org/rus_b_main.php )

В тридцатые годы в Белоруссии у одного еврея – сотрудника НКВД (Народного комиссариата внутренних дел – жестокого учреждения, преследовавшего инакомыслящих) – родился сын. Жена спрашивает мужа: «Как быть?» – она хочет сделать сыну обрезание. Муж нашел выход: «Подожди, пока я уеду в командировку. Если потом что и скажут – я ничего не знал». Он уехал на две недели. Возвращается, входит в дом с двумя сослуживцами-евреями – и что же видит? Его сына только что обрезали, и в доме еще находится моэль! А он, можно сказать, сам свидетелей привел! У злосчастного энкаведиста потемнело в глазах. Он напустился на моэля: «Ах ты, контра! Враг народа! Ты что с моим сыном сделал?!» Моэль убежал. Но моэль знал секрет, неизвестный перепуганному отцу: те двое, что пришли с ним, поступили со своими сыновьями точно так же, как он.

Предоставлено:рав Ицхак Зильбер ©    www.ToldosYeshurun.Org


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное