Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Иешива" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Штаб Мошиаха
В нашем выпуске
По просьбе Ребе Пить или не пить? Савелий Крамаров: русский комик и еврей-ортодокс По просьбе Ребе Рабби Ицхак-Зеев Сегал - глава одной из любавичских израильских йешив. Когда-то ему довелось работать в йешиве за пределами Израиля, в которой в дополнение к Талмуду и Шулхан Аруху изучались труды учения мусaр. В задачу рабби Сегала входило присутствовать на этих занятиях и наблюдать за студентами. Как-то рабби Сегал обратил внимание на одного студента, который никогда не открывал книги мусaра, а вместо этого читал какую-то небольшую книжку. Подойдя к нему, рабби Сегал увидел, что это была Тания - классический труд философии ХаБаД, написанный Алтер Ребе. Рабби Сегал спросил молодого человека - почему он не учит то же, что и все остальные студенты? Молодой человек уклончиво ответил, что зашел как-то в библиотеку йешивы, увидел эту книжку, она ему понравилась и он решил ее изучать. Заметив, что ответ не удовлетворил рабби Сегала, молодой человек сказал, что хотел бы поговорить с ним наедине. История, которую он рассказал, была удивительной. - У меня есть сестра, - начал свой рассказ молодой человек. - Она родилась немой и до семнадцати лет не могла произнести ни единого слова. Мои родители делали все возможное, чтобы она заговорила. Они обращались к лучшим докторам и видным специалистам, но никто из них не мог ей помочь. Все говорили одно и то же - у девочки отсутствуют голосовые связки, и шансы, что она когда-нибудь заговорит, практически равны нулю. В конце концов отец и мать потеряли всякую надежду услышать ее голос. Но как только моей сестре исполнилось семнадцать, и пришла пора думать о замужестве, обеспокоенные родители снова принялись водить ее по лучшим врачам. Как и в первый раз, ничего не помогло. И вдруг, когда они снова стали отчаиваться, неожиданно появилась надежда. Один из сослуживцев моего отца был любавическим хасидом. Заметив, что отец часто отлучается с работы и каждый раз возвращается чем-то обеспокоенный и взволнованный, он поинтересовался, что его так тревожит. Рассказанная история произвела на этого человека странное впечатление. Вместо того, чтобы посочувствовать моему отцу, он вдруг широко улыбнулся и сказал: "Слава Б-гу, есть у народа Израиля Ребе, за помощью к которому может обратиться каждый!" До сих пор отец считал своего сослуживца вполне нормальным человеком. Теперь же он стал сомневаться в правильности своих мыслей. "Что ты такое говоришь? - спросил он у него. - С каких это пор к великим мудрецам обращаются с личными проблемами? С вопросами Торы - это понятно, но…" Собеседник перебил моего отца на полуслове и объяснил, что к Любавичскому Ребе, который живет в Нью-Йорке, обращаются все, потому что его святые благословения помогали и помогают людям в самых критических ситуациях. "Я не понимаю, - добавил он, - как ты до сих пор у него не побывал?!" Тон сослуживца был серьезен, а слова - искренними, и мой отец решил последовать его совету. "В конце концов, - подумал он, - что я теряю?" В назначенный день все втроем встретились с Ребе. Мои родители рассказали ему всю свою историю. Вдруг Ребе попросил их выйти. Через несколько минут дверь кабинета открылась, и отец с матерью впервые в жизни услышали голос моей сестры. "Папа, мама, - позвала она, - можете заходить!" Как оказалось, после того, как они вышли из кабинета, Ребе спросил у моей сестры - согласно ли она, если поправится, заниматься еврейским воспитанием? В знак согласия она кивнула. Тогда Ребе велел ей позвать родителей… - И после этого ты решил взяться за изучение Тании? - прервал рабби Сегал рассказ молодого человека. - Нет, конечно, - ответил тот. - Просто на следующую встречу с Ребе родители взяли с собой меня, и Ребе попросил меня учить Танию. После чуда с моей сестрой, могу ли я отказать Ребе? Словарь: Алтер Ребе - рабби Шнеур-Залман из Ляд, автор Тании, основоположник и первый Ребе движения ХаБаД. Йешива - еврейское учебное заведение, где изучают Тору. Мусар - учение еврейской этики. Талмуд - обширный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Тания - фундаментальный труд учения и философии хасидизма ХаБаД. Шулхан Арух - свод законов еврейского образа жизни. Хасид - ученик и последователь Ребе. Пить или не пить? Отрывки их бесед и писем Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха По поводу того, что вы пишите по поводу употребления спиртного... Я считаю, что есть две причины того, что сейчас произошли изменения с тех пор, когда был обычай много пить: 1) Хасидам уже даны силы в виде бесед и маамарим (философских рассуждений) которые аудитория может легко понять и без того, чтобы много пить; поэтому достаточно минимума. 2) Так как в последнее время от нас требуется распространение хасидизма, то поглощение большого количества спиртного может сильно помешать этому; такого не было раньше когда это происходило в узком кругу хасидов. ...когда мы были в Риге, я слышал от своего тестя, Ребе, такие слова: "Я чувствую себя сейчас (и он имел в виду все время с тех пор как он стал мало пить), как после того, как выпил немного спиртного". И несмотря на то, что внешняя причина этому была запрет врачей, так как это была лишь причина внешняя, то хасиды, у которых главное - это внутреннее - не приняли ее ...и несомненно это является указанием вообще и кроме того, что хасиды делают так как Ребе... ...Я также говорил, что это не запрет и приказ, а только в этом есть разница между тем, когда пьют мало и между тем, когда много. 8 кислева 5713 (1953) г., Игрот Кодеш, том 7, стр. 58 Несмотря на то, что мы знаем об ограничении в отношении спиртного, так как радость праздника связана с тем, что "и черпали воду и радость из источников спасения", а так как известно, что источник очищает и в малом, то выпив даже самую малость можно достичь всего... тогда как гою надо для этого ведро... Гой - имеется в виду гой в нас самих, наша животная душа, которая хочет водки... и надо прежде не совершить грех (сур ми ра) , а затем делать добро (ве асе тов) - выпить немного... и это должно быть с радостью. Симхат Тора 5742 (1982) г. Итваадут, 5742 часть 1, стр. 229 ...Я крайне поразился прочитать в вашем письме о выпивке. На этот счет есть ясные указания наших Ребе... что это должно быть в малом количестве и не для всех людей... 1 кислева 5723 (1963) г., Игрот Кодеш, том 22, стр. 359 Я не согласен с тем, как вы ведете себя во время хасидского собрания, ... а так же в отношении к спиртному... И до меня дошли слухи, что оправдывают себя тем, будто когда человек выпьет, ему легче найти слова чтобы зажечь аудиторию - но это совершенно противоположно тому, что пишут наши Ребе... И это хуже чем "мицва ба бе авейра" (заповедь, выполненная с помощью греха), так как в вашем случае есть грех, а заповедь надо еще поискать... 22 ава 5720 (1960) г., Игрот Кодеш, том 19, стр. 410 Дошли до меня слухи, которые меня очень огорчили - то, что вы неосторожны со спиртным и переходите грань так что всем видно, что вы пьяный. И иногда это происходит во время хасидского собрания. Нам известы слова предыдущих Ребе о вреде этого, т.е. о запрете пить кроме как во время хасидского собрания или празднования, но даже тогда в малых дозах, каждый в соответствии со своей нормой. Другими словами, если есть подозрение, что он может опьянеть от малого количества водки, ему нельзя пить даже это количество. И если это сказали про человека находящегося у себя дома, то намного больше это относится к хасидскому собранию... И это указание в силе и сегодня, так как с одной стороны на каждом из нас лежит обязанность распространять учение хасидизма, поэтому надо быть очень осторожным, чтобы не нанести вред этому... а с другой стороны, именно во время предшествующее приходу Мошиаха увеличивается тьма галута и соответственно усиливается материальность тела, поэтому не только злоупотребление спиртным, но и вообще его употребление может привести к нежелательным последствиям. Я надеюсь, что сразу после получения этого письма вы будете сдерживать себя в отношении спиртного, когда-же есть сомнение - надо устрожнять. 20 мархешван 5718 (1958) г., Игрот Кодеш, том 16, стр. 82-83 ...По вашему вопросу о том, на какой напиток делать кидуш и авдалу, известно, что всегда отдается предпочтение вину... То, что вы спрашиваете о проведении хасидских собраниях и в частности о молодых людях, то я не вижу смысла в употреблении спиртного которое вызывает неприятное впечатление и нехорошие последствия... и известен рассказ Ребе Раяц об обычае первых хасидов которые ставили на стол во время фарбренген бутыль водки и не пили, а только смотрели на нее. Только в особых случаях можно пить, и то очень мало. 14 сивана 5717 (1959) г., Игрот Кодеш, том 15, стр. 188 Однажды на фарбренген (вечер Шавуот, 1979) Ребе сказал, чтобы каждому ребенку находившемуся в синагоге дали сидур и деньги на цдока, а также чтобы они все сказали лехаим. Ребе сказал: "Все девочки должны сказать лехаим на содовую или сок. Из дневника 13 сивана 5711, р. Бенцион Шем-Тов зашел к Ребе на йехидут. Среди прочих вещей Ребе сказал ему: "Сейчас требуется внутренняя встряска. Это достигается не трехдневным постом и не выпитой бутылкой водки - но к этому можно прийти с помощью правильно прочитанной главы Теилим, изучения предложения из Торы с комментарием Раши, несколько строк из Тании, хасидского маамара..." Студент йешивы спросил Ребе на йехидут, может ли он принести водку на фарбренген в йешиву в которой он дает уроки. Ребе посмотрел на него, стукнул кулаком по столу и сказал: "Нет необходимости ни в водке, ни даже в вине. Вы можете использовать содовую. В Пурим 1966 года (известный тем, что Ребе сказал "кто протягивает руку, тому дают...") все присутствующие удостоились получить водку от Ребе. Один студент йешивы которому не удалось получить, написал письмо Ребе с просьбой получить водки. Ребе написал в ответ: "Он должен учиться со старанием и усилием - ведь "изучение Торы равно всем заповедям вместе взятым". Один машпиа сказал Ребе, что на фарбренген он обязан пить много водки для того, чтобы "разогреться" и повлиять на аудиторию. Ребе сказал в ответ: "Если вы хотите "разогреться" - учите хасидизм который "Всевышний, твой Б-г, огонь пожирающий" и это поможет вам". Однажды Ребе сказал о запрете на спиртное: "Так как я слышал, что в последнее время люди не очень соблюдают этот запрет, то во-первых, этот запрет все еще в силе, во-вторых, это сильно огорчает меня и в-третьих, это разрушает работу по распространению еврейства...". Из записей хасидов * Я получил сообщение, что некоторые хасиды опять нарушили мой запрет относительно спиртного. У каждого есть свобода выбора поступать так, как я просил, или наоборот. Но в связи с тем, что приближается праздник Шавуот, а в этот день мы идем на празднчный парад, я прошу этих людей не участвовать в параде. То же касается летних поездок в качестве моих посланников, ходить по синагогам веселить евреев в Симхат Тора и т.д. (Что же касается убеждать евреев накладывать тфилин, так это закон в Шулхан Арух и каждый еврей обязан делать это. Но в том, что делается по моей инициативе, я прошу не участвовать.) Все это касается как молодых людей, так и женатых и пожилых. Есть такие, кто находит для себя всякие оправдания, но я не ищу никаких объяснений. Мои намерения ясны и не нужно их интерпретировать. Если подобные вещи имели место в прошлом, я ни на кого не держу обиды. Нужно лишь прекратить делать так в будущем. Савелий Крамаров: русский комик и еврей-ортодокс Видного московского адвоката Виктора Савельевича Крамарова подвел профессионализм. В 1937 году он по долгу службы защищал подсудимых на инсценированных НКВД процессах. Видимо, защищал слишком добросовестно - в 1938 году его адвокатская деятельность была расценена как антисоветская агитация. Под пытками он подписал признание. Срок - восемь лет. Лесоповал в Усвитлаге. Его сыну Савелию исполнилось тогда четыре года. Савелий жил с мамой Басей Соломоновной в коммуналке. Жили трудно, едва сводили концы с концами. Чтобы не потерять работу, с мужем-политзаключенным Басе Соломоновне пришлось развестись - в те времена с осужденными жен разводили без слушания дела, сразу после объявления о разводе в "Вечерней Москве". Виктор Савельевич отбыл срок полностью и в конце 40-х ненадолго вернулся в Москву - в последний раз. Баси Соломоновны тогда уже не было в живых. Сын его едва помнил, этот странный угрюмый человек с ввалившимися щеками показался ему чужим. Заговорили о матери. Он все понимал. "Когда я получил справку из Мосгорсуда о разводе, не поверил. Бася была самой верной женщиной на свете. Я молился за нее". Так Савелий узнал, что отец верит в Б-га. Повзрослев, он и сам станет религиозным человеком и не откажется от веры ни тогда, когда заметит "хвост", выходя из синагоги, ни тогда, когда из-за "неправильной" религии его не пустят за границу. После той встречи Савелий Крамаров с отцом больше не виделся. Виктору Савельевичу нельзя было оставаться в Москве, он вернулся в Бийск, а в 50-м был осужден снова - по тому же делу. Мама умерла, отец сидел. Савелий остался на попечении маминых братьев. Они решили, что племянник будет обедать у них поочередно, даже составили график. Немного денег присылал брат отца из Львова. Савелий ходил в обносках, мотался от одного дяди к другому, учился неважно. Пришло время поступать в институт. Савелий мечтал о юридическом, но там наверняка тщательно изучали анкеты абитуриентов, и сыну врага народа рассчитывать было не на что. Решили подавать документы в лесотехнический. Его приняли. Актерская жизнь началась для Савелия с самодеятельной студии "Первые шаги" при ЦДРИ. Лесотехнический он вскоре бросил, поступил в ГИТИС. Первой серьезной работой Крамарова стал рассказ Василия Шукшина "Ванька, ты как здесь". Савелий сам инсценировал его, выступал с ним в московском Театре миниатюр. Вскоре Крамарова пригласили сниматься в кино. Его заметили после первого фильма, признали после второго - "Друг мой, Колька!", - и завертелась бурная жизнь. Его снимали много. Он стал звездой. Только странная была эта звездность. Смешная дурашливая внешность и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии - и зритель готов смеяться. Подарок для режиссера! Можно не утруждать себя. И режиссеры не утруждались - снимали знаменитого комика как под копирку. Из тридцати с лишним своих фильмов сам Крамаров любил лишь несколько. В конце жизни он просил указать их в бронзовой книге на своем надгробии: "Друг мой, Колька!", "Неуловимые мстители", "Двенадцать стульев", "Джентльмены удачи", "Не может быть", "Большая перемена"... Как-то за три концерта ему предложили тысячу рублей (сумму немалую по тем временам!), он отказался: один из дней был Шаббат - суббота, когда верующие евреи не имеют права работать. Со временем снимать его стали меньше. Требовали покончить с религией, перестать бывать в синагоге. Не пустили в Мюнхен на Олимпийские игры. "У меня за три последних года было всего 12 съемочных дней. Наверное, здесь моя творческая жизнь кончилась..." Он думал об отъезде. Его пробовали отговаривать: - Где еще ты будешь так популярен, как здесь? - В Талмуде есть слова о евреях-странниках. Наверное, таким странником буду я... Савелий подал документы на эмиграцию, на воссоединение с дядей из Львова, жившим в Израиле. Ему отказали, так как дядя не считался близким родственником. Но дело было совсем в другом. После отъезда Крамарова Госкино пришлось бы снять с проката 34 фильма с его участием - огромные деньги! Пошли слухи, что его не снимают, потому что он оглупляет образ советского человека, и вообще он бросил искусство и перебирается к богатому дядюшке в Израиль. Савелий смеялся: "Богатый дядюшка... Пенсионер... Если удастся заехать к нему, постараюсь помочь хоть чем-то". Речь шла о том самом дядюшке, который когда-то посылал деньги в Москву осиротевшему племяннику. Путь в кино теперь был для Крамарова закрыт. Осталась одна отдушина - Театр отказников, программа "Кто последний? Я-за вами...". Театр особый. На подступах к нему люди в штатском проверяли паспорта у зрителей, идущих на спектакль. Савелий не оставлял попыток добиться разрешения на отъезд, написал письмо Рейгану "как артист артисту". В конце концов его отпустили... Савелий приехал в Нью-Йорк, но поначалу дела его шли плохо. Он познакомился с хасидом р. Моше-Хаимом Левином, который посоветовал ему послать факс Любавичскому Ребе Королю Мошиаху с просьбой о благословении. Савелий так и поступил, но не получил ответа. После этого прошло довольно много времени, а дела его не улучшились. Как-то р. Левин навестил его, и Савелий начал опять жаловаться на отсутствие работы, Моше-Хаим предложил послать факс еще раз. Савелий возразил, что он уже посылал, но Ребе не отвечает. Моше-Хаим задумался и предложил ему взять на себя выполнение какой-нибудь дополнительной заповеди. Савелий решил, что будет накладывать тфилин. Они снова послали факс и... через двадцать минут пришел ответ от Ребе. Ребе благословил его на нахождение работы и посоветовал переехать в Сан-Франциско... Спустя несколько лет, когда кинопираты привезли в Россию кассеты с фильмом "Москва на Гудзоне", там был прежний веселый боевой Савелий в роли, о которой в России он не мог и мечтать. Он играл сотрудника госбезопасности, "опекавшего" группу советских музыкантов. Прошло время и Савелий смог приехать в Россию. Он уже не выглядел рубахой-парнем, посолиднел, но глаза по-прежнему смеялись. Рассказывал, что играет эмигрантов, говорящих по-английски с акцентом. Оказалось, что здесь, в Москве, его не забыли. Савелий подходит к Новому Арбату - и уличная торговля заканчивается. К нему бегут люди из киосков, дарят сувениры, просят автографы. В Сочи, куда его пригласили на "Кинотавр", при его появлении на "Аллее звезд" публика ревела от восторга. Ему даже выделили телохранителей. B Штатах в профессиональной сфере все у него до поры складывалось благополучно. После "Москвы на Гудзоне" он появился в эпизоде в знаменитой "Красной жаре" - всего полторы минуты, но зрители запомнили эту сцену. Потом была роль русского моряка-телеграфиста, доброго и уморительно смешного, в фильме Уоррена Витти "Любовная афера". Он сыграл эмигранта из России в боевике "Танго и Кэш"... Крамаров уже был готов играть серьезные роли и вскоре получил такую возможность: его утвердили на роль без кинопробы, чего удостаивались лишь самые известные актеры Голливуда. Но сыграть ему было не суждено. У Савелия обнаружили рак. Савелий Викторович Крамаров скончался 6 июня 1995 года. Он похоронен близ Сан-Франциско, на еврейском мемориальном кладбище. Его друг Михаил Шемякин по своему проекту изваял ему надгробие. Его помнят. И не только в России. Рабби Йосеф Лангер, раввин синагоги в Сан-Франциско, прихожанином которой был Савелий, говорит о нем: "Он был искренне верующим человеком, смиренным и добрым".
Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||