Иосиф Бродский в своей речи при вручении ему Нобелевской премии (1987 г.) говорит:
Однако, перед тем как перейти к поэзии, я хотел бы добавить, что русский опыт было бы разумно рассматривать как предостережение хотя бы уже потому, что социальная структура Запада в общем до сих пор аналогична тому, что существовало в России до 1917 года. (Именно этим, между прочим, объясняется популярность русского психологического романа XIX века на Западе и сравнительный неуспех современной русской прозы. Общественные отношения, сложившиеся в России в XX веке, представляются, видимо, читателю не менее диковинными, чем имена персонажей, мешая ему отождествить себя с ними.) Одних только политических партий, например, накануне октябрьского переворота 1917 года в России существовало уж никак не меньше, чем существует сегодня в США или Великобритании. Иными словами человек бесстрастный мог заметить, что в определенном смысле XIX век на Западе еще продолжается. В России он кончился; и если я говорю, что он кончился трагедией, то это прежде всего из-за количества человеческих жертв, которые повлекла за собой наступившая социальная и хронологическая перемена.
Россия получила ужасную прививку от единомыслия и единственно верной теории. Сейчас любой человек, оказавшийся несколько раз правым и рассказывающий о своих успехах в России с помощью средств массовой информации, вызывает тайную надежду аудитории, что в следующий раз он убедится, что все обстоит совсем по другому.
Спинным мозгом русский чувствует опасность правоты одного человека, одной теории, одной группы людей, одной партии.
Именно этим видимо и объясняется неприятие западного образа жизни до конца в России, слишком уж все хорошо, слишком уж все складно. По-настоящему американцы согласны с друг другом, может быть немного другая налоговая политика, может быть немного другая социальная политика, но с тем, что нет ничего лучше рыночной экономики и западной демократии согласны практически все.
Но что такое демократия хорошо объясняет следующая цитата:
Когда среди 100 человек один властвует над 99, это несправедливо, это деспотизм; когда 10 властвует над 90, - это также несправедливо; это олигархия; когда же 51 властвует над 49 ( и то только в воображении - в сущности же опять 10 или 11 из этих 51) - тогда это совершенно справедливо, - это свобода!
Люси Малори
В сегодняшней России если и можно найти согласие, так это в том, что ни одна из официальных точек зрения не является верной, все что делалось, делается и будет делаться неправильно и что дальше будет еще хуже.
И это совершенно верно. Любая деятельность, не имеющая в своей основе духовного начала, бессмысленна и бесполезна.
Россия предчувствует, хотя еще и не может сформулировать, ту мысль, которую еще в начале века пытался донести Н. Бердяев.
Я мыслю эту новую эру как раскрывающую два пути перед человеком. На вершине истории происходит окончательное раздвоение. Человек волен пойти путем самоподчинения себя высшим божественным началам жизни и на этой почве укрепить свою человеческую личность и волен подчинить и поработить себя другим, не божественным и не человеческим, а злым сверхчеловеческим началам. Эта есть тема о том, почему всемирная история есть внутреннее раскрытие Апокалипсиса. Личность человеческая, на вершине новой истории, не может вынести рабства у общества и у природы, и вместе с тем она чувствует все большее и большее рабство и у природы, и у общества. Происходит порабощение человеческой личности природой и общественной средой.
Машиной, развитием материальных производительных сил пытался человек овладеть природными стихиями, но вместо этого он становится рабом созданной им машины и созданной им материальной социальной среды. Это уже обнаружено в капитализме и будет обнаружено социализме. Таков трагический результат всей новой истории, трагическая ее неудача.
Видимо, большинство жителей России каким-то образом способно осознать:
"Когда у человека не происходит духовного роста, он умирает и его страдания могут облегчить только пост и молитва.
А Тихомиров
Человечество находится сегодня в этой ситуации, рост духовного уровня прекратился и человечество начало болеть, умрет оно или выздоровеет сегодня вряд ли можно сказать. А когда речь идет о смерти, духовной смерти, разумеется, ни одно из заявлений политиков не находит отклика в русской душе.
Повторюсь, что сегодня единственной точкой зрения в России, с которой согласны такова: все делается не то и не так.
То есть другими словами Россия находится в оппозиции сама к себе. Это звучит достаточно бессмысленно, но если представить себе, что Россия находится в оппозиции не сама к себе, а к остальному миру, то вроде бы в этой позиции появляется смысл. То есть, если система рыночной экономики так хороша, западная демократия так великолепна, то попробуйте внедрите ее в России. Или попробуйте организуйте в России японские кружки качества или что там у вас еще есть. При виде такой попытки у любого русского на лице появляется лукавая улыбка. Смысл ее понятен в России, но трудно объяснить на Западе.
Легче всего здесь было бы привести известную цитату о том, что умом Россию не понять ... . Но если Россию не понять умом, то чем?