Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Ппредлагаю Вашему вниманию обещанную вторую статью про Новый Год.


Составил Исроэль Акерман

Тот ли Новый Год?!

Приехавшие в Израиль иммигранты из Союза, кроме всех других отличий своей «новой жизни» не могли не заметить, что Новым Годом здесь называют Рош А-Шана. Празднуется он осенью, и кроме каких-то бабушкиных рассказов больших эмоций у большинства новоприбывших не вызывал.

А вот тот самый, привычный, «родной» и любимый Новый Год не отмечается, а 1-е января в Израиле является самым обычным рабочим днем, если не выпадает на субботу. Особо «продвинутые» нерилигиозные израильтяне отмечают что-то смурное под названием «Сильвестр».

Ну а где же хороводы вокруг елки, дружные крики: «Елочка, зажгись!», запах хвои и мандаринов?! Где все, что так твердо отпечаталось в памяти?!

Для моего поколения (родившихся в Советском Союзе в конце шестидесятых - начале семидесятых), замученного «красными днями календаря», Новый Год был праздником особенным, практически единственным без субботников и демонстраций, семейным, личным, и даже интимным.

Праздновали по разному. Кто-то в компании с друзьями, а кто-то в семейном кругу. Выпивали шампанское под бой Кремлевских Курантов из телевизора и начиналось застолье. Ну а потом кто-то выпивал еще традиционные «сто грамм» и усаживался смотреть «Голубой огонек», а другие вставали из-за стола и в часика два выходили за пределы своих квартир... Шли гулять по ночному городу, мимо елок, установленных на всех площадях. Там можно было повеселится, потанцевать, поводить хороводы, встретить знакомых. Некоторые так и гуляли до утра.

Как в общем всем людям свойственно ждать от жизни счастья, ждали чего то особенного. И все надеялись на чудо... А собственно больше особенно не на что было надеяться...

До чего ж мы суеверные! В приметы верили сплошь и рядом. А уж в новогодние - особенно. Ой сколько же их было! Главная - «как новый год встретишь, так его и проведешь», но еще и рассчитаться с долгами (что часто было не просто), примерить обновки, дарить подарки... Главное, что-бы желание, загаданное под бой Курантов исполнилось...

Но вот прошло время и начались потихоньку перемены. И вот из в начале процветающего социализмом, а потом и из разваливающегося на глазах Советского Союза один за одним евреи поехали!

За последние пятнадцать - двадцать лет в Израиль, США и Германию на постоянное место жительства уехали тысячи и тысячи евреев. Годы ушли на то, что бы освоится на новом месте, но «русские» (как этих евреев, то есть нас с Вами, теперь называют) оказались достаточно сильны, чтобы сохранить привычки «той страны».

В Израиле раньше Новый Год, по европейскому календарю, вообще не отмечали. Но уже в конце восьмидесятых Израиль увидел целые очереди спешащих купить фрукты, «Советское шампанское», икру и продукты для знаменитого «оливье».

А сейчас там перед этим праздником целая индустрия работает. Уже в конце ноября искусственные елки и игрушки начинают продавать. Привозят и настоящие хвойные деревья, но уже перед 1-м января.
Ставят ёлки, вешают игрушки, накрывают столы, а ближе к полуночи включают российские телеканалы. Все так же «русские» израильтяне пьют «традиционный» бокал шампанского под бой Курантов, но теперь с помощью кабельного телевидения. Все так просто, как будто никуда не уезжали. И веселятся вовсю. Только погода вот не совсем новогодняя...

Но если и в Израиле никто не препятствует «русским» отмечать «их смену лет», то что уже говорить про другие страны...

В Америке с  Курантами посложнее. Когда они в Москве бьют, все еще или на работе или в дороге оттуда. Но праздновать можно неспеша, ведь в стране, построенной на традициях протестантского христианства и терпимости ко всем религиям, 1-е января выходной. «Старые традиции» и здесь в силе, бой Курантов и Огонек можно посмотреть в записи по русским каналам кабельного или спутникового телевидения. А кроме этого и к местным традициям приобщится можно: например понаблюдать как ровно в полночь вдребезги разобъется хрустальный шар в Нью Йоркском Таймс Сквер.

Ну а если у кого-то есть немного лишних денег, то можно отпраздновать и в ресторане. Резервирование мест в многочисленных русских ресторанах и ночных клубах начинается задолго до праздничного сезона, потому как потом свободных мест не будет. Шампанское рекой, еда - какую пожелаешь, и танцы всю ночь, чтобы лишь под утро прийти домой уставшими, но довольными.

В Германии, на родине протестантва, новогодний праздник также называют «Сильвестер» и празднуют шумно. Неотъемлемая часть новогоднего празднетства — фейерверки и всякие производящие как можно больше шума прибамбасы. Проводят праздник с семьей или с друзьями, чтя все те же «старые традиции», или как многие из местного населения - просто на улице. Ближе к полуночи к центру города, на площадь к городской ратуше с часами, стягиваются толпы, «вооруженные» бутылками шампанского и бокалами. С первым боем часов небо озаряет грандиозный фейерверк, грохот которого сливается с шумом вылетающих пробок и шипением пены. Народ пьет зачастую прямо из горла, а потом, по местной традиции, бьют бутылки об асфальт или булыжник.

Очевидно, что совсем не случайно и в Израиле и в Германии 1-е января называется одинаково. С другой стороны в некоторых еврейских общинах это день траура. Как же так! А где же солидарность со «всем цивилизованным человечеством»?

Ни для кого не секрет, что по преданию Иисус родился 25-го декабря, а 1-го января (как водится у евреев на 8-ой день) ему было сделано обрезание и он получил свое имя.
Эта дата и является началом летоисчесления принятого Григоианского календаря. Но оказывается, празднование Нового Года в этот день началось намного раньше, когда Иисуса, как говорится, еще и в проекте не было!

В 46 до н.э., римский император, Юлиус Цезарь (100-44 до н.э.), установил новый календарь, назвав его своим собственным именем (Юлианский календарь) и 1-е января как «Новогодний День». Цикл Юлианского календаря состоит из трех 365-дневных лет, за которьм следует 366-дневный високосный год. Все месяцы календаря и поныне называются именами римских божков, кроме августа, который переименовал в свою честь император Октавианус Августус (63 до н.э. - 14 н.э.), считавший себя самого богом.
Январь носит имя римского бога Януса (того самого двуликого), который считался богом дверей и ворот, и одно лицо этого идола смотрело вперед (как бы в будущее), а другое назад (в прошлое). Цезарь считал, что это месяц, будет хорошей «дверью» года.

А отпраздновал Цезарь свой 1-ый Новый год, подавлением еврейского восстания в Галилее. Свидетели говорят, что кровь текла по улицам.
А в это время в Риме язычники праздновали Новый год, устраивая ритуальные пьяные оргии в их храмах, т.к. верили что таким образом они смогут подняться до уровня богов, по их мнению создавших Мир из хаоса.

С распространением христианства, дата языческого празднества была сохранена в христианском календаре. Когда при императоре Константине Римская империя приняла христианство (313-315 н.э.) и стала «Священной», мать императора, Елена, настояла на сохранении традиции празднования нового года римских идолопоклонников.

21 марта, 325 н.э. под руководством новоиспеченного римского папы Сильвестра I (304-335 н.э.), того самого, чье имя носит день, был созван Никаэйский Совет. Целью создания этого совета было устранить разногласия касающиеся использования икон. Для решения этой проблемы был выработан свод правил, которые охватили сферу намного больше чем вопрос об иконах, и согласно которым христианство росло и развивалось.

Многие из решений совета и законов, принятых им, носили злобно анти-семитский характер и были приняты по настоянию папы Сильвестра, председательствующего на правах хозяина.
Но еще за год до создания Никаэйского Совета, папа Сильвестр убедил императора Константина запретить евреям под страхом смерти проживание в Иерусалиме.

Полагается, что римский папа Сильвестр I умер 31-ого декабря. Спустя несколько лет он был причислен к «святым». Каждому христианскому «святыму» предоставлен день, в который христиане отдают ему дань памяти, а так же празднуют, если по их мнению он совершил что-то великое. В честь римского папы «святого» Сильвестра I был назван день 31-ого декабря и называется он «День Святого Сильвестра».

Было еще два римских папы по имени Сильвестр, но речь сейчас не о них.

В течении Средневекового и Постсредневекового периодов, эта ночь на 1-е января для евреев Европы всегда означала большую опасность. В головах христиан просто не укладывалось, что те самые евреи, которые не приняли Иисуса, не признали в нем пророка (см. статью о пророчестве), живут рядом с ними, не говоря уже о том, что в этот день их «идолу» было сделано оборезание. Так как пережить они этого не могли, то этот день в истории полон всевозможных трагических событий и проялений антисемитзма: сожжения книг м синагог, публичные пытки и сожжения на кострах, погромы и просто убийства.
Существует мнение, что традиция устраивать новогодние фейерверки исходит именно из зарев от этих пожаров.

В Средние Века в календарях большей части христианской Европы существовало два Новых Года. Кроме всем известной даты связанной с рожднием и обрезанием Иисуса существовала еше один день начала года - 25-е марта - «День Возвещения» - день, когда по преданию, ангел Габриэль известил Марийи, что она забеременела от бога и родит сына.
Коме того, из-за неправильной структуры Юлианского календаря и частых ошибок в рассчетах високосного года, к середине 16-го века погрешность составляла 14 дней. Фактически солнечный год составляет 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд, что равняется 365.2422 дням. В действительности погрешность Юлианского календаря, была не большой, но из-за нее календарь «скользил» позади сезонов приблизительно на 1 день в столетие.

В 1582, Римский папа Григорий XIII (так же известный как «Уго Бонкомпаньи», 1502-1585), оставил традиционный Юлианский календарь. Был установлен новый календарь, назанный впоследствии Грегорианским и отличащимся от Юлианского календаря тем что последний год столетия не является високосным (если только он не делится точно на 400, т.е. 1600, 2000, и т.д., но не делится на 4000) и Новый год начинается с 1-ого января, даты установленной ранними язычниками в месяце Януса-января. Теперь эта дата была официально узаконена.

Вот еще несколько законов принятых этим же римским папой Григорием XIII. В Новогодний День 1577 он установил декретом, что все евреи Рима, под страхом смертной казни, должны внимательно слушать обязательную проповедь о необходимости перехода в христианство, которую давали в римских синагогах после молитвы в пятницу вечером христианские священники, которые специально для этого туда приходили. А через год, а Новогодний День 1578, он подписал закон, о налоге, который евреи были обязаны заплатить на поддержку «Дома Преобразования» - места перевода евреев в христианство. Ну а под Новый Год 1581, он приказывал, чтобы войска папы римского конфисковали всю священную литературу римской еврейской община. Тысячи евреев были убиты во время этой кампании. Зарева костров сожженных книг, в очередной раз осветили новогоднее небо.

Как известно, Новый Год в Россию привез царь Петр I в 1700 году, вместе с новогодней елочкой, заимствованной Мартином Лютером у язычников (см. статью о елке).

После Октябрьского переворота 1917 года большевики объявили празднование Нового Года буржуазным и религиозным пережитком. Долгие годы Новый год был запрещен вместе с елками, Дедами Морозами и прочими атрибутами и не праздновался. И только с 1 января 1937 года, во многом благодаря партийному деятелю П. Постышеву, празднование Нового Года в СССР было официально разрешено, спецраспоряжением партии и правительства, но без религиозной обрядности, как чисто светский праздник. Но все равно 1-е января оставалось рабочим днем, потому как Новый год был объявлен детским праздником. Первое число стало выходным днем, только в 1947 году, после денежной реформы.

По всей видимости не случайно реабилитация Нового Года оказалась самой удачной выдумкой Иосифа Виссарионыча. Новый год действительно был в СССР единственным идеологически ненагруженным праздником, праздником для всех. И именно таким он и запечатлелся в памяти всех послевоенных поколений.
Специально сделав праздник «ненагруженным», советские партийные руководители легко добились того, что праздник быстро потерял всякую окраску (и религиозную, и идеологическую - может быть даже вопреки чьему-то желанию) и превратился в день (точнее ночь) пустого веселья.

Так что же все-таки празднуется? «День Святого Сильвестра» - день памяти римского папы? Дата «смены года» и память о картонных корзиночках с вложенной запиской «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»? Или реки еврейской крови и зарева сожженных синагог? А может это просто погружение в беспредельную бездумность оргий римских идолопоклонников?...

В каждом человеке живет что-то такое, что заставляет наших людей держаться того к чему они привыкли, соблюдать обычаи и традиции, даже осознавая что большую часть из этих «традиций» они сам же и придумали. Новый Год наверное наилучшее тому доказательство.

Бывшие советские евреи оказавшись в демократических странах по всему миру, продолжают судорожно цепляться за праздник, который к евреям не просто никакого отношения не имеет, а тащит за собой длинный шлейф трагедий на протяжении всей истории Еврейского народа. Заменив духовные ценности своего народа любовью к ценностям европейской культуры, на благодатной почве демократических стран, где 1-е января выходной или стыдливо именуемуется «Сильвестром», они с головой погружаются в пустоту безудержного веселья, в новые надежды и ожидание новогодних чудес.

Только чуда не будет, а как раз именно ожидание этого чуда часто приводит к тому, что заканчивается праздник разочарованием...

Поскольку, в дествительности, ничего в этом Мире не случайно, то наверно и тот факт что Ханука предшествует тому самому гойскому Новому году, совсем не случаен. А что такое Ханука, в чем ее суть? Само слово «Ханука» означает «обновление», а праздник является Праздником Света, памятью о Чуде горения масла в Меноре Иерусалимского Храма.

Так давайте подумаем что лучше - петь песни при свечах или сидеть уставившись в телевизор с тарелкой салата в руках?
Ну а принимать решение романтикам придется самим - запрещать или заставлять Вас никто не станет. Благо, в демократической стране живем...


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное