Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Рав  Ицхак Зильбер

ШМОТ

Вторая книга Торы “Шмот” (“Имена”) рассказывает о пребывании потомков Яакова в Египте, продолжавшемся 210 лет. Последние 116 из них были годами самого жестокого и мучительного рабства. Но Всевышний помнил о Своем союзе с Авраhамом и чудесным образом вывел измученный народ из страны, где его угнетали.

Целый год вождь евреев Моше от имени Всевышнего требовал у фараона отпустить их, но тот уступил только после того, как Б-г обрушил на его страну десять казней, последняя из которых — смерть всех первенцев египтян. Было это в 2448 году от сотворения мира.

Чудом перейдя Красное море, евреи (603.550 мужчин в возрасте от двадцати лет и старше, не считая женщин и детей) пришли в Синайскую пустыню. Здесь произошло величайшее событие в истории этого народа и всего человечества: евреи получили Тору, учение о роли человека в мире.

Началом получения Торы было оглашение десяти заповедей у горы Синай (книга “Шмот”), а завершением — благословение, которое Моше дал евреям в день своей смерти и вписал в Тору (последняя книга Пятикнижия — “Дварим”).

Книга описывает чудеса, сопровождавшие пребывание евреев в пустыне, и завершается рассказом о постройке переносного Храма (мишкан, оhель моэд, или Шатер свидетельства). В этом святилище Всевышний говорил с Моше, и здесь коhаним, еврейские священники, совершали служение Б-гу.

ШМОТ

Первая недельная глава книги “Шмот” также называется “Шмот” (“Имена”). В ней рассказывается о дальнейшем пребывании евреев в Египте после смерти Йосефа и его братьев.

При жизни сыновей Яакова египтяне относились к евреям с уважением. Изменения начались после их смерти.

“И умер Йосеф, и все братья его, и все то поколение. А сыны Израиля плодились... и размножались и окрепли очень и очень, и наполнилась земля (Египта. — И.З.) ими. И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа” (1:6-8).

Пока евреи вели себя, как подобает евреям, их уважали. Но вот выросло новое поколение, которое рассуждало примерно так: “Мы живем в самой прогрессивной стране в мире. Почему нам не быть такими, как все цивилизованные люди?” Многие из евреев перестали делать обрезание — “будем, как египтяне”.

И тогда египтяне стали их ненавидеть!

Это странное, иррациональное явление наблюдалось в нашей истории не раз. Именно в тех странах, где ассимиляция происходила наиболее активно, наиболее силен был и антисемитизм. Вспомните Германию времен Гитлера. Не провожу аналогий между жизнью наших предков в Египте и нашим с вами непосредственным прошлым, но все, сказанное в Торе, касается каждого из нас лично.

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер © http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org

Раби Меир-Симха из Двинска

из книги Рава Ицхака Зильбера
...чтобы ты остался евреем

http://www.toldosyeshurun.org/rus_b_main.php

Имя раби Меира-Симхи я слышал в доме отца с самого детства.

Когда в Латвию пришла советская власть, раби арестовали и хотели казнить только за то, что он большой человек в Торе. Газеты поспешили сообщить, что раби расстрелян. Но сообщение оказалось ложным: за раби заступился известный латышский писатель Вилис Лацис и спас его.

В 1926 году Ор Самеах умер. Советская газета «Известия» поместила сообщение: «Умер известный раввин...». Это единственный известный мне случай за все время советской власти, чтобы советская печать упомянула о смерти религиозного авторитета: в Советском Союзе не отмечали ничего, что как-то связано с религией.

Раби Меир-Симха скончался задолго до того, как на евреев Германии обрушилась беда. С началом эпохи эмансипации они, да и евреи других европейских стран, были уверены, что наконец-то для них наступило время свободы и равноправия. Немецкие евреи пребывали в необычайном благополучии и процветании, когда молодой раби начал работу над своей книгой «Мешех хохма» (в печать он ее отдал незадолго до смерти).

В начале девятнадцатого века в Германии началось движение реформизма. Евреи, которые ни во что не верили и тем не менее хотели сохранить за собой свое национальное имя, заговорили о реформе иудаизма. «Мы хотим быть евреями, – объясняли они, – но при этом считаем нужным осовременить наши законы, кое-что в них изменить. Вполне можно оставаться евреем, даже если ешь трефное и ездишь по субботам». Я говорил об этом явлении в книге «Пламя не спалит тебя» (Иерусалим, 1984):

«В конце 18 – начале 19 веков, в эпоху расцвета немецкой гуманистической философии, благодарные евреи стали преклоняться перед «культурной» Германией. Именно в этой стране зародилось реформистское движение, которое было призвано «осовременить» иудаизм. Реформисты строили для себя синагоги по образцу немецких церквей, стали молиться под аккомпанемент органа, включили в службу пение женского хора... Самые «прогрессивные» из реформистов перенесли день заповеданного Торой отдыха с субботы на воскресенье, выбросили из молитвы слова «...и приведи нас в Сион, город Твой, с песнями и в Иерусалим, место Храма Твоего, с вечной радостью», ибо взяли на вооружение новую этику, провозглашенную идеологами этого движения: «Нельзя лукавить, обращаясь к Всевышнему. Мы благодарны Ему за то, что имеем счастье жить в культурной, просвещенной Германии, а не в темной, отсталой Азии. Неужели мы станем просить о возвращении обратно?!» Именно в Германии начался процесс массовой ассимиляции евреев, именно там добровольное крещение стало обычным явлением, и именно оттуда распространилось на всю Западную Европу, Польшу и Россию национальное бедствие 19-20 веков – отход евреев от Торы. Как и следовало ожидать, именно Германия явилась вскоре тем орудием мщения, которое избрал Всевышний, чтобы в очередной раз наказать Свой распутный народ».

«Уже более тысячи лет евреи пребывают в изгнании. Это долгий срок, а человек всегда хочет чего-то нового. Появятся ошибочные мысли, начнут критиковать то, что наши отцы дали нам в наследство... Еще немного, и скажут: «Ложь то, что передали нам отцы». Евреи начнут забывать свое происхождение и станут считать себя «верными гражданами своей страны». Оставят учение своей веры, начнут учить чужие языки и сочтут Берлин Иерусалимом. Еврей забудет, что он – пришелец в чужой стране, и назовет ее родиной. И будет учиться у народов плохому. Но не радуйся, еврей, радостью других народов. Грянет внезапно страшная буря, напомнит громовым голосом: «Ты – еврей! Кто тебя сделал человеком? Уходи отсюда!» Вырвет его с корнем, зашвырнет далеко, и дадут ему знать, что он чужой, что его настоящий язык – это лашон кодеш (святой язык, иврит. – И.З.), а чужие языки – как одежда. Чтобы не забывал он, что происходит от евреев. И будут ему утешением только слова Б-жьих пророков, что пришлет Всевышний Машиаха, и придет он, и спасет...»

Эти слова написаны в конце девятнадцатого столетия. Их автор, как сказано выше, умер в 1926 году – за семь лет до прихода Гитлера к власти! Жил он в Латвии, а пишет о Берлине! Не понимаю, как он мог во времена процветания писать о страшной буре! Ну как вы это объясните? Он был святой человек, нечего говорить.

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер © http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное