Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Как сказал Леня Гороховский в своей речи на нашем Diner в воскресенье "В семье каждого американского религиозного еврея всегда найдется хотя бы один не религиозный родственник. В наших семьях наоборот - обычно мы и есть тот единственный религиозный еврей на всю мишпуху."

Моя семья и семья моей жены - не исключение. Вот и разговорился я с братом жены, в 20-х числах декабря прошлого года, о том почему не стоит ставить елку и как относиться к "ностальгическому празднику".

В результате этого спора родились две статьи. Первую из них предлагаю Вашему вниманию.

Исроэль Акерман
kehilasmy@yahoo.com


Not to tree!

Составил Исроэль Акерман

В лесу родилась елочка, в лесу она росла…

Ставить елку? Не ставить елку!

Как часто, проходя по Нью Йоркским улицам, видишь в витринах магазинов и в фойе больших зданий новогоднюю елку, сверкающую огнями, и стоящую рядом электрическую ханукию, зачастую довольно больших размеров. Сперва зрелище множества огней завораживает глаза. Но слегка поразмыслив осеняет: что-то здесь не так, что-то лишнее…

Особенно, если видишь такую картину в доме где живет еврейская семья, то все-таки думаешь, что лишняя елка. Но у семьи этой ее не отобрать! Для них она "дань традиции", отблеск детства (особенно это касается выходцев из бывшего Советского Союза), не имеющая никакого смысла, кроме празднования окончания одного календарного года и начала следующего.

Так откуда-же ты взялась...на нашу голову в нашей жизни "зеленая красавица"?

Нам кажется, что новогодняя елка была всегда, и всегда она была такой или почти такой как сейчас. На самом деле свой сегодняшний вид елка преобрела сравнительно недавно.

Язычники с древних времен поклонялись деревьям, молились и совершали жертвоприношения в священных рощах. Древние греки, египтяне, римляне и китайцы любили вечнозеленые деревья и венки из их ветвей, германские и кельтские племена предпочитали дуб, славяне - березу. Тяжким грехом у язычников считалось повредить дерево в священной роще - в некоторых германских племенах за сдирание коры с таких деревьев карали сдиранием кожи. Одним из главных праздников, связанных с культом деревьев, у этих народов был день 22 декабря - день зимнего солнцестояния - в знак поклонения солнцу.

Как известно, ранние христиане, часто перенимали ритуалы язычников, видоизменяя и адаптируя их, придавая им иной смысл, что бы заполучить больше последователей. С распространением христианства священные рощи и деревья вырубались, но на месте древних культов возникло поклонение майскому и рождественскому дереву.

О том, где и кем была заведена рождественская елка, существует несколько версий. Одна из них предоставляет эту честь лично Мартину Лютеру (основателю Лютерантской христианской церкви). Легенда гласит, что он шел однажды по улице в звездную зимнюю ночь и был поражен зрелищем яркой звезды, словно опустившейся на верхушку занесенной снегом елки.

В современном виде рождественское дерево появилось в Германии в средние века. Елку ставили в домах 24 декабря, украшали яблоками, вешали на нее вафли. Между прочим, свечи на елке стали зажигать только с 1708 года. Сначала она была развлечением для богатых, но потом, как водится, распространилась повсеместно, а вскоре перешагнула границы Германии. Украшения тоже менялись. Когда христианские миссионеры познакомили с праздником Рождества японцев и китайцев, те научили европейцев делать специальные бумажные игрушки. Потом появились игрушки из папье-маше. Но тон задавали все-таки немцы - это они изобрели прозрачные стеклянные шары, светящиеся в темноте благодаря фосфоресцирущим краскам.

Так елка язычников стала неотъемлимой частью христианского рождества и нового года.

1699 год был отпразднован в России дважды. Сначала 1 сентября Петр I по обычаю отцов и дедов отметил наступление 5460 года от сотворения мира (обратите внимание, совпадает с еврейским), но этого показалось ему мало, и 20 декабря он издал указ о праздновании 1 января Нового года, 1700 от Рождества Христова.

Но, видимо, Россия уж такая страна, которой все как в зазеркалье - с ног на голову. Все, казалось, было бы хорошо - кабы не Первая мировая. В 1914 году в Саратове была устроена елка для пленных германских солдат, лежавших в местном госпитале, что крайне не понравилось некоторым патриотам, в прессе развернулась бурная протестующая кампания. В 1916 году Синод русской православной церкви запретил Рождественскую елку как вражескую немецкую затею.

Придя к власти, большевики негласно продлили решение Синода. Но ни церковные обличения, ни пролетарская борьба с предрассудками не смогли искоренить влечение к зелени. Чувствуя свое поражение перед пережившей все елкой, Сталин предпочел ее разрешить. 28 декабря 1935 года в "Правде" появилась статья П.П.Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Петр I, заметьте, дал подданным на подготовку 11 дней, Сталин - только 3. Рекомендации "Правды" были исполнены молниеносно. Елка теперь стала напоминать кремлевскую башню, и звезда на верхушке - пятиконечная, с серпом и молотом. Она проникла повсюду - в дома, кинотеатры, клубы...

Как известно, в начале 20-го века начался массовый отход евреев Центральной и Восточной Европы от своей религии и традиций. Для евреев, попавших под колесо Советской власти, этот процесс преобрел просто гигантские масштабы.

Вначале это происходило под влиянием перемен образа жизни в Европе и распросраняющегося движения Аскала (Просвещение), превратившего изучение Торы из источника принципов жизни и традиций в академические рассуждения о "философских идеях Великого Учения", и призывающего к "уходу из общинного гетто в Большой Мир". Чуть позже к этому добавилось увлечение идеями социализма.

Не секрет, что в первом большевистском правительстве было достаточно много евреев. Все они настолько стеснялись своего еврейского происхождения, что спрятались за псевдонимами. Но это совсем не мешало им заняться преобразованием этого самого "Большого Мира". Ими же была создана так называемая Еврейская секция (Ев-секция), организация состоящая из молодых евреев-коммунистов, выявлявших евреев тайком изучающих Тору и соблюдающих Еврейский закон. Многие из этих молодых людей еще совсем недавно учились в ешивах и прекрасно справлялись со своей задачей, зная основные положения закона своего народа. "Религиозных мракобесов" клеймили позором, выгоняли с работы, позднее стали сажать в тюрьмы и психушки, и т.д.

Рассказывают, что к пламенному ревлюционеру, первому главнокомандующему Красной Армии Льву Троцкому (настоящая фамилия Бронштейн) в 1920 обратился главный раввин Москвы, Яаков Мазе с прсьбой использовать армию для защиты евреев от начавшихся повсеместно погромов. Троцкий ответил: "О чем Вы говорите! Посмотрите вокруг - всемирная революция грядет! Скоро не будет границ и весь мир будет говорить на одном языке! А Вам, реббе, уже пора сдавать самого себя в музей! Почему Вы обращаетесь ко мне? Я - не Еврей! Я - интернационалист!" На что рав Мазе сказал: "В этом-то и трагедия. Революции делают Троцкие, а расплачиваются за это Бронштейны."

Борьба большевистского правительства против религии велась абсолютно и бескомпромисно. Цель коммунистических правителей состояла в том, чтобы сломать любые традиции, связанные с любой религией. Так елка получила новое название. Теперь она стала "новогодней", скрывая ее религиозное происхождение.

Жить в ситуации когда существовала негласная квота на прием евреев в институты, на работу и ты первый на очереди на увольнение, мягко говоря не прсто. Оторванные от традиции, подавленные натиском антисемитизма со стороны государственных органов и населения, всеобщим презрением ко всему еврейскому, большинство советских евреев перестали соблюдать еврейский закон, сторониться традиций и стесняться самих себя. Что уже там говорить об воспитании детей на еврейской системе ценностей и традиции. Упаси Б-г что бы дети говорили на идиш! Должны быть как все, даже лучше чем все, чтобы не показывали пальцем. Так выросло два поколения "евреев по паспорту", оторванных от корней своего народа.

Елка не случайно возродилась так быстро - слишком глубоко она была укоренена в быту. Она оказалась живучей в суровом Советском климате. В противовес Первомаю и Дню Революции, Новый год стал единственным Советским праздником, не связанным с политикой, подверженным наименьшему давлению пропаганды.

Новый год стал самым веселым и любимым из Советских праздников, наиболее популярным среди всего населения - включая евреев. Духовная пустота от выброшенных "на помойку истории" многовековых традиций не могла долго оставаться не заполненной. Новый Год и елка быстро заняли свое место. Новогодние подарки заменили детям "Ханука Гэлт".

В Иудаизме, каждый праздник имеет глубокий внутренний смысл и образовательное значение. Мы празднуем Еврейские праздники прежде всего для того, чтобы понять, как реальные события нашего прошлого, могут помочь нам в сегодняшней реальной жизни и быть источником нашего духовного роста. И уж никак не станешь думать что праздники эти все скушные и серьезные, окунувшись в веселье еврейских праздников, такое как маскарад в Пурим (в первую очередь для взрослых а не для детей), зажигание ханукальных свечей и игру в дрэйдел, хороводы в Симхас Тору или поиск афикомана в Песах...

"Новогодняя елка" язычников и/или христиан не несет никакого смысла или источника вдохновения для ассимилированного еврея. Загадал желание с боем часов ... а через несколько дней от этого и памяти не осталось...

Пророк Еремия (Йеремиягу) предостерегает: "Не учитесь от путей других народов и не пугайтесь знаков на небесах, как народы эти испуганы ими. Обычаи этих народов ничего не стоят; рубят они деревья в лесу, и мастер обрабатывает их долотом. Они украшают их серебром и золотом; они закрепляют их молотком и гвоздями, так что бы они не шатались… И нет в них никакого проку." (Еремия 10:2-5)

Но вот Железный занавес пал и Советские евреи разъехались буквально по всему миру. В свободном мире, где нет тоталитарного "пресса" и "5-ой графы" в паспорте, люди объединяются в группы по национально-религиозному принципу. Даже в сегодняшней России нигилистами и убежденными атеистами остались до конца только ассимилированные евреи. Даже члены правительства ходят в церьковь, и это показывают по телевидению. Что уже говорить про американского президента, говорящего о Б-ге на мемориальной церемонии о жертвах 11 сентября 2001.

Тут-то и возникает вопрос "русского еврея" - я русский или еврей. Но если для поколения выходцев и Советского Союза еще существует некая система ценностей, не связанная ни с какой религией, то где найти ориентир для их детей? Стиль жизни родителей и частично их система ценностей станут своего рода религией для их детей. И новогодняя елка будет неотъемлимой частью этой "религии". Если они (не дай Б-г) не станут искать другую религию, где с елочкой все в порядке...

Так давайте вспомним, что была у наших прадедов четкая система ориентиров в жизни, сохранившаяся сегодня у религиозных евреев. Давайте откопаем этот компас, который мы пытались выбросить на "свалку истории" и подарим его нашим детям.


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное