Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Штаб Машиаха

  Все выпуски  

Штаб Мошиаха


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
БС"Д

В нашем выпуске

По просьбе Ребе
Пить или не пить?
Савелий Крамаров: русский комик и еврей-ортодокс

По просьбе Ребе

Рабби Ицхак-Зеев Сегал - глава одной из любавичских израильских йешив. Когда-то
ему довелось работать в йешиве за пределами Израиля, в которой в дополнение
к Талмуду и Шулхан Аруху изучались труды учения мусaр. В задачу рабби Сегала
входило присутствовать на этих занятиях и наблюдать за студентами.

Как-то рабби Сегал обратил внимание на одного студента, который никогда не открывал
книги мусaра, а вместо этого читал какую-то небольшую книжку. Подойдя к нему,
рабби Сегал увидел, что это была Тания - классический труд философии ХаБаД,
написанный Алтер Ребе. Рабби Сегал спросил молодого человека - почему он не
учит то же, что и все остальные студенты? Молодой человек уклончиво ответил,
что зашел как-то в библиотеку йешивы, увидел эту книжку, она ему понравилась
и он решил ее изучать. Заметив, что ответ не удовлетворил рабби Сегала, молодой
человек сказал, что хотел бы поговорить с ним наедине. История, которую он рассказал,
была удивительной.

- У меня есть сестра, - начал свой рассказ молодой человек. - Она родилась немой
и до семнадцати лет не могла произнести ни единого слова. Мои родители делали
все возможное, чтобы она заговорила. Они обращались к лучшим докторам и видным
специалистам, но никто из них не мог ей помочь. Все говорили одно и то же -
у девочки отсутствуют голосовые связки, и шансы, что она когда-нибудь заговорит,
практически равны нулю. В конце концов отец и мать потеряли всякую надежду услышать
ее голос.

Но как только моей сестре исполнилось семнадцать, и пришла пора думать о замужестве,
обеспокоенные родители снова принялись водить ее по лучшим врачам. Как и в первый
раз, ничего не помогло. И вдруг, когда они снова стали отчаиваться, неожиданно
появилась надежда.

Один из сослуживцев моего отца был любавическим хасидом. Заметив, что отец часто
отлучается с работы и каждый раз возвращается чем-то обеспокоенный и взволнованный,
он поинтересовался, что его так тревожит. Рассказанная история произвела на
этого человека странное впечатление. Вместо того, чтобы посочувствовать моему
отцу, он вдруг широко улыбнулся и сказал: "Слава Б-гу, есть у народа Израиля
Ребе, за помощью к которому может обратиться каждый!"



До сих пор отец считал своего сослуживца вполне нормальным человеком. Теперь
же он стал сомневаться в правильности своих мыслей. "Что ты такое говоришь?
- спросил он у него. - С каких это пор к великим мудрецам обращаются с личными
проблемами? С вопросами Торы - это понятно, но…" Собеседник перебил моего отца
на полуслове и объяснил, что к Любавичскому Ребе, который живет в Нью-Йорке,
обращаются все, потому что его святые благословения помогали и помогают людям
в самых критических ситуациях. "Я не понимаю, - добавил он, - как ты до сих
пор у него не побывал?!" Тон сослуживца был серьезен, а слова - искренними,
и мой отец решил последовать его совету. "В конце концов, - подумал он, - что
я теряю?"

В назначенный день все втроем встретились с Ребе. Мои родители рассказали ему
всю свою историю. Вдруг Ребе попросил их выйти. Через несколько минут дверь
кабинета открылась, и отец с матерью впервые в жизни услышали голос моей сестры.
"Папа, мама, - позвала она, - можете заходить!"

Как оказалось, после того, как они вышли из кабинета, Ребе спросил у моей сестры
- согласно ли она, если поправится, заниматься еврейским воспитанием? В знак
согласия она кивнула. Тогда Ребе велел ей позвать родителей…

- И после этого ты решил взяться за изучение Тании? - прервал рабби Сегал рассказ
молодого человека.

- Нет, конечно, - ответил тот. - Просто на следующую встречу с Ребе родители
взяли с собой меня, и Ребе попросил меня учить Танию. После чуда с моей сестрой,
могу ли я отказать Ребе?

Словарь:
Алтер Ребе - рабби Шнеур-Залман из Ляд, автор Тании, основоположник и первый
Ребе движения ХаБаД.
Йешива - еврейское учебное заведение, где изучают Тору.
Мусар - учение еврейской этики.
Талмуд - обширный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.
Тания - фундаментальный труд учения и философии хасидизма ХаБаД.
Шулхан Арух - свод законов еврейского образа жизни.
Хасид - ученик и последователь Ребе.



Пить или не пить?

Отрывки их бесед и писем Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха


  
По поводу того, что вы пишите по поводу употребления спиртного... Я считаю,
что есть две причины того, что сейчас произошли изменения с тех пор, когда был
обычай много пить:

1) Хасидам уже даны силы в виде бесед и маамарим (философских рассуждений) которые
аудитория может легко понять и без того, чтобы много пить; поэтому достаточно
минимума.

2) Так как в последнее время от нас требуется распространение хасидизма, то
поглощение большого количества спиртного может сильно помешать этому; такого
не было раньше когда это происходило в узком кругу хасидов.

 ...когда мы были в Риге, я слышал от своего тестя, Ребе, такие слова: "Я чувствую
себя сейчас (и он имел в виду все время с тех пор как он стал мало пить), как
после того, как выпил немного спиртного". И несмотря на то, что внешняя причина
этому была запрет врачей, так как это была лишь причина внешняя, то хасиды,
у которых главное - это внутреннее - не приняли ее ...и несомненно это является
указанием вообще и кроме того, что хасиды делают так как Ребе... ...Я также
говорил, что это не запрет и приказ, а только в этом есть разница между тем,
когда пьют мало и между тем, когда много.


8 кислева 5713 (1953) г., Игрот Кодеш, том 7, стр. 58

  
Несмотря на то, что мы знаем об ограничении в отношении спиртного, так как радость
праздника связана с тем, что "и черпали воду и радость из источников спасения",
а так как известно, что источник очищает и в малом, то выпив даже самую малость
можно достичь всего... тогда как гою надо для этого ведро...

Гой - имеется в виду гой в нас самих, наша животная душа, которая хочет водки...
и надо прежде не совершить грех (сур ми ра) , а затем делать добро (ве асе тов)
- выпить немного... и это должно быть с радостью.


Симхат Тора 5742 (1982) г. Итваадут, 5742 часть 1, стр. 229

  
 ...Я крайне поразился прочитать в вашем письме о выпивке. На этот счет есть
ясные указания наших Ребе... что это должно быть в малом количестве и не для
всех людей...


1 кислева 5723 (1963) г., Игрот Кодеш, том 22, стр. 359

  
Я не согласен с тем, как вы ведете себя во время хасидского собрания, ... а
так же в отношении к спиртному... И до меня дошли слухи, что оправдывают себя
тем, будто когда человек выпьет, ему легче найти слова чтобы зажечь аудиторию
- но это совершенно противоположно тому, что пишут наши Ребе... И это хуже чем
"мицва ба бе авейра" (заповедь, выполненная с помощью греха), так как в вашем
случае есть грех, а заповедь надо еще поискать...


22 ава 5720 (1960) г., Игрот Кодеш, том 19, стр. 410

  
Дошли до меня слухи, которые меня очень огорчили - то, что вы неосторожны со
спиртным и переходите грань так что всем видно, что вы пьяный. И иногда это
происходит во время хасидского собрания. Нам известы слова предыдущих Ребе о
вреде этого, т.е. о запрете пить кроме как во время хасидского собрания или
празднования, но даже тогда в малых дозах, каждый в соответствии со своей нормой.
Другими словами, если есть подозрение, что он может опьянеть от малого количества
водки, ему нельзя пить даже это количество. И если это сказали про человека
находящегося у себя дома, то намного больше это относится к хасидскому собранию...

И это указание в силе и сегодня, так как с одной стороны на каждом из нас лежит
обязанность распространять учение хасидизма, поэтому надо быть очень осторожным,
чтобы не нанести вред этому... а с другой стороны, именно во время предшествующее
приходу Мошиаха увеличивается тьма галута и соответственно усиливается материальность
тела, поэтому не только злоупотребление спиртным, но и вообще его употребление
может привести к нежелательным последствиям.

Я надеюсь, что сразу после получения этого письма вы будете сдерживать себя
в отношении спиртного, когда-же есть сомнение - надо устрожнять.


20 мархешван 5718 (1958) г., Игрот Кодеш, том 16, стр. 82-83

  
 ...По вашему вопросу о том, на какой напиток делать кидуш и авдалу, известно,
что всегда отдается предпочтение вину... То, что вы спрашиваете о проведении
хасидских собраниях и в частности о молодых людях, то я не вижу смысла в употреблении
спиртного которое вызывает неприятное впечатление и нехорошие последствия...
и известен рассказ Ребе Раяц об обычае первых хасидов которые ставили на стол
во время фарбренген бутыль водки и не пили, а только смотрели на нее. Только
в особых случаях можно пить, и то очень мало.


14 сивана 5717 (1959) г., Игрот Кодеш, том 15, стр. 188

  
Однажды на фарбренген (вечер Шавуот, 1979) Ребе сказал, чтобы каждому ребенку
находившемуся в синагоге дали сидур и деньги на цдока, а также чтобы они все
сказали лехаим. Ребе сказал: "Все девочки должны сказать лехаим на содовую или
сок.


Из дневника

  
13 сивана 5711, р. Бенцион Шем-Тов зашел к Ребе на йехидут. Среди прочих вещей
Ребе сказал ему: "Сейчас требуется внутренняя встряска. Это достигается не трехдневным
постом и не выпитой бутылкой водки - но к этому можно прийти с помощью правильно
прочитанной главы Теилим, изучения предложения из Торы с комментарием Раши,
несколько строк из Тании, хасидского маамара..."


  
Студент йешивы спросил Ребе на йехидут, может ли он принести водку на фарбренген
в йешиву в которой он дает уроки. Ребе посмотрел на него, стукнул кулаком по
столу и сказал: "Нет необходимости ни в водке, ни даже в вине. Вы можете использовать
содовую.


  
В Пурим 1966 года (известный тем, что Ребе сказал "кто протягивает руку, тому
дают...") все присутствующие удостоились получить водку от Ребе. Один студент
йешивы которому не удалось получить, написал письмо Ребе с просьбой получить
водки. Ребе написал в ответ: "Он должен учиться со старанием и усилием - ведь
"изучение Торы равно всем заповедям вместе взятым".


  
Один машпиа сказал Ребе, что на фарбренген он обязан пить много водки для того,
чтобы "разогреться" и повлиять на аудиторию. Ребе сказал в ответ: "Если вы хотите
"разогреться" - учите хасидизм который "Всевышний, твой Б-г, огонь пожирающий"
и это поможет вам".


  
Однажды Ребе сказал о запрете на спиртное: "Так как я слышал, что в последнее
время люди не очень соблюдают этот запрет, то во-первых, этот запрет все еще
в силе, во-вторых, это сильно огорчает меня и в-третьих, это разрушает работу
по распространению еврейства...".


Из записей хасидов

  *
Я получил сообщение, что некоторые хасиды опять нарушили мой запрет относительно
спиртного. У каждого есть свобода выбора поступать так, как я просил, или наоборот.
Но в связи с тем, что приближается праздник Шавуот, а в этот день мы идем на
празднчный парад, я прошу этих людей не участвовать в параде. То же касается
летних поездок в качестве моих посланников, ходить по синагогам веселить евреев
в Симхат Тора и т.д. (Что же касается убеждать евреев накладывать тфилин, так
это закон в Шулхан Арух и каждый еврей обязан делать это. Но в том, что делается
по моей инициативе, я прошу не участвовать.)

Все это касается как молодых людей, так и женатых и пожилых.

Есть такие, кто находит для себя всякие оправдания, но я не ищу никаких объяснений.
Мои намерения ясны и не нужно их интерпретировать.

Если подобные вещи имели место в прошлом, я ни на кого не держу обиды. Нужно
лишь прекратить делать так в будущем.



Савелий Крамаров: русский комик и еврей-ортодокс

 Видного московского адвоката Виктора Савельевича Крамарова подвел профессионализм.
В 1937 году он по долгу службы защищал подсудимых на инсценированных НКВД процессах.
Видимо, защищал слишком добросовестно - в 1938 году его адвокатская деятельность
была расценена как антисоветская агитация. Под пытками он подписал признание.
Срок - восемь лет. Лесоповал в Усвитлаге.

Его сыну Савелию исполнилось тогда четыре года.

Савелий жил с мамой Басей Соломоновной в коммуналке. Жили трудно, едва сводили
концы с концами. Чтобы не потерять работу, с мужем-политзаключенным Басе Соломоновне
пришлось развестись - в те времена с осужденными жен разводили без слушания
дела, сразу после объявления о разводе в "Вечерней Москве".



Виктор Савельевич отбыл срок полностью и в конце 40-х ненадолго вернулся в Москву
- в последний раз. Баси Соломоновны тогда уже не было в живых. Сын его едва
помнил, этот странный угрюмый человек с ввалившимися щеками показался ему чужим.
Заговорили о матери. Он все понимал. "Когда я получил справку из Мосгорсуда
о разводе, не поверил. Бася была самой верной женщиной на свете. Я молился за
нее". Так Савелий узнал, что отец верит в Б-га. Повзрослев, он и сам станет
религиозным человеком и не откажется от веры ни тогда, когда заметит "хвост",
выходя из синагоги, ни тогда, когда из-за "неправильной" религии его не пустят
за границу.

После той встречи Савелий Крамаров с отцом больше не виделся. Виктору Савельевичу
нельзя было оставаться в Москве, он вернулся в Бийск, а в 50-м был осужден снова
- по тому же делу.

Мама умерла, отец сидел. Савелий остался на попечении маминых братьев. Они решили,
что племянник будет обедать у них поочередно, даже составили график. Немного
денег присылал брат отца из Львова. Савелий ходил в обносках, мотался от одного
дяди к другому, учился неважно.

Пришло время поступать в институт. Савелий мечтал о юридическом, но там наверняка
тщательно изучали анкеты абитуриентов, и сыну врага народа рассчитывать было
не на что. Решили подавать документы в лесотехнический. Его приняли.

Актерская жизнь началась для Савелия с самодеятельной студии "Первые шаги" при
ЦДРИ. Лесотехнический он вскоре бросил, поступил в ГИТИС. Первой серьезной работой
Крамарова стал рассказ Василия Шукшина "Ванька, ты как здесь". Савелий сам инсценировал
его, выступал с ним в московском Театре миниатюр.

Вскоре Крамарова пригласили сниматься в кино. Его заметили после первого фильма,
признали после второго - "Друг мой, Колька!", - и завертелась бурная жизнь.

Его снимали много. Он стал звездой. Только странная была эта звездность. Смешная
дурашливая внешность и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии
- и зритель готов смеяться. Подарок для режиссера! Можно не утруждать себя.
И режиссеры не утруждались - снимали знаменитого комика как под копирку. Из
тридцати с лишним своих фильмов сам Крамаров любил лишь несколько. В конце жизни
он просил указать их в бронзовой книге на своем надгробии: "Друг мой, Колька!",
"Неуловимые мстители", "Двенадцать стульев", "Джентльмены удачи", "Не может
быть", "Большая перемена"...

Как-то за три концерта ему предложили тысячу рублей (сумму немалую по тем временам!),
он отказался: один из дней был Шаббат - суббота, когда верующие евреи не имеют
права работать.

Со временем снимать его стали меньше. Требовали покончить с религией, перестать
бывать в синагоге. Не пустили в Мюнхен на Олимпийские игры. "У меня за три последних
года было всего 12 съемочных дней. Наверное, здесь моя творческая жизнь кончилась..."
Он думал об отъезде. Его пробовали отговаривать:

- Где еще ты будешь так популярен, как здесь?

- В Талмуде есть слова о евреях-странниках. Наверное, таким странником буду
я...

Савелий подал документы на эмиграцию, на воссоединение с дядей из Львова, жившим
в Израиле. Ему отказали, так как дядя не считался близким родственником. Но
дело было совсем в другом. После отъезда Крамарова Госкино пришлось бы снять
с проката 34 фильма с его участием - огромные деньги! Пошли слухи, что его не
снимают, потому что он оглупляет образ советского человека, и вообще он бросил
искусство и перебирается к богатому дядюшке в Израиль. Савелий смеялся: "Богатый
дядюшка... Пенсионер... Если удастся заехать к нему, постараюсь помочь хоть
чем-то". Речь шла о том самом дядюшке, который когда-то посылал деньги в Москву
осиротевшему племяннику.

Путь в кино теперь был для Крамарова закрыт. Осталась одна отдушина - Театр
отказников, программа "Кто последний? Я-за вами...". Театр особый. На подступах
к нему люди в штатском проверяли паспорта у зрителей, идущих на спектакль. Савелий
не оставлял попыток добиться разрешения на отъезд, написал письмо Рейгану "как
артист артисту". В конце концов его отпустили...

Савелий приехал в Нью-Йорк, но поначалу дела его шли плохо. Он познакомился
с хасидом р. Моше-Хаимом Левином, который посоветовал ему послать факс Любавичскому
Ребе Королю Мошиаху с просьбой о благословении. Савелий так и поступил, но не
получил ответа. После этого прошло довольно много времени, а дела его не улучшились.
Как-то р. Левин навестил его, и Савелий начал опять жаловаться на отсутствие
работы, Моше-Хаим предложил послать факс еще раз. Савелий возразил, что он уже
посылал, но Ребе не отвечает. Моше-Хаим задумался и предложил ему взять на себя
выполнение какой-нибудь дополнительной заповеди. Савелий решил, что будет накладывать
тфилин. Они снова послали факс и... через двадцать минут пришел ответ от Ребе.
Ребе благословил его на нахождение работы и посоветовал переехать в Сан-Франциско...

Спустя несколько лет, когда кинопираты привезли в Россию кассеты с фильмом "Москва
на Гудзоне", там был прежний веселый боевой Савелий в роли, о которой в России
он не мог и мечтать. Он играл сотрудника госбезопасности, "опекавшего" группу
советских музыкантов.

Прошло время и Савелий смог приехать в Россию. Он уже не выглядел рубахой-парнем,
посолиднел, но глаза по-прежнему смеялись. Рассказывал, что играет эмигрантов,
говорящих по-английски с акцентом. Оказалось, что здесь, в Москве, его не забыли.
Савелий подходит к Новому Арбату - и уличная торговля заканчивается. К нему
бегут люди из киосков, дарят сувениры, просят автографы. В Сочи, куда его пригласили
на "Кинотавр", при его появлении на "Аллее звезд" публика ревела от восторга.
Ему даже выделили телохранителей.

B Штатах в профессиональной сфере все у него до поры складывалось благополучно.
После "Москвы на Гудзоне" он появился в эпизоде в знаменитой "Красной жаре"
- всего полторы минуты, но зрители запомнили эту сцену. Потом была роль русского
моряка-телеграфиста, доброго и уморительно смешного, в фильме Уоррена Витти
"Любовная афера". Он сыграл эмигранта из России в боевике "Танго и Кэш"... Крамаров
уже был готов играть серьезные роли и вскоре получил такую возможность: его
утвердили на роль без кинопробы, чего удостаивались лишь самые известные актеры
Голливуда. Но сыграть ему было не суждено. У Савелия обнаружили рак.

Савелий Викторович Крамаров скончался 6 июня 1995 года. Он похоронен близ Сан-Франциско,
на еврейском мемориальном кладбище. Его друг Михаил Шемякин по своему проекту
изваял ему надгробие.

Его помнят. И не только в России. Рабби Йосеф Лангер, раввин синагоги в Сан-Франциско,
прихожанином которой был Савелий, говорит о нем: "Он был искренне верующим человеком,
смиренным и добрым".

Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное