Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Линия Жизни

  Все выпуски  

ПЯТНА У БАРСА




Линия Жизни - Рассылка ожидающих пришествия Христа! N139 2017-06-08

ПЯТНА У БАРСА

В 13 главе книги пророка Иеремии Господь сравнивает Свой народ с испорченным поясом, который был окончательно испорчен из-за того, что Иеремия поместил его в расселине скалы при реке Евфрат, где он и пролежал долгое время. Этот образ должен был указать иудеям на то, что Господь поместит Свой народ, который Он ранее приблизил к себе, в Вавилон. Подобно сгнившему поясу, Божий народ пропадет в вавилонском плену - люди, захваченные халдеями, уже не смогут вернуться назад на чресла Господа. Но разве не с целью очищения от греха Бог отправляет Свой народ в Вавилон, чтобы затем он смог восстановить правильное отношение к Богу? Кто из тех людей, что оказался в вавилонском плену, испортился, подобно тому, как испортился этот пояс? Обратимся к словам из Иер.13:16,17, как они звучат в переводе архимандрита Макария:

Воздайте Иегове Богу вашему славу, пока еще не смерклось, и пока еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака; тогда будете ожидать света, а Он превратит его в тень смерти и соделает тьмою.
И если не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость, и горько будет плакать, и польются слезы из ока моего, ибо стадо Иеговы погонят в плен.

Исходя из этих слов, участь испорченного пояса постигнет людей, которые не воздадут славу Господу до того, как попадут в Вавилон. То есть до тех пор, пока еще Бог не спрятал Свой народ в расселине скалы - Вавилоне, у него есть надежда воздать Богу славу. Теперь посмотрим, как дальше развивается мысль, которую пытается Иеремия донести до своего народа:

Скажи царю и государыне: сядьте пониже, ибо с головы вашей упал ваш прекрасный венец.
Южные города заперты, и никто не отпирает; отводят в плен всю Иудею, отводят в плен всю дочиста.
Поднимите глаза ваши, и смотрите: идут от севера; где стадо, которое было дано тебе, прекрасные овцы твои?
Что скажешь, дочь Сиона, когда он ими накажет тебя? но ты сама приучила их быть главою над тобою? не схватят ли тебя боли, как женщину рождающую?
И если скажешь в сердце своем: "за что постигло меня сие? за множество беззакония твоего поднят подол у тебя, изъязвлены пяты твои.
Изменит ли Ефиоплянин кожу свою и барс пятна свои? тогда и вы можете делать доброе, научившиеся делать зло.
(Иер.13:18-23)

Мы видим здесь царя, царицу, а так же стадо, которое было им дано, и сейчас Иудею отводят в плен. И если мы опустим все добавленные переводчиком Библии слова, то услышим не совсем понятный, на первый взгляд, вопрос: "Что скажешь, когда он накажет тебя? но ты приучила их быть главою над тобою? не схватят ли тебя боли, как женщину рождающую?".

Чтобы понять, о чем идет речь, обратимся еще к одному переводу. Заокская Библия Кулакова-Десницкого, Иер.13:18-23:
Скажите царю и царице-матери: "Сойдите с престола - упали с голов ваших венцы величия.
Южные города ваши заперты, некому их открыть, вся Иудея уведена в плен, в плену все до единого".
Подними свой взор и посмотри на идущих с севера. Где паства, данная тебе, великолепные твои отары?
Что ты скажешь, когда Он поставит начальниками над тобой тех, коих ты сама к себе приохотила? Не придется ли тебе кричать от боли, как роженице?
И тогда ты спросишь себя: "Почему всё это случилось со мной?" Из-за непомерных грехов твоих подолы твои поднимут и надругаются над тобой.
Может ли нубиец изменить цвет своей кожи или леопард свести свои пятна? Так и вы, привыкшие творить зло, делать добро не можете.

Из данного перевода видим, что обращение идет к царю и царице-матери. Царь - это, видимо, один из трех царей, которые управляли Иудеей во время пророка Иеремии. А кто же царица-мать? В синодальном переводе и переводе Макария добавлены слова "дочь Сиона". Но на самом деле их нет, и речь идет о царице-матери. Судя по последнему 27-му тексту из 13-ой главы, царица-мать - это город Иерусалим. В Библии имеется еще пример, где город отождествляется с царицей и матерью. Речь идет о Вавилоне городе великом, который говорит о себе: "сижу царицею" (Откр.18:7), а в Откр.17:5 Вавилон назван "матерью блудницам и мерзостям земным".

Итак, мы выяснили, что с 20 текста обращение идет к царице-матери, и она является образом города Иерусалима. Но перевод Кулакова, если его сравнивать с синодальным и с переводом Макария, содержит неточность. У Кулакова наказание состоит в том, что Бог "поставит начальниками над тобой тех, коих ты сама к себе приохотила". В действительности же, царица-мать (Иерусалим) сначала "сама приучила их быть главою", а потом Бог за это ее накажет. То есть в Иер.13:18-20 содержится такая мысль: царь и царица теряют прекрасный венец, а то стадо, которое они должны были пасти, отводится в плен. И почему звучит такой вопрос: "где стадо, которое дано было тебе, прекрасные овцы твои"? Эти слова указывают на то, что царь и мать-царица (Иерусалим) не выполняли добросовестно свои обязанности: не пасли свое стадо, поэтому это стадо отводится в плен.

А о чем говорится в Иер.13:21: "Что скажешь, когда он накажет тебя? но ты приучила их быть главою над тобою? не схватят ли тебя боли, как женщину рождающую"? За что будет наказан Иерусалим, в чем состоит его вина в отношении стада (Иудеи), которое сейчас отводят в плен? В том, что, будучи царицею, она приучила стадо господствовать.

Рассмотрим данный вопрос на житейском примере. В чем состоят огрехи воспитания в семье, когда родители не пасут свое стадо? Они должны управлять своими детьми, а вместо этого, дети управляют родителями, которые исполняют желания и прихоти своих чад. Сначала родители хотят побаловать своих детишек и потешить этим себя, а потом начинают исполнять их волю. И уже делают не то, что хотят сами, а то, что хотят их дети. Они поступают не так, как нужно, как правильно, а идут на поводу у желаний и даже требований своих детей. Дети уже задают тон этим отношениям. Они составляют планы, строят надежды и используют родителей для реализации своей мечты. И от того насколько родители соответствуют их представлениям, отвечают их желаниям, зависит и отношение детей к ним. Делают родители то, что хочет ребенок, значит, они в его глазах хорошие, не делают - плохие. Соответственно и отношение к ним будет хорошим или плохим в зависимости от того, что дети получают от своих родителей. И казалось бы, кто плохой в сложившейся ситуации? Дети. А кто в этом виноват? Родители, потому что не пасли свое стадо, не управляли своими детьми, а наоборот, приучили детей управлять собой.

"Не схватят ли тебя боли, как женщину рождающую?" - говорит Господь. Что происходит с теми родителями, которые не управляют своими детьми? Сначала дети ими пользуются, а потом начинают унижать и оскорблять и, в конце концов, избавляются от родителей, начав самостоятельную жизнь. Но в примере с Иудеей Бог не дает развиться этой ситуации до конца. Он наказывает Иерусалим - лишает его детей.

Дальше написано: "если скажешь в сердце своем: "за что постигло меня сие"? за множество беззакония твоего поднят подол у тебя, изъязвлены пяты твои".
Иеремия обращается со словами обличения не только к Иерусалиму, но и ко всему Божьему народу. И делает это, чтобы людям стало стыдно за свою жизнь. Но чаще итогом обличения является злость на того, кто обличает и указывает на неправильное поведение. Кроме злости итогом обличения может стать также и чувство самооправдания, когда уличенный в преступлении старается дать логическое объяснение своим поступкам. В этом случае чувство стыда все равно настигнет человека, но только после того, как он претерпит Божье наказание.

И в продолжение этой мысли Господь говорит: "Итак, развею их как плеву, носимую ветром пустынным. Вот жребий твой, часть, уделенная тебе от Меня, говорит Иегова, за то, что забыла Меня и надеялась на обманчивое" (Иер.13:24,25 в переводе Макария).
Когда человек оправдывает себя, на что он надеется? На то, что Господь поймет его, простит и примет таким, какой он есть. Но являются ли подобные надежды оправданными? Библия говорит: "ты забыла Меня и надеялась на обманчивое" (Иер.13:25). Следовательно, подобная вера является самообманом. Об этом говорится в 23 тексте 13 главы: "Изменит ли Ефиоплянин кожу свою и барс пятна свои"? Или, как у Кулакова: "Может ли нубиец изменить цвет своей кожи или леопард свести свои пятна"?

Цвет кожи Ефиоплянина, как и пятна у барса, заложены в их природу, и могут ли они просто так избавиться от свойственных им качеств? Нет, не могут. Аналогично и привычка грешить присутствует в природе у каждого человека. Тогда что получается: если барс и Ефиоплянин не могут изменить свою природу, то и человек не может не совершать греха. Если нубиец не может изменить цвет своей кожи, и леопард свести свои пятна, то как тогда человек, привыкший творить зло, может делать доброе?! Посему Кулаков и отвечает: "Так и вы, привыкшие творить зло, делать добро не можете" (Иер.13:23 в переводе Кулакова).

Тогда можно ли осуждать человека, уже находящегося в рабстве своей природы? Если он не может делать доброе, то и осуждать его никто не в праве. Однако же мы видим, что Бог осуждает и говорит: "развею их как плеву, носимую ветром пустынным" (Иер.13:24). Аналогичное высказывание мы встречаем у пророка Осии: "За то они будут как утренний туман, как роса, скоро исчезающая, как мякина, свеваемая с гумна, и как дым из трубы" (Ос.13:3). Эти слова говорят о том, что народ, который не исполняет волю Бога, исчезнет навсегда.

Но вернемся к Иер.13:23. В переводе Макария написано: "Изменит ли Ефиоплянин кожу свою и барс пятна свои? тогда и вы можете делать доброе, научившиеся делать зло".
Почему вопрос поставлен именно так: если барс сможет, тогда и вы сможете? Бог задает этот вопрос, потому что люди считают, что когда-нибудь, когда придет их время, они начнут все-таки исполнять Божью волю. Люди думают: "Вот, когда нас постигнет всё то зло, о котором говорит Иеремия, тогда мы и будем поступать правильно". Но Бог хочет сказать, что если они сейчас так не живут, то и потом тоже не смогут. В их характере ничего не изменится, как не изменятся пятна у барса и кожа Ефиоплянина. И чтобы люди не обманывали себя пустыми надеждами, Господь говорит:

Вот жребий твой, часть, уделенная тебе от Меня, говорит Иегова, за то, что забыла Меня и надеялась на обманчивое. За то и Я подниму подол твой на лицо твое, и откроется срам твой.
Прелюбодейство твое и похотливые ржания твои, беззаконие блуда твоего на холмах, на поле; видел Я мерзости твои. Горе тебе, Иерусалим! как еще долго тебе не очиститься!
(Иер.13:25-27 в переводе Макария).

Господь обращается в этих словах к Иерусалиму. И как долго он не очистится? Он и не очистится, он будет уничтожен. Когда Господь "поднимет подол" и "откроется срам",тогда уже будет поздно, что-то менять, и он станет как пояс, который окончательно испорчен и ни к чему стал негоден, потому что не захотел менять свою жизнь, когда для этого было время.


Постоянный адрес статьи

Автор статьи: Стас Кущин
Ведущий рассылки: Андрей МИШИН
Архив Рассылки



В избранное